«Роль эмоций в формировании личности на примере подростков».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 32 32 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Понятие, классификация и виды эмоций. 5
Глава 2. Влияние эмоций на формирование личности подростков 18
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Они с энтузиазмом включаются в социальную жизнь, но в тоже время любят быть в одиночестве. Они очень ранимы, но сами могут причинять другим боль не задумываясь об этом и не чувствуя вины. Их настроение может колебаться между несокрушимым оптимизмом и самым беспросветным пессимизмом [16].М.П. Якобсон писал, что общее личностное развитие подростка, расширение круга его интересов, развитие осознанности, новый опыт взаимодействия с ровесниками, в итоге, ведут к формированию общественно ценных побуждений и переживаний [20].Подросток при виде горя других людей, острее испытывает сочувствие, он способен абсолютно бескорыстно отказаться от чего-либо представляющего для него ценность ради блага другого человека. Подросток в отличие от других возрастных этапов абсолютно захвачен нахлынувшими переживаниями, связанными с такими понятиями как добро, сочувствие, способность жертвовать своими потребностями и запросами ради окружающих людей.В. С. Мухина, проведя много исследований детей подросткового возраста, пришла к выводу, что кризис подросткового возраста только обогащает ребенка новыми знаниями и переживаниями, о которых он даже и не смел, подозревать в дошкольном возрасте. Подросток посредством собственных душевных страданий обогащает свою мотивационно-эмоциональную сферу, проходя сложную школу идентификации со своим «Я» и с ровесниками. В этом возрасте он в первый раз овладевает опытом целенаправленного обособления [10].Если подростку задать вопрос о том, как он принимает решения в обычной жизни, то, чаще всего, он замнется, испытывая трудности при ответе, и расскажет о том, что, общаясь с родителями по этому вопросу, приходится с ними конфликтовать.М.П. Якобсон отмечает, что мальчики больше желают быть эмоционально независимыми от родителей, чем девочки. «При неблагоприятных условиях формирования личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями, неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка» [20]. Эмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Именно поэтому они становятся объектом непрерывного, пристального психолого-педагогического изучения. Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости для индивида воздействующих на него факторов, которые в последствие выражаются в форме удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей. С точки зрения отечественных педагогов и психологов различные формы переживания чувств образуют в совокупности определенные эмоциональные состояния человека. Воля является сознательным регулированием личностью собственного поведения и своей деятельности, которое выражается в умении преодолевать, как внутренние, так и внешние затруднения при осуществлении целенаправленных поступков и действии. В общей психологии несколько подходов к пониманию воли: воля как волюнтаризм; воля как свободный выбор; воля как произвольная мотивация; воля как долженствование; воля как психическая регуляция и контроль за действием. Волевая регуляция – это способность мобилизации само себя, фокусировании своего внимании в избранном направлении. В общей психологии существует несколько взглядов на волевую регуляцию: волевая регуляция зависит от силы мотива; волевая регуляция как борьба мотивов; изменение смысла действия; эмоционально-волевая регуляция; волевая регуляция - это самостоятельное волевой свойство. Главной функцией волевой регуляции является усиление эффективности процесса деятельности.В подростковом возрасте происходит бурное развитие эмоциональной сферы, поэтому, прежде всего, следует обращать внимание на анализ изменений, которые связанны с ростом эмоциональной напряженности самосознания в этот период. Главным образованием в сфере переживаний подростка становится «чувство взрослости». Оно проявляется, как переживание в готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, подростки стремятся к самостоятельности, к желанию продемонстрировать свою взрослость, пытаются добиваться того, чтобы взрослые уважали их личность, учитывали их мысли и взгляды. Эмоции особенно влияют на всю жизнь человека. Разные люди могутиспытывать одну и туже эмоции по–разному. Они могут оказывать влияниене только на настроение, эмоциональное состояние человека, но и на другиесистемы организма.Эмоции и восприятие. Эмоции являются мотивационным состояниемчеловека, оказывающие влияние на восприятие. Оптимист воспринимаетокружающий мир с радостью, пессимист склонен к страданию и грусти.Эмоции и познавательные процессы. Эмоции влияют на память,воображение, мышление. Под воздействием эмоций индивид способенневерно истолковать окружающую его реальность. Тут и реализуется эффект«суженого зрения» восприятия. Испугавшийся человек способен не такпонять то, что происходит, в состоянии гнева он предрасположен создаватьотрицательные мнения [23].