Использование мнемотехник при обучении лексике в средней школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 32 32 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 03.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Сущность мнемотехник и возможность их использования в средней школе 5
1.2 Особенности обучения лексике в средней школе 15
ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 22
2.1 Анализ учебно-методического пособия «Английский в фокусе-6» 22
2.2 Комплекс упражнений с использованием мнемотехник для обучения лексике в средней школе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….32

Фрагмент для ознакомления

Для психики характерна внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и в то же время агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Главной особенностью подросткового возраста является открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности и ее свойств. ГЛАВА II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИК ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ2.1 Анализ учебно-методического пособия «Английский в фокусе-6»Учебно-методический комплекс «Английский в фокусе – 6» направлен на обучение учеников шестых классов общеобразовательных школ, которые продолжают изучение английского языка после завершения начального курса (как по учебникам серии «Английский в фокусе» под редакцией Н. И. Быковой и других авторов, так и по другим пособиям). Однако этот учебник также может быть успешно использован во втором году обучения, включая ситуации, когда английский изучается как второй иностранный язык. В основе серии лежит коммуникативно-когнитивный подход, который предусматривает постепенное развитие всех компонентов коммуникативной компетенции и формирование знаний учащихся.Основываясь на принципах ФГОС, системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению иностранным языкам акцентируют внимание на интересах и возможностях учащихся, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Эти подходы способствуют созданию образовательной среды, которая поддерживает активное участие учеников в учебном процессе и их готовность к постоянному самосовершенствованию. Важным аспектом является проектирование социальной среды, которая способствует развитию учащихся, а также построение учебного процесса с учетом психологических и физиологических характеристик каждого ученика.Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, курс направлен на развитие у школьников навыков теоретического и рефлексивного мышления, а также плавный переход от начальной школьной деятельности к самостоятельному обучению и саморазвитию в средней школе. В учебнике представлены 10 модулей, каждый посвящён отдельной теме, раскрываемой через разнообразные ситуации, адаптированные под возраст и интересы учеников. Каждый модуль состоит из 9 уроков, продолжающихся по 45 минут, и включает один дополнительный урок, который учитель может провести по своему усмотрению, исходя из уровня усвоения материала и результатов диагностики в конкретной группе или классе.В первых трех уроках (a, b, c) модуля представлен новый лексико-грамматический материал, который организован через интеграцию всех видов речевой деятельности. Микротемы всех уроков модуля вписываются в общую тему, что способствует поддержанию высокой мотивации обучающихся. Развитие всех видов речевой деятельности с учетом индивидуальных интересов и склонностей происходит в рамках данной темы. Уроки a, b, c, а также урок речевого этикета EnglishinUse, являются основой содержания модуля.Одна из разделов курса, которая называется «StudySkills», он представляет собой регулярную рубрику, призванную развивать универсальные учебные навыки. Эта рубрика входит в основную образовательную программу школы и соответствует ФГОС ООО. В рамках этого раздела школьники учатся различным методам и способам обучения, в том числе, и освоению лексики английского языка. Например, в нем изучаются приемы запоминания новых слов и грамматических структур, обучающиеся учатся эффективно пользоваться словарем и использовать свой родной язык для понимания текстов на английском языке.Введение новых слов и словосочетаний осуществляется в значимых и функциональных контекстах при помощи различных методов, включая использование сюжетных и предметных картинок. Помимо этого, для объяснения значений могут применяться пантомима, синонимы, антонимы, перефразирование и определения. Объем и эффективность запоминания лексики увеличиваются за счет словообразования и тематических классификаций, а также значительного внимания к сочетаемости слов.