Влияние имиджа руководителя на эффективность деятельности трудового коллектива предприятия общественного питания

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 71 71 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 04.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность и значение руководителя в трудовом коллективе 7
1.1 Понятие имиджа руководителя 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование имиджа 15
1.3 Компоненты имиджа. Характеристика типов руководителей по стилю 23
2 Анализ имиджа руководителя на примере сети ресторанов японской кухни «Тануки» 28
2.1 Общая характеристика ресторана японской кухни «Тануки» 28
2.2 Система предоставления услуг по обслуживанию потребителей 35
2.3 Анализ имиджа руководителя организации 41
3 Совершенствование имиджа руководителя 49
3.1 Анализ влияния имиджа и типа стиля руководителя на эффективность деятельности трудового коллектива 49
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Компоненты имиджа руководителя 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б.Основные стили руководителя 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В.Методы оценки личных качеств руководителя, результативности его труда и стиля управления 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г.Результаты оценки коммуникативных навыков руководителя ресторана « Тануки-Самара» Арапова Глеба Юрьевича 71

Фрагмент для ознакомления

В понятие эффективного лидера входят несколько ключевых характеристик и навыков: видение и стратегическое мышление, коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, решительность, ответственность и надежность, мотивация и вдохновение, инновационность и креативность, наставничество и развитие сотрудниковЧтобы стать эффективным лидером, Агапова Г.Ю.необходимо постоянно проводить самоанализ, т.е. понимать свои сильные и слабые стороны, а также постоянно стремиться к личностному росту.Основными направлениями для формирования эффективного лидера будут следующие:обучение и саморазвитие: постоянное обучение новым навыкам и знаниям, участие в тренингах и семинарах по лидерству;практика коммуникационных навыков: развитие умения ясно выражать свои мысли, активно слушать и эффективно взаимодействовать с другими;развитие эмоционального интеллекта: работа над пониманием и управлением своими эмоциями и эмоциональным состоянием других;постановка целей и планирование: разработка четких, достижимых целей и стратегий для их достижения;получение обратной связи: регулярное получение обратной связи от команды и коллег для понимания своих достижений и областей для улучшения;наставничество и коучинг: изучение знаний более опытных лидеров и коучей;умение делегировать – доверять своей команде и делегировать задачи, чтобы сосредоточиться на стратегических вопросах;открытость к изменениям и внедрению инноваций.Можно отметить, что Агапов Г.Ю. обладает хорошими бизнес-навыками, интересуется ассортиментом блюд, и ставит клиенториентированность на первое место. Однако принцип «клиент всегда прав» не самый оптимальный, так как нужноуметьэффективно управлять и защищать свою команду[28,c. 133].Анализ имиджа руководителя Агапова Г.Ю. показал, что одним из самых слабых мест является отсутствиеаналитического подхода в формировании его имиджа. Направления оптимизации его имиджа разделим на три группы.В первой группе определены: коммуникабельность (возможность легко контактировать сокружающими), эмпатичность (способность к сочувствию), рефлексивность (понимание другого человека),красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными компетенциями испособностями и перманентное их развитие является залогом создания эффективного имиджа.Ко второй группе относятся характеристики личности вытекающие из уровня образования и характеравоспитания: определенные нравственные ценности, степень психического здоровья.Третью группу составляют личностные компетенции, выработка которых обусловлена жизненным ипрофессиональным опытом индивида.Рассматривая профессиональные характеристики имиджаАгапова Г.Ю. можно утверждать, что в формированииимиджа не последнюю роль играет физический облик человека. Внешность человека характеризуется типомсложения, гендерными, возрастными и расовыми особенностями. Кроме анатомических признаков, которыеформируют физический облик человека, немаловажным компонентом его внешнего образа являютсяфункциональные признаки. Они включают в себя мимику, жестикуляцию, походку, осанку, голос, а такжеречь.Для понимания сущности Агапова Г.Ю. необходимо выделить в структуре его имиджамировоззренческую и поведенческую стороны. Сторона мировоззренческая включает осознаниеобщественной значимости профессии, убежденность в правильности профессионального выбора,сформированность системы принципов гуманистических ценностных ориентации на работу с персоналомзаведения. Поведенческая сторона позиции – это способность руководителя самостоятельно приниматьрешение в различных ситуациях, проявление активности и оказание помощи подчиненным, созданиеблагоприятных условий для их развития.