Связь семейных коммуникаций и психологического благополучия у женщин.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 54 54 страницы
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 03.08.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи между семейными коммуникациями и психологическим благополучием 6
1.1. Основные концепции психологического благополучия личности 6
1.2. Факторы, определяющие психологическое благополучие женщины 15
1.3. Особенности коммуникации в семье и ее связь с психологическим благополучием 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между семейными коммуникациями и психологическим благополучием 28
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 28
2.2. Результаты исследования 32
2.3. Разработка рекомендаций 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50



Фрагмент для ознакомления

Такие родители в большей степени воспринимают ребенка как неудачника, а его потребности считают незначительными. 2.3. Разработка рекомендацийМожно выделить следующие психологические аспекты семейных отношений и коммуникации, которые необходимо развивать для повышения уровня психологического благополучия женщины. Первым важным аспектом является эмоциональная поддержка в семье. Качественная коммуникация между членами семьи, основанная на взаимопонимании и эмоциональной открытости, способствует созданию атмосферы доверия и поддержки. Члены семьи должны чувствовать, что их эмоции, мысли и потребности важны и принимаются другими. Эмоциональная поддержка позволяет чувствовать себя безопасно и уверенно, что является основой для психологического благополучия.Вторым аспектом является эффективная коммуникация в семье. Коммуникация играет центральную роль в формировании и поддержании отношений между членами семьи. Она включает в себя не только вербальное общение, но и невербальные сигналы, такие как жесты, мимика и тон голоса. Эффективная коммуникация предполагает умение выразить свои мысли и чувства, а также умение слушать и понимать других. Открытость, уважение и толерантность в коммуникации помогают решать конфликты, предотвращать недоразумения и укреплять связи в семье.Третьим аспектом является установление здоровых границ и пространства в семье. Каждый член семьи имеет свои личные границы и потребности в пространстве. Важно уважать и признавать эти границы, не нарушая личное пространство других. Здоровые границы способствует психологическому комфорту и уважению.Четвертым аспектом является разрешение конфликтов в семье. Конфликты являются неотъемлемой частью любых семейных отношений. Однако, способность эффективно разрешать конфликты является ключевым фактором для поддержания гармонии и стабильности в семье. Важно научиться выражать свои чувства и потребности конструктивным образом, слушать и уважать точку зрения других членов семьи и искать компромиссы. Разрешение конфликтов способствует укреплению отношений и созданию семейного климата, благоприятного для психологического благополучия.Обучение коммуникативным навыкам — это тип обучения, призванный помочь людям улучшить свои способности эффективно общаться с другими. Этот тип обучения может охватывать широкий спектр мягких навыков , включая вербальное и невербальное общение, активное слушание, разрешение конфликтов, публичные выступления и многое другое. Вербальный и невербальный обмен информацией, знаниями и идеями в семье известен как семейное общение. Общение включает в себя не только вербальное общение, но и понимание мышления и чувств. Таким образом, общение не всегда сводится к слушанию и пониманию того, как это говорится. В этой статье мы обсудим. Мероприятия семейной терапии для улучшения общения.Общение в семье важно, потому что оно позволяет нам делиться своими идеями, потребностями, желаниями и заботами друг о друге. Открытое общение позволяет членам семьи выражать друг другу как разногласия, так и общие идеи, любовь и благодарность. Благодаря открытому общению члены семьи также могут разрешать свои конфликты и неизбежные проблемы значимым и здоровым образом. Прочное общение также связано с удовлетворением семейными отношениями. У пар, как правило, удовлетворительные отношения, если у них есть эффективные модели общения.Эффективные модели общения встречаются в крепких семьях, однако плохие модели общения встречаются в нездоровых семейных отношениях. Плохое общение - это наиболее распространенные проблемы и жалобы, о которых сообщают брачным и семейным терапевтам. Нечеткое и косвенное общение называется плохим общением. Плохое общение в семье приводит к чрезмерным семейным конфликтам, неспособности решать проблемы, слабой эмоциональной привязанности и отсутствию близости. Пары с неэффективным общением подвергаются высокому риску развода и раздельного проживания супругов. Кроме того, у детей в этих семьях больше проблем с поведением.