Предметные недели в начальной школе как средство профориентации младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 48 48 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 21.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ 5
1.1. Особенности профориентации детей младшего школьного возраста 5
1.2. Предметная неделя как одна из форм профориентации младших школьников 18
1.3. Анализ опыта учителей по проведению предметных недель в начальной школе 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ НЕДЕЛЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК СРЕДСТВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ 25
2.1. Оценка уровня сформированности профориентации младших школьников 25
2.2. Разработка предметной недели с целью профориентации младших школьников 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Фрагмент для ознакомления

Содержание занятия представлено в табл.2.1Таблица 2.1Основные этапы занятияЭтап занятияЦели и задачи этаповИллюстрация из книги«Основные и составные цвета»Цель: научить детей различать основные и составные цвета.Задачи: − формировать представления об основных цветах и смешанных; − развивать навык смешивания красок; − формировать навыки отличать оттенки цветов; Методический комментарий: Данная работа ведется тремя основными цветами. В результате смешивания основных цветов школьники должны получить оранжевый, зеленый, фиолетовый.Рисунок В.1 – Иллюстрация к произведению «Щелкунчик» (М. Митрофанов)«Тёплый колорит в живописи»Цель: развивать знания учащихся о тёплом колорите при использовании книжной иллюстрации.Задачи: − формировать навыки эмоциональной передачи натуры с помощью цвета; − воспитывать интерес к изобразительному искусству. Методический рекомендаций: на примере книжной иллюстрации раскрыть принцип насыщении цветов желтой краской для получения теплых оттенков, в устной форме с учениками проговаривать полученные оттенкиРисунок В.2 – Иллюстрация книги «Приключения Незнайки» (О. Зобнина) «Холодный колорит в живописи»Цель: развивать знания учащихся о холодном колорите при использовании книжной иллюстрации.Задачи: − формировать представления о выразительных возможностях цвета; − формировать навыки эмоциональной передачи состояния через цвет; −ознакомить с оттенками теплых и холодных тонов; −развивать образное мышление; − научить работать с цветовым кругом, с основными и составными цветами;Методический комментарий: на примере книжной иллюстрации раскрыть гамму холодных цветов, в устной форме с учениками, проговаривать полученные оттенкиРисунок В.3 – Иллюстрация книги «Русалочка» (А. Ломаев)«Контраст теплых и холодных цветов в живописи»Цель: сформировать знания учащихся о цветовых контрастах посредством использования книжной иллюстрацииЗадачи: − обучить умению различать контрастные цвета; −ознакомить с выразительными приемами; −развивать интерес к поиску цвета для выразительной передачи характера предмета; −развивать внимание при изучении формы, строения и цветовой окраски. Методический комментарий: Постановка должна обращать внимание учащихся к цвету. Сочетание должно быть контрастным. Обучать особенностям механического замешивания цвета.Рисунок В.4 – Иллюстрация книги «Руслан и Людмила» (А. Власова) «Контраст дополнительных цветов»Цель: формрование знаний учащихся о контрасте дополнительных цветов посредством использования книжной иллюстрации.Задачи: − ознакомить с понятием «цветовой контраст»; − развивать творческое воображение; − развивать интерес к поиску цвета для выразительной передачи характера предмета.Методологический комментарий: Постановка должна обращать внимание учащихся к цвету. Сочетание должно быть контрастным. Обучать особенностям механического замешивания цвета.Рисунок В.5 – Иллюстрация книги «Винни Пух» (Е. Антоненкова) День 3. Беседа по картине И. К. Айвазовского «Крымский берег»Цель: формирование познавательной деятельности обучающихся, развитие наглядно-образного мышления при анализе морских пейзажей.Оборудование: компьютерное оборудование, изображения морских пейзажей.Ход занятия- Ребята, вероятно, вы все любите море. Можете ли вы сказать, какое оно? Какими особенностями обладает?(дети делятся своими представлениями о море: спокойное, солёное, синее, бушующее…)-Итак, к этому слову можно подобрать множество характеристик. И действительно, море может быть очень разным. Даже в нашей стране встречаются разные моря, которые обладают различными характеристиками. Например, Чёрное море – это тёплое море, в котором летом обожают плавать и дети, и взрослые. А вот Белое море не такое тёплое, но и около него летом можно встретить много отдыхающих, хотя зимой оно замерзает. Также прохладным является Балтийское море, расположенное на Северо-западе России. Там очень много чаек, которые непременно слетаются на угощение от туристов. Наша страна очень большая, и поэтому не всем удобно совершать длительные путешествия, чтобы отдохнуть на чёрном или Балтийском морях. Но и жителям дальнего Востока повезло: в летнее время они могут плавать в Японском море, которое в этот период тоже хорошо прогревается! А вот в холодных морях (Карском море, Море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, чукотском море) туристы не плавают, так как практически всегда здесь очень холодно. Ребята, море стало объектом для появления многих известных произведений. О нём часто писали сказки, стихи, рассказы. Пожалуйста, вспомните, в каких литературных произведениях можно познакомиться с морем?.