Среди динамических особенностей управленческих навыков и процессов в имидже руководителянаиболее важными являются способность к длительной напряженной работе, скорость мышления, умениябыстро включаться в новую деятельность и переходить с одного вида на другой, эмоциональнаяуравновешенность, избежание импульсивных реакций.Для привлечения и удержания клиентов важно также заниматься маркетингом. С одной стороны, Агапов Г.Ю. ставит клиенториентированность в приоритет, но с другой стороны не уделяет достаточно внимания продвижению ресторана в социальных сетях, что снижает имидж ресторана. Для этого можно сделать сайт более привлекательным, а проведение акций и специальных мероприятий поможет привлечь новых гостей. Сотрудничество с местными блогерами и участие в кулинарных фестивалях может повысить узнаваемость ресторана.Одним из популярных методовпродвижения является publicity, что в переводе означает «публичность», «гласность» – одна из основных составляющих маркетинговых кампаний, в основе которой лежит использование разнообразных побудительных средств, призванных ускорить и/или увеличить продажи отдельных товаров / услуг всем участникам цепочки сбыта через СМИ, – эффективный и недорогой метод повышения узнаваемости.Главные задачи паблисити – представить бренд широкой аудитории, познакомить с товарами в ненавязчивой форме, например, с помощью публикаций в блоге или статей-отзывов о товаре. Потенциальный клиент случайно может наткнуться на информацию о товаре или прочитать положительный отзыв от тех, кто уже ранее купил данный товар. Поэтому, паблисити вызывает больше доверия, чем обычная реклама и гораздо эффективнее помогает стимулировать продвижение товара, так как не преследует цели пиара. Это происходит еще и потому, что в случае продвижения продукции низкого качества паблисити будет негативным.Основные методы publicity: тиражирвание PR-статей, крупные акции event-маркетинга, спонсоринг, celebrityendorsement (поддержка знаменитостей), ньюсмейкинг (создание новостей), распространение информации по каналам СМИ.Таким образом, в основе успешного руководства рестораном лежит положительный имидж руководителя, который умеет привлечь и удержать клиентов, на основе тщательного подбора и мотивации команды, создания аутентичной атмосферы, поддержания высокого качества блюд и активного маркетинга. Все эти элементы вместе обеспечат успех любого ресторана.Тем не менее, руководство рестораном японской кухни имеет свои уникальные особенности, которые отличают его от управления заведениями других типов. Во-первых, японская кухня славится своей утонченностью, вниманием к деталям и строгими традициями приготовления блюд. Эти аспекты требуют глубокого понимания и уважения к японской кулинарной культуре со стороны руководителя.Руководитель ресторана японской кухни должен иметь определенное понимание японских кулинарных традиций и ингредиентов. Это важно не только для общего контроля качества блюд, но и для формирования аутентичной концепции ресторана, которая будет привлекать клиентов. В идеале, руководитель должен быть вовлечен в процесс разработки меню и новых рецептов, чтобы гарантировать, что все блюда соответствуют высоким стандартам японской кухни и ожиданиям гостей.Участие руководителя в формировании меню имеет несколько преимуществ. Во-первых, это позволяет создать сбалансированное и привлекательное меню, которое отражает уникальность и аутентичность японской кухни. Руководитель, работающий в тесном сотрудничестве с шеф-поваром, может предложить новые идеи, адаптировать традиционные рецепты под местные вкусы и следить за трендами в кулинарии. Во-вторых, это способствует поддержанию высокого уровня контроля качества. Понимание процесса приготовления позволяет лучше оценивать работу поваров и вносить необходимые корректировки.Однако не обязательно, чтобы руководитель был экспертом в японской кухне на уровне шеф-повара. Достаточно иметь базовые знания и энтузиазм к обучению и углублению своих навыков. Основное внимание должно быть уделено подбору опытных и квалифицированных поваров, которые специализируются на японской кухне. Руководитель должен доверять их профессионализму и поддерживать их развитие, предоставляя возможности для обучения и совершенствования навыков.Особенностью руководства также является внимание к деталям сервиса и атмосферы. Японская культура ценит гостеприимство и уважительное отношение к клиентам, что должно отражаться в работе всего персонала ресторана. Руководитель должен следить за тем, чтобы официанты были хорошо обучены и знали особенности меню, могли грамотно советовать блюда и создавать приятную атмосферу для гостей.Попова А.А. разработала следующие рекомендации по улучшению имиджа руководителя:«1)повышение уровня владения ораторским искусством;2) организация личных встреч с подчиненными, оказывающих благоприятное психологическое влияние, помогающих расположить к себе людей, создать почву для менее критического восприятия тех или иных мер, соблюдения принципов управления и т. п.;3) разработка новых путей мотивации и улучшения репутации руководителя индивидуально для всех социальных групп;4) практическая визуализация миссии и целей руководителя – на телевидении, в социальной рекламе, на уличных баннерах и т.