Совершенствование программы социально-экономического развития муниципального образования ГБУ ЯНАО
Заказать уникальную дипломную работу- 96 96 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований 6
1.1 Понятие и сущность управления социально-экономическим развитием муниципального образования 6
1.2 Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования 18
1.3 Подходы к оценке социально-экономического развития муниципального образования 23
Глава 2. Анализ социально-экономического развития муниципального образования ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие» в МО г. Салехард 41
2.1 Общая характеристика ГБУ ЯНАО «ЦСОН Доверие» 41
2.2 Анализ деятельности ГБУ ЯНАО «ЦСОН Доверие» 44
2.3 Оценка программы социально-экономического развития ГБУ ЯНАО «ЦСОН Доверие» 53
Глава 3. Совершенствование программы социально-экономического развития муниципального образования ГБУ ЯНАО ЦСОН «Доверие» в МО г. Салехард 78
3.1 Направления совершенствования программы социально-экономического развития муниципального образования 78
3.2 Разработка мероприятий по совершенствования управления социально-экономическим развитием муниципального образования 83
Заключение 85
Список использованной литературы 85
Приложение «А». Статистика выполнения государственного задания ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. Салехард 95
Приложение «Б». Проектно-инновационная деятельность ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. Салехард 97
Приложение «В». Достижения сотрудников ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. Салехард 101
Приложение «Г». Оснащение реабилитационного процесса новым оборудование 102
Приложение «Д». Перспективные направления деятельности ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. Салехард на период 2024-2026 гг. 104
Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, - М.:ИНФРА - М., 2000.-208с.Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.Антикризисное управление в муниципальном образовании Учеб.-метод. пособие / Ряховская А. Н. (рук.) и др. 2000.— 309 с.Антипьев А.Г. Местное самоуправление — социально-политический институт гражданского общества. 1999. — 129 с.Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2017. – С. 175-176Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в России в 90-х годах ХХ века / Под ред. В.А. Динеса. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1997.Баранов, М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления [Текст] / М.Б. Баранов // Вектор науки – 2019 — 486 с.Бардовский, В.П. Рыночная инфраструктура и социально – экономическое развитие муниципальных образований [Текст] / В.П. Бардовский // Экономическая среда. — 2017. — № 1 (19). — С. 123-128.Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) – 2017. – С. 57-59Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. –196 с.Герасимов А. П., Иксанов Р. А. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан//Аграрное и земельное право. 2016. № 5 (137). С. 44-46.Глобенко, И.В. Роль местного сообщества в развитии муниципального образования [Текст] / И.В. Глобенко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018. – С. 3Голосов, А.В. Социальная эффективность муниципального управления / А.В. Голосов [Текст] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Россия, г. Белгород — №5(21) – 2018 – С. 87-88Гранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке [Текст] / А.Г. Гранберг // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 34.Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональнойсотруенции // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 1. С. 3–14. 4. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010. 5. Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19. 6. Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33. 7. Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14. 8. Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51. 9. Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138Закирова, З.И. Социально – экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) – 2018. – С. 24-28.Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010. 5. Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19. 6. Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33. 7. Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14. 8. Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51. 9. Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.Иксанов Р. А., Сиразетдинов И. М. Вопросы развития земельно-арендных отношений в аграрном секторе экономики: правовой аспект//Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 395-400.Итоги социально – экономического развития Прокопьевского муниципального района за 2016-2018 гг. [Электронный ресурс] – URL: http://www.прокопьевский-район.рф/ekonomika/kontakty-ekonomicheskoy-sluzhbyКашфутдинова Э.О., Иксанов Р. А. Медиативная процедура как внесудебная форма правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей России//Правовая система и вызовы современности. 2013. С. 323-326.Клешнева, Л. И. Муниципальное самоуправление в современной России: проблемы и социально-философские аспекты [Текст] / Л.И. Клешнева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2019. -№2. -С. 77-80.Клячкин, В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории [Текст] / В.В. Клячкин // Синергия наук. — 2018. — № 19. − С. 150-153.Козырин, А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. -2019. -№ 1. — С. 66.Колебакина, К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе / К.В. Колебакина // Экономика и социум. — №5 (48). — 2018. – С. 27-30Колышева, В.С. Настройка системы мониторинга реализации национальных проектов [Текст] / В.С. Колышева // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 96Кондратенко Н. М. Устойчивое социально-экономическое развитие как условие преодоления межрегиональной дифференциации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 2. С. 87–92. Кувшинов М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования // Молодой ученый. 2016. № 7. Т. 1. С. 86–91. Пчельников Р. И., Змановский Г. Р. Устойчивое развитие муниципальных образований // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 159–160.Кузнецова Е. М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е. М. Кузнецова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. — 60 с. URL: http://window.edu.ru/resource/681/76681 (дата обращения: 12.11.2015). Манаева И. В. Методика оценки социально-экономического развития моногородов // Российское предпринимательство. — 2013. — № 19 (241). — c. 46–52. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/29848/ (дата обращения: 04.11.2015) Подпругин М. О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 214–221. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/27100/ (дата обращения: 04.11.2015). Рысаев И. Ш. Программно-стратегический подход и возможности его внедрения в муниципальном управлении/И. Ш. Рысаев //Экономика и управление. — Уфа, 2008. — № 5. — С. 89–96.