Повышение конкурентоспособности товара организации на примере
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1 Понятие маркетинговой деятельности организации 5
1.2 Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации 7
1.3 Основные этапы маркетинговой деятельности организации 9
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПОЛИТЕХГЕОИНЖИНИРИНГ» 13
2.1 Анализ организации 13
2.2. Анализ внешней среды ООО «Политехгеоинжиниринг» 26
2.3 Оценка текущей конкурентоспособности организации 36
3 РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
3.1 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности организации 38
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 41
3.3 Разработка плана маркетинга модульных сооружений 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Следовательно, конкурентоспособность компании «Политехгеоинжиниринг» можно оценить как среднюю.
Теперь проанализируем уровень конкурентоспособности методом 5Р (табл.19). Таким образом, из табл. видно, что компания «Политехгеоинжиниринг» находится на 2-м месте по конкурентоспособности среди 3-х проанализированных компаний.
Таблица 19
Оценка текущей конкурентоспособности компании на основе 5Р
Параметр оценки Важность (вес) Политехгеоинжиниринг Жилищная Инициатива СК Горизонт Описание Балл Взвеш. оценка Описание Балл Взвеш. оценка Описание Балл Взвеш. оценка PRODUCT Широта ассортимента 0,08 8 типов услуг (работ) 5 0,4 7 типов услуг (работ) 4 0,32 7 типов услуг (работ) 4 0,32 Качество 0,06 Не жалоб 5 0,3 Есть жалобы 2 0,12 Есть жалобы 2 0,12 Скорость выполнения заказа 0,06 Высокая 5 0,3 Низкая 2 0,12 Высокая 5 0,3 Итого 0,20 1,00 0,56 0,47 PRICE Базовая цена 0,08 Высокая 3 0,24 Низкая 5 0,4 Средняя 4 0,32 Программа лояльности 0,07 нет 2 0,14 есть 4 0,28 нет 2 0,14 Акции 0,07 нет 1 0,07 5 видов акций 5 0,35 3 акции 4 0,28 Итого 0,22 0,45 1,03 0,76 PLACE Сайт 0,08 Есть, удобный, красивый 5 0,4 Есть, менее удобный, красивый 4 0,32 Есть, удоб-ный, менее красивый 4 0,32 Интернет агрегаторы 0,08 Есть 5 0,4 Есть 5 0,4 есть 5 0,4 Итого: 0,16 0,8 0,72 0,72 PROMOTION Развитость интернет рекламы 0,05 Средняя 3 0,15 Средняя 3 0,15 Средняя 3 0,15 Мероприятия по удержа-нию клиентов 0,08 нет 1 0,08 есть 5 0,4 нет 1 0,08 Итого: 0,13 0,23 0 0,55 0,23 PEOPLE Знание персонала инострынных языков 0,04 На русском и английских языках 4 0,16 На русском и английском 4 0,16 На русском и английском 4 0,16 Персонал 0,08 Вежливый, дружелюбный, отзывчивый 5 0,4 Есть жалобы на работу персонала 2 0,16 Вежливый, отхывчивый 5 0,4 Итого: 0,23 0,56 0,32 0,56 Оценка КСП 1 3,49 3,75 3,44 Источник: составлено автором
Следовательно, уровень конкурентоспособности компании «Политехгеоинжиниринг» можно оценить как средний.
3 РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности организации
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) Необходимо расширить отдел маркетинга, введя в его состав ещё 2-х специалистов: специалиста по экономическому анализу и ценовой политики, специалиста по маркетинговым коммуникациям (рис.13).
Рис.13. Предлагаемая организация службы маркетинга
Источник: составлено автором
2) Необходимо выделить из отдела маркетинга самостоятельное подразделение - отдел рекламы и PR. Целесообразно выделить в рекламном отделе подразделения по функциям:
- административный блок или управляющие (координация всего процесса по созданию рекламы);
- операционный блок или исполнители;
- аналитический блок или наблюдатели (планирование и прогнозирование моделей поведения на рынке).
Таким образом, в отделе рекламы будет три специалиста: начальник отдела рекламы (административный блок) и два специалиста (операционный и аналитический блок).
Рис.14. Структура отдела рекламы
Источник: составлено автором
Первоначальные затраты на создание отдела рекламы и затраты на поддержание деятельности в течение года приведены в табл.20.
Таблица 20
Расчет бюджета затрат на создание и поддержание отдела рекламы
Статьи затрат Сумма, тыс. руб. Капитальные (разовые затраты) при формировании отдела Ремонт помещения 290 Мебель 173 Вычислительная и офисная техника 330 Средства связи 177 Транспортные средства 300 Всего 1170 Текущие (годовые) затраты операционной деятельности Плата за коммунальные услуги (свет, вода, отопление) 57 Запчасти и ремонт автомобиля 59 Заработная плата (оплата труда, отчисления во внебюджетные фонды) 1 300 Затраты на персонал (страхование, командировки, обучение) 400 Канцтовары и офисная бумага 57 Хозяйственные товары 39 Услуги связи 30 Интернет 72 Обслуживание и ремонт основных средств 93 Эксплуатационные услуги 72 Представительские расходы 57 Всего 2 236 Итого 3 406 Источник: составлено автором
Чистая прибыль «Политехгеоинжиниринг» за 2021 год составила 280331 тыс. руб., затраты на создание отдела рекламы составят 3 406 тыс. руб., т.е. всего 1,2% от чистой прибыли. Следовательно, создание отдела рекламы перспективно.
Взаимосвязь рекламной группы с другими подразделениями компании «Политехгеоинжиниринг» будет осуществляется следующим образом:
Рис.15. Схема взаимодействия рекламной службы с
другими подразделениями «Политехгеоинжиниринг»
Источник: составлено автором
3) Повышение качества строимых компанией «Политехгеоинжиниринг» объектов недвижимости: Для этого необходимо использовать прогрессивные виды оборудования; техники и технологии, использовать новые системы безопасности объектов недвижимости.
4) Повышение квалификации персонала на специальных курсах как в России, так и за рубежом.
5) Расширение сбытовой сети: открытие новых филиалов как в крупных, так и больших городах.
6) Расширение ассортимента: для этого необходимо повышать квалификацию технологов «Политехгеоинжиниринг», брать на работу профессионалов высокого класса. Как показали маркетинговые исследования, большим спросом пользуется следующая строительная продукция:
- автоматические ворота, рольставни и шлагбаумы;
- модульные сооружения
7) Компании «Политехгеоинжиниринг» необходимо проводить активную рекламную политику в социальных сетях, в особенности на YouTube, в Instagram, в Контакте, Одноклассниках и др.
Зачастую реклама в социальных сетях является самым эффективным рекламным средством продвижения объектов недвижимости. Для крупных игроков недвижимости присутствие и продвижение на этих площадках становится частью маркетинговой стратегии.
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Опираясь на данные маркетинговых исследований, проведенных маркетологом «Политехгеоинжиниринг», предлагаем ввести в ассортимент компании новую группу строительных услуг «установка автоматических ворот, рольставней, шлагбаумов».
Доля рынка по установке автоматических ворот, рольставней и шлагбаумов может составить около 300 шт. в год. Средняя розничная цена за 1 шт. – 39 тыс. руб. Таким образом, введение нового вида строительных услуг позволит получить дополнительную выручку в размере 11700 тыс. руб. (39 тыс. руб. х 300 шт. = 11 700 тыс. руб.).
11 700 + 700212 = 711 912 тыс. руб.
Сопоставим прогнозные доходы на 2024 год в сравнении с реальными доходами за 2023 год в табл.21:
Таблица 21
Прогноз основных показателей деятельности на 2024г.
Показатель 2023г. 2024г. Отклонение Темп прирос-та, % тыс. руб. уд. вес,
% тыс. руб. уд. вес, % тыс. руб. уд. вес, % Выручка 700212 100 711912 100 11700 - 1,7 Фактическая себестоимость 422800 60,4 429100 60,3 6300 -0,1 1,5 Прибыль от продаж 277412 39,6 282812 39,7 5400 +0,1 1,9 Источник: составлено автором
По прогнозу маркетолога ООО «Политехгеоинжиниринг» себестоимости одного объекта составит 21 тыс. руб., значит, себестоимость всех объектов за год составит 6300 тыс. руб. (21 тыс. руб. х 300 шт.).
422800 + 6300 = 429 100 тыс. руб.
Прогнозируемая прибыль от продаж в 2024г. составит:
711912 – 429100 = 282 812 тыс. руб.
Себестоимость совокупного выпуска увеличится на 1,5%, а выручка на 1,7%. Превышения прироста выручки над себестоимостью говорит о более высокой рентабельности новых объектов по сравнению с объектами строительства, уже реализуемыми ООО «Политехгеоинжиниринг».
Прибыль от продаж увеличится на 1,9%, что говорит о повышении эффективности строительной деятельности ООО «Политехгеоинжиниринг».
Таким образом, слабым звеном в деятельности ООО «Политехгеоинжиниринг» является небольшой отдел маркетинга. Рекламой занимается маркетолог, входящий в структуру маркетингового отдела. Предлагаем расширить отдел маркетинга, введя в его состав ещё 2-х специалистов. Также предлагаем выделить из отдела маркетинга самостоятельное структурное подразделение – отдел рекламы. Введение нового объекта строительства (автоматические ворота и рольставни) увеличит результативность деятельности компании не только в количественном выражении (на 5400 тыс. руб. прибыли от продаж), но и в качественном – темп прироста прибыли от продаж опережает темп прироста себестоимости.
3.3 Разработка плана маркетинга модульных сооружений
Компании ООО «Политехгеоинжиниринг» целесообразно использовать стратегию роста - стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном рынке.
ООО «Политехгеоинжиниринг» целесообразно использовать стратегию роста в части расширения ассортимента путём добавления к уже осуществляемым услугам ещё и строительство модульных сооружений (торговые павильоны, коммерческие киоски, автомойки, ангары, СТО, детские площадки, бытовки и т.п.).
Бюджет маркетинга компании ООО «Политехгеоинжиниринг» для строительства модульных сооружений на 2024 год составит 368 800 рублей.
Планируемые мероприятия компании ООО «Политехгеоинжиниринг» по строительству представлены в нижеследующей табл.22.
Таблица 22
Мероприятия компании ООО «Политехгеоинжиниринг» по развитию товара:
Наименование
продукции Основные направления создания услуги Сроки Ответственный Модульные сооружения За разработку бизнес-плана отвечает главный экономист Компании ООО «Политехгеоинжиниринг».
За оборудование, его покуп-
ку, работоспособность, ре-
монт отвечает коммерческий директор.
За строительство модуль-ных сооружений отвечает зам. директора по строительству На ближайшие 5 лет, далее в зависимости от спроса Генеральный директор Источник: составлено автором
Планируемые мероприятия компании ООО «Политехгеоинжиниринг» по развитию системы товародвижения представлены в табл.23.
Таблица 23
Мероприятия компании «Политехгеоинжиниринг» по развитию системы товародвижения:
Наименование ме-
роприятий Сроки Ответственный Планируемые до-полнительные затраты (руб.) Поиск заказчиков через интернет 2024г. Коммерческий директор 26 400 Поиск заказчиков через СМИ 2024г. Менеджер по сбыту 22 800 Источник: составлено автором
От ценовой политики во многом зависит успех мероприятия по производству нового вида продукции – модульных сооружений. От правильно выбранной ценовой политики зависят объёмы продаж и размер получаемой прибыли, а также рентабельность.
Таблица 24
Мероприятия компании ООО «Политехгеоинжиниринг» по установления ценовой политики:
Наименование мероприятий Сроки Ответст-
венный Дополнитель-
ные расходы
(руб.) Льготная цена при повторном заказе модульных сооружений 2024г. Коммерческий директор 43 000 Установление предельного срока для повторного заказа модульных сооружений со скидкой для мотивирования сделать заказ быстрее Месяц Менеджер по продажам 25 000 Источник: составлено автором
Таблица 25
Мероприятия компании ООО «Политехгеоинжиниринг» по продвижению:
Наименование мероприятий Сроки Ответст-венный Дополнительные затраты, руб. Демонстрация новой продукции: по TV, в сети Интернет 2024г. Специалист по рекламе 102800 Сувениры: маленькие презенты для зказчиков (календарики, ручки, блокноты, кружки) для напоминания заказчику о компании «Политехгеоинжиниринг» 2024г. Менеджер по снабжению 93 000 Источник: составлено автором
Важное место в успешной деятельности компании, особенно при выведении на рынок нового вида продукции, играет исследование рынка, выбранные методы для исследования, выборка, грамотно составленная анкета и интерпретация полученных результатов (табл.26).
Таблица 26
Мероприятия «Политехгеоинжиниринг» по исследованию рынка
Наименование
мероприятий Сроки Ответст-
венный Дополнитель-
ные затраты (руб.) 1. Выбор методов исследования 14.01.2024 - 2 Составление анкеты 15.01.2024 - 3. Составление опросного листа 16.01.2024 - 4. Проведение маркетингового исследования респондентов 17.01.2024-
01.02.2024 Менеджер по сбыту 41 800 5. Обработка результатов исследования 02.02.2024-20.02.2024 - 6. Интерпретация результатов 21.02.2024-28.02.2024 - 7. Анализ результатов деятельности конкурентов 14.01.2024-01.07.2024 Отдел сбыта 14 000 Источник: составлено автором
В конце составления плана маркетинга по внедрению нового объекта строительства (модульных сооружений) необходимо объединить все выше составленные разделы в единый Консолидированный бюджет маркетинга компании ООО «Политехгеоинжиниринг», который представлен в табл.27.
Таблица 27
Консолидированный бюджет маркетинга компании ООО «Политехгеоинжиниринг», руб.
Направле-
ния дея-
тельности Мероприятия Сроки Бюджет 1 Развитие продукта Открытие цеха по производству мо-дульных сооружений 01.01.24-31.12.24 К бюджету маркетинга
не относится 2 Товарод-
вижение Поиск заказчиков через глобальную сеть «Интернет» 2024г. 26 400 Поиск заказчиков через СМИ 2024г. 22 800 3 Ценооб-
разование Льготная цена на повторный заказ модульных сооружений 2024г. 43 000 Установление предельного срока для повторного заказасо скидкой Месяц 25 000 4. Продви-жение Демонстрация модульных сооружений:
по TV, в сети Интернет 2024г. 102800 Сувениры:
маленькие презенты для покупателей (календа-рики, ручки, блокноты, кружки) для напомина-ния заказчику о компании 2024г. 93 000 5 Исследо-
вания 1 Проведение маркетингового исследо-
вания респондентов 14.01.24-
01.03.24 41 800 2 Анализ результатов деятельности конкурентов 14.01.24-01.07.24 14 000 6 Оборудо-вание и персонал Заработная плата, премии, расходы на помещение, его оборудования и на организацию деятельности 01.01.24-31.12.24 К бюджету маркетинга не относится Итого 368800 Источник: составлено автором
Общая сумма консолидированного бюджета маркетинга компании ООО «Политехгеоинжиниринг» для внедрения маркетингового плана по открытию производства модульных сооружений составляет 368800 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, маркетинговая деятельность направлена на установление текущих и долговременных цели, путей их достижения и источники ресурсов. Одна из задач отдела маркетинга - оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности.
Основной профиль «Политехгеоинжиниринг» - это строительство инженерных коммуникаций. «Политехгеоинжиниринг» работает эффективно, так как в течение всего анализируемого периода наблюдаются прибыли. Самыми большими угрозами со стороны внешней среды для деятельности компании «Политехгеоинжиниринг» являются экономические и социальные.
Из пяти проанализированных предприятий «Политехгеоинжиниринг» по конкурентным преимуществах находится лишь на третьем месте. Следовательно, конкурентоспособность компании «Политехгеоинжиниринг» можно оценить как среднюю.
Проведение компанией «Политехгеоинжиниринг» электрических сетей – это «Звезды». Трубопроводы (водопроводные, канализационные) – это «Дикие кошки» или «трудные дети».
Были сделать следующие выводы и предложения: Необходимо расширить отдел маркетинга, выделить из отдела маркетинга самостоятельное подразделение - отдел рекламы и PR; повышение качества строимых компанией объектов недвижимости и квалификации персонала; расширение сбытовой сети и ассортимента.
Введение нового объекта строительства (автоматические ворота и рольставни) увеличит результативность деятельности компании не только в количественном выражении (на 5400 тыс. руб. прибыли от продаж), но и в качественном – темп прироста прибыли от продаж опережает темп прироста себестоимости. Общая сумма консолидированного бюджета маркетинга компании ООО «Политехгеоинжиниринг» для внедрения маркетингового плана по открытию производства модульных сооружений составляет 368800 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдулжанов А.Г. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение. – М.: Инфра-М, 2022. – 326 с.
Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебное пособие в схемах. – М.: Инфра-М, 2020. – 413 с.
Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – М.: КноРус, 2023. – 377 с.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Статистика, 2021. – 413 с.
Заказнов А.В. Реализация стратегии – путь к успеху // Стратегический менеджмент. – 2024. - № 1. – С. 7-14.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2017. – 650 с.
Ладанов, И.Ю. Практический менеджмент. – М.: Ника, 2022. – 416 с.
Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – С.-Пб.: Нива, 2021. – 427с.
Лебедев О.Т. Основы маркетинга. – СПб.: ИД МиМ, 2019. – 231 с.
Магомедов Ш.Н. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2020. – 245 с.
Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности компании. – М.: Ось-89, 2021. – 316 с.
Сафронов П.М. Стратегическое управление // Маркетинг, 2023. – № 7. – С. 11-16.
Секерин В.Д. Маркетинг. Учебно-практическое пособие. – М.: Бизнес-школа, 2019. – 452 с.
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: Интел-Синтез, 2021. – 404 с.
Экономика предприятий. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2021. – 580 с.
