Особенности изучения эпических произведений на примере поэмы «Мертвые души»
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 19 + 19 источников
- Добавлена 06.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения эпических произведений 6
1.1. Особенности эпических произведений 6
1.2 Особенности изучения эпических произведений на уроках литературы 10
Глава 2. Методические материалы для изучения эпических произведений на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 17
2.1. Конспект урока 19
2.2. Конспект внеурочного мероприятия по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
(просмотр видеофрагмента)https://yandex.ru/video/touch/preview/966079923200535 ..Мы с вами изучим великое произведение Гоголя - поэму «Мертвые души».• История создания поэмы Гоголя «Мертвые души»: творческая история, замысел.• Идея поэмыПосле создания комедии «Ревизор» Гоголь испытывает потребность написать серьезное эссе. В 1835 году А. С. Пушкин предложил Гоголю любопытный сюжет (фабула будущих «Мертвых душ»). Гоголю нравится эта идея, и он с энтузиазмом принимается за работу:«Пушкин дал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сам сделать что-то вроде стихотворения и который, по его словам, он не дал бы никому другому. Это был сюжет «Мертвых душ».Одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя считается поэма «Мертвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулезно работал долгих 7 лет. История создания «Мертвых душ» Гоголя действительно интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мертвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел изобразить всю русскую душу целиком, с присущими ей пороками и добродетелями. Первые главы Николай Васильевич написал в России. Но в 1837 году Гоголь уехал в Италию, где продолжил работу над текстом. В 1841 году рукопись была готова к печати, но цензура в последний момент передумала. Гоголь был подавлен. Весной 1842 года поэма была опубликована, это событие вызвало ожесточенную полемику в литературной среде. Гоголя обвинили в клевете и ненависти к России. Гоголь снова уезжает за границу, где продолжает работать над вторым томом «Мертвых душ». Работа далась еще труднее. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому времени Гоголь почувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться.• СЮЖЕТВ основу сюжета положена история о приключениях Чичикова, который приезжает в провинциальный городок, чтобы приобрести очень странный товар — мертвые души.• КОМПОЗИЦИЯГлава I: подробное введение в поэмуПовествование начинается без традиционной русской прозы 30-40-х годов XIX века. экспозиция деловая и энергичная: мы ничего не знаем о Чичикове и о том, как он пришел к идее покупки «мертвых душ» (обо всем этом расскажет глава XI).II — VI главы: образ помещиковГлавы построены по единому плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности помещика, встреча хозяина и гостя, совместный ужин, сцена купли-продажи мертвых душ. Повторяющаяся канва глав создает ощущение однородности изображаемых явлений.VII— X главы: образ провинциального города.В главу X включена «Повесть о капитане Копейкине».Глава XI: история Чичикова (перенесена за рамки сюжета).Сюжет заканчивается в главе X решением Чичикова бежать из провинциального городка. Биография Чичикова в главе XI важна для более полного понимания его характера: теперь мы можем объяснить многие поступки этого персонажа.Краткое содержание урокаАвтор так и не закончил свою поэму. Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй - перерождается в добродетель, в третьей - совершает добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь предоставила материала в избытке, то во втором - писателю пришлось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. По какой-то причине мошенники не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить на благо своих крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в совершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом аферы Чичикова с «мертвыми душами» в финале первого тома. Идеологическая задача писателя - показать привлекательные стороны русской действительности и превращение плохого человека в хорошего - оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя. К сожалению, Гоголю не удалось воплотить в жизнь свой первоначальный замысел, но «Мертвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.(Просмотр видеофрагмента)https://yandex.ru/video/touch/preview/966079923200535 домашнее задание.Статьи учебника. стр.314-333. (перед разделом «Чичиков»).2.2. Конспект внеурочного мероприятия по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»Литературный брейн-ринг по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»Цель внеклассного мероприятия: с помощью увлекательного литературного брейн-ринга выяснить, насколько прочно усвоены знания.Ход игрыПроведение литературного брейн-ринга «По страницам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»1. Вступительное слово преподавателя«Он ненавидел вульгарность и открыто наносил ей все удары, на которые была способна его рука, с единственной целью потрясти ее, по возможности, под дых. Такого рода оживление в то время отражалось на всей его фигуре и составляло существенную часть ее нравственной красоты... Это была мысль о России... самая живая часть его существования», - сказал П.