Куликова, Н.В. Практика формирования стратегий социально – экономического развития муниципальных образований [Текст] / Н.В. Куликова // Российский государственный университет правосудия. № 1. – 2019. – С. 65-70Лапыгин, Ю.Н. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2017. — Т. 12. — № 4. С. 649-664.Лапыгин, Ю.Н. Формирование прогноза развития муниципального образования [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 1. — С. 26-31.Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально – экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69.Макарова, В.И. Экономический анализ как часть системы стратегического управления социально – экономическим развитием России, регионов и муниципальных образований [Текст] / В.И. Макарова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 4. С. 247-253.Орлов, Е.В. Функции управления социально-экономическим развитием региона в условиях использования некоммерческой концессии [Текст] / Е.В. Орлов // Управленческое консультирование. — №1. – 2019. – С. 63-66.Официальный сайт администрации Прокопьевского муниципального района [Электронный ресурс] – URL: http:// www.прокопьевский-район.рф/Полухина, М.Г. Местное самоуправление как движущая сила социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / М.Г. Полухина // Вестник сельского развития и социальной политики. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-84.Сафарова М. Т., Иксанов Р. А. Особенности правового обеспечения земельной реформы в Республике Башкортостан//Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 412-415.Семакова, В.А. Управление муниципальным социально – экономическим развитием [Текст] / В.А. Семакова // Форум молодых ученых. — №12 (28). – 2018. – С. 163-165Тихонова, Е.О. Особенности реализации муниципальных программ по развитию территории [Текст] / Е.О. Тихонова // Арзамасский филиал ННГУ. Россия, г. Арзамас. — №11(27). – 2018. — С. 46Филимонова, И.В. Основные проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления [Текст] / И.В. Филимонова // Научно-практический журнал Аллея Науки. — №16. – 2017. – С.1-2Фирсова, Е.Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Фирсова // Молодой ученый. – 2020. – №17. – С. 356.Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования (Москва). — 2016. — № 4 (384). — С. 59–64. Шишанина М. А. Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. Материалы конференции. — Белгород. — 2021. — С. 5978–5982.Хайруллов, Д.С. Формы и методы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования [Текст] / Д.С. Хайруллов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань. – 2019. – №23. – С. 207–214.Халин, Д.С. Правовые основы стратегического планирования в современной России [Текст] / Д.С. Халин // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва). — №3(30) – 2019. – С. 167-168Ханнанова Т.Р., Иксанов Р.А., Шафиков Б.Р. Актуальные проблемы вступления России в ВТО: последствия и перспективы//Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: материалы региональной научно-практической конференции. Академия наук Республики Башкортостан, 2012. С. 190-196.Харчикова, Н.В. Особенности управления экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Н.В. Харчикова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №9(25) – 2018. – С. 1-3.Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21.Приложение «А». Статистика выполнения государственного задания ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. СалехардНаименование государственной услугиНаименование показателя объема государственной услугиЗначение, утвержденное в ГЗФактическое значениеПроцент выполненияПояснение причины отклонения0144 «Услуги по подбору досуговых занятий, зачислению в группы для проведения досуговых занятий, доведению иной информации и разъяснений по порядку участия в проекте "Ямальское долголетие" для проведения культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и досуговых мероприятий»Количество лиц50462924 %Востребованность государственной услуги, а также большой охват граждан, подавших заявки на участие в проекте «Ямальское долголетие»0146 «Признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг»Количество решений10002012201,2 %Большое количество заявителей, обратившихся в учреждение за предоставлением услугиАЩ96 «Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме»Численность граждан, получивших социальные услугиХХХХчисленность граждан, получивших социально-бытовые услуги302996,6 %С учетом возможной величины отклонения (10%) показатель считается выполненнымчисленность граждан, получивших социально-медицинские услуги214215100,4 %Востребованность социальной услугичисленность граждан, получивших социально-психологические услуги207236114 %Востребованность социальной услугичисленность граждан, получивших социально-педагогические услуги218258118,3 %Востребованность социальной услугичисленность граждан, получивших социально-трудовые услуги5075150 %Востребованность социальной услугичисленность граждан, получивших социально-правовые услуги20319897,5 %С учетом возможной величины отклонения (10%) показатель считается выполненнымчисленность граждан, получивших услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов5483153,7 %Востребованность социальной услугичисленность граждан, получивших срочные социальные услуги430705163,9 %Большой охват граждан, признанных нуждающими-ся в предоставлении срочных социальных услугАЭ26 «Предоставление социального обслуживания в форме на дому»численность граждан, получивших социальные услуги232234100,8 %Востребованность социальной услуги0145 «Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации»Количество лиц100246246 %Большой охват граждан, признанных нуждающимися в предоставлении социальной работыПриложение «Б». Проектно-инновационная деятельность ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. СалехардНаименование технологии, проектаОхват2023 г.2022 г.2021 г.Проект формирования законопослушного поведения несовершеннолетних «Школа правовых знаний»Охват мероприятиями технологии составил 182 несовершеннолетних.Результаты: повышение уровня правовой грамотности у 100% несовершеннолетних-участников проекта, отсутствие повторных правонарушений у 99% несовершеннолетних-участников технологии.Охват мероприятиями технологии составил 194 несовершеннолетних.Результаты: повышение уровня правовой грамотности у 100% несовершеннолетних-участников проекта, отсутствие повторных правонарушений у 95% несовершеннолетних-участников технологии.Охват мероприятиями технологии составил 213 несовершеннолетних (произошло уменьшение ввиду пандемии). Результаты: повышение уровня правовой грамотности у 100% несовершеннолетних-участников проекта, отсутствие повторных правонарушений у несовершеннолетних-участников технологии.Технология сопровождения замещающих семей 24 семьи (в т.