Развитие музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 88 + 88 источников
- Добавлена 01.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретические основания развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии ………………………………………………………….…………….
10
1.1. Развитие музыкальных способностей учащихся как психолого-педагогическая проблема …………………………………………………..
10
1.2. Особенности развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии ………………………………
23
Выводы по главе I ………………………………………………………….. 32
ГЛАВА II. Практика развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии …………… 33
2.1. Методические аспекты развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии ………………. 33
2.2. Разработка и апробация методического сопровождения процесса развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии …........................................................................
43
Выводы по главе II ………………………………………………………...... 54
Заключение ………………………………………………………………… 56
Список литературы ……………………………………………………….. 58
Приложения ………………………………………………………………... 66
Цель: выявить степень развития эмоционального слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях. Педагог исполняет знакомую детям песню, затем каждый ученик поет ее под аккомпанемент. слабый уровень – интонирует только общее направление мелодии; средний уровень – чисто интонирует только отрезки; высокий уровень – чисто интонирует всю мелодию.Полученные результаты говорят о том, что высокий уровень не выявлен. Средний уровень показали десять детей (50%) – эти ребята смогли пропеть интонационно чисто лишь отрывки из песни. Низкий уровень музыкального слуха выявлен у 10 детей (50%) – они смогли повторить только интонационное направление мелодии (движение вверх, вниз).Третьим этапом было исследование уровня развития чувства ритма. Для этого мы использовали задание «Волшебный узор». На карточках изображается ритмический рисунок: большие и маленькие элементы. Большой элемент – длинный звук, маленький элемент – короткий звук. Ритмический рисунок предлагается воспроизвести с помощью хлопков в ладоши или с помощью ударных или шумовых инструментов. Критерии оценивания: высокий уровень – использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз; средний уровень – умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма; низкий уровень – ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.В группе испытуемых большинство детей находятся на среднем уровне –15 детей (75%) при повторении ритма дети использовали половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма. На низком уровне находятся 5 детей (25%) - задание вызвало большие затруднения. Повторить ритм для детей было сложно, самостоятельно они это сделать не смогли.Результат констатирующего эксперимента обозначен в таблице 1 и в виде диаграммы (Рисунок 1).Таблица1Уровень развития музыкальных способностей учащихся на начальном этапе экспериментаВысокий уровень ( %)Средний уровень ( %)Низкий уровень ( %)Степнов ВасилийЧинко ЕвгенияАнтоненко АннаРоманенко ЕкатеринаВизаренко МаргаритаЛюбченко ОльгаЛудова ДарьяБалабанов ЭдгарЮщенко ПавелВихорев ОлегОсадчая МаринаФирсов ГеннадийКоролева АнастасияЧурюмова ВасилисаСолнечникова МиланаКиченко АртемШикерин АлександрЕгорова ЕлизаветаШахмутдиновСамвелИголова ВероникаРисунок 1. Уровень развития музыкальных способностей учащихсяна начальном этапе экспериментаТаким образом, 75% детей находятся на среднем уровне развития музыкальных способностей, 25% - на низком уровне.В целом можно констатировать, что музыкальные способности детей находятся в неразвитом состоянии. Причина этого в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.В ходе констатирующего эксперимента по изучению музыкальных способностей детей можно сделать следующие выводы: – ученики эмоционально скованы при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков, необходимых для погружения детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности; – у детей слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.Поэтому необходимо провести формирующий экспериментс целью развития ладового чувства, эмоционального слуха и чувства ритма. Педагогические технологии формирующего эксперимента позволяют использовать синтез искусств в полисенсорном режиме преподавания. Принципы, заложенные в данную методическую разработку, основываются на интуиции, эмоционально-образном преподнесении сложных понятий, преподнесении учебной информации в легкой, развлекательной, фантазийной форме игры: образование + развлечение + увлечение.Целью контрольного эксперимента является выявление уровня развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии. На формирующем этапе эксперимента дети разучили песню «Капельки» (В. Павленко, Э. Богданова). После первых нескольких прослушиваний, педагог познакомил детей с основными характеристиками песни: ее ритмом, ладовыми особенностями, эмоциональной окраской. Каждому ребенку было предложено определить характер музыки, ее особенности, пофантазировать, что бы они смогли нарисовать как иллюстрацию к данной песне.Сравнительный анализ результата итогового контрольного среза, констатирующего и формирующего экспериментов, продемонстрировал положительную динамику в развитии музыкальных способностей, занимающихся в студии эстрадного вокала «Soundtrack».