Российско-Финляндские отношения в контексте европейской интеграции.
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 83 + 83 источника
- Добавлена 29.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Теоретико-правовые основы международных отношений в контексте европейской интеграции
1.1. Теоретические основы европейской интеграции
1.2. Правовое регулирование отношений между РФ и Финляндией в контексте европейской интеграции
2. Развитие отношений России и Финляндии во второй половине XX века
2.1. Взаимоотношения России и Финляндии (1945-1995)
2.2. Вступление Финляндии в ЕС и отношения с Россией в конце XX – начале XXI в.
3. Концепция российско-финляндских отношений в контексте европейской интеграции (на примере деятельности Комитета по внешним связям г. Санкт-Петербурга)
3.1. Экономическое взаимодействие между Россией и Финляндией. Проект Nord Stream
3.2. Рекомендации и перспективные мероприятия по развитию российско-финляндских отношений
Заключение
Приложения…………………………………………………………………………67
В этих условиях огромное значение приобретают региональные связи между государствами. Признавая известные особенности права европейской интеграции, следует развивать и региональную интеграцию суверенных государств.
Успешное российско-финляндское сотрудничество в будущем обусловлено тем, что оно протекает в рамках, с одной стороны, надгосударственного ЕС, а с другой стороны, объединяет государства одного региона и имеющие сопоставимые социально-экономические системы.
В связи с кризисом и потерей доверия части населения к ЕС, который уже не воспринимается ни как «зонтик», ни как «навигатор», поскольку он более не способен защитить население этих стран от «удара» глобального кризиса, необходимо налаживать региональные связи в рамках ЕС. Прежнего единства внутри ЕС сегодня уже нет, разочарование сейчас наиболее сильно на «периферии» ЕС: у населения Ирландии и Латвии, за ними – в Испании, Португалии, Финляндии и Польше. Причем различие «центр-периферия» оказалось сильнее, чем различие между «старыми» и «новыми» членами ЕС. Многие финны полагают, что ЕС – организация недостаточно зрелая, недостаточно эффективная. Отсюда следует вывод для развития и нашего сотрудничества: национальная специфика важнее, особенно если её сопровождают и региональные факторы.
Дальнейшее российско-финляндское сотрудничество необходимо вести и по части экологии. В целях избегания проблем по проекту «Северный поток» Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга должен обеспечивать требуемую со стороны Финляндии дополнительную информацию о влиянии газопровода на рыболовство в Балтийском море и его безопасность для мореходства во время строительства.
В русле позитивного взаимодействия наших стран целесообразно создать традицию ежегодного (или 1 раз 2 года) проведения международных конференций «Морская политика ЕС: сотрудничество Санкт-Петербурга и Финляндии». Ведь именно морская тема является главной, сближающей деловую активность наших стран. К участию в конференции необходимо привлечь работников Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, руководителей портов, представителей транспортных компаний и экологов. Также в программу ближайшей конференции необходимо включить обсуждение предлагаемой концепции совместного проекта по арктическому судостроению.
Одной из общих задач для российско-финляндского сотрудничества в будущем является создание системы по предотвращению экологических катастроф в регионе. Водоканалы Санкт-Петербурга и Хельсинки реализовали несколько уникальных проектов по очистке сточных вод и уменьшению нагрузки на акваторию Невы и Финского залива. Самым крупным международным экологическим проектом с участием Хельсинки стало завершение строительства ЮЗОС. Этот опыт стоит развивать и в дальнейшем.
В рамках сотрудничества малых и средних предприятий наших стран, которым без организационной и финансовой поддержки самостоятельно трудно начать бизнес с российскими или финляндскими партнерами, особенно будет ценен опыт компетентных консультантов в сфере российско-финской торговли. Россия и Финляндия в равной степени близки к исчерпанию резервов роста внешней торговли в традиционных формах - классического экспорта и импорта. Поэтому, если быть прагматичными и вдумчиво анализировать перспективы двусторонней торговли, то необходимо признать - перед нашими странами уже в ближайшее время реально встанет угроза снижения товарооборота, а значит потери доходов в бюджеты государств и регионов, потери тысяч рабочих мест.
Это вызов, который обозначен экономическим кризисом, приводит к поиску новых стратегий. Перспективы сохранения позитивного влияния внешнеэкономических отношений между Россией и Финляндией на национальные экономики наших двух стран связаны, в частности, наращиванием объемов внешней торговли услугами и развитием производственной кооперации между российскими и финскими малыми и средними предприятиями.
Весьма перспективным, особенно в условиях кризиса, видится совместное с финскими фирмами создание технополисов, технопарков и бизнес-парков в России. Здесь приоритетными являются информационные технологии и, по всей видимости, биологические и медицинские технологии, а в бизнес-парках — электротехническое производство, судостроение, деревопереработка. Кроме того может быть налажено и успешное сотрудничество в области энергетики, как “большой”, так и “малой”. Российское Торгпредство выступило с инициативой возродить программу «Евро Россия», цель которой — содействие созданию трансграничного сетевого предпринимательства с широким использованием таких форм производственной кооперации как субконтрактинг и аутсорсинг, а также всех возможностей, которые предоставляются российским законодательством, в частности Таможенным кодексом. Первые совместные проекты в рамках «ЕвроРоссии» уже реализованы в Санкт-Петербурге и Республике Карелия с участием финских фирм «Элкотекх», «Электролюкс» и «ПКС-груп». По обе стороны границы появились новые инициативы, которые могли бы перерасти в проекты в самое ближайшее время. «ЕвроРоссия» как форма российско-финляндского государственно-частного партнерства, нацеленного, прежде всего, на поддержку прямых связей предприятий среднего и малого бизнеса, могла бы органично вписаться в «Северное Измерение», ставшее с 1 января 2007 года системой равноправных партнерств между ЕС и Россией.
Итак, можно сделать следующие выводы:
Экономическое сотрудничество между Россией и Финляндией развивается во всех секторах экономики, особое место занимает партнерство в сфере малого и среднего бизнеса. Среди стран - торговых партнеров Санкт-Петербурга Финляндия занимает пятое место.
Проект Nord Stream доказал прочность российско-финляндских отношений, несмотря на сложности с получением со стороны Финляндии разрешения на строительство.
Появление новых международно-правовых норм в отношении регионов необходимо развивать на примере унификации права ЕС, достигшего наивысшей степени региональной правовой интеграции, о чём свидетельствует и опыт деятельности Комитета по внешним связям г. Санкт-Петербурга.
Существует необходимость создания регулирующих нормативно-правовых актов. В российском законодательстве необходимо чётче прописать нормы регионального сотрудничества в рамках ЕС в целях совершенствования партнерства и формирования «единого европейского экономического пространства».
5. В главе прописан ряд рекомендаций по совершенствованию российско-финляндских отношений на примере Комитета по внешним связям г. Санкт-Петербурга.
Заключение
В работе обозначен новый путь взаимоотношений и перспективного развития, основы которого заложены в начале 21 века руководителями Финляндии и России. Практика наших международных отношений в 2000-е гг. показала их гибкость и сбалансированность в связи с изменениями в мире, когда каждая страна пыталась при анализе национальных интересов своего государства не только к поиску оптимальных путей их реализации, но и осторожному и взвешенному отношению к интересам другого государства. Таким образом, исторические, а также весь комплекс идейно-концептуальных предпосылок формирования международных отношений реализовались в наших странах в 2000-е гг. исходя из концепции многополярного мира и концепции европейской интеграции в противовес двухполярной доктрине времен холодной войны.