ч. 2 семьи филиала учреждения).В результате работы с семьями в 14 семьях улучшились взаимоотношения, с остальными семьями работа продолжается25 семьи (в т.ч. 1 семья филиала учреждения).В результате работы с семьями в 14 семьях улучшились взаимоотношения, с остальными семьями работа продолжается.23 семьи (в т.ч. 2 семьи филиала учреждения).В результате работы с семьями в 15 семьях взаимоотношения улучшились, с остальными семьями работа продолжается.Технология сопровождения беременных женщин, в т.ч. из числа несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуацииОхват составил 20 беременных, из них – 9 несовершеннолетних. В рамках сопровождения осуществлялось психолого-педагогическое и правовое консультирование, реализовывались психологические тренинги, оказана благотворительная помощь и др. В результате во всех семьях сохранена кровная семья ребенку.Охват составил 19 беременных, из них – 9 несовершеннолетних. В рамках сопровождения осуществлялось психолого-педагогическое и правовое консультирование, реализовывались психологические тренинги, оказана благотворительная помощь и др. В результате во всех семьях сохранена кровная семья ребенку.Охват составил 27 беременных, из них 8 несовершеннолетних. В рамках сопровождения осуществлялось психолого-педагогическое и правовое консультирование, реализовывались психологические тренинги, оказана благотворительная помощь и др. В результате во всех семьях сохранена кровная семья ребенку.Технология сопровождения условно осужденных несовершеннолетних и родителей, имеющих несовершеннолетних детей (технология признана ДСЗН ЯНАО новой и эффективной в 2015 году)В течение года - 7 родителей, 0 н/л.На конец года: 1 родитель, 0 н/л.В ходе реализации технологи: 7 семьям оказана благотворительная помощь. 3 родителям оказано содействие в трудоустройстве, 2 - содействие в постановке на учет в ЦЗН,6 семьям - содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей,1 семье – в оформлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.На конец 2023 г.: 4 родителей имеют постоянное место работы,1 родитель - информирование о возможностях трудоустройства на вакансии с особым режимом, гибкими формами занятости, в связи с невозможностью постоянного трудоустройства из-за воспитания ребенка в возрасте до 2 лет.За период работы у 6 семей не было рецидивов, взрослые выполняют предписания суда, активно принимают участие в мероприятиях учреждения.В течение года - 8 родителей, 0 н/л.На конец года: 7 родителей, 0 н/л.В ходе реализации технологи: 8 семьям оказана благотворительная помощь. 3 родителям оказано содействие в трудоустройстве, 4 - содействие в постановке на учет в ЦЗН,3 семьям - содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей,1 семье – в санаторно-курортном лечении.На конец 2022 г.: 5 родителей имеют постоянное место работы,2 родителям - информирование о возможностях трудоустройства на вакансии с особым режимом, гибкими формами занятости, в связи с невозможностью постоянного трудоустройства из-за воспитания ребенка в возрасте до 2 лет.За период работы не было рецидивов, взрослые выполняют предписания суда, активно принимают участие в мероприятиях учреждения.В течение года - 13 родителей, 2 н/л.На конец года: 8 родителей, 0 н/л.В ходе реализации технологи: 1 подросток трудоустроен для отбывания наказания.13 семьям оказана благотворительная помощь. 4 родителям оказано содействие в трудоустройстве, 1 - содействие в постановке на учет в ЦЗН,2 семьям - содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей, 1 семье – в летнем трудоустройстве ребенка, 1 семье – в санаторно-курортном лечении.На конец 2021 г.: 5 родителей имеют постоянное место работы.2 родителям - информирование о возможностях трудоустройства на вакансии с особым режимом, гибкими формами занятости, в связи с невозможностью постоянного трудоустройства из-за воспитания ребенка в возрасте до 2 лет. 1 родитель состоит на учете в ЦЗН.За период работы не было рецидивов, подростки и взрослые выполняют предписания суда, активно принимают участие в мероприятиях учреждения.Технология раннего выявления случаев нарушения прав и законных интересов детей в муниципальном образовании город Салехард (внедрена в 2018 году)Проведено 5 оценок риска в связи с сигналами о нарушении прав и законных интересов ребенка.Разработано планов реабилитации семьи и ребенка -6.Сопровождение в рамках технологии – 6 семей.По итогам работы все случаи закрыты, семьи сняты с обслуживания в связи с улучшением ситуации.Отработано 7 сигналов о нарушении прав и законных интересов ребенка.Проведено 7 оценок риска.Сопровождение в рамках технологии – 6 семей.По итогам работы 4 семьи сняты с обслуживания в связи с улучшением ситуации, с 2-мя работа продолжается.Отработано 15 сигналов о нарушении прав и законных интересов ребенка, проведено 6 оценок риска, социальное сопровождение осуществлялось в отношении 11 семей. По итогам работы все семьи сняты с обслуживания в связи с улучшением ситуации.Проект информирования граждан по вопросам ответственного родительства «Уголок Доверия» (раннее выявление семейного неблагополучия, профилактика ЖО) (внедрен в 2018 году)В 2023 году новые стенды не размещались, но осуществлялось наполнение стендов информацией профилактического характера: профилактика ЖО, профилактика семейного неблагополучия, профилактика правонарушений и др. Размещено более 70 информационных материалов.Размещен 1 информационный стенд в приемной аппарата Уполномоченного по правам ребенка в ЯНАО. Всего по городу - 10 стендов.Охват – около 850 человек.Поступило 2 звонка о случаях семейного неблагополучия. В 2-х семьях проведена психологическая консультация, сопровождение не потребовалось.Размещено 4 информационных стенда в многоквартирных домах, участковом пункте полиции, отделе опеки и попечительства города Салехард. Всего по городу - 9 стендов. Охват – около 800 граждан. Поступило 3 звонка о случаях семейного неблагополучия. 1 семья взята на соц. обслуживание, в 2-х семьях проведена психологическая консультация, сопровождение не потребовалось.Технология «Школа ответственногородительства»Проведено 58 мероприятий, приняли участие 191 семья.Результаты: повышение уровня родительской ответственности у 100% родителей - участников технологии, отсутствие повторных правонарушений у 52 семьи (из 52 семей– участников технологии), укрепились детско-родительские отношения в 51 семье (из 51 семьи с нарушениями д.-р. отношений, участвующих в технологии).Снято семей с социального обслуживания с + динамикой - 182 семьи.Проведено 20 мероприятий, приняли участие 74 родителей.Результаты: повышение уровня родительской ответственности у 100% родителей - участников технологии, отсутствие повторных правонарушений у 93% родителей (69 родителей) – участников технологии, укрепились детско-родительские отношения в 100% семьях, участвующих в технологии.Проведено 10 мероприятий, приняли участие 35 родителей.