Результат диагностики характеризовался высокими баллами. Это отражено в таблице 2.Наложениедиаграммпоказываетположительнуюдинамикув развитии музыкальных способностей учащихся: высокий уровень показали 20% детей, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе; долясреднегоуровняуменьшиласьна10% и составила 65%,а количество детей, показавших низкий уровень,уменьшилосьна10%исоставило15%отобщегоколичествадетей,участвующих в эксперименте. Результат контрольного экспериментаобозначен в таблице 3.Таблица2 Результат формирующего экспериментаВысокий уровень ( %)Средний уровень ( %)Низкий уровень ( %)Степнов ВасилийЧинко ЕвгенияАнтоненко АннаРоманенко ЕкатеринаВизаренко МаргаритаЛюбченко ОльгаЛудова ДарьяЮщенко ПавелВихорев ОлегОсадчая МаринаБалабанов ЭдгарФирсов ГеннадийКоролева АнастасияЧурюмова ВасилисаСолнечникова МиланаКиченко АртемШикерин АлександрЕгорова ЕлизаветаШахмутдиновСамвелИголова ВероникаТаблица3Сравнительный результат констатирующего и контрольногоэтапов экспериментаВысокийСреднийНизкийконстатир.контрольн.констатир.контрольн.констатир.контрольн.0%20%75%65%25%15%Сравнить результаты, полученные на констатирующем и итоговом этапах эксперимента можно путем наложения диаграмм (Рисунок 2).Рисунок 2. Уровень развития музыкальных способностей учащихся на начальном этапе экспериментаТаким образом, анализ описательных и статистических результатов позволил подвести итог эксперимента: в условиях внедрения в образовательный процесс методического сопровождения, способствующего эффективному процессу развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии, улучшены показатели по всемпараметрам диагностики.Выводы по главе IIМузыка – многогранный и сложный вид искусства. Специфика музыкального искусства заключается в использовании особых выразительных средств - звука, ритма, темпа, силы звука, гармонических красок. Трудность заключается в том, что звуковой образ, создаваемый вышеперечисленными средствами выразительности, воспринимается и интерпретируется каждым по-своему, в зависимости от ситуации каждого слушателя.Музыкальные способности формируются в постоянной практической деятельности. Можно выделить следующие основные виды музыкальной деятельности:- слушание музыки;- исполнение музыки;- сочинение музыки.Музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для педагога важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся.Учебный процесс на занятиях в студии вокала в целом содействует развитию музыкальных способностей и характеризуется следующим образом:- педагог, стимулирующий развитие произвольного интереса у учащегося, должен проявлять развивающее влияние на психическое формирование ребёнка;- процесс постижения анализа у ребёнка возникает с эмоционально – чувственного переживания;- под обучением подразумевается развитие его эмоционально – волевых способностей;- осознание возрастных особенностей учащихся, позволяют учителю выявить формы, методы его профессиональной педагогической деятельности, направленной на развитие музыкальных способностей детей;- происходит познание и определение своего тембра, так как чувство тембра имеет большое значение для музыканта, именно поэтому выделение и освоение сенсорных слуховых эталонов важно;- развитие чувства ритма, ведь само чувство ритма лежит в основе музыкальности;- развитие чувства темпа, так как очень важно уметь при исполнении музыкального произведения совпадать с аккомпанементом, ведь эстрадное исполнение подразумевает фонограмму, сопутствующий материал.Совместная работа ученика и преподавателя, позволяют совершенствовать процесс обучения и способствуют развитиюмузыкальных способностей учащихся на уроках вокала в условиях эстрадной студии. Можно выделить следующие методы работы, способствующие развитию музыкальных способностей учащихся на уроках вокала: демонстрационный (наглядный), игровой, словесный, метод наблюдений., метод упражнений. Также эффективно применение приема пения живым голосом.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования, посвященного развитию музыкальных способностей учащихся в классе вокала в условиях эстрадной студии, было выявлено, что: 1. Развитие музыкальных способностей учащихся осуществляется на основе принципов творчества, целостности, оптимистической перспективы, артистизма, индивидуализации и дифференциации, природосообразности.2. Технология развития музыкальных способностей учащихся на уроках вокала включает три этапа, которые обеспечивают динамику развития эмоционально-оценочного отношения к музыке (от мотивационно-оценочного к оценочному, приобретающему эмоционально-интеллектуальный, когнитивно-творческий характер).3. Исследование показало, что важным преимуществом певческой деятельности является ее непосредственная связь с игровой деятельностью детей, что проявляется в сходной структуре сюжетно-композиционных приемов создания и развития музыкального образа.4. На эффективность процесса развития музыкальных способностей учащихся в условиях студии эстрадного вокала влияют следующие условия: – приобщение учащихся к певческой деятельности с включением специальных занимательных упражнений для развития всех компонентов музыкальности в сочетании с музыкотерапией и разными видами искусства (изобразительная деятельность, пластическое интонирование и др.); – создание творческой, образовательной среды на основе личностно-ориентированного, деятельностного, комплексного, системного, индивидуально-творческого подхода; использование активных форм и методов обучения и воспитания; – совместная работа школы и семьи, направленная на формирование музыкального вкуса учащихся, обогащение их эмоциональной сферы, стимулирование деятельности по развитию музыкальных способностей в процессе занятий вокалом.