Существует два типа общения: инструментальное и эмоциональное общение. Инструментальное общение позволяет семье выполнять общие семейные функции и обмениваться фактической информацией, например, приказывать кому-либо что-либо делать. С другой стороны, эмоциональное общение относится к обмену эмоциями друг с другом в семье. Важно, чтобы в семье было как инструментальное, так и эффективное общение.Первый шаг к улучшению общения - начать все с чистого листа и забыть о предыдущих делах или ситуациях, которые могли произойти друг из-за друга. Поначалу это может быть трудно, так как всегда трудно простить и обсудить что-то, очистив свой разум и сердце, но это поможет им поддерживать друг друга, когда начальная фаза общения закончится. Начало процесса с открытого и откровенного разговора может быть одним из способов помочь им начать восстанавливать свои отношения и является одной из наиболее важных частей мероприятий семейной терапии по улучшению общения. Одним из других мероприятий в группе семейной терапии по улучшению общения является постановка целей для беседы и сосредоточение внимания на этой цели и прогрессе в ее достижении. Цели можно использовать в качестве ориентира для беседы, и каждый член семьи может сосредоточиться на текущей задаче и на некоторое время забыть о своих внутренних конфликтах или помочь им справиться с ними. Цели можно установить так же просто, как отправлять текстовые сообщения членам семьи раз в две недели или проводить семейные собрания каждый месяц. Постановка целей полностью зависит от семьи, и они должны быть такими, которых они в состоянии достичь.  Одним из других мероприятий семейной терапии для улучшения общения, которое рекомендуют психиатры, являются упражнения по сплочению команды. Эти упражнения не только помогут вам работать над достижением общей цели, но вы также почувствуете единение друг с другом и станете более открытыми своим мыслям и чувствам. Эти упражнения также являются отличным способом укрепить доверие между разными членами семьи, которое могло быть утрачено со временем. Эти упражнения не обязательно должны быть формальными, но простые командные задания также могут привести к улучшению отношений между членами семьи. Одним из других основных мероприятий семейной терапии для улучшения общения является групповое занятие, где каждый член семьи выбирает тему для обсуждения в группе. Это не только значительно улучшит внутренние отношения в семье, но и поможет каждому почувствовать уверенность и более открыто выразить свои чувства друг к другу. Это также приведет к признанию каждого члена семьи и может в конечном итоге выявить в них лучшее. Одно из основных правил улучшения общения - находить время друг для друга в своем плотном графике. Если отвлечься от своей рутинной работы и уделить время тому, чтобы выслушать друг друга и провести некоторое время друг с другом, это может помочь усилить общение и привязанность между членами семьи. Разговоры с ребенком в течение 10 минут в день без каких-либо отвлекающих факторов могут иметь большое значение в создании основы для хорошего общения друг с другом. Эти несколько минут могут иметь огромное значение для жизни человека и могут помочь значительно улучшить общение между членами семьи. Еще одна черта улучшения общения между членами семьи - это умение хорошо слушать. Особенно с детьми, им всегда есть что сказать, и они чувствуют себя обделенными, если их никто не слушает. Лучше всего расспросить своего ребенка о том, как прошел его день и как продвигается его работа, нужна ли ему помощь в чем-либо или что он может сказать по какому-либо вопросу. Если вам что-то непонятно, вы всегда можете спросить его снова, но всегда полезно иметь четкое общение между вами и другим человеком или вашим ребенком. Вам не всегда нужно соглашаться с другим человеком, но просто выслушав его, вы можете успокоить его и улучшить общение друг с другом. Еще одна важная черта хорошего общения - дать другому человеку понять, что вы понимаете его чувства и можете их прочувствовать. Если другой человек плохо себя чувствует или ему грустно, не отталкивайте его и не говорите ему, что это всего лишь то, что он думает, но постарайтесь поддержать его и быть с ним в этих чувствах. Также предлагается разработка программы тренинговых занятий для развития коммуникационных навыков в семейной паре. Таблица 6 - Тематический план тренинга « Тренинг коммуникативных умений»№Тематический блокОсновное содержание упражненийКол-во минут1Формирование знаний о коммуникативных уменияхДискуссии: «Что такое коммуникативные умения?», «Роль коммуникативных навыков и умений в нашей жизни»30 мин2Повышение эмпатических способностей, понимание мимики, языка телодвижений«Рассмешить партнёра», «Побег из тюрьмы», «Подарок», «Я тебя понимаю», «Коллективный счёт», «Зеркало», «Да»90 мин3Развитие убедительной речи, выработка умения говорить и выслушивать«Его сильная сторона», «Диспут», «Луноход», « Комплемент»40 мин4Обучение исполнению социальных ролей, воспитание деликатности в общении«Мафия», «Выход из контакта», «В самолёте», «Диалог», «Карусель»100 мин5Организационные моменты и психогимнастика«Знакомство», «Мы похожи», «Я отличаюсь от тебя», «Переходы», «Печатная машинка», «Моль», «Вижу разницу»50 минСтруктура тренингаПервый этап – установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.