Результаты: повышение уровня родительской ответственности у 100% родителей - участников технологии, отсутствие повторных правонарушений у 94% родителей (33 родителя) – участников технологии, укрепились детско-родительские отношения в 100% семьях, участвующих в технологии.Социальный проект «Семейный клуб-прецедент «Все начинается с семьи» (внедрен в 2020 г.)Проведено 7 мероприятий, приняли участие 36 родителей, 42 несовершеннолетних.Результаты: укрепились внутрисемейные отношения в 100% семьях-участниках технологии, самостоятельно смогли найти решение по выходу из сложной ситуации – 50% семей-участников технологии, сняты с социального обслуживания в связи с изменением ситуации в семье в лучшую сторону – 94% семей-участников технологии. С остальными семьями работа продолжается.Проведено 5 мероприятий, приняли участие 25 родителей, 28 несовершеннолетних.Результаты: укрепились внутрисемейные отношения в 90% семьях-участниках технологии, самостоятельно смогли найти решение по выходу из сложной ситуации – 35% семей-участников технологии, сняты с социального обслуживания в связи с изменением ситуации в семье в лучшую сторону – 92% семей-участников технологии. С остальными семьями работа продолжается.Проведено 5 мероприятий, приняли участие 20 родителей, 25 несовершеннолетних.Результаты: укрепились внутрисемейные отношения в 90% семьях-участниках технологии, самостоятельно смогли найти решение по выходу из сложной ситуации – 30% семей-участников технологии, сняты с социального обслуживания в связи с изменением ситуации в семье в лучшую сторону – 90% семей-участников технологии. С остальными семьями работа продолжается.Проект формирования позитивных интересов у несовершеннолетних «Наш выбор – спорт!» (реализация с 2022 года)Проведено более 20 мероприятий, охвачено 69 несовершеннолетних. Результат: 32 подростка записаны в спортивные секции, которые они посещают на постоянной основе.У 7 несовершеннолетних появились спортивные интересы: посещают массовые ледовые катания и др.Проведено 20 мероприятий, охвачено 45 несовершеннолетних. Результат: 14 подростков записаны в спортивные секции, которые они посещают на постоянной основе.У 8 несовершеннолетних появились спортивные интересы: посещают массовые ледовые катания и др.-Технология «Развитие связной речи у детей с ОВЗ младшего школьного возраста с использованием метода криотерапии «Волшебные кристаллики» (признана ДСЗН ЯНАО новой и эффективной в августе 2021 г.)Мероприятиями технологии охвачено 20 несовершеннолетних.По итогам 2023 г.: у 80% несовершеннолетних-участников технологии наблюдается отчетливое произношение всех звуков родного языка, дифференцирование звуков, регулирование темпа речи и речевого дыхания; 90% несовершеннолетних-участников технологии умеют хорошо ориентироваться в пространстве и активно пользуются пространственным словарем; у 55% несовершеннолетних-участников технологии уровень развития познавательных процессов сформирован до возрастной нормы.Мероприятиями технологии охвачено 25 несовершеннолетних.По итогам 2022 г.:у 75% несовершеннолетних-участников технологии - высокий уровень развития мелкой моторики и пространственной ориентировки, у 25% уровень перешел с низкого на средний; у 40% несовершеннолетних-участников технологии - высокий уровень развития связной речи, у 60% уровень перешел с низкого на средний.Мероприятиями технологии охвачено 35 несовершеннолетних.По итогам работы:- высокий уровень развития связной речи – 30 н/л (на начало реализации технологии – 2);- высокий уровень развития мелкой моторики – 32 н/л (на начало реализации технологии – 2);- высокий уровень развития пространственной ориентировки – 35 н/л (на начало реализации технологии – 4);- высокий уровень развития познавательных процессов – 23 н/л (на начало реализации технологии – 2).Социальная технология «Конструктор благополучной семьи» (внедрена на уровне округа с июля 2023 года)Охват - 52 семьи СОП,Снято с учета КДН и ЗП с + динамикой - 13 (25%),Нахождение на проф. учете до 6 месяцев - 10 (19%),Отсутствие фактов повторных правонарушений (более 3-х месяцев) - 41 (78%),Трудоустройство (более 6 месяцев) - 5 (9%),Отсутствие фактов ненадлежащего ухода за ребенком - 41 (78%),Выход из алкогольной и кризисной ситуации (более 6 месяцев) - 5 (9%)--Приложение «В». Достижения сотрудников ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. СалехардНаправленность ФИО, ДОЛЖНОСТЬ УЧАСТНИКА/ РЕЗУЛЬТАТ1 место в региональном этапе XII Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере социального обслуживания в номинации «Лучшая практика по социальной реабилитации и абилитации инвалидов»Сысоева Ксения Владимировна, специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья12 призовое место во Всероссийском конкурсе программ социализации подростков в номинации «Социализация через трудовую занятость, искусство и спорт»Егорова Екатерина Юрьевна, заведующий отделением профилактик безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихОткрытие подросткового клуба «Твой выбор!» благодаря победе в конкурсе программ социализации подростковЕгорова Екатерина Юрьевна, заведующий отделением профилактик безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихОткрытие Кабинета ранней помощи детям от 0 до 3 лет, в том числе детей-инвалидовСысоева Ксения Владимировна, специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровьяСостоялся первый выезд реабилитационной бригады в Шурышкарский район, проведены реабилитационные мероприятия с детьми с особенностями развитияОсипова Марина Владимировна, заведующий отделением социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровьяЗанесение на Доску Почета города СалехардБасова Юлия Васильевна, заведующий приемно-консультативным отделением2-е место во Всероссийском интерактивном конкурсе среди групп (сообществ) социальной сети ВКонтакте «Лучшая группа (сообщество) ВКонтакте в 2023 году» в номинации «Лучшая группа (сообщество) ВКонтакте центра социального обслуживания в России - 2023»Михалева Полина Николаевна, заместитель директораПриложение «Г». Оснащение реабилитационного процесса новым оборудованиеНаименование оборудования НазначениеБесконтактная гидромассажная кушетка «Акваспа»Снятие мышечного гипертонуса при ДЦП, снятие усталости и напряжённости, восстановление психоэмоционального равновесия, улучшение настроения, общего самочувствия, повышение жизненного тонуса и др. Электронные пособия по профилактике вредных привычек у детей и подростков (комбинированное пособие "Детство без алкоголя" для детей 8-10 лет; электронные наглядные пособия "Наркомания. Угроза и защита", "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния"(12-14 лет))Формирование критического мышления, отказ от приобретения вредных привычек в будущем. Получение информации о влиянии ПАВ на общество, личность и здоровье, о способах противостояния социальному давлению, становление собственной личности, приобретение навыков общения с ровесниками. Коммуникаторы для развития детей с особенностями развития (7-ми уровневый коммуникатор, игровой набор карточек "Альтернативная коммуникация")Развитие детей с РАС и другими особенностями развития.