Такой объективный фактор как отсутствие жёстких образовательных стандартов в учреждении дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, чтобы ребёнок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задаёт такие особенности учреждения дополнительного образования как: - креативность жизнедеятельности детских объединений; - дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов);- индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; - обращённость к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребёнка; - подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками. Результативность в профессиональной деятельности педагога по вокалу обеспечивают следующие аспекты:1. Использование принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения:- Принцип взаимного уважения; - Учет возрастных особенностей обучающихся;2. Использование эффективных методов и творческих форм обучения вокалу с использованием качественных учебных материалов;3. Системный подход в обучении вокалу с использованием уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;4. Использование рефлексии (умение мыслить, заниматься наблюдением).Таким, образом, цель и задачи, поставленные в исследовании выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбдульменова, З. З. Игра – способ развития пытливости и любознательности / З. З. Абдульменова. – Начальная школа, 2013. – № 11.Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: курс лекций / В. А. Аверин. – Красноярск. гос. ун–т. Красноярск, 2002. – 296 с.Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей : талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада, 2006. – 224 с.Адоньева, С. Б. Игра в секретку / С. Б. Адоньева // Новое издательство, 2008. – 129 с.Александров, А. Школа игры на трехструнной домре / А. Александров. – М., 1988.Алексеева, Г. Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов / дисс. канд. пед. наук / Г. Ю. Алексеева. – Оренбург, 2000. – 182 с.Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. – Воронеж, 1998. – 100 с.Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. – 822 с.Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2007. – 334 с.Анисимов, В.Г. Диагностика музыкальных способностей детей/ В. Г. Анисимов. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.Барташникова, И. А. Учись играя / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. – Харьков, 2017. – 45 с.Баршай, В. Н. активные игры для детей / В. Н. Баршай // Ростов на Дону, 2001. – 144 с.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 2007. – 324 с.Болковский, Л. З. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах / Л. З. Болковский // Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля. Свердловск: Сред. –Урал. кн. изд–во, 1986. – С. 24–151.Ветлугина, Н. А. О теории и практики художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. – Дошкольное воспитание, 2004. – 64 с.Ветлугина, H. A. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 415 с.Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо. – М., Просвещение, 2014. – 446 с.Вольская, Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре / Т. И. Вольская // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей. Вып. 2. Свердловск: Средне–Уральское книжное издательство, 1990. – С. 88-109.Вопросы искусства игры на домре (теория и практика): сб. статей / Ред.–сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого. Тольятти : изд. ТИИ, 2010. – 246 с.Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2012. – 352 с.Выготский, Л. С. Творчество и воображение в детском возрасте / А. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2016. – 352 с.Гареева, И. В. Ступени мастерства домриста / И. В. Гареева. – Екатеринбург : Диамант, 1996. – 60 с.Гогоберидзе, А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» / А. Г. Гогоберидзе // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2011. – 284 с.Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : МИП «NB Магистр», 1993. – 190 с.Груздовой, И. В. Педагогическая диагностика музыкального развития детей» (1999 г.). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально–игровой деятельности / И. В. Груздовой. – Тольятти : ТГУ, 2010. – С. 39.Гуляева, М. Н. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / М. Н. Гуляева. – М., 2013.Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2007. – 359 с.Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько. – М. : Просвещение, 2012. – 226 с.Зимина, А. Н. Музыкально–дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ / В. П. Зинченко // – Гном – Пресс, 1999. – С. 8.Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. – М. : Просвещение, 2012. – 621 с.Иофис, Б. Р. Импровизация и сочинение музыки. Музыкально-педагогический практикум / Б. Р. Иофис. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.Ихамницкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Ихамницкий. – М. : Музыка, 1987. – 190 с.Карл, Орф, Методика элементарного музицированя. (из опыта работы) / Карл Орф. – М. :Линка – Пресс, 2003. – 58 с.Клюев, А. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / А. С. Клюев. – М. : Просвещение, 2011. – 574 с.Круглов, В. Школа игры на домре / В. Круглов. – М., 2003.Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О.Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. – 97 с.Леонтьев, А. Л. Проблемы развития психики / А. Л. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1965. – 657 с.Лукин, С. Школа игры на трехструнной домре / С. Лукин. – Иваново, 2008.Лысина, Н. И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании детей младших классов / Н. И. Лысина. – М. : Просвещение, 2014. – 514 с.Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : ЛИНКА–ПРЕСС, 1997. – 176 с.Мелик-Пашаев, А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество / А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М. : Педагогика, 2000. – 120 с.Мелик-Пашаев, А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / метод, пособие / А. Мелик-Пашаев. – Дубна, 2006. – 112 с.Минкин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минкин. – М. : Просвещение, 2013. – 254 с.Миронова, М. П. Об основных педагогических концепциях развития музыкального восприятия / М. П. Миронова // Актуальные проблемы теории и методики преподавания музыки: Сборник научных работ. – Саранск, 2009. – 953 с.Михайлова, Л. А. Развитие музыкальных способностей детей / Л. А. Михайлова. – М. : ИНФРА, 2015. – 527 с.Мухина, В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2008. – 228 с.Мысь, Е. Методическая разработка по теме «Как написать методические материалы для преподавателей» / Е. Мысь. – Полысаево, 2010.Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. – М. : Просвещение, 2014. – 341 с.Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М. : Просвещение, 2008. – 357 с.Немов, Р. С. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. – М. :Владос, 2003. – С. 640.Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. – Москва – Лада, 2005. – 232 с.Олейников, Н. Ф. О работе правой руки домриста: вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах, вып. 2 / Н. Ф. Олейников. – Свердловск : УГК, 1990. – С. 132–146.Олейников, Н. Ф. О технике рук домристов: метод. рекомендации / Н. Ф. Олейников. – Екатеринбург : Банк культурной информации. – 2004. – 40 с.Остроменский, В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В. Д. Остроменский. – М. : Просвещение, 2015. – 329 с.Пересада, А. Справочник домриста / А. Пересада. – Краснодар, 1993.Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – М. :Академ. Проект; Трикста, 2008. – 400 с.Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : РПА, 2016. – 80 с.Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. – М., 1972.Попонов, В. Б. Школа игры на четырёхструнной домре / В. Б. Попонов. – М. : Музыка. – 1972. – 184 с.Ражников, В. Г. Школа настроения – методика развития художественного сознания детей / В. Г. Ражников // Искусство в школе, 2008. – №4. – 59 с.Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина, В. В. Шадрикова. –М. : Наука, 2011. – 183 с.Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для вузов / Б. С. Рачина. – СПб.: Композитор. – Санкт–Петербург, 2007. – 544 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –- М. : Педагогика. – 1989.Салихова, О. Г. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста / О. Г. Салихова // Вопросы совершенствования техники домриста. – Нефтеюганск. – 2014. – 30 с.Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – В 2–х т. Т. 1. М. : Народное образование, 2005. – 816 с.Ставицкий, З. И. Начальное обучение игре на домре / З. И. Ставицкий. – Л. : Музыка. 1984. – 64 с.Тарасов, Г. А. Психология художественной игры / Г. А. Тарасов // Музыка в школе, 2008. – №3. – 34 с.Тарасов, В. М. Специальный класс четырехструнной домры / программа для детских и вечерних музыкальных школ / Составители: В. М. Евдокимов, В. М. Тарасов. – Москва. Московская типография при гос. Комитете Совета Министров СССР, 1977. – 64 с.Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 2014. – 358 с.Терентьева, Н. А. Игровая ситуация как фактор творческого развития младших школьников / Н. А. Терентьева. – М. :Астрель, 2004. – 140 с.Терентьева, Н. А. Основы творческого музицирования, учебное пособие / Н. А. Терентьева. – М. :Астрель, 2001. – 169 с.Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Н. А. Терентьева. – М. :Астрель, 2015. – 237с.Тиличеева, Е. С. Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста / Е. С. Тиличеева. – М. : Просвещение, 2014. – 164 с.Трайнев, В. А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В. А. Трайнев. – М., 2016.Федосюк, Н. В. Образ – Я младшего школьника / Н. В. Федосюк, Г. Н. Малькина // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция / Нижневартов. гос. ун–т; отв. ред. А. В. Коричко. – Нижневартовск, 2015. – С. 366-369.Фламенбаум, О. А. Некоторые вопросы рациональной постановки исполнительского аппарата домриста / О. А. Фламенбаум. – с.п. Нижнесортымский – 2012. – 18 с.