Учение Платона о государстве и его строении.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 30.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Специфика античного миропонимания 6
1.1. Общая характеристика греческой философии и ее периодизация 6
1.2. Софистическая традиция в греческой философии и ее интерпретации в философии Платона 8
Глава 2. Политико-философские воззрения Платона 14
2.1. Идеалистическая философия Платона 14
2.2. Проект идеального государства в философии Платона 15
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Идеальным началом в человеке выступает душа, которая синтезирует в себе три начала: разумное, аффективное, неразумное. Душу Платон сравнивает с колесницей, в которую впряжены два коня под управлением кучера. Один конь строптив и рвется ввысь (аффективное начало), другой – безрассуден, ленив и довольствуется малым (неразумное начало), а кучер (разум) обязан править ими.Так и в государстве: если каждый гражданин будет делать то, что соответствует началу его души – разумное начало возьмет на себя управление, аффективное станет защищать государство, а неразумное будет смиренно, – то это приведет к всеобщему порядку и благоденствию общества, в котором главными добродетелями станут не знатное происхождение или богатство, а мужество, мудрость и справедливость. Каждый гражданин сможет создать больше вещей лучшего качества, если будет заниматься тем делом, к которому его предназначила природа. В данном контексте Платон предвосхищает принцип дифференциации общества на сословия и принцип разделения труда. Одна группа населения является производителями материальных продуктов (строители, земледельцы, торговцы, ремесленники, скотоводы). Их основная доблесть заключается в исполнительности, смирении, послушании. Другая группа людей – защитники государства, особое сословие, являющееся профессионалами в военном деле. Их подготовка требует наличия специальных знаний и специфического воспитания. Они – воины, чья главная доблесть – мужество. Но так как воины – это те, в ком превалирует аффективное начало, в них необходимо воспитывать умение подчиняться правителям, стремление охранять благоденствие общества. Высшим сословием для Платона являются правители – философы. Их подготовке мыслитель уделяет набольшее внимание. Платон стремится убедить своих современников, что идеальное государство невозможно претворить в реальность, пока место правителей не займут философы, а правители не научатся философствованию. Круг людей, способных к управлению, чрезвычайно узок. Их подготовка требует значительного времени и усилий. До двадцати лет они учатся, следующие пятнадцать лет проходят военную службу и только к пятидесяти годам они готовы взять на себя ответственность за управление государством. Именно сочетание качеств трех сословий: мудрости, мужества и умеренности определяют справедливое государство.В «Законах» Платон продолжает линию государственного контроля в сфере семьи и брака, рассматривая вопросы регламентации брачных отношений на уровне государственной политики. Единым для его теории остается тезис о доминирующей роли государства в формировании семьи, брака и её функционировании. В диалоге«Критон», который относится к ряду ранних сократических диалогов Платона,излагаются воззрения философа на природу законов, их соотношения с феноменом свободы и справедливости.Участниками диалога являются Сократ и Критон, ученик и последователь Сократа. Сюжетным обрамлением диалога выступает заключительный период жизни Сократа, которая закончилась трагически: афинское общество предложило Сократу выбор – изгнание или самоубийство, и он предпочел последнее. В научных исследованиях значительное внимание уделено тем предпосылкам, которые обусловили созревание негативного отношения к античному философу, что в конечном итоге и привело к смерти Сократа. В 404 г. до н.э. была окончена длительная Пелопонесская война, которая для Афин завершилась поражением от отсталой Спарты. Этот факт вызвал серьезное потрясение во всем древнегреческом мире, став предметом пристального внимания и осмысления. Исход войны выявил и подлинное отношение древних греков к философии. Если Сократ рассматривал процесс философского познания как феномен ценный сам по себе, то в условиях военного времени его философская деятельность, на первый взгляд, лишенная практических результатов, интерпретировалась как антисоциальная и направленная против самих гражданских основ полиса.