Эмоции и действия. Эмоции влияют на ход учебной и трудовойдеятельности. Если человек реально заинтересован в исследуемой теме, тоесть все шансы, что они изучить ее более глубоко. Если же желание учитьсяотсутствует, то он всяческим образом будет отлынивать от занятий.Эмоции и сознание. Эмоции являются особым состоянием человека,которые принято рассматривать в отдельности от всех других проявлений.Английский исследователь Г. Спенсер [14], давая характеристику«центральным» эмоциям, уточнил, что их возникновение и завершение повремени сопоставительно не указаны, у них нет конкретногоместоположения в пространстве. Их не ограничивают предшествующие идальнейшие состояния сознания, у них нет точных рамок друг с другом.Эмоции оказывают непосредственное влияние на развитие личности.Проанализировав пропорции эмоций и формирования индивида, нужноучесть два важных фактора [11].Первый фактор говорит о том, что эмоции – генетическиепредрасположенности субъекта в эмоциональной области. Особую роль вусваивании эмоциональных черт играет генетический строй личности.Второй фактор – это персональный опыт индивида, которыйпринадлежит к эмоциональной области, в частности специальные методыпроявления эмоций и поведение, которое определено этими же эмоциями.Чувство побуждает к действиям, которые направлены на утолениепотребностей индивида. Чувства являются признаком того, как именноосуществляется ход утоления разного рода потребностей.Положительные эмоциональные состояния говорят о том, чтоосуществляются востребованные для человека процессы, удовлетворение егопотребностей (удовлетворение, удивление и т.п.). И напротив,неудовлетворенность потребностей выражается в виде негативных эмоций(стыд, страх, гнев и т.п.).Подростковый возраст имеет большое значение дляформирования сферы эмоций личности. Можно утверждать, что это своегорода «критический» возраст, потому что в этот период укладываетсяфундамент эмоциональной жизни индивида, который станет базой егоэмоциональности в будущем.Эмоции влияют на жизненный путь. Та же самая эмоция по-разномупроживается другими людьми, и конкретным индивидом в различныхситуациях. Эмоции влияют на все без исключения системы личности, субъекта в общем.В реалиях нашей жизни, эмоции играют важную роль для самоопределения индивида. С помощью эмоций индивид может почувствовать себя, к примеру «Победителем», которому все невзгоды по плечу, «Не победителем» который живет ради малейшего результата, поскольку не ставит значимых целей, и довольствуется тем, что случайно встречается на его пути. «Неудачником», который в большинстве случаев не способен меняться, оказавшись под влиянием большого количества негативных эмоций и опасностей. Сказать, что появляется раньше, эмоциональная установка с положительными или отрицательными гранями, либо сам жизненный сценарий, довольно сложно, поскольку эмоция сама по себе, может нести для структуры личности, как и положительный результат, так и отрицательный, причем не всегда негативные эмоции оказывают разрушительный, либо негативный эффект. Например, страх помогает в нужный момент уйти от опасностей, ограждал, не давал делать глупостей тем самым заставив начать думать, хотя данные примеры применимы только к «Победителям» и в меньшей степени «Не победителям». В случае эмоций и жизненного сценария самое важное то, как подросток себе представляет желаемую эмоцию, желаемый сценарий, то, что он собирается с ним делать, если он начнёт происходить в данный момент. Таким образом, эмоциональная установка – это готовность и способность определеннымобразом реагировать на различные ситуации и априорно их оценивать.Эмоциональные установки формируются на базе эмоциональных ориентацийи общей эмоциональной направленности личности. Общая эмоциональнаянаправленность личности является важной ее характеристикой.Эмоциональные установки могут проявляться определенным образом,в соответствии с бессознательным ориентиром, соответственно ониоказывают своё влияние на жизненный сценарий [19].В вязи с этим можно заключить, что неотреагированные эмоции становятся непосредственной причиной невротических состояний ребенка и в дальнейшем определяют его взрослые проблемы. Эмоциональную реакцию ребенка вызывают факторы, связанные с удовлетворением его актуальных потребностей, а несвоевременное удовлетворение или фрустрация этих потребностей в сензитивные для развития определенных функций периоды накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека.ЗаключениеЭмоции являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Именно поэтому они становятся объектом непрерывного, пристального психолого-педагогического изучения. Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости для индивида воздействующих на него факторов, которые в последствие выражаются в форме удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей. С точки зрения отечественных педагогов и психологов различные формы переживания чувств образуют в совокупности определенные эмоциональные состояния человека.