Хейзинга, Й. HomoLudens. Опыт определения игрового элемента культуры / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указ. Д. Э. Харитоновича. СПб. :Изд–во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами / Л. С. Ходонович // Минск НИО – 2012. – 60 с.Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. – М. : Академия, 1999. – 183 с.Чунин, В. С. Русская домра – проводник в мир музыки. Избранные труды / В. С. Чунин. – М. : Музыка, 2011. – 368 с.Чунин, В. П. Школа игры на трехструнной домре / В. П. Чунин. – М. : Музыка. 1995. – 180 с.Шабанова, В. А. Деятельностный подход к организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с учётом психологических особенностей / В. А. Шабанова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 24–28.Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. – М. : Просвещение, 2015. – 241 с.Школяр, Л. Л. Музыка в жизни младших школьников / Л. Л. Школяр. – М.: Просвещение, 2011. – 241 с.Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2005. – 384 с.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 360 с.Основы педагогической психологии, Крутецкий В. А, – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy_osnovy-pedagogicheskoy-psihologii_1972/Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdfПРИЛОЖЕНИЕПРИЛОЖЕНИЕ 1Упражнения для развития ладового чувстваВесёлые упражнения:1. Постучать разными деревянными брусочками.2. Потрясти разные коробочки.3. Поиграть на бубне: как идет медведь, как прыгает заяц.4. Сыграть и спеть свое имя на металлофоне.5. На металлофоне сыграть, как поёт птица и маленькие птенчики.6. Сыграть плясовую для куклы на одной пластине.7. Звенеть погремушкой то звонко, то тихо.8. Похлопать в ладоши 2 раза, пальцами - 2 раза, по коленям - 2 раза.9. «Эхо». Один ребенок поет, все повторяют.Музыкально-игровые упражнения:1. Пластическое интонирование: ребенок поет веселую песню на улыбке, с активными более открытыми движениями.2. Игра: «Слушаем музыку». Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.3. Игра «Настроение».Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Упражнения для развития эмоционального слуха1. «Раздумье». Автор Чистякова М. И.Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?Во время этюда звучит музыка Д.Львова-Компанейца «Раздумье».Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.Баба-Яга (этюд на выражение гнева).Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.Во время этюда звучит музыка М. Мусоргского «Баба-Яга»Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.Во время этюда звучит музыка Ф. Шопена. Прелюдия Ля-Мажор.«Круглые глаза». Автор Чистякова М. И.Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.Во время этюда звучит музыка русская народная мелодия «Ай, утушка луговая».Два клоунаПод музыку Д.Кабалевского «Клоуны» два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.Выразительные движения: голову откинуть, рот широко раскрыть, губы растянуть улыбкой, брови приподнять, глаза слегка прищурить.Праздничное настроениеДети делятся на две группы. Первая группа стоит вдоль стены. Вторая группа идет по кругу под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-му акту оперы «Сказка о царе Салтане», отрывок) торжественным маршем и, проходя мимо стоящей у стены группы, приветствует ее поднятием вверх правой руки. (Дети должны представить себя идущими на праздник в нарядных одеждах. Настроение у всех радостное, праздничное).Выразительные движения: идти уверенным, решительным шагом; спина прямая, голова приподнята, на лице улыбка.Хорошее настроениеМама послала сына в булочную. «Купи печенье и конфеты, - сказала она. - Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.Выразительные движения, походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.Мимика - улыбка. Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».ПРИЛОЖЕНИЕ 3Упражнения для развития музыкально-слуховых представлений1.Игра «У кого бубен?»Цель: активизировать слуховое внимание. Дети встают кругом. Под инструментальный аккомпанемент играют на бубне, передавая его друг другу. Водящий с закрытыми глазами стоит в центре круга. На паузе, когда игра останавливается, он должен определить, у кого в руках инструмент. Задача для ребенка не из легких. Надо суметь, активизируя свое слуховое внимание, выделить из музыкальных звуков аккомпанемента тембр бубна.2. Игра «Кто что услышит?». Цель: развивать звуковое восприятие. Дети сидят спиной к столику с музыкальными инструментами. Музыкальный руководитель играет поочередно на инструментах. Дети должны определить какой музыкальный инструмент играет.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Упражнения на развитие чувства ритма.1. «Повтори ритмы». Цель: развитие чувства ритма. Звучит мелодия. Преподаватель выстукивает ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Ритмы также могут демонстрироваться детям на фортепиано. 2. Исполнить песню «Андрей-воробей» разными способами:а) с аккомпанементом инструментов шумового оркестра,б) с ритмическим остинато (четверти). Спросить что такое «остинато». (Остинато – упорный, упрямый. Многократное повторение фразы или оборота мелодической или ритмической),в) с похлопыванием восьмых в ладоши, четвертей – по столу.3. Задание: Разучивание песенки «Еж».