Буллинг в школах
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 03.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА 5
1.1 Характеристика буллинга 5
1.2 Половозрастные особенности школьников как предикторы риска буллинга 8
1.3 Школьный климат как фактор буллинга 9
ГЛАВА 2. БУЛЛИНГ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА 14
2.1 Представления учителей о буллинге 14
2.2 Профилактика буллинга 17
ВЫВОДЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Второстепенными признаками являются:- нет ни одного друга, с которым можно провести время;- никогда не приводит одноклассников или других сверстников домой (после школы) или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время;- не хочет или боится идти в школу;- утром перед школой нет аппетита, частые жалобы на головные боли и боли в животе;- он часто кажется расстроенным, несчастным, подавленным;- наблюдаются изменения в поведении: раздражительность и истерики;- ухудшилась успеваемость ученика, так как пропал интерес к школьным предметам/деятельности;- школьника никогда не приглашают на каникулы или он не хочет никого приглашать и организовывать праздники (потому что считает, что никто не хочет приходить);- ходит в школу и обратно неудобным и долгим путем;- жалуется на плохие сны, беспокойно спит и часто плачет во сне;- часто меняется настроение;- требует или ворует деньги у родителей (для удовлетворения требований «абьюзеров»).Наличие жертв, над которыми издеваются более сильные ученики, негативно влияет на психологическую атмосферу в школьном коллективе. Насмешки, притеснения, унижения и издевательства над изгоями происходят на глазах у других детей, что приводит к жестокости, агрессии у одних детей, страху и депрессии у других. Издевательства не оставляют равнодушными никого: некоторые дети идут по стопам хулиганов, боясь стать жертвой, а другая часть детей постоянно испытывает давление, заставляющее их видеть униженными своих одноклассников или сверстников.В этой ситуации страдает и учитель, неспособный решить проблему в одиночку; даже если не разрешено высмеивать изгоя в его классе, хулиганы подберут жертву на перемене, на уроках менее фундаментальных учителей или после школы. Больше всего страдают жертвы домашнего насилия, которым обязательно должна быть оказана психолого-педагогическая помощь.Мероприятия по профилактике буллинга среди школьников начинаются с первых дней. Суть этих мер заключается в устранении основных и второстепенных факторов острых конфликтных ситуаций и различных форм насилия, в том числе школьной травли. В настоящее время в системе образования освоено несколько моделей профилактики девиантного поведения: психолого-педагогические, социально-педагогические, социальные и медико-психологические модели.Психолого-педагогическая модель создается по следующему принципу: важнейшим субъектом профилактического воздействия в работе с детьми является образовательное учреждение, профилактика осуществляется специально подготовленными образовательными программами, направленными на организацию групповых форм внеклассной и внеклассной работы.деятельность школьников и их родителей. Данная модель включает индивидуальные, семейные и групповые консультации, а также психокоррекцию детей из группы риска и психологическую помощь педагогам.Социально-педагогическая модель предполагает организацию образовательных учреждений различного типа с повышенным коррекционным воздействием. Основная воспитательная деятельность школы включает элементы коррекционной деятельности. Социальная модель предполагает создание общественных организаций, проводящих профилактическую работу среди школьников. Формирование нравственных ценностей и добровольного поведения у школьников – цель этого служения.Медико-психологическая модель – организация медицинской помощи в образовательных учреждениях на плановой основе для профилактики раннего девиантного поведения.Помимо разделения всех профилактических мероприятий на модели, выделены два этапа в зависимости от целевых групп воздействия:- первичная профилактика – комплекс мер, направленных на всех участников, а также их родителей, с целью формирования духовно-нравственных ценностей и произвола поведения, а также обеспечения нормативного развития личности;- вторичная профилактика предполагает систематическую работу с детьми «группы риска» буллинга.Целью вторичной профилактики является социальная адаптация и реабилитация детей. В этом случае в задачи образовательного учреждения входит выявление наиболее актуальных для учреждения типов «групп риска» и планирование работы в этой зоне воздействия.Меры по предотвращению буллинга принимают различные формы:- развитие коммуникативных навыков и навыков устойчивости, бесконфликтного общения, волевых качеств, эмоционального интеллекта и т.д.;- тематические беседы;- совместные посещения природы, музеев, театра, кино и т.п.;- классные часы;- родительские собрания;- дискуссионный клуб;- дебаты;- сказочный тренинг;- волонтерский проект;- психологический тренинг на сплоченность команды;- сказкотерапия;- игровая терапия;- семинары.Кроме того, в своей работе преподаватели следуют принципам метода конгруэнтного общения Х. Джайнотта:- сравнение суворовцев не между собой, а с самими собой вчера-сегодня-завтра;- поддерживать положительную самооценку;- обсуждать ситуации, действия и их последствия без негативной оценки личности обучающихся;- поощрять, поощрять и укреплять самостоятельность и инициативу студентов.Результатом этой работы должна стать оптимизация межличностных отношений школьников, снижение влияния внешних и внутренних факторов возникновения и распространения буллинга.Таким образом, буллинг – это длительное физическое или психологическое принуждение, осуществляемое лицом или группой и направленное против человека, неспособного защитить себя в физической ситуации, с заведомым желанием причинить вред, напугать или подвергнуть человека длительному стрессу. Буллинг явно наблюдается у школьников и требует особого внимания со стороны психологов и педагогов. Следует отметить, что меры по предотвращению буллинга среди школьников должны быть направлены на создание воспитательной атмосферы в образовательном учреждении в целях содействия успешной социализации каждого ребенка как субъекта деятельности в обществе.ВЫВОДЫКоличество исследований феномена школьной травли продолжает расти и их география охватывает практически всех. Это связано с высокой распространенностью данной формы деструктивного поведения среди детей и подростков и серьезными последствиями издевательств для их психического, физического и социального благополучия. Буллинг возникает только в определенной социальной ситуации, в которой учащиеся испытывают сильные негативные чувства (гнев, страх, разочарование), а возникающее в результате этих переживаний агрессивное поведение по отношению к более слабым людям помогает сохранить или улучшить свой статус в группе.Важным фактором буллинга является школьный климат, а точнее, такие его компоненты, как опыт школьной безопасности, принадлежности к ней и, в большей степени, социальные отношения (между учителем и учениками, а также отношения между учениками). Исследования позволяют сделать выводы об особенностях школьного климата, способствующих снижению уровня буллинга.Прежде всего, речь идет о формировании позитивно окрашенных личностных отношений между учителями и учениками, что актуально для любого школьного возраста, тогда как дружба со сверстниками как профилактика буллинга лишь в средней и средней школе находится на первом плане. Конфликт с учителем является фактором повышения риска виктимизации, особенно для ребенка, и поэтому непопулярен среди одноклассников.Сообщение педагогами о своей готовности помочь детям в случае конфликта, а также о неизбежных последствиях неадекватного поведения для всех учащихся (отсутствие «любимчиков») являются важнейшими факторами предотвращения издевательств.Среди стратегий поведения в ситуации притеснений наиболее популярными среди учителей сегодня являются применение силы и жестких дисциплинарных санкций в отношении агрессора. Исследования показали, что такие меры против издевательств были неустойчивыми: с одной стороны, они узаконивали коллективное насилие, а с другой стороны, они принимали на вооружение более скрытые и изощренные методы нападения.Наиболее эффективные стратегии – привлечь к разрешению ситуации других взрослых, в том числе родителей, и тесно сотрудничать с преступником и жертвой. Буллинеобходимо, во первых, дать понять, что его поведение приносит вред, что чувствует жертва и как он может это исправить. Пострадавшему следует помочь найти для себя безопасное пространство, а также дружеский круг общения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение, проблема буллинга в школах является актуальной и требует внимания со стороны общества и государства. Буллинг- это форма агрессивного поведения, которая может привести к серьезным психологическим и физическим последствиям для жертв. В рамках данной работы были рассмотрены основные аспекты проблемы буллинга: определение, причины, последствия, а также меры профилактики и борьбы с этим явлением.Буллинг представляет собой систематическое и целенаправленное преследование одного или нескольких человек группой лиц или одним человеком. Это может проявляться в различных формах, таких как физическое насилие, психологическое давление, изоляция и т.д. Жертвы буллинга часто испытывают чувство беспомощности, тревоги, депрессии и могут иметь проблемы с учёбой и социальной адаптацией.Причины буллинга могут быть разнообразными: от индивидуальных особенностей участников до социальных факторов. Важно понимать, что буллинг не является случайным явлением, а имеет свои корни в обществе и культуре.Для предотвращения буллинга необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на формирование уважительного отношения к другим людям, развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Также важно создать в школе атмосферу доверия и поддержки, где каждый ученик будет чувствовать себя в безопасности.