Детские страхи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 36 36 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава I. Детские страхи 6
1.1 Понятие и значение «страха» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Причины и особенности проявления страхов в период детского возраста 10
Глава II. Экспериментально-психологическое исследование страхов в период детского возраста 17
2.1 Методика исследования детских страхов: тест Люшера и рисуночного теста «Несуществующее животное» А. Захарова и М. Панфиловой 17
2.2 Результаты проведенного исследования 21
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36

Фрагмент для ознакомления

Особое внимание уделено прорисовке глаз, что является символом проявления страха общей формации. Прослеживается контроль за своими действиями, ожидание оценивания стороннего наблюдатели при прорисовке образа. Выражается зависимость от постороннего оценивания. Респондент 2: при прорисовке образа прослеживается нерешительность в действии и ригидность мышления, склонность к рефлексии. Выражается тревожность за предстоящую деятельность, боязнь проявления активного участия в деятельности со своей стороны. Стремление к взаимодействию или индивидуальная деятельность обусловлен ситуативным характером и выражаются после предварительной оценки своих возможностей. Переживания страха или его выражения не наблюдается. Респондент 3: расположение образа в центральной части листа, особое внимание уделено прорисовке глаз, что говорит о возможном присутствии страха. В процессе прорисовки повышен контроль собственных действий. Характерными особенностями рисунка выступают черты образа, свидетельствующие об общей защите и стремлению к обособленности, а также о страхе перед взаимодействием с окружающим миром и сообществом – панцирь и шипы. Респондент 4: о снижении общего эмоционального фона при выполнении задания говорит выбор художественного средства для прорисовки образа – простой карандаш, но при этом образ имеет несколько голов, что свидетельствует о разнообразии ситуаций возможного проявления тревожности. Агрессия выражается в дополнительных прорисовках различных предметов вокруг образа, в том числе выражение стремления к самозащите.Респондент 5: образ прорисован в незначительном масштабе в нижнем левом углу листа, что выражает неуверенность в своих действиях, а также ожидания порицания за возможный результат, что свидетельствует об остром восприятии критики значительном воздействии на самооценку. В соотношении с общим масштабом образа в значительной мере прорисованы и увеличены глаза, что характеризует респондента, как стремящегося к избеганию взаимодействия с окружающим миром в виду повышенной тревожности и невозможности прогнозировать результат возможного взаимодействия – основной страх респондента. Респондент 6: при прорисовке образа наблюдается повышенный контроль за собственными действиями. Образ выполнен с большим количеством острых углов, что характеризует о стремлении подавления собственной агрессии. Рисунок и образ в целом расширен значительным количеством предметов, которые спрятаны самим образом для возможной обороны при возникновении разнообразных ситуаций. Респондент 7: образ расположен в верхней части листа и выполнен ограниченным количеством цветовой гаммы. Однотипность и однонаправленность частей тела образа свидетельствует о стремлении к стабилизации своего эмоционального фона. Закрытые глаза образа свидетельствуют о подавлении собственного тревожного состояния, как некомфортного. Респондент 8: образ значительно оснащен средствами защиты анатомического характера – клыки, когти, дополнительные части тела, оснащенные когтями и пальцами, что свидетельствует о стремлении к самозащите при малейшем проявлении возможного несогласия или критики. В значительной мере и масштабе выражены уши образа, то есть стремление к контролю происходящего и готовности принимать новую информацию, с целью предотвращения возможной угрозы. Тревожность и страхи выражаются в ответной агрессивной реакции и стремлению подавить реальную и мнимую опасность.Респондент 9: образ и лист расположены вертикально, что свидетельствует о стремлении к неподчинению и выражению собственного индивидуального «Я». Выражение неуверенности в своих действиях и склонности к обостренному восприятию критики выразились в том, что рисунок респондентом был уничтожен. Респондент 10: образ располагался в центральной части листа и выполнен одним цветом с максимальной приближенностью к человеческому образу, что в равной степени может свидетельствовать как о ситуативном нежелании взаимодействовать или о подавлении общего эмоционального состояния в виду внутреннего напряжения и внутренних конфликтах, что в свою очередь предполагает при дальнейшем взаимодействии применение иных методик для выявления более конкретного результата. Респондент 11: образ расположен в верхней части листа и ярким синим цветом, что может свидетельствовать о самоконтроле не только своей деятельности, но и интеллектуальных процессов. Образ выполнен с прорисовкой большого количества углов почти с полным отсутствием круглых или овальных форм, что свидетельствует о достаточно агрессивном настрои при проявлении критики или порицания действий, возможно также выразительное стремление к стабилизации собственного эмоционального состояния и потребности в ощущении безопасной среды. Респондент 12: образ выполнен в красной, оранжевой и