Место и роль комментированного чтения при изучении литературы в школе.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫПРИМЕНЕНИЯКОММЕНТИРОВАННОГОЧТЕНИЯНАУРОКАХЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Понятиекомментированногочтения 5
1.2.Опытиспользованиякомментированногочтениянаурокахлитературы 8
ГЛАВА2.ПРАКТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫПРИМЕНЕНИЯПРИЕМАКОММЕНТИРОВАННОГОЧТЕНИЯНАУРОКАХЛИТЕРАТУРЫ 14
2.1.ПрименениеприемакомментированногочтениянаурокахлитературынапримерепроизведенияА.С.Пушкина«Капитанскаядочка» 14
2.2.Составлениетехнологическойкартыурокапотеме«РольснаПетраГриневавповестиА.С.Пушкина«Капитанскаядочка» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 30
Дома вы должны были вспомнить характеристику исторического периода, который описывается в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Итак, рассказ ведется о событиях 1773-1774 года. Кто был правителем в этот период истории России?Ответ обучающихся.Верно. Правила Екатерина II.На этой картине изображено событие, которое рассматривается и в нашем произведении. Что происходило в этот период в истории страны?Ответ обучающихся.Да, 1773-1775 годы – это даты восстания яицких казаков, которое переросло в масштабную войну казаков, крестьян, народов Урала, Поволжья с правительством Екатерины II. Не будем вдаваться в подробности данного восстания, но скажем, что итогами было около 20 тыс. погибших, несколько тысяч раненых. Отвечаютнавопросыпедагога.4. Первичноеусвоениеновыхзнаний.Чтение фрагмента произведения.Давайте прочтем фрагмент произведения (педагог читает фрагмент произведения от «… Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть ….» до «…Савельич дергал меня за руку, говоря:«Выходи, сударь: приехали…»).Обсуждение прочитанного.Итак, в какой ситуации приснился Петру этот сон?Ответ обучающихся.Верно. Сон приснился Петру, когда он приближался к Оренбургу, где ему предстояло верой и правдой служить государю-императору, его застиг буран. Пока кибитка героя «тихо подвигалась» к жилью, ему приснился тревожный сон.Что именно приснилось нашему герою?Ответ обучающихся.Да. Мужик с черной бородой лежал в постели его отца, и мать, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», настаивает, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и испросил благословения. Мужик размахивает топором, комната наполняется мертвыми телами. Этот «страшный мужик» ласково зовет его, говоря: «Не бойся, подойди под мое благословение». В самый кульминационный момент сна Петр просыпается.Как ощущал себя герой, как он описывал свои эмоции по поводу этого сна?Ответ обучающихся.Верно! Сон пронизан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич взволнован, охвачен страхом, ужасом и недоумением. Гринев признается, что это «сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соотношу его со странными обстоятельствами своей жизни».Кто оказался этот мужиком?Ответ обучающихся.Молодцы! Бородатый мужик оказывается самим Емельяном Пугачёвым. Теперь он уже не просто «отец-самозванец», а «царь-самозванец» прибывает в крепость, где живут Пётр, Маша и её родители. При первой же атаке крепость сдаётся, и жители встречают мятежников хлебом и солью. Пленных, включая Петрушу Гринева, ведут на площадь для присяги Пугачёву. Комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу», первым поплатился жизнью на виселице. Вместе с ним под сабельным ударом погибает Василиса Егоровна. Героя тоже ожидает казнь на виселице. Пётр, как и во сне, отказывается присягать мошеннику, но Пугачёв его прощает. Позже Савельич объясняет Гриневу «причину пощады»: атаман разбойников оказался тем самым бродягой, которому Пётр когда-то подарил заячий тулуп.Отвечаютнавопросыпедагога.5. Первичнаяпроверкапонимания.Обсуждение прочитанного.Давайте подумаем, какова роль сна в произведении?Ответ обучающихся.Да. В этом произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринева, но и предсказывает грядущие события, то есть является пророческим. Почему же Пушкин рассказывает нам этот сон? Возможно, он подготавливает нас к трагическому завершению одной из сюжетных линий, связанной с судьбой Пугачева. Без сомнения, так и есть, однако сон также раскрывает двойственный характер Емельяна Пугачева: с одной стороны, он представляется «страшным мужиком», который убивает людей с ужасающей жестокостью, топором проливая много крови, а с другой стороны – он же ласково зовет Гринева и стремится благословить его, как заботливый отец.Отвечаютнавопросыпедагога.6. Первичноезакрепление.Итак, подведем итог. Во времена Пушкина, когда Пугачева считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была весьма нестандартной. Пушкин старается изобразить Пугачева как человека, не лишенного привлекательных черт. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет его такими качествами и философией, которые вызывают симпатию у читателей: Пугачев считает, что лучше прожить жизнь ярко и сгореть, чем вести жалкое существование раба. Таким образом, сон в повести становится средством раскрытия характера одного из главных персонажей исторической повести А.С. Пушкина.Слушают рассказ педагога.7. Информацияодомашнемзадании,инструктажпоеговыполнению.Дома пишем небольшое сочинение на тему «Роль сна Петра Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»Записывают домашнее задание.8. Рефлексия(подведениеитоговзанятия).Есть вопросы по нашему сегодняшнему уроку? Все понятно? Проводятсамооценку,рефлексию.Таким образом, мы изучили особенности применения комментированного чтения на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Также был разработан урок литературы на тему «Роль сна Петра Гринева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».