Правовые условия развития частной космонавтики в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1. Правовые основы развития частной космонавтики в России 5
1.1. Законодательство о космической деятельности и его роль в создании необходимых условий для становления частных космических компаний 5
1.2. Влияние частных космических компаний на изучение и использование космического пространства 10
1.3. Мировой опыт правового регулирования частных космических компаний 19
2. Основные направления совершенствования правовых условий развития частной космонавтики в России 23
2.1. Рекомендации по модернизации законодательства с учетом международного опыта и передовых практик в области регулирования частной космической деятельности 23
2.2. Предложения по дополнительному правовому регулированию государственно-частного партнерства в космической отрасли 27
Заключение 33
Список литературы 36
Должна быть принята государственная программа развития частной космической деятельности. Также должны быть приняты поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые бы обязывали в рамках осуществления государственных закупок осуществлять не менее 1/3 закупок именно у частных космических компаний.Также целесообразным представляется принять норму, которая бы обязывала не уменьшать государственные расходы на космос в течении например 10 лет, что добавило бы уверенности участникам ранка и стимулировало стабильность инвестиций в отрасль.Также можно предложить следующие рекомендации рекомендации по модернизации законодательства в данной области.1. Отделение функций ОГВ от Роскосмоса и передача их вновь созданному космическому агентству при правительстве РФ. Создание независимого космического агентства, которое будет отвечать за разработку и проведение государственной политики в космической сфере, позволит сосредоточиться на основных задачах, таких как научные исследования, космические запуски и международное сотрудничество. Отделение функций ОГВ также поможет избежать конфликта интересов и повысит эффективность космической деятельности в России.2. Реорганизация Роскосмоса в коммерческую компанию с государственным участием. Государственное участие в коммерческой компании позволит сохранить контроль над стратегическими космическими проектами и сохранить национальные интересы в данной области. В то же время, реорганизация Роскосмоса в коммерческую компанию способствует улучшению управления, повышению эффективности и привлечению частных инвестиций, что в свою очередь будет способствовать развитию частного сектора в космической деятельности.3. Создание системы налоговых льгот и стимулов для развития частной космической деятельности. Разработка системы налоговых льгот и стимулов позволит привлечь инвестиции в отрасль и создать условия для развития и роста частных космических компаний. Налоговые льготы могут быть предоставлены на приобретение оборудования, научно-исследовательскую деятельность, а также на осуществление космических запусков. Такие меры будут способствовать конкурентоспособности отечественных компаний на международном рынке.4. Упрощение процедуры лицензирования и регулирования в частной космической деятельности. Необходимо разработать более прозрачные и удобные процедуры лицензирования и регулирования в частной космической деятельности. Упрощение процедур позволит снизить бюрократическую нагрузку на компании, ускорить внедрение инноваций и повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Также стоит обратить внимание на разработку новых правил и стандартов, которые будут учитывать специфику частной космической деятельности.5. Развитие партнерства между государственным и частным сектором. Необходимо создать условия для развития партнерства между государственным и частным сектором в космической сфере. Государство должно создать механизмы для сотрудничества и взаимодействия с частными компаниями, такие как совместные научно-исследовательские проекты, предоставление инфраструктуры и экспертизы. Такое сотрудничество позволит эффективно использовать ресурсы и опыт обоих сторон, способствуя развитию космической деятельности в России.В настоящий момент активно разрабатывается стратегический план, целью которого является облегчение доступа к космической отрасли для малых и средних предприятий. Эти мероприятия проводятся в пределах рабочего коллектива, действующего под эгидой инициативы «Аэронет» – сообщества специалистов, занимающихся созданием и использованием гражданских беспилотных авиационных и космических систем. «Аэронет» активно действует не только в направлении усовершенствования норм и правил применения беспилотных технологий в воздушном пространстве, но также занимается разработкой инициатив, направленных на поддержку частных организаций в сфере космических исследований.В заключение, модернизация законодательства в области регулирования и стимулирования частной космической деятельности является необходимым шагом для создания благоприятных условий для развития частного сектора в космической сфере. Реализация предложенных рекомендаций поможет привлечь инвестиции, создать рабочие места, расширить научные и технологические возможности России и повысить ее конкурентоспособность на мировом рынке.2.2. Предложения по дополнительному правовому регулированию государственно-частного партнерства в космической отраслиКосмическая отрасль является одной из ключевых областей для многих государств, и в последние годы наблюдается рост интереса и вклада частного сектора в эту область. Государственно-частное партнерство (ГЧП) стало широко распространенной практикой, позволяющей государству и частным компаниям объединять свои ресурсы и экспертизу для достижения общих целей в космической отрасли. Однако, в связи с возрастающей сложностью проектов, необходимость дополнительного правового регулирования в ГЧП становится все более актуальной.Во-первых, следует отметить, что космическая отрасль является уникальной и сложной областью деятельности. Специфика работы в космосе требует строгого соблюдения множества правил и стандартов для обеспечения безопасности и предотвращения непредвиденных ситуаций. ГЧП в космической отрасли включает не только взаимодействие государства и частных компаний, но также осуществление операций в международном контексте. Дополнительное правовое регулирование в этой области позволит обеспечить единый правовой фреймворк для всех участников ГЧП, что способствует прозрачности и предсказуемости в сотрудничестве.Во-вторых, с увеличением инвестиций и технологического развития в космической отрасли, возникает необходимость в большей степени защищать интересы всех сторон, участвующих в ГЧП. Дополнительное правовое регулирование позволит установить и зафиксировать права и обязанности каждой из сторон, а также определить порядок урегулирования споров и разногласий. Это позволит снизить риски и неопределенность для всех участников ГЧП и способствует долгосрочному и стабильному развитию этой области.Кроме того, дополнительное правовое регулирование в космической отрасли может способствовать развитию инноваций и технологическому прогрессу. Предоставление четкого правового статуса для интеллектуальной собственности и коммерциализации космических технологий станет стимулом для частных компаний вкладывать больше средств в исследования и разработку в этой области. В итоге, это может привести к ускорению технологического прогресса и созданию новых рабочих мест, способствуя экономическому росту и благополучию общества.Кроме того, дополнительное правовое регулирование в космической отрасли позволит учесть и урегулировать новые вызовы и риски, связанные с космическими миссиями. В последние годы наблюдается рост приватных космических компаний, которые проводят коммерческие космические полеты и планируют создание баз на других планетах. В связи с этим, возникает необходимость усовершенствования законодательства, чтобы учесть новые сферы деятельности и обеспечить их безопасность и соблюдение международных норм.В последнее время государственно-частное партнерство (ГЧП) становится все более популярным во многих отраслях экономики, включая космическую отрасль. Это взаимовыгодное партнерство между государством и частными предприятиями позволяет эффективно использовать ресурсы и экспертизу обеих сторон для достижения общих целей.Однако несмотря на преимущества ГЧП, существующее правовое регулирование этой сферы остается недостаточным. Для того чтобы успешно развивать ГЧП в космической отрасли и обеспечить его стабильность и эффективность, необходимо внести дополнения и усовершенствования в правовую базу.Во-первых, важно создать специализированный закон о государственно-частном партнерстве в космической отрасли. Этот закон должен устанавливать четкие правила и процедуры для осуществления ГЧП, а также определить ответственность сторон, порядок решения споров и механизмы контроля и надзора. Подобный закон будет способствовать устранению правовых пробелов и неопределенности, а также обеспечит стабильность правового режима для участников ГЧП в космосе.Во-вторых, необходимо усилить механизмы государственного участия в ГЧП. Государство должно активно привлекаться к партнерству, предоставлять свои ресурсы, экспертизу и финансирование для поддержки частных предприятий. Для этого можно разработать программы государственной поддержки ГЧП в космической отрасли, предусматривающие выделение субсидий, налоговых льгот, грантов и других мер поддержки. При этом важно установить прозрачные критерии и условия для получения государственной поддержки, чтобы избежать нарушения конкуренции и неправомерного использования государственных ресурсов.Третьим важным аспектом усиления правовой базы ГЧП в космосе является развитие механизмов защиты интеллектуальной собственности. Космическая отрасль характеризуется постоянным развитием и инновациями, и защита интеллектуальной собственности является неотъемлемой частью успешного партнерства. В этом контексте, следует установить четкие механизмы регистрации и защиты патентов, авторских прав и других объектов интеллектуальной собственности, а также разработать процедуры и механизмы разрешения споров в этой сфере.Кроме того, следует рассмотреть возможность создания арбитражного суда или специализированного органа для рассмотрения споров, связанных с ГЧП в космической отрасли. Это позволит обеспечить быстрое и независимое разрешение споров без необходимости обращения в обычные суды и будет способствовать укреплению доверия сторон к партнерству.