желтой цветовой гамме, что свидетельствует о наличии ярко-выраженных эмоций. Образ расположен в левой части листа в состоянии активного движения, не статичного положения. Глаза прорисованы не более тщательно, чем другие элементы и соответствуют общему представлению о форме и масштабе в соотношении с остальным образом, что свидетельствует об отсутствии ярко-выраженных страхов. Респондент 13: образ расположен в центральной части листа со смещением влево, что может свидетельствовать о погруженности в осмысление или ярких эмоциях в недавнем прошлом, которые сопровождаются тревожностью. В значительной степени прорисованы уши, что свидетельствует об остром восприятии информации. Такое выражение образа может также свидетельствовать о повышенном внимании к недавнему событии. Глаза образа неярко выражены, что свидетельствует об отсутствии страхов в текущий момент или утрата их актуальности. Респондент 14: образ прорисован в значительном выражении глаз, как при тщательной прорисовки, так и при общем соотношении с масштабом образа. Образ снабжен достаточным количеством круглых и овальных форм, что также свидетельствует о стремлении к приспособлению в ситуации, а отсутствие ярко выраженных дополнительных элементов это подчеркивает. Страх сконцентрирован на возможной отрицательной оценкой окружающими.Респондент 15: образ прорисован ограниченным количеством цветовой гаммы, находится в центральной части листа, и сохраняет горизонтальное положение, при этом сам лист расположен вертикально, что свидетельствует о стремлении респондента найти свое положение и «Я» в окружающем мире среди ближайшего окружения, неготовности подстраиваться, но и невыразительном стремлении к проявлению собственной индивидуальности. В значительной степени выражается страх перед контролем окружающих за действия. Данные результатов представлены в Таблице 2. Таблица 2. Результаты рисуночного теста "Несуществующее животные"Респондент«Несуществующее животное»1Не высокое влияние страхов на жизнь2Не высокое влияние страхов на жизнь3Высокое влияние страхов на жизнь4Не высокое влияние страхов на жизнь5Высокое влияние страхов на жизнь6Не высокое влияние страхов на жизнь7Не высокое влияние страхов на жизнь8Не высокое влияние страхов на жизнь9Высокое влияние страхов на жизнь10Не высокое влияние страхов на жизнь11Высокое влияние страхов на жизнь12Не высокое влияние страхов на жизнь13Не высокое влияние страхов на жизнь14Высокое влияние страхов на жизнь15Высокое влияние страхов на жизньДля возможности сравнения результатов в совокупности представлены две диаграммы, составленные по результатам исследований с применением указанных методик. Диаграмма 1 соответствует результатам рисуночного теста «Несуществующее животное» А. Захарова и М. Панфиловой. Диаграмма 2 соответствует результатам применения интерпретации рисуночного теста (Приложение 1). Из 31 одного возможного страха у группы респондентов отмечаются страхи в количестве от 6 до 15.Диаграмма 1. Диаграмма 2.По результатам представленных методик и исследовании данных сделаны выводы, что 8 испытуемых из 15 не испытывают существенных страхов по сравнению с остальными 7, которые испытывают значительное затруднение в проявлении самостоятельности и ответственности ввиду страхапорицания за принятое решение, что также свидетельствует о проявлении инфантильности, и в будущем может потребовать корректировки или профилактики. Большинство страхов и проявление тревожности основаны на предыдущем опыте взаимодействия со сверстниками и оценивании результатов той или иной деятельности или поведения со стороны педагогов и родителей, что на данном этапе развития личности является закономерным и превалирующим процессом в формировании мировоззрения, морально-нравственны ценностей и самоактуализации и самоопределении «Я» в мире сверстников и ближайшего окружения. ЗаключениеТаким образом, согласно исследованному теоретическому представлению о страхах и проведенном исследовании следует, что страх и тревожность имеют разные причины происхождения, но могут быть связаны друг с другом в качестве продолжающегося психо-эмоционального состояния. Причины страха могут быть обусловлены реальной угрозой или представлением о предстоящих явлениях, событиях или предметах, то есть не иметь реальной обусловленности в текущей момент, а продуцированной эмоцией. В своем большинстве детские страхи становятся выражением детско-родительских отношений, которые имеют непосредственное воздействие на ребенка в процессе воспитания, а степень выраженности страха может быть соотнесена с индивидуальными качествами и характеристиками личности. Существенные психологические нагрузки, которые испытывает ребенок на всех этапах своего взросления могут выражаться в тревожности, причины которой могут быть обусловлены теми же страхами о социальном взаимодействии, качестве такого взаимодействия и результативности. При этом дети, в отличие от взрослых являются более незащищенными, как в своих реакциях, выраженных на явления и побуждающих страх, так и в последующей самостоятельной проработке такой эмоции и возможных развитиях последствий, как для психологии ребенка, так и для организма в целом.