Система риторического обучения в Древней Греции: особенности и структура обучения, типы и виды заданий и упражнений, приëмы обучения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Деловое общение
  • 29 29 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Теоретический аспект риторического обучения в Древней Греции 5
1.1. Особенности риторического обучения Древней Греции 5
1.2 Структура риторического обучения Древней Греции 10
2. Типы и виды заданий и упражнений в риторическом обучении
Древней Греции 13
2.1. Упражнения для развития навыков устной речи 13
2.2. Разные взгляды риторов на систему обучения Древней Греции 16
2.3 Античный риторический канон 19
Заключение 25
Список использованной литературы и источников 27
Фрагмент для ознакомления

Определяем слова, выражения, обороты, изобразительно-выразительные средства, которые будут оптимальными для выражения и эффективными для достижения цели. Решаем, какой стиль и тональность использовать. Уточняем ключевые слова, формулируем вступление и заключение, основные положения. Требования к выражению мысли: 1. Значения всех слов и выражений должны быть понятны слушателям, иначе они не смогут понять мысль. 2. Мысль выражать фразами, начало и конец которых слушатели смогут представить наглядно. 3. Между словами и мыслью должно быть максимальное соответствие: сложные мысли не упрощать, простые — не усложнять. 4. Словесное выражение мысли должно соответствовать ожиданиям аудитории. 5. Манера изложения должна отличаться живостью, гармоничностью и связанностью.Используем:- слова, которые способствуют развитию мысли, и слова-связки для обеспечения логико-смысловых отношений между частями выступления: «следовательно», «наконец», «затем», «итак», «с одной стороны», «с другой стороны» и др.- фразы, равные по объему и сложности; чередуем фразы, равномерные и неравномерные по объему.- изобразительные средства (метафору, метонимию, олицетворение и др.);- выразительные средства (антитезу, инверсию и др.);- пословицы и поговорки;- фразеологизмы;- крылатые слова.Используем:- обращение к событию, месту и времени;- конфликты между мнениями, людьми;- неизвестный аудитории факт;- личный опыт, случай из жизни;- ссылки на общеизвестный источник, историческое событие, свое эмоциональное состояние;- цитирование знаменитостей, фрагментов из произведений. Ошибкой будет начинать выступление с извинений, сообщения, что вы не оратор, что не займете много времени у слушателей или шутки.Приемы поддержания внимания во второй половине выступления: дискуссия, провокация, «неожиданное» краткое отвлечение от темы, шутки, анекдоты, драматизации, авансирование.Приемы диалогизации монологической речи: риторические вопросы, вопросно-ответный ход. Средством диалогизации монологической речи могут быть частицы: «не правда ли», «так ли», «правда ли».Последними словами заключительной части выступления могут быть комплимент аудитории, шутка, анекдот, забавная история, благодарность за внимание.Ошибкой будет заканчивать выступление шуткой, не относящейся к теме, высказываться негативно о своем выступлении, сообщать дополнительную информацию после вывода, завершать речь без заключения, оставлять аудиторию в растерянности.Запоминание (меморио) — это овладение речью на вербальном (знание содержания текста) и невербальном (проработка пауз, интонации, темпа, жестов, мимики) уровнях.Для начального этапа овладения красноречием нужно: 1. Написать текст выступления полностью. 2. Законспектировать основные положения речи. 3. Составить развернутый план выступления на карточках. 4. Составить краткий план выступления. 5. Учить наизусть полный текст речи и работать над невербальными средствами (паузы, интонация, темп речи, жесты, мимика). 6. Репетировать перед зеркалом речь до ее полного овладения на вербальном и невербальном уровнях. По мере овладения красноречием: 1. Составлять развернутый план речи и фиксировать его на карточках: на каждой по одному аспекту выступления. 2. Учить наизусть 2-4 фразы начала и завершения выступления и основные положения речи. 3. Готовить карточки с информацией, которую будем цитировать. 4. Репетировать речь. Речь становится подготовленной, если ее можно развернуть и свернуть без ущерба для содержания. Меморио отвечает на вопрос «Как овладеть текстом выступления?».