п.»[22].Таким образом, мы можем сделать вывод, что руководителю ресторана японской кухни «Тануки» Агапову Г.Ю. необходимо поработать на собственным имиджем в части достижения уровня «эффективный лидер», так как от этого во многом зависит результативность работы заведения.Эффективное лидерство играет ключевую роль в изменении и улучшении деятельности персонала в любой организации, так как эффективные лидеры умеют вдохновлять своих сотрудников, создавая у них желание работать лучше и достигать поставленных целей. Лидер, обладающий харизмой и способный четко выразить свое видение, способен мотивировать персонал к самоотдаче и повышенной производительности.Лидеры, которые создают доверительную и поддерживающую рабочую атмосферу, помогают сотрудникам чувствовать себя более уверенно и комфортно на рабочем месте, что способствует снижению уровня стресса, повышению удовлетворенности работой и улучшению командного духа.Эффективные лидеры уделяют внимание профессиональному развитию своих сотрудников, предлагая возможности для обучения и роста. Это включает в себя тренинги, наставничество и предоставление новых задач, которые помогают развивать навыки и повышать квалификацию персонала.Эффективное лидерство способствует открытым и честным коммуникациям внутри команды. Лидеры, которые умеют слушать и быть доступными для своих сотрудников, создают культуру обратной связи и вовлеченности, что помогает быстрее выявлять и решать проблемы, а также улучшает взаимодействие между сотрудниками.Руководители, которые делегируют задачи и доверяют своим сотрудникам, способствуют повышению уровня вовлеченности и ответственности за результаты работы. На практике это помогает сотрудникам чувствовать свою значимость и вклад в общее дело, что положительно сказывается на их производительности.В заключение, хочется подчеркнуть, что эффективное лидерство – в какой-то мере часть имиджа, так как оказывает значительное влияние на деятельность персонала и всю организацию в целом. Под руководством компетентного и вдохновляющего лидера сотрудники проявляют большую мотивацию, энтузиазм и преданность своей работе.Эффективный лидер, обладающий положительным имиджем, стимулирует развитие профессиональных навыков и личностного роста каждого сотрудника, создает атмосферу взаимоуважения, доверия и коллаборации. Это в свою очередь способствует повышению производительности труда, улучшению качества работы и достижению целей организации.Кроме того, положительный имидж способствует формированию сильной и согласованной команды, способной решать сложные задачи и преодолевать трудности. Лидер, который внимательно слушает своих подчиненных, поддерживает их и вдохновляет, создает условия для процветания и успеха всей команды.Таким образом, руководителю ресторана японской кухни «Тануки» необходимо поработать над собственным имиджем в части достижения уровня эффективного лидерства, так как это не только изменит деятельность персонала, но и сформирует новую культуру организации, определяет ее успех и устойчивость на рынке, а также будет способствовать развитию инноваций и росту бизнеса в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе выполнения ВКР на тему «Влияние имиджа руководителя на эффективность деятельности трудового коллектива предприятия общественного питания» рассмотрено понятие имиджа руководителя, описаны факторы, влияющие на формирование имиджа, рассмотрены компоненты имиджа и выполнена характеристика типов руководителей по стилю,охарактеризован ресторан японской кухни «Тануки», описана система предоставления услуг по обслуживанию потребителей, выполнен анализ имиджа руководителя организации, рассмотрено влияние типа стиля руководителя на эффективность деятельности трудового коллектива,представлена разработку рекомендаций по совершенствованию имиджа руководителя организации, таким образом, все поставленные задачи решены и цель достигнута.Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы. Имидж руководителя – это совокупность представлений, образов и впечатлений, которые складываются у сотрудников, партнёров, клиентов и общественности о руководителе. Он включает в себя как внешние, так и внутренние характеристики, такие как внешний вид, манера общения, стиль руководства, профессиональные качества и личные достоинства.Имидж руководителя играет важную роль, как внутри компании, так и в её внешнем окружении, являясь важнейшим фактором в грамотном позиционировании компании на рынке, а значит – в повышении ее конкурентоспособности. В процессе реализации управленческих функций руководитель выполняет свои обязанности в определенном личностном стиле – совокупности методов и подходов, которые он использует для взаимодействия с подчинёнными, принятия решений и управления организацией.