а) чтение текста, чтение нот с листа,б) похлопывание, определение длинных и коротких звуков,в) дописывание штилей, определение длительностей, деление на такты в размере 2/4. запись нот в тетрадь,г) пропевание песенки ритмослогами, нотами, с аккомпанементом шумового оркестра.4. «Ритмическое караоке»Исполнить ритмическое караоке И. Бариновой «Овощные ритмы». Исполняют 2 группами: 1 группа обучающихся стучит восьмые, 2 группа – четверти.ПРИЛОЖЕНИЕ 5Репертуарный списокГод обученияРепертуарный список1 год АрхиповаГ./СинявскийП. Если все вокруг подружатсяАмерик.нар.песня Фермером Мак Дональд былБлагаВ./ВезелиА. ЧудакБеловановаМ. сборник АЗБУКА ПЕНИЯГуртова/Вересокина ФонарикиДубосарскийА./ВиеруМ. Песенка о музыкеЖелезноваЕ. сборник БИМ-БОМИстоминаЭ./ТатариноваА. Весёлый колокольчикКожухинВ./ВоронькоС. Лучше нет родного краяКожухинВ./ВоронькоС. Мать и детиЛещинскаяФ./ЗдзитовецкаяТ. ЁжЛевкодимовГ./БурсовА. Весёлая песенкаНазарова-Метнер/Токмакова Забавное путешествие ПавленкоВ./БогдановаЭ. КапелькиПахмутоваА./ЧерныхА. Жили-былиПопляноваЕ./ГиппиусЕ. УтятаПопляноваЕ./ПикулеваН. ЭхоПопляноваЕ./ПикулеваН. ПаучокРаухвергерМ./ВысотскаяО. Ай-ай-айСавельевБ./ТаничМ. Пятёрка по письмуСтарокадомскийМ./МихалковС. Мы едем, едем, едемСтрувеГ./СоловьёваА. Весёлый колпачокТуманянЕ./МазнинаИ. Шла лисицаУсачёвА./УсачёвА. Как кричит крокодилФренкельН./ФренкельН./обр.КарасёваВ. Нужно с нотами дружитьХромушинО./СердобольскийО. ГриппЩуровскийЮ./КоганС. Моя бабушка2 год АрхиповаГ./ДанькоС. Мир – это детствоАрхиповаГ./ТатариноваА. МотылёкБекманЛ./УсачёвА. КактусикБерковскийВ./ТокмаковаИ. ПеггиБойкоР./МашистоваА. Раз, два, три, четыре, пятьВарламовА./ВарламовА. Тик-такВеврикЕ./народные Жили-были два котаВекерленЖ./СикорскаяТ. ПастушкаЕрмоловА./ОсееваВ. Бедный ёжикИстоминаЭ./ИстоминаЭ. Мама, папа плюс ребёнокИстоминаЭ./НиколаенкоА. ДобротаИстоминаЭ./ТатариноваА. Песенка для всехКнипперН./КоваленковА. Почему медведь зимой спитКолмагороваЖ. ШалунишкиКосмачёвА./ЯсноваС. УтроКрылатовЕ./ШаферанИ. ЛасточкаЛаписоваМ. Что натворил котёнокЛевдокимовГ./БурсовА. Весёлая песенкаЛевдокимовГ./СтепановВ.-ИстоминаЭ. Самая-самаяЛьвовскийВ./ЛьвовскийВ. Раз-раз-разМосквинВ./Москвин В. Про гномаПарцхаладзеМ./АкобиаС. Школьный звонокПарцхаладзеМ./СинявскийП. От носика до хвостикаПетряшеваА./ПетряшеваА. Рыжий котПопляноваЕ./ГиппиусЕ. УтятаПопляноваЕ./ПикулеваН. ПаучокПопурри Детские песниРаухвергерМ./ГайЕ. Егоррус.нар.песня ВаленкиСавельевА./ТаничМ. Пятёрка по письмуСтрувеГ./СемернинВ. Про козликаСтрувеГ./СоловьёваА. Пёстрый колпачокУсачёвА./УсачёвА. Весёлая мышкаУсачёвА./УсачёвА. Десять лунатиковФилиппенкоА./ВолгинаТ. Урожай собирайЧёрныйА./ТаничМ. АппетитЩуровскийЮ./КоганА. Весёлый дождикЩуровскийЮ./Коган А. Здравствуй, лес!3 годАлександровА./МазнинИ. Братец ЯковАнтоновЮ./ПляцковскийМ. Утренняя песенкаБотяровЕ./ПляцковскийМ. Птица-музыкаВарламовА./ПанинаР. Ёлка в РождествоВарламовА./ПанинаР. Семь нотВихареваЛ./ВихареваЛ. СнегурочкаДобрынинВ./ПляцковскийМ. Страна ПеревертундияДубравинЯ./СусловВ. Добрый деньЗарицкаяЕ./ШевчукИ. Три желанияИорданскийМ./ПришелецА. У дороги чибисИстоминаЭ./ИстоминаЭ. Мама, папа плюс ребёнокКириллина/неизв.автор Удивительная лошадьЛевкодимовГ./СтепановВ.-ИстоминаЭ. Самая-самаяМоцартЛ./неизв.автор Менуэтнеизв.автор (канон) КофеНикитинС./Крылов Песня о маленьком трубачеНикитинС./МорицЮ. Сон-киноОлифироваЛ./Олифирова Вот и веснаПопляноваЕ./ПикулеваН. Шла весёлая собакаПопурри Детские песниПопурри Песни военных летрус.нар песня (канон) Со вьюном я хожурус.нар.песня (канон) Вдоль да по речкеСмирновС./неизв.автор Мой городСтрувеГ./СоловьёваА. С нами, друг!ТерхановС./СадЕ. Что такое доброта?ХайтовичЛ./ХайтовичЛ. (сборник) Ковбойская любовьЧичковЮ./ПляцковскийМ. МамаШаинскийВ./ТаничМ. Песенка о бабушкеэст.нар.песня (канон) Кукушка4 годАссоль Моя мамаБеляевВ./КрыловаЕ. РусьДубравинЯ./ПляцковскийМ. Спасибо вам, учителяКолмагороваЖ. Надежда естьКолмагороваЖ. Дай мне рукуНеизв.автор День рожденияНеизв.автор Кораблик «Детство»НикитинС. Весеннее тангоОбуховаЕ. Музыка и детиОбуховаЕ. Улыбайтесь, детиОсошникВ./ОсошникН. Хорошее настроениеПинегинА./УсачёвА. Зимняя сказкаСмирновС. Мой городТресковА./КобелевТ. День непослушанияУдарцевВ. С новым годомЧичковЮ./ПляцковскийМ. Детство – это я и тыФертельмейстерЭ./БараховичА. СоловушкиДунаевскийМ./ОлевН. Леди МэриКостинК./КостинК. Лимонадный дождик5 годАвдиевскийА./УкраинкаЛ. КолысковаАлексеевВ./ЛеймеИ. Ой-да во лесочкеАмерик. Нар.песня БубенцыАнтоновЮ./ПоженянГ. МакиВарламовА. Мой учительГлинкаМ./КозловИ. Венецианская ночьДубравинЯ./ПляцковскийМ. Спасибо вам, учителяЕрмолаевП. Ты счастливый человекЕрмолаевП. Я влюбилась в тебяЕрмоловА./БочковскаяА. Сегодня дождьЕрмоловА./БочковскаяА. НаходкаЕрмоловА./БочковскаяА. Я хочу быть похожим на ветерЕрмоловА./КряжеваК. Во снеЕрмоловА./ЕрмоловА. АпрельЖарковскийЕ. Непогода пройдёт (канон)ЖемойтукН./АдлерА. КолыбельнаяЗарицкаяЕ. ВалентинкиКаччиниДж. AveMariaКолмагороваЖ. Достань из кармана улыбкуЛучниковЕ./ГрафчиковаВ. ШколаНикитинС./НикитинС. Весеннее тангоОсошникВ./ОсошникН. Хорошее настроениеОффенбахЖ./ГеркенЕ. БаркаролаПетряшеваА. Я хочу, чтобы не было больше войныУдарцевВ. С новым годомУдарцевВ. Новогоднее пожеланиеЧичковЮ./ПляцковскийМ. Детство – это я и тыФертельмейстерЭ./БараховичА. СоловушкиЦиплияускасА./ШитоваН. Большой секрет
2. Аверин, В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: курс лекций / В. А. Аверин. – Красноярск. гос. ун–т. Красноярск, 2002. – 296 с.
3. Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей : талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада, 2006. – 224 с.
4. Адоньева, С. Б. Игра в секретку / С. Б. Адоньева // Новое издательство, 2008. – 129 с.
5. Александров, А. Школа игры на трехструнной домре / А. Александров. – М., 1988.
6. Алексеева, Г. Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов / дисс. канд. пед. наук / Г. Ю. Алексеева. – Оренбург, 2000. – 182 с.
7. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе) / Ю. Б. Алиев. – Воронеж, 1998. – 100 с.
8. Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1. СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. – 822 с.
9. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – М. : Просвещение, 2007. – 334 с.
10. Анисимов, В. Г. Диагностика музыкальных способностей детей / В. Г. Анисимов. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
11. Барташникова, И. А. Учись играя / И. А. Барташникова, А. А. Барташников. – Харьков, 2017. – 45 с.
12. Баршай, В. Н. активные игры для детей / В. Н. Баршай // Ростов на Дону, 2001. – 144 с.
13. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 2007. – 324 с.
14. Болковский, Л. З. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах / Л. З. Болковский // Формирование исполнителя-баяниста в классе ансамбля. Свердловск: Сред. –Урал. кн. изд–во, 1986. – С. 24–151.
15. Ветлугина, Н. А. О теории и практики художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина. – Дошкольное воспитание, 2004. – 64 с.
16. Ветлугина, H. A. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 415 с.
17. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо. – М., Просвещение, 2014. – 446 с.
18. Вольская, Т. И. Особенности организации исполнительского процесса на домре / Т. И. Вольская // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Сборник статей. Вып. 2. Свердловск: Средне–Уральское книжное издательство, 1990. – С. 88-109.
19. Вопросы искусства игры на домре (теория и практика): сб. статей / Ред.–сост. Е. Г. Скрябина; общ. ред. М. И. Имханицкого. Тольятти : изд. ТИИ, 2010. – 246 с.
20. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2012. – 352 с.
21. Выготский, Л. С. Творчество и воображение в детском возрасте / А. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2016. – 352 с.
22. Гареева, И. В. Ступени мастерства домриста / И. В. Гареева. – Екатеринбург : Диамант, 1996. – 60 с.
23. Гогоберидзе, А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» / А. Г. Гогоберидзе // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2011. – 284 с.
24. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : МИП «NB Магистр», 1993. – 190 с.
25. Груздовой, И. В. Педагогическая диагностика музыкального развития детей» (1999 г.). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально–игровой деятельности / И. В. Груздовой. – Тольятти : ТГУ, 2010. – С. 39.
26. Гуляева, М. Н. Эстетическое воспитание и творческая активность личности / М. Н. Гуляева. – М., 2013.
27. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2007. – 359 с.
28. Занько, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занько. – М. : Просвещение, 2012. – 226 с.
29. Зимина, А. Н. Музыкально–дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ / В. П. Зинченко // – Гном – Пресс, 1999. – С. 8.
30. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки. Подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. – М. : Просвещение, 2012. – 621 с.
31. Иофис, Б. Р. Импровизация и сочинение музыки. Музыкально-педагогический практикум / Б. Р. Иофис. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
32. Ихамницкий, М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. И. Ихамницкий. – М. : Музыка, 1987. – 190 с.
33. Карл, Орф, Методика элементарного музицированя. (из опыта работы) / Карл Орф. – М. : Линка – Пресс, 2003. – 58 с.
34. Клюев, А. С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / А. С. Клюев. – М. : Просвещение, 2011. – 574 с.
35. Круглов, В. Школа игры на домре / В. Круглов. – М., 2003.
36. Куприна, Н. Г. Реализация воспитательного потенциала искусства как проблема современного художественного образования / Н. Г. Куприна, О.Ф. Антипина // Образование и наука: известия Уральского отделения РАО. Приложение 3 (3) 2007. – 97 с.
37. Леонтьев, А. Л. Проблемы развития психики / А. Л. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1965. – 657 с.
38. Лукин, С. Школа игры на трехструнной домре / С. Лукин. – Иваново, 2008.
39. Лысина, Н. И. Творческая деятельность в музыкальном воспитании детей младших классов / Н. И. Лысина. – М. : Просвещение, 2014. – 514 с.
40. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : ЛИНКА–ПРЕСС, 1997. – 176 с.
41. Мелик-Пашаев, А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество / А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – М. : Педагогика, 2000. – 120 с.
42. Мелик-Пашаев, А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / метод, пособие / А. Мелик-Пашаев. – Дубна, 2006. – 112 с.
43. Минкин, Е. М. От игры к знаниям / Е. М. Минкин. – М. : Просвещение, 2013. – 254 с.
44. Миронова, М. П. Об основных педагогических концепциях развития музыкального восприятия / М. П. Миронова // Актуальные проблемы теории и методики преподавания музыки: Сборник научных работ. – Саранск, 2009. – 953 с.
45. Михайлова, Л. А. Развитие музыкальных способностей детей / Л. А. Михайлова. – М. : ИНФРА, 2015. – 527 с.