Новые риски произрастают из определенного взаимодействия различных факторов в рамках экономических, политических и социальных интересов. Это изменение в понимании риска должно быть помещено в контекст глобализации и трансформации капитализма, которые стали очевидными за прошедшие два десятилетия. Многие страны сегодня живут в век «глобализации страха», простирающейся от ощущения индивидуальной небезопасности до действий общественных сил. Сегодня необходимо признать не просто усиление риска и страха, но специфическое проявление этого усиления в условиях экономического кризиса, проявившееся на примере развития интеграционных процессов в Европе.
При анализе экономического взаимодействия между Россией и Финляндией удалось предположить, что российский фактор во внешнеэкономической стратегии Финляндии, несомненно, будет одним из главных. Однако свои внутренние проблемы каждая из стран будет решать самостоятельно, используя прежде всего ресурсы национальных экономик и выбирая собственные методы государственного управления, модели взаимодействия государства, общества и бизнеса. Вместе с тем глобализация, с одной стороны, открывшая невиданные возможности для научно-технологического прогресса, перетока информации, знаний, финансов, с другой стороны, резко повысила взаимозависимость стран друг от друга, что продемонстрировало региональное сотрудничество между нашими странами, особенно активно развивающееся на уровне Санкт-Петербурга.
Целый ряд крупных экономических, социальных и природоохранных проблем не под силу решить одной, даже самой высокоразвитой стране. Поэтому для России и Финляндии развитие как двусторонних экономических связей, так и совместные инициативы в рамках отдельных регионов будут создавать предпосылки для мультипликативного эффекта. Это сближение может быть особенно результативным, когда страны-партнеры учитывают долгосрочные и среднесрочные стратегии социально-экономического развития друг друга. Отсюда очевидна настоятельная необходимость государственного пространственного планирования во внешнеэкономическом аспекте с учетом особенностей соседства России на Севере Европы с ЕС и Финляндией.
Уровни развития Финляндии и России разные, однако достижения наших государств могут быть связаны со сближением в самых разных сферах: экономике, малом бизнесе, финансовой сфере, образовании и культуре. При интенсивной интеграции России в элиту мирового сообщества ей будут мешать устаревшие политические стереотипы. Для лидерства в современном мире прежде всего необходима экономическая сила и интенсификация соответствующих межгосударственных связей. Именно на этом поприще заложена перспектива совпадения интересов и успешного сотрудничества России и Финляндии (как транзитного европейского государства). На этом этапе России будет необходимо партнерское, а не настороженное отношение Финляндии. Любое недоверие со стороны Финляндии может сузить экономические контакты России в ЕС. Следовательно, ликвидация недоверия - в интересах будущих перспектив России. Чем быстрее в российской политике военные факторы уступят ведущее место экономическим, тем быстрее будут отрегулированы многие проблемы, в том числе проблемы российско-финляндских отношений. На данном этапе необходимо сделать все возможное, чтобы ликвидировать факторы недоверия в российско-финляндских отношениях, связанные с ошибками руководства в конце 1930-х гг. На фоне недоверия невозможно рассчитывать на полноценное сотрудничество в какой-либо сфере. Исходя из сделанного выше анализа, следует заключить, что ни военные, ни юридические и ни экономические связи не сформируют стабильное партнерство. Условием самих этих связей является, прежде всего, доверие. Современность показывает, что взаимовыгодное партнерство порой сильнее силы. Прежде чем судить о нашем сотрудничестве, мы должны определиться: Россия в Евросоюзе, с Евросоюзом или рядом с Евросоюзом? Каждый из ответов предполагает разные позиции, и с каждой из этих позиций совершенно по-разному можно смотреть на перспективу российско-финляндских взаимоотношений и на то, что мы из них можем извлечь.
Итак, в работе рассмотрена история российско-финляндского сотрудничества, современный процесс развития наших отношений в 2000-2010 гг., характеристика партнерства в сфере малого и крупного бизнеса, анализ проекта Nord Stream для развития отношений между нашими странами, а также намечены перспективы и рекомендации по развитию российско-финляндских отношений. В работе выявлено, как динамично развивается внешняя торговля Финляндии и Санкт-Петербурга. Это позволяет говорить о потенциале нашей торговли, о том, что налажен процесс выхода на новые рынки, открываются новые отрасли для совместных предприятий. Курс на более тесное экономико-политическое сотрудничество и интеграцию в рамках ЕС поможет совместить последние достижения Европейского союза с гигантским потенциалом России, который из-за обилия проблем ей трудно будет реализовать в одиночку. Это, в свою очередь, позволит создать новую, сильную и влиятельную Европу, которая будет использовать свою мощь не для передела мира, а для того, чтобы внести согласие и рационализм в бурную политическую среду XXI века.
Список источников и литературы
Документы
Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 2009. – 34 с.
Европейская хартия местного самоуправления, 1985 // Дипломатический вестник. – 1998. - № 10, октябрь. – 199 с.- С.13-19.
Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, 1980 // Конвенции Совета Европы и Российская Федерация. Сборник документов. – М.: Юридич. лит-ра., 2000. – 543 c. - С. 298-299.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации», 1993 // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ № 17, 29.04.93, ст. 594.
Федеральный закон Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации», 1995 // Российская газета. – 1995. – 21 июля.
Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 1995 // Собрание законодательства Российской Федерации. № 35, 28.08.95. – С.123-129.
Федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», 1999 // Российская газета. – 1999. – 16 января.
Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.- М. 1999. – 432 с. – С.322-341.
Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации «О сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области» от 20.01.1992. URL: http://law7.ru/base28/part0/d28ru0122.htm (дата обращения 12.05.2010).
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 // Дипломатический вестник. – 1994. - № 15-16. – 299 с. – С.112-114.
Постановление губернатора Ленинградской области от 13.08.1999 «О пограничной зоне и пограничном режиме на территории Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. – 1999. - № 10.- 15 октября. – С.4-5.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. – 2000. - 2 февраля. – С.5-8.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации, 2000 // Сборник законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 52. ст. 5909. – С.121-129.
Концепция развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации. – М., 2001. – 232 с. – С.78-81.
Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы), 2000 // Дипломатический вестник. – 1999. – № 11. – 119 с. - С.15-23.
Литература на русском языке
Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции / Науч. ред. Б.В. Волженкин. – СПб: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. – 199 с. – С.3-178.
Иншакова А.О. Унификации корпоративного регулирования в Европейском союзе и СНГ. Автореф… дис.докт.юр.наук. – М., 2008. – 45 с. – С.23, 24.
История внешней политики СССР: в 2 т. – Т.2. – М.: Наука, 1986. – 567 с. – С.41-45, 392-393, 418, 481.
Кара-Мурза С. Г. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок. - М., 2003. – 388 с. – С.34-39.
Кеконен У.К. Финляндия и Советский Союз: Речи, статьи и интервью, 1952-1975: Пер. с финск. – М., 1975. – 414 с. – С.200-215.
Короткова М.В., Мамонтов А.Г. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2002. – 21 с. – С.3-20.
Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352 с. – С.3-189.
Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. Цыганкова П. А.- М.: Альфа-М, 2004.-288 с. – С.3-188.
Право Европейского Союза: Правовое регулирование торгового оборота. Под редакцией В.В. Безбаха, А.Я. Капустина и В.К. Пучинского. - М. Зерцало. 1999. – 388 с. – С.3-377.
Проблемы торговых отношений России и Европейского Союза (на примере Калининградской области): Монография. Городилов А.А., Дударев М.М., Дударев М.С., Куликов А.В. - Калининград: Янтарный сказ, 2008. - 288 с. – С.3-277.
