Современные реформы школьного исторического обучения: новые ФГОС, программы и учебники.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Структура и анализ содержания школьного исторического обучения 5
2.Анализ современных направлений реформ школьного исторического обучения 19
2.1. Новые ФГОС по истории 19
2.2. Анализ новых учебников по истории 27
Заключение 37
Список литературы 39

Фрагмент для ознакомления

Стало (3): «Со смертью И. Сталина 5 марта 1953 г. закончилась целая эпоха в жизни страны. Уход из жизни многолетнего лидера государства вызвал у большинства советских людей растерянность, страх, искреннее горе. Неоднозначной была реакция в мире. Наряду с сожалением и обычными в таких случаях выражениями скорби простых людей, симпатизировавших Советскому Союзу и его лидеру, многие газеты и журналы проамериканской ориентации именовали умершего вождя тираном, диктатором. Однако чаще всего вспоминали о роли Сталина в победе над Германией и освобождении мира от нацистской угрозы».О передаче КрымаБыло (2): «В 1954 г. Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Передачу приурочили к юбилею воссоединения Украины с Россией. При этом мнение местных жителей не спрашивали. В те годы считалось, что не так важно в составе какой республики СССР находится та или иная территория. Но последствия этих решений оказались долгосрочными».В учебнике истории от 2010 года тема передачи Крыма Украинской ССР не поднималась.Стало (3): «В 1954 г. по личной инициативе Н. Хрущева и без соблюдения норм советского законодательства Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Мнения крымчан, абсолютное большинство которых составляли этнические русские, никто не спрашивал… В результате Крым на долгие годы оказался оторван от России. Историческая справедливость была восстановлена только в 2014 г.»О полете ГагаринаБыло (1): «Выводятся на околоземную орбиту первый в мире спутник (1957 г.) и первый космический корабль с человеком на борту — Ю. А. Гагариным (1961 г.). Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному рутинному пути».Стало (3): «Первый в истории человечества полет в космос стал триумфом Советского Союза. Советского космонавта Юрия Гагарина восторженно принимали во многих странах мира. Авторитет СССР шагнул на космическую высоту».О качестве жизни в эпоху застояБыло (1): «На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах — около 12%). С 1970 по 1985 годы на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому важнейшему показателю СССР откатились на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е».Стало (3): «СССР достиг больших успехов в развитии науки, образования, здравоохранения. Это обеспечило положительную динамику роста населения, увеличение продолжительности жизни. По уровню образования СССР занимал передовые позиции в мире».О ТЭКе эпохи застояБыло (1): «Главный способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более что цены на них возросли только за 70-е годы почти в двадцать раз. За 1960–1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный "колониальный" характер. Зато казна сказочно обогатилась за счет сотен миллиардов нефтедолларов».Стало (3): «Разведка и обустройство сырьевых месторождений, строительство магистральных трубопроводов, распределительных и перерабатывающих систем и производств стало одним из наиболее масштабных проектов, к реализации которого были подключены все отрасли хозяйства СССР. Успешная разработка в СССР нефтяных и газовых месторождений совпала по времени с острейшим энергетическим кризисом на Западе».О БрежневеБыло (1): «В лице Л. И Брежнева и его окружения советская номенклатура — государственная, хозяйственная, военная и наиболее влиятельная партийная — нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое руководство страны добросовестно и, как правило, без ненужной самодеятельности проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся в этом узком и всевластном слое советского общества».Стало (3): «Он проявил себя как мудрый и успешный лидер… Главной особенностью политического развития СССР в рассматриваемый период стала стабилизация властной системы. Ведущая роль в руководстве утвердилась за Л. Брежневым, который при принятии решений в значительной степени ориентировался на коллективное мнение партийного аппарата».О гласностиБыло (1): «Был провозглашен курс на гласность, т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию "спецхранов" в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного "социалистического выбора"».Стало (3): «В условиях, когда все цензурные ограничения были сняты, а государство фактически самоустранилось от контроля СМИ, на граждан СССР обрушилась лавина деструктивной и враждебной информации. Это преподносилось как "свобода слова"».О войне в АфганистанеБыло (1): «В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда "ограниченного контингента советских войск" (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопролитную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни».