Проблема культурной и исторической памяти в условиях обострения идеологической борьбы
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 06.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1 Культурная историческая память в формировании гражданской идентичности 7
1.1 Понятие культурная и историческая память 7
1.2 Коллективная идентичность и историко—культурная память 11
Глава 2 Значение культурной и исторической памяти 16
2.1 Анализ основных угроз и рисков для традиционных 16
ценностей, культуры и исторической памяти в современной 16
России 16
2.2 Вопросы противодействия угрозам сфере культурной и исторической памяти 20
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность нивелирования угроз для граждан и их духовно—нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в РФ и сохранению и укреплению традиционных ценностей посредством совершенствования правосознания граждан подчеркивается спецификой структуры данного явления, которую целесообразно представить следующим образом: – идеология (база правосознания), как отражение концептуальных пониманий относительно необходимости и важности права и национальной правовой системы, в целом; – психология (элемент правосознания), выражающий психологическую оценку правовой реальности, базирующуюся на эмоциональном познании, чувствах, ощущениях, опосредованных правом; – поведенческие факторы, как проявления названных двух элементов вовне (не во всех без исключения случаях), характеризующиеся определенным действием (бездействием). Все элементы структуры органично взаимодействуют друг с другом, выступая в качестве взаимозависимых, генерирующих правосознание элементов. Более того, в зависимости от определенных фактов, элементы правосознания могут обуславливать позитивное развитие правовой системы. Формировать негативное (сдерживающее) влияние на ее развитие, на совершенствование её духовно—нравственной сферы отдельной личности [3]. Посредством развития правосознания, как и преодоления явления его деформации, возможно повышение не только правового воспитания, правовой культуры, но и духовно—нравственного облика человека. Поддержания его национальных моральных, культурных, исторических традиций. Правосознание необходимо развивать, начиная с образовательных организаций, прививая с раннего возраста, совершенствуя в высшей школе, впоследствии на профессиональном уровне. При этом, необходимо со стороны государства формирование эффективных образовательных и профессиональных стандартов [10]. В настоящее время назрела необходимость возрождения в образовательных организациях духовно—нравственного воспитания, в связи с чем, целесообразно внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [17]. Предложенная редакция статьи 87 может быть сформулирована следующим образом:"В целях формирования и развития личности, с учетом семейных и общественных духовно-нравственных, а также социально-культурных ценностей, основные образовательные программы обязаны включать, в том числе на основании требований соответствующих федеральных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на приобретение обучающимися знаний о фундаментальных основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Кроме того, в программы могут включаться учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), посвященные нравственным принципам, историческим и культурным традициям мировых религий, а также альтернативные им контенты" [14]. Поскольку именно в несовершеннолетнем возрасте закладывают основы духовно—нравственного, культурного, патриотического воспитания, прогрессивного развития личности, необходимо в России последующее совершенствование законодательства. Оно должно быть направленно на эффективную защиту детей от информации, наносящей вред развитию личности. Вопросы нивелирования угроз для граждан и их духовно—нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в РФ и сохранению и укреплению традиционных ценностей, соответственно, представляют особую актуальность. Целесообразно разработать и другие аспекты такой игровой площадки, отражающие необходимость дальнейших научных исследований, основываясь на следующих принципах обеспечения нравственной и духовной безопасности - Принцип приоритета мер общественного осуждения над государственным принуждением при угрозе нравственной и духовной безопасности; - принцип сочетания интересов и ответственности личности, общества и государства в обеспечении духовно-нравственной безопасности; - принцип нетерпимости к нарушениям общественного порядка со стороны отдельных граждан, государственных учреждений, должностных лиц и общественных органов (в том числе работников культуры); - принцип государственной поддержки работников культуры и искусства, создающих произведения в защиту духовно-нравственного наследия; - принцип государственной поддержки - принцип обеспечения доступности информации и повышения информированности населения по вопросам обеспечения духовно-нравственной безопасности; - презумпция невиновности авторов произведений культуры, оспариваемых органами государственного управления в сфере духовно-нравственной безопасности; - своевременное реагирование на новые угрозы (опасности) духовно-нравственной безопасности с учетом интересов национальной безопасности, норм международного права, признанных Российской Федерацией, и международных договоров Федерации.