Рукавицын П.М. Становление и развитие немецкой школы классической геополитики. Монография. – М.: ВУ, 2008. – 209 с. – С.5-112.
Современные международные отношения. Под редакцией Торкунова А.В. - М.: МГИМО-РОСПЭН, 2000. – 388 с. – С.5-142.
Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – Пер. с англ. М., 2004. – 342 с. – С.3-119.
Топорнин Б.Н. Европейское право. - М. Юристъ. 1999. – 366 с. – С.3- 128.
Хабермас Ю. Расколотый Запад. – Пер. с нем. М., 2008. – С.7-9.
Хантингтон Э. Столкновение цивилизаций. – Пер. с англ. М., 2003. – 435 с. – С.4-19.
Хижный Э.К. Социально-экономические аспекты расширения ЕС-25 на Восток // Европа и становление нового миропорядка. – М., 2006. – 244 с. - С.164-199.
Ходов Л.Г. Проблемы и перспективы экспорта российского газа в Германию. Доклады Института Европы РАН №156. - М. Издательство ОГНИ ТД. 2005. – 43 с. – С.4, 8.
Шлямин В.А. Российско-финляндское экономическое сотрудничество. Новые предпосылки развития // Экономика Северо-Запада: Проблемы и перспективы развития. - 2004. - № 1. – 119 с. - С.91-95.
Шлямин В. Трансграничное предпринимательство малого и средних фирм – важнейшее направление развития российско-финляндских экономических отношений // Lauri Ноnka, Маrkо Неikkinen, Pira Kokkonen Притяжение российского рынка/Под ред.Л.Хонка. Ювяскюля. 2007. – 343 с. - С.14-17.
Шлямин В.А. Формирование внешнеэкономической стратегии России по отношению к странам Северной Европы (на примере российско-финляндских экономических отношений). – Автореф. …дис.докт.эк.наук. – СПб., 2008. – 59 с. – С.4-6.
Периодические издания
Анисимов Е. По праву завоевания. Двести лет назад Российская империя приросла Финляндией. С чего вдруг? // Forbes. – 2009. – декабрь. – 322 с. - С.200-204.
Балацкий Е.В. Наука, кризис и война // Свободная мысль. – 2009. - № 3. – 244 с. - С.87 -98.
Багаева А.В., Фоминых Ф.И. Расширение ЕС и проблемы европейского интеграционного процесса // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2008. - № 3. – 101 с. - С.66-77.
Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь.- 2004. - № 4-5. – 322 с. – С.45-53.
Брутенц К. После однополярного мира // Свободная мысль. – 2009. - № 6. – 244с. - С.75-86.
Война перестраховки // Свободная мысль. – 2009. - № 11. – 244 с. - С.143 - 156.
Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономической политики // МЭиМО. - 2003. - № 2. – 288 с. - С.34-41.
Давыдов Ю. Двадцатый член НАТО? // Вестник Европы. - 2002. - № 5. – 278 с. С.112 - 120.
Дериглазова Л. «Усомнившийся либерализм» в конфликтной теории // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. - 2006. - Т.4. - № 2. - Май-август. – 202 с. - С.24-31.
Долгов К.М. Философия мировой политики: мир или война, политический авантюризм или конституализация международного права // Вопросы философии. – 2009. - № 11. – 256 с. - С. 39-52.
Донской Н. Советский Союз и Финляндия // Свободная мысль. – 2009. - № 11. – 244 с. - С.163 - 178.
Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - 244 с. - С.72-82.
Кива А. Какие реформаторы – такие и реформы // Свободная мысль. -2007. - № 2. – 244 с. - С.67-74.
Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социс. – 2008. - № 1. – 264 с. - С.31-40.
Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь.-2006.- № 1-2. – 302 с. – С.112-120.
Маруев А., Савельев А. Геополитический статус новой России // Свободная мысль. – 2009. - № 12. – С.5-9.
Милов В. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. – 259 с. - С.45-48.
Премьер Финляндии: Nord Stream не опасен для Балтики // Baltinfo. – 2009. – 31 августа.
Рукавицын П.М. Концепция объединения Европы немецкой школы классической геополитики // Обозреватель. – 2009. – № 1. – 221 с. - С. 103-111.
Сушенцов А. Война как правовая процедура / Рецензия на кн.: Дэвид Кеннеди. О войне и законе. Принстон: Принстон юниверсити пресс, 2006. 206 с. // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. - 2007. - Т.5. - № 1. Январь-апрель. – 299 с. - С.167 - 177.
Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. – Сентябрь-октябрь. – 299 с. - С.112-119.
Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2002.- № 2. – 215 с. - С.45 - 56.
Хорошавин А.А. Методика борьбы с неопределенностью. Анализ и оценка эффективности корпоративных предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. - № 10. – Вып.2. – 232 с. - С.101-103.
Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // Эко. – 2009. - № 1. – 199 с. - С.83-94.
Шлямин В.А. Россия и Финляндия: новое качество партнерства // Экономика, политика, инвестиции. - 2004. - № 3. – 267 с. - С.12-14.
Шлямин В.А. Наш сосед Финляндия // Международная жизнь. – 2006. - № 11. – 299 с. - С.100-108.
Шлямин В.А. Вызовы глобализации и проблемы партнерства // Банки и деловой мир. - 2008. - № 3. – 299 с. - С.29-31
Издания на иностранных языках
Grabber G., Stark D. Organizing Diversity: Evolutionary Theory, Network Analysis, and Post-socialism, in Grabber and Stark (eds.). Restructuring Networks in Post-socialism; Legacies, Linkages, and Localities (New York: Oxford University Press, 1997). 238 P. – Р.10-13.
Efimova E.G., Sutyrin S.F. The Transport Network Structure of the St.Petersburg Region and its impact on Russian-Finnish Economic Cooperation. Bank of Finland. Review of Economies in Transition, 4/96. Р.212-217.
European Society or European Societies: a View from Russia / Ed. by V.A. Mansurov. M: Maska, 2009. — 500 p. – Р.3-23.
Zakaria F. The Post-American World. N.Y.-London, 2008. – 312 р. – Р.4-17.
Kivikari U. A Grow Triangle as an Application of the Northern Dimension Policy in the Baltic Sea Region. RECEP Policy Papers. May, 2001. – 329 р. – Р.3-8.
Rosamund, B. Theories of European Integration, Basingstoke: Macmillan, 2000. – 329 р.
Shlyamin V. Russia in the Northern Dimension // Euregio Karelia. Oulu, 2004. 234 p. – Р.89-99.
Stark D., Bruszt L. Postsocialist Pathways: Transforming Politics and Property in East Central Europe (Cambridge. UK: Cambridge University Press, 1998). - 239 P. – Р.13-32.
Электронные ресурсы
Готрон Ж.-К. Отношения между Европейским Союзом и Россией: исторический и теоретический аспекты. URL: http://www.edc.spb.ru/ activities/conferences/40years/gotron.html (дата обращения 25.03.2010).
Дугин А.. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством, М.: АРКТОГЕЯ - центр, 2002, - 928 стр. URL: http://grachev62.narod.ru/dugin/content.htm (дата обращения 29.03.2010).
Интервью чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Х.Г. Хелениуса. URL: http://www.recep.ru/ru/interviews.php?subaction=showfull&id= 1112256298&ucat=10 (дата обращения 26.05.2010).
Интервью с Маркку Саари, руководителем отдела развития Центра развития бизнеса (Куовола) (Kouvolan Seudun Osaamiskeskus). URL: http://www.infofin.ru/?pid=140 (дата обращения 1.04.2010).
Леонард М. Не «Хельсинки-2», а «Хельсинки». URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ne-Hel-sinki-2-a-Hel-sinki (дата обращения 30.03.2010).
Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы. URL: http://www.jourclub.ru/5/420/3 (дата обращения 29.03.2010).
ООН в борьбе с терроризмом. URL: http://www.un.org/ russian/terrorism/index.shtml (дата обращения 29.03.2010).
Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/?p=novosti3&news=88 (дата обращения 29.03.2010).
Официальный сайт Центра Европейской интеграции. URL: http://aap.gov.md/ru/internationalcoop/europeintegr (дата обращения 29.03.2010).
Финляндия в Санкт-Петербурге – 200 лет // Сайт Комитета по внешним связям г. Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/?p= fotoarhiv856&news=393 (дата обращения 29.03.2010).
Худолей К. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы. URL: http://dic.omgpu.omsk.edu/index.php?c=bologna_3 (дата обращения 30.03.2010).
Челлини К. Проблема глобализации в международных отношениях // Вестник Европы. – 2002. - № 6. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/6/chelll.html(дата обращения 29.03.2010).
Приложение 1
Рис.1
Карта Евросоюза
Приложение 2
Таблица 4
"Северный поток" и позиция правительства Ленинградской области.
Мониторинг СМИ (19 декабря 2005 – 2 марта 2010)
Дата Автор, название Источник Страна Ключевые слова 19 декабря 2005 Досрочные выборы Tagesspiegel
(Газета) Германия Выгода Шрёдера 20 декабря
2005 Интервью с А. Меркель Frankfurter Allgemeine Zeitung (газета) Германия Проблемы, неполитическая сфера 5 июня 2007 Сутягин А.Н. Материалы Общественных слушаний по морскому участку проекта Nord Stream, расположенному в ИЭЗ РФ в Финском заливе Выборг (газета) Россия Информация, достоверность, экология 20 августа 2007 Гетманский К. Эстония против северо-европейского газопровода Деловой Петербург (газета) Россия Параметры, мощность газопровода 13 сентября 2007 Газпром заплатит за СЕГ Деловой Петербург Россия Компенсация ущерба, экология 20 сентября 2007 СЕГ пройдет через Финляндию Коммерсант (газета) Мюллер, участие, прокладка газопровода Сентябрь-октябрь 2007 Иваненко В. Роль энергоресурсов во внешней политике России Россия в глобальной политике. 2007 № 5 (журнал) Россия Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере, эпохальный проект, дорогой проект Сентябрь-октябрь 2007 Милов В.
Энергодиалог Россия – ЕС: заполнить вакуум Россия в глобальной политике.
2007. № 5 Россия Выгода, выигрыш, краткосрочные тактические потери,
монополистические привычки, 5 октября 2007 Рагузина Г. Nord Stream подпустил к себе российскую общественность Bellona (инф.бюллетень экол организации) Россия Мониторинг, обсуждение, общественность 24 декабря 2007 Nord Stream заявился в Стокгольм Деловой Петербург Россия Заявка, маршрут, экономическая зона 17 июня 2008 Рагузина Г. Европарламентарии поддерживают противников Nord Stream Bellona Россия Экологическая катастрофа. Независимая оценка, альтернативные наземные варианты, петиции протеста 3 июля 2008 Nord Stream подорожал из-за экологических исследований Деловой Петербург Россия Стоимость проекта, негативная оценка Январь 2009 Котловски А. Энергетическая стратегия России и транзитные газопроводы в Восточную Европу с польской точки зрения ЕС-Россия (журнал) Польша Перенос пуска газа, негативная оценка, политическая цена Апрель 2009 Эксперты обсуждают экологическую безопасность Nord Stream Oil and Gas. Eurasia. 2009. № 4 (журнал) Россия Экологическая безопасность, технические параметры Nord Stream Июнь 2009 Экологическая безопасность проекта «Северный поток» Oil and Gas. Eurasia. 2009. № 6 Россия Экологическая безопасность, технические параметры Nord Stream 2 июля 2009 Финляндия одобрила строительство «Северного потока» Коммерсант Россия Удовлетворительно, экологическое обоснование, Хельсинки, поставки газа Nord Stream 3 июля 2009 Интервью Сааса Reuters Великобритания Перенос сроков строительства газопровода Nord Stream 25 августа 2009 Интервью министра окружающей среды Финляндии Паула Лехтомяки Xelsingin Sanomat (газета) Финляндия Информация, разрешение, последствия Nord Stream 31 августа 2009 Премьер Финляндии: Nord Stream не опасен для Балтики Baltinfo Латвия Интриги вокруг проекта Nord Stream 15 января
2010 «Газпром» и правительство ленинградской области подписали договор о сотрудничестве на 2010 год Деловой Петербург Россия Оплата, взаимодействие, Nord Stream 11 февраля 2010 Гриб Н., Нетреба П., Миклашевская А.
Финляндия отделена от Nord Stream одним днем Коммерсант Россия Договор, сроки 28 февраля 2010 Интервью М. Михкельсона «Россия и Эстония» Постимеэс (газета) Эстония Остановят проект Nord Stream, негативная оценка 2010. Январь-февраль. ВикторДэвид, Линда Юэ. Новый энергетический порядок Россия в глобальной политике.2010. № 1 Россия Энергетическая система, неустойчивость, повышение цен 1 марта 2010 Франция присоединилась к Nord Stream Expatica (газета) Франция Меморандум о вхождении, Медведев, Саркози 2 марта 2010 Энергетический корабль Expatica (газета) Франция GDF SUEZ
Партнеры, доли в капитале 2 марта 2010 GDF SUEZ и Газпром подписали Северный поток Reuters Великобритания Nord Stream 2 марта 2010 Трехдневный визит Медведева во Францию Нью-Йорк таймс США Nord Stream,
9 % акций 2 марта 2010 Фуке Э., Пронина Л. Медведев во Франции стимулирует развитие бизнеса BusinessWeek Франция Проталкивает русский газ 2 марта 2010 «Северный поток» подписывает сделку Gulf Times Франция Русский газовый монополист
Приложение 3
Рис.2
Приложение 4
Таблица 1
Двусторонние торговые отношения в ЕС
№ Двусторонняя торговля Объем двусторонней торговли
2002-2003
(млн. USD) Доля в общем объеме
региональной торговли
(%) 1. Германия/Польша 30 862, 944 15,81 2. Германия/Швеция 21 745, 970 11,13 3. Германия/Дания 20 217, 569 10,35 4. Германия/РФ 17 774, 505 9,10 5. Дания/Швеция 12 360, 591 6,33 6. Норвегия/Германия 12 236, 588 6,26 7. Швеция/Норвегия 11 580, 774 5,93 8. Германия/Финляндия 11 255, 288 5,76 9. Швеция/Финляндия 8 620, 480 4,41 10. РФ/Финляндия 6 182, 237 3,17 152 836, 946 78,25
Приложение 5
Таблица 2
Количественные характеристики
национальных транспортных инфраструктур (2008 г.)