Диалог Платона представляет собой беседу Сократа с Критоном в последнюю ночь перед тем, как Сократ должен будет привести приговор в исполнение. Критон уговаривает Сократа бежать, апеллируя к тому, что его смерть не только обратит в печаль его друзей, но и лишит мир великого человека. Логически диалог можно разделить на два смысловых блока. Первый блок посвящен выявлению сути справедливости и её соотношению с человеческим мнением. Другими словами, здесь развита мысль, что справедливость должна быть объективна, она не может рассматриваться в категориях утилитарности, практической пользы или служить сиюминутным интересам людей. Второй блок посвящен феномену закона, как объективной силы, организующей жизнь общества. Закон в данном тексте рассматривается, как явление, основывающееся на принципах последовательности и необратимости.В диалоге «Критон», стремясь обосновать мысль об объективности справедливости, Платон реконструирует своеобразный «сократический метод», который является искусством диалектического спора. Данный метод диалектического спора состоял в выявлении противоречий в рассуждениях собеседника и приведении его к истине с помощью вопросов и ответов. С помощью данного метода диалог имеет собственную внутреннюю логику, преследующую цель не только отразить аргументы соперника, но и оправдывая кажущуюся на первый взгляд отвлеченность длинного перечня предлагаемых философом вопросов, стремлением объективно продемонстрировать путь достижения некоторых посылок относительно природы и сути закона и справедливости.При рассмотрении проблемы справедливости Платон исходит из анализа природы человека, умеющего делать выводы даже о вопросах, выходящих за пределы его знаний. По словам Сократа, важнее всего не то, что думают о нас другие, а то, что думает о нас человек, понимающий суть справедливости и истину. Подчеркивается, что справедливость объективна и не зависит от мнений.Фундаментальное обоснование принципа последовательности занимает важное место в философских рассуждениях. Согласно этому принципу, никакие обстоятельства не могут изменить суть несправедливого поступка, делая его добродетельным, даже если это сделано во имя бескорыстной заботы о пользе другого человека. Это подчеркивает абстрактную природу справедливости, которая не поддается влиянию обстоятельств и условий.Принцип последовательности также применяется к законам общества. Человек, принимающий на себя обязанность соблюдать установленные законы, не вправе отказываться от них в случае, если они перестают соответствовать его личным интересам. Невыполнение законов угрожает основам государства, поскольку рассматривается как нарушение договора между индивидуумом и обществом.В соответствии с принципом последовательности, гражданин, оставаясь в пределах государства, автоматически признает законы этого государства справедливыми и обязан подчиняться им. Он не вправе отступать, уклоняться или игнорировать законные предписания, так как это является проявлением справедливости. Эти законы выполнили свои обязательства перед гражданином, предоставив ему различные блага. Таким образом, в диалоге «Критон» поддерживается концепция закона как высшей формы власти как для отдельного индивида, так и для общества в целом.Выражение высшей власти закона проявляется в необходимости полного подчинения ему индивидами. Законы, которые организуют существование общества на основе разумных принципов, противостоят хаосу и произволу беззакония. Основными принципами являются объективность, общезначимость и последовательность, которые определяют жизнеспособность законодательной системы и выводят ее из-под субъективного влияния человека.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена политическая философия Платона, выделены ключевые понятия.Платону принадлежит утопический проект идеального государства. Согласно представлению Платона, идеальное государство должно основываться на отрицании семьи и частной собственности и предполагать общее владение имуществом. Платон обосновал идею закона, как высшей власти по отношению к отдельному индивиду и всему обществу в целом. Высшая власть закона выражается в необходимости полного ему подчинения со стороны индивидов. Законы, организуя существование общества по разумным принципам, противостоят хаосу и произволу беззакония. Определяющими принципами закона являются объективность, общезначимость и последовательность.