33
Отбор
идей
Формиро-вание идей
Разработка
замысла и его проверка
Разработка стратегии маркетинга
Анализ воз-можностей производства и сбыта
Разработка
товара
Испытания в рыночных
условиях
Развертыва-ние коммер-ческого производства
Рис.1. Стадии разработки товара-новинки
50%
100%
Производственный отдел
Бухгалтерия
Рекламное агентство
Коммерческий директор
Директор по маркетингу
Генеральный директор
Удержание рынка
Возможные цели
ценообразования
Обеспечение сбыта
(выживаемости)
Максимизация прибыли
Установление окончатель-
ной цены
Выбор метода ценообразо-вания
Анализ издержек
Определе-ние спроса
Анализ цен конкурентов
Выбор цели ценообра-зования
ЦЕНА
Получе-ние обычной нормы прибыли
Товары-
заменители
Директор по
маркетингу
ДОВЕДЕНИЕ РАБОТ И УСЛУГ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Цели в области:
- выбора каналов товародвижения
- послепродажного обслуживания
ПРОДУКТ
- разработка техноло-гии с требуемыми па-
раметрами
- обеспечение требуе-мого объёма работ при минимуме себестои-мости
- создание имиджа компании
ПРОДВИЖЕНИЕ РАБОТ И УСЛУГ
Цели в области:
- рекламы
- тестирования рынка
- стимулирования продаж
Специалист по рекламе и стиму-
лированию сбыта
Специалист по марке-тинговым исследова-ниям, планированию и ценовой политике
Рекламное агентство
Строительный отдел
Бухгалтерия
Рекламная служба
Коммерческий директор
Директор по маркетингу
Генеральный директор
Специалист по производству рекламных материалов
(операционный блок)
Специалист по планированию и прогнозированию моделей поведения на рынке (аналитический блок)
Директор отдела рекламы
(административный блок)
специалист по маркетинговым коммуникациям
Специалист по маркетинговым исследованиям и планированию
Специалист по экономическому анализу и ценовой политике
Специалист по рекламе и сти-мулированию сбыта
Директор по
маркетингу
Потенциальные
конкуренты
Покупатели
Поставщики
Отраслевые
конкуренты
150%
50%
100%
Дойные
коровы
Собаки
Звёзды
Кошки
ТРР
1,32
1,08
1,04
ОДР
Сектор учёта расчётных операций
Сектор учёта товарных операций
Главный бухгалтер
Экономист
по труду
Экономист по финансовой работе
Бухгалтерия
Экономический
отдел
Финансовый директор
Цех № 2
Цех № 1
Зам. дирек-тора по произ-водству
Автохозяйство
Складское хозяйство
Главный
диспетчер
Строитель-ные участки
Отдел главного геодезиста
Сметный отдел
Отдел охраны труда и техники
Отдел техни-ческого надзора
Отдел главного энергетика
Юридический отдел
Коммерческий директор
Специалист по гос. тайне
Отдел продаж (сбыта)
Финансово-экономичес-кий отдел
Бухгалтерия
Строитель-ные бригады
Прораб
Отдел кадров
Отдел материаль-но-технического
снабжения (ОМТС)
Финансовый директор
Зам. дирек-тора по стро-ительству
Зам. дирек-тора по уп-равлению персоналом
Главный
инженер
Генеральный
директор
1. Абдулжанов А.Г. Маркетинг. Исследования. Организация. Внедрение. – М.: Инфра-М, 2022. – 326 с.
2. Веснин, В.Р. Менеджмент. Учебное пособие в схемах. – М.: Инфра-М, 2020. – 413 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – М.: КноРус, 2023. – 377 с.
4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Статистика, 2021. – 413 с.
5. Заказнов А.В. Реализация стратегии – путь к успеху // Стратегический менеджмент. – 2024. - № 1. – С. 7-14.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2017. – 650 с.
7. Ладанов, И.Ю. Практический менеджмент. – М.: Ника, 2022. – 416 с.
8. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. – С.-Пб.: Нива, 2021. – 427с.
9. Лебедев О.Т. Основы маркетинга. – СПб.: ИД МиМ, 2019. – 231 с.
10. Магомедов Ш.Н. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2020. – 245 с.
11. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности компании. – М.: Ось-89, 2021. – 316 с.
12. Сафронов П.М. Стратегическое управление // Маркетинг, 2023. – № 7. – С. 11-16.
13. Секерин В.Д. Маркетинг. Учебно-практическое пособие. – М.: Бизнес-школа, 2019. – 452 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: Интел-Синтез, 2021. – 404 с.
15. Экономика предприятий. Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2021. – 580 с.