В.Анненков о Н.В.Гоголе.«Мертвые души» - одно из величайших произведений классической русской литературы не только потому, что оно написано Н.В. Гоголем, но и потому, что проблемы, которые рассматриваются в поэме, «вечны», они были актуальны «вчера», актуальны «сегодня» и будут актуальны до тех пор, пока как будет жить человек со своими добродетелями и пороками.Сегодняшняя игра поможет вам раскрыть свой интеллектуальный потенциал и даст возможность еще раз окунуться в атмосферу уникального произведения Николая Гоголя.2. Как играть в игру?Ведущий: Сегодня мы проводим литературную игру по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».Правила игры: в каждом раунде игра идет до 3 очков. Время на обдумывание вопроса - 1 минута. Команда, которая не ответит на вопросы, выбывает из игры. Победителем становится команда, выигравшая последний раунд.РАУНД № 1. Вопросы к игре.1. «Мертвые души» - в самом этом названии есть что-то пугающее.»Кому из русских писателей принадлежат эти слова? (А.И. Герцен)2. «Мертвые души»- это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть». Назовите автора этих строк. (Ю.Манн).3. Кто из персонажей так охарактеризован в стихотворении: «И по этому деревянному лицу вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какой-то бледный отблеск чувства»?(Плюшкин).4. Кого первым из помещиков посетил Чичиков?» (Манилов)5. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурнушка, не слишком толстый и не слишком худой; впрочем, нельзя сказать, что он был стар, и не то чтобы слишком молод». Чей это портрет? (Чичиков)РАУНД № 2.1. Чем, по мнению Чичикова, была набита подушка в гостинице? (кирпичом и булыжником)2. Какое наказание получил Павлуша Чичиков от своего отца при расставании? («Прежде всего, берегите себя и откладывайте пенни... За пенни вы сделаете все и сломаете все на свете»).3. Кто из героев стихотворения «уронил чубук с трубкой на пол и, разинув рот, простоял так несколько минут»? (Манилов)4. Как звали сыновей Манилова? (Алкид и Фемистоклюс)5. Кто из героев в семье мог пользоваться «мертвыми душами»? (У коробочки)РАУНД 31. Кто из героев стихотворения «был большим добряком и даже иногда вышивал на тюле»? (Губернатор.)2. Кто из героев превратился «в дыру в человечестве»? (Плюшкин)3. Какое снотворное было лучшим для мужа из Коробки? (почесывает пятки).4. Назовите имя и отчество Шкатулки? (Настасья Петровна).5. Кто из персонажей Гоголя похож на «медведя средних размеров»? (Собакевич)МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА(ПРИСУТСТВУЮЩИЕ МОГУТ ТАНЦЕВАТЬ)РАУНД 41. У кого из героев было «больше тысячи душ»? (У Плюшкина).2. Как звали Собакевича? Михаил Семенович).3. Кто из героев стихотворения «долго не мог распознать, какого пола была фигура: женщина или мужчина»? (Чичиков)4. Кто и про кого сказал: «Обманул, сильно обманул»? (Рассказчик о Чичикове)5. Кого последним посетил помещик Чичиков? (Плюшкина).РАУНД № 5.1. Как крестьяне называли Плюшкина? (Заплатанный, рыболов).2. У кого из героев дом стоял на ветру, открытый всем ветрам? (У Манилова).3. С чем можно сравнить молодых господ в черных фраках, танцующих на балу в губернском собрании? (с мушками)4. Какое оружие из арсенала Ноздрева было изготовлено мастером Савелием Сибиряковым?(Турецкий кинжал)5. «Пожилая женщина в чем-то вроде спального колпака, с фланелевой повязкой на шее - одна из тех матерей, которые плачут из-за неурожая». Как зовут нашу героиню? (Вставка). Награждение победителей.ЗаключениеГлавной целью при изучении произведений Н.В. Гоголя в школе должно стать умение увидеть их многогранность. Каждое произведение Николая Васильевича Гоголя по-своему интересно, в каждом есть свой глубокий и не сразу уловимый смысл. Противоречивые тенденции в восприятии и интерпретации творчества Н.В. Гоголя российским читателем, изменения в «оптике» чтения позволили обосновать необходимость вариативного подхода к изучению произведений классика XIX века. Изучение реакции современных читателей на сопоставление произведений Н.В. Гоголя с историческими (на основе историко-функционального метода) позволяет говорить о постоянно меняющейся «амплитуде» оценок произведений классика, которые зависят от свободы и горизонта индивидуального человеческого сознания, от изменения социально-исторических условий, эстетических и духовных потребностей каждой новой эпохи. Современный опыт преподавания эпической литературы показал мобильную зависимость в выборе работ Н.В. Гоголя, продиктованное психологическими особенностями личности, педагогическими целями анализа и «вкусами» поколения, позволило определить круг текстов, наиболее адекватных литературному развитию учащихся в каждый возрастной период, выявило инвариантные структуры литературного образования («Тарас Бульба», «Ревизор») и вариативные («Майская ночь, или Утопленница» / «Ночь перед Рождеством» - 5 класс; «Старосветские помещики» / «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - 6 класс: «Шинель» / «Портрет» - 9 класс). Поэтапное овладение особенностями творческого метода и мировоззрения Н.