46. Мухина, В.С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 2008. – 228 с.
47. Мысь, Е. Методическая разработка по теме «Как написать методические материалы для преподавателей» / Е. Мысь. – Полысаево, 2010.
48. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. – М. : Просвещение, 2014. – 341 с.
49. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М. : Просвещение, 2008. – 357 с.
50. Немов, Р. С. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. – М. : Владос, 2003. – С. 640.
51. Образцова, Т. Н. Музыкальные игры для детей / Т. Н. Образцова. – Москва – Лада, 2005. – 232 с.
52. Олейников, Н. Ф. О работе правой руки домриста: вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах, вып. 2 / Н. Ф. Олейников. – Свердловск : УГК, 1990. – С. 132–146.
53. Олейников, Н. Ф. О технике рук домристов: метод. рекомендации / Н. Ф. Олейников. – Екатеринбург : Банк культурной информации. – 2004. – 40 с.
54. Остроменский, В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В. Д. Остроменский. – М. : Просвещение, 2015. – 329 с.
55. Пересада, А. Справочник домриста / А. Пересада. – Краснодар, 1993.
56. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов / В. И. Петрушин. – М. : Академ. Проект; Трикста, 2008. – 400 с.
57. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : РПА, 2016. – 80 с.
58. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. – М., 1972.
59. Попонов, В. Б. Школа игры на четырёхструнной домре / В. Б. Попонов. – М. : Музыка. – 1972. – 184 с.
60. Ражников, В. Г. Школа настроения – методика развития художественного сознания детей / В. Г. Ражников // Искусство в школе, 2008. – №4. – 59 с.
61. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина, В. В. Шадрикова. – М. : Наука, 2011. – 183 с.
62. Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе: учебное пособие для вузов / Б. С. Рачина. – СПб.: Композитор. – Санкт–Петербург, 2007. – 544 с.
63. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –- М. : Педагогика. – 1989.
64. Салихова, О. Г. Вопросы совершенствования техники левой руки домриста / О. Г. Салихова // Вопросы совершенствования техники домриста. – Нефтеюганск. – 2014. – 30 с.
65. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – В 2–х т. Т. 1. М. : Народное образование, 2005. – 816 с.
66. Ставицкий, З. И. Начальное обучение игре на домре / З. И. Ставицкий. – Л. : Музыка. 1984. – 64 с.
67. Тарасов, Г. А. Психология художественной игры / Г. А. Тарасов // Музыка в школе, 2008. – №3. – 34 с.
68. Тарасов, В. М. Специальный класс четырехструнной домры / программа для детских и вечерних музыкальных школ / Составители: В. М. Евдокимов, В. М. Тарасов. – Москва. Московская типография при гос. Комитете Совета Министров СССР, 1977. – 64 с.
69. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 2014. – 358 с.
70. Терентьева, Н. А. Игровая ситуация как фактор творческого развития младших школьников / Н. А. Терентьева. – М. : Астрель, 2004. – 140 с.
71. Терентьева, Н. А. Основы творческого музицирования, учебное пособие / Н. А. Терентьева. – М. : Астрель, 2001. – 169 с.
72. Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Н. А. Терентьева. – М. : Астрель, 2015. – 237с.
73. Тиличеева, Е. С. Музыкальные игры для детей младшего школьного возраста / Е. С. Тиличеева. – М. : Просвещение, 2014. – 164 с.
74. Трайнев, В. А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В. А. Трайнев. – М., 2016.
75. Федосюк, Н. В. Образ – Я младшего школьника / Н. В. Федосюк, Г. Н. Малькина // Семнадцатая региональная студенческая научная конференция / Нижневартов. гос. ун–т; отв. ред. А. В. Коричко. – Нижневартовск, 2015. – С. 366-369.
76. Фламенбаум, О. А. Некоторые вопросы рациональной постановки исполнительского аппарата домриста / О. А. Фламенбаум. – с.п. Нижнесортымский – 2012. – 18 с.
77. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указ. Д. Э. Харитоновича. СПб. : Изд–во Ивана Лимбаха, 2011. – 416 с.
78. Ходонович, Л. С. Веселые игры с музыкальными звуками и инструментами / Л. С. Ходонович // Минск НИО – 2012. – 60 с.
79. Цыпин, Г. М. Исполнитель и техника / Г. М. Цыпин. – М. : Академия, 1999. – 183 с.
80. Чунин, В. С. Русская домра – проводник в мир музыки. Избранные труды / В. С. Чунин. – М. : Музыка, 2011. – 368 с.
81. Чунин, В. П. Школа игры на трехструнной домре / В. П. Чунин. – М. : Музыка. 1995. – 180 с.
82. Шабанова, В. А. Деятельностный подход к организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста с учётом психологических особенностей / В. А. Шабанова // Среднее профессиональное образование. – 2014. – № 10. – С. 24–28.
83. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. – М. : Просвещение, 2015. – 241 с.
84. Школяр, Л. Л. Музыка в жизни младших школьников / Л. Л. Школяр. – М.: Просвещение, 2011. – 241 с.
85. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2005. – 384 с.
86. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2–е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 360 с.
87. Основы педагогической психологии, Крутецкий В. А, – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/krutetskiy_osnovy-pedagogicheskoy-psihologii_1972/
88. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf