Корейское экономическое чудо: особенности и современные оценки
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 05.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Экономика Республики Корея в 1945–1980 гг. 4
1.1. Экономика Южной Кореи после освобождения: реформы Американской военной администрации 4
1.2. Экономика Республики Корея при Пак Чонхи (1961–1979) 9
2. Экономика Республики Корея в 1980–1990-е гг 14
2.1. Экономика Республики Корея в условиях глобализации 14
2.2. Валютно-финансовый кризис второй половины 1990-х годов и его последствия 20
3. Экономика Республики Корея в 2000–2023 гг. 27
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Ли Мен Бак начал свою политическую карьеру в конце 1980-х годов и прошел путь до должности директора HyundaiConstruction. С 2002 по 2006 год он занимал пост мэра Сеула, а в 2007 году победил на президентских выборах, получив 48,7% голосов. В феврале 2008 года он вступил в должность президента.Пребывание Ли Мен Бака на посту президента совпало с относительно спокойным и стабильным периодом в Южной Корее. Однако вскоре после вступления в должность он столкнулся с проблемой преодоления последствий глобального финансового кризиса, который произошел в период с 2008 по 2009 год.Экономическая политика Ли Менбака была основана на принципах неолиберализма. Эти принципы подчеркивают необходимость уменьшения государственного вмешательства в экономику и содействия рыночному экономическому росту с помощью таких мер, как снижение налогов, увеличение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест и сокращение государственных расходов.В программе Демократической партии, предыдущим представителем которой был Но Мухен, больший акцент делался на вопросах, связанных с экономическим балансом и социальной справедливостью. При таком подходе эти вопросы ставились во главу угла по сравнению с вопросами, связанными с экономическим ростом, которые рассматривались как второстепенные.Пак Кен Хе, родившаяся в 1952 году, является дочерью президента Пак Чжон Хи, архитектора корейского экономического чуда. Она была избрана президентом Республики Южная Корея на выборах 2012 года и вступила в должность 25 февраля 2013 года. Однако ее президентский срок был сокращен из-за приостановления ее полномочий в результате процесса импичмента в 2017 году. Она была арестована по обвинению во взяточничестве, злоупотреблении служебным положением и передаче секретной информации неправительственным организациям. 6 апреля 2018 года она была признана виновной и приговорена к 24 годам тюремного заключения и штрафу в размере 18 миллиардов корейских вон.На момент прихода к власти Пак Кен Хе в Южной Корее оставался актуальным ряд экономических проблем, включая старение населения, снижение рождаемости, рост бедности и неравенства в доходах, рост задолженности домохозяйств и поляризацию рынка труда. Эти проблемы усугубились замедлением экономического роста и сохраняющимся доминированием чеболей (крупных конгломератов).Концепция экономических преобразований при администрации Пак Кен Хе была официально оформлена в окончательном предложении в 2015 году, в котором излагался трехлетний план инновационного развития. Основной идеей этого плана и общей экономической политики Пак Кюнге является креативная экономика, которая фокусируется на экономическом росте за счет инноваций, культуры, малого бизнеса и творческого потенциала людей.Министерство науки и технологий было назначено ведущим учреждением по реализации стратегии креативной экономики. В 2013 году это министерство было реорганизовано в Министерство науки, информационно-коммуникационных технологий и долгосрочного планирования.Основной принцип креативной экономики заключается в создании новых отраслей промышленности и инновационных продуктов (как товаров, так и услуг), которые не только открывают возможности для увеличения экспорта, но и создают новые высококачественные рабочие места. С конца 1990–х годов Южная Корея занимается формированием приоритетных секторов – двигателей экономического роста, поскольку традиционные отрасли, ориентированные на экспорт, начали терять свою конкурентоспособность на мировых рынках и страна вступила в постиндустриальную фазу развития. За это время руководство страны стало уделять особое внимание отраслям, основанным на человеческом интеллекте и творчестве. Например, в экономической стратегии Ли Мен Бака, президента Южной Кореи с 2008 по 2013 год, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, "зеленые" отрасли промышленности и международные услуги были определены в качестве потенциальных секторов роста.