Духовный путь Нехлюдова в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Л.Н. ТОЛСТОГО К СОЗДАНИЮ ОБРАЗА ДМИТРИЯ НЕХЛЮДОВА 6
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ПАДЕНИЯ ДМИТРИЯ НЕХЛЮДОВА. 11
ГЛАВА 3. ПУТЬ НЕХЛЮДОВА К ДУХОВНОМУ ПЕРЕРОЖДЕНИЮ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Источники 25
Список литературы 25
ГрехНехлюдова заключается в соблазнениеневиннойКатюшиМасловой. Это непростоошибкамолодости,атяжкийгрех,которыйотравляетжизньгероянадолгиегоды.ВстречаснейвсудезаставляетНехлюдоваосознатьглубинусвоегопадения.Также присутствует фактор покаянияиискупления за совершенный главным героем грех. ВесьдальнейшийпутьНехлюдова—этопопыткаискупитьсвоювинупередКатюшейиБогом [Густафсон, 2003: 216].Онотказываетсяотпривилегий,ищетсправедливостидляМасловой,пытаетсяжитьпозаповедямХриста. Сама Катюшатакжепроходитсложныйпутьотгреха(убийство,хотьинепреднамеренное)кпокаяниюипрощению.Встречасполитическимиссыльными,читающимиЕвангелие,пробуждаетвнейдуховность. Мотив любви к ближнему. Толстойпротивопоставляетложную,эгоистичнуюлюбовьвысшегосветаистинномухристианскомучувству—любвикближнему,милосердию,состраданию.ОтношенияНехлюдоваиКатюши—этонетолькоисториялюбвимужчиныиженщины,ноисимволстремлениякнравственномуидеалу,кхристианскомувсепрощению [Масолова, 2015:62].Мотив прощения и милосердия. В данном случае речь идет о совершенно библейском шаге - отказе от мести. Нехлюдов,осознавсвоювину,нестремитсяктому,чтобыегопростили.ОнготовнестиответственностьзасвоипоступкиинедержитзланаКатюшузаееотказ.Вроманепоказано,чтотолькопрощениеимилосердиеспособныразорватьпорочныйкругстраданийизла [Густафсон, 2003: 220-221].Евангельские мотивы и образы выражают, в том числе, в самом названии романа. Название"Воскресение"напрямуюотсылаеткглавномусобытиюхристианскойверы—воскресениюХриста,символизируядуховноепреображениегероев. ВтекстероманамногоцитатизЕвангелия,аллюзийнабиблейскиесюжеты.Важноотметить,чтоТолстойвэтотпериодсвоейжизнипереживалглубокийдуховныйкризисиотвергалдогматыофициальнойцеркви.Егорелигиозныеисканиявылилисьвсозданиесобственногоучения—толстовства,основанногонаидеяхнравственногосамосовершенствованияибезусловнойлюбвикближнему.Поэтомурелигиозныемотивыв"Воскресении"необходиморассматриватьвконтекстеэтихисканийифилософскихвзглядовписателя.В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: «Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время ... все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его”. Выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Нехлюдова, — Евангелием. Он приходит к убеждению, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, — признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей [Яндиева, 2021, 19]. Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: «Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны...»(Толстой: 523). Нехлюдов пережил перемену, знакомую многим, кто стремится к духовной жизни. Мысль, казавшаяся поначалу странной, даже нелепой, постепенно, находя всё больше подтверждений, превратилась для него в незыблемую истину. Он осознал, что единственный путь к спасению от зла — признать собственную греховность перед Богом и отказаться от права судить и наказывать других. Теперь Нехлюдову стало ясно, что чудовищная несправедливость, царящая в тюрьмах, и самодовольная уверенность тех, кто творитзло, проистекают изоднойроковойошибки:стремленияисправлятьзло злом.Люди порочныевзялисьисправлятьподобных себе,полагаясьнасилуинаказание.Результатжеплачевен:те,ктосделализнаказанияпрофессию,самипогрязливпороке,развращаятех,когодолжныбылинаставитьнапутьистинный.Ответ,которыйтакдолгоискалНехлюдов,оказалсяпростисложенодновременно:нужнопрощать. Прощатьвсегдаивсех,бесконечно,ибонетниодногобезгрешного,ктовправебылбысудитьдругого.«Неужели всё так просто?» — эта мысль не давала покоя Нехлюдову.И всё же,как ни странно это было для человека, привыкшего к совсем инымпорядкам,именновэтойпростотекрыласьистина,причемистинанетолько теоретическая,ноипрактическая.Возражение,котороеещенедавноказалосьемурезонным —акак жебытьсозлодеями,неужелиоставитьихбезнаказанными? —теперьутратилосвоюубедительность.Ведьнаказаниенетольконеостанавливаетпреступников,нолишьумножаетихчисло,развращаяитех,ктоподвергаетсяказни,итех,ктоеевершит.Судьи,прокуроры,тюремщики—всеони,погрязнуввэтомкровавомфарсе,самистановятсяпреступниками. Сталоочевидно:обществодержитсяненастрахенаказания,аналюбвиисострадании,которые,ксчастью,ещенедоконцаутраченылюдьми.