В подростковом возрасте происходит бурное развитие эмоциональной сферы, поэтому, прежде всего, следует обращать внимание на анализ изменений, которые связанны с ростом эмоциональной напряженности самосознания в этот период. Главным образованием в сфере переживаний подростка становится «чувство взрослости». Оно проявляется, как переживание в готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, подростки стремятся к самостоятельности, к желанию продемонстрировать свою взрослость, пытаются добиваться того, чтобы взрослые уважали их личность, учитывали их мысли и взгляды. В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют, как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное. Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность. Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым. Список использованных источниковВербина Г.Г. Психология эмоций: учеб.пособие. - Чебоксары, 2008. - 308 с.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Астрель, 2000. - 265 с.Володина В.В., Доценко М.И. Изучение факторов, влияющих на эмоциональное состояние подростков URL: https://school-science.ru/17/1/51382?ysclid=lx1zkulzvr739190308Воронова И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 110-111. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - №9. – С. 1-18.Дурсунова А.И., Гайфуллина Н.Г. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 80-80.Еременко А.В., Морозова Е.Н. Роль эмоций в личностном развитии подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. - №9.- С. 324-328.Игнатович С.С., Магдалинова Ю.Д., Мамбеталина А.С. Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков // - 2023. - № 1-2. - С. 170-191.Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2013. – 461 с.Изотова Е.И. Эмоциональная сфера дитя. М.: Академия, 2004. 288 с.Ильин Е. П. Эмоции и чувства— Спб.: Питер, 2001. — 752 с.Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — пб.: Питер, 2008. — 177с.Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, Урал.гос. лесотехн. ун-т, 2007. – 68с.Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с. Константинова М.Н., Михалева А.Б. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15325 (дата обращения: 05.06.2024).Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. –Спб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.Липунова О.В. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7831 (дата обращения: 05.06.2024).Липунова О.В. ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (дата обращения: 05.06.2024).Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - №9. – С. 23-29.Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с. Терещенко Е.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭМОЦИЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки. – 2020. - № 9. – С. 35-40.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.

Список использованных источников

1. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Астрель, 2000. - 265 с.
3. Володина В.В., Доценко М.И. Изучение факторов, влияющих на эмоциональное состояние подростков URL: https://school-science.ru/17/1/51382?ysclid=lx1zkulzvr739190308
4. Воронова И. О. Особенности эмоциональной сферы подростков / // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 110-111.
5. Гурьев М.Е. Сущность и структура эмоциональной сферы личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - №9. – С. 1-18.
6. Дурсунова А.И., Гайфуллина Н.Г. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 80-80.
7. Еременко А.В., Морозова Е.Н. Роль эмоций в личностном развитии подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. - №9.- С. 324-328.
8. Игнатович С.С., Магдалинова Ю.Д., Мамбеталина А.С. Психологические особенности развития эмоциональной сферы подростков // - 2023. - № 1-2. - С. 170-191.
9. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2013. – 461 с.
10. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера дитя. М.: Академия, 2004. 288 с.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства — Спб.: Питер, 2001. — 752 с.
12. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. — пб.: Питер, 2008. — 177с.
13. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437.
14. Киселева Л. А., Помазуева Т. Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007. – 68 с.
15. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Книга по требованию, 2012. - 176 с.
16. Константинова М.Н., Михалева А.Б. ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15325 (дата обращения: 05.06.2024).
17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
18. Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.
19. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – Спб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с.
20. Липунова О.В. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СТРУКТУРЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7831 (дата обращения: 05.06.2024).
21. Липунова О.В. ЭМОЦИИ, ПОВЕДЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15507 (дата обращения: 05.06.2024).
22. Лупиногина Е.Н. Эмоциональная сфера личности как предмет психолого-педагогического исследования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - №9. – С. 23-29.
23. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Спб.: Питер, 2012. – 816 с.
24. Терещенко Е.Ю. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭМОЦИЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки. – 2020. - № 9. – С. 35-40.
25. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.