(дети называют литературу о море: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», стихи Жуковского, Пушкина…).- Молодцы, ребята! Море вдохновляло не только писателей, но и многих художников, поэтому появился даже особый жанр – маринизм, который объединил художников, посвящающих свои работы морю. И, казалось бы, маринисты не имеют широких возможностей для творчества, однако их картины очень различны и всегда в них можно найти что-нибудь особенное.Иван Константинович Айвазовский стал одним из самых известных российских маринистов. Этот художник жил в Крыму. Его работ, посвящённых морю, насчитывается более шести тысяч. Одной из его работ является картина «Крымский берег». Сегодня эта картина перед вами. Пожалуйста, посмотрите на неё внимательно.(обзор произведения)Фото 2. – И.К. Айвазовский. Крымский берег. 1886. Холст, масло. Музей Львов- Данная картина написана в жанре маринизма. И изображает она места, которые для художника стали самыми родными Эта картина актуальна и в наше время, так как Крым представляет собой одно из самых красивых и живописных мест в нашей стране, куда очень любят ездить отдыхающие не только из России, но и из других стран. Крым потрясает своим великолепием, возможностями для отдыха и, конечно, природным разнообразием.- Каким вы видите море на картине «Крымский берег»? (На картине показано море в спокойном состоянии. При этом оно изображено как настоящее). - Можно ли определить, в какое время суток написана картина? Почему? (Это или раннее утро, или уже вечер. Сложно сказать точнее, так как пейзаж Айвазовского окутан туманом). - На картине море удивительным образом сливается с небом. Оно отделяется от неба только линией горизонта. Художник так точно подобрал оттенки, что ему удалось показать природное единство. - Скажите, как Айвазовскому удалось показать природную гармонию? Какие оттенки для этого выбрал художник? (Художник использует многочисленные сочетания голубых и белых оттенков, затемняя только часть суши. Также на картине множество цветовых переходов).- Что зритель видит в первую очередь? (Взгляд сразу бросается на корабли, находящиеся неподалёку от берега. При этом они словно соединяют компоненты природы – воду и сушу, а также часто воздушной среды. На картине заметны тучи, которые являются предвестниками бури. Но бухта, в которой «прячутся» корабли, спасает их от предстоящей стихии). - Присутствуют ли в работе сочетания оттенков? Какое значение имеет это? (Автор сочетает как холодные, так и некоторые тёплые оттенки. Приоритет отдаётся оттенкам синего. Все оттенки приглушённые, что позволяет показать естественность). - Можно ли сказать, что картина изображает определённое настроение? (Картина передаёт необычный эмоциональный настрой. Так, она создаёт вроде бы спокойное настроение, но так как близится буря, в этом спокойствии заметны нотки тревожности). - Ребята, данное произведение, действительно, несмотря на кажущуюся романтику. Является противоречивым. И несмотря на то что данное произведение так е показывает Крым, как и другие многочисленные работы Айвазовского, оно содержит в себе свои уникальные характеристики. Перед вами другая картина Ивана Айвазовского, которая называется «У берегов Ялты» (фото 3). Давайте попробуем сравнить два варианта изображения берегов Крыма.Фото 3. – И.К. Айвазовский. У берегов Ялты. 1974. Холст, масло. Музей Луганск- Ребята, можете ли вы назвать отличия в этих работах? (Пейзаж на данной картине более оживлённый, для его создания использованы более яркие и разнообразные оттенки, однако произведении окутано всё в тот же лёгкий туман, что является традиционным для работ Айвазовского). Картина «Ночь на берегу моря в Крыму» - фото 4 тоже является произведением Ивана Айвазовского. Попробуем сравнить и с ней картину «Крымский берег».Фото 4.- И.К. Айвазовский. Ночь на берегу моря в Крыму. 1852. Холст, масло. Русский музейАйвазовский в соответствии с собственным стилем вновь окутывает морской пейзаж туманом. При этом для того чтобы показать ночь, художник стремится использовать оттенки темнее, чем в двух предыдущих работах. При этом интересным является выбор сочетания синевато-сиреневого, который изображает небо и часть моря, с золотисто-жёлтым – цветом, которым изображён цвет полной луны. Взгляд фокусируется на изображении луны. Также особой находкой стало её отражение и особый свет, передаваемый этой романтической ночью.Таким образом, картина Ивана Айвазовского «Крымский берег» полностью соответствует художественному стилю Айвазовского. При этом данная картина представляет собой уникальное произведение искусства, имеющее собственные уникальные характеристики.- А теперь я предлагаю вам выполнить какое-нибудь творческое задание:- нарисуйте рисунок моря в духе Айвазовского- напишите стихотворение или небольшой рассказ о море- создайте коллаж, посвящённый морю.