Развитие логики, воображения и активной умственной деятельности детей от 5 лет.Оборудование для развития координации и укрепления опорно-двигательного аппарата (комплект тактильных ковриков, балансировочный диск, мини-эспандерыРазвитие мелкой моторики и стимулирования мыслительной деятельности.Развитие координации и укрепление опорно-двигательного аппарата.Развитие мышц ног и рук.Утяжелители «Одеяло Совы», «Подушка Совы», «Шарф Совы», утяжелителиВосстановление эмоциональной стабильности, уменьшение тревожности у детей с аутизмом, снижение двигательной активности у детей с СДВГ, уменьшение спастики у детей с ДЦП. Снятие напряжения, усиление концентрации внимания при СДВГ, РАС, ДЦП и др. нарушениях развития.Усиление чувствительности конечностей, улучшение координации движений, укрепление мышц и др.Оборудование для выездной реабилитационной бригады (чемоданы логопеда, психолога, диагностический комплекс Семаго, световой планшет, настольные эмоционально-коммуникативные игры)Проведение логомассажа.Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, активизация словаря, работа над фонематическим слухом и развитием связной речи, выработка четкой дикции,активизация речи малышей и «неговорящих» детей,автоматизация «трудных» звуков в речи,обследование словарного запаса и формирование обобщающих понятий,развитие логического мышления.Оценка психического развития ребенка, исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста.Оказание психологической помощи семьям и несовершеннолетним. Формирование основ здорового образа жизни. Развитие самостоятельности ребенка, развитие самоконтроля, индивидуального усвоения материала и др.Оборудование для организации подросткового пространства в рамках открытия подросткового клуба «Твой выбор!»Мебель, проектор, планшеты, VR-очки, настольный теннис, настольный хоккейПриложение «Д». Перспективные направления деятельности ГБУ ЯНАО "ЦСОН Доверие в МО г. Салехард на период 2024-2026 гг.№ п/пМероприятия Сроки исполненияОтветственные исполнители 1.Улучшение качества работы среди населения г.Салехарда и Шурышкарского района, расширение направлений работы за счет введения новых форм деятельности, а также развития платных услуг1.1.Развитие и совершенствование ранней помощи детям от 0 до 3 лет и их семьям:2024 - 2026 гг.Заместители директора,Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Серебрякова А.А., заведующий ОСМП,Кремлева М.В., заведующий ОДП1.1.1развитие форматов родительской взаимопомощи и поддержки в системе ранней помощи (ресурсные группы для родителей особых детей, родительский клуб «Ресурс»)2024-2025 гг.1.1.2развитие и создание структурных подразделений по ранней помощи детям и их семьям2024 г.1.1.3совершенствование механизма взаимодействия подразделения по ранней помощи с иными организациями в сфере здравоохранения и образования2024 - 2025 гг.1.1.4обеспечение материально-технического оснащения подразделений ранней помощи детям и их семьям2024 - 2026 гг.1.1.5подготовка информационных материалов по ранней помощи детям и их семьям, размещение их на информационных ресурсах учреждения2024 - 2026 гг.1.1.6тиражирование и распространение информационных материалов по ранней помощи детям и их семьям2025 - 2026 гг.1.2.Расширение реабилитационного пространства для разных категорий получателей социальных услуг:2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП, Серебрякова А.А., заведующий ОСМП1.2.1Осуществление социальной реабилитации получателей социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья:реабилитация методом биологической обратной связи (БОС – логотерапевтический);занятия в лекотеке;логопедический массаж;АВА-терапия;Томатис-терапия;реабилитация в сенсорно-динамическом зале «Дом совы»Соловьева Т.В., заведующий ОППП1.2.2Осуществление социально-медицинской реабилитации получателей социальных услуг:БАК-терапия (метод биоакустической коррекции);лечение методом микрополяризации;Физиотерапия;Лечение методом биологической обратной связи (БОС-здоровье);Лечение электросном;Флоат-терапия;Микроволновая и ударноволновая терапия;Ингаляционная терапия;Галотерапия;Комбинированная терапия (электротерапия и ультразвуковая терапия);Гидромассаж и электромассаж, ручной подводный массаж;Баротерапия;СветолечениеДарсонвализация Виртуальная реабилитация2024-2026 гг.Серебрякова А.А., заведующий ОСМП1.2.3Осуществление физической реабилитации получателей социальных услуг:занятия лечебной и адаптивной физической культурой;Реабилитация методом биологической обратной связи (БОС-опорно-двигательный);Кинезотерапия и гидрокинезотерапия;Эрготерапия;Активно-пассивная механотерапия;Занятия на стабилоплатформе;Занятия медболом;Иппотерапия;Виртуальная нейрокогнитивная и физическая арт-реабилитация;Войта-терапия и Бобат-терапия2024-2026 гг.Серебрякова А.А., заведующий ОСМП1.2.4Осуществление социально-психологической реабилитации получателей социальных услуг:Занятия в сенсорных комнатах;Песочная терапия;Музыкотерапия;Психоэмоциональная коррекция на аппарате майнд-машина;Реабилитация методом биологической обратной связи (БОС-психоэмоциональной коррекции);фототерапия2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП1.2.5Организация и развитие деятельности выездной микрореабилитационной службы (МРС):-расширение перечня предоставляемых социальных услуг в рамках деятельности МРС-достижение максимального охвата на территории обслуживания инвалидов и детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями в условиях МРС2024-2025 гг.2026 г.Соловьева Т.В., заведующий ОППП1.2.6Расширение фонда проката технических средств реабилитации:-до 30 единиц-до 45 единиц-до 70 единиц2024 г.2025 г.2026 г.Ануфриева А.Л., заведующий ОССО1.2.7Внедрение виртуального реабилитационного центра (мастер-классы, видеозанятия, видеолекции, интерактивные игры, видеорекомендации, полезные ссылки)2025 - 2026 гг.Заместители директора,инженеры-программисты,специалисты ОППП, ОСР1.3.Организация оказания анонимной психологической помощи по телефону доверия с использованием единого общероссийского номера 8-800-2000-1222024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП1.4.Совершенствование деятельности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП1.4.1Организация деятельности мастерских трудовой реабилитацииСоловьева Т.В., заведующий ОППП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП1.4.2Развитие деятельности по направлению профессиональной ориентации несовершеннолетних2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП1.4.3Открытие клубов по интересам для подростков: -«Юный блогер», -«Профессионал»(профориентация), «Я в порядке» (саморегуляция, управление своим поведением),-«Мой мир» (арт-терапия, самовыражение+самопрезентация) -«В своем окружении» (для подростков и родителей на укрепление отношений)2024 г.2024 г.2025 г.2025 г.2026 г.