История формирования догмата о «Filioque» в латинском богословии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 33 33 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 01.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ FILIOQUE 5
1.1 Предпосылки возникновения догмата 5
1.2 Учение Аврелия Августина 12
Глава 2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ FILIOQUE В ЛАТИНСКОМ БОГОСЛОВИИ 20
2.1 Первое упоминание об учении 20
2.2 Догматический смысл формулировки "чрез Сына":богословская оценка.....................................................................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Фрагмент для ознакомления

Например, святого Иоанн Дамаскин писал "Бог … всегда был Отцом, имея из Себя Слово и через Слово исходящего из Него Духа." В "Определении православия … патриарха Тарасия," одобренном VII Вселенским Собором и Папой Адрианом, говорится: "Верую во Единого Бога Отца вседержителя, и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия … и в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца через Сына исходящего."Догматический смысл формулировки "через Сына" заключается в том, что такого рода исхождение Святого Духа "от Отца через Сына" отличается по своей природе от его вневременного исхождение "от Отца", в котором он обретает свое бытие. Исхождение от Отца есть исхождение от первопричины в пределах Святой Троицы, тогда как исхождение "через Сына" понимается православным богословием как "энергетическое сияние", исход Святого Духа из пределов Святой Троицы для благодатного освящения мира.Константинопольский патриарх Григорий Кипрский в XIII веке очень поэтично выразил догматическое значение исхождение Святого Духа "через Сына": "Дух имеет свое бытие от Отца, который есть единственная причина, из которой он исходит вместе с Сыном Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через него и при нем воссиявшая — так же, как свет исходит от Солнца вместе с лучом, сияет и является через него и при нем и даже от него … ведь и вода, которую черпают из реки существует из нее; так и свет существует из луча. но ни тот, ни другая не имеют причиной своего бытия эти две вещи".Исходя из вышесказанного, богословская оценка filioque сталкивается с определенными трудностями в связи с различными толкованиями и пониманиями, высказанными восточными отцами. Если историческая значимость данного вопроса кажется достаточно очевидной, то его теологическая оценка требует дальнейшего разъяснения и анализа.Важно отметить, что некоторые восточные отцы, включая святых Максима Исповедника, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова и Иоанна Дамаскина, признавали исхождение Святого Духа как от Отца, так и через Сына. Эти отцы высказывались, используя выражения, которые предполагали такую взаимосвязь. Например, святой Иоанн Дамаскин писал: "Бог... всегда был Отцом, имея из Себя Слово свое и через Слово свое исходящего из Него Своего Духа."Также следует отметить, что в определении православия патриархом Тарасием, одобренном VII вселенским собором и папой Адрианом, говорится: "Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя... и в Духа Святого, Господа Животворящего, От Отца Через Сына исходящего." Это подтверждает понимание исхода Святого Духа как от Отца и через Сына в православной богословской традиции.Догматический смысл формулировки "через Сына" заключается в том, что такого рода исхождение Святого Духа от Отца через Сына отличается по своей природе от вечного исхода Святого Духа от Отца, в котором он приобретает свое тройственное бытие. Исхождение Святого Духа от Отца является исходом от первопричины в рамках Святой Троицы, тогда как исхождение "через Сына" понимается как "энергетическое сияние", исход Святого Духа из пределов Святой Троицы для благодатного освящения мира.Интересно отметить, что Константинопольский патриарх Григорий Кипрский в XIII веке поэтично выразил догматическое значение исхождение Святого Духа "через Сына". Он сравнил это сияние Святого Духа с солнечным светом, который исходит от солнца вместе с лучом, сияет через него и при нем, и является от него. Таким образом, дух имеет свое бытие от Отца, из которого он исходит вместе с Сыном, проявляясь через него и с ним в тесной взаимосвязи.Эти разъяснения и анализы позволяют продолжить обсуждение важности исхода Святого Духа "от Отца через Сына" и его значимости для теологической мысли. Они также помогают уяснить понимание этого вопроса в православной традиции и его отличие от других интерпретаций. Необходимость такого обсуждения и дальнейшего исследования позволяют углубить наше понимание троичности Божества и его отношения со светом и благодатью, которые просвещают и освящают мир.Для продолжения обсуждения важности исхода Святого Духа "от Отца через Сына" и его значимости для теологической мысли необходимо рассмотреть некоторые альтернативные интерпретации этого вопроса. Возникает вопрос о применимости философской категории энергии к Божественному исходу Святого Духа, а также о различных аспектах его исхода и действия. Некоторые теологи также обращают внимание на возможные ограничения нашего понимания и пространственное представление, когда мы говорим о Божественных тайнах.Оказывается, что источники теологической мысли давно занимались рассмотрением этого вопроса. Так, например, одним из главных тематических аспектов, поднимаемых отцами Церкви, была природа Святого Духа и его исхода. В данном контексте нельзя обойти вниманием работы святых отцов, таких как Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский и других, которые внесли существенный вклад в формулировку православного понимания исхода Святого Духа.Среди толкований исхода Святого Духа важно отметить, что "через Сына" обозначает его исход как одного сущего, который одновременно происходит от Отца и пребывает в Сыне. Это не имеет противоречий и не подразумевает зависимости Сына от Отца, а скорее указывает на их нераздельное единство и единение.