Второй этап – формирование знаний об эффективной коммуникации, повышение эмпатических способностей.Третий этап – развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность.Четвёртый этап – проработка ситуаций, требующих исполнения определённых, получаемых на тренинге, навыков (навыки убедительной речи, навыки установления контакта в различных ситуациях, навыки принятия решения и т.д.).Пятый этап – завершение тренинга.Структура одного дня работыПервый этап – знакомство.Второй этап – разминка.Третий этап – тема дня.Четвёртый этап – групповые упражнения.Пятый этап – подведения итогов дня.Основное содержание программы«Тренинг коммуникативных умений»1-е занятиеЦель: установление положительного социально-психологического климата в группе, способствующего наибольшей эффективности тренинга.Объяснения целей и задач тренингаУпражнение «Знакомство» (используемые в данном тренинге упражнения подробно описаны на странице 6)Разработка правил тренинговой группыДискуссия «Что такое коммуникативные умения?»Упражнение «Спутанные цепочки»Упражнение «Дар убеждения»Упражнение «Коллективный счёт»«Подарок»Завершение занятия.2-е занятиеЦель: Снятие коммуникативных барьеров. Развитие эмпатических способностей участников группы, понимания мимики, жестов, языка телодвижений.Упражнение «Нетрадиционное приветствие»Упражнение «Моль»Дискуссия «Роль коммуникативных навыков и умений в нашей жизни»Игра «Потерпевшие кораблекрушение»Упражнение «Зеркало»Упражнение «Я тебя понимаю»Упражнение «Рассмешить партнёра»Упражнение «Да»Подведение итогов дня.3-е занятиеЦель: Развитие качеств, характеризующих коммуникабельную личность.Необычное приветствиеУпражнение «Переходы»Упражнение «Луноход»Упражнение «Его сильная сторона»Упражнение «Побег из тюрьмы»Упражнение «Выход из контакта»Упражнение «В самолёте»Итоги дня.4-е занятиеЦель: Завершение тренинга. Закрепление полученных навыков.Упражнение «Представление»Упражнение «Диспут»Упражнение «Вижу разницу»Упражнение «Мы похожи»Упражнение «Я отличаюсь от тебя»Дискуссия «Что дал мне тренинг?»Упражнение «Последняя встреча»«Скажем вместе: Прощай группа!».Таким образом, на основании полученных в ходе исследования результатов было установлено, что женщины умеют выстраивать эффективную коммуникацию в семье, что в свою очередь негативно влияет на психологическое благополучие женщин. В связи с этим были разработаны рекомендации и программа тренингов для повышения коммуникативной компетенции женщин как родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕПсихологическое благополучие является особым состоянием психики человека, при этом можно выделить два уровня этого состояния - осознаваемый и неосознаваемый. Каждый из этих уровней проявляется через поведение и деятельность человека. Для выявления и анализа таких проявлений необходимо использовать соответствующие методы исследования. Для изучения особенностей психологического благополучия на каждом из уровней необходимы определенные методы, такие как опросы или проективные техники.Структура благополучия зависит от различных видов деятельности, которые формируют внутренние установки и определяют разные уровни благополучия человека, такие как социальная адаптация, психосоматическое здоровье и психическое благополучие. Каждый из этих уровней развивается в процессе жизни, что помогает человеку лучше понять себя, мир и свое место в нем. Это дает ему большую свободу выбора для достижения своих целей, творческой деятельности и способов реагирования.Для выявления влияния семейной коммуникации на психологическое благополучие женщины было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Опрос проводился в онлайн формате, респондентам была отправлена ссылка по электронной почте. В качестве респондентов выступили подписчики портала «Мой семейный центр». В рамках исследования были использованы следующие методики: опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) В.В. Юстицкиса и Э.