К. Левин, немецко-американский психолог предложил делить стили на авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Современная наука управления к основным стилям руководства относит: авторитарный, демократический, либеральный, ситуационный, трансформационный, транзакционный.Стиль в совокупности с профессиональными и деловыми качествами, т.е. – с деловой репутацией, составляет имидж руководителя.Анализ имиджа руководителя ресторана японской кухни «Тануки» Агапова Г.Ю. показал, что его стиль руководства относится к транзакционному.Большая часть респондентов в ходе опроса, посвященного оценке имиджа руководителя, указывает в качестве положительных характеристик Арапова Г.Ю. ориентацию на результат, этичное поведение, умение не попадать в скандалы, склонность к риску.Можно сделать вывод, что он обладает хорошим лидерским потенциалом, но признать его эффективным лидером нельзя, так как он не уделяет достаточно внимания развитию персонала. В качестве рекомендаций для достижения уровня«эффективный лидер»Арапову Г.Ю. предлагаются следующие мероприятия: обучение и саморазвитие, практика коммуникационных навыков, развитие эмоционального интеллекта, разработка четких, достижимых целей и стратегий для их достижения, регулярное получение обратной связи от команды и коллег для понимания своих достижений и областей для улучшения, изучение знаний более опытных лидеров и коучей, развитие умения делегировать – доверять своей команде и делегировать задачи, чтобы сосредоточиться на стратегических вопросах, открытость к изменениям и внедрению инноваций.Таким образом, руководителю ресторана японской кухни «Тануки» необходимо поработать над собственным имиджем, чтобы стать эффективным лидером, так как это не только изменит деятельность персонала, но и сформирует новую культуру организации, определяя ее успех и устойчивость на рынке, а также будет способствовать развитию инноваций и росту бизнеса в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлешина И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2019. – 384 с.Алешина И.Н. Имидж управленческих структур// Вестник ТвГТУ. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – Тверь: Изд-во «ТвГТУ». – 2019.– 525 с.Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. – СПб.: Гуманистика, 2019. – 289с.Бгашев М. В. Анализ личности и стиля руководителя малого предприятия на основе применения модели формирования стилей управления // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-lichnosti-i-stilya-rukovoditelya-malogo-predpriyatiya-na-osnove-primeneniya-modeli-formirovaniya-stiley-upravleniya (дата обращения: 23.05.2024).Бгашев М.В. К вопросу о технологии оценки личных качеств и стиля руководителя // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tehnologii-otsenki-lichnyh-kachestv-i-stilya-rukovoditelya (дата обращения: 23.05.2024).Букша, А. Принципы и цели современного руководителя азиатского стиля менеджмента / А. Букша, В. В. Филатов // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» , Москва, 27 мая 2020 года. Том Часть 1. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. – С. 86-90. Ганкович, А. А. Особенности влияния стиля управления руководителя на формирование личностных особенностей подчиненных / А. А. Ганкович, Л. В. Васильева // Наука - образованию, производству, экономике : материалы ХХIII(70) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах, Витебск, 15 февраля 2018 года. Том 2. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. – С. 4-6. – EDN XMVOXR.Гармаева, Д. Б. Теория X, Теория Y. Стили руководства, авторитарный, демократический и либеральный стили / Д. Б. Гармаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 7(83). – С. 178-183.Глечикова, Т. С. Роль лидера в эффективном руководстве / Т. С. Глечикова // Молодой ученый. – 2020. – № 7. – С. 92-94.Дафт Р. Л. Уроки лидерства. – М., 2020. – 245с.Джанибекова, Д. Р. Лидерские качества – необходимые качества для менеджеров высшего звена / Д. Р. Джанибекова // Молодежь. Наука. образование: Материалы студенческой научной сессии, посвященной году педагога и наставника в России, Карачаевск, 17–22 апреля 2023 года. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2023. – С. 157-161. Енгибарян С.А., Галустов Р.А. Сущность понятия имиджа руководителя // Теория и практика современной науки. – 2019. – №5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-imidzha-rukovoditelya (дата обращения: 20.05.2024).Еремина М.А., Зыбин О.С., Харитонова Е.В. Особенности ведения конкурентного бизнеса в ресторанах японской кухни сетевого формата // ТТПС. – 2022. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vedeniya-konkurentnogo-biznesa-v-restoranah-yaponskoy-kuhni-setevogo-formata (дата обращения: 20.05.2024).Жемчужникова Ю.Г. Психологический портрет предпринимателя // Российское предпринимательство. – 2021. Т. 2. – №3. – С. 58-62.Замятина, В.Д. Формирование имиджа руководителя: вопросы теории и коммуникативные технологии / В. Д. Замятина // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 69-78. Зотова О.С., Костенко А.А., Алдакимова О.В. Роль имиджа руководителя в функционировании компании // Теория и практика современной науки. –2020. – №12 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-imidzha-rukovoditelya-v-funktsionirovanii-kompanii (дата обращения: 27.05.2024).Зотова, О.С. Роль имиджа руководителя в функционировании компании / О. С. Зотова, А. А. Костенко, О. В. Алдакимова // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 12(66). – С. 91-96.Комаров В.Ф., Алоян Г.Н.Исследование стилей руководства Курта Левина методом деловых игр // Мир экономики и управления. – 2019. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stiley-rukovodstva-kurta-levina-metodom-delovyh-igr (дата обращения: 29.05.2024). Мартюхина, Е. А. Стили управления и профессиональные качества руководителя как элементы его культуры / Е. А. Мартюхина, Г. С. Талалай // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК : Сборник по материалам международной научно-практической конференции молодых учёных, Санкт-Петербург-Пушкин, 01–02 марта 2018 года. – Санкт-Петербург-Пушкин: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2018. – С. 312-313. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2020. – 672с. (с. 39)Польщикова Е.А. Стили управления в менеджменте: их преимущества и недостатки // Таврический научный обозреватель. – 2019. – №12-2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-upravleniya-v-menedzhmente-ih-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 23.05.2024).Попова А.А. Имидж руководителя // Экономика и социум. – 2019. – №12-3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rukovoditelya-1 (дата обращения: 29.05.2024).Спивак В.А. Лидерский стиль управления в экономике // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2019. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liderskiy-stil-upravleniya-v-ekonomike (дата обращения: 27.05.2024).Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. – М.: Норд-Вест, 2020. – 224 с.Сушкова Т.В. Формирование потребительской лояльности клиентов к ресторану японской кухни // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2023. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-potrebitelskoy-loyalnosti-klientov-k-restoranu-yaponskoy-kuhni (дата обращения: 23.05.2024).Тайсумова, Х. В. «Стиль руководства» : основы исследования стиля руководства / Х. В. Тайсумова, Р. Х. Денильханова, З. О. Магомедова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 12(137). – С. 722-726.Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 2022 – 312с.Шабалина, А.Н. Коммуникативные навыки лидера организации - залог эффективного управления / А. Н. Шабалина // Наука и культура России. – 2023. – Т. 2. – С. 133-135.Яукина, С.М. Влияние осуществляемого стиля управления на эффективность работы руководителя / С. М. Яукина // Россия молодая: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, Кемерово, 21–24 апреля 2015 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2019. – С. 345-348.Яуртова Л. И., Федорова Е.В.Основные подходы к интерпретации понятия «имидж». Типологииимиджа // Internationaljournalofprofessionalscience. – 2020. – №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-imidzh-tipologii-imidzha (датаобращения: 03.06.2024).ПРИЛОЖЕНИЕ АКомпонентыимиджаруководителяЛичностно–психологические качестваДеловые качестваПрофессиональные качества+–+–+–СамостоятельностьСклонность к рискуКоммуникабельностьЭнергичностьОтветственностьРешительностьНравственностьЗавистливостьГрубость и вспыльчивостьБесчувственностьЧрезмерная энергичностьБезответственностьНерешительностьНетерпимость Умение убеждатьВнимание к деталямБыстрая реакцияНацеленность на результатУмение вести переговорыУмение соблюдатьДоговоренностиУмение расставлять приоритетыв работеНеумение убеждатьНизкое внимание к деталямЗамедленная реакцияНацеленность сиюминутнуювыгоду и на краткосрочныйрезультатНеумение вести переговорыНеумение соблюдатьДоговоренностиНеумение расставлятьприоритеты в работеУмение делегироватьОрганизаторские способностиКомпетентностьСпособность к целеполаганиюСпособность к планированиюСпособность к самообучениюСпособность найти простоерешение сложных проблемНеумение делегироватьНизкие организаторскиеспособностиНизкая компетентностьОтсутствие способности кЦелеполаганиюОтсутствие способности кпланированиюОтсутствие способность кСамообучениюСложноерешение простых проблемИсточник: Бгашев М.