Таким образом, богословская оценка выражения filioque основана на традиции и обширном опыте исследования данного вопроса отцами Церкви. Она позволяет нам понимать, что исход Святого Духа "от Отца через Сына" имеет свою природу и свои тайны, которые прекрасно соотносятся с троичностью Божества и его благодатным действием в мире.Таким образом, дальнейший анализ и разъяснение философского и теологического значения исхода Святого Духа "от Отца через Сына" могут привести к более глубокому пониманию троичности Божества и его отношений с миром. Важно продолжать осмысление данного вопроса и стремиться к обогащению духовной мысли и традиции в рамках православного учения. Открытый и исследовательский подход к этому вопросу может помочь раскрыть все богатство и глубину данной доктрины.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в заключении данного исследования хотелось бы отметить, что в качестве богословского взгляда учение о filioque возникло задолго до разделения церквей. Оно основано на специфическом разъяснении ряда евангельских отрывков, в которых можно наблюдать указания на такое исхождение. например, в Евангелии от Иоанна (15:26) сказано: «Когда придет утешитель, которого я пошлю вам от отца, дух истины, который исходит от отца», и в этих словах мы видим прямое подтверждение исхода Святого Духа от него самого, которого Иисус обещал послать от себя. Также широко используются стихи из Иоанна (20:22), где после воскресения Иисус говорит ученикам «Примите духа святого», и апостол Павел в послании к галатам (Гал. 4:6) пишет о том, что Бог послал ваши сердца духа Сына Своего, а также другие отрывки.Стоит отметить, что у представления евангелия о третьем лице Святой Троицы не такая же полнота и определенность, как у ветхозаветного учения о Боге-Отце и новозаветного учения о Боге-Сыне. практически все, что нам известно о Святом Духе, содержится в прощальной беседе Господа с учениками во время Тайной вечери по Евангелию от Иоанна. наша парадоксальная ограниченность земных представлений в определении троичных отношений, о которых писал святого Григорий Богослов, больше всего затрагивает образ исхождение Святого Духа. Это учение получило значительное развитие на Втором Вселенском Соборе, где отцы собора вменились вместо краткой никейской формулы «веруем и во Святого Духа» и дали развернутое определение: «и в Святого Духа, Господа, источающего животворящий, исходящего от Отца», что достаточно определенно свидетельствует о способе исхождение Святого Духа и не дает оснований для разногласий, которые впоследствии закрепились в западном богословии в учении о его исхождение «и от Сына».распространение на западе учения о filioque связывают с именем блаженного Августина, который учил о Святом Духе "как о самом общении Отца и Сына и… той самой божественности, под которой разумеется… взаимная любовь между Тем и Другим". на его авторитет прямо ссылается Толедский Собор 688 года: "мы принимаем учение великого учителя Августина и следуем ему".Действительно, именно блаженный Августин впервые авторитетно заявил об исходе Святого Духа "и от Сына" в разъяснении эпизода из Евангелия от Иоанна (20:22), в котором Иисус говорит ученикам "примите Духа Святого". по мысли блаженного Августина, "почему нам не верить, что Святой Дух исходит и от Сына, когда Он есть Дух, равно как и Сын? ведь если бы Он не исходил от Него, то при явлении ученикам после Своего воскресения Он, как Сын, не дунул бы на них, говоря: примите Духа Святого, и что значили эти слова, если не то, что Святой Дух исходил и от Него".Таким образом, данное учение получило развитие на втором Вселенском Соборе и было связано с именем блаженного Августина, который явился его авторитетным источником.Учение стало одной из основных доктрин и принципов веры. Распространялась популярность filioque в западной латинской церкви. Такое распространение учения связано с историческим и культурным контекстом западной Европы, где сформировалась философская и теологическая традиция, в которой filioque нашло свое место.Filioque, в западной церкви, рассматривается как необходимое разъяснение и дополнение к вере. Оно позволяет лучше понять традицию и назначение святого духа в божественном плане спасения. Западные богословы считают filioque важным для подчеркивания внутренней связи между Отцом и Сыном, а также их взаимоотношений со Святым Духом.Однако, взгляды на filioque вызывали и продолжают вызывать разногласия и дискуссии между восточной и западной церквями. Византийская церковь рассматривает filioque как привносимое западом дополнение, несогласованное с ранней христианской традицией. Восточное богословие указывает на то, что исповедование единого Бога Отца, Сына и Святого Духа не допускает добавления новых понятий или изменений в доктрину.Несмотря на разногласия, учение о filioque не считается препятствием для диалога и единства между восточной и западной церквями. Важно признать различия и обратиться к источникам и историческим корням этой доктрины, чтобы продолжать духовное прогрессирование и взаимное восприятие в христианском сообществе. В конечном счете, цель любого богословского учения - укрепление и расширение веры, а не разобщение и разделение церквей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1) Эстетика. История учений в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / С. Б. Никонова [и др.] ; под общей редакцией С. Б. Никоновой, А. Е. Радеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07134-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537966 (дата обращения: 26.05.2024).2) Хомяков, А. С.  Избранные философские сочинения в 2 т. Том 2 / А. С. Хомяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 375 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08949-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538632 (дата обращения: 26.05.2024).3) Религиоведение : учебник для вузов / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06458-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535893 (дата обращения: 26.05.2024).4) Лозинский, С. Г.  История папства / С. Г. Лозинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 296 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06191-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540763 (дата обращения: 26.05.2024).5) Шаповалов, В. Ф.  