Страна Аэропорты Трубопровод Протяженность железных дорог (км) Протяженность автомобильных дорог (км) Протяженность водных путей (км) Порты и терминалы Всего В т.ч. с твердым покрытием ВПП Газопроводы (км) Нефтепроводы (нефтепродуктопроводы) (км) Общая Колея национального стандарта Электрифицировано Общая С твердым покрытием Высокоскоростные Дания 91 28 4 073 617 2644 2644 636 72 362 72 362 1 032 400 7 Швеция 250 152 798 0 11528 11528 7 527 425 300 139 300 1 740 2 052 9 Финляндия 148 76 694 0 5741 5741 2 619 78 821 50 854 700 7 842 9 Эстония 19 12 859 0 816 816 131 57 016 12 926 99 320 5 Латвия 42 21 948 82 (415) 2303 2270 257 69 675 69 675 0 300 2 Литва 87 30 1 695 228 (121) 1771 1749 +22 122 80 715 71 301 309 441 1
Приложение 6
Таблица 3
Характеристики проекта «Nordic Triangle»
Элемент проекта Тип и статус Протяженность
(км) График работ Финансирование со стороны ЕС (включая проектные работы на 31.12.2004 (млн. евро)) Инвести-ции на 31.12.2004 (млн. евро) Общие затраты на 31.12. 2004 (млн. евро) А/м и ж/д проекты в Швеции А/м и ж/д (модернизация) 1 550 (а/м)
1 450 (ж/д) 1996–2015
60.4
2 336
8 102
А/м дорога Хельсинки-Турку А/м (модернизация) 167
1995–2009
(2010)
3.7
249
618
Ж/д Керава-Лахти Ж/д (строительство) 78
2002–2006
0
222
331
А/м дорога Хельсинки-Валимаа А/м (модернизация) 181
1995–2015
6.8
168
700
Ж/д Хель-син-ки-Вайникка-ла Ж/д (модернизация) 470
1996–2015
(2014)
16.5
247
1 154
Всего 1 898 (а/м)
1 998 (ж/д) 214 3 222
10 905
См.: Брутенц К. После однополярного мира // Свободная мысль. – 2009. - № 6. – С.75 – 88; Багаева А.В., Фоминых Ф.И. Расширение ЕС и проблемы европейского интеграционного процесса // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2008. - № 3. – С.66-67; Хабермас Ю. Расколотый Запад. – Пер.с нем. М., 2008. – С.7-8; Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – Пер. с англ. М., 2004; Zakaria F. The Post-American World. N.Y.-London, 2008. – P.1-2 и др.
Жан-Клод Готрон. Отношения между Европейским Союзом и Россией: исторический и теоретический аспекты. URL: http://www.edc.spb.ru/activities/conferences/40years/gotron.html (дата обращения 25.03.2010).
См.: Рукавицын П.М. Становление и развитие немецкой школы классической геополитики. Монография. – М.: ВУ, 2008. – 209 с.
См.: Леонард М. Не «Хельсинки-2», а «Хельсинки». URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka (дата обращения 30.03.2010).
Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. сентябрь – октябрь. – С.112.
Shlyamin V. Russia in the Northern Dimension // Euregio Karelia. Oulu, 2004. – 234 p. – Р.89-99.
См.: Брутенц К. После однополярного мира // Свободная мысль. – 2009. - № 6. – 224 с. - С.75.
См.: Дериглазова Л. «Усомнившийся либерализм» в конфликтной теории // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. - 2006. - Т.4. - № 2. - Май-август. - С.24-31.
См.: Дугин А.. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством, М.: АРКТОГЕЯ - центр, 2002, - 928 стр. URL: http://grachev62.narod.ru/dugin/content.htm (дата обращения 29.03.2010).
Хабермас Ю. Расколотый Запад. – Пер.с нем. М., 2008. – С.7-8.
См.: Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – Пер. с англ. М., 2004; Zakaria F. The Post-American World. N.Y.-London, 2008. – P.1-2.
Рукавицын П.М. Становление и развитие немецкой школы классической геополитики. Монография. – М.: ВУ, 2008. – 209 с.
См.: Багаева А.В., Фоминых Ф.И. Расширение ЕС и проблемы европейского интеграционного процесса // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2008. - № 3. – С.66-67.
Жан-Клод Готрон. Отношения между Европейским Союзом и Россией: исторический и теоретический аспекты. URL: http://www.edc.spb.ru/ activities/conferences/40years/gotron.html (дата обращения 25.03.2010).
Проблемы торговых отношений России и Европейского Союза (на примере Калининградской области): Монография. Городилов А.А., Дударев М.М., Дударев М.С., Куликов А.В. - Калининград: Янтарный сказ, 2008. - 288 с.
Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы. URL: http://www.jourclub.ru/5/420/3 (дата обращения 29.03.2010).
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 1994 // Дипломатический вестник. – 1994. - № 15-16. – 299 с. – С.112-114.
Европейская хартия местного самоуправления, 1985 // Дипломатический вестник. – 1998. - № 10. Октябрь. – С.15-23.
Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, М. 1999. - С. 432 – 434.
Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы. URL: http://www.jourclub.ru/5/420/3 (дата обращения 29.03.2010).
Худолей К. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы. URL: http://dic.omgpu.omsk.edu/index.php?c=bologna_3 (дата обращения 30.03.2010).
Там же.
Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. сентябрь – октябрь. – С.112.
См.: Маруев А., Савельев А. Геополитический статус новой России // Свободная мысль. – 2009. - № 12. – С.5-9.
См.: Иншакова А.О. Унификации корпоративного регулирования в Европейском союзе и СНГ. Автореф… дис.докт.юр.наук. – М., 2008. – С.23.
См.: Иншакова А.О. Унификации корпоративного регулирования в Европейском союзе и СНГ. Автореф… дис.докт.юр.наук. – М., 2008. – С.24.
Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. Сентябрь – октябрь. – С.112.
См.: Анисимов Е. По праву завоевания. Двести лет назад Российская империя приросла Финляндией. С чего вдруг? // Forbes. – 2009. – декабрь. – С.200-204.
См.: Война перестраховки // Свободная мысль. – 2009. - № 11. –С.143.
См.: Донской Н. Советский Союз и Финляндия // Свободная мысль. – 2009. - № 11. – С.163.
См.: История внешней политики СССР: В 2 т. – Т.1. М.: Наука, 1986. – С.41.
Там же. – С.43.
См.: Там же. – С.392.
Кеконен У.К. Финляндия и Советский Союз: Речи, статьи и интервью, 1952-1975: Пер. с финск. – М., 1975. – С.214.
См.: История внешней политики СССР: В 2 т. – Т.1. М.: Наука, 1986. – С.418.
Там же. – С.481.
Интервью чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Х.Г. Хелениуса. URL: http://www.recep.ru/ru/interviews.php?subaction=showfull&id=1112256298&ucat=10 (дата обращения 26.05.2010).
Там же.
Интервью чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Х.Г. Хелениуса. URL: http://www.recep.ru/ru/interviews.php?subaction=showfull&id=1112256298&ucat=10 (дата обращения 26.05.2010).
Efimova E.G., Sutyrin S.F. The Transport Network Structure of the St.Petersburg Region and its impact on Russian-Finnish Economic Cooperation. Bank of Finland. Review of Economies in Transition, 4/96. – Р.212.
Ефимова Е.Г. Евразийские транспортные коридоры и их значение для России и стран Европейского Союза/ Проблемы современной экономики. - 2002. - № - 2. – С.45.
Shlyamin V. Russia in the Northern Dimension // Euregio Karelia. Oulu, 2004. – Р.23.
Интервью с Маркку Саари, руководителем отдела развития Центра развития бизнеса (Куовола) (Kouvolan Seudun Osaamiskeskus). URL: http://www.infofin.ru/?pid=140 (дата обращения 1.04.2010).
