Философская культура юриста
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ 6
ГЛАВА 2.СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА. СПЕЦИФИКА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА 10
ГЛАВА 3.ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОГО АСПЕКТА В СТАНОВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
В сфере научной деятельности философия дает возможность взять на вооружение уникальные гносеологические концепции, которые носят универсальный характер, дают возможность правильного построения научного исследования. Изучение этих концепций полезно для любого человека, который так или иначе причастен к научной деятельности. Гносеология прошла весьма длительный путь развития – от античности до философии современности. И как наиболее авторитетные можно выделить положения рационализма и эмпиризма. Согласно позиции рационалистов, разуму принадлежит ключевая роль в познавательном процессе. Тем не менее, неокрепший и недисциплинированный разум не способен к различию истинного и ложного, ошибочного и правильного. И это важнейшая причина, которая затрудняет процесс познания. Но философия выводит нас из тупика, предлагая разные методы научного познания и методологические ориентиры (подходы). В частности, уникальна в данном отношении позиция Ф. Бэкона, который призывал тщательно бороться с заблуждениями и проверять все полученные в ходе эксперимента результаты. Любые научные опыты, как считал философ, должны ставиться согласно методу. Этот метод, обеспечивающий истину - это индукция. По мнению английского ученого, индукция необходима всем наукам, она является единственно истинной формой доказательства и методом познания природы. Благодаря этому методу мы и преодолеваем все заблуждения. Итак, благодаря философии юридическая наука сейчас имеет солидный теоретический и методологический базис для проведения исследований разного уровня. Это стало возможным только потому, что философия изначально ориентирована на научный поиск, на так называемый «алгоритм открытия», в рамках философии была обоснована динамика развития научного знания, а также сформировались все базовые методы исследовательской деятельности. Впоследствии все эти знания синтезировались в философии науки как отдельном направлении философии. И если основная цель науки — получить истину, то философия науки дает ответ на вопрос - как мы можем достичь истины. В структуре философской культуры юриста можно выделить также и общее гуманистическое восприятие мира. Реализация мировоззренческой функции философии проявляется и в том, что философия – это то, без чего человек существовать не может, точнее, существовать может, но это не будет подлинное и осознанное бытие, в котором юрист как человек, профессионал существует. Наконец, хотелось бы отметить, что юридическая профессиональная деятельность сопряжена с целым рядом сложностей духовного порядка. И, если у юриста сформирована философская культура, он способен следовать избранному им духовному пути развития. Философы прошлого оставили нам ценные советы, духовные упражнения, которые направлены на воспитание правильной системы ценностей и потребностей. В частности, эти философские упражнения представлены поиском, углубленным исследованием, чтением, слушанием, вниманием, самообладанием, безразличием к безразличным вещам. Стоики предлагали усердно заниматься чтением, медитациями, терапией страстей, предаваться воспоминаниям о том, что является истинным благом. Наконец, в процессе работы над собой мы должны вырабатывать самообладание. Правильный внутренний настрой позволяет сформировать стабильную и гармоничную картину мира, в которой мы все остро нуждаемся.ГЛАВА 3.ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОГО АСПЕКТА В СТАНОВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ ЮРИСТА Философско-правовой компонент совершенно необходим юристу для многоаспектного изучения правовой реальности, поскольку она интегрирует в себе как философские, так и собственно правовые подходы к изучению права. Более того, нельзя не отметить, что философия права принципиально не замкнута на доктринальном фиксировании достижений теории юридической науки. Философия права проводит комплексную оценку всевозможных пониманий сущности права и вычленяет наиболее значимые, обязательно учитывая целеполагание деятельности человека и его сообществ, которые актуальны для изучения смысла и истинного назначения права в общественной и личностной жизни. Вследствие своей междисциплинарности философия права предполагает факт максимального использования в процессе познания правовой материи всех свойственных ее дисциплинам методологических, концептуальных средств. Универсальность и одновременно уникальность философии права состоит в максимальной интегрированности знания о праве как совокупного результата осмысления на концептуально-программном уровне эмпирики.Современная философия права развивается согласно принципу плюрализма, что также является ее отличительной чертой при оценке правовой реальности. Далее мы рассмотрим основные аспекты развития философии права на современном этапе, которые действительно позволяют более глубоко изучать правовую реальность.