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП1.5.Совершенствование деятельности профилактики семейного неблагополучия2024 - 2026 гг.Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП,Соловьева Т.В., заведующий ОППП1.5.1Организация деятельности кризисного отделения для женщин, пострадавших от домашнего насилия1.5.2Внедрение Школы ухода для мамочек (обучение беременных несовершеннолетних навыкам ухода за новорожденными детьми)Серебрякова А.А., старшая мед.сестра ОСМП1.6.Расширение возможностей социального обслуживания населения2024 - 2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Серебрякова А.А., заведующий ОСМП,Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю.,заведующий ОПБПН,Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСОД,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОД,Горбунова Т.Е., заведующий филиала1.6.1Разработка и реализация социальных проектов для участия в грантовых конкурсах1.6.2Развитие платных услуг в области медицинской, психолого-педагогической, социальной реабилитации и др.1.6.3Расширение социального партнерства. Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг несовершеннолетним и их семьям, гражданам пожилого возраста, инвалидам и детям-инвалидам2.Развитие системы долговременного ухода, проекта «Ямальское долголетие», организация деятельности социальных семей. Внедрение проекта «Единая карта жителя Ямала» (ЕКЖЯ) для несовершеннолетних, развитие проекта ЕКЖЯ для граждан пожилого возраста и инвалидов.2.1.Развитие системы долговременного ухода (СДУ)2024-2026 гг.Серебрякова А.А., старшая мед.сестра ОСМП,Голубева Н.В., заведующий ОСО,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОСоломатова Н.Ф., заведующий ОСО в филиале учреждения,Бережная В.Н., заведующий ОСО в филиале учреждения2.1.1Налаженное эффективное взаимодействие с организациями здравоохранения 2.1.2Обеспечение квалифицированными кадрами (организация курсов повышения квалификации)2.1.3Развитие СДУ в филиале учреждения в Шурышкарском районе2.2.Совершенствование деятельности по социальному обслуживанию на дому2024-2026 гг.Голубева Н.В., заведующий ОСО,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОСоломатова Н.Ф., заведующий ОСО в филиале учреждения,Бережная В.Н., заведующий ОСО в филиале учреждения2.2.1Внедрение в деятельность форм сопровождаемого проживания2.3.Развитие деятельности по созданию социальных семей2024-2026 гг.Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСО,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОСоломатова Н.Ф., заведующий ОСО в филиале учреждения,Бережная В.Н., заведующий ОСО в филиале учреждения2.3.1Расширение реестра лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в рамках деятельности социальных семей2.3.2Расширение реестра кандидатов в социальные помощники2.4.Обеспечение стабильной работы по направлению реализации проекта «Ямальское долголетие»2024-2026 гг.Басова Ю.В., заведующий ПКО2.5.Развитие проекта «Единая карта жителя Ямала» для граждан пожилого возраста, инвалидов, несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Серебрякова А.А., заведующий ОСМП,Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСОД,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОД,Горбунова Т.Е., заведующий филиала2.5.1Повышение охвата получателей социальных услуг учреждения из числа граждан пожилого возраста и инвалидов подключением к проекту «ЕКЖЯ»2024 - 2025 гг.Голубева Н.В., заведующий ОСО,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОСоломатова Н.Ф., заведующий ОСО в филиале учреждения,Бережная В.Н., заведующий ОСО в филиале учреждения2.5.2Повышение охвата получателей социальных услуг учреждения из числа несовершеннолетних и детей-инвалидов подключением к проекту «ЕКЖЯ»2024 - 2025 гг.Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Горбунова Т.Е., заведующий филиала2.5.3Расширение возможностей подтверждения социальных услуг единой картой жителя Ямала, повышение эффективности работы устройств2024-2026 гг.Ахтырский А.Ю., инженер-программист,Шавва Н.С., инженер-программист3.Развитие кадрового потенциала учреждения посредством повышения квалификации (переподготовки) руководителей и специалистов, участия в мероприятиях по обмену опытом, повышения личностной компетентности специалистов, развития корпоративной культуры, участия в конкурсах профессионального мастерства3.1.Развитие профессиональных навыков специалистов посредством обучения на курсах повышения квалификации2024-2026 гг.Куценко И.С., специалист по кадрам3.2.Обеспечение участия специалистов в обучающих мероприятиях Учреждения и города2024-2026 гг.Яр С.А., директор учрежденияЗаместители директора3.3.Проведение аттестации специалистов учреждения на соответствие занимаемой должности, на установление квалификационной категории2024-2026 гг..Куценко И.С., специалист по кадрам3.4.Подготовка наградных документов сотрудников ко Дню социального работника и юбилейным датам2024-2026 гг.Яр С.А., директор учрежденияЗаместители директораКуценко И.С., специалист по кадрам3.5.Обеспечение участия специалистов в конкурсах профессионального мастерства2024-2026 гг..Заместители директора3.6.Развитие корпоративной культуры:- конкурсы среди сотрудников Учреждения на звание лучшего работника месяца, квартала, года;- корпоративное СМИ;- корпоративные праздники, поздравления;конкурсы талантов среди сотрудников Учреждения;коллективные тренинги на профилактику эмоционального выгорания2024-2026 гг.Яр С.А., директор учрежденияЗаместители директора3.7.Оптимизация и автоматизация отдельных функций специалистов2024-2026 гг.Ахтырский А.Ю., инженер-программист, Шавва Н.С., инженер-программист3.8.Разработка и внедрение системы электронного документооборота «Электронное личное дело»2024-2026 гг.Ахтырский А.Ю., инженер-программист, Шавва Н.С., инженер-программист,Куценко И.С., специалист по кадрам3.9.Организация дискуссионных площадок, дней открытых дверей, площадок по обмену опытом, реализация совместных проектов 2024-2026 гг.Яр С.А.Заместители директораСоловьева Т.В., заведующий ОППП,Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСОД,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОД,Горбунова Т.Е., заведующий филиала4.Формирование положительного имиджа учреждения как конкурентоспособного поставщика социальных услуг в соответствии с современными требованиями государственной социальной политики посредством обеспечения информационной открытости деятельности учреждения, организации информационных кампаний, своевременного и достоверного размещения информации об учреждении на официальном сайте и официальных аккаунтах учреждения в социальных сетях, взаимодействия со СМИ4.1.Рекламная деятельность Учреждения на регулярной основе через взаимодействие со СМИ2024-2026 гг..Яр С.А.Заместители директораСоловьева Т.