Влияние семьи на формирование личности ребёнка.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 07.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Введение 3
2. Роль семьи в развитии личности, цели, воспитания, задачи семьи 4
3. Особенности психологического влияния семьи на процесс личностного формирования ребёнка в юношеском возрасте 6
4. Исследование стилей родительских отношений 9
5. Анализ результатов определения стилей семейного воспитания 12
6. Рекомендации по особенностям воспитания личности в юношеском возрасте 19
7. Заключение 22
8. Список литературы 23
9. Приложение 24
Особенности характера учащихся.1.Авторитарный(агрессивная, конфликтная, грубая личность, иногда весёлый).Активный, иногда взрывчатый, грубый. Иногда беспечно-веселый.2.Авторитетный( самостоятельная и самобытная личность, спокойная, уравновешена).Спокойна, терпеливая, честолюбивая. Временами обидчива.3.Авторитетный (самостоятельная и самобытная личность, спокойная, уравновешена).Недовольна, ворчливая, склонна к придиркам. Мелочно-требовательна. К язвительности не склона. Легко обижается по пустякам.4.Авторитетный (самостоятельный и самобытная личность, спокойный, уравновешенный).Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой.5.Авторитарный (агрессивная, конфликтная, грубая личность, иногда весёлый).Не стремится к лидерству, активный, иногда взрывчатый, грубый. Иногда беспечно-веселый.6.Индифферентный(не устанавливают для детей никаких правил, безразличны к собственным детям).Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, Скромный. Застенчив. Не уверен в себе.7.Либеральный(не склонны возлагать большие ожидания, самое главное для них – счастье ребенка).Стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора.8.Авторитетный( самостоятельная и самобытная личность, спокойная, уравновешена).Честолюбивая, упорная, серьезная. Самостоятельна в решениях относительно принципиальных вопросах.9.Авторитетный( самостоятельный и самобытная личность, спокойный, уравновешенный).Активный, жизнерадостный. Общительный.10.Авторитетный( самостоятельный и самобытная личность, спокойный, уравновешенный).Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Средне общителен.11.Авторитетный( самостоятельный и самобытная личность, спокойный, уравновешенный).Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный.12.Авторитетный( самостоятельная и самобытная личность, спокойная, уравновешена).Мелочно-требовательна, часто бывает хмурым, раздражительной.Рисунок 4Влияние стилей воспитания на личностьВывод: Стили семейного воспитания действительно оказывают влияние на формирование личности ребёнка.6. Рекомендации по особенностям воспитания личности в юношеском возрасте.Таблица 5№Стиль семейного воспитания.Рекомендации родителям и педагогам.1.Авторитарный.Желательно спокойно-деловое отношение. Лучше находить и рекомендовать индивидуальные занятия.2.Авторитетный.Желательно поощрять при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в своих действиях.3.Авторитетный.Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.4.Авторитетный.Создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем , чтобы нагрузка ( учебная, производственная и общественная) была в разумных пределах.5.Авторитарный.Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, обратить внимание на выработку волевых качеств.6.Индифферентный.Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Помогать в трудных ситуациях. Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.7.Либеральный.Обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т.п.)8.Авторитетный.Рекомендуется направлять усилия на повышения самооценки, укреплять уверенность в себе.9.Авторитетный.Режим желателен более жесткий, мобилизующий. Установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то – поступить в вуз и т.п.).10.Авторитетный.Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.11.Авторитетный.Главная задача- активизировать потребность к деятельности. Найти занятие, способное заинтересовать его. Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком.12.Авторитетный.Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.Вывод: в ходе исследования были изучены стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка: авторитетный, авторитарный, индифферентный и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений.Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью.Индифферентный стиль воспитания проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений между родителями и детьми, отчужденностью членов семьи друг от друга. Дети родителей с попустительским стилем воспитания не имеют представлений о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными.Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.Самым оптимальным стилем воспитания, кончено же, является авторитетный - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.