См.: Шлямин В.А. Наш сосед Финляндия // Международная жизнь. - № 11. - 2006. - С.100-108; Шлямин В.А. Трансграничное предпринимательство малых и средних фирм – важнейшее направление развития российско-финляндских экономических отношений // Притяжение российского рынка/Под ред.Л.Хонка. Ювяскюля. 2007. С.14-17; Шлямин В.А. Вызовы глобализации и проблемы партнерства//Банки и деловой мир. - 2008. - № 3. С.29-31.
Шлямин В.А. Формирование внешнеэкономической стратегии России по отношению к странам Северной Европы (на примере российско-финляндских экономических отношений). – Автореф. …дис.докт.эк.наук. – СПб., 2008. – С.34.
См.: Шлямин В.А. Формирование внешнеэкономической стратегии России по отношению к странам Северной Европы (на примере российско-финляндских экономических отношений). – Автореф. …дис.докт.эк.наук. – СПб., 2008. – С.29.
Шлямин В. Трансграничное предпринимательство малого и средних фирм – важнейшее направление развития российско-финляндских экономических отношений // Lauri Ноnka, Маrkо Неikkinen, Pira Kokkonen Притяжение российского рынка/Под ред.Л.Хонка. Ювяскюля. 2007. С.14-17.
Там же.
Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs. spb.ru/?p=soglasheniya675 (дата обращения 29.03.2010).
Санкт-Петербург посетила президент Финляндии Тарья Халонен // Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. http://www.kvs.spb.ru/?p=fotoarhiv856&news=920 (дата обращения 29.03.2010).
Там же.
Grabber G., Stark D. Organizing Diversity: Evolutionary Theory, Network Analysis, and Post-socialism, in Grabber and Stark (eds.). Restructuring Networks in Post-socialism; Legacies, Linkages, and Localities (New York: Oxford University Press, 1997). – 232 Р. - P.10.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии. URL: http://www.infofin.ru/?pid=123(дата обращения 29.03.2010).
Общая характеристика экономики Финляндии. URL: http://www.infofin.ru/?pid=66 (дата обращения 29.03.2010).
Шабанова М.А. Новое поколение российского бизнес-ссообщества: особенности профессионализации и адаптации // Социс. – 2006. - № 12. – С.37.
Stark D., Bruszt L. Postsocialist Pathways: Transforming Politics and Property in East Central Europe (Cambridge. UK: Cambridge University Press, 1998). P. 195–196.
Совместное собрание // Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/?p=novosti3&news=88 (дата обращения 29.03.2010).
Россия в глобальной политике. - 2007. - № 5. – С.109. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2007/6/mo22.html (дата обращения 29.03.2010).
См.: Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. – С.112.
Милов В. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. – С.45.
URL: http://www.nord-stream.com/ru (дата обращения 2.04.2010).
Ходов Л.Г. Проблемы и перспективы экспорта российского газа в Германию. Доклады Института Европы РАН №156. М. Издательство ОГНИ ТД. 2005. - С.33.
Премьер Финляндии: Nord Stream не опасен для Балтики // Baltinfo. – 2009. – 31 августа.
Там же.
См.: Ходов Л.Г. Проблемы и перспективы экспорта российского газа в Германию. Доклады Института Европы РАН №156. - М.: Издательство ОГНИ ТД. 2005. - С.33.
См.: Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительством Российской Федерации «О сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области» от 20.01.1992. URL: http://law7.ru/base28/part0/d28ru0122.htm (дата обращения 12.05.2010).
См.: Report Committee on the Environment, Regional Planning and Local Authorities / Council of Europe’s role in regional planning 19.04.2000. – Р.12.
Шлямин В.А. Перспективы инвестиционного сотрудничества России и Финляндии в лесном секторе экономики // Вестник СПб ГУ. Сер.5. 2006. - Вып.1. - С.74-79
В Дании, Швеции национальный стандарт железнодорожной колеи - 1.435 м, Финляндии, Эстонии, Латвии - 1,520 м.
В Литве 1,749 км железных дорог имеют колею 1,524 м, Литва 22 км - 1, 435 м.
Финансирование ЕС включает 126.6 млн. евро, которые были размещены в Швеции и Финляндии в целом и не связаны непосредственно с конкретным элементом оси
62
Документы
1.Конституция Российской Федерации 1993 года. – М., 2009. – 34 с.
2.Европейская хартия местного самоуправления, 1985 // Дипломатический вест-ник. – 1998. - № 10, октябрь. – 199 с.- С.13-19.
3.Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территори-альных сообществ и властей, 1980 // Конвенции Совета Европы и Российская Федера-ция. Сборник документов. – М.: Юридич. лит-ра., 2000. – 543 c. - С. 298-299.
4.Федеральный закон Российской Федерации «О государственной границе Рос-сийской Федерации», 1993 // Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ № 17, 29.04.93, ст. 594.
5.Федеральный закон Российской Федерации «О международных договорах Рос-сийской Федерации», 1995 // Российская газета. – 1995. – 21 июля.
6.Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 1995 // Собрание законодатель-ства Российской Федерации. № 35, 28.08.95. – С.123-129.
7.Федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», 1999 // Российская газета. – 1999. – 16 января.
8.Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэко-номических связей субъектов Российской Федерации.- М. 1999. – 432 с. – С.322-341.
9.Соглашение между Правительством Финляндской Республики и Правительст-вом Российской Федерации «О сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области» от 20.01.1992. URL: http://law7.ru/base28/part0/d28ru0122.htm (дата обращения 12.05.2010).
10.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их госу-дарствами-членами, с другой стороны, 1994 // Дипломатический вестник. – 1994. - № 15-16. – 299 с. – С.112-114.
11.Постановление губернатора Ленинградской области от 13.08.1999 «О погра-ничной зоне и пограничном режиме на территории Ленинградской области» // Вест-ник Правительства Ленинградской области. – 1999. - № 10.- 15 октября. – С.4-5.
12.Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. – 2000. - 2 февраля. – С.5-8.
13.Концепция национальной безопасности Российской Федерации, 2000 // Сбор-ник законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 52. ст. 5909. – С.121-129.
14.Концепция развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации. – М., 2001. – 232 с. – С.78-81.
15.Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы), 2000 // Дипломатический вестник. – 1999. – № 11. – 119 с. - С.15-23.
Литература на русском языке
16.Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юс-тиции / Науч. ред. Б.В. Волженкин. – СПб: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 1998. – 199 с. – С.3-178.
17.Иншакова А.О. Унификации корпоративного регулирования в Европейском союзе и СНГ. Автореф… дис.докт.юр.наук. – М., 2008. – 45 с. – С.23, 24.
18.История внешней политики СССР: в 2 т. – Т.2. – М.: Наука, 1986. – 567 с. – С.41-45, 392-393, 418, 481.
19.Кара-Мурза С. Г. Концепция "золотого миллиарда" и Новый мировой порядок. - М., 2003. – 388 с. – С.34-39.
20.Кеконен У.К. Финляндия и Советский Союз: Речи, статьи и интервью, 1952-1975: Пер. с финск. – М., 1975. – 414 с. – С.200-215.
21.Короткова М.В., Мамонтов А.Г. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Лекция. М.: Московская академия МВД России, 2002. – 21 с. – С.3-20.
22.Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352 с. – С.3-189.
23.Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное посо-бие / Под ред. Цыганкова П. А.- М.: Альфа-М, 2004.-288 с. – С.3-188.
