«Принципы и задачи обучения аудированию на уроках немецкого языка в средней школе»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 34 34 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 01.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования 5
1.1 Психологическая характеристика процесса аудирования 5

1.2 Факторы, влияющие на качество восприятия и понимания иноязычной речи на слух 8
1.3 Аудиотекст как носитель информации и объект речевой деятельности слушающего 9
1.3.1 Потенциальные сложностив понимании монологического аудиотек-ста 10
1.3.2 Потенциальные сложности в понимании диалогического аудиотекста 12
1.3.3 Требования, предъявляемые к учебным аудиотекстам 13
1.4 Задачи обучения аудированию в 5-9 классах средней школы 15
1.5 Типы упражнений для обучения аудированию 17
1.6 Контроль сформированности умений аудирования 21
Глава 2 Формирование навыков аудирования обучающихся на уроке немецкого языка 21
2.1 Анализ технологий обучения аудированию в УМК «Горизонты» для 5-9 классов. 21
2.2 Разработка комплекса упражнений, направленного на обучение аудированию на уроке немецкого языка. 24
Заключение 30
Список использованной литерату-ры.................................................................31
Фрагмент для ознакомления

Помимо всего вышеперечисленного, также предложены онлайн материалы, размещенные на сайте.Вот некоторые упражнения в качестве примера, предложенные авторами в учебнике «Horizonte»:Подготовительные упражненияHört zu und sprich nach.Das weiche b und das harte p.das Buch – dasPapierderBleistift – die PflegeDer Baum – der PfefferHört zu. Welche Konsonanten hoeren Sie: b oder p?der Kugelschreier                      der Korb                        ablehnen               TagesablaufAm Silbenende spricht man das b als p: Schreib[p]tischВ следующем упражнении предлагается вставить пропущенные гласные буквыO или U.Mein Br…..der B…do isst am M….ntag  in der Sch….le. Es gibt Kart…ffeln mit B…hnen und H…hn. Как видно из примера, это задания на фонетику, на распознавание букв и звуков, а также речевые, на тренировку грамматических навыков.Среди упражнений УМК Горизонты содержит большое количество упражнений на сравнение собственной и иностранной культуры. Это свидетельствует о том, что УМК отвечает интеркультурному подходу.Итак, проанализировав материал для аудирования, представленный в учебном пособии, можно сделать вывод:Предлагаемый материал соответствует возрастным особенностям школьников. В УМК включены задания по аудированию, и прилагается CD, но заданий не так много. Они содержатся примерно в той же пропорции, что и остальные виды деятельности. Учебник отвечает требованиям ФГОС, в его основе – коммуникативный подход. 2.2 Разработка комплекса упражнений, направленного на обучение аудированию на уроке немецкого языка В этом параграфе предложены задания, которые можно использовать для работы с аудированием на уроках немецкого языка, а также даются рекомендации по их выполнению. Аудирование – это мощный инструмент обучения иностранному языку. Он также дает возможность овладеть фонетической стороной изучаемого языка –гласными и согласными звуками, интонацией. [Левашова, 2024:4 ]Методика, направленная на овладение аудированием, дает возможность реализовать различные образовательные и воспитательные цели.В реальной жизни мы слушаем с разными целями, поэтому нужно научить школьников эффективно слушать, выделять важную информацию. Обучение аудированию включает в себя ознакомительное аудирование, аудирование с выборочным извлечением информации и детальное аудирование.Первое прослушивание, как правило, дается для общего понимания смысла. Далее даются задания для детального понимания. В аудировании можно выделить 3 уровня сложности: Leicht, A1 / A2Mittel, B1 / B2Schwer C1 / C2После прослушивания рекомендуется проработка услышанной информации. Это может быть пересказ или техника работы вопрос-ответ. Можно делать записи услышанного – фразы, отрывки из монологов.