В. Гоголя на разных уровнях литературного образования способствует эффективности изучения поэмы «Мертвые души» в курсе на историко-литературной основе и целостному восприятию творчества во всем его жанровом и идейно-тематическом аспекте. разнообразие. Активные формы обучения помогают рассмотреть поэму со всех точек зрения. Эти инструменты позволяют преподавателям донести смысл текста не только устно, но и визуально. Они дают возможность разнообразить урок, сделать его ярче, объемнее и реализовать междисциплинарные связи.Список использованных источниковБелецкий, А.И. Избранные труды по теории литературы / А.И. Белецкий. – М.: Просвещение, 1964. – 478 с. Водовозов, В.И. Словесность в образцах и разборах / В.И. Водовозов. – 6- е изд. – СПб.: Изд. А.Ф. Пантелеева, 1905. – 432 с. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. – М.: Сов. писатель, 1982. – 367 с. Гоголь в воспоминаниях современников / Редакция текста, предисловие и комментарии С. И. Машинского. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. – 718 с. Горбушин, А.Г. Использование мобильных технологий (технологии BYОD) в образовательном процессе / А.Г. Горбушин // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / [под ред. Е.В. Гришиной]. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 31–37. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения /А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков: 1916. – Т. 7. – С. 10–31.Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методические очерки в методике / Г. А. Гуковский. - М., 2016. - 224 с. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959. – 532 с. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.Маранцман, В.Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников / В.Г. Марацман. – Л.: 1974. – 176 с. Ланин, Б.А. История изучения Н.В. Гоголя в русской школе / Б.А. Ланин/ В.В. Рябов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Филологическое образование» № 1 (8) / [под ред. В.В. Рябов и др.]. – М.: МГПУ, 2012. – С. 60–66. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Е. Николюкина. – М. :Интелвак, 2001. – 1600 с.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. - 176 с. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.Программа по литературе для учащихся 9 класса, завершающих литературное образование / под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб.: 1996. – 42 с. Рыбникова, М.А. Современная и классическая литература в школе / М.А. Рыбникова. – М.: 1927. – 98 с. Теория и практика словесника: Литература и язык в школе II ступени в связи с программами ГУСа / Под ред. М.А. Рыбниковой. – М.: 1925. – 193 с. Трошин, Г. Психология детского чтения: исследования и наблюдения над чтением детьми беллетристики / Г. Трошин. – СПб.: 1903. – 59 с.Хитрук, Ф.С. Мультипликация в контексте художественной культуры / Ф.С. Хитрук // Проблемы синтеза в художественной культуре. – М.: Наука, 1985. – С. 7–25
2. Водовозов, В.И. Словесность в образцах и разборах / В.И. Водовозов. – 6- е изд. – СПб.: Изд. А.Ф. Пантелеева, 1905. – 432 с.
3. Гиршман, М.М. Ритм художественной прозы / М.М. Гиршман. – М.: Сов. писатель, 1982. – 367 с.
4. Гоголь в воспоминаниях современников / Редакция текста, предисловие и комментарии С. И. Машинского. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1952. – 718 с.
5. Горбушин, А.Г. Использование мобильных технологий (технологии BYОD) в образовательном процессе / А.Г. Горбушин // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография / [под ред. Е.В. Гришиной]. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 31–37.
6. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения /А.Г. Горнфельд // Вопросы теории и психологии творчества. – Харьков: 1916. – Т. 7. – С. 10–31.
7. Гуковский, Г. А. Изучение литературного произведения в школе. Методические очерки в методике / Г. А. Гуковский. - М., 2016. - 224 с.
8. Гуковский, Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. – М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит., 1959. – 532 с.
9. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. –– М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
10. Маранцман, В.Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников / В.Г. Марацман. – Л.: 1974. – 176 с.
11. Ланин, Б.А. История изучения Н.В. Гоголя в русской школе / Б.А. Ланин/ В.В. Рябов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Филологическое образование» № 1 (8) / [под ред. В.В. Рябов и др.]. – М.: МГПУ, 2012. – С. 60–66.
12. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Е. Николюкина. – М. : Интелвак, 2001. – 1600 с.
13. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974. - 176 с.
14. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
15. Программа по литературе для учащихся 9 класса, завершающих литературное образование / под ред. В.Г. Маранцмана. – СПб.: 1996. – 42 с.
16. Рыбникова, М.А. Современная и классическая литература в школе / М.А. Рыбникова. – М.: 1927. – 98 с.
17. Теория и практика словесника: Литература и язык в школе II ступени в связи с программами ГУСа / Под ред. М.А. Рыбниковой. – М.: 1925. – 193 с.
18. Трошин, Г. Психология детского чтения: исследования и наблюдения над чтением детьми беллетристики / Г. Трошин. – СПб.: 1903. – 59 с.
19. Хитрук, Ф.С. Мультипликация в контексте художественной культуры / Ф.С. Хитрук // Проблемы синтеза в художественной культуре. – М.: Наука, 1985. – С. 7–25