День 4. Занимательное занятие в музее: «80-лет Народного ополчения Москвы 1941 года»Цель занятия: активизация познавательной деятельности посредством интеграции математических знаний и ознакомления с произведениями искусства.Оборудование: компьютерное и звуковое оборудование.Ход занятияОрг. момент. Перед входом в музейПедагог:- Здравствуйте, ребята! Ребята, как вы можете видеть, наше сегодняшнее занятие пройдёт в музее. Поэтому давайте будем помнить все необходимые правила поведения здесь. Это занятие очень интересное и уникальное. Пожалуйста, приготовьтесь и пройдите в музей. 2. Вводная частьУчитель:- ребята, сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме в истории нашей стране – теме Великой Отечественной войны. А вот тему этого занятия вы должны назвать сами. И для этого я предлагаю выполнить одно простое задание:Задание 1Назовите тему занятия, расшифровав головоломку с использованием таблицы:1234567891011121проенорфтнопробел2зпманаиооропробел3ячиояквлглдпробел(1,1), (4,2), (3,2), (1,3), (9,1), (3,3), (12,1), (5,1), (4,2), (7,1), (8,2), (11,3), (5,2), (6,1), (9,3), (9,2), (12,3), (3,1), (1,1), (4,3), (8,3), (2,3), (4,1), (10,1), (7,2), (5,3).(дети решают головоломку и называют тему)Учитель:- Молодцы, ребята! Итак, тема занятия – «Памяти народного ополчения»3. Основная частьУчитель:- Ещё в начале Великой Отечественной войны руководство СССР осознавало, как важно создать необходимые условия для народного ополчения. И вот в ночь на 2-е июля 1941 года ЦК ВКП(б) предложил местным партийным организациям возглавить создание народного ополчения, и в тот же день Военный Совет Московского военного округа принял «Постановление о добровольной мобилизации жителей Москвы и области в народное ополчение».Уже третьего июля И.В. Сталин обратился к народу с речью, в которой доказал необходимость создания народного ополчения и призвал всех, кто может, принять участие в этом движении. И сейчас у нас есть возможность послушать данную речь.(школьники слушают выступление Сталина).Учитель:- Призыв Сталина оказался очень мощным. И до нас дошли письма тех. Кто так стремился защитить Родину (зачитывание вслух письма представителей народного ополчения).Учитель:- Итак, Сталину в его речи удалось доказать необходимость создания народного ополчения и призвать в него множество людей. А чтобы узнать, сколько именно человек откликнулось, вам необходимо ознакомиться с заданием, в которое зашифрована настоящая математическая задача. Выполнив все арифметические действия, вы сможете узнать все необходимые числа и назвать их. Давайте последовательно решим все действия задачи и узнаем правильные ответы.(Учащиеся выполняют арифметические действия:144945 + 22525 = 167470(488 : 244) .2 = 472 : 6 = 121147 + 794 = 1941)Задание 2В момент опасности, нависшей над Родиной, в народное ополчение шли сотни тысяч рабочих Москвы. Только за первые дни войны москвичи подали 144945 + 22525 заявлений. В течение 488 : 244 . 2 суток в Москве было создано 72 : 6 дивизий ополчения. Предусматривалось, что они будут нести оборону на ближних подступах к столице. Но обстановка на фронте сложилась так, что в середине июля все ополченские дивизии продвинулись к дальним подступам, заняв вторую линию обороны на рубеже: озеро Селигер - Ржев - Вязьма - Дорогобуж - Людиново. В сентябре 1147 + 794 г. московские дивизии народного ополчения были включены в состав регулярных соединений. Московское народное ополчение высоко пронесло свои боевые знамена, свято храня славные боевые традиции москвичей. За мужество и стойкость, проявленные в боях с врагом, три дивизии Ленинградского, Киевского и Куйбышевского районов Москвы были удостоены высокого звания гвардейских. (проверка ответов)-Учитель:- Итак, весь советский народ сплотился и начал ожесточённую борьбу с фашизмом. Не остались в стороне и художники СССР, которые тоже были готовы защищать страну. В своих произведениях они стремились мотивировать солдат на защиту Родины. И огромная роль в этом принадлежала плакатному творчеству. Уже на следующий день после начала войны появился плакат общества художников «Кукрыниксы» под названием «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»:- Ещё одним известным и очень важным плакатом стала работа И. Тоидзе «Родина- мать зовёт»:Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.- Реакцией на жестокость гитлеровцев стал плакат «Отомсти», автором которого явился Д. Шмаринов. На нём изображена женщина, в руках которой – жестоко убитая немцами маленькая девочка. Женщина на плакате изображена на фоне мрачного пожарища, что подчёркивает её горе и отчаяние. Единственное, что ей нужно, - это месть тем, кто так жестоко перевернул всю её жизнь. И лишь народная сила ополченцев может ей помочь в этом. Учитель:- Итак, вы видите, какие искренние эмоциональные призывы показаны на плакатах советских художников! Давайте выполним ещё одно интересное задание, которое тоже связано с созданием мотивирующих лозунгов, подобных тем, которые были предназначены для ополченцев:Задание 4Придумайте собственный лозунг о защите Родины, а также особый шифр для этого лозунга. Опишите принцип разработанного шифра:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рефлексивная частьУчитель:- Ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали сегодня?