Произнесение (акцио) предполагает овладение вниманием слушателей в начале и удержание его до конца выступления. Заранее знакомьтесь с помещением, решайте, где лучше находиться во время выступления, и как можно будет передвигаться по аудитории. Выходите уверенной походкой, держите паузу, окидывая аудиторию взглядом, и улыбайтесь. Приветствуйте слушателей в соответствии с ситуацией общения. Произнесите слова, которые привлекут внимание и настроят аудиторию на восприятие темы. Используйте вербальные приемы привлечения внимания. Постоянно напоминайте главную мысль сообщения. Держите позитивный зрительный контакт, переводите взгляд с одной части аудитории на другую. Следите за последовательностью речи, вовремя предлагайте наглядные материалы, меняйте интонацию.Используйте разнообразные паузы, чтобы выделить главное, удержать внимание и организовать ожидание. Приближайтесь к аудитории, используйте вербальные приемы для удержания внимания и стимулирования непроизвольного внимания при признаках утомления. Разделяйте информацию на части, используйте доверительный тон, открытые жесты, доброжелательную мимику и естественный тембр голоса. Говорите убежденно и эмоционально, используйте диалог с аудиторией и прием вопросно-ответный ход. Завершайте выступление раньше, чем запланировано, выражайте удовлетворение от общения со слушателями и энергично прощайтесьИзбегайте ошибок: не начинайте выступление с опозданием, не сокращайте подготовленную речь, четко следуйте регламенту выступления, не увеличивайте темп речи, не отвечайте на вопрос более 1,5 минут и не заканчивайте речь позже обозначенного времени.Специалисты по деловой риторике предлагают включить в риторический канон шестой пункт — рефлексию. После выступления необходимо проанализировать его, задавая себе вопросы:Что получилось хорошо? Почему я так думаю? Над чем следует поработать? Как это сделать?ЗаключениеРиторическое обучение в Древней Греции имело свои особенности и структуру, которые были направлены на развитие навыков устной речи и аргументации. Античный риторический канон включал пять основных этапов: инвенция, распределение, выражение, запоминание и проговаривание.Упражнения для развития навыков устной речи были разнообразными и включали дискуссии, импровизации и упражнения на запоминание текстов. Разные взгляды риторов на систему обучения отражали разнообразие подходов и методов обучения, которые использовались в то время.Античный риторический канон является основой для современных систем обучения риторике и продолжает быть актуальным для развития навыков убедительной коммуникации и публичных выступлений.В заключении мы можем подвести итоги нашего исследования, которое посвящено особенностям риторического обучения в Древней Греции. Мы рассмотрели теоретические аспекты данного вопроса, проанализировали структуру риторического обучения, изучили типы и виды заданий и упражнений, применяемых в этом процессе, а также ознакомились с разными взглядами риторов на систему обучения.Таким образом, можно утверждать, что риторическое обучение в Древней Греции имело свои уникальные особенности, которые отличали его от других форм образования. Оно было направлено на развитие красноречия и умения убеждать аудиторию, а также на формирование навыков аргументации и эмпатии. Обучение риторике включало в себя множество практических упражнений, а также использование примеров из истории и мифологии для иллюстрации аргументов.Важно отметить, что риторическое обучение в Древней Греции оказало значительное влияние на развитие культуры и образования в последующие эпохи. Многие принципы и методы, разработанные древними риторами, используются до сих пор в современных системах образования.В целом, наше исследование позволило получить глубокое понимание особенностей риторического обучения в Древней Греции и оценить его значение для развития образования и культуры в целом.Список использованной литературы и источниковОбщая риторика [Текст] / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг и др. ; пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова ; общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-22] А. К. Авеличева. - Москва : Прогресс, 1986. - 391,Светлана Остапенко. Риторика в Древней Греции // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023. — URL https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/ritorika_v_drevney_grecii/ (дата обращения: 03.06.2024).Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон; Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др.; Под ред. [и с предисл., с. 7-71] М. Л. Гаспарова; [Примеч. М. Л. Гаспарова и др.]. - [Репринт. воспроизведение изд. 1972 г.]. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. - 470,[1] сО возвышенном [Текст] / [Рос. АН] ; пер. [с греч.], ст. и примеч. Н. А. Чистяковой. - Репринт. воспроизведение текста изд. 1966 г. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир" : Наука, 1994. - 148,[1] с.Сочинения [Текст] : В 2 т. / Корнелий Тацит ; Отв. ред. С. Л. Утченко. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. - 2 т.;Избранные диалоги [Текст] : Пер. с древнегреч. / [Ред. переводов А. Егунов] ; [Сост., вступ. статья, с. 5-43, и коммент. В. Асмуса]. - [Москва] : [Худож. лит.], [1965]. - 442 с.Античные риторики [Текст] : [Переводы] / Собрание текстов, статьи, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи ; [Вступ. статья А.Ф. Лосева]. - Москва : Изд-во МГУ, 1978. - 352 сИстория античной эстетики : [В 8 т.] / А. Ф. Лосев. - Москва : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2000 - 22 см. - (Вершины человеческой мысли).История древнегреческой литературы [Текст] : [учебник для филологических специальностей университетов] / С. И. Радциг. - 5-е изд. - Москва : Высшая школа, 1982. - 287 с.Избранные сочинения : пер. с латин. / Марк Тулий Цицерон, М. Л. Гаспаров ; [сост. и редакция М. Гаспарова, О. Ошерова, В. Смирина] ; [вступ. статья Г. Кнабе. с. 5-32] ; [коммент. М. Гаспарова и др.]. - Москва : Худож. лит., 1975. - 454 сАнтичная эпическая историография [Текст] : Геродот, Тит Ливий / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Наука, 1984. - 213 с.;Античное ораторское искусство [Текст] / А. Ч. Козаржевский. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2012. - 70, [1] с.Периодическая речь как способ построения контекста и ораторский прием в творчестве Исократа [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук / М-во высш. и сред. спец. образования УССР. Киевский ордена Ленина гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. - Киев : [б. и.], 1963. Из жизни идей : Науч.-попул. ст. проф. Петрогр. ун-та Ф. Зелинского. - 3-е изд., испр. и доп. [Т. 1]-2. - Петроград : тип. М.М. Стасюлевича, 1911-1916. - 2 т.; 23.Античная литература. Рим : Хрестоматия / [Cост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова]. - 3. изд. - Москва : Высш. шк., 1999. - 719 , [1] с.История античной эстетики : Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. - [Репринт. воспроизведение текста изд. 1969 г.]. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. - 714,[1] с.Демосфен и Цицерон. Тиберий и Гай Гракхи. Богдан Хмельницкий. Джузеппе Гарибальди. Михаил Скобелев : Биогр. повествования / [Составление, общ. ред. Н. Ф. Болдырева; Послесл. А. Ф. Арендаря]. - Челябинск : Урал, 1996. - 555, [2] с., [16] л. ил., карт. : ил.; 21 см. - (Биографическая серия, 1890-1915; Т. 18).О красноречии у древних эллинов [Текст] / А. И. Покровский. - 2-е изд. - Москва : URSS : Ленанд, 2014. - 101 с.; 22 см. - (Школа классической филологии).;История греческой литературы [Текст] / Под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга и др. ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. Горького. - Москва ; Ленинград : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1946-1960 (Ленинград). - 3 т.;Античная эпическая историография [Текст] : Геродот, Тит Ливий / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Наука, 1984. - 213 с.;

1. Общая риторика [Текст] / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.-М. Клинкенберг и др. ; пер. с фр. Е. Э. Разлоговой, Б. П. Нарумова ; общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-22] А. К. Авеличева. - Москва : Прогресс, 1986. - 391,
2. Светлана Остапенко. Риторика в Древней Греции // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 22.10.2023. — URL https://spravochnick.ru/russkiy_yazyk/ritorika_v_drevney_grecii/ (дата обращения: 03.06.2024).
3. Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон; Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др.; Под ред. [и с предисл., с. 7-71] М. Л. Гаспарова; [Примеч. М. Л. Гаспарова и др.]. - [Репринт. воспроизведение изд. 1972 г.]. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. - 470,[1] с
4. О возвышенном [Текст] / [Рос. АН] ; пер. [с греч.], ст. и примеч. Н. А. Чистяковой. - Репринт. воспроизведение текста изд. 1966 г. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир" : Наука, 1994. - 148,[1] с.
5. Сочинения [Текст] : В 2 т. / Корнелий Тацит ; Отв. ред. С. Л. Утченко. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. - 2 т.;
6. Избранные диалоги [Текст] : Пер. с древнегреч. / [Ред. переводов А. Егунов] ; [Сост., вступ. статья, с. 5-43, и коммент. В. Асмуса]. - [Москва] : [Худож. лит.], [1965]. - 442 с.
7. Античные риторики [Текст] : [Переводы] / Собрание текстов, статьи, коммент. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи ; [Вступ. статья А.Ф. Лосева]. - Москва : Изд-во МГУ, 1978. - 352 с
8. История античной эстетики : [В 8 т.] / А. Ф. Лосев. - Москва : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2000 - 22 см. - (Вершины человеческой мысли).
9. История древнегреческой литературы [Текст] : [учебник для филологических специальностей университетов] / С. И. Радциг. - 5-е изд. - Москва : Высшая школа, 1982. - 287 с.
10. Избранные сочинения : пер. с латин. / Марк Тулий Цицерон, М. Л. Гаспаров ; [сост. и редакция М. Гаспарова, О. Ошерова, В. Смирина] ; [вступ. статья Г. Кнабе. с. 5-32] ; [коммент. М. Гаспарова и др.]. - Москва : Худож. лит., 1975. - 454 с
11. Античная эпическая историография [Текст] : Геродот, Тит Ливий / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Наука, 1984. - 213 с.;
12. Античное ораторское искусство [Текст] / А. Ч. Козаржевский. - Изд. 2-е. - Москва : URSS, 2012. - 70, [1] с.
13. Периодическая речь как способ построения контекста и ораторский прием в творчестве Исократа [Текст] : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук / М-во высш. и сред. спец. образования УССР. Киевский ордена Ленина гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. - Киев : [б. и.], 1963.
14. Из жизни идей : Науч.-попул. ст. проф. Петрогр. ун-та Ф. Зелинского. - 3-е изд., испр. и доп. [Т. 1]-2. - Петроград : тип. М.М. Стасюлевича, 1911-1916. - 2 т.; 23.
15. Античная литература. Рим : Хрестоматия / [Cост. Н. А. Федоров, В. И. Мирошенкова]. - 3. изд. - Москва : Высш. шк., 1999. - 719 , [1] с.
16. История античной эстетики : Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. - [Репринт. воспроизведение текста изд. 1969 г.]. - Москва : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. - 714,[1] с.
17. Демосфен и Цицерон. Тиберий и Гай Гракхи. Богдан Хмельницкий. Джузеппе Гарибальди. Михаил Скобелев : Биогр. повествования / [Составление, общ. ред. Н. Ф. Болдырева; Послесл. А. Ф. Арендаря]. - Челябинск : Урал, 1996. - 555, [2] с., [16] л. ил., карт. : ил.; 21 см. - (Биографическая серия, 1890-1915; Т. 18).
18. О красноречии у древних эллинов [Текст] / А. И. Покровский. - 2-е изд. - Москва : URSS : Ленанд, 2014. - 101 с.; 22 см. - (Школа классической филологии).;
19. История греческой литературы [Текст] / Под ред. С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга и др. ; Акад. наук СССР. Ин-т мировой лит. им. Горького. - Москва ; Ленинград : изд-во и 1-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1946-1960 (Ленинград). - 3 т.;
20. Античная эпическая историография [Текст] : Геродот, Тит Ливий / отв. ред. М. Л. Гаспаров. - Москва : Наука, 1984. - 213 с.;