Борьба с буллингом включает в себя выявление случаев насилия, оказание психологической помощи жертвам и проведение работы с агрессорами. Необходимо также обучать учителей и родителей распознавать признаки буллинга и принимать меры по его предотвращению.В целом, проблема буллинга требует комплексного подхода, включающего в себя профилактику, борьбу и поддержку жертв. Только так можно создать безопасную и благоприятную среду для развития и обучения детей и подростков.Рекомендации:1. Проведение регулярных тренингов и семинаров для учителей, родителей и учеников по вопросам буллинга.2. Создание системы мониторинга и реагирования на случаи буллинга в школе.3. Разработка программ поддержки для жертв буллинга, включая психологическую помощь и социальную реабилитацию.4. Повышение осведомлённости общества о проблеме буллинга и его последствиях.5. Сотрудничество с правоохранительными органами и социальными службами для обеспечения защиты прав жертв и наказания виновных.6. Поддержка исследований в области буллинга для разработки более эффективных методов профилактики и борьбы.7. Привлечение внимания СМИ к проблеме буллинга с целью формирования общественного мнения и повышения ответственности за свои действия.8. Развитие культуры уважения и толерантности в обществе.9. Создание условий для самореализации и развития каждого ученика, независимо от его социального статуса, национальности и других характеристик.10. Формирование у детей и подростков навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов.Для успешной реализации этих рекомендаций необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон: государства, образовательных учреждений, общественных организаций, а также самих участников образовательного процесса - учителей, учеников и их родителей. Только совместными усилиями можно добиться значительных результатов в борьбе с буллингом и создании безопасной образовательной среды.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Александров Д. А. Школьный климат: концепция и инструмент измерения.// Александров Д. А. - М.: Изд. дом ВШЭ. 2022 С. 103–113.2. Бочавер А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 11. № 3, 2021, С. 177–191. 3. Бутовская М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. № 5, 2020 С. 139–150.4. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2019. № 105. С. 159–165.5. Глазырина Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях / Л.А. Глазырина. – М.: БЭСТ-принт, 2020. – 144 с.6. Гришина Т.Г. Исследование буллинга среди школьников: обзор зарубежных исследований. Современная прикладная психология: теория и практика: сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 2 т. / под ред. Т.Н. Мельникова. Т. 2. М.: ИИУ МГОУ, 2023. С. 14-17.7. Кривцова С. В. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2022. № 3 (73). С. 97–119.8. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. – М.: Федеральный институт развития образования, 2021. – 120 с.9. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Психология и школа. 2020. № 4. C. 54–72.10. Ларченко Н. А. Буллинг – причины, формы, профилактика : метод.материал./ Ларченко Н. А. Волгоград, 2022. 23 с.11. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. СПб., 2021. С. 240–274.12. Пинская М. А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. № 4.,2021, C. 148–177. 13. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2021. С. 5-86.14. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. № 3.,2022, С. 182–185. 15. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. Буллинг в подростковой среде. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2021. С. 104-105.16. Синягина Н.Ю. Школа без насилия / Н.Ю. Синягина – М.: АНО «Цнпро», 2023. – 150 с.17. Собкин В. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2020. № 1. С. 48–57.18. Собкин В. С. Жертвы школьной травли: влияние социальных факторов // Труды по социологии образования. Т. XVI. ,2021,. C. 130–136.19. Чиркина Т. А. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. № 1.,2021, С. 207–22920. Шалагинова К.С. Игры и упражнения для профилактики буллинга в подростковом возрасте. Справочник педагога-психолога. Школа. – 2021,№12. С. 56-66.Электронные ресурсы21. Анкета X. Каспера «Smob». - URL: http://potencial22.ru/phocadownload/124/14.pdf (дата обращения: 02.06.2024).22. Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия: Школьныйбуллинг // Психологи и социология. - URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 02.06.2024).23. Олвеус Д. Агрессия в школах. Хулиганы и мальчики для битья. - URL: https://archive.org/details/aggressioninscho0000olwe (дата обращения: 02.06.2024).24. Петросянц В. А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия: электронный научный журнал. - URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 02.06.2024).
1. Александров Д. А. Школьный климат: концепция и инструмент изме-рения.// Александров Д. А. - М.: Изд. дом ВШЭ. 2022 С. 103–113.
2. Бочавер А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 11. № 3, 2021, С. 177–191.
3. Бутовская М. Л. Буллинг как социокультурный феномен и его связь с чертами личности у младших школьников // Этнографическое обозрение. № 5, 2020 С. 139–150.
4. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 2019. № 105. С. 159–165.
5. Глазырина Л.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях / Л.А. Глазырина. – М.: БЭСТ-принт, 2020. – 144 с.
6. Гришина Т.Г. Исследование буллинга среди школьников: обзор зарубежных исследований. Современная прикладная психология: теория и практика: сборник статей Международной научнопрактической конференции: в 2 т. / под ред. Т.Н. Мельникова. Т. 2. М.: ИИУ МГОУ, 2023. С. 14-17.
7. Кривцова С. В. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2022. № 3 (73). С. 97–119.
8. Кривцова С.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. – М.: Федеральный институт развития образования, 2021. – 120 с.
9. Кутузова Д. А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим де-лать // Психология и школа. 2020. № 4. C. 54–72.
10. Ларченко Н. А. Буллинг – причины, формы, профилактика : ме-тод.материал./ Ларченко Н. А. Волгоград, 2022. 23 с.
11. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. СПб., 2021. С. 240–274.
12. Пинская М. А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. № 4.,2021, C. 148–177.
13. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асо-циального поведения несовершеннолетних. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2021. С. 5-86.
14. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реаль-ность // Мир науки, культуры, образования. № 3.,2022, С. 182–185.
15. Селифанова А.И., Мартиросян Л.А., Захарова О.В., Абдулина Е.К. Буллинг в подростковой среде. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2021. С. 104-105.
16. Синягина Н.Ю. Школа без насилия / Н.Ю. Синягина – М.: АНО «Цнпро», 2023. – 150 с.
17. Собкин В. С. Влияние опыта переживаний «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» // Вестник практической психологии образования. 2020. № 1. С. 48–57.
18. Собкин В. С. Жертвы школьной травли: влияние социальных факто-ров // Труды по социологии образования. Т. XVI. ,2021,. C. 130–136.
19. Чиркина Т. А. Школьный климат. История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. № 1.,2021, С. 207–229
20. Шалагинова К.С. Игры и упражнения для профилактики буллинга в подростковом возрасте. Справочник педагога-психолога. Школа. – 2021,№12. С. 56-66.
Электронные ресурсы
21. Анкета X. Каспера «Smob». - URL: http://potencial22.ru/phocadownload/124/14.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
22. Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия: Школьныйбуллинг // Психологи и социология. - URL: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 02.06.2024).
23. Олвеус Д. Агрессия в школах. Хулиганы и мальчики для битья. - URL: https://archive.org/details/aggressioninscho0000olwe (дата обращения: 02.06.2024).
24. Петросянц В. А. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде // Эмиссия: электронный научный журнал. - URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1479.htm (дата обращения: 02.06.2024).