Страхование на случай временной нетрудоспособности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 32 32 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 17.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Общие положения о социальном страховании на случай временной нетрудоспособности 5
1.1 Понятие и содержание социального страхования на случай временной нетрудоспособности 5
1.2 Страхование на случай нетрудоспособности в системе социального страхования 9
Глава 2. Правовое положение субъектов социального страхования на случай временной нетрудоспособности 15
2.1 Правовое положение страхователя 15
2.2 Правовое положение застрахованного лица 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Понятие трудового договора, как документа, в котором закреплена основа трудовых отношений, содержится в статье 56 Трудового кодекса РФ, в силу которой трудовой договор рассматривается в качестве соглашения между работником и работодателем. Условиями договора длины быть закреплены права и обязанности его сторон. Так, работник должен выполнять трудовые функции лично в интересах работодателя, под его контролем, при этом на работника возложена обязанность соблюдать правила трудового распорядка. Работодатель же предоставляет работнику работу, соответствующую договору, выплачивает заработную плату, а также обеспечивает условия труда, которые должны соответствовать положениям закона и локальным актам, принятым у работодателя. Следует согласиться с Л.А. Чикановой, А. Ф. Нуртдиновым, утверждающим, что реализация обязанности работника по выполнению трудовых функций в интересах работодателя и под его контролем, часто становиться причиной дискуссий относительно установления факта трудовых отношений при нарушении норм об обязательности заключения письменного трудового договора. Что касается обязанностей работника, которые затрагивают его правовое положение, как застрахованного лица, то трудовые функции в силу закона им должны выполняться лично, данные обязанности не могут быть переданы привлеченному работником лицу. В связи с указанным законодателем приняты меры, направленные на защиту права работника, в число которых включено право на социальное обеспечение.Таким образом, для того чтобы лицо являлось застрахованным, оно должно соответствовать перечисленным признакам в аспекте трудовых отношений. Однако закон допускает участие в ОСС и лиц, работающих на основании гражданско-правового договора. В соответствии с действующими приведенными положениями закона их разграничение имеет значение. Другой обозначенной проблемой является проблема отсутствия надлежащего четкого закрепления в ст. 2 Закона об ОСС положения застрахованных лиц в части наличия или отсутствия гражданства РФ. Несмотря на то, что в российском законодательстве понятия «гражданин» и «физическое лицо» часто смешиваются и отождествляются, в данном случае такой подход недопустим. Термин «физическое лицо» включает в себя не только граждан России, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Необходимо отметить, что последние прямо названы в диспозиции не всех норм рассматриваемого закона. В то же время выделение иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве отдельного субъекта исследуемых правоотношений целесообразно в связи с предоставляемыми застрахованным лицам кругом прав. В юридической литературе встречаются мнение, в соответствии с которым в качестве субъекта иностранные граждане и лица без гражданства не выделяются. Так, В. Мицкевич делит субъектов на граждан (физических лиц) и разнообразные организации. Такое мнение представляется неверным, даже с оговоркой о том, что под гражданами в нормах закона следует понимать и иностранных граждан, поскольку по смыслу некоторых статей ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» субъектами отношений могут выступать именно граждане России. Гражданство представляет собой один из наиболее важных элементов статуса личности, которым обусловлено отношение определенного индивида к тому или иному государства, дающее ему право на реализацию закрепленных государством возможностей и право на требование исполнение обязанностей со стороны государства. Одновременно гражданство предполагает несение определенных обязанностей, которые, как правило, закреплены законодательно.Понятие «гражданство» тесно связано с понятием «гражданин», которое является одной из центральных категорий в праве, имеющей значение для всех его отраслей. В юридической литературе за основу рассматриваемого понятия берется его легальное определение, содержащееся в ст. 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Так, под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, которая выражается в совокупности прав и обязанностей. Таким образом, основой понятия «гражданство» является связь человека и государства. Также верным представляется мнение, согласно которому физическим лицом является индивид, который наделен гражданской правосубъектностью. То есть, понятие физического лица не предполагает наличие связи человека с каким-либо публичным образованием. Что касается понятий «иностранный гражданин», а также понятия «лицо без гражданства», то определение им дано в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Под иностранным гражданином законодатель понимает физическое лицо, которое не является гражданином России, при этом способно представить доказательства наличия гражданства другого государства. Лицо без гражданства – не гражданин РФ, не имеющий доказательств гражданства другого государства. Кроме того, правовое положение застрахованного лица в отношениях по возмещению вреда, так же, как и работодателя, определяется гражданским законодательством. То ест, правовое регулирование носит смешанный характер. Исходя из норм Закона об ОСС, к числу застрахованных лиц отнесет достаточно определенный перечень, исследованный выше. Если обратиться к иным правовым актам, то в случае, когда речь идет о несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, учитывается, в первую очередь, факт исполнения пострадавшим лицом трудовых функций. То есть, застрахованное лицо в рассматриваемых правоотношениях совпадает с потерпевшим лицом. Данные основания необходимо отразить в законе. Таким образом, действующие нормы ст. 2 закона об ОСС не вполне четко отграничивают права граждан РФ и иных физических лиц как участников ОСС. Проставляется, что предоставление ряда возможностей, обусловленных ОСС, обуславливает необходимость четкого определения перечня и правового положения застрахованных лиц. В связи с изложенным предлагается внести изменения в ст. 2 Закона об ОСС путем разграничения правового положения граждан РФ и иных физических лиц. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то в норме следует сохранить формулировку пункта 1 части 1, дополнив ее указанием на временно пребывающих на территории России физических лиц. ЗаключениеТаким образом, обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности выступает совокупность организационных, экономических и социальных мер, которые образуют систему и сформированы государством. Данные меры направлены на компенсацию утраченного заработка или дополнительных расходов, которые предоставляются гражданам при наступлении предусмотренного законом страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Главной функцией исследуемого вида социального страхования выступает возмещение утраченного заработка в то, который определяется в соответствии с размером утраченного заработка. При этом законодательство сформулировано таким образом, что уровень возмещения для работающих лиц является более высоким, чем уровень, обеспечиваемый исключительно государством.К обязательному социальному страхованию относится страхование части государственной системы социальной защиты населения. Особенностью обязательного социального страхования является страхование работающих граждан от непредвиденного изменения материального или социального положения. В рамках обязательного социального страхования находится пенсионное страхование, медицинское и другие виды страхования.Страхователь является субъектом обязательного социального страхования, при реализации обязанностей которого обеспечивается социальное страхование работников. Государственная политика в данной сфере направлена на обеспечение нормальной жизнедеятельности граждан в случаях непредвиденного изменения материального или социального положения. Обязательное страхование направлено на снижение нагрузки на бюджетные расходы, а также на решение социальных вопросов обеспечения, поскольку представляет собой важную часть социальной государственной системы. Обязательное государственной страхование позволяет привлечь в экономику страны значительные инвестиции.Действующие нормы ст. 2 закона об ОСС не вполне четко отграничивают права граждан РФ и иных физических лиц как участников ОСС. Проставляется, что предоставление ряда возможностей, обусловленных ОСС, обуславливает необходимость четкого определения перечня и правового положения застрахованных лиц. В связи с изложенным предлагается внести изменения в ст. 2 Закона об ОСС путем разграничения правового положения граждан РФ и иных физических лиц. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то в норме следует сохранить формулировку пункта 1 части 1, дополнив ее указанием на временно пребывающих на территории России физических лиц. Список использованных источниковКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Российская газета. 2001. № 256.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. 2006. № 297.Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. № 139.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. - № 6. - 12.01.1993.Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 (ред. от 24.12.2022) «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа» // Собрание законодательства РФ. 25.12.2017. № 52 (Часть I). Ст. 8145.Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 28. Ст. 5121.Приказ ФСС РФ от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда» // СПС Консультант Плюс.Письмо ФСС РФ от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346 «О регистрации самозанятых граждан в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС Консультант Плюс.Приказ Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н (ред. от 13.12.2022) «Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2021.Приказ ФСС РФ от 08.04.2022 № 119 «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.05.2022.Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.Арутюнян Д.Г. Организационно-правовая форма социального обеспечения как обязательный атрибут социального государства // Социально-гуманитарные знания. 2021. №2. С. 276-283.Бендюрина, С. В. Конституционное право России : учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. С. 224.Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – С. 42.ДемурчиеваМ.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.Ковалевский С.М. Правовые вопросы реформирования системы социального страхования работников в период пандемии // Ежегодник трудового права. 2022. №12. С. 26-36.Корнеева О.В., Лысенко Т.И., ТанагаА.Н., ЧебунинА.В., Беляев М.А., ТомтосовА.А., КотуховС.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.Макарейко, Н. В.  Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — С. 57.Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2018. №1(54). С. 21-26.ХодулинаЮ.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Российская газета. 2001. № 256.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Российская газета. 2006. № 297.
5. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. № 139.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
7. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 31.12.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета. - № 6. - 12.01.1993.
8. Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.
9. Постановление Правительства РФ от 16.12.2017 № 1567 (ред. от 24.12.2022) «Об утверждении Правил информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа» // Собрание законодательства РФ. 25.12.2017. № 52 (Часть I). Ст. 8145.
10. Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 28. Ст. 5121.
11. Приказ ФСС РФ от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда» // СПС Консультант Плюс.
12. Письмо ФСС РФ от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346 «О регистрации самозанятых граждан в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС Консультант Плюс.
13. Приказ Минздрава России от 23.11.2021 № 1089н (ред. от 13.12.2022) «Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2021.
14. Приказ ФСС РФ от 08.04.2022 № 119 «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 20.05.2022.
15. Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.
1. Арутюнян Д.Г. Организационно-правовая форма социального обеспечения как обязательный атрибут социального государства // Социально-гуманитарные знания. 2021. №2. С. 276-283.
2. Бендюрина, С. В. Конституционное право России : учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. С. 224.
3. Владимирова, О. А. Право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / О. А. Владимирова, Л. Е. Логунова. - Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2021. – С. 42.
4. Демурчиева М.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.
5. Ковалевский С.М. Правовые вопросы реформирования системы социального страхования работников в период пандемии // Ежегодник трудового права. 2022. №12. С. 26-36.
6. Корнеева О.В., Лысенко Т.И., Танага А.Н., Чебунин А.В., Беляев М.А., Томтосов А.А., Котухов С.А., Слесарев С.А. Комментарий к главе 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. – 2017.
7. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.
8. Макарейко, Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 12-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — С. 57.
9. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2018. №1(54). С. 21-26.
10. Ходулина Ю.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.