В. Анализ личности и стиля руководителя малого предприятия на основе применения модели формирования стилей управления // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №12. ПРИЛОЖЕНИЕБОсновные стили руководителяСтиль руководстваСодержание стиляДиктаторОриентирован на производство и уделяет минимум внимания своим сотрудникам. Работа под началом такого руководителя не приносит удовлетворения ни ему, ни персоналуДемократПрямая противоположность диктатору. Включает в себя все преимущества и недостатки классического демократического стиля управленияПессимистВ основном не вмешивается в основной ход рабочих событий, тем самым нет перспектив развития бизнеса, что ведет к его упадку. МанипуляторПытается во всем достичь компромисса, при помощи которого успешно манипулирует людьмиОрганизаторПродуктивный тип руководителя, учитывает нужды производства и потребности и интересу сотрудников. Устремлен на инновации и нацелен на постоянное развитие бизнесаДирективныйРуководитель, жестко регламентирует задачи и методы деятельности подчиненных, сосредотачивает решение всех вопросов в своих руках, при этом практически не советуется с подчиненными, не терпит возражений и обсуждения своих решений, что объясняется психологией поведения « собственника»или « хозяина» , либо опасениями, что никто кроме него не сможет принять правильного решения, а это может повлечь отрицательный результат работы малого предприятияТоварищескийБлизок демократическому стилю. Руководитель информирует коллектив о своих планах по бизнесу, советуется с ним и считается с его мнением в процессе принятия решений. Кроме того, он избегает навязывания своего мнения подчиненным, обсуждает с ними возможные варианты, предоставляет сотрудникам самостоятельность. Руководитель находится в товарищеских отношениях с подчиненными, хотя и соблюдает необходимую дистанцию. Он отдает предпочтение методам убеждения и стимулирования, и применяют главным образом экономические и социально-психологические методы руководства, но при необходимости может прибегнуть и к приказуПопустительскийБлизок к « пессимисту» , так как данный стиль характерен для руководителей, назначенных на основании родственных или дружеских связей. Такой руководитель характеризуется нерешительностью и отсутствием твердости при принятии решений. Задачи он ставит в самой общей форме, практически не контролируя процесс их выполнения. Пассивно относится к ходу работы, как будто выполняет неинтересную и нудную работу, делая тем самым кому-то одолжение. Иногда стремится передать решение вопросов своей компетенции кому-то из подчиненных, удаляясь от принятия решенийИсточник: Бгашев М. В. Анализ личности и стиля руководителя малого предприятия на основе применения модели формирования стилей управления // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №12. ПРИЛОЖЕНИЕ ВМетоды оценки личных качеств руководителя, результативности его труда и стиля управленияКоличественныеметодыПредполагает применение коэффициентов и баллов с помощью экспертных оценок. Устанавливаются 67 критериев исходя из специфики деятельности организации и условий работыПростота и открытый характер, позволяют эксперту-оценщику самостоятельно посчитать по достаточно строгой методике коэффициенты или баллы и оценить результативность труда руководителяСубъективность оценки со стороны экспертаКачественные методыВключают методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсужденияПри правильной организации можно получить достаточно объективные результаты, так как оценки показывают соответствие конкретному набору качествСубъективность полученной информации об оцениваемом руководителе или кандидатеОценка по методу чертВключает балльную оценку степени выраженности у руководителей некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени коррелируют с эффективностью деятельности руководителей в конкретных организацияхПолучается определенная социально-психологическая характеристика оцениваемого руководителя и подтверждается обладание им определенными свойствамиВыявленные качества оцениваемого раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру его личности и не фиксируют определенные профессиональные требования к его психологическим характеристикам. Оценка основывается на том, что думают о руководителе вышестоящее руководство и подчиненныеОценка на основе анализа труда Включает процедуру отборатипичных управленческихситуаций в конкретном кол-лективе, в структурекоторых описывается работаруководителя, а затемоценивается его поведениеРезультатам оценкиповедения руководителейявляется социально-психологическаяхарактеристика, толькоболее профессиональноориентированная. Онасодержит информацию отом, каким образомдействовал руководитель, вкаких ситуацияхэффективно, в каких —менее эффективно или вообще не эффективноНе помогает выяснитьпричину того или иногоповедения и егопоследствия. Не учитываетнегативных ситуационныхфакторов, а также неучитывает возможныхпрепятствий эффективностии/или неэффективностидеятельности руководителяФункциональная оценкаОсновывается на анализепроцесса труда и выяснениитого, насколькоруководитель хорошосправляется со своимидолжностнымиобязанностями в разрезеосновных функцийуправленияОсновывается на анализетого, чем вдействительностизанимаются руководители, ипозволяет определять слабыестороны в работеконкретных руководителейна основе знания об общихзадачах управленческойдеятельностиВозможно ложноепредставление об особыхзадачах организаторскойдеятельности руководителяимеющих некотороеуниверсальное