Администрация Пак Кен Хе, руководствуясь идеей адресной поддержки отраслей, объединила ее с концепцией пространственного выравнивания, чтобы решить давнюю проблему дисбалансов в региональном экономическом развитии страны. Это проявляется в создании центров инновационной и креативной экономики в каждой провинции страны.Для продвижения новых экономических инициатив руководство Республики Корея активно использует информационные технологии. Так, в сентябре 2013 года была запущена платформа CreativeCity, призванная объединить людей с инновационными идеями.Значительное внимание было уделено НИОКР (исследованиям и разработкам), сотрудничеству между университетами и промышленностью, сектору венчурного капитала и индустрии контента. Правительство намерено увеличить инвестиции в исследования и разработки до 5% ВВП к 2017 году и стимулировать экспортную деятельность малых и средних предприятий.Продвижение традиционной и современной культуры имеет важное социальное и экономическое значение в контексте креативной экономики. Наряду с "Корейской волной", которая популяризировала корейскую культуру и создала положительный имидж Южной Кореи и ее продукции во всем мире, большое внимание уделялось развитию культурной индустрии как сферы экономической деятельности. Сотрудничество с инновационным сектором способствовало созданию конкурентоспособного ассортимента культурных продуктов, таких как популярные фильмы, видеоигры, музыка, телепрограммы и другие. Постепенно эти продукты заняли достойное место в экспортном портфеле Республики Корея.В 2018 году экономика Республики Корея продемонстрировала относительно высокий уровень развития. Соответственно, доход на душу населения превысил 30 000 долларов. Исходя из этого показателя, Южная Корея заняла седьмое место среди стран с населением более 50 миллионов человек. Южнокорейский экспорт превысил отметку в 600 миллиардов долларов, что позволило стране занять седьмое место в мире по объему экспорта.Другие показатели, такие как производительность труда, объем розничных продаж, иностранные инвестиции, венчурные вложения, производство электромобилей и другие, также продемонстрировали положительные тенденции в 2018 году.Были высказаны опасения по поводу замедления экономического роста (2,7% в 2018 году), снижения темпов создания рабочих мест и роста безработицы (3,9% в 2018 году), а также показателей, связанных с распределением доходов. Тревогу вызывает тот факт, что рост экспорта больше не оказывает положительного влияния на занятость. Растущее неравенство стало серьезной проблемой. Экономическое процветание сосредоточено в руках ограниченного числа состоятельных людей и крупных корпораций, а не равномерно распределено между всеми гражданами страны. Республика Корея стала страной с самым высоким уровнем неравенства и социально-экономического расслоения в мире.В свете этих обстоятельств новоизбранная администрация Мун ЧжэИна приняла следующие меры.Во-первых, она провела административные реформы, которые традиционно проводятся в Республике Корея при вступлении в должность нового президента. В 2017 году было создано новое ведомство – Министерство поддержки малого, среднего и венчурного бизнеса.Во-вторых, приоритеты бюджетной политики включали создание новых рабочих мест, рост доходов населения, поддержку высокотехнологичных производств, создание безопасной среды обитания и развитие человеческого капитала.В-третьих, и это представляет собой значительный отход от подхода предыдущей администрации, было выражено намерение оказать серьезное влияние на крупные конгломератные компании (чеболи) с целью повышения их социальной ответственности.Администрация Пак Кен Хе подошла к этому вопросу с другой точки зрения, стремясь стимулировать положительное воздействие боли на малый бизнес. Однако им не удалось достичь этой цели.Мун Чжэ Ин изложил свои конкретные цели в области государственной политики в документе “100 целей государственной политики”, который был опубликован летом 2017 года и претерпел несколько изменений. В этом документе определены направления промышленной, инновационной, социальной и внешнеэкономической политики государства на пятилетний период.