Подводя итоги, необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на развитие детей. Что подтверждает выдвинутую нами гипотезу: действительно ли формирование и развитие личности ребёнка зависит от его семьи.ЗАКЛЮЧЕНИЕСемья, согласно устоявшимся взглядам, играет главную роль в формировании личности ребенка. В реальной жизни далеко не во всех семьях дети имеют достаточные условия для полноценного физического, умственного и духовного развития. Касается это не только тех семей, которые считаются неблагополучными. Семья, оцениваемая родителями и педагогами как хорошая, в глазах ребенка может таковой не быть. Исследование показало, что взгляды юных членов семьи и их родителей на тип семейного воспитания ьшш8склонны считать, что практикуют авторитетный стиль воспитания. С этим согласны лишь около половина лиц, находящихся в раннем юношеском возрасте. При определении типов семейного воспитания учителям, социальным педагогам и психологам при групповых формах диагностики детско-родительских отношений есть смысл в большей степени ориентироваться на ответы детей, так как их родители в подобном исследовании чаще склонны давать социально одобряемые ответы.Цель проекта достигнута, проведённые теоретические и практические исследования выявили влияние семьи на развитие ребёнка, формирование и становление его личности в юношеском возрастеГипотезуможно считать доказанной,развитие личности ребёнка зависит от его семьи.Таким образом можно говорить о том, что внутрисемейные отношения, является важнейшим фактором превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. М.:«Класс», 1994. С. 25–37.Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. СПб: Питер, 2008. 320 с.Барлачук Л. Ф., Морозов А. В. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2005. 528 с.Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж, 1995. 172 c.Денисенкова Н. С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 2. С. 60 Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. 176 с.Капустин С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании. М.:Когито-Центр, 2014.Коган Б. М., Викторова О. В. Гендерный аспект личностного развития на различных этапах подросткового возраста // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 5–43.Коган Б. М., Дроздов А. З., Дмитриева Т. Б. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты) // Системная психология и социология. 2010. Т. 1. № 1. С. 105–120.Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка. М.: Академический проект, 2004. 192 с.Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.Паспорт проектаФИО студента: Кулешова Кристина СергеевнаГруппа 613ФИО руководителя: Павлова Екатерина РомановнаПредмет/ Дисциплина: ОбществознаниеНаименование проектаВлияние семьи на формирование личности ребёнкаАдресация проекта (связь со специальностью)РодителямУчастники проектаЯ,руководитель Цель проектаИзучить влияние семьи на развитие ребёнка,формирование и становление его личности в юношеском возрасте.Задачи проекта для студентаОпределить роль семьи в развитии личности,цели воспитания,задачи семьи,Выявить психологические особенности влияния семьи на процесс личностного формирования ребёнка,Исследовать стили родительских отношений,Проанализировать результаты диагностического исследования,Ознакомить родителей с особенностями семейного воспитания,наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития,Разработать рекомендации для родителей,Сделать выводы.Сроки реализации Сентябрь - июньГипотезаДействительно ли формирование и развитие личности ребёнка зависит от его семьиРесурсы проекта ИнтернетПредметВлияние семьи на формирование личности ребёнка (на материале опроса моей группы) Объект исследованияЛичность и его семьяИтоги проектаПредставление выводов и рекомендаций
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование: Социальное здоровье России. М.:«Класс», 1994. С. 25–37.
2. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический под¬ход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. СПб: Питер, 2008. 320 с.
3. Барлачук Л. Ф., Морозов А. В. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2005. 528 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж, 1995. 172 c.
5. Денисенкова Н. С. Влияние семьи на развитие способностей ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. № 2. С. 60
6. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб.: Питер, 2008. 176 с.
7. Капустин С. А. Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании. М.:Когито-Центр, 2014.
8. Коган Б. М., Викторова О. В. Гендерный аспект личностного развития на различных этапах подросткового возраста // Системная психология и социология. 2015. № 2 (14). С. 5–43.
9. Коган Б. М., Дроздов А. З., Дмитриева Т. Б. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты) // Системная психология и социология. 2010. Т. 1. № 1. С. 105–120.
10. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка. М.: Академический проект, 2004. 192 с.
11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. 160 с.