Г. Эйдемиллера, шкала психологического благополучия РиффИз результатов диагностики следует, что у 33% женщин, общающихся с детьми, наблюдается сильное положительное отношение к своему ребенку. Такие родители принимают все стороны своего ребенка, уважают его индивидуальность, интересы и потребности. У 43% родителей преобладает средний уровень, а у 24% - низкий. Низкий уровень характеризуется наличием множества отрицательных чувств к ребенку, раздражением и злобой. Такие взрослые считают своего ребенка неудачником и низко оценивают его способности.Изучение состояния психологического благополучия показало следующие выводы. В общей сложности среди опрошенных преобладает средний уровень развития благополучия, который был отмечен у 40% женщин. Высокий уровень был выявлен у 35% женщин, в то же время 25% показали низкий уровень.Также был проведен анализ корреляции для выявления связи между уровнем психологического благополучия женщины и ее отношениями с ребенком. В результате было обнаружено, что чем выше уровень принятия ребенка, тем выше самооценка у женщины. Одновременно, если родители отвергают своего ребенка, это может привести к низкой самооценке у женщины. Также было выявлено, что чем выше уровень кооперации между женщиной и ребенком, тем выше уровень ее психологического благополучия. Наоборот, при низком уровне кооперации, у женщины может быть низкий уровень психологического благополучия. Также была обнаружена связь между отношением родителей к неудачам ребенка и уровнем их психологического благополучия. Чем больше родители считают своего ребенка неудачником, тем ниже уровень их психологического благополучия. Кроме того, было выявлено, что семьи, где преобладают стили воспитания «Эмоциональное отвержение», «Гипопротекция» и «Жестокое обращение», чаще имеют женщин с низким уровнем психологического благополучия.Из проведенного исследования можно сделать выводы о том, что существует важная связь между отношениями родителей и детей и уровнем психологического благополучия женщины. В семьях, где у женщин низкий уровень психологического благополучия, часто наблюдается игнорирование интересов ребенка и отсутствие веры в его способности и возможности со стороны родителей. Такие родители чаще воспринимают ребенка как неудачника и не уделяют должного внимания его потребностям.Исследование показало, что хорошие отношения между родителями и детьми оказывают положительное влияние на позитивное отношение к себе и своему развитию, а также на цели и независимость в жизни. Также выявлена обратная связь между общением в семье и независимостью. Однако не было обнаружено статистически значимой связи между коммуникативными навыками и управлением окружающей средой, личностным ростом и целями в жизни.На основании полученных результатов исследования были разработаны рекомендации по развитию коммуникативных способностей женщины для построения эффективного взаимодействия в семье в том числе и при общении с детьми.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБатурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 4-13.Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности/ С.А. Водяха // Дискуссия. – 2012. – № 2. – С. 132-138.Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сиб. психол. журн. – 2005. – № 21. – С. 142–147Воронина М.Е. Взрослые дочери и стареющие родители: особенности отношений / М.Е. Воронина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – № 2. – С. 84–89.Воронина М.Е. Отношение женщины среднего возраста к родителям в контексте её психологического благополучия [Электронный ресурс] / М.Е. Воронина // Психологические проблемы современной семьи: Сб. тез. VI Межд. науч. конф. / под ред. О. А. Карабановой и др. (Москва–Звенигород–Екатеринбург, 30 сентября — 4 октября 2015 г.). – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25742288Гавриченко О.В. Особенности переживания психологического благополучия у женщин разного возраста / О.В. Гавриченко, Д.А. Семенова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2023. – №1. – С. 50-69 Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - Т.3. - № 3. - с.36-42. Данилова М.А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни / М.А. Данилова, Е.А. Тарасенко // Форум молодых ученых. – 2019. – №4 (32). – С. 285-289Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93.Кислицына О.А. Измерение качества жизни и благополучия: международный опыт / О.А. Кислицына. – М. : Институт экономики РАН, 2016. – 62 с.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2016. – 343 с.Мороз Т.С. Особенности психологического благополучия женщин в период средней взрослости / Т.С. Мороз, Ю.В. Федоренко, М.В. Достойнова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6(67). – С. 408–410Овсяник О.А. Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости: дисс. …д-ра психол. Наук / О.А. Овсяник. – М.: МГУ, 2013. – 398 с.Орлова Д.Г. Психологическое благополучие в структуре индивидуальности: интегративный подход / Д.Г. Орлова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 57 с. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) / Д.Г. Орлова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2015. -№ 1. - с.28-36. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая; Волгоградский институт управления -филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2016. – 168 с.Павлоцкая Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности / Я.И. Павлоцкая // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Издат. дом "Академия естествознания, 2015. - № 1 (часть 1). - с.15-44. Полушкина И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышения субъективной оценки качества жизни безработным: автореф. дис. … канд. психол. Наук / И.В. Полушкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Полякова В.В. Коммуникативное взаимодействие в семье после рождения ребенка / В.В. Полякова // Социальная философия и социология. – 2018. – С. 144-153Прохоров А.О. Пространственно-временная организация психического состояния / А.О. Прохоров // Ученые записки Казанского государственного университета, серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Т. 150. – Кн. 3. – С. 114-128.Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 201. – 440 с.Слепова О.А. Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери / О.А. Слепова // Молодой ученый. – 2023. – № 23 (470). – С. 463-466Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицир. вариант интерперсон. диагностики Т. Лири : Метод. Руководство / Л.Н. Собчик. – М.: Б. и., 1990. – 46 с. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. канд. психол. Наук / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 16 с.Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.Шамионов Р.М. Методика диагностики субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова // Психологические исследования. – 2018. – № 60. – С.8.Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.Д. Фесенко// Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-121.Яремчук С.В. Удовлетворенность разными сферами жизни у жителей Дальнего Востока / С.В. Яремчук // Качество жизни в современной России: Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (1 марта 2011 г.) / под ред. М. Д. Узлова. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2011. Harwas-Napierala B. Komunikacja interpersonalna w rodzinie. – Poznan: Wydawnictwo naukowe UAM, 2008. – p.61Johnson MD, Lavner JA, Mund M, et al. Within-couple associations between communication and relationship satisfaction over time. Pers Soc Psychol Bull. – 2022. – № 48(4). – P. 534-549Kazmierczak M., Plopa M. Kwestionariusz komunikacji malzenskiej. – Warszawa: Vizja, 2008.Lavner JA, Karney BR, Bradbury TN. Does couples’ communication predict marital satisfaction, or does marital satisfaction predict communication?: couple communication and marital satisfaction // Journal of Marriage and Family. – 2016. – № 78(3). – P.680-694Ryan R. On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eu-daimonic Well-Being // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52 (1). – Р. 141-166.Ryff C.D. Eudamonic well-being, inequality, and health: Recent finding and future directions // International Review of Economics Springer. – 2017. – Vol. 64, № 3. – Р. 159-178.Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – P. 719-727.Selcuk E, Stanton SCE, Slatcher RB, Ong AD. Perceived partner responsiveness predicts better sleep quality through lower anxiety // Social Psychological and Personality Science. – 2017. – №8(1). – P.83-92


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батурин Н.А. Теоретическая модель личностного благополучия / Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова // Вестник ЮУрГУ. – 2013. – Т. 6. – № 4. – С. 4-13.
2. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности/ С.А. Водяха // Дискуссия. – 2012. – № 2. – С. 132-138.
3. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сиб. психол. журн. – 2005. – № 21. – С. 142–147
4. Воронина М.Е. Взрослые дочери и стареющие родители: особенности отношений / М.Е. Воронина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – Т. 22. – № 2. – С. 84–89.
5. Воронина М.Е. Отношение женщины среднего возраста к родителям в контексте её психологического благополучия [Электронный ресурс] / М.Е. Воронина // Психологические проблемы современной семьи: Сб. тез. VI Межд. науч. конф. / под ред. О. А. Карабановой и др. (Москва–Звенигород–Екатеринбург, 30 сентября — 4 октября 2015 г.). – Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25742288
6. Гавриченко О.В. Особенности переживания психологического благополучия у женщин разного возраста / О.В. Гавриченко, Д.А. Семенова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2023. – №1. – С. 50-69
7. Голубева Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - Т.3. - № 3. - с.36-42.