Первая актуальная тенденция заключается в том, что мало востребовано сегодня философско-правовое мировоззрение в эпоху технократии. Тем не менее, практический потенциал философии права как никогда огромен, несмотря на недооцененность. Дело в том, что как и ранее, в правовой жизни присутствуют различные проблемы, которые очевидно нуждаются в философском осмыслении, а именно, этакие такие проблемы, как законность, справедливость законов, взаимоотношения права и морали, отождествление закона и права, права человека, свободы и т.д. Осмысливать данные явления без философско-правового базиса сегодня бессмысленно. Сейчас философия права все больше сближается с правовой и юридической практикой. Философия права дает возможность выявления основных провалов, недочетов в том, как развивается и функционирует правовая система, понять, какими методами возможно добиться устранения недостатков. Конечно же, все правовые системы уникальны, а философия права как раз и позволяет подойти к правовым системам с позиции их уникальности и самобытности. Кроме того, нельзя не отметить, что философии права на современном этапе предстоит решить кризис в сфере правовой культуры, правового мышления, выработки правовых принципов. Этого возможно добиться благодаря возврату к гуманистической философско-правовой концепции, которая дает возможность успешного разрешения проблемы правового нигилизма на базе ее углубленного исследования. Для России это особенно важно, поскольку традиции правового нигилизма в правовом сознании и правовой культуры россиян слишком сильны, таким образом, мы можем говорить о сильном негативном воздействии на формирование правовой действительности. Наконец, как представляется, главная проблема философии права сейчас – это проблема роли и позиции человека в мире права, антропологии права. Без философии права все антропологические аспекты правовой реальности не могут успешно изучаться. Философией права был накоплен огромный исторический опыт и знания, она способна дать комплексные представления о том, каковы ценностные основания права и правовой реальности. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, значимость мировоззренческой философии состоит в том, что философия дисциплинирует ум, заставляет мыслить, размышлять о важных проблемах бытия, задает правильные ориентиры в области самопознания и саморазвития. Мировоззренческая функция философии проявляется также и в процессе формирования научной картины мира. В научной сфере философия предлагает универсальные гносеологические концепции, которые применимы в разных науках, в том числе и в юриспруденции. Философия – это область знания, которая поистине уникальна, она дает нам знание о всеобщем, она способна совершенствовать человеческую личность, указывать конкретные пути и способы духовного саморазвития. Философская культура юриста заключается в изучении философии и её разделов, таких как философия права, что способствует развитию критического мышления, пониманию целостности общественных и личностных проблем человечества. Это важно для формирования широкого мировоззрения и нравственных принципов, которые помогают в процессе самообразования и духовного совершенствования.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024)//СПС Консультант Плюс Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СПС Консультант Плюс. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС Консультант Плюс. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС Консультант Плюс.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2015.Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – СПб., 1998.// http://philosophy.ru/library/deleuze/filosof.htmlКанарш Г.Ю. Социальная справедливость: современная история идеи [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-spravedlivost-sovremennaya-istoriya-idei Канчурин, И. Р. Философия как вид мировоззренческого знания / И. Р. Канчурин, А. М. Халитова, Г. Д. Ямгурсин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 712-714. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38526/Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/Химич Д. С. О некоторых аспектах принципа справедливости в законодательстве и правоприменении / Д. С. Химич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74294/
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024)//СПС Консультант Плюс Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) // СПС Консультант Плюс.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС Консультант Плюс.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС Консультант Плюс.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М.: Проспект, 2015.
5. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4-х т. Т. 1 .- М., 1975.
6. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – СПб., 1998.// http://philosophy.ru/library/deleuze/filosof.html
7. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: современная история идеи [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-spravedlivost-sovremennaya-istoriya-idei
8. Канчурин, И. Р. Философия как вид мировоззренческого знания / И. Р. Канчурин, А. М. Халитова, Г. Д. Ямгурсин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 712-714. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38526/
9. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. – М., 2002./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
10. Химич Д. С. О некоторых аспектах принципа справедливости в законодательстве и правоприменении / Д. С. Химич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74294/