В современном мире космическая отрасль приобретает все большую роль в экономическом, научном и технологическом развитии страны. Однако, чтобы обеспечить эффективное развитие и использование ресурсов космического пространства, необходимо правовое регулирование государственно-частного партнерства. Перспективы дополнительного правового регулирования государственно-частного партнерства в космической отрасли включают в себя:1. Снижение доли государственного участия в космическом секторе. Партнерство между государством и частными компаниями позволяет распределить риски и бремя финансирования между участниками. Частные компании, обладая инновационными решениями и гибкостью, способны быстрее реагировать на изменения в отрасли и эффективно использовать ресурсы.2. Стимулирование инвестиций. Дополнительное правовое регулирование государственно-частного партнерства может создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в космическую отрасль. Это поможет развитию инфраструктуры, технологий и научных исследований, способствуя росту конкурентоспособности и инновационности.3. Улучшение доступности космических услуг. Государственно-частное партнерство может способствовать развитию коммерческого сектора в космической отрасли и, как следствие, улучшению доступности космических услуг для организаций и граждан. Это может включать запуск спутников, предоставление телекоммуникационных услуг, ведение научных исследований и многое другое.Однако, дополнительное правовое регулирование государственно-частного партнерства в космической отрасли также сталкивается с рядом проблем:1. Неразграничение ответственности. Установление четких правил и механизмов, определяющих ответственность сторон в государственно-частном партнерстве, может стать сложной задачей. Стоит учесть, что в космической отрасли могут возникать непредвиденные ситуации, требующие быстрых и обоснованных решений.2. Защита интеллектуальной собственности. В рамках государственно-частного партнерства частные компании могут вносить значительные инновации и технологические разработки. В связи с этим возникает проблема защиты прав интеллектуальной собственности, предотвращения незаконного использования и кражи инноваций.3. Конфиденциальность и безопасность данных. При взаимодействии государственных и частных организаций возникает необходимость обмена конфиденциальной информацией, включая персональные данные и коммерческую тайну. Следует разработать механизмы защиты данных и обеспечить их надежность и безопасность.В целом, дополнительное правовое регулирование государственно-частного партнерства в космической отрасли имеет перспективы для развития и снижения государственного участия в отрасли, однако, также сталкивается с различными проблемами, требующими внимания и разработки соответствующих механизмов регулирования.ЗаключениеРоссийское правительство обеспечило национальному космическому предпринимательству благоприятные начальные условия для зарождения и первичного становления посредством создания космического кластера в инновационном центре «Сколково». Но проблема состоит в том, что государственными органами управления не прогнозируется и не разрабатывается никаких дальнейших действий в обозримом будущем по стимулированию и укреплению частного космического бизнеса в стране.В настоящее время вопрос осуществления регулирования деятельности компаний NewSpace правительством является насущным для всего международного космического сообщества, поэтому международное взаимодействие и обмен опытом по данной проблеме имеют важное значение. Россия может исследовать международную практику в этой сфере и участвовать в различных мероприятиях, к примеру в «TheGlobalSpaceGovernanceStudy» – сформировавшейся в мае 2014 г. международной инициативе по обсуждению и разработке подходящей нормативно-правовой базы для эффективного регулирования как на национальном, так и на мировом уровне деятельности стремительно растущих частных компаний и стартапов в космической сфере [9].Будущее российского частного предпринимательства в космической индустрии сильно зависит от состояния институционального развития национальной космической отрасли и отечественной космической программы и стратегии в целом. Стоит отметить, что вопросу частного предпринимательства в космосе в последнее время стало уделяться много внимания, в 2015–2016 г. в России было проведено несколько конференций и форумов, посвященных этой теме; постепенно появляется осознание важности принятия во внимание и обеспечения условий для участия, наличия представителей в международной тенденции NewSpace. Прогнозирование будущего развития и роли космических стартапов (особенно в сегменте upstream) представляется достаточно многофакторной задачей. На данный момент, в случае если государственные органы не планируют целенаправленно и активно развивать частное космическое предпринимательство в стране путем инвестирования и заключения с частными компаниями долгосрочных контрактов, то иной мерой по поддержке частных начинаний может стать организация работ по модернизации национального законодательства, регулирующего деятельность в космическом секторе. Большинство российских бизнесменов – потенциальных космических предпринимателей и инвесторов – считают инвестиции в космическую отрасль рискованными не только в связи с присущими космической деятельности особенностями, высоким порогом входа и долгим периодом возврата инвестиций, но препятствием для них также являются пробелы и нерешенные вопросы регулятивного характера или же существующие законодательные предписания, ограничивающие развитие бизнес-операций в отрасли [15]. Иностранные инвесторы при принятии решений о финансировании частного космического проекта также рассматривают регуляционную составляющую в космической сфере в стране, где находится стартап. В России немало ограничений и неясных моментов присутствует не только в сфере организации сотрудничества частной космической компании с государством, но и в области осуществления экспортного контроля и таможенных операций по космическим технологиям, реализации продукции космической фотосъемки высокого разрешения, условий доступа к услуге попутного запуска и т. д. Решение и действия по грамотному совершенствованию космического законодательства способствовали бы привлечению внимания к космической деятельности большего количества предпринимателей и отечественных/зарубежных инвесторов, без которых сложно планировать и осуществлять развитие частной космонавтики.