24.Право Европейского Союза: Правовое регулирование торгового оборота. Под редакцией В.В. Безбаха, А.Я. Капустина и В.К. Пучинского. - М. Зерцало. 1999. – 388 с. – С.3-377.
25.Проблемы торговых отношений России и Европейского Союза (на примере Ка-лининградской области): Монография. Городилов А.А., Дударев М.М., Дударев М.С., Куликов А.В. - Калининград: Янтарный сказ, 2008. - 288 с. – С.3-277.
26.Рукавицын П.М. Становление и развитие немецкой школы классической гео-политики. Монография. – М.: ВУ, 2008. – 209 с. – С.5-112.
27.Современные международные отношения. Под редакцией Торкунова А.В. - М.: МГИМО-РОСПЭН, 2000. – 388 с. – С.5-142.
28.Тодд Э. После империи. Pax Americana – начало конца. – Пер. с англ. М., 2004. – 342 с. – С.3-119.
29.Топорнин Б.Н. Европейское право. - М. Юристъ. 1999. – 366 с. – С.3- 128.
30.Хабермас Ю. Расколотый Запад. – Пер. с нем. М., 2008. – С.7-9.
31.Хантингтон Э. Столкновение цивилизаций. – Пер. с англ. М., 2003. – 435 с. – С.4-19.
32.Хижный Э.К. Социально-экономические аспекты расширения ЕС-25 на Восток // Европа и становление нового миропорядка. – М., 2006. – 244 с. - С.164-199.
33.Ходов Л.Г. Проблемы и перспективы экспорта российского газа в Германию. Доклады Института Европы РАН №156. - М. Издательство ОГНИ ТД. 2005. – 43 с. – С.4, 8.
34.Шлямин В.А. Российско-финляндское экономическое сотрудничество. Новые предпосылки развития // Экономика Северо-Запада: Проблемы и перспективы разви-тия. - 2004. - № 1. – 119 с. - С.91-95.
35.Шлямин В. Трансграничное предпринимательство малого и средних фирм – важнейшее направление развития российско-финляндских экономических отношений // Lauri Ноnka, Маrkо Неikkinen, Pira Kokkonen Притяжение российского рынка/Под ред.Л.Хонка. Ювяскюля. 2007. – 343 с. - С.14-17.
36.Шлямин В.А. Формирование внешнеэкономической стратегии России по от-ношению к странам Северной Европы (на примере российско-финляндских экономи-ческих отношений). – Автореф. …дис.докт.эк.наук. – СПб., 2008. – 59 с. – С.4-6.
Периодические издания
37.Анисимов Е. По праву завоевания. Двести лет назад Российская империя при-росла Финляндией. С чего вдруг? // Forbes. – 2009. – декабрь. – 322 с. - С.200-204.
38.Балацкий Е.В. Наука, кризис и война // Свободная мысль. – 2009. - № 3. – 244 с. - С.87 -98.
39.Багаева А.В., Фоминых Ф.И. Расширение ЕС и проблемы европейского инте-грационного процесса // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2008. - № 3. – 101 с. - С.66-77.
40.Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Между-народная жизнь.- 2004. - № 4-5. – 322 с. – С.45-53.
41.Брутенц К. После однополярного мира // Свободная мысль. – 2009. - № 6. – 244с. - С.75-86.
42.Война перестраховки // Свободная мысль. – 2009. - № 11. – 244 с. - С.143 - 156.
43.Гутник В. Изменения хозяйственного порядка и поиски эффективной экономи-ческой политики // МЭиМО. - 2003. - № 2. – 288 с. - С.34-41.
44. Давыдов Ю. Двадцатый член НАТО? // Вестник Европы. - 2002. - № 5. – 278 с. С.112 - 120.
45.Дериглазова Л. «Усомнившийся либерализм» в конфликтной теории // Между-народные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой полити-ки. - 2006. - Т.4. - № 2. - Май-август. – 202 с. - С.24-31.
46.Долгов К.М. Философия мировой политики: мир или война, политический авантюризм или конституализация международного права // Вопросы философии. – 2009. - № 11. – 256 с. - С. 39-52.
47.Донской Н. Советский Союз и Финляндия // Свободная мысль. – 2009. - № 11. – 244 с. - С.163 - 178.
48.Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - 244 с. - С.72-82.
49.Кива А. Какие реформаторы – такие и реформы // Свободная мысль. -2007. - № 2. – 244 с. - С.67-74.
50.Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отноше-ниях // Социс. – 2008. - № 1. – 264 с. - С.31-40.
51.Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь.-2006.- № 1-2. – 302 с. – С.112-120.
52.Маруев А., Савельев А. Геополитический статус новой России // Свободная мысль. – 2009. - № 12. – С.5-9.
53.Милов В. Сотрудничество России и ЕС в энергетической сфере // Россия в гло-бальной политике. – 2007. - № 5. – 259 с. - С.45-48.
54.Премьер Финляндии: Nord Stream не опасен для Балтики // Baltinfo. – 2009. – 31 августа.
55.Рукавицын П.М. Концепция объединения Европы немецкой школы классиче-ской геополитики // Обозреватель. – 2009. – № 1. – 221 с. - С. 103-111.
56.Сушенцов А. Война как правовая процедура / Рецензия на кн.: Дэвид Кеннеди. О войне и законе. Принстон: Принстон юниверсити пресс, 2006. 206 с. // Междуна-родные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. - 2007. - Т.5. - № 1. Январь-апрель. – 299 с. - С.167 - 177.
57.Хауккала Х. Завтра уже наступило // Россия в глобальной политике. – 2007. - № 5. – Сентябрь-октябрь. – 299 с. - С.112-119.
58.Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Междуна-родная жизнь.- 2002.- № 2. – 215 с. - С.45 - 56.
59.Хорошавин А.А. Методика борьбы с неопределенностью. Анализ и оценка эф-фективности корпоративных предпринимательских структур // Российское предпри-нимательство. – 2008. - № 10. – Вып.2. – 232 с. - С.101-103.
60.Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному разви-тию? // Эко. – 2009. - № 1. – 199 с. - С.83-94.
61.Шлямин В.А. Россия и Финляндия: новое качество партнерства // Экономика, политика, инвестиции. - 2004. - № 3. – 267 с. - С.12-14.
62.Шлямин В.А. Наш сосед Финляндия // Международная жизнь. – 2006. - № 11. – 299 с. - С.100-108.
63.Шлямин В.А. Вызовы глобализации и проблемы партнерства // Банки и дело-вой мир. - 2008. - № 3. – 299 с. - С.29-31
Издания на иностранных языках
64.Grabber G., Stark D. Organizing Diversity: Evolutionary Theory, Network Analysis, and Post-socialism, in Grabber and Stark (eds.). Restructuring Networks in Post-socialism; Legacies, Linkages, and Localities (New York: Oxford University Press, 1997). 238 P. – Р.10-13.
65.Efimova E.G., Sutyrin S.F. The Transport Network Structure of the St.Petersburg Region and its impact on Russian-Finnish Economic Cooperation. Bank of Finland. Review of Economies in Transition, 4/96. Р.212-217.
66.European Society or European Societies: a View from Russia / Ed. by V.A. Mansu-rov. M: Maska, 2009. — 500 p. – Р.3-23.
67.Zakaria F. The Post-American World. N.Y.-London, 2008. – 312 р. – Р.4-17.
68.Kivikari U. A Grow Triangle as an Application of the Northern Dimension Policy in the Baltic Sea Region. RECEP Policy Papers. May, 2001. – 329 р. – Р.3-8.