Именноэтичувства,анеузаконенноенасилие,являютсяистиннымфундаментом«человеческогообщежития» [Андреева, 2020: 81].Открытый финал "Воскресения" – это не просто художественный прием, а важное составляющееавторского замысла,вызывающееу читателясложныеипротиворечивыечувства,нонедающееготовыхответов. Подобный финал позволил автору использовать такие смысловые приемы как:Незавершенность пути. ФиналромананеставитточкувисторииНехлюдова.Мывидим,чтоонсильноизменился,прошелглубокоенравственноепреображение,ноегопутьнезакончен.Онвсеещевпоиске,вдвижении,ипереднимстоятновыевопросыизадачи.Толстойсловноговоритнам,чтодуховноеразвитие—этонеконечнаяцель,абесконечныйпроцесс. Правочитателянасотворчество.Открытыйфиналдаетчитателювозможностьсамостоятельнододуматьсудьбугероев,представить,каксложитсяихжизньдальше.ПриметлиКатюшаНехлюдова?Найдётлионсвоеместовжизни,сможетлиреализоватьсвоистремления?Толстойненавязываетнамсвоеговидения,онприглашаеткдиалогу,ксовместномуосмыслениюпрочитанного.Символнеопределенностижизни. Жизньнепредсказуема,идажепереживдуховноепреображение,человекнеполучаетгарантийсчастьяиуспеха.Открытыйфинал"Воскресения"—этоещеинапоминаниеотом,чтожизнь—этонесказкасхеппи-эндом,асложныйичастотрагическийпуть,полныйиспытанийинеожиданныхповоротов.Надеждана"воскресение".Несмотрянавсюнеопределенностьфинала,онвсеженеявляетсябезысходным.Втом,чтоНехлюдовнеостановилсянадостигнутом,апродолжаетискатьсвойпуть,естьвераввозможностьдуховногороста,всилучеловеческогодуха.Именноэтавераидаетназваниеромануинаполняетегоособым,хотьигорьким,оптимизмом.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что Дмитрий Иванович Нехлюдов - главный герой романа Льва Толстого «Воскресение», сложно эволюционирующий персонаж, проходящий извилистый духовный путь от легкомысленного аристократа до человека, стремящегося к нравственному очищению.Можно говорить о том, что Нехлюдов – это, по сути,альтер эго самого Толстого.Внем отраженысобственные духовные искания писателя,егопуть отжизни, полнойсомнительныхудовольствий,кнравственномупросветлению.Нехлюдов—живойпримертого,какчеловек,осознавнесостоятельностьпрежнейжизни,начинаетискатьистинуисмыслсуществования.В начале романа Нехлюдов предстает типичным представителем своего класса: богат, знатен, ведет праздную жизнь, не обремененную моральными дилеммами. Он искренне верит в свою порядочность, не замечая пропасти между своими либеральными идеями и реальными поступками. Переломным моментом в жизни Нехлюдова становится случайная встреча в суде с Катюшей Масловой, которую он узнает в обвиняемой. Много лет назад он соблазнил невинную девушку, что и привело к ее трагической судьбе.Осознание своей вины перед Катюшей переворачивает мир героя.Нехлюдовначинает мучительный путь самоанализа. Он понимает, насколько лицемерной и безнравственной была его прежняя жизнь.Богатство, положение в обществе,пустые светские развлечения — все этотеперькажетсяемуничтожнымигрязным.Он пытаетсяискупить свою вину перед Катюшей, предлагая ей брак, добиваясь смягчения приговора. ОднакоКатюшаотвергаетегожертву. ПостепенноНехлюдовприходиткидеямтолстовства: отказуотнасилия,братствулюдей,служениюближнему.Онменяетсвойобразжизни,отрекаетсяотпривилегийсвоегосословия. Финал романаоставляетвопрособудущемНехлюдоваоткрытым. Однако данный финалнеявляетсябезысходным.ВдушеНехлюдовапроисходятглубокиеперемены.Онуженетотлегкомысленныйюноша,какимбылвначале.Онобрелнравственнуюопорувжизни,началжитьвсоответствиисосвоейсовестью.Иэтодаетнадеждунаегодуховноевоскресение.История падения и тюремного заключения Катюши Масловой, ставшая следствием безнравственного поступка Нехлюдова, — это обвинительный акт Толстого в адрес несправедливого общественного устройства России. Писатель показывает, как социальное неравенство, бесправие простых людей, пороки высшего света толкают человека на дно жизни.Несмотря на трагизм отдельных сюжетных линий, "Воскресение" — это роман о возможности духовного преображения. Нехлюдов, пройдя через ряд испытаний и ошибок, приходит к пониманию истинных ценностей и обретает новый смысл жизни. ОбразНехлюдова—одноизвершинныхдостиженийТолстого-психолога. Этоживой,противоречивыйперсонаж,которыйнасвоемпутикистинесовершаетошибки,сомневается,падаетивновьподнимается.СпецификадуховногопутиНехлюдоваделаетегообразобъёмнымиреалистичным.