Учитель предварительно дает список вопросов по аудированию. На начальном этапе можно предлагать прослушать диалоги -знакомства:«Bekanntschaft», «Sich vorstellen»Пример такого диалога:Dialog 1. Hoeren Sie zu. Spielen Sie weitere Dialoge.Hallo! Ich heisse Hannaund ich bin Studentin. Ich komme aus Deutschland, aus Sachsen-Anhalt.Ich bin 25. Ich habe Geschwister. После диалога можно предложить учащимся ответить на вопросы:Wie heisst sie? Wie alt ist sie?Woher kommt Hanna? usw.Dialog 2Hallo! Woher kommst du?Hallo, ich komme aus Griechenland. Und du?Ich komme aus Ungarn.Wie heisst du?Ich heisse Peter, und du?Und ich heisse Nikas.После проработки аудиоматериала можно предложить учащимся составить подобные диалоги-знакомства в парах.Далее можно взять диалоги на тему Lieblingsgericht. / Im Restaurant/ «Das Studium», рассказ немецких школьников о своей учебе и школе; рассказ о домашнем питомце. Пример задания:Dialog 3. Hoeren Sie zu und dann lesen:Wir haben einen grossen Wunsch etwas zu esen. Was werden sie bestellen?Ich will eine Nudelsuppe und Bratkartoffeln.Und was moechten Sie trinken?Eine Tasse Kaffee mit Milch.Und was wuenschen Sie ?Ein Rindersteak, bitte. Aber keine Pommes frites. Ich nehme gerne Bratfisch. Geht das?Ja, natuerlich. Und was moechten Sie trinken? Orangensaft, bitte. Spielen Sie weitere Dialoge nach dem Dialogmodell.В задании ниже ученики должны прослушать диалог и заполнить недостающую информацию :Dialog 4. Hoeren Sie zu und vergleichen.Hallo, Nikas!....Lisa, ..., Peter!Na, ....Peter?........5. Was sagen die Leute. Ordnen Sie die Fragen und Antworten.4. Hoeren Sie das Gespraech und ergaenzen Sie die Anschrift. В предложенном ниже задании учащиеся должны прослушать аудиозапись и заполнить таблицу. Перед его выполнением следует убедиться, что учащиеся понимают значения слов.5. Fuellen Sie das Anmeldeformular.VornameHerkunftGeburtsdatumGeburtsortAnschriftPostleitzahl6. Hoeren und lesen Sie das Gespraech.Guten Tag! Kann ich hier einen Platz nehmen? Ja, bitte. Es ist hier frei. Arbeiten Sie hier?Ja, ich bin schon eine Woche hier.Was sind Sie von Beruf?Ich bin Architeckt, und was ist Ihren Beruf?Ich bin Mechaniker. Ich heisse Holger Maier.Ich bin Wayne LindonKommen Sie aus England?Nein, ich komme aus Malta.Sie sprechen aber schon gut DeutschNa ja, es geht.Ответьте на вопросы:Was ist Holger von Beruf?Was ist Wayne von Beruf?Woher kommen Holger und Wayne?7.Hoerverstehen. Interview mit Gernot.Задание: прослушать интервью и ответить на вопросы Текст аудирования:Waehrend der Woche hab` ich oft viel zu tun und bin ich in der Eile. Ich muss sehr fruh aufstehen um zur Arbeit zur rechten Zeit zu kommen. Ich hab` keine Zeit zu fruehstucken. Unterwegs nehme ich ein Espresso und belegtes Broetchen. Die Kinder essen gewoenlich Cornflakes. Am Wochenende sieht es aber anders aus. Wir koennen gut ausschlafen und entspannt essen. Wir bevorzugen gekochte Eier oder Spiegeleier und trinken Karottensaft. Dann sitzen wir vor dem Fernseher, plaudern und vaulenzen.Hoeren Sie zu. Beantworten die Fragen:Hat Gernot viel Zeit zum Fruehstuck ?Wie isst Gernot waehrend der Woche?Was isst er zum Fruehstuck?Was essen die Kinder unter der Woche?Was essen sie am Wochenende?8. Прослушать диалог и ответить на вопросы. Das Telefongespraech.Guten Tag! Muter: Das ist HannaWeber , ich bin die Mutter von Dieter aus der Klasse 5a. Mein Sohn hat Fieber und leider kann heute nich in die Schule kommen. Direktorin: Entschuldigen, sagen Sie bitte Ihren Familienname noch einmal.Mutter: Frau Weber.Direktorin: Ich werde es die Klasse 5a berichten Mutter: Danke schoen. Auf WiedersehenDirektorin: Auf Wiedersehen.Beantwortet die Fragen:Wie heisst der Sohn?Wie heisst die Mutter?In welcher Klasse ist der Sohn?Warum kann der Sohn nicht zur Schule gehen?Можно предложить сериалы на немецком для начинающих. Длительность каждой серии 5-6 минут. Например такие как das Deutschlandslabor или mein Weg nach Deutschland. Очень полезно приобщать к культуре страны изучаемого языка. Помимо прослушивания, смотреть как живут немцы, изучать культурные особенности страны. Можно порекомендовать смотреть качественные блоги о немецком языке, например, EasyGerman. Перед просмотром обязательно вводить новую лексику, если такая присутствует в серии. А после просмотра серий обязательно рекомендуется проверять понимание услышанного текста в разнообразных формах – устные и письменные задания, обсуждения, задания для контроля.