69.Rosamund, B. Theories of European Integration, Basingstoke: Macmillan, 2000. – 329 р.
70.Shlyamin V. Russia in the Northern Dimension // Euregio Karelia. Oulu, 2004. 234 p. – Р.89-99.
71.Stark D., Bruszt L. Postsocialist Pathways: Transforming Politics and Property in East Central Europe (Cambridge. UK: Cambridge University Press, 1998). - 239 P. – Р.13-32.
Электронные ресурсы
72.Готрон Ж.-К. Отношения между Европейским Союзом и Россией: исторический и теоретический аспекты. URL: http://www.edc.spb.ru/ activities/conferences/40years/gotron.html (дата обращения 25.03.2010).
73.Дугин А.. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить про-странством, М.: АРКТОГЕЯ - центр, 2002, - 928 стр. URL: http://grachev62.narod.ru/dugin/content.htm (дата обращения 29.03.2010).
74.Интервью чрезвычайного и полномочного посла Финляндии в РФ Х.Г. Хелениуса. URL: http://www.recep.ru/ru/interviews.php?subaction=showfull&id= 1112256298&ucat=10 (дата обращения 26.05.2010).
75.Интервью с Маркку Саари, руководителем отдела развития Центра развития бизнеса (Куовола) (Kouvolan Seudun Osaamiskeskus). URL: http://www.infofin.ru/?pid=140 (дата обра-щения 1.04.2010).
76.Леонард М. Не «Хельсинки-2», а «Хельсинки». URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Ne-Hel-sinki-2-a-Hel-sinki (дата обращения 30.03.2010).
77.Некоторые аспекты правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России и странах Европы. URL: http://www.jourclub.ru/5/420/3 (дата обращения 29.03.2010).
78.ООН в борьбе с терроризмом. URL: http://www.un.org/ russian/terrorism/index.shtml (дата обращения 29.03.2010).
79.Официальный сайт Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/?p=novosti3&news=88 (дата обращения 29.03.2010).
80.Официальный сайт Центра Европейской интеграции. URL: http://aap.gov.md/ru/internationalcoop/europeintegr (дата обращения 29.03.2010).
81.Финляндия в Санкт-Петербурге – 200 лет // Сайт Комитета по внешним связям г. Санкт-Петербурга. URL: http://www.kvs.spb.ru/?p= fotoarhiv856&news=393 (дата обращения 29.03.2010).
82.Худолей К. Отношения России и Европейского союза: новые возможности, новые проблемы. URL: http://dic.omgpu.omsk.edu/index.php?c=bologna_3 (дата обращения 30.03.2010).
83.Челлини К. Проблема глобализации в международных отношениях // Вестник Евро-пы. – 2002. - № 6. URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2002/6/chelll.html(дата обращения 29.03.2010).
Вопрос-ответ:
Какие правовые основы существуют в международных отношениях в контексте европейской интеграции?
В международных отношениях в контексте европейской интеграции существует несколько правовых основ, которые регулируют отношения между государствами. Одной из таких основ является Договор о функционировании Европейского союза (ДФЕС), который устанавливает правовую основу ЕС и определяет его цели и принципы. Также важным является Договор о Европейском союзе (ДЕУ), который содержит общие положения о ЕС и его институциях. Кроме того, существуют и другие международные соглашения, которые регулируют конкретные аспекты европейской интеграции, такие как соглашения о таможенном союзе, свободной торговле и т.д.
Какие теоретические основы лежат в основе европейской интеграции?
Европейская интеграция основывается на нескольких теоретических основах. Одной из них является функционализм, который предполагает постепенное углубление интеграции через сотрудничество в специфических функциональных областях, таких как экономика и право. Другой важной теорией является наднационализм, который предполагает передачу суверенитета на европейские институты и создание общих правил и институций для всех государств-членов. Также значима теория межгосударственной интеграции, которая подчеркивает роль государств-членов и их суверенитета в процессе интеграции.
Как развивались отношения России и Финляндии во второй половине XX века?
Отношения России и Финляндии во второй половине XX века прошли через несколько этапов. В период с 1945 по 1995 годы Финляндия сохраняла свое нейтральное положение и стремилась к урегулированию своих отношений с СССР. В то время Россия и Финляндия подписали ряд соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, которые устанавливали основы двусторонних отношений. В 1995 году Финляндия стала членом Европейского союза, что повлияло на ее отношения с Россией.
Какое значение имеют российско-финляндские отношения в контексте европейской интеграции?
Российско-финляндские отношения играют важную роль в контексте европейской интеграции, поскольку Финляндия, как член Европейского союза, имеет непосредственный опыт сотрудничества и диалога с Россией. Это позволяет строить более продуктивные отношения и способствует развитию сотрудничества между Россией и ЕС.
Какие теоретико-правовые основы международных отношений важны для европейской интеграции?
Для европейской интеграции важны такие теоретико-правовые основы международных отношений, как принципы суверенитета государств, право самоопределения народов, международное право и дипломатия. Они обеспечивают основу для взаимодействия и сотрудничества между государствами и региональными объединениями, такими как Европейский союз.
Какие правовые нормы регулируют отношения между Россией и Финляндией в контексте европейской интеграции?
Отношения между Россией и Финляндией в контексте европейской интеграции регулируются как двусторонними соглашениями и договорами, так и нормами международного права и права Европейского союза. Важным документом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, которое определяет основы взаимоотношений между сторонами.
Как развивались отношения России и Финляндии во второй половине XX века?
Во второй половине XX века отношения России и Финляндии были сложными и напряженными. В период с 1945 по 1995 годы существовала соседская дружба и сотрудничество, но также были и периоды напряженности, связанные с геополитическими и экономическими интересами обеих стран.
Какие теоретические основы лежат в основе европейской интеграции?
Европейская интеграция основана на нескольких теоретических основах. Одной из них является функционализм, который заключается в том, что государства объединяются для достижения конкретных практических целей, таких как экономическое сотрудничество или безопасность. Еще одной теоретической основой является неофункционализм, который уделяет большое внимание развитию неправительственных структур, таких как органы Европейского Союза. Также важной теоретической основой является супранационализм, который описывает процесс передачи суверенитета от государств-членов к наднациональным институтам.
Каково правовое регулирование отношений между Россией и Финляндией в контексте европейской интеграции?
Отношения между Россией и Финляндией в контексте европейской интеграции регулируются рядом международных договоров и соглашений. Одним из таких договоров является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией. В рамках этого соглашения устанавливаются принципы сотрудничества между Россией и Финляндией в таких сферах, как политика, экономика, безопасность и культура. Также существует ряд двусторонних договоров между Россией и Финляндией, регулирующих конкретные аспекты их отношений.
Какие были взаимоотношения России и Финляндии во второй половине XX века?
Во второй половине XX века взаимоотношения России и Финляндии были сложными. В период с 1945 по 1995 годы Финляндия находилась в состоянии нейтралитета, при этом поддерживая определенные отношения с СССР, в частности, в торговле и экономическом сотрудничестве. Однако политические отношения между Россией (тогда СССР) и Финляндией оставались напряженными из-за определенных исторических причин. В конце XX века ситуация начала меняться, и Россия активно поддерживала Финляндию в ее стремлении к членству в Европейском Союзе.
Каковы теоретические основы европейской интеграции?
Теоретическими основами европейской интеграции являются такие концепции, как функциональная и специфическая интеграции, которые предполагают развитие экономических, политических и социальных связей между государствами с целью создания общего пространства и содействия сотрудничеству и развитию.