8. Данилова М.А. Психологическое благополучие личности: понятие и основные уровни / М.А. Данилова, Е.А. Тарасенко // Форум молодых ученых. – 2019. – №4 (32). – С. 285-289
9. Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93.
10. Кислицына О.А. Измерение качества жизни и благополучия: международный опыт / О.А. Кислицына. – М. : Институт экономики РАН, 2016. – 62 с.
11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2016. – 343 с.
12. Мороз Т.С. Особенности психологического благополучия женщин в период средней взрослости / Т.С. Мороз, Ю.В. Федоренко, М.В. Достойнова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 6(67). – С. 408–410

13. Овсяник О.А. Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости: дисс. …д-ра психол. Наук / О.А. Овсяник. – М.: МГУ, 2013. – 398 с.
14. Орлова Д.Г. Психологическое благополучие в структуре индивидуальности: интегративный подход / Д.Г. Орлова. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 57 с.
15. Орлова Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) / Д.Г. Орлова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2015. -№ 1. - с.28-36.
16. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие и социально-психологические характеристики личности: монография / Я.И. Павлоцкая; Волгоградский институт управления -филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС. – Волгоград: Издательство Волгоградского института управления - филиала РАНХиГС, 2016. – 168 с.
17. Павлоцкая Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности / Я.И. Павлоцкая // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Издат. дом "Академия естествознания, 2015. - № 1 (часть 1). - с.15-44.
18. Полушкина И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышения субъективной оценки качества жизни безработным: автореф. дис. … канд. психол. Наук / И.В. Полушкина. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009.
19. Полякова В.В. Коммуникативное взаимодействие в семье после рождения ребенка / В.В. Полякова // Социальная философия и социология. – 2018. – С. 144-153
20. Прохоров А.О. Пространственно-временная организация психического состояния / А.О. Прохоров // Ученые записки Казанского государственного университета, серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Т. 150. – Кн. 3. – С. 114-128.
21. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия / М. Селигман. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 201. – 440 с.
22. Слепова О.А. Психологическое благополучие женщины и особенности её отношения к матери / О.А. Слепова // Молодой ученый. – 2023. – № 23 (470). – С. 463-466
23. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицир. вариант интерперсон. диагностики Т. Лири : Метод. Руководство / Л.Н. Собчик. – М.: Б. и., 1990. – 46 с.
24. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореф. дис. канд. психол. Наук / П.П. Фесенко. – М., 2005. – 16 с.
25. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие / А.Б. Хромов. – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
26. Шамионов Р.М. Методика диагностики субъективного благополучия личности / Р.М. Шамионов, Т.В. Бескова // Психологические исследования. – 2018. – № 60. – С.8.
27. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.Д. Фесенко// Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С. 95-121.
28. Яремчук С.В. Удовлетворенность разными сферами жизни у жителей Дальнего Востока / С.В. Яремчук // Качество жизни в современной России: Материалы Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (1 марта 2011 г.) / под ред. М. Д. Узлова. – Пермь: Пермский гос. ун-т, 2011.
29. Harwas-Napierala B. Komunikacja interpersonalna w rodzinie. – Poznan: Wydawnictwo naukowe UAM, 2008. – p.61
30. Johnson MD, Lavner JA, Mund M, et al. Within-couple associations between communication and relationship satisfaction over time. Pers Soc Psychol Bull. – 2022. – № 48(4). – P. 534-549
31. Kazmierczak M., Plopa M. Kwestionariusz komunikacji malzenskiej. – Warszawa: Vizja, 2008.
32. Lavner JA, Karney BR, Bradbury TN. Does couples’ communication predict marital satisfaction, or does marital satisfaction predict communication?: couple communication and marital satisfaction // Journal of Marriage and Family. – 2016. – № 78(3). – P.680-694
33. Ryan R. On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eu-daimonic Well-Being // Annual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52 (1). – Р. 141-166.
34. Ryff C.D. Eudamonic well-being, inequality, and health: Recent finding and future directions // International Review of Economics Springer. – 2017. – Vol. 64, № 3. – Р. 159-178.
35. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – P. 719-727.
36. Selcuk E, Stanton SCE, Slatcher RB, Ong AD. Perceived partner responsiveness predicts better sleep quality through lower anxiety // Social Psychological and Personality Science. – 2017. – №8(1). – P. 83-92