Категории «общения» и «деятельности» в психологии.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 03.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Особенности понятия «общение» и его категории в деятельности индивидуума 5
1.1. Деловой этикет и принципы взаимодействия коммуникантов 5
1.2. Классификация видов и форм делового общения 7
Глава 2. Стили и принципы делового общения 9
2.1. Особенности официально-деловой коммуникации 9
2.2. Особенности коммуникативного процесса 10
Глава 3. Психология эффективного делового общения 13
3.1. Социально-психологические особенности делового общения 13
3.2. Психологические закономерности и способы взаимодействия коммуникантов в деловом общении 14
Заключение 17
Список использованной литературы и источников: 19
Поскольку деловое общение является предметно-целевой деятельностью, содержание каждой формы общения (беседы, обсуждения, доклада и т.п.), а также каждой речевой структуры (заключение, мнение, реплика, критическое замечание, заметка) зависит от коммуникативного замысла и ожидаемого результата» [1, с. 150]]. Каждая конкретная цель в деловом общении требует такого содержания общения, которое позволяет ее реализовать и достичь необходимых результатов. Успешность делового общения зависит от адекватности отношения, понимания своего предмета и межличностной позиции, знания закономерностей различных форм общения и правил поведения в различных ситуациях, умения формировать тактический план и реализовывать его на основе имеющихся социальных навыков. В качестве норм в обществе вырабатывается определенная система моделей поведения, нарушение которых включает механизмы социального контроля, что, в свою очередь, обеспечивает коррекцию девиантного поведения.«Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных странах учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально-психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения» [8, с. 259]. В заключение можно добавить, что компоненты эффективного делового общения имеют решающее значение, когда речь идет о ведении бизнеса как на операционном, так и на стратегическом уровне (планирование, разработка бизнес-модели и т. д.).ЗаключениеТаким образом, изучение категорий «общения» и «деятельности» в психологии представляет собой важный аспект понимания человеческого поведения и взаимодействия. Анализ этих категорий позволяет лучше понять процессы коммуникации, социальной деятельности и влияния окружающей среды на формирование личности. Понимание различий между этими категориями помогает психологам и специалистам в области социальных наук разрабатывать более эффективные методы воздействия и взаимодействия с людьми. Дальнейшие исследования в этой области могут привести к новым открытиям и развитию современной психологической теории.Изучение феномена психологического воздействия, проявления сопротивления ему в контексте коммуникативных процессов в трудовом коллективе, является одним из ведущих исследований на сегодняшний день, ведь по тому, какие существуют виды, меры, особенности психологического воздействия в процессе делового общения, будет проводиться оценка эффективности деятельности, сферы, целей профессиональных организаций. Решение вопросов, проблем, задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, осуществляется в рамках делового взаимодействия.Проведенное исследование позволило рассмотреть особенности делового общения, а также проанализировать психологические аспекты делового общения. Проанализировав особенности делового общения, а также его стили и принципы, мы пришли к выводу, что деловое общение представляет собой очень сложный многоаспектный процесс установления контактов между людьми, связанными профессиональными интересами, работой или карьерой. Участники коммуникативного взаимодействия выступают с официальным статусом и нацелены на достижение результата и решение конкретных задач. Особенностью процесса коммуникативного взаимодействия является его регулярность, то есть подчинение установленным рамкам, определяемым национальными культурными традициями и обычаями, профессиональными этическими нормами.Также стоит отметить, что сфера делового общения достаточно разнообразна и в коммуникативных процессах могут быть реализованы несколько видов взаимодействия.Ещё одной особенностью является то, что способы взаимодействия зависят от целей общения, особенностей его организации, эмоционального настроя собеседников, уровня их культуры и т.д. Общение как диалектический процесс представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, дифференциации, с другой. Наиболее заметным является дуализм общения в различных его видах, как деловое общение.Таким образом, рассмотренные особенности делового общения и психологические аспекты делового общения дают дальнейшую почву для размышлений и исследований, в современном коммуникативном процессе данный аспект только начинает набирать свою популярность и коммуникативные практики, и тактики делового общения постоянно пополняются новыми приёмами.С указанными тенденциями в коммуникативном процессе делового общения связаны перспективы нашего исследования: мы считаем необходимым расширение материала исследования, включающее большее количество особенностей психологического воздействия в деловом общении, а также сравнение психологических аспектов и особенностей делового общения в других национальных культурах.Список использованной литературы и источников: Аминов, И. И. Психология делового общения : учебник для студентов вузов / И. И. Аминов. – Текст : электронный // Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2020. – 287 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47410996 (дата обращения: 29.05.2024)Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16726-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535477 (дата обращения: 03.06.2024).Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер. – ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 232 с.Вершинина, А. О. Вербальные особенности делового общения представителей русской и немецкой культур / А. О. Вершинина, И. М. Рахимбирдиева. – Текст : электронный // Казань : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ТАИ2, 2017. – С. 7-10. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35550441 (29.05.2024)Виговская, М. Е. Психология делового общения / М. Е. Виговская, А. В. Лисевич. – Текст : электронный // Москва : Дашков и К|Ай Пи Эр Медиа, 2014. – 140 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24056811 (дата обращения: 29.05.2024)Денисова, А. С. Общие положения и психологические аспекты делового общения / А. С. Денисова. – Текст : электронный // Научные Записки ОрелГИЭТ, 2010. – № 1. – С. 307-308. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16968695 (дата обращения: 29.05.2024)Карнаухова, Е. С. Особенности психологического воздействия в процессе делового общения / Е. С. Карнаухова, А. И. Плохоцкий, В. В. Воронин. – Текст : электронный // Развитие профессионализма, 2016. – № 2(2). – С. 161-162. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28999095 (дата обращения: 29.05.2024)Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – Текст : непосредственный // Москва : ИНФРА-М, 2004. – 354 с. Ломов, Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов. – Вопросы философии, 1979. – № 8. – С. 34-47.Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – Вопросы психологии, 2015. – № 1. – С. 162-164.Харкова, Н. В. Понятие и особенности делового общения / Н. В. Харкова, Д. А. Евграшин. – Текст : электронный // Саратов : Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2019. – С. 38-40. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41465395 (дата обращения: 29.05.2024)Чекалдин, А. М. Деловое общение как объект социально-психологического анализа / А. М. Чекалдин. – Текст : электронный // Инновационное развитие, 2018. – № 1(18). – С. 104-105. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367689 (дата обращения: 29.05.2024)Шабшин, И. И. О психологических особенностях общения в Интернете / И. И. Шабшин. – Текст : электронный // Московский психотерапевтический журнал, 2005. – № 1(44). – С. 158-182. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12197980 (дата обращения: 29.05.2024)Шумков, А. В. Психология делового общения / А. В. Шумков. – Текст : электронный // Вестник Ульяновского государственного технического университета, 2019. – № 3(87). – С. 24-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41490057 (дата обращения: 29.05.2024)
1. Аминов, И. И. Психология делового общения : учебник для студентов вузов / И. И. Аминов. – Текст : электронный // Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Юнити-Дана», 2020. – 287 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47410996 (дата обращения: 29.05.2024)
2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для вузов / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16726-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535477 (дата обращения: 03.06.2024).
3. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер. – ОЛМА Медиа Групп, 2005. – 232 с.
4. Вершинина, А. О. Вербальные особенности делового общения представителей русской и немецкой культур / А. О. Вершинина, И. М. Рахимбирдиева. – Текст : электронный // Казань : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ТАИ2, 2017. – С. 7-10. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35550441 (29.05.2024)
5. Виговская, М. Е. Психология делового общения / М. Е. Виговская, А. В. Лисевич. – Текст : электронный // Москва : Дашков и К|Ай Пи Эр Медиа, 2014. – 140 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24056811 (дата обращения: 29.05.2024)
6. Денисова, А. С. Общие положения и психологические аспекты делового общения / А. С. Денисова. – Текст : электронный // Научные Записки ОрелГИЭТ, 2010. – № 1. – С. 307-308. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16968695 (дата обращения: 29.05.2024)
7. Карнаухова, Е. С. Особенности психологического воздействия в процессе делового общения / Е. С. Карнаухова, А. И. Плохоцкий, В. В. Воронин. – Текст : электронный // Развитие профессионализма, 2016. – № 2(2). – С. 161-162. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28999095 (дата обращения: 29.05.2024)
8. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений : учебник / А. Я. Кибанов. – Текст : непосредственный // Москва : ИНФРА-М, 2004. – 354 с.
9. Ломов, Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов. – Вопросы философии, 1979. – № 8. – С. 34-47.
10. Мазилов, В. А. Новые перспективы психологии деятельности / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – Вопросы психологии, 2015. – № 1. – С. 162-164.
11. Харкова, Н. В. Понятие и особенности делового общения / Н. В. Харкова, Д. А. Евграшин. – Текст : электронный // Саратов : Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2019. – С. 38-40. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41465395 (дата обращения: 29.05.2024)
12. Чекалдин, А. М. Деловое общение как объект социально-психологического анализа / А. М. Чекалдин. – Текст : электронный // Инновационное развитие, 2018. – № 1(18). – С. 104-105. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367689 (дата обращения: 29.05.2024)
13. Шабшин, И. И. О психологических особенностях общения в Интернете / И. И. Шабшин. – Текст : электронный // Московский психотерапевтический журнал, 2005. – № 1(44). – С. 158-182. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12197980 (дата обращения: 29.05.2024)
14. Шумков, А. В. Психология делового общения / А. В. Шумков. – Текст : электронный // Вестник Ульяновского государственного технического университета, 2019. – № 3(87). – С. 24-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41490057 (дата обращения: 29.05.2024)