- Что больше всего заинтересовало вас?- Остались ли у вас вопросы?- Пожалуйста, запишите задание на дом:Домашнее заданиеСоставьте задачу по теме «80 лет Народного ополчения Москвы 1941 года»Составьте анализ одного из плакатов, рассмотренный на сегодняшнем урокеНапишите эссе на тему «какова роль народного ополчения Москвы в годы Великой Отечественной войны».- Спасибо за внимание на занятии! До свидания!День 5. Выставка творческих работ учащихсяВ целом содержание разработанной предметной недели соответствует интересам и возможностям детей младшего школьного возраста, направлено на формирование у них познавательной активности в выбранной сфере. Для того чтобы определить эффективность и результативность данной работы, с учащимися вновь было проведено анкетирование на уровень профориентации. При этом были получены следующие результаты (рис.2.2).Рисунок 2.2 – результаты исследования уровня профориентации после проведения предметной неделиКак видно из приведённых результатов, теперь не было обучающихся, обладающих низким уровнем профориентации. При этом количество детей с высоким уровнем по данному показателю увеличилось с 15 до 65%. Следовательно, цель данного исследования полностью достигнута, гипотеза данного исследования подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ современных условиях начального образования роль профориентации учащихся очень велика. Эффективность её определяется факторами, побуждающими личность реализовывать свой потенциал в образовании; данные факторы могут содержать как внешние, так и внутренние компоненты.Проведённый сравнительный анализ различных предметных недель, которые используются в организации педагогического процесса, показал, что эффективность этих недель зависит от действия различных факторов. Большое значение имеет выбор оптимальной формы деятельности детей (одной или нескольких) для конкретных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.В рамках данного исследования проведён анализ опыта педагогов начальной школы, направленный на организацию предметных недель. Показано, что педагоги используют креативный подход, учитывают интересы и индивидуальные особенности детей, руководствуются актуальными направлениями и современными технологиями. На основе проанализированного опыта педагогов нами разработано содержание предметной недели «Развивающая живопись», в ходе которой активизация познавательной деятельности учащихся происходила посредством приобщения к произведениям искусства.Проведение опытно-экспериментального исследования показало, что на начальном этапе 25% обучающихся имели низкий уровень профориентации. После проведения предметной недели количество обучающихся, обладающих высоким уровнем профориентации, возросло с 15 до 65%, при этом не было ни одного ребёнка, обладающего низким уровнем по данному показателю. Следовательно, разработанная программа предметной недели является эффективной и результативной.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 сБондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр «Смысл», 2013. – 486 с.Гаврилина, О.В. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 3 (39). С. 23-28.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся // «Начальная школа» - № 2. – 2016. – С. 36 – 41.Иванова, И.В. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» // «Начальная школа» - № 10 – 2016. – С. 73 – 77Крючкова, Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «окружающим мир» (историко-обществоведческий материал) // «Начальная школа» - 2015 - № 12. – С. 58 - 61Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.Макаренко, О.М. Проведение предметной недели по русскому языку // Начальная школа. 2009. № 7. С. 83-84.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова - М., 2005.Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.

1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с
2. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
3. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр «Смысл», 2013. – 486 с.
5. Гаврилина, О.В. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации предметной недели по математике // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 3 (39). С. 23-28.
6. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
7. Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся // «Начальная школа» - № 2. – 2016. – С. 36 – 41.
8. Иванова, И.В. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» // «Начальная школа» - № 10 – 2016. – С. 73 – 77
9. Крючкова, Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «окружающим мир» (историко-обществоведческий материал) // «Начальная школа» - 2015 - № 12. – С. 58 - 61
10. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
11. Макаренко, О.М. Проведение предметной недели по русскому языку // Начальная школа. 2009. № 7. С. 83-84.
12. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
13. Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова - М., 2005.
14. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
15. Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.