При невозможности и неумении ребенком использовать адекватные стратегии для преодоления страха, развитие этой эмоции может нанести ущерб формированию личности на данном этапе развития, что впоследствии может потребовать профилактических или корректирующих мер. Также следует подчеркнуть, что ввиду особенностей детского возраста, который не позволяет быть в полноценном контакте с исследователем, стоит проводить более широкую диагностику, которая могла бы дать более конкретизированные и широкие представления о психо-эмоциональном состоянии ребенка и наличии у него страхов.Те или иные страхи являются в детском возрасте ответной реакцией на те или иные процессы взаимодействия ребенка с миром и окружающими, поэтому особое внимание к появлению и проявлению страхов следует уделять его социальной и безопасной внутрисемейной среде, что в первую очередь предоставляется возможным для обеспечения родителями. Список литературыАстапов В. М. Тревожность у детей : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004. С.224.Белоусова А. К. Возрастная психология : учеб. для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2012Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / Под. ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 134-142.Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности // Международная педагогическая академия. 1995. Т. 209. С.74-82. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004.Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, № 5, С.104 – 144.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. – С.136.Выготский Л. С. Детская психология. Т. 4. М., 2000. С.336.Гриднева, С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совпадающего поведения у детей 9-10 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2007. – С.23Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – С.478.Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 1995. – С.63.Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - Тбилиси, 1966. - С.50.Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, № 4, С.89 – 95.Ковалев В.В. Психогенные патологические механизмы формирования личности у детей и подростков. - М., 1976. – С.132.Минаева Е. В., Иванова Н. В., Павликова О. В. Психолого-педагогическая работа со страхами детей // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 231–235.Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С.304.Фрейд З. Психоанализ детских страхов, 1999. С. 21.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / пер. с англ. М.: Прогресс, 2003. С.480.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. – С.342, С.700.Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. С.575.ПриложениеПриложение 1Перечень страхов, который называет исследователь при использовании методики «Несуществующее животное» А. Захарова и М. Панфиловой.Ты боишься:когда остаешься один;нападения;заболеть, заразиться;умереть;того, что умрут твои родители;каких-то детей;каких-то людей;мамы или папы;того, что они тебя накажут;Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);перед тем как заснуть;страшных снов (каких именно);темноты;волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);когда очень высоко (страх высоты);когда очень глубоко (страх глубины);в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);воды;огня;пожара;войны;больших улиц, площадей;врачей (кроме зубных);крови (когда идет кровь);уколов;боли (когда больно);неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);опоздать в сад (школу).Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;страх смерти (своей);боязнь животных;страхи сказочных персонажей;страх темноты и кошмарных снов;социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств.

1. Астапов В. М. Тревожность у детей : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2004. С.224.
2. Белоусова А. К. Возрастная психология : учеб. для вузов. Ростов н/Д. : Феникс, 2012
3. Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы // Тревога и тревожность / Под. ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001. С. 134-142.
4. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности // Международная педагогическая академия. 1995. Т. 209. С.74-82.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2004.
6. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, № 5, С.104 – 144.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: МГУ, 1976. – С.136.
8. Выготский Л. С. Детская психология. Т. 4. М., 2000. С.336.
9. Гриднева, С.В. Личностные детерминанты страхов и стратегий совпадающего поведения у детей 9-10 лет: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ростов-на-Дону, 2007. – С.23
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. – Москва: Юрайт, 2014. – С.478.
11. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ, 1995. – С.63.
12. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. - Тбилиси, 1966. - С.50.
13. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии, 1984, № 4, С.89 – 95.
14. Ковалев В.В. Психогенные патологические механизмы формирования личности у детей и подростков. - М., 1976. – С.132.
15. Минаева Е. В., Иванова Н. В., Павликова О. В. Психолого-педагогическая работа со страхами детей // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 231–235.
16. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М.Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С.304.
17. Фрейд З. Психоанализ детских страхов, 1999. С. 21.
18. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / пер. с англ. М.: Прогресс, 2003. С.480.
19. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. – С.342, С.700.
20. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. С.575.