содержание,а также ложное пониманиеместа и роли руководителя вколлективеМетодика определения руководстваПредметом оценки являетсяхарактер взаимоотношенийруководителя сподчиненными. Онапозволяет раскрытьличностные особенностиповедения руководителя всистеме отношений« руководитель —подчиненные»и определитьиз всего многообразиястилей стиль его руководстваРаскрывает системуответственности, вносимуюруководителем в процессработы и выступающую вкачестве важного средстваего влияния на других людейВыявленный стильруководства можетменяться, так как приоценке выявляется стильхарактерный для прошлыхситуацийЦелевойметод оценкиПроцесс оценки состоит втом, чтобы определить,насколько компетентноруководители уста-навливают различные цели икак действуют в процессе ихдостиженияВозможность планировать иконтролироватьдеятельность руководителей,намечая ее цели иотслеживая степень ихреализации. Полученнаяинформация, позволяетсудить о том, насколькохорошо выполняет своюдеятельность руководитель ибыли ли достигнуты поставленные им целиДанный метод не учитываетте обстоятельства, которыемогут в значительной мереповлиять на результатыдеятельности руководителянезависимо от его личныхусилийПРИЛОЖЕНИЕ ГРезультаты оценки коммуникативных навыков руководителя ресторана « Тануки-Самара»Арапова Глеба ЮрьевичаПараметрСредний балл1. Всегда ли руководитель планирует результат (цель) предстоящего разговора с человеком, этапы и способы его достижения? 32. Часто ли руководитель подбирает для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии? 23. Способен ли руководитель разговорить, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор? 44. Умеет ли по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжать начатый разговор? 3 5. Если собеседник находится в возбужденном или подавленном состоянии, может ли помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?36. Если руководитель находится в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеет ли он снизить его, не прерывая разговора с собеседником? 37. Может ли руководитель выяснить искреннее отношение человека к интересующей теме или проблеме?48. Знает ли он, какие именно аргументы и факты могут убедить данного конкретного человека принять нужное решение?39. Умеет ли руководитель так говорить, чтобы человек воспринимал его слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения? 310. Может ли руководитель получить принципиальное согласие человека по интересующему его вопросу?411. После окончания диалога говорит ли он собеседнику о своем впечатлении от разговора и его результатах? 212. Если руководителю нравится, как ведет диалог его собеседник, говорит ли он ему об этом?113. Если какие-то аспекты поведения собеседника его сильно отвлекают от цели разговора или мешают сосредоточиться, может ли руководитель скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?214. Умеет ли руководитель управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент? 2

1. Алешина И. В. Поведение потребителей: учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2019. – 384 с.
2. Алешина И.Н. Имидж управленческих структур// Вестник ТвГТУ. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – Тверь: Изд-во «ТвГТУ». – 2019.– 525 с.
3. Асаул А. Н., Асаул М. А., Ерофеев П. Ю., Ерофеев М. П. Культура организации: проблемы формирования и управления. – СПб.: Гуманистика, 2019. – 289с.
4. Бгашев М. В. Анализ личности и стиля руководителя малого предприятия на основе применения модели формирования стилей управления // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-lichnosti-i-stilya-rukovoditelya-malogo-predpriyatiya-na-osnove-primeneniya-modeli-formirovaniya-stiley-upravleniya (дата обращения: 23.05.2024).
5. Бгашев М.В. К вопросу о технологии оценки личных качеств и стиля руководителя // Бюллетень науки и практики. – 2018. – №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tehnologii-otsenki-lichnyh-kachestv-i-stilya-rukovoditelya (дата обращения: 23.05.2024).
6. Букша, А. Принципы и цели современного руководителя азиатского стиля менеджмента / А. Букша, В. В. Филатов // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор-2020) : Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, посвященной Юбилейному году в ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» , Москва, 27 мая 2020 года. Том Часть 1. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. – С. 86-90.
7. Ганкович, А. А. Особенности влияния стиля управления руководителя на формирование личностных особенностей подчиненных / А. А. Ганкович, Л. В. Васильева // Наука - образованию, производству, экономике : материалы ХХIII(70) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах, Витебск, 15 февраля 2018 года. Том 2. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. – С. 4-6. – EDN XMVOXR.
8. Гармаева, Д. Б. Теория X, Теория Y. Стили руководства, авторитарный, демократический и либеральный стили / Д. Б. Гармаева // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 7(83). – С. 178-183.