Списоклитературы1. Davidian K., Payson D. Transition of the Russian Rocket and Space Industry // New Space. – 2015. – № 1. – С. 59-67.2.Emerging Space: The Evolving Landscape of 21st Century American Spaceflight / NASA report. 2014. – 39 p3.Foust J. The Evolving Ecosystem of Newspace. The Space Review. [Электронныйресурс]. URL: http://www.thespacereview.com/article/823/1.4.Grimard M. Economical Sustainability of the Space Value Chain: Role of Government, Industry and Private Investors / Toulouse Space Show 2012: IISL/IAA Space Law and Policy Symposium Session 1a: Towards effective sustainability for outer space activities. – 20225. Handberg R. The Future of the Space Industry: Private Enterprise and Public Policy // Quorum Books. – 2021. – С. 186.6. Ilyin A. Russian Business: a Long road to the stars // ROOM The Space Journal. – 2021. – С. 55-58.7.Inspace Forum 2020: «Сколково» — Заметный игрок в развитии частной комонавтики / SkReview, март 2021. – C.20-238.Lewis R., Stavish T. The New Race for Space. IQT quarterly. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/irp/eprint/iqt-space.pdf.9. Madry S., Jakhu R., Pelton J. The Global Space Governance Study – A new regulatory framework for New Space? // ROOM The Space Journal. – 2022. – С. 92-95.10.New Space Global. [Электронныйресурс]. URL: https://newspaceglobal.com.11.Payson D. Building the Institutional Environment Supporting New Commercial Players for Space Activities // A paper for the 63th IAC Congress, Napoli, Italy, October 201212.Raskin A. Russian space enthusiasts raise $7,000 for a satellite. Russia Beyond the Headlines. [Электронныйресурс]. URL: http://rbth.com/science_and_tech/2015/07/09/russian_space_enthusiasts_raise_7000_for_a_satellite_47593.html.13. Simpson C. Exploration and cooperation at the heart of European space vision // ROOM The Space Journal. – 2021. – С. 22-25.14.Start-Up Space: Rising Investment in Commercial Space Ventures / The Tauri Group publication, January 2022. – 45 p15.Добрынин С. Лицензия на космос. Интервью с управленцами российских космических стартапов от 11.02.2021. ИНОСМИ.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/science/20160212/235387039.html.16. Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. – 2021. – № 1. – С. 51-65.17.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"18. Яковлева М. С., Фарафонтова Е.Л. Частные космические компании в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2022. – № 9. – С. 307-308.
1. Davidian K., Payson D. Transition of the Russian Rocket and Space Industry // New Space. – 2015. – № 1. – С. 59-67.
2.Emerging Space: The Evolving Landscape of 21st Century American Spaceflight / NASA report. 2014. – 39 p
3.Foust J. The Evolving Ecosystem of Newspace. The Space Review. [Электронныйресурс]. URL: http://www.thespacereview.com/article/823/1.
4.Grimard M. Economical Sustainability of the Space Value Chain: Role of Government, Industry and Private Investors / Toulouse Space Show 2012: IISL/IAA Space Law and Policy Symposium Session 1a: Towards effective sustainability for outer space activities. – 2022
5. Handberg R. The Future of the Space Industry: Private Enterprise and Public Policy // Quorum Books. – 2021. – С. 186.
6. Ilyin A. Russian Business: a Long road to the stars // ROOM The Space Journal. – 2021. – С. 55-58.
7.Inspace Forum 2020: «Сколково» — Заметный игрок в развитии частной комонавтики / SkReview, март 2021. – C.20-23
8.Lewis R., Stavish T. The New Race for Space. IQT quarterly. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.org/irp/eprint/iqt-space.pdf.
9. Madry S., Jakhu R., Pelton J. The Global Space Governance Study – A new regulatory framework for New Space? // ROOM The Space Journal. – 2022. – С. 92-95.
10.New Space Global. [Электронныйресурс]. URL: https://newspaceglobal.com.
11.Payson D. Building the Institutional Environment Supporting New Commercial Players for Space Activities // A paper for the 63th IAC Congress, Napoli, Italy, October 2012
12.Raskin A. Russian space enthusiasts raise $7,000 for a satellite. Russia Beyond the Headlines. [Электронныйресурс]. URL: http://rbth.com/science_and_tech/2015/07/09/russian_space_enthusiasts_raise_7000_for_a_satellite_47593.html.
13. Simpson C. Exploration and cooperation at the heart of European space vision // ROOM The Space Journal. – 2021. – С. 22-25.
14.Start-Up Space: Rising Investment in Commercial Space Ventures / The Tauri Group publication, January 2022. – 45 p
15.Добрынин С. Лицензия на космос. Интервью с управленцами российских космических стартапов от 11.02.2021. ИНОСМИ.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/science/20160212/235387039.html.
16. Попова С.М. Закон США о коммерческом космосе 2015 г. и вопросы модернизации международного космического права // Исследования космоса. – 2021. – № 1. – С. 51-65.
17.Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"
18. Яковлева М. С., Фарафонтова Е.Л. Частные космические компании в России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2022. – № 9. – С. 307-308.