Философия : учебник для вузов / В. Ф. Шаповалов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10147-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541967 (дата обращения: 26.05.2024).6) Яблоков, И. Н.  Религиоведение : учебник для вузов / И. Н. Яблоков ; под редакцией И. Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 371 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05253-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535596 (дата обращения: 26.05.2024).7) История религии в 2 т. Том 2. Книга 2. Западные конфессии. Ислам. Новые религии : учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.] ; ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03802-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512760 (дата обращения: 26.05.2024).8) Спиркин, А. Г.  История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536787 (дата обращения: 26.05.2024).9) Шапошников, Л. Е.  История русской религиозной философии : учебник для вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09716-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538256 (дата обращения: 26.05.2024).10) Шепелев, М. А.  Политическая теология : учебник для вузов / М. А. Шепелев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 529 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14831-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544539 (дата обращения: 26.05.2024).11) Шаповалов, В. Ф.  Философия : учебник для вузов / В. Ф. Шаповалов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10147-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541967 (дата обращения: 26.05.2024).12) История философии до начала XX века : учебник для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18515-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535221 (дата обращения: 26.05.2024).13) Булгаков, С. Н.  Два града: исследования о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 459 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-9916-8988-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538337 (дата обращения: 26.05.2024).14) Арефьев, А. Л.  История и теория религии в западной социологии : учебное пособие для вузов / А. Л. Арефьев, А. М. Баженов ; под редакцией Г. В. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12812-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543425 (дата обращения: 26.05.2024).

1) Эстетика. История учений в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / С. Б. Никонова [и др.] ; под общей редакцией С. Б. Никоновой, А. Е. Радеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07134-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537966 (дата обращения: 26.05.2024).
2) Хомяков, А. С. Избранные философские сочинения в 2 т. Том 2 / А. С. Хомяков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 375 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08949-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538632 (дата обращения: 26.05.2024).
3) Религиоведение : учебник для вузов / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06458-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535893 (дата обращения: 26.05.2024).
4) Лозинский, С. Г. История папства / С. Г. Лозинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 296 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06191-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540763 (дата обращения: 26.05.2024).
5) Шаповалов, В. Ф. Философия : учебник для вузов / В. Ф. Шаповалов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10147-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541967 (дата обращения: 26.05.2024).
6) Яблоков, И. Н. Религиоведение : учебник для вузов / И. Н. Яблоков ; под редакцией И. Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 371 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05253-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535596 (дата обращения: 26.05.2024).
7) История религии в 2 т. Том 2. Книга 2. Западные конфессии. Ислам. Новые религии : учебник для вузов / И. Н. Яблоков [и др.] ; ответственный редактор И. Н. Яблоков. — 4-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03802-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512760 (дата обращения: 26.05.2024).
8) Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536787 (дата обращения: 26.05.2024).
9) Шапошников, Л. Е. История русской религиозной философии : учебник для вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 410 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09716-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538256 (дата обращения: 26.05.2024).
10) Шепелев, М. А. Политическая теология : учебник для вузов / М. А. Шепелев. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 529 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14831-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544539 (дата обращения: 26.05.2024).
11) Шаповалов, В. Ф. Философия : учебник для вузов / В. Ф. Шаповалов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10147-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541967 (дата обращения: 26.05.2024).
12) История философии до начала XX века : учебник для вузов / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 282 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18515-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535221 (дата обращения: 26.05.2024).
13) Булгаков, С. Н. Два града: исследования о природе общественных идеалов / С. Н. Булгаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 459 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-9916-8988-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538337 (дата обращения: 26.05.2024).
14) Арефьев, А. Л. История и теория религии в западной социологии : учебное пособие для вузов / А. Л. Арефьев, А. М. Баженов ; под редакцией Г. В. Осипова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 290 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12812-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543425 (дата обращения: 26.05.2024).