9. Глечикова, Т. С. Роль лидера в эффективном руководстве / Т. С. Глечикова // Молодой ученый. – 2020. – № 7. – С. 92-94.
10. Дафт Р. Л. Уроки лидерства. – М., 2020. – 245с.
11. Джанибекова, Д. Р. Лидерские качества – необходимые качества для менеджеров высшего звена / Д. Р. Джанибекова // Молодежь. Наука. образование: Материалы студенческой научной сессии, посвященной году педагога и наставника в России, Карачаевск, 17–22 апреля 2023 года. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2023. – С. 157-161.
12. Енгибарян С.А., Галустов Р.А. Сущность понятия имиджа руководителя // Теория и практика современной науки. – 2019. – №5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-imidzha-rukovoditelya (дата обращения: 20.05.2024).
13. Еремина М.А., Зыбин О.С., Харитонова Е.В. Особенности ведения конкурентного бизнеса в ресторанах японской кухни сетевого формата // ТТПС. – 2022. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vedeniya-konkurentnogo-biznesa-v-restoranah-yaponskoy-kuhni-setevogo-formata (дата обращения: 20.05.2024).
14. Жемчужникова Ю.Г. Психологический портрет предпринимателя // Российское предпринимательство. – 2021. Т. 2. – №3. – С. 58-62.
15. Замятина, В.Д. Формирование имиджа руководителя: вопросы теории и коммуникативные технологии / В. Д. Замятина // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2021. – Т. 6, № 4. – С. 69-78.
16. Зотова О.С., Костенко А.А., Алдакимова О.В. Роль имиджа руководителя в функционировании компании // Теория и практика современной науки. – 2020. – №12 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-imidzha-rukovoditelya-v-funktsionirovanii-kompanii (дата обращения: 27.05.2024).
17. Зотова, О.С. Роль имиджа руководителя в функционировании компании / О. С. Зотова, А. А. Костенко, О. В. Алдакимова // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 12(66). – С. 91-96.
18. Комаров В.Ф., Алоян Г.Н. Исследование стилей руководства Курта Левина методом деловых игр // Мир экономики и управления. – 2019. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-stiley-rukovodstva-kurta-levina-metodom-delovyh-igr (дата обращения: 29.05.2024).
19. Мартюхина, Е. А. Стили управления и профессиональные качества руководителя как элементы его культуры / Е. А. Мартюхина, Г. С. Талалай // Роль молодых ученых в решении актуальных задач АПК : Сборник по материалам международной научно-практической конференции молодых учёных, Санкт-Петербург-Пушкин, 01–02 марта 2018 года. – Санкт-Петербург-Пушкин: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2018. – С. 312-313.
20. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2020. – 672с. (с. 39)
21. Польщикова Е.А. Стили управления в менеджменте: их преимущества и недостатки // Таврический научный обозреватель. – 2019. – №12-2 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-upravleniya-v-menedzhmente-ih-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 23.05.2024).
22. Попова А.А. Имидж руководителя // Экономика и социум. – 2019. – №12-3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-rukovoditelya-1 (дата обращения: 29.05.2024).
23. Спивак В.А. Лидерский стиль управления в экономике // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2019. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/liderskiy-stil-upravleniya-v-ekonomike (дата обращения: 27.05.2024).
24. Стогдилл Р.М. Лидерство и структура управления персоналом. – М.: Норд-Вест, 2020. – 224 с.
25. Сушкова Т.В. Формирование потребительской лояльности клиентов к ресторану японской кухни // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. – 2023. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-potrebitelskoy-loyalnosti-klientov-k-restoranu-yaponskoy-kuhni (дата обращения: 23.05.2024).
26. Тайсумова, Х. В. «Стиль руководства» : основы исследования стиля руководства / Х. В. Тайсумова, Р. Х. Денильханова, З. О. Магомедова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 12(137). – С. 722-726.
27. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 2022 – 312с.
28. Шабалина, А.Н. Коммуникативные навыки лидера организации - залог эффективного управления / А. Н. Шабалина // Наука и культура России. – 2023. – Т. 2. – С. 133-135.
29. Яукина, С.М. Влияние осуществляемого стиля управления на эффективность работы руководителя / С. М. Яукина // Россия молодая: Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием, Кемерово, 21–24 апреля 2015 года. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2019. – С. 345-348.
30. Яуртова Л. И., Федорова Е.В. Основные подходы к интерпретации понятия «имидж». Типологии имиджа // International journal of professional science. – 2020. – №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-interpretatsii-ponyatiya-imidzh-tipologii-imidzha (дата обращения: 03.06.2024).