Важной задачей администрации Мун ЧжэИна было создание благоприятного инвестиционного климата в стране. Правительство планировало не только поддерживать масштабные инвестиционные проекты корейских компаний, но и реализовывать собственные инфраструктурные инициативы. Процесс утверждения таких проектов был упрощен, в частности, за счет устранения необходимости в предварительном обосновании.Интересный подход был также применен в налогово-бюджетной политике. За первое полугодие было выделено 61% средств государственного бюджета, что способствовало оживлению экономики. Отраслевые приоритеты правительства включают ключевые экспортные отрасли (судостроение, автомобилестроение, электроника), развивающиеся отрасли промышленности и сектор услуг. Значительное внимание уделяется борьбе с монополизмом и недобросовестной торговой практикой.Стоит более подробно рассмотреть инновационную политику правительства, поскольку правительство Южной Кореи справедливо определило адаптацию своей экономики к вызовам и возможностям Четвертой промышленной революции в качестве одной из своих наиболее важных целей. Об этом свидетельствует значительное увеличение поддержки стартапов и самый большой в истории страны бюджет на исследования и разработки (более 20 трлн вон).Новые тенденции в постиндустриальном обществе, такие как автоматизация, робототехника, развитие искусственного интеллекта и появление онлайн-модели потребления, потребовали переосмысления промышленной политики. Концепция "инновационного роста", предложенная Мун Чжэ Ином, предполагает увеличение инвестиций в новые стратегические инициативы, направленные на стимулирование экономического роста за счет инноваций.Инновационные отрасли, такие как большие данные, искусственный интеллект (ИИ), автомобили на водородных топливных элементах и другие, имеют решающее значение для экономического роста и конкурентоспособности. Важно поддерживать развитие умных заводов и умных городов, а также создание автономных транспортных средств, беспилотных летательных аппаратов и других инновационных технологий.Также была подчеркнута необходимость инвестиций в традиционные отрасли, включая автомобилестроение, судостроение и нефтехимический сектор. Эти отрасли играют важную роль в мировой экономике и требуют постоянных инноваций, чтобы оставаться конкурентоспособными.Меры, принятые администрацией Мун ЧжэИна, доказали свою эффективность в борьбе с пандемией COVID-19. Правительству Республики Казахстан удалось контролировать эпидемиологическую ситуацию, не вводя жестких ограничений для населения или предприятий. Своевременная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, проводимая Банком Кореи, а также другие меры привели к возвращению корейской экономики на положительную траекторию роста в первой половине 2021 года с ежегодными темпами роста примерно в 2-4%.Для дальнейшего содействия качественному экономическому росту правительство также осуществило институциональные изменения в рамках "Нового курса Кореи", сосредоточив внимание на трех основных областях: цифровая трансформация, "зеленые" инициативы и развитие человеческого капитала.В период между двумя экономическими кризисами 1997-1998 и 2008 годов в Южной Корее наблюдались относительно высокие темпы экономического роста (в среднем около 4,5% в год). Экономика страны быстро восстановилась после мирового финансового кризиса 2008 года. Это оживление можно объяснить проведением эффективной макроэкономической и налогово-бюджетной политики.Увеличение доли Китая в торговле и снижение доли Соединенных Штатов оказали положительное влияние на стабилизацию экономики, поскольку падение спроса на американском рынке не нанесло существенного ущерба южнокорейским экспортерам. В 2012 году реальный валовой внутренний продукт (ВВП) Южной Кореи достиг 1,1 трлн долларов, а ВНП на душу населения - 22 000 долларов. С 2015 года в стране наблюдается медленный экономический рост, составляющий в среднем 2,8-3,3% в год.Экономическая ситуация в Корее значительно улучшилась после окончания пандемии. В 2019 году уровень занятости составил 60,9%, а безработица - 3,8%. К 2020 году эти показатели снизились до 60,1% и 4,0% соответственно, а к 2021 году они составили 60,5% и 3,7% соответственно. По состоянию на август 2022 года уровень занятости составляет 62,8%, а уровень безработицы - всего 2,1%.