Участие мед.сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах при остром панкреатите
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Понятие, этиология, патогенез, клиническая картина острого панкреатита, его классификация 5
1.2. Методы диагностики, лечения, профилактики острого панкреатита 9
1.3. Сестринский уход за пациентом с острым панкреатитом 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 14
2.1. Анализ статистических данных 14
2.2. Характеристика деятельности медицинской сестры при уходе за пациентом с острым панкреатитом 14
2.3. Результаты анкетирования пациентов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 33
Блюда готовятся на пару, протертыми и не протертыми. Температура пищи от 15 до 60-65°С. Рекомендуется потребление 1,5-2 литров жидкости, прием пищи 5-6 раз в день. Количество белков – 85-90 г(растительных белков – 40-45 г), жиров – 70-80 г (растительных жиров – 25-30 г), углеводов – 300-350 г (моносахара – 50-60 г), калорийность – 2170-2480 ККал.Разрешены супы слизистые из круп на воде, овощные супы-пюре с добавлением протертого мяса, мясо и рыба нежирных сортов в виде паровых котлет, кнелей, фрикаделек, суфле, паровой белковый омлет, свежий кальцинированный творог. В качестве гарниров предлагаются протертые каши (гречневая, овсяная, рисовая), картофельное, морковное, тыквенное, кабачковое пюре. Сливочное масло добавляется в готовые блюда. Допустимы протертые, печеные яблоки некислых сортов, компоты из фруктов, кисели, желе, муссы. Хлеб рекомендуется белый, вчерашний, допустимо сухое печенье. Запрещены сырые овощи, фрукты, горох, фасоль и прочие продукты, вызывающие вздутие кишечника. Нельзя употреблять блюда, вызывающие усиление желудочной и панкреатической секреции (мясные, рыбные, грибные, овощные отвары, бульоны, кофе, какао, кислые фруктовые и овощные соки, спиртные, газированные напитки, квас.Вам все понятно? Есть вопросы?» При выписке пациентки из стационара медицинская сестра проведет беседы с пациентом на темы:причины, механизмы развития, диагностика, лечение, возможные осложнения острого панкреатита, профилактика острого панкреатита;правила питания при остром панкреатите;правила приема медикаментов при остром панкреатите.Медицинская сестра обучит пациента таким навыкам как:составление рациона питания при остром панкреатите;ведение дневника самоконтроля при остром панкреатите.В результате реализации сестринского вмешательства интенсивность проблем пациенты снизилась до целевого уровня, что говорит об эффективности сестринской деятельности в отношении данного пациента.2.3. Результаты анкетирования пациентовМы провели анкетирование пациентов с острым панкреатитом.Как следует из рисунка 1, респонденты были распределены по полу относительно равномерно – 20 женщин (51,3%) и 19 мужчин (48,7%).Рисунок 1 – Распределение респондентов по полу Большая часть респондентов имели возраст 51 год и старше лет (13 человек, 33,3%), 41-50 лет (11 человек, 28,2%), 31-40 лет (8 человек, 20,5%). Меньшая доля пришлась на респондентов 31-30 лет (4 человека, 10,3%), 20 лет и младше (3 человека, 7,7%) (рисунок 2). Рисунок 2 – Распределение респондентов по возрастуПри опросе выяснилось, что большая доля опрошенных имеет вредные привычки. Так, курят 11 человек из 39 (28,2%), курили ранее – 3 человека из 39 (7,7%). Только 25 человек из 39 не курят и никогда не курили (64,1%) (рисунок 3).Рисунок 3 – Отношение респондентов к курению Алкоголь на момент опроса употребляли 16 человек (41,0%), употребляли ранее, но бросили – 4 человека (10,3%), никогда не пробовали алкоголь 19 человек (48,7%) (рисунок 4).Рисунок 4 – Отношение респондентов к алкоголюБольшое значение в лечении и профилактике острого панкреатита имеет питание. Так, регулярное питание свойственно только 4 респондентам из 39 (10,3%), еще 3 человека питаются 2-3 раза в день (7,7%). Большая часть респондентов питается нерегулярно (32 человека, 82,1%) (рисунок 5).Рисунок 5– Характер питания респондентовСтруктура пищевого рациона также оставляет много вопросов. Так, ежедневно маринованные продукты употребляет в пищу 10,3% респондентов, соления – 12,8% респондентов, острое – 15,4% респондентов, жирное – 17,9% респондентов, копченое – 20,5% респондентов, жареное – 12,8% респондентов, газированные напитки – 35,9% респондентов, кофе – 48,7% респондентов (рисунок 6).Рисунок 6 – Структура пищевого рациона респондентов Иными словами, респонденты не соблюдают нормы и правила профилактики панкреатита, вероятность развития данного заболевания у них высок. При этом информацию от медицинской сестры о профилактике панкреатита была получена 33 респондентами из 39 (84,6%), не получена – 6 респондентами из 39 (15,4%) (рисунок 7).Рисунок 7 – Распределение респондентов по охвату профилактической работойК сожалению, лишь 6 человек полностью поняли полученные рекомендации (15,4%). Большая часть респондентов поняли эти рекомендации частично (16 человек, 41,0%). Свыше четверти респондентов рекомендации не поняли (11 человек, 28,2%) (рисунок 9).Рисунок 8 – Распределение респондентов по пониманию полученных рекомендацийБольшая часть респондентов полученные рекомендации не соблюдают. Это 17 человек из 39 (43,6%). Еще 11 человек соблюдают их частично (28,2%) Лишь 5 человек из 39 соблюдают полученные рекомендации (15,4%) (рисунок 9).Рисунок 9 – Распределение респондентов по соблюдению полученных рекомендацийИными словами, большая часть респондентов не соблюдают получаемые рекомендации, чем повышают риск развития панкреатита.Большая часть опрошенных оценили работу медицинской сестры на отлично (17 человек, 43,6%) и хорошо (11 человек, 28,2%). Удовлетворительной такую работу считают 5 человек (12,8%), плохой – 3 человека (7,7%), неудовлетворительной – 3 человека (7,7%) (рисунок 10).Рисунок 10 – Распределение респондентов по оценке работы медицинской сестры по профилактике панкреатитаТаким образом, можно говорить о том, что, несмотря на работу медицинской сестры, респонденты имеют очень низкую приверженность к соблюдению профилактических мер.ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИТаким образом, острый панкреатит может возникать как ответ на токсическое действие алкоголя, патологии билиарной системы, травмы и др. факторы. Патогенез острого панкреатита сложен, в нем выделяется несколько факторов агрессии. Есть несколько форм острого панкреатита. Пациент с острымпанкретиатом испытывает большой объем проблем. Большая часть из них касается периода обострения заболевания.Клиника острого панкреатита отличается вариативностью, применяется большое число методов диагностики. Лечение может быть как консервативным, так и хирургическим, проводится в стационарных условиях, зависит от степени тяжести заболевания. Профилактика включает в себя модификацию образа жизни, медикаментозное, санаторно-курортное лечение, регулярную диспансеризацию.Знания, получаемые медицинской сестрой по конкретным видам патологий, в частности, при остром панкреатите, в полной мере необходимы при организации хода за пациентами. Анализ нозологической структуры в отделении показал, что панкреатит занимает одно из первых мест в структуре пациентов.Анализируя деятельность медицинской сестры, мы заключили, что в результате реализации сестринского вмешательства интенсивность проблем пациенты снизилась до целевого уровня, что говорит об эффективности сестринской деятельности в отношении данного пациента.Анализ анкетирования показывает, что далеко не все пациенты соблюдают рекомендации медицинской сестры. Можно предложить следующие рекомендации:Медицинской сестре следует ориентироваться в этиологии, патогенезе, клинике, методах диагностики, лечения, профилактики обострений и осложнений при остром панкреатите.Медицинская сестра в процессе ухода за пациентами с острым панкреатитом должна ориентироваться на проблемы пациента, принимать меры по их решению.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВОстрый панкреатит. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/326_2, свободный – (04.06.2024).Нью Д. Гастроэнтерология и питание / Д. Нью; под ред. Р. Полина; пер. с англ.: под ред. Ю.Г. Мухиной. – М: Логосфера, 2014. – 512 с.Гастроэнтерология. Болезни детей / под общ.ред. Л.Б. Лазебника, П.Л. Щербакова. – М.: МК, 2021. – 360 с.Гастроэнтерология. Фармакология без ошибок. Руководство для врачей / под ред. В.Т. Ивашкина. – М.: Е-ното, 2022. – 416 с.ойтбрегшРойтбергГ.Ф. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учебное пособие для высшего профессионального образования / Г.Ф. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2023. – 569 с.Внутренние болезни: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования. В 2 т. Т. 2 / М.В. Малишевский, С.М. Пантелеев, С.Л. Галян, Е.В. Жданов; под ред. проф. М.В. Малишевского. – 5-е изд., перераб. и доп. – 732 с.Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования/ С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова и др.; под ред. С.И. Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 508 с.Организация специализированного сестринского ухода: практикум: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего специального образования / Н.В. Широкова, Н.Ю. Корягина, В.Р. Овсянникова; под ред. И.В. Островской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 543 с.СединкинаР.Г. Сестринская помощь при патологии органов пищеварения: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова, Л.Ю. Игнатюк. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 767 с.ЛычевР.Г. Сестринская помощь при патологии органов пищеварения: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / Р.Г. Лычев, В.К. Карманов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 538 с.Лаптева Е.С. Основные концепции сестринского ухода: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.С. Лаптева, М.Р. Цуцунаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 282 с.Бабушкин И.Е. Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом процессе: практическое руководство: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / И.Е. Бабушкин, В.К. Карманов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 495 с.Морозова, Н.А. Сестринский уход в терапии: учебное пособие для СПО / Н.А. Морозова. – 2-е изд. – Саратов: Профобразование, 2023. – 115 с.Хакимов М.Ш. К вопросу о классификации острого панкреатита / М.Ш. Хакимов, Б.Б. Файзуллаев, Ж.Р. Асатуллаев, М.Б. Бозорбоев, М.Х. Мухаммадиев // Вестник экстренной медицины, 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 89-92.ГройзикК.Л. Новые возможности лечения острого панкреатита / К.Л. Гройзик, А.В. Костырной, Е.С. Алексеева, А.В. Косенко, И.В. Каминский, Е.Ю. Маркелова // Таврический медико-биологический вестник, 2022. – Т. 25. – № 2. – С. 38-43.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Проблема пациентаЦель сестринского вмешательстваСестринское вмешательствоТошнота, рвота, потеря аппетитаКраткосрочная цель: пациент отметит снижение ощущения тошноты, интенсивности диспептических явлений в течение первых трех дней соблюдения назначенной диеты.Долгосрочная цель: пациент отметит полное отсутствие ощущения тошноты, диспептических явлений через 1-2 недели.Обеспечить удобное положение в постели.При тошноте и рвоте оказывать помощь пациенту.Объяснить пациенту сущность острого панкреатита, причины возникновения, методы лечения.Дать пациенту рекомендации по диете, по времени приема пищи, по объему порций.Объяснить пациенту и его родственникам важность соблюдения диеты.Дать пациенту рекомендации по дыхательной гимнастике при тошноте, режиму дня и отдыха.Разъяснить правила приема лекарств, прописанных врачом.Проконтролировать выполнение рекомендаций.Провести подготовку пациента к исследованиям, назначенным врачомБоль, нарушение сна из-за болиКраткосрочная цель: у пациента снизится интенсивность болевых ощущений после 2 суток от начала назначенного лечения. Долгосрочная цель: пациент отметит стойкое и полное отсутствие болевых ощущений в через 1-2 недели после начала лечения.Обеспечить удобное положение в постели.Рекомендовать пациенту полупостельный или постельный режим. Обеспечить психологический и физический покой пациенту. Обучить пациента методам снижения интенсивности боли.Рассказать пациенту о способах приема лекарственных средств, прописанных врачом.Проконтролировать выполнение рекомендаций.В случае необходимости обеспечить введение назначенных лекарств.Ограничение в самоуходеКраткосрочная цель: пациент не будет испытывать дефицита в выполнении физиологических потребностей.Долгосрочная цель: пациент восстановит свою способность по самоуходу через 2-5 недель после начала лечения.В период невозможности выполнения пациентом мероприятий по самоуходу (из-за боли, в послеоперационный период и т.д.), оказывать помощь по соблюдению гигиены, по осуществлению естественных физиологических потребностей.Обеспечить как можно более раннее начало реабилитации пациента.Ограничение в самоуходеКраткосрочная цель: пациент не будет испытывать дефицита в выполнении физиологических потребностей.Долгосрочная цель: пациент восстановит свою способность по самоуходу через 2-5 недель после начала лечения.В период невозможности выполнения пациентом мероприятий по самоуходу (из-за боли, в послеоперационный период и т.д.), оказывать помощь по соблюдению гигиены, по осуществлению естественных физиологических потребностей.Обеспечить как можно более раннее начало реабилитации пациента.Истощение из-за снижения аппетита, тошноты.У пациента не разовьются истощение.Следить за общим состоянием пациента, выполнять все указания врача.Проследить за тем, как пациент обучен преодолению тошноты, рвоты, диспептических явлений. Провести беседу с пациентом о важности приема воды и пищи. Следить за динамикой массы тела пациентаСтрах за свою жизньКраткосрочная цель: пациент будет меньше опасаться за свою жизнь.Долгосрочная цель: после беседы с медицинской сестрой пациент будет знать как лечить свое заболевание, будет уверен в положительном исходе болезни.Рассказать пациенту о методах лечения его заболевания, о высокой их эффективностиПознакомить пациента с методами профилактики осложнений острого панкреатита.