Стало (3): «25 декабря 1979 г. по просьбе правительства Афганистана в страну был введен Ограниченный контингент советских войск. Его целью была поддержка афганской армии в борьбе с исламистами, чьи базы при помощи США и НАТО были развернуты на территории соседнего Пакистана. Запад использовал присутствие советских войск в Афганистане для пропагандистских нападок на СССР».О распаде СССРБыло (1): «Прошедший в марте 1991 года первый в советской истории всесоюзный референдум давал М. С. Горбачеву и его сподвижникам надежду, что "глас народа" будет услышан республиканскими политиками: из 185,6 млн полноправных граждан проголосовали 148,6 млн, 76,4% которых высказались за "сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик"».Стало (3): «17 марта 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум, на котором более 76% граждан СССР высказались за сохранение союза… На Украине в бюллетень Всесоюзного референдума был добавлен вопрос, манипулятивный характер которого был тогда еще не всем очевиден: "Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на основе Декларации о государственном суверенитете Украины?" Если за сохранение СССР проголосовало 70,2%, то по второму вопросу — 80,2%. Большинство обычных людей, отвечая "за" на оба вопроса, не могли разглядеть двойного дна, так как сохранение Союза ССР без Украины было невозможно никому и представить».О путче 1991 годаБыло (2): «Захват Белого дома можно было произвести только ценой больших человеческих жертв. Члены ГКЧП не решились на кровопролитие. Они не знали, что делать. Им перестали подчиняться войска. Но 21 августа все же произошли столкновения бронетехники и демонстрантов, во время которых погибли три человека».Стало (3): «Члены ГКЧП при этом бездействовали: в сложившихся обстоятельствах для перелома ситуации в свою пользу невозможно было избежать применения силы. На это, однако, они пойти не решились. Странный путч, в котором якобы путчистами выступали все законные руководители государства, так же странно и закончился».О ваучерной приватизацииБыло (1): «Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданами России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности».Стало (3): «Правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (его на западный манер назвали ваучер) номиналом 10 тыс. руб., который можно было обменять на акции. Массовая приватизация началась в августе 1992 г. Авторы реформы утверждали, что стоимость ваучера соответствует цене автомобиля "Волга", но это было обманом. К концу года его реальная цена соответствовала разве что цене нескольких килограммов колбасы».О президентских выборах 1996 годаБыло (1): «Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса реформ, обещая в большей степени, чем раньше, развернуть их "лицом к народу". Его оппонент, напротив, резко критиковал реформы и их результаты… Большинство избирателей сделало выбор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое».Стало (3): «Авторитет Ельцина был крайне низок. В ходе предвыборной кампании сторонники президента сделали ставку на передовые информационные технологии и агрессивную кампанию в СМИ. День и ночь телевидение и ряд наиболее влиятельных печатных изданий убеждали избирателей, что в случае поражения Ельцина к власти вернутся коммунисты, и не жалели красок для живописания предстоящих в этом случае ужасов и потрясений. Ельцина поддержали и семь крупнейших олигархических финансовых групп России ("семибанкирщина"), которые обеспечили финансирование его избирательной кампании».Преимущества нового учебника1. Актуальность материала Одним из главных преимуществ нового учебника является актуальность представленного материала. В нем учитываются современные исторические исследования и достижения, а также события, произошедшие в последние годы. Это создает возможность включить в учебный процесс реальные примеры и показать связь между прошлым и настоящим, что делает обучение более интересным и понятным для учащихся.2. Мультимедийные возможности Особое внимание в новом учебнике уделяется использованию мультимедийных технологий. В нем представлены интерактивные элементы, видеоматериалы, аудиофрагменты и другие средства визуализации, которые позволяют учащимся лучше воспринимать и усваивать информацию. Такой подход способствует развитию критического мышления, аналитических и коммуникативных навыков.3. Дифференциация материала Новый учебник предлагает дифференцированный подход к изучению истории. Материал разделен на несколько уровней сложности, что позволяет каждому учащемуся выбрать подходящий уровень и осваивать материал согласно своим возможностям и способностям. Это позволяет учащимся быть более активными участниками образовательного процесса и формирует у них уверенность в своих знаниях.