Онблизокипонятенсовременномучеловеку,такжеищущемусвоеместовмире,стремящемусякнравственномусовершенствованиюисправедливости.ИсточникиТолстой Л.Н. Воскресение: роман. М.: Эксмо, 2022. – 572 с.Список литературыАндреева В.Г. Особенности воплощения семейной темы в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Верхневолжский филологический вестник, №11-2, 2020, С. 11-16 (а)Андреева В.Г. Мотив пути и образ путешественника в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Верхневолжский филологический вестник, №1, 2022, С. 38-44 (а)Андреева В.Г. Национальная катастрофа и кризис человечества в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». Кострома: КГУ, 2020. – 107 с. (б)Андреева В.Г. Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский: монография. Кострома: КГУ, 2022. – 511 с. (б)Билинкис Я.С. О творчестве Л. Н. Толстого: Очерки. Л.: Сов. Писатель, 1959. – 414 с.Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак: Теология и худож. творчество Льва Толстого. – СПб.: Акад. проект, 2003. – 476 с.Дмитриевская И.В. Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека: монография. М.: Флинта, 2013. – 352 с.Масолова Е.А. Евангельский текст в романе Л. Толстого «Воскресение»// Проблемы исторической поэтики, №5, 2015. С. 60-64Масолова Е.А. Мифопоэтическая образность романа Толстого «Воскресение»// Культура и текст, №4, 2012. С. 55-59Масолова Е.А. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: социальный, христианский и мифопоэтический дискурс. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2014. – 218 с.Мелешко Е.Д. Зло в романе Л. Н. Толстого «Воскресенье»// Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, №5(43), 2014, С. 99-104Мышковская Л.М. Л. Толстой. Работа и стиль. М.: Просвещение, 2019. – 298 с.Яндиева Л.И. Образ Дмитрия Нехлюдова, в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»// Вестник науки, №2(35) , 2021, С. 18-22Яндиева Л.И. Образ Катюши Масловой в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Вестник науки, №2(35), 2021, С. 15-18Яндиева Л.И. Пробуждение сознания в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»// Вестник науки, №2(35), 2021, С. 22-27
1. Толстой Л.Н. Воскресение: роман. М.: Эксмо, 2022. – 572 с.
Список литературы
1. Андреева В.Г. Особенности воплощения семейной темы в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Верхневолжский филологический вестник, №11-2, 2020, С. 11-16 (а)
2. Андреева В.Г. Мотив пути и образ путешественника в романе Л. Н. Толстого «Воскресение» // Верхневолжский филологический вестник, №1, 2022, С. 38-44 (а)
3. Андреева В.Г. Национальная катастрофа и кризис человечества в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». Кострома: КГУ, 2020. – 107 с. (б)
4. Андреева В.Г. Феномен эпического романа в русской литературе второй половины XIX века: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский: монография. Кострома: КГУ, 2022. – 511 с. (б)
5. Билинкис Я.С. О творчестве Л. Н. Толстого: Очерки. Л.: Сов. Писатель, 1959. – 414 с.
6. Густафсон Ричард Ф. Обитатель и чужак: Теология и худож. творчество Льва Толстого. – СПб.: Акад. проект, 2003. – 476 с.
7. Дмитриевская И.В. Метафизика злого сердца: проблема онтологизации зла в бытии мира и человека: монография. М.: Флинта, 2013. – 352 с.
8. Масолова Е.А. Евангельский текст в романе Л. Толстого «Воскресение» // Проблемы исторической поэтики, №5, 2015. С. 60-64
9. Масолова Е.А. Мифопоэтическая образность романа Толстого «Воскресение» // Культура и текст, №4, 2012. С. 55-59
10. Масолова Е.А. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение»: социальный, христианский и мифопоэтический дискурс. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. технического ун-та, 2014. – 218 с.
11. Мелешко Е.Д. Зло в романе Л. Н. Толстого «Воскресенье» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, №5(43), 2014, С. 99-104
12. Мышковская Л.М. Л. Толстой. Работа и стиль. М.: Просвещение, 2019. – 298 с.
13. Яндиева Л.И. Образ Дмитрия Нехлюдова, в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Вестник науки, №2(35) , 2021, С. 18-22
14. Яндиева Л.И. Образ Катюши Масловой в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Вестник науки, №2(35), 2021, С. 15-18
15. Яндиева Л.И. Пробуждение сознания в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» // Вестник науки, №2(35), 2021, С. 22-27