Аналогичным образом, наблюдается положительная динамика экономического роста. В 2019 году он составлял 2,2%, а в 2020 году незначительно снизился до -0,7%. Самая низкая точка экономического роста (-2,5%) была зафиксирована во втором квартале 2020 года, однако с начала 2021 года он начал улучшаться и достиг 4,1% за год. С тех пор темпы экономического роста постепенно снижались до 3,0% и 2,9% в первом и втором кварталах 2022 года соответственно.ЗаключениеЮжнокорейское экономическое чудо — это термин, используемый для описания быстрого экономического роста и развития, которые наблюдались в Южной Корее с 1960-х до конца 1990-х годов. Можно выделить несколько причин, по которым Южная Корея стала экономическим центром в этот период времени.Первая причина - это то, что индустриализация происходила под руководством правительства. Правительство Южной Кореи сыграло значительную роль в продвижении индустриализации, приняв ряд мер, направленных на развитие ключевых отраслей, таких как сталелитейная, судостроительная и нефтехимическая. Правительство предоставило предприятиям щедрые субсидии и ссуды, разработало политику, ориентированную на экспорт, и приняло протекционистские меры для поддержки отечественной промышленности. Благодаря этим мерам образовались, так называемые, чеболи. Чеболи - это крупные корейские конгломераты, которые играли значительную роль в Южнокорейском экономическом чуде. Они представляют собой группы компаний, объединенных общим управлением и целями, эти компании доминируют в различных отраслях экономики. В начале экономического подъема Южной Кореи правительство активно поддерживало чеболи, предоставляя им льготы и привилегии для развития экономики страны. Благодаря этому чеболи получили значительный капитал и технологии, что позволило им занять лидирующие позиции на мировых рынках. Однако, чеболи также стали причиной ряда проблем: они получали государственные льготы не всегда, используя их для развития экономики, а для укрепления своего положения на рынке. Это привело к появлению неравенства в экономике и выходу на первый план коррупции и взяточничества. Самым крупным же представителем чеболей является как раз “Samsung” — ее выручка в 2022 году была эквивалентна примерно 23% ВВП Южной Кореи. Суммарно же чеболи составляют более 50% всего ВВП Южной Кореи, и владеют примерно третью всех активов в стране. Это очень большой процент для страны с такой развитой экономикой. Сегодня чеболи продолжают играть ключевую роль в экономике Кореи, однако правительство стремится к разбавлению их монополии и усилению конкуренции в экономике. Это должно способствовать развитию более демократичной и устойчивой экономической модели.Вторая причина - это развитие человеческого капитала. Южная Корея вложила значительные средства в образование и обучение рабочей силы, что помогло создать высококвалифицированную и образованную рабочую силу, способную поддержать усилия страны по индустриализации. Правительство создало системупрофессионального образования и обучения, которая обеспечивала рабочих техническими навыками, необходимыми для работы в современных отраслях промышленности. Список использованной литературыАсмолов, К. «Генерал Пак Чон Хи. Очерк политической биографии» / К. Асмолов. – URL: http://samoderjavie.ru/node/775 (дата публикации: 25.09.2011).Волощак, В. И. Вопросы развития альянса Республики Корея и США при Д. Эйзенхауэре (1953—1961) // Корейский полуостров в поисках мира и процветания. В двух томах. Т.2. – М.: ИДВ РАН, 2019. – С. 107–117.Горбунов, Р. А. Государство и финансовый сектор южнокорейской экономики: либерализация, кризис, пруденциальный контроль // Современные корееведческие исследования в Дальневосточном государственном университете. – Вып.3, 2022. – С.130–155.Захарова, Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности / Л.В. Захарова – М.: ИДВ РАН, 2014. – 250 с.Ким, Е. Е. Смена президента в Республике Корея // Азия и Африка сегодня. – 2008. – №7. – С.24–28.Ким, ЕнУн. Республика Корея – в 2006 г. / Ким ЕнУн, С.С. Сус-лина, В.Г. Пак // Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №4. – С.6–20.Кирьянов, О. В. Политический портрет. Но Му Хён – новый лидер страны // Азия и Африка сегодня. – 2003. – №3. – С.42–46.8. Конина, Н. Реструктурирование деятельности финансово-промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 3. – С.31–37.9. Коргун, И. А. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2011 гг.) / И. А. Коргун, Л. В. Попова/ Под науч. ред. проф. С.Ф. Сутырина. – СПб : Изд-во С.–Петерб. ун-та, 2011. – 244 с.10. Кукла, М. П. Республика Корея: на пути к креативной эконо-мике // Азия и Африка сегодня. – 2016. – №9. – С.27–32.11. Курбанов, С. О. История Кореи: с древности до начала XXI века. – 4-е изд., испр. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. – 744 с.12. Ли, Мёнбак. Чудес не бывает / Ли Мёнбак. – Сеул, Изд-во Ewhan, 2009. – 312 с. – URL: http://marsexxx.com/lit/li-men-bak-chudes-ne-byvaet.htm#09 (дата обращения: 20.05.2024).13. Нестеренко, А. Южная Корея: кризис, преодоление (заметки некорееведа) // Проблемы Дальнего Востока. – 2019. – № 4. – С. 64–74.14. Окрут, З. М. Модель экономического развития Южной Кореи: Путь к процветанию / З. М. Окрут; Фам За Минь. – Москва: Финансы и статистика, 1992. – 92 с.15. Подоба, З. С. Чеболь как основа экспортно ориентированной экономики Республики Корея / З.С. Подоба, А.М. Титова // Азия и Африка сегодня – 2018. – №3. – С. 33–40.16. Развитие корейской экономики: уроки переходного периода: Учебное пособие / под ред. Н.В. Кузнецовой, И.А. Толстокулакова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2021. - 305, [2] с.17. Русецкий, Е. А. Задачи новой администрации Республики Корея // Россия и АТР. – 2018. – №2 (60). – С. 107–115.18. Самсонова, В. Г. Республика Корея в борьбе с пандемией COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. – 2022. – № 2. – С. 147–158.19. Семина, Л. И. Опыт Республики Корея по борьбе с эпидемией COVID-19: первые итоги // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2020. – №2. – С. 77–94.20. Синицын, Б. В. Очерки экономики Южной Кореи: 1953–1964 / Б.В. Синицын. – АН СССР. Ин-т народов Азии. – Москва: Издательство «Наука», 1967. – 172 с.21. Синицын, Б. В. Экономика Южной Кореи в тисках американской «помощи» / Б. В. Синицын, И.С. Казакевич // Корея: Север и Юг. – Москва, Издательство «Наука», 1965. – С.124–190.22. Суслина, С. С. Cоциально-экономическое развитие РК: основные этапы / С. С. Суслина // Корейский полуостров: история и современность. — М.: ИДВ РАН, 2020. – C. 94–107.23. Суслов, Д. В. Антикризисная политика правительства и Банка Кореи во время пандемии COVID-19 // Регионалистика. – 2021. – Т. 8. № 6. – С. 101–115.24. Тихонов, В. М. История Кореи: В 2 т. Т. 2: Двадцатый век / В.М. Тихонов, Кан Мангиль – М.: Наталис, 2011. – 499 с.25. Тригубенко, М. Е. Очерки экономики Республики Корея / М. Е. Тригубенко, Г. Д. Толорая. — М.: Наука, 1993. — 152 с.26. Федоровский, А. Н. Вызовы пандемии COVID-19 и приоритеты экономического развития Республики Корея // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – №13(5). – С. 204–218.27. Федоровский, А. Н. Поставторитарная трансформация в Республике Корея: предпосылки, механизмы, последствия / А. Н. Федоровский, К. Р. Вода // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – №10 (62). – С. 103–113.28. Федоровский, А. Н. Реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 11. – С. 24–36.29. ЧоСун. Динамика корейского экономического развития: учебное пособие – перевод с корейского Хо СунЧол, Д. Шосаидова. – Сеул: «Диалог Россия – Республика Корея»: Русский культурно-образовательный центр «Пушкинский дом» (г. Сеул), 2013. – 340 с.30. Шипаев, В. И. Япония и Южная Корея: ("помощь развитию" и ее последствия) / В. И. Шипаев. – АН СССР. Ин-т востоковедения. Москва: Наука, 1981. – 287 с.
1. Асмолов, К. «Генерал Пак Чон Хи. Очерк политической биографии» / К. Асмолов. – URL: http://samoderjavie.ru/node/775 (дата публикации: 25.09.2011).
2. Волощак, В. И. Вопросы развития альянса Республики Корея и США при Д. Эйзенхауэре (1953—1961) // Корейский полуостров в поисках мира и процветания. В двух томах. Т.2. – М.: ИДВ РАН, 2019. – С. 107–117.
3. Горбунов, Р. А. Государство и финансовый сектор южнокорейской экономики: либерализация, кризис, пруденциальный контроль // Современные корееведческие исследования в Дальневосточном государственном университете. – Вып.3, 2022. – С.130–155.
4. Захарова, Л. В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности / Л.В. Захарова – М.: ИДВ РАН, 2014. – 250 с.
5. Ким, Е. Е. Смена президента в Республике Корея // Азия и Африка сегодня. – 2008. – №7. – С.24–28.
6. Ким, Ен Ун. Республика Корея – в 2006 г. / Ким Ен Ун, С.С. Сус-лина, В.Г. Пак // Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – №4. – С.6–20.
7. Кирьянов, О. В. Политический портрет. Но Му Хён – новый лидер страны // Азия и Африка сегодня. – 2003. – №3. – С.42–46.
8. Конина, Н. Реструктурирование деятельности финансово-промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2019. – № 3. – С.31–37.
9. Коргун, И. А. Внешнеэкономический фактор в развитии Республики Корея (1950-2011 гг.) / И. А. Коргун, Л. В. Попова/ Под науч. ред. проф. С.Ф. Сутырина. – СПб : Изд-во С.–Петерб. ун-та, 2011. – 244 с.
10. Кукла, М. П. Республика Корея: на пути к креативной эконо-мике // Азия и Африка сегодня. – 2016. – №9. – С.27–32.
11. Курбанов, С. О. История Кореи: с древности до начала XXI века. – 4-е изд., испр. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2022. – 744 с.
12. Ли, Мёнбак. Чудес не бывает / Ли Мёнбак. – Сеул, Изд-во Ewhan, 2009. – 312 с. – URL: http://marsexxx.com/lit/li-men-bak-chudes-ne-byvaet.htm#09 (дата обращения: 20.05.2024).
13. Нестеренко, А. Южная Корея: кризис, преодоление (заметки некорееведа) // Проблемы Дальнего Востока. – 2019. – № 4. – С. 64–74.
14. Окрут, З. М. Модель экономического развития Южной Кореи: Путь к процветанию / З. М. Окрут; Фам За Минь. – Москва: Финансы и статистика, 1992. – 92 с.
15. Подоба, З. С. Чеболь как основа экспортно ориентированной экономики Республики Корея / З.С. Подоба, А.М. Титова // Азия и Африка сегодня – 2018. – №3. – С. 33–40.
16. Развитие корейской экономики: уроки переходного периода: Учебное пособие / под ред. Н.В. Кузнецовой, И.А. Толстокулакова. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2021. - 305, [2] с.
17. Русецкий, Е. А. Задачи новой администрации Республики Корея // Россия и АТР. – 2018. – №2 (60). – С. 107–115.
18. Самсонова, В. Г. Республика Корея в борьбе с пандемией COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. – 2022. – № 2. – С. 147–158.
19. Семина, Л. И. Опыт Республики Корея по борьбе с эпидемией COVID-19: первые итоги // Восточная Азия: факты и аналитика. – 2020. – №2. – С. 77–94.
20. Синицын, Б. В. Очерки экономики Южной Кореи: 1953–1964 / Б.В. Синицын. – АН СССР. Ин-т народов Азии. – Москва: Издательство «Наука», 1967. – 172 с.
21. Синицын, Б. В. Экономика Южной Кореи в тисках американской «помощи» / Б. В. Синицын, И.С. Казакевич // Корея: Север и Юг. – Москва, Издательство «Наука», 1965. – С.124–190.
22. Суслина, С. С. Cоциально-экономическое развитие РК: основные этапы / С. С. Суслина // Корейский полуостров: история и современность. — М.: ИДВ РАН, 2020. – C. 94–107.
23. Суслов, Д. В. Антикризисная политика правительства и Банка Кореи во время пандемии COVID-19 // Регионалистика. – 2021. – Т. 8. № 6. – С. 101–115.
24. Тихонов, В. М. История Кореи: В 2 т. Т. 2: Двадцатый век / В.М. Тихонов, Кан Мангиль – М.: Наталис, 2011. – 499 с.
25. Тригубенко, М. Е. Очерки экономики Республики Корея / М. Е. Тригубенко, Г. Д. Толорая. — М.: Наука, 1993. — 152 с.
26. Федоровский, А. Н. Вызовы пандемии COVID-19 и приоритеты экономического развития Республики Корея // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2020. – №13(5). – С. 204–218.
27. Федоровский, А. Н. Поставторитарная трансформация в Республике Корея: предпосылки, механизмы, последствия / А. Н. Федоровский, К. Р. Вода // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – №10 (62). – С. 103–113.
28. Федоровский, А. Н. Реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 11. – С. 24–36.
29. Чо Сун. Динамика корейского экономического развития: учебное пособие – перевод с корейского Хо Сун Чол, Д. Шосаидова. – Сеул: «Диалог Россия – Республика Корея»: Русский культурно-образовательный центр «Пушкинский дом» (г. Сеул), 2013. – 340 с.
30. Шипаев, В. И. Япония и Южная Корея: ("помощь развитию" и ее последствия) / В. И. Шипаев. – АН СССР. Ин-т востоковедения. Москва: Наука, 1981. – 287 с.