В., заведующий ОППП,Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСОД,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОД,Горбунова Т.Е., заведующий филиала4.2.Участие в ежегодном интервью для СМИ об итогах работы и перспективах развития в Учреждении2024 - 2026 гг.Яр С.А.4.3.Трансляция отзывов о работе специалистов на официальных страницах Учреждения в социальных сетях, создание на официальном сайте Учреждения блока «О нас говорят», размещение отзывов2024-2026 гг.Заместитель директора4.5.Активное и качественное ведение официального сайта и официальных аккаунтов Учреждения в социальных сетях, создание единого стиля2024-2026 гг.Михалева П.Н., заместитель директора,Музаева А.В., социальный педагог ОППП, Васильченко В.А., специалист по СР ОПБПН, Кремлева М.В., заведующий ОДП, Горбунова Т.Е., заведующий филиала, Ахтырский А.Ю., инженер-программист, Шава Н.С., инженер-программист 5.Укрепление материально-технической базы учреждения с целью повышения качества и эффективности предоставляемых социальных услуг5.1.Участие специалистов Учреждения в конкурсах социальных проектов, грантах 2024-2026 гг.Соловьева Т.В., заведующий ОППП,Кремлева М.В., заведующий ОДП,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Ануфриева А.Л., заведующий ОССО,Голубева Н.В., заведующий ОСОД,Конопелькина Т.Г., заведующий ОСОД,Горбунова Т.Е., заведующий филиала5.2.Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев, осуществление сотрудничества на постоянной основе2024-2026 гг.Яр С.А.Шарафутдинова Е.И., заведующий хозяйством, Грибовская О.И., заведующий хозяйством,Егорова Е.Ю., заведующий ОПБПН,Соловьева Т.Е., заведующий ОППП,Горбунова Т.Е., заведующий филиалом5.3.Развитие деятельности Попечительского совета Учреждения2024-2026 гг.Яр С.А.,Кремлева М.В., заведующий ОДП
2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 (ред. от 09.05.2018) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 2003
3. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Российская газета от 9 мая 2012 г. № 102.
4. Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 (ред. от 02.08.2017, с изм. от 12.10.2017) «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года»
5. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»
6. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: Учеб. пособие; РАН. Ин-т государства и права, Акад. правовой ун-т. - М.: МЗ Пресс, 2002. - 80 с.
7. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.
8. Андреев, А.А Программно – целевой подход социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / А.А. Андреев // Экономика и социум — №3(34) – 2017. – С. 36-37
9. Аникин Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1997.
10. Анимица Е.Г. Основы местного самоуправления. - М.: Инфра-М, 2000. - 208 с.
11. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Местное самоуправление: история и современность. – Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 1998.
12. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления, - М.:ИНФРА - М., 2000.-208с.
13. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.
14. Антикризисное управление в муниципальном образовании Учеб.-метод. пособие / Ряховская А. Н. (рук.) и др. 2000.— 309 с.
15. Антипьев А.Г. Местное самоуправление — социально-политический институт гражданского общества. 1999. — 129 с.
16. Аракелян, М.А. Критерии инвестиционной привлекательности муниципального образования как объекта управления инвестиционной деятельностью [Текст] / М.А. Аракелян // Российский государственный социальный университет. — №9. – 2017. – С. 175-176
17. Аяцков Д.Ф. Становление местного самоуправления в России в 90-х годах ХХ века / Под ред. В.А. Динеса. Саратов: Изд. центр Сарат. гос. экон. акад., 1997.
18. Баранов, М.Б. Оценка эффективности местного самоуправления [Текст] / М.Б. Баранов // Вектор науки – 2019 — 486 с.
19. Бардовский, В.П. Рыночная инфраструктура и социально – экономическое развитие муниципальных образований [Текст] / В.П. Бардовский // Экономическая среда. — 2017. — № 1 (19). — С. 123-128.
20. Василенко, Ж.А. Анализ системы стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровней [Текст] / Ж.А. Василенко // Экономика и социум — №11(42) – 2017. – С. 57-59
21. Ворошилов, Е.А. Социально-экономические проблемы локальных территорий [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов, Е.А. Гутникова, С.А. Кожевников. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2018. –196 с.
22. Герасимов А. П., Иксанов Р. А. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан//Аграрное и земельное право. 2016. № 5 (137). С. 44-46.
23. Глобенко, И.В. Роль местного сообщества в развитии муниципального образования [Текст] / И.В. Глобенко // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018. – С. 3
24. Голосов, А.В. Социальная эффективность муниципального управления / А.В. Голосов [Текст] // Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Россия, г. Белгород — №5(21) – 2018 – С. 87-88
25. Гранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке [Текст] / А.Г. Гранберг // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 34.
26. Жихаревич Б. С. Стратегическое планирование как фактор стимулирования региональной сотруенции // Регион: Экономика и Социология. 2011. № 1. С. 3–14. 4. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010. 5. Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19. 6. Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33. 7. Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14. 8. Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51. 9. Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.
27. Жукова, В.А. Методологический подход к разработке концепции территориального социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / В.А. Жукова // Международный научный журнал «Синергия наук» — 2018. – С. 138
28. Закирова, З.И. Социально – экономическое развитие муниципального образования [Текст] / З.И. Закирова // «Экономика и социум» — №5 (48) – 2018. – С. 24-28.
29. Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2010. 5. Колмакова Е. М. Социально-экономический анализ муниципальных образований по критерию их устойчивого развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). С. 17–19. 6. Копыченко Г. С. Основы повышения конкурентоспособности муниципальных образований // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 6 (66). С. 33. 7. Копыченко Г. С. Стратегия социально-экономического развития как механизм повышения конкурентоспособности муниципального образования // Управленческие науки. 2014. № 2 (11). С. 10–14. 8. Крылова Е. М. Мониторинг как инструмент стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Путь науки. 2014. № 6. С. 50–51. 9. Шеховцева Л. С., Степанова Ю. Р. Методика оценки стратегической конкурентоспособности муниципальных образований: интегральный подход (на примере Калининградской области) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. № 3. С. 32–40.