На данный момент активно ведется работа по развитию умения распознавать новую лексику в контексте при изучающем чтении. Для этого в большинстве текстов выделены соответствующие слова и выражения. Для усвоения материала необходимо выполнять разнообразные задания, такие как сравнение изображений с словами или фразами, заполнение пропусков в устойчивых выражениях, формирование предложений на основе личного опыта и прочее. Главная цель преподавателя в процессе обучения лексике — создать условия для применения и активизации изученного материала в разговорной практике, а также при изучении последующих тематических блоков.Достаточно большой объём в УМК, так называемой, пассивной лексики (предполагаемой для рецептивного усвоения) может перейти в актив, если учитель сам использует эти лексические единицы и стимулирует к этому обучающихсяпутём создания соответствующих речевых ситуаций.Следует отметить, что значительная часть лексики, включённой для активного освоения в рамках тематического ряда наряду с новыми словами и выражениями, былавведена на начальном этапе обучения и в 5 классе. Поэтому учителя не должен пугать объем активного лексического материала. Особое внимание следует уделитьсозданию системы работы со словарём, в первую очередь, сословарём учебника WordList(самоконтроль, взаимопроверка, работа с морфологическими характеристиками слов и пр.). С учётом объёма осваиваемой лексики словарь учебника успешно заменяет традиционный рукописныйсловарь, ведение которого уже не представляется необходимым.Значительная часть новой лексики в УМК «Английский в фокусе–6» вводится при помощи предметных и сюжетных картинок, когда обучающимсяпредлагается соотнести картинки со словами и словосочетаниями. Лексика обычно вводится в контексте, сакцентом наустойчивыесловосочетания и ассоциации, так как запоминание новых слов значительно облегчается, когда слова представлены в лексическихгруппах.Исследование данного учебно-методического комплекса указывает на недостаточное использование приемов мнемотехники при обучении лексическим единицам. В учебнике мнемотехника в основном представлена через иллюстрации. Например, среди заданий на закрепление слов встречаются упражнения с соответствующими изображениями, или задания с мнемодорожками, где учащийся рассказывает о своем первом школьном дне, ориентируясь на картинки.Подобные задания включены в каждый раздел учебного материала.Стоит подчеркнуть, что яркие иллюстрации, которые сопровождают задания, играют важную роль в удержании интереса школьников и улучшении усвоения информации. Однако, возможно дополнить учебное пособие набором лексических заданий, основанных на мнемотехниках, что облегчит запоминание новых слов и повысит мотивацию учеников к изучению языка.2.2 Комплекс упражнений с использованием мнемотехник для обучения лексике в средней школеДля разработки комплекса упражнений была выбрана одна из тем учебника: «Foodandrefresments» (Unit 9). Лексический минимум данного раздела включает слова по темам: продукты, готовые блюда, напитки.I. Рифмизация. Для ознакомления с лексическими единицами и активизации уже известного материала предлагаем использовать упражнение (упражнение №1)с мнемотехникой, а именно прочтение и заучивание рифмованного русского текста с английскими словами:1. Вкуснотища! … verygood!Пищу называют ...food .2. Для шарика, для друга,Припас я сахар … sugar.3. Для шарика, для друга,Припас я сахар … sugar.4. Так и лезет ко мне в ротЭтот вкусный бутерброд.Сверху … butterСнизу … breadПриходите на обед.5. Всегда ты сладкий ждешь сюрприз.Конфетки по-английски - … sweets.6. Я все варенье это съем.Варенье по-английски - … jam.7. Мясо жарится, шкварчитМясо по-английски - … meat.8. Винни-Пуха нет ли с вами?А то спрячу мед свой … honey.9. Треску ужасно любит кот,Треску мы называем … cod.С помощью метода «Рифмизации» мы активизируем уже имеющиеся знания и привязываем к ним новые лексические единицы. Рифмы должны вызывать положительные эмоции, для того, чтобы заинтересовать учащихся в запоминании нового материала и последующем воспроизведении. В дальнейшем на этапе тренировки при необходимости вспомнить слово достаточно обратиться к заученной рифме, чтобы активизировать свои знания. Упражнения №1 обеспечивает семантизацию слова и способствует усвоению его фонетической формы.II. ВизуализацияДля усвоения графической формы слова и закрепления понимания его значения предлагаем выполнить упражнение «Memory». Данное задание представляет метод визуализации. Упражнение предполагает несколько этапов выполнения. В первой части задания учащимся предъявляются карточки с изображениями еды и напитков и карточки с их названиями на английском языке. При этом следует произнести каждое название вслух. Затем карточки перемешиваются, а учащиеся должны сопоставить названия и изображения. Далее учащимся предлагается сыграть в игру, когда каждый по очереди открывает заранее перемешанные карточки: по одной в группе изображений и в группе названий. Цель игры – отыскать пару: изображение и название определенного продукта. Нашедший забирает карточки, а побеждает тот, у кого в конце игры окажется больше карточек.