Нарушение двигательного праксиса у детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 03.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. теоретико-методологические аспекты формирования двигательного праксиса 5
1.1. Теоретические основы изучения двигательного праксиса, виды, закономерности развития ……………………………………………………………5
1.2. Связь двигательного праксиса с высшими психическими функциями, значение праксиса для развития высших психических функций ………………...9
Глава 2. формирования ДВИГАТЕЛЬНОГО Праксиса в дошкольном возрасте. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ 13
2.1. Дошкольный возраст в развитии двигательного праксиса. Взаимосвязь с ведущей высшей психической функцией и ведущей деятельностью …………..13
2.2. Нарушения развития двигательного праксиса, причины …………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Фрагмент для ознакомления

Основными целями исследования вызванных потенциалов являются диагностика заболеваний нервной системы и оценка ее функций (ВП). Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику). По механизму диспраксии выделяют четыре типа, представлены в таблице 2.[24]Таблица 2 – Классификация диспраксии№ п/пназвание нарушенийописание1Диспраксия кинестетическаяНарушение позы, например, артикуляторной на какой-либо конкретный звук или позы пальцев руки.Данный вид нарушения говорит о наибольшей вовлеченности нижней теменной области левого полушария головного мозга.2Кинетическая или динамическаядиспраксияНарушение двигательной мелодии, проблема в переключении между собой элементов движения: при воспроизведении звуков, слогов, переключение движений рук (например, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – чаще вовлечена левая премоторной области коры. Ч.Ньокиктьен– голландский невролог называет указанные уровни «мелокинетическаядиспраксия» и говорит, что это не в полном смысле диспраксия, а отражение более низших по физиологическому уровню трудностей в мозговой организации.3Диспраксия идеомоторная – «диспраксия истинная»По Ньокиктьену,«как сделать?», а именно программа действий. Локализация – также как и в предыдущем случае –премоторная область, но спереди по отношению к кинетической-теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от типа деятельности).4Идеаторнаядиспраксия«Зачем делать?», а именно замысел действия, содержащий намерение. Задействована префронтальная кора и все требуемые уровни организации праксиса, которые описаны выше, с учетом содержания действия.Также неврологи, нейропсихологивыделяютдиспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., в том числе из конкретных случаев. Виды диспраксии по локализации:артикуляторная, вербальная;аксиальная/постуральная;орально-лицевая;диспраксия конечностей, пальцевая, мануальная.Диспраксия чаще всего развивается в отдаленном периоде после того, как перинатальные повреждения центральной нервной системы сведены к минимуму. В ее основе лежит дисфункция высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксиейотсутствуют параличи, бессилию, мышечные дистонии, которые могут привести к двигательным дисфункциям. К причинам последующей дискинезии в дошкольном возрасте относятся: [30]патологии беременности (заболевания матери, токсикозы);аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).Также современная медицина не исключает генетическую природудиспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в ходе исследования мы выяснили, что нарушения двигательного праксиса у детей связаны с нарушениями в развитии высших психических функций. Все диспраксические проявления у детей объединяются в четыре группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.В условиях увеличения количества детей с нарушениями праксиса и с учетом достижений в научно-теоретической разработанности проблемы праксиса у детей сегодня в педагогической работе со старшими дошкольниками необходимо обеспечивать применение различных средств развития, которые бы воздействовали комплексно на развитие праксиса у данной группы детей.Диспраксия негативно сказывается на повседневной деятельности ребенка. Несформированность элементарных навыков самообслуживания, сказывается на внешнем виде таких детей, они вглядят неряшливыми и неубранными. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей или общением со сверстниками, с социализацией. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, что препятствует гармоничному развитию ребенка.У таких детей часто возникают проблемы с поведением, и у многих из них диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей, страдающих диспраксией, характерна низкая успеваемости в школе, связанные с дислексией и дисграфией.[26]Дети с нарушениями двигательного праксиса нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Для этого используют различные виды физической активности (катание на велосипеде, роликах, прыжки на батуте, плавание и др.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, лечебная физкультура, гидрокинезотерапия;физиотерапия: транскраниальнаямикрополяризация, электромиостимуляция;массаж: общий оздоровительный, шейно-воротниковой зоны, конечностей, позвоночника.Диспраксией называют нарушение формирования навыков, но это наршение поддается коррекции при каждодневной тщательной работе, в которой большую роль играют родителей детей.Тренируя определенный навык, будь то езда на велосипеде или произнесение звуков, диспраксию не устранить. Однако необходимо формировать жизненно важные навыки, а также очень важно преодолевать у ребенка психологическую установку неуспешности. Родителям необходимо многократно повторять вместе с ребенком действия, при этом ободряя его и снимать фокус внимания с самого выполняемого действия, чтобы не делать акцент на том, что у него не получается. Нельзя ругать ребенка и сравнивать с другими. Важно закладывать предпосылки для формирования праксиса, заниматься теми видами активности, которые приведут в порядок «нижние уровни» по организации моторной сферы (ствол – вестибулярные ядра – мозжечок — кора). [28]Таким образом, в работе изучены теоретические основы нарушений развития двигательного праксиса детей дошкольного возраста, проанализированы теоретические научные источники по проблеме нарушений формирования двигательного праксиса, выявлены виды, закономерности формирования и причины двигательного праксиса у детей дошкольного возраста, прослежена связь высших психических функций с ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Можно сделать вывод о том, что цели исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАгеева Н. И. Хореографический тренаж на основе упражнений ритмической гимнастики / Н. И. Агеева, С. П. Клеменчук. – Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2020. – 59 с. Амелина Е. Г. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Е. Г. Амелина и др. – Москва: Генезис, 2020.– 275 с.Асмолов А. Г. Нейропсихолог в реабилитации и образовании / А. Г. Асмолов и др. – Москва: Теревинф, 2019.– 423 с.Балашева Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2017.– 335 с.Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.Белик Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка: рекомендации для родителей / Е.Г. Белик. – Котовск: Теремок, 2019. – 147 с.Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт. 2023. –358 с.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 284 с.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2019.– 387 с.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва: В. Секачев, 2013. – 262с. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт. 2024. –360 с.Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья / В.Ф. Воробьев // Научное обозрение. Биологические науки. – 2019. – № 5. – С. 5-12.Галактионова Г.М. Особенности праксиса у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.М. Галактионова, О.Л. Леханова // Актуальные проблемы экологии и здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Череповец: ЧГУ, 2016. – С. 145-148.Глозман Ж. М. Детская нейропсихология: учеб, пособие / Ж. М. Глозман. – Саратов: Вузовское образование, 2019.– 215 с.Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3ч./ Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова. – М.: АЙРИС-пресс, 2020.– 274 с.Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. –Москва: СИНТЕГ, 2019. – 396 c.Ефимова И. В. Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий / И.В. Ефимова. – М.: Каро, 2019. – 160 c.Зверева Н. В., Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. – М.: Юрайт. 2023. –223 с.Клементьева М. В. Психология развития и возрастная психология: учебные задания. – М.: Прометей. 2023. – 114 с.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности): учебное пособие / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2003. – 143с.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1973 – 374 с.Марченкова И. В. Праксис и его нарушения в контексте проблемы развития детей старшего дошкольного возраста / И. В. Марченкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2023. – № 3 (44). – С. 15-17. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8351/ (дата обращения: 20.05.2024).Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2023. –296 с.Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолов, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2021.– 425 с.Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолов, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2021.– 462 с.Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2015. – 480 c.Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб, пособие / А. В. Семенович. – Москва: Генезис, 2017.– 314 с.Социализация детей в дошкольном возрасте / под ред. С. А. Козловой. – М.: Юрайт. 2023. 196 с.Фаликман М. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы / М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова // Культурно-историческая психология. – 2016. –Т. 12. – №. 4. – С. 48–66.Фесенко Ю. А. Возрастная физиология и психофизиология: энурез и энкопрез у детей. – М.: Юрайт. 2023. –169 с.

1.Агеева Н. И. Хореографический тренаж на основе упражнений ритмической гимнастики / Н. И. Агеева, С. П. Клеменчук. – Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2020. – 59 с.
2.Амелина Е. Г. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Е. Г. Амелина и др. – Москва: Генезис, 2020. – 275 с.
3. Асмолов А. Г. Нейропсихолог в реабилитации и образовании / А. Г. Асмолов и др. – Москва: Теревинф, 2019. – 423 с.
4.Балашева Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2017. – 335 с.
5.Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фабер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
6.Белик Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка: рекомендации для родителей / Е.Г. Белик. – Котовск: Теремок, 2019. – 147 с.
7.Бережковская Е. Л. Психология развития и возрастная психология. – М.: Юрайт. 2023. – 358 с.
8.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность: учебное пособие / Н.А. Бернштейн. – М.: Академия, 2010. – 284 с.
9.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В. Секачев, 2019. – 387 с.
10.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: теоретические положения современной нейропсихологии, высшие психические функции человека и процессы их развития, патология речи: методы диагностики и коррекции: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва: В. Секачев, 2013. – 262с.
11.Возрастная и педагогическая психология / под ред. Б. А. Сосновского. – М.: Юрайт. 2024. – 360 с.
12.Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья / В.Ф. Воробьев // Научное обозрение. Биологические науки. – 2019. – № 5. – С. 5-12.
13.Галактионова Г.М. Особенности праксиса у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.М. Галактионова, О.Л. Леханова // Актуальные проблемы экологии и здоровья: материалы IV Международной научно-практической конференции. – Череповец: ЧГУ, 2016. – С. 145-148.
14.Глозман Ж. М. Детская нейропсихология: учеб, пособие / Ж. М. Глозман. – Саратов: Вузовское образование, 2019. – 215 с.
15.Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3ч./ Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева, Ю.О. Титова. – М.: АЙРИС-пресс, 2020. – 274 с.
16.Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. –Москва: СИНТЕГ, 2019. – 396 c.
17.Ефимова И. В. Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий / И.В. Ефимова. – М.: Каро, 2019. – 160 c.
18.Зверева Н. В., Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. – М.: Юрайт. 2023. – 223 с.
19.Клементьева М. В. Психология развития и возрастная психология: учебные задания. – М.: Прометей. 2023. – 114 с.
20.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности): учебное пособие / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2003. – 143с.
21.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1973 – 374 с.
22.Марченкова И. В. Праксис и его нарушения в контексте проблемы развития детей старшего дошкольного возраста / И. В. Марченкова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2023. – № 3 (44). – С. 15-17. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8351/ (дата обращения: 20.05.2024).
23.Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2023. – 296 с.
24.Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолов, Н.Н. Заваденко, М.А. Островская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. – М.: Теревинф, 2021. – 425 с.
25.Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 2 / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолов, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2021. – 462 с.
26.Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие / А.В. Семенович. – М.: Генезис, 2015. – 480 c.
27.Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учеб, пособие / А. В. Семенович. – Москва: Генезис, 2017. – 314 с.
28.Социализация детей в дошкольном возрасте / под ред. С. А. Козловой. – М.: Юрайт. 2023. 196 с.
29.Фаликман М. В. Принципы физиологии активности Н. А. Бернштейна в психологии восприятия и внимания: проблемы и перспективы / М. В. Фаликман, Е. В. Печенкова // Культурно-историческая психология. – 2016. –Т. 12. – №. 4. – С. 48–66.
30.Фесенко Ю. А. Возрастная физиология и психофизиология: энурез и энкопрез у детей. – М.: Юрайт. 2023. – 169 с.