Очень важно закреплять прослушанный аудиоматериал. Рекомендуется пересказывать информацию. Одним из любимых упражнений в учебных материалах бывают задания richtig/ falsch. После прослушивания задания сделать упражнение, где нужно отметить верно ли приведенное высказывание или нет. Такие задания часто встречаются на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ, а также и на международных экзаменах. Также стоит отметить, что не следует ждать быстрого результата. Процесс выработки навыков аудирования требует систематической регулярной тренировки, в следствие которой количество должно перейти в качество. Предложенные в этой главе задания подойдут для начинающих, уровень А1/А2.ЗаключениеВ представленном исследовании были рассмотрены психологические факторы, влияющие на восприятие речи на слух, различные взгляды исследователей на процесс аудирования, проведен анализ УМК “Горизонты” для 5-9 классов средней школы и предложены задания по аудированию.Овладение иностранным языком можно рассматривать с точки зрения понимания мыслей другого человека в устной или письменной форме и в ракурсе умения выражать свои мысли. В литературе первый вид владения называется рецептивным, а второй – продуктивным. Владение иностранным языком невозможно без реального общения. И от точности нашего понимания речи на слух зависят последующие действия. Понимание речи на слух является одной из главных целей обучения. Помимо восприятия речи на слух необходимо понимание услышанной информации. Обучение не может быть сфокусировано только на тренировке лишь одного навыка, оно обязано формировать и другие навыки одновременно. Работа с аудиотекстами одновременно позволяет формировать лексические, грамматические, фонетические навыки. Овладение навыком понимания речи на слух это одна из самых трудных задач, требующая систематической тренировки и работы, выполнения большого количества упражнений и объема практики. Поэтому на данный момент актуальным является поиск новых приемов и упражнений, чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным.Использованная литератураБагрова А. Я.Задачи и способы обучения аудированию на иностранном языке в средней школе. Научная статья «Науки об образовании» КиберЛенинка [Электронный ресурс]URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-i-sposoby-obucheniya-audirovaniyu-na-inostrannom-yazyke-v-sredney-shkoleБим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение. 1977 – 255 с.Быч Е. И. Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL.: //https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-audirovaniyu/viewer (дата обращения: 26.05.2024)Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: учебное пособие. / М. Л. Вайсбурд – Обнинск: Титул, 2001 - 127 с.Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 336 с. Гальскова Н. Д., Гез Н. И.Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 336 с.Журавлева И. В. О значении обучения аудированию иноязычной речи. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-obucheniya-audirovaniyu-inoyazychnoy-rechi-v-sfere-professionalnogo-obscheniya-studentov-tehnicheskogo-vuza/viewerЛевашова С. А. Упражнения по аудированию: цель, виды, задания. Минск, 2024Методика обучения иностранным языкам в средней школе. (Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова). М.: Просвещение, 1991 , 287 с.Молодых-Нагаева Е. Г. Обучение аудированию на практических занятиях немецкого языка. КиберЛенинка [Электронный ресурс]URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-audirovaniyu-na-prakticheskihМорозова И. Д. Обучение аудированию. // И. Д. Морозова. - Иваново, 1993 - 17 с.Миролюбова А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – Обнинск: Титул, 2010 - 464 с.