В интерпретации Платона справедливость есть то главное основание, которое объединяет людей. Именно благодаря справедливости люди живут в коллективе, оказывают друг другу помощь, и в поддержании справедливости заключается возможность счастливой жизни. Нарушение справедливого порядка ведет к ненависти и раздорам, делающим невозможным совместное существование и труд. Иными словами, справедливость цементирует государство, придает ему единство, тогда как ее отсутствие включает центробежные силы.Платон исходит из трактовки справедливости как высшей ценности, благодаря которой в государстве, так как оно выполняет свое основное предназначение, сохраняется иерархичность, гармоничный порядок и целостность – все то, что и обеспечивает возможность коллективной плодотворной жизнедеятельности людей. Ключевым теоретическим основанием, на котором Платон возводит модель идеального государства, был тезис о соотнесенности миров человеческой личности и государства в целом, как космоса и микрокосма.Список использованной литературыАристотель. О софистических опровержениях / Аристотель // Сочинения в 4-х т. : том 2. – Москва : Мысль, 1978. – С. 533-594.Батракова И. А. Отношение души и бытия в философии Платона / И.А. Батракова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2011. - № 4. – С. 103-106.Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский – Москва: Мысль, 1979. – 629 с.Кадыров А. М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учеб. пособие / А.М. Кадыров. – Уфа, 2011. – 532 с.Крючкова С. Е. Начало западноевропейской образовательной традиции: софисты / С.Е. Крючкова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - № 1. – С. 86-92.Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010 – 288 с.Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах / А.А. Новиков // Вопросы философии. – 1995. - № 5. – С. 48-59.Платон. Государство / Платон. – Москва : Академический проект, 2015. – 398 с.Платон. Критон / Платон // Сочинения в 4-х т., т. 1. – Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2006. – С. 117-135.Платон. Тимей / Платон // Собрание сочинений в 4-х томах, т. 3, ч. 1 / под ред. В.Ф. Асмуса. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – С. 495-589.Платон. Федр / Платон // Собрание сочинений в 4-х т. : т. 2. – Москва : Мысль, 1993. – С. 135-192.Семенов Д. В. Категория небытия в античной философской традиции: Парменид, софисты, Платон, неоплатоники // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2014. - № 1. – С. 82.

1. Аристотель. О софистических опровержениях / Аристотель // Сочинения в 4-х т. : том 2. – Москва : Мысль, 1978. – С. 533-594.
2. Батракова И. А. Отношение души и бытия в философии Платона / И.А. Батракова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2011. - № 4. – С. 103-106.
3. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский – Москва: Мысль, 1979. – 629 с.
5. Кадыров А. М. Культурология. Мировая и отечественная культура: учеб. пособие / А.М. Кадыров. – Уфа, 2011. – 532 с.
6. Крючкова С. Е. Начало западноевропейской образовательной традиции: софисты / С.Е. Крючкова // Знание. Понимание. Умение. – 2013. - № 1. – С. 86-92.
7. Лисанюк Е. Н. Софистика это не аргументация / Е.Н. Лисанюк // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. – 2014. - № 8. – С. 268-283.
8. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010 – 288 с.
9. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.
10. Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах / А.А. Новиков // Вопросы философии. – 1995. - № 5. – С. 48-59.
11. Платон. Государство / Платон. – Москва : Академический проект, 2015. – 398 с.
12. Платон. Критон / Платон // Сочинения в 4-х т., т. 1. – Санкт-Петербург : Изд-во Олега Абышко, 2006. – С. 117-135.
13. Платон. Тимей / Платон // Собрание сочинений в 4-х томах, т. 3, ч. 1 / под ред. В.Ф. Асмуса. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – С. 495-589.
14. Платон. Федр / Платон // Собрание сочинений в 4-х т. : т. 2. – Москва : Мысль, 1993. – С. 135-192.
15. Семенов Д. В. Категория небытия в античной философской традиции: Парменид, софисты, Платон, неоплатоники // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. – 2014. - № 1. – С. 82.