важность постоянного внимания к развитию духовно-нравственного потенциала общества. Рассмотрим несколько возможных актуальных проблем, требующих внимания и решения:Образование и воспитание:Качество образования: Необходимо постоянно совершенствовать систему образования, сделать акцент на формировании ценностей, развитии критического мышления и этических норм.Доступность образования: Гарантировать равные возможности для получения качественного образования независимо от социального статуса или места проживания.Медиа и информационная среда:Ценности в медиа: Борьба с негативным влиянием неконтролируемых информационных потоков, направленных на разрушение духовно-нравственных основ общества.Этика в медиа: Развитие этических стандартов в сфере медиа для предотвращения дезинформации и манипуляций.Социальная справедливость:Борьба с коррупцией: Коррупция может подрывать доверие к обществу и институтам. Необходимы меры по укреплению прозрачности и ответственности.Социальная поддержка: Развитие системы социальной поддержки для тех, кто нуждается, с целью сокращения социальных неравенств.Межкультурное взаимодействие:Толерантность и уважение: Поддержка мероприятий, направленных на увеличение толерантности, уважения к различиям и сближению культурных групп.Экологическая этика:Охрана окружающей среды: Развитие экологической этики, воспитание ответственного отношения к природе и сохранение ее ресурсов.Эти направления могут служить основой для дальнейших размышлений и разработки стратегий в развитии духовно-нравственного потенциала общества в России.ЗаключениеПроблема культурной и исторической памяти в условиях обострения идеологической борьбы. Инверсия означает наделение того или иного слова значением, противоположным первоначальному. Инверсия возможна в рамках дуальной оппозиции, допускающей переход от одного значения к другому без опосредующих звеньев. Инверсия может существовать в самых различных сферах и иметь многочисленные вариации: выступать как культурная, политическая, моральная и т.д. Однако в настоящее время всё большее значение приобретает политическая инверсия, выступающая одним из основных способов идеологической борьбы.Многочисленные примеры политической инверсии можно найти на протяжении всей человеческой истории, но нас интересует, прежде всего, XX и наступивший XXI век. В начале XX века – это возникновение нацистского государства с его атрибутами, заимствованными из немецкого рабочего движения. Перечислим некоторые из них: празднование 1 Мая и праздника «майского дерева», использование красного флага (правда, со свастикой внутри), массовые шествия и коллективные песни, а приветствие «Хайль!» было популярно в студенческих союзах Германии конца XIX века.Известный немецкий философ Эрнст Блох называл это идеологической кражей и сделал подробный культурно—исторический анализ данной ситуации, начиная с воровства термина «Третий Рейх» [2]. Подобного рода семантическая подмена значений оказалась в исторических условиях Германии начала 1930—х годов очень эффективной – несмотря на всю чудовищность такой подмены.Если обращаться к современности, то здесь значительный интерес представляет ситуация, которая сложилась после присоединения Германской Демократической Республики к Федеративной Республике Германии в 1990 году. До этого времени инверсия встречалась в специализированных учреждениях культуры ФРГ — так, например, экспозиции музея «Немецкой истории» в Бонне и Лейпциге начинаются с раздела «Массовое изнасилование немецких женщин воинами Красной Армии в 1945 году».После 1990 года начали появляться и другие экспозиции — так, например, в бывшем концлагере Заксенхаузен, расположенном недалеко от Берлина, при входе развернута экспозиция на тему «Заксенхаузен как советский концлагерь».Смысл подобной инверсии исторической памяти понятен — это превращение Красной армии — освободительницы Европы от фашизма – в сборище садистов и насильников. В ходе украинских событий весны 2022 года эта тенденция набирает в Германии значительную силу, распространяясь уже с российской армии на все российское государство и более того, на русский этнос и культуру.Видимо, следует признать, что инверсия – неизбежный побочный продукт различных стран, изживающих свои коллективные травмы, произошедшие в XX веке, долго и мучительно [3].В условиях существования групп с различными политическим интересами инверсия будет с неизбежностью возникать, но это не значит, что с нею не следует бороться. В этом плане борьба с инверсией становится одной из насущных задач российского государства и общества.Список литературыАндреева Е. В. Культурное наследие как ядро культурной памяти и его роль в сохранении духовной целостности российской цивилизации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов—на—Дону: РГУ, 2007. 