Познакомить пациента с благополучными случаями исхода заболевания, уверить, что его случай будет аналогичным.Организовать досуг пациента, провести беседу с близкими и родными больного о важности психологической поддержки.Если есть потребность, то обеспечить консультацию психолога.Развитие осложненийВ первые сутки пребывания в стационаре пациент будет проинформирован о причинах и методах профилактики осложнений. Дать пациенту разъяснение о правилах профилактики развития осложнений.Проконтролировать выполнение пациентов всех рекомендаций врача.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Уважаемые респонденты, просим Вас принять участие в опросе!Ваш пол?МужскойЖенскийВаш возраст? ____ летВы курите?ДаКурил (а), но бросил (а)Не курю и никогда не курил (а)Вы принимаете алкоголь?ДаПринимал (а), но бросил (а)Не принимаю и никогда не принимал (а)Каков характер вашего питания?Регулярное, небольшими порциями, 4-6 раз в деньРегулярное, 2-3 раза в деньНерегулярноеКак часто Вы используете в пищу следующие виды пищи (поставьте галочку в той колонке, которая соответствует верному ответу)?Очень редко (реже 1 раза в 6 месяцев) – 1 баллРедко (реже 1 раза в месяц) – 2 баллаРегулярно (1 раз в неделю) – 3 баллаЧасто (2-3 раза в неделю) – 4 баллаКаждый день – 5 балловЖареноеЖирноеОстроеКопченоеСоления Маринованные продуктыГазированные напиткиКофеПолучали ли Вы от медицинской сестры рекомендации по профилактике панкреатита, его обострений?ДаНетВсе ли Вам было понятно в этих рекомендациях?ДаЧастичноНет Следуете ли Вы этим рекомендациям?ДаЧастичноНетОцените работу медицинской сестры по профилактике панкреатита, его обострений (от 1 балла (очень плохо) до 5 баллов (безупречно)). Ваша оценка: ____ баллов Спасибо Вам за участие. Доброго здоровья и долголетия!
1. Острый панкреатит. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/326_2, свободный – (04.06.2024).
2. Нью Д. Гастроэнтерология и питание / Д. Нью; под ред. Р. Полина; пер. с англ.: под ред. Ю.Г. Мухиной. – М: Логосфера, 2014. – 512 с.
3. Гастроэнтерология. Болезни детей / под общ. ред. Л.Б. Лазебника, П.Л. Щербакова. – М.: МК, 2021. – 360 с.
4. Гастроэнтерология. Фармакология без ошибок. Руководство для врачей / под ред. В.Т. Ивашкина. – М.: Е-ното, 2022. – 416 с.
5. Ройтберг Г.Ф. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учебное пособие для высшего профессионального образования / Г.Ф. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2023. – 569 с.
6. Внутренние болезни: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования. В 2 т. Т. 2 / М.В. Малишевский, С.М. Пантелеев, С.Л. Галян, Е.В. Жданов; под ред. проф. М.В. Малишевского. – 5-е изд., перераб. и доп. – 732 с.
7. Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / С.И. Двойников, С.Р. Бабаян, Ю.А. Тарасова и др.; под ред. С.И. Двойникова, С.Р. Бабаяна. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 508 с.
8. Организация специализированного сестринского ухода: практикум: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего специального образования / Н.В. Широкова, Н.Ю. Корягина, В.Р. Овсянникова; под ред. И.В. Островской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 543 с.
9. Сединкина Р.Г. Сестринская помощь при патологии органов пищеварения: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / Р.Г. Сединкина, Е.Р. Демидова, Л.Ю. Игнатюк. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 767 с.
10. Лычев Р.Г. Сестринская помощь при патологии органов пищеварения: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / Р.Г. Лычев, В.К. Карманов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 538 с.
11. Лаптева Е.С. Основные концепции сестринского ухода: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.С. Лаптева, М.Р. Цуцунаева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 282 с.
12. Бабушкин И.Е. Сестринский уход в терапии. Участие в лечебно-диагностическом процессе: практическое руководство: учебное пособие для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования / И.Е. Бабушкин, В.К. Карманов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 495 с.
13. Морозова, Н.А. Сестринский уход в терапии: учебное пособие для СПО / Н.А. Морозова. – 2-е изд. – Саратов: Профобразование, 2023. – 115 с.
14. Хакимов М.Ш. К вопросу о классификации острого панкреатита / М.Ш. Хакимов, Б.Б. Файзуллаев, Ж.Р. Асатуллаев, М.Б. Бозорбоев, М.Х. Мухаммадиев // Вестник экстренной медицины, 2021. – Т. 14. – № 6. – С. 89-92.
15. Гройзик К.Л. Новые возможности лечения острого панкреатита / К.Л. Гройзик, А.В. Костырной, Е.С. Алексеева, А.В. Косенко, И.В. Каминский, Е.Ю. Маркелова // Таврический медико-биологический вестник, 2022. – Т. 25. – № 2. – С. 38-43.