Недостатки нового учебника1. Избыточность информации Один из главных недостатков нового учебника - избыточность информации. Иногда содержание учебника представляется слишком объемным и сложным для усвоения. Это может вызывать перегрузку информацией учащихся и затруднять процесс обучения. Кроме того, в сконцентрированном объеме учебника есть риск упустить важные детали и события.2. Отсутствие глубины изложения В новом учебнике иногда наблюдается недостаточная глубина изложения исторических событий. Пояснения и объяснения могут быть поверхностными, что затрудняет полное понимание исторических процессов и их последствий. Недостаточная глубина изложения может привести к упрощенному восприятию истории и искажению представлений у учащихся.3. Ограниченное обращение к различным историческим источникам Еще одним недостатком нового учебника является ограниченное обращение к различным историческим источникам. В частности, могут недостаточно использоваться источники со свидетельствами очевидцев, архивные документы и другие первоисточники. Это мешает учащимся оценивать исторические события с разных точек зрения и развивать навыки исторического исследования.Одной из основных особенностей нового учебника является его подход к изучению истории. Вместо простого перечисления событий и дат, учебник ставит акцент на понимание причин и последствий исторических событий. Он помогает учащимся развить навыки анализа и критического мышления, а не просто запомнить факты.Другим важным изменением является современное видение исторических периодов и фигур. В новом учебнике уделено больше внимания не только национальным героям, но и обычным людям, которые играли важную роль в истории. Это помогает студентам лучше понять разнообразие перспектив и контекст, в котором происходили события.Также следует отметить изменения в подходе к представлению материала. Новый учебник предлагает различные источники, такие как фотографии, документы и мемуары, которые помогают визуализировать исторические события и делают их более доступными и увлекательными для студентов. Кроме того, учебник активно использует интерактивные элементы, что помогает развить у учащихся навыки работы с различными типами информации и дает им возможность более глубокого погружения в историю.Следующим важным изменением является учет современных тенденций и исторической перспективы. Новый учебник обсуждает актуальные темы, такие как глобализация, технологические инновации и изменение климата, а также анализирует их влияние на исторические события. Это помогает студентам увидеть связи между прошлым и настоящим, а также понять, какие уроки можно почерпнуть из истории для будущего.Однако, несмотря на все нововведения, новый учебник имеет и некоторые недостатки. Он может содержать субъективность источников, а также установленные авторами интерпретации исторических событий. Это может ограничить студентов в их собственной интерпретации и понимании истории. Поэтому важно, чтобы учебник предлагал дополнительные материалы и проводил обсуждения, чтобы стимулировать учащихся к критическому мышлению и самостоятельному исследованию.В итоге, новый учебник по истории 2023 года представляет собой значительный прогресс в сравнении с предыдущими изданиями. Он способствует развитию навыков анализа и критического мышления, обращает внимание на разнообразие перспектив и источников, отражает современные тенденции и предлагает подходу к истории с практической и актуальной стороны. В то же время, он требует активного включения учащихся и дополнительных материалов для того, чтобы ученики могли развивать свое собственное понимание и анализ исторических событий.ЗаключениеВ последние пять лет в системе образования России произошли значительные изменения в парадигмах, включая политические, идеологические, философские и педагогические. Историческое образование стало более фокусированным на личности, разнообразным и плюралистическим. Осознание значимости российских образовательных традиций в культурном контексте становится все более распространенным среди педагогического сообщества. Учитывая глубину и ценность этих традиций, считается, что построение современной и национально-ориентированной системы школьного исторического образования невозможно без их учета.Разнообразные процессы и соответствующие результаты были вызваны распадом идеологизированной и строго регламентированной системы и ослаблением, а порой и ликвидацией государственных рычагов воздействия, элементами анархии в общественной жизни. В результате, процесс преподавания истории стал более интересным, личностно окрашенным и разнообразным. Учителя получили практическое право выбора концепции программ и учебников, что приблизило образовательную ситуацию в школах России к мировым образовательным процессам.Анархия, размывание целостности и утрата исторического образования - вот что происходит, когда государственный и общественный контроль никак не собираются. Не всегда за "самостоятельной позицией" педагогов кроется профессионализм, а порой проникают сомнительные и деструктивные идеи в сознание подрастающего поколения. Экстремистские, националистические, религиозно-сектантские - все они становятся частью умов подрастающего поколения.Нарушение гражданских прав учащихся, таких как невозможность смены школы и продолжения образования, становится результатом разрушения единого ядра образования, что было выявлено в исследовании развития проблем исторического образования. В связи с этим, педагогические коллективы, администрации школ и руководители органов управления образованием начинают осознавать необходимость разумной регламентации деятельности педагогов и установки нормативных требований к историческому образованию учащихся на основе федерального стандарта. Это необходимо для обеспечения взаимных прав и обязанностей учащихся и педагогов.