30. Иксанов Р. А., Сиразетдинов И. М. Вопросы развития земельно-арендных отношений в аграрном секторе экономики: правовой аспект//Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 395-400.
31. Итоги социально – экономического развития Прокопьевского муниципального района за 2016-2018 гг. [Электронный ресурс] – URL: http://www.прокопьевский-район.рф/ekonomika/kontakty-ekonomicheskoy-sluzhby
32. Кашфутдинова Э.О., Иксанов Р. А. Медиативная процедура как внесудебная форма правовой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей России//Правовая система и вызовы современности. 2013. С. 323-326.
33. Клешнева, Л. И. Муниципальное самоуправление в современной России: проблемы и социально-философские аспекты [Текст] / Л.И. Клешнева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. -2019. -№2. -С. 77-80.
34. Клячкин, В.В. Методы статистических исследований в оценке процессов социально-экономического развития территории [Текст] / В.В. Клячкин // Синергия наук. — 2018. — № 19. − С. 150-153.
35. Козырин, А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации [Текст] / А.Н. Козырин // Реформы и право. -2019. -№ 1. — С. 66.
36. Колебакина, К.В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на современном этапе / К.В. Колебакина // Экономика и социум. — №5 (48). — 2018. – С. 27-30
37. Колышева, В.С. Настройка системы мониторинга реализации национальных проектов [Текст] / В.С. Колышева // Издательство: Экономика. — 2019. — С. 96
38. Кондратенко Н. М. Устойчивое социально-экономическое развитие как условие преодоления межрегиональной дифференциации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 2. С. 87–92. Кувшинов М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования // Молодой ученый. 2016. № 7. Т. 1. С. 86–91. Пчельников Р. И., Змановский Г. Р. Устойчивое развитие муниципальных образований // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 159–160.
39. Кузнецова Е. М. Местное самоуправление и социальная работа: конспект лекций / Е. М. Кузнецова. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. — 60 с. URL: http://window.edu.ru/resource/681/76681 (дата обращения: 12.11.2015). Манаева И. В. Методика оценки социально-экономического развития моногородов // Российское предпринимательство. — 2013. — № 19 (241). — c. 46–52. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/29848/ (дата обращения: 04.11.2015) Подпругин М. О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — c. 214–221. URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/27100/ (дата обращения: 04.11.2015). Рысаев И. Ш. Программно-стратегический подход и возможности его внедрения в муниципальном управлении/И. Ш. Рысаев //Экономика и управление. — Уфа, 2008. — № 5. — С. 89–96.
40. Куликова, Н.В. Практика формирования стратегий социально – экономического развития муниципальных образований [Текст] / Н.В. Куликова // Российский государственный университет правосудия. № 1. – 2019. – С. 65-70
41. Лапыгин, Ю.Н. Сценарный подход в реализации стратегических приоритетов развития муниципальных образований [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. — 2017. — Т. 12. — № 4. С. 649-664.
42. Лапыгин, Ю.Н. Формирование прогноза развития муниципального образования [Текст] / Ю.Н. Лапыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 1. — С. 26-31.
43. Леванова, Т.А. Основные подходы к формированию эффективной системы управления социально – экономическим развитием муниципальных образований [Текст] / Т.А. Леванова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 63-69.
44. Макарова, В.И. Экономический анализ как часть системы стратегического управления социально – экономическим развитием России, регионов и муниципальных образований [Текст] / В.И. Макарова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 4. С. 247-253.
45. Орлов, Е.В. Функции управления социально-экономическим развитием региона в условиях использования некоммерческой концессии [Текст] / Е.В. Орлов // Управленческое консультирование. — №1. – 2019. – С. 63-66.
46. Официальный сайт администрации Прокопьевского муниципального района [Электронный ресурс] – URL: http:// www.прокопьевский-район.рф/
47. Полухина, М.Г. Местное самоуправление как движущая сила социально – экономического развития муниципального образования [Текст] / М.Г. Полухина // Вестник сельского развития и социальной политики. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-84.
48. Сафарова М. Т., Иксанов Р. А. Особенности правового обеспечения земельной реформы в Республике Башкортостан//Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет. 2014. С. 412-415.
49. Семакова, В.А. Управление муниципальным социально – экономическим развитием [Текст] / В.А. Семакова // Форум молодых ученых. — №12 (28). – 2018. – С. 163-165
50. Тихонова, Е.О. Особенности реализации муниципальных программ по развитию территории [Текст] / Е.О. Тихонова // Арзамасский филиал ННГУ. Россия, г. Арзамас. — №11(27). – 2018. — С. 46
51. Филимонова, И.В. Основные проблемы формирования финансовых основ местного самоуправления [Текст] / И.В. Филимонова // Научно-практический журнал Аллея Науки. — №16. – 2017. – С.1-2
52. Фирсова, Е.Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации [Текст] / Е.Г. Фирсова // Молодой ученый. – 2020. – №17. – С. 356.
53. Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования (Москва). — 2016. — № 4 (384). — С. 59–64. Шишанина М. А. Актуальные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований // В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В. Г. Шухова. Материалы конференции. — Белгород. — 2021. — С. 5978–5982.
54. Хайруллов, Д.С. Формы и методы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования [Текст] / Д.С. Хайруллов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань. – 2019. – №23. – С. 207–214.
55. Халин, Д.С. Правовые основы стратегического планирования в современной России [Текст] / Д.С. Халин // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва). — №3(30) – 2019. – С. 167-168
56. Ханнанова Т.Р., Иксанов Р.А., Шафиков Б.Р. Актуальные проблемы вступления России в ВТО: последствия и перспективы//Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: материалы региональной научно-практической конференции. Академия наук Республики Башкортостан, 2012. С. 190-196.
57. Харчикова, Н.В. Особенности управления экономическим развитием муниципального образования [Текст] / Н.В. Харчикова // Научно-практический журнал Аллея Науки» — №9(25) – 2018. – С. 1-3.
58. Цопа, Н.В. Методологические аспекты управления развитием территориальных образований [Текст] / Н.В. Цопа // Экономика и экология территориальных образований. 2017. № 2. С. 15-21.