26 с.Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени/ Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2006. с. 47 – 55 с.Арчаков М.К. Политический экстремизм в России: сущность, проявления, меры противодействия [Текст] : монография / М. К. Арчаков ; М—во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун—т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Изд—во Уральского ун—та, 2013. – 294 с.Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.Ахмадуллина, Ю. Р.Понятие и значение исторической памяти для молодого поколения современной России / Ю. Р. Ахмадуллина, Э. В. Климкина // Культура и молодежь: ориентиры современного мира : материалы L научно—творческой конференции студентов, 18—20 апреля 2022 года / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный институт культуры" ; под редакцией М. А. Петиновой. — Самара : СГИК, 2022. — С. 49—50.Бегунова Е.А. Некоторые аспекты сравнительного анализа понятий «культурная память» и «историческая память» в зарубежной и отечественной гуманитаристке // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 50—55.Бречко Г. В. "Челябоведение" как форма культурно—исторической памяти Челябинска / Г. В. Бречко // Российский патриотизм: современные проблемы развития. Библиотечный ракурс : материалы областной научно—практической конференции, Челябинск, 24 февраля 2005 г.. — Челябинск : [б. и.], 2005. — С. 13—26.Вершилов С.А. Историческая память о войне: особенности и проблемы сохранения // Военно—исторический журнал. 2021. № 5. С. 35—38.Зотов А. Об истоках исследований обыденных и научных представлений о прошлом в социологии XX – XXI веков. Взаимодействие социальной и индивидуальной памяти: к истории вопроса.// Обыденное инаучное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография]/ Под ред. И. Ф. Девятко, Р. Н. Абрамова, И. В. Катерного. М.: Прогресс—Традиция, 2016. с. 233 – 246 с.Институты памяти в меняющемся мире [Текст] / Санкт—Петербургский гос. ун—т, Филос. фак., Каф. музейного дела и охраны памятников ; под ред. А. А. Никоновой, М. В. Бирюковой. — Санкт—Петербург : СПбГУ, 2013. — 367 с.Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллин, 1992. – с. 200 – 202 с.Нора П. Проблематика мест памяти// Франция—память/ П. Нора, М. Озуф, Ж. леПюимеж, М. Винок. СПб.: Издательство СпбГУ, 1999. 328 с.Перестройке 25 лет. Историческая память современной России : материалы Международной научно—практической конференции, 14 мая 2010 г. / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гуманитарный ун—т, Историко—архивный ин—т, Учебно—научный центр "Новая Россия. История постсоветской России" : [редкол. Е. И. Пивовар и др.]. — Москва : РГГУ, 2010. – 269 с.Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. С. 235—274.Результаты выборочного социологического опроса молодёжи Российской Федерации «Культурные потребности молодёжи в контексте современных социокультурных изменений», проведённого по заказу Министерства культуры Российской Федерации // Социология власти. 2010. № 1. С. 37, 39. 19 Там же. С. 39, 41. 20 Там же. С. 43—44, 30—31.Сравнительные результаты выборочных социологических опросов населения по исследованию «Историческая память в российском обществе: состояние и проблемы формирования» // Социология власти. 2010. № 6. С. 72. 10 См.: Глебова И. И. После советского: какой архив мы выбираем? // Социальная память в институциональном измерении: постсоветский архив. М.: РАН ИНИОН, Центр россиеведения, 2010. С. 74.Тишков В. А. Что есть самоопределение? // Этнология и политика: статьи 1989— 2004 г. 2—е изд. доп. М.: Наука, 2005. C. 60.Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность : (Социол. очерки) / Ж. Т. Тощенко; Рос. гос. гуманитар. ун—т. — Москва : РОССПЭН, 2003. – 431 с.Тульчинский Г.Л. Историческая память, наследие и образование // Наследие. 2018. № 1 (12). С. 8—15.Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.Коренная В.С. Объекты локального культурного наследия как фактор формирования исторической памяти гражданской идентичности школьников // Журнал института наследия. 2021. № 1 (24). С. 1.Вершинин С.Е. Инверсия исторической памяти как способ идеологической борьбы // Уральская горная школа — регионам. Материалы конференции. Уральская горнопромышленная декада, 4—13 апреля 2022 года, г. Екатеринбург. Екатеринбург, 2022. С. 544.Кириллов В.М. Политика памяти: борьба между самоутверждением и покаянием // Актуальные проблемы современного социально—гуманитарного знания: социальные трансформации и историческая память культуры. Материалы XI Всероссийской научно—практической конференции. Отв. редакторы Н.Ю. Мочалова, А.М. Олешкова. 2019. С. 50—55.
2. Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени/ Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2006. с. 47 – 55 с.
3. Арчаков М.К. Политический экстремизм в России: сущность, проявления, меры противодействия [Текст] : монография / М. К. Арчаков ; М—во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун—т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Изд—во Уральского ун—та, 2013. – 294 с.
4. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
5. Ахмадуллина, Ю. Р. Понятие и значение исторической памяти для молодого поколения современной России / Ю. Р. Ахмадуллина, Э. В. Климкина // Культура и молодежь: ориентиры современного мира : материалы L научно—творческой конференции студентов, 18—20 апреля 2022 года / Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Самарский государственный институт культуры" ; под редакцией М. А. Петиновой. — Самара : СГИК, 2022. — С. 49—50.
6. Бегунова Е.А. Некоторые аспекты сравнительного анализа понятий «культурная память» и «историческая память» в зарубежной и отечественной гуманитаристке // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 50—55.
7. Бречко Г. В. "Челябоведение" как форма культурно—исторической памяти Челябинска / Г. В. Бречко // Российский патриотизм: современные проблемы развития. Библиотечный ракурс : материалы областной научно—практической конференции, Челябинск, 24 февраля 2005 г.. — Челябинск : [б. и.], 2005. — С. 13—26.
8. Вершилов С.А. Историческая память о войне: особенности и проблемы сохранения // Военно—исторический журнал. 2021. № 5. С. 35—38.
9. Зотов А. Об истоках исследований обыденных и научных представлений о прошлом в социологии XX – XXI веков. Взаимодействие социальной и индивидуальной памяти: к истории вопроса.// Обыденное и научное знание об обществе: взаимовлияния и реконфигурации: [монография]/ Под ред. И. Ф. Девятко, Р. Н. Абрамова, И. В. Катерного. М.: Прогресс—Традиция, 2016. с. 233 – 246 с.
10. Институты памяти в меняющемся мире [Текст] / Санкт—Петербургский гос. ун—т, Филос. фак., Каф. музейного дела и охраны памятников ; под ред. А. А. Никоновой, М. В. Бирюковой. — Санкт—Петербург : СПбГУ, 2013. — 367 с.
11. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллин, 1992. – с. 200 – 202 с.
12. Нора П. Проблематика мест памяти// Франция—память/ П. Нора, М. Озуф, Ж. ле Пюимеж, М. Винок. СПб.: Издательство СпбГУ, 1999. 328 с.
13. Перестройке 25 лет. Историческая память современной России : материалы Международной научно—практической конференции, 14 мая 2010 г. / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российский гос. гуманитарный ун—т, Историко—архивный ин—т, Учебно—научный центр "Новая Россия. История постсоветской России" : [редкол. Е. И. Пивовар и др.]. — Москва : РГГУ, 2010. – 269 с.
14. Разлогов К. Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М.: РОССПЭН, 2010. С. 235—274.
15. Результаты выборочного социологического опроса молодёжи Российской Федерации «Культурные потребности молодёжи в контексте современных социокультурных изменений», проведённого по заказу Министерства культуры Российской Федерации // Социология власти. 2010. № 1. С. 37, 39. 19 Там же. С. 39, 41. 20 Там же. С. 43—44, 30—31.
16. Сравнительные результаты выборочных социологических опросов населения по исследованию «Историческая память в российском обществе: состояние и проблемы формирования» // Социология власти. 2010. № 6. С. 72. 10 См.: Глебова И. И. После советского: какой архив мы выбираем? // Социальная память в институциональном измерении: постсоветский архив. М.: РАН ИНИОН, Центр россиеведения, 2010. С. 74.
17. Тишков В. А. Что есть самоопределение? // Этнология и политика: статьи 1989— 2004 г. 2—е изд. доп. М.: Наука, 2005. C. 60.
18. Тощенко Ж. Т. Этнократия: история и современность : (Социол. очерки) / Ж. Т. Тощенко; Рос. гос. гуманитар. ун—т. — Москва : РОССПЭН, 2003. – 431 с.
19. Тульчинский Г.Л. Историческая память, наследие и образование // Наследие. 2018. № 1 (12). С. 8—15.
20. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
21. Коренная В.С. Объекты локального культурного наследия как фактор формирования исторической памяти гражданской идентичности школьников // Журнал института наследия. 2021. № 1 (24). С. 1.
22. Вершинин С.Е. Инверсия исторической памяти как способ идеологической борьбы // Уральская горная школа — регионам. Материалы конференции. Уральская горнопромышленная декада, 4—13 апреля 2022 года, г. Екатеринбург. Екатеринбург, 2022. С. 544.
23. Кириллов В.М. Политика памяти: борьба между самоутверждением и покаянием // Актуальные проблемы современного социально—гуманитарного знания: социальные трансформации и историческая память культуры. Материалы XI Всероссийской научно—практической конференции. Отв. редакторы Н.Ю. Мочалова, А.М. Олешкова. 2019. С. 50—55.