Список литературы1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - № 8. с. 25-31; № 9. с 21-30.2. Баранов, П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие. М.: ТИД «Русское слово - РС, 2022. - 160 с.3. Белявский, И.В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр Поматур, 2021.- 250 с.4. Вяземский, Е.Е. Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2021. - 384 с.5. Гольденберг, М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся /Преподавание истории в школе. - 2022. - №7. - с. 45-49.6. Гольденберг, М.Л. Личность воспитывается личностью. (Проблема подготовки будущих учителей истории) / Преподавание истории и обществознания в школе.- 2021. - № 9. с.68-71.7. Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ - ХХI веков: из истории государственной политики / Преподаватель ХХI век. - 2022. - №1. с. 74_808. Дайри, Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 2021 - 130 с.9. Динерштейн, Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - № 8. - с. 42-45.10. Иоффе, А.Н. Основные стратегии преподавания / Преподавание истории в школе. -2022. - №7.- 25 с.11. Карпова, М.В. Интегрированные уроки истории / Преподавание истории в школе, 2021.- №5, - 18 с.12. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. - 256 с.13. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2022. -352с.14. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта / Преподавания истории и обществознания в школе. 2022. №7 - с. 23-29.15. Россия в мировой истории. Методические разработки по дисциплине Отечественная история. - Иркутск. 2022. - 61 с.16. Смирнова, С.А. Педагогика. - М.: АСАДЕМІА, 2021. - 509 с.17. Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего / Преподавание истории и обществознания в школе : науч.-теорет. и метод. журн. - 2021. - № 9. - с. 62-68.18. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2022. - Ч.1. - 304 с.19. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2022. - Ч.2 - 208 с.20. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС , 2020. - 320 с.21. Стрелова, О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2022. - 143 с.22. Студеникин, М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2021. - 253 с.23. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: Высшее образование. - М.: Феникс, 2022. - 480 с.

1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - № 8. с. 25-31; № 9. с 21-30.
2. Баранов, П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие. М.: ТИД «Русское слово - РС, 2022. - 160 с.
3. Белявский, И.В., Павлов Л. С. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студентов.- М.: Гуманит. Изд. Центр Поматур, 2021.- 250 с.
4. Вяземский, Е.Е. Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2021. - 384 с.
5. Гольденберг, М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся /Преподавание истории в школе. - 2022. - №7. - с. 45-49.
6. Гольденберг, М.Л. Личность воспитывается личностью. (Проблема подготовки будущих учителей истории) / Преподавание истории и обществознания в школе.- 2021. - № 9. с.68-71.
7. Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ - ХХI веков: из истории государственной политики / Преподаватель ХХI век. - 2022. - №1. с. 74_80
8. Дайри, Н.Г. Современные требования к уроку истории. - М., 2021 - 130 с.
9. Динерштейн, Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе / Преподавание истории и обществознания в школе. - 2022. - № 8. - с. 42-45.
10. Иоффе, А.Н. Основные стратегии преподавания / Преподавание истории в школе. -2022. - №7.- 25 с.
11. Карпова, М.В. Интегрированные уроки истории / Преподавание истории в школе, 2021.- №5, - 18 с.
12. Короткова, М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2022. - 256 с.
13. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (В вопросах и ответах).- М.: Педагогическое общество России, 2022. -352с.
14. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта / Преподавания истории и обществознания в школе. 2022. №7 - с. 23-29.
15. Россия в мировой истории. Методические разработки по дисциплине Отечественная история. - Иркутск. 2022. - 61 с.
16. Смирнова, С.А. Педагогика. - М.: АСАДЕМІА, 2021. - 509 с.
17. Стрелова, О.Ю. Стандарт из дня вчерашнего / Преподавание истории и обществознания в школе : науч.-теорет. и метод. журн. - 2021. - № 9. - с. 62-68.
18. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2022. - Ч.1. - 304 с.
19. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. - М.: Владос, 2022. - Ч.2 - 208 с.
20. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС , 2020. - 320 с.
21. Стрелова, О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2022. - 143 с.
22. Студеникин, М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2021. - 253 с.
23. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: Высшее образование. - М.: Феникс, 2022. - 480 с.