ЗАКЛЮЧЕНИЕТакимобразом,комментированиебылоиостаетсяоднимизсамыхэффективныхметодическихприемовобученияипониманияхудожественноготекста,таккакнынешнеепоколениечитателей-школьниковдостаточнотяжеловоспринимаетклассическуюлитературуиз-заудаленностивремениегонаписания.Данноеисследованиепозволяетсделатьвывод,чтоправильноподобранныеметодыиформыработынаурокахполитературепомогаютучителюсформироватьчитательскуюкомпетенциюобучающихся.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАфанасьев А.С. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный прием в современных реалиях / А.С. Афанасьев, З.Р. Зиннатуллина, И.С. Попп, О.А. Устинова // Педагогическое образование в России, 2017. – № 4. – С. 51-55.БагдасароваН.А. Метод комментированного чтения при изучении лирики серебряного века на уроках литературы в старших классах / Н.А. Багдасарова // Вестник науки и образования, 2020. – № 1-2 (79). – С. 45-47.Бурцева Е.А. Место и роль комментированного чтения при изучении литературы в школе / Е.А. Бурцева, А.А. Трапезникова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2022. – № 81-84.Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов филологических специальностей и преподавателей русского языка и литературы иностранцам / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1973. – 232 с.Веселова Л.А. Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Л.А. Веселова. – Ярославль, 2008. – 28 с.Ефремова В.В. Комментированное чтение на уроках литературы как способ формирования читательской компетенции учащихся средних классов / В.В. Ефремова // Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 172-176.Капустина О.Л. Элементы урока комментированного чтения / О.Л. Капустина // Элементы урока комментированного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. – № 7-4. – С. 24-26Кудряшова О.С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы / О.С. Кудряшова // Гуманитарные науки и образование, 2010. – № 2 (2). – С. 106-108.Лисина Л.А. Художественный текст как объект лингвоисторического комментирования: на материале произведений И.С. Тургенева: дисс. … кандидата филол. наук / Л.А. Лисина. – Хабаровск, 2006. – 338 с. Савина Л.Н. Роль комментированного чтения в процессе развития мышления учащихся (из опыта составления исторического комментария к роману А.С. Пушкина «Дубровский» в 6-м классе) / Л.Н. Савина, А.А. Лазарев // Грани познания, 2018. – № 1 (54). – С. 61-64.Филимонова А.А. Комментированное чтение при изучении произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / А.А. Филимонов // XXI Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте. Сборник научных статей, 2023. – С. 269-272.Чтение: энциклопедический словарь / В.Я. Аскарова, Н.А. Борисенко, С.М. Бородин и др.; под ред. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Наука, 2021. – 438 с.ШанскийН.М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие для педагогических институтов / Н.М. ШАнский. – Ленинград: Просвещение, 1984. – 270 с.
1. Афанасьев А.С. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный прием в современных реалиях / А.С. Афанасьев, З.Р. Зиннатуллина, И.С. Попп, О.А. Устинова // Педагогическое образование в России, 2017. – № 4. – С. 51-55.
2. БагдасароваН.А. Метод комментированного чтения при изучении лирики серебряного века на уроках литературы в старших классах / Н.А. Багдасарова // Вестник науки и образования, 2020. – № 1-2 (79). – С. 45-47.
3. Бурцева Е.А. Место и роль комментированного чтения при изучении литературы в школе / Е.А. Бурцева, А.А. Трапезникова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 2022. – № 81-84.
4. Верещагин Е.М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного: учебное пособие для студентов филологических специальностей и преподавателей русского языка и литературы иностранцам / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1973. – 232 с.
5. Веселова Л.А. Интегративный культурологический комментарий художественного текста как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Л.А. Веселова. – Ярославль, 2008. – 28 с.
6. Ефремова В.В. Комментированное чтение на уроках литературы как способ формирования читательской компетенции учащихся средних классов / В.В. Ефремова // Воспитательный потенциал семейного чтения в эпоху цифровизации и глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 172-176.
7. Капустина О.Л. Элементы урока комментированного чтения / О.Л. Капустина // Элементы урока комментированного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. – № 7-4. – С. 24-26
8. Кудряшова О.С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы / О.С. Кудряшова // Гуманитарные науки и образование, 2010. – № 2 (2). – С. 106-108.
9. Лисина Л.А. Художественный текст как объект лингвоисторического комментирования: на материале произведений И.С. Тургенева: дисс. … кандидата филол. наук / Л.А. Лисина. – Хабаровск, 2006. – 338 с.
10. Савина Л.Н. Роль комментированного чтения в процессе развития мышления учащихся (из опыта составления исторического комментария к роману А.С. Пушкина «Дубровский» в 6-м классе) / Л.Н. Савина, А.А. Лазарев // Грани познания, 2018. – № 1 (54). – С. 61-64.
11. Филимонова А.А. Комментированное чтение при изучении произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» / А.А. Филимонов // XXI Масловские чтения: филология и филологическое образование в региональном аспекте. Сборник научных статей, 2023. – С. 269-272.
12. Чтение: энциклопедический словарь / В.Я. Аскарова, Н.А. Борисенко, С.М. Бородин и др.; под ред. Ю.П. Мелентьевой. – М.: Наука, 2021. – 438 с.
13. ШанскийН.М. Лингвистический анализ художественного текста: учебное пособие для педагогических институтов / Н.М. ШАнский. – Ленинград: Просвещение, 1984. – 270 с.