Пример таких карточек представлен на рисунке 1.Рисунок 1 - Карточки для игры «Memory»III. Семантическая классификацияКлассифицировать изображения еды и напитков можно по тем или иным признакам, например, по вкусу (сладкое, соленое, острое и т.п.), принадлежности к категории блюд (первые блюда, вторые блюда, десерты), по п т.д.), по вкусовым предпочтениям (нравится такая еда, совершенно не нравится и т.п.). При этом учащимся предоставляются готовые карточки с едой и напитками и словами-признаками. Например:Cake - sweet-stuff / dessert (сладость / дессерт);Porridge - food for breakfast (пищадлязавтрака) ит.п.IV. Метод фонетической межъязыковой аналогиизаключается в использовании сходных по звучанию слов в изучаемом и родном языках при создании ассоциативной фразы.Кукурузу съел дракон — (это) corn [kɔ: n]Рыбу видел я с афиш — (это) fish [fɪʃ]Подливку мясную разогрели — (это) gravy ['greıvı]Мёд приносит он в лохани — (это) honey ['hʌnı]На растительном масле готовил — (это) oil [ɔıl]Чай нужно мне найти — (это) tea [tiː]V. Рассмотренный ранее прием рифмизации также может быть использован в другом варианте: слова рифмуются не с русскими, а с уже известными английскими словами.Подбери рифму к каждому слову из первой группы, используя слова из второй:1. meat, milk, bread, juice, rice, flour2. hour, mice, use, glad, silk, seat.Учащимся предлагаются как уже знакомые, так и новые слова. Сначала слова произносятся учителем или читаются вместе с учениками по очереди. Затем ученики подбирают к словам из первой группы созвучные слова из второй группы. После этого объясняется значение новых слов. В итоге можно заключить, что мнемотехника является одним из действенных методов освоения новой лексики. Однако большинство учебников по английскому языку не включают такие задания, поэтому учитель сам разрабатывает интересные упражнения с элементами мнемотехники при подготовке к урокам.Мнемонические методы строятся на формировании ассоциаций и визуальных образов. Как правило, свежая лексика связывается с уже усвоенными знаниями, эмоциями и ощущениями. Мы разработали и проанализировали набор упражнений для учеников 6 класса, который, при правильном подходе, упростит освоение новых слов и поможет их легко запомнить.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе нашего исследования были подробно рассмотрены основные мнемонические техники и методы. Мы сделали упор на формирование образных и ассоциативных связей. Эффективность использования мнемотехники обусловлена активным вовлечением учащихся в процесс, где они сами создают персонализированные ассоциации и цепочки, которые наиболее подходят им. Успех в применении таких техник возможен только тогда, когда учащиеся используют свои личные опыты и впечатления. Педагогам также необходимо проявлять креативность и энтузиазм в обучении, чтобы поддерживать интерес и мотивацию учащихся.Передача знаний ученикам и их закрепление в долговременной памяти является ключевым аспектом обучения. Хотя мнемотехника может значительно повысить эффективность учебного процесса и сделать его более увлекательным и доступным, она не может быть единственным методом обучения. Грамотное использование мнемотехнических приемов позволяет улучшить качество обучения.Нами был проведен анализ учебно-методического комплекса «Английский в фокусе - 6» для выявления задач и упражнений, включающих мнемотехнические методы. Однако количество таких заданий оказалось недостаточным. В связи с чем было принято решение о разработке собственного комплекса упражнений по одной из тем учебника.Представленные нами в разработке упражнения просты и интересны. Они доступны для выполнения, каждому шестикласснику. В заданиях использованы методы рифмовки, символизации, ассоциаций. Новая лексическая единица, обычно, привязывается, к уже имеющимся знаниям,чувствам, ощущениям. При грамотном использовании мнемотехники,изучение новой лексики становится более легким, тем самым, формируетсяинтерес учащихся к иностранному предмету. Мнемотехнические упражнения– незаменимая помощь педагога, которая направлена на эффективный процессобучения.

1. Азимов Э. Г.Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н, Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Алексеев Г.А. История возникновения и развития мнемоники / Г. А. Алексеев // World science: problems and innovations : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 сентября 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 164-166.
3. Английский язык: 6 класс: учебник / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули и др. - М.: Express Publishing, 2023. - 144 с. (Английский в фокусе)
4. Базовые понятия мнемотехники. Естественные ассоциации. Искусственные ассоциации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnemonikon.ru/ (дата обращения: 20.05.2024).
5. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. – М.: Высшая школа, 1970. – 232 с
6. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам /И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.
8. Вахитова О.Р. Особенности обучения английскому языку с помощью мнемотехнических приемов [Электронный ресурс]. - URL: http://sociosphera.com/publication/journal/2013/3085/osobennosti_obucheniya_an glijskomu_yazyku_s_pomowyu_mnemotehnicheskih_primov/ (дата обращения: 20.05.2024).
9. Гальперин П. Я. Лекции по психологии / П.Я, Гальперин. – М.: Университет, 2020. – 399 с.
10. Калинина М.С. Содержание обучения иностранным языкам в контексте реализации ФГОС / М. С. Калинина, Н. Н. Остринская, М. А. Эстерман // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2019. – № 1. – С. 94-102
11. Каргина Е. М. Сочетание контекстного и изолированного изучения нового лексического материала в неязыковом вузе / Е.М. Каргина // Молодой ученый. — Казань, 2015. — № 6. — С. 615-617.
12. Катышев П.А. Мнемотехнические приемы в изучении китайской иероглифики / П.А. Катышев, Е.А. Мартемьянов // Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2015. – № 4. – С. 208- 211.
13. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.В, Клюева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2018. – 400 с.
14. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники [Электронный ресурс]. - URL: http://moemesto.ru/rusblow/file/1058880/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf (дата обращения: 20.05.2024).
15. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
16. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва: Акад. проект, 2013. – 419 с.
17. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 2015. – 223 с.
18. Мнемотехника и «изучение иностранного языка» [Электронный ресурс]. - URL: http://habrahabr.ru/post/156599/ ((дата обращения: 20.05.2024).
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
20. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. - М.: Моск. Психол.-соц. ин-т, 2015. —288 с.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.
22. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - М., 1997. – 214 с.
23. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64 с.
24. Пушкашу О.Ф. Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов / О.Ф. Пушкашу // Проблемы педагогики. – 2016. – № 4. – С. 18-21.
25. Ревина Е.В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка / Е.В. Ревина // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2017. – №2. – С. 89-95.
26. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. –М.: Просвещение, 2020. – 232 с.
27. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в начальных классах: сущность, признаки, типология, функции / Л.Н. Соколова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – №9. – С. 125-128.
28. Трубицина О.И. Мнемотехника как технология обучения иностранным языкам / О.И. Трубицина, Д.С. Вольнова // Герценовские чтения. Иностранные языки. – СПб., 2018. – С. 356-357
29. Феталиева Н.Ю. Опыт нетрадиционного образования / Н.Ю. Феталиева // Вестник МГУ. –М., 2016. – №8. – С.137-140.
30. Филатов В.М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебно – методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов. – Ростов н/Д: АНИОН, 2014. – 112 с.
31. Фурсенко С.В. Грамматика в стихах: веселые грамматические рифмовки английского языка. – СПб.: Каро, 2018. – 160 с.
32. Чепурной Г.А. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие / Г.А. Чепурной, Л.В. Бура. – Севастополь: РИБЕСТ, 2015. – 115 с.
33. Шадриков, В.Д. Мнемические способности: развитие и диагностика / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
34. Шамов А.Н. Грамматика и лексика как операциональная основа во овладении иностранным языком в школе / А. Н. Шамов, Н. С. Пронина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 7. – С. 264-273.
35. Шамов А.Н. Приемы эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. М., 2015. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.flsmozaika.ru/index.php?id=8&Itemid=11&option=com_content&vie w=article (дата обращения: 20.05.2024).
36. Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму / Т.Л. Шапиро. – М.: Филоматис, 2014. – 48 с.
37. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. – М.: Дел Центр, - 2012 – 36 с.
38. Bellezza F. Mnemonic Devices: Classification, Characteristics, and Criteria. Review of Educational Research, 1981. Vol. 51. №2, p. 247-275
39. Lorayne H. How to Develop a Super Power Memory. Florida: Frederick Fell. Meier, P.S. – 1995 – 217 p.
40. Susanto H. Procedure of teaching grammar using memory enhancement // Lingua Cultura. 2011. Vol. 5. No. 2 – P. 89-97