Морозова И. Д. Обучение аудированию. / И. Д. Морозова – Иваново, 1993, 17 с. Максимовских А. Г. Трудности при обучении аудированию [Электронный ресурс] КиберЛенинка URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-audirovaniyu-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/viewer (Дата обращения: 31.05.2024)Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 2008. - 233 с.Пассов Е. И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993 - 127 с. Сакаева Л. Р. Методика обучения иностранным языкам. Казань, 2016 , 189 с.Трудности при обучении аудированию. [Электронный ресурс] КиберЛенинка URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-audirovaniyu-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/viewerШатилов С. Ф. К дискуссии о речевых и языковых навыках. //Иностранный язык в школе. М.: 1976, Вып. 2 Шоринана Т. А. Технология аудирования в преподавании русского языка как иностранного. // Народное образование. Педагогика, 2009 №6Шугурова Г. Ф. Обучение аудированию: немецкий язык. Тольятти: Издательство ТГУ, 2018

Использованная литература
1. Багрова А. Я.Задачи и способы обучения аудированию на иностранном языке в средней школе. Научная статья «Науки об образовании» КиберЛенинка [Электронный ресурс]URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/zadachi-i-sposoby-obucheniya-audirovaniyu-na-inostrannom-yazyke-v-sredney-shkole
2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. – М.: Просвещение. 1977 – 255 с.
3. Быч Е. И. Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL.: //https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-audirovaniyu/viewer (дата обращения: 26.05.2024)
4. Вайсбурд М. Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обуче-нии устной речи на иностранном языке: учебное пособие. / М. Л. Вайсбурд – Обнинск: Титул, 2001 - 127 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 336 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И.Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 336 с.
7. Журавлева И. В. О значении обучения аудированию иноязычной речи. КиберЛенинка [Электронный ресурс] URL.:https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachenii-obucheniya-audirovaniyu-inoyazychnoy-rechi-v-sfere-professionalnogo-obscheniya-studentov-tehnicheskogo-vuza/viewer
8. Левашова С. А. Упражнения по аудированию: цель, виды, задания. Минск, 2024
9. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. (Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова). М.: Просвещение, 1991 , 287 с.
10. Молодых-Нагаева Е. Г. Обучение аудированию на практических занятиях немецкого языка. КиберЛенинка [Электронный ресурс]URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-audirovaniyu-na-prakticheskih
11. Морозова И. Д. Обучение аудированию. // И. Д. Морозова. - Иваново, 1993 - 17 с.
12. Миролюбова А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – Обнинск: Титул, 2010 - 464 с.
13. Морозова И. Д. Обучение аудированию. / И. Д. Морозова – Иваново, 1993, 17 с.
14. Максимовских А. Г. Трудности при обучении аудированию [Электронный ресурс] КиберЛенинка URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-audirovaniyu-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/viewer (Дата обращения: 31.05.2024)
15. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 2008. - 233 с.
16. Пассов Е. И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе. М.: Просвещение, 1993 - 127 с.
17. Сакаева Л. Р. Методика обучения иностранным языкам. Казань, 2016 , 189 с.
18. Трудности при обучении аудированию. [Электронный ресурс] КиберЛенинка URL.: // https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-pri-obuchenii-audirovaniyu-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo/viewer
19. Шатилов С. Ф. К дискуссии о речевых и языковых навыках. //Иностранный язык в школе. М.: 1976, Вып. 2
20. Шоринана Т. А. Технология аудирования в преподавании русского языка как иностранного. // Народное образование. Педагогика, 2009 №6
21. Шугурова Г. Ф. Обучение аудированию: немецкий язык. Тольятти: Издательство ТГУ, 2018