Особенности формирования субкультуры у военнослужащих

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 31 31 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение……………………………………………………………………1
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению военной службы………………………………………………………………………2
1.1. Военная служба: понятие, сущность и содержание……………….2
1.2. История становления и развития военной службы в России……..4
1.3. Специфика и структура субкультуры военнослужащих в Российской Федерации…………………………………………………………………..9
Глава 2. Анализ основных особенностей субкультуры военнослужащих в Российской Федерации………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………29

Фрагмент для ознакомления

Тем самым, дедовщина и война симметричны относительно насилия, однако у них противоположный вектор и разная модальность. В результате одна оказывает огромный вред обществу, а другая приносит ему пользу. Война и дедовщина это как мир и антимир. Война направлена против чужих, а дедовщина - против своих. Координирующим центром в том и другом случае являются офицеры: на войне они направляют солдат на битву против врага, а при дедовщине не вмешиваются либо потворствуют насилию одних солдат (старослужащих) над другими (новобранцами). Вовсе не случайно отслужившие армию молодые люди и военные эксперты единогласно придерживаются мнения в суждении: если бы ротные офицеры захотели, то могли бы прекратить любые проявления дедовщины.Симметричность и взаимосвязь двух явлений - войны и дедовщины - доказывают исторические факты. Во время войны - повсеместного напряжения физических и духовных сил народа - никакой дедовщины не проявлялось. В современном обществе распространено мнение о том, что в армии над людьми издеваются от нечего делать, поэтому насилие старослужащих над новобранцами в наибольшей мере проявляется в мирные дни и почти угасает в военные. В формальной табели о рангах старослужащие - отнюдь не самая сильная и властная категория. Старшее офицерство, тем более генералитет обладают куда более значительными полномочиями и возможностями, нежели созданная в низовом звене управленческой пирамиды неформальная система привилегий. Тем не менее генералитет никак не может повлиять на сержантский произвол.Актуальность и распространенность дедовщины объясняется целым перечнем причин, в том числе тем же самым возрастным разделением труда. Сильнее всего от этого явления страдают новобранцы. Но они знают, ради чего они мучаются: через год вся система привилегий перейдет к ним. Без особых усилий и значимых заслуг, а просто в силу перехода из одного возрастного класса беззащитные «салаги» станут всесильными «дедами».Истоки дедовщины закладываются как в психологии самого человека, так и в социальном устройстве общества. Важно и необходимо учитывать, что наиболее криминогенный возраст - военнослужащие от 18 до 21 года. Молодежи иногда, но в современном мире достаточно часто, свойственно агрессивно-разрушительное поведение. Для личности правонарушителя - военнослужащего срочной службы характерна несложившаяся, а потому и местами неустойчивая психика. Окончательное становление психики у юношей обычно происходит не ранее 21 года.Насилие - старослужащие подчиняют вновь прибывших, сильные - слабых - существовало и будет существовать всегда. Иное дело, какие масштабы оно принимает в том или ином обществе, пресекают его или нет. Так же обстоит дело и с психологией человека. Определенная доля агрессивности существует у каждого человека. Она ему необходима для выживания, защиты себя и завоевания жизненного пространства для своей семьи.Помимо этого, конфликт вызывает у людей желание при удобном случае отомстить обидчику. Казарма - малая группа, где все солдаты знают друг друга, а при необходимости легко вычислить, отомстить или еще раз унизить. Для отражения конфликтных ситуаций призывники должны объединиться, но и обидчик ищет себе напарников, способных оказать помощь при атаке отмщения. Наилучшие кандидаты в том и другом случае - призывники одного года, которые сразу же попадают в сложившуюся социальную иерархию, где им уготовано то или иное место. Из-за того, что новобранцы чаще всего занимают низшую социальную позицию, и они об этом давно знают, они стараются придерживаться массовости на случай возникновения возможных конфликтов. Старослужащим по периоду службы прибегать к стихийным формам группирования нет необходимости. Форменная одежда также является неотъемлемой частью субкультуры военнослужащих. Военная форма в зависимости от региона службы, различается. Солдаты, проходившие службу в южных регионах, имели панамы вместо пилоток. Солдаты на Кубе носили шорты. На Севере практически всегда главными частями обмундированием были валенки и тулуп. В строительных батальонах определяющей одеждой была не шинель, а бушлат. Роты почетного караула носили специальную форму и в целом имели парадную офицерскую форму с солдатскими знаками отличия. Внутри воинской части также имеются отличия. Погоны, петлицы, нашивки родов войск, пуговицы, подворотнички тут же пришиваются новобранцами. Все, что пришито неопрятно и неправильно, сержанты воинской части отпарывают и тут же заставляют перешивать. На изнаночной стороне формы (на брюках, гимнастерке, шинели, сапогах, ремне) в установленном месте гашеной известью пишут (или с помощью резиновых литер отпечатывают чернилами) номер военного билета. В строго определенных местах прикручиваются знаки родов войск. За отворот пилотки, шапки-ушанки закрепляется иголка, на которую наматываются нитки двух цветов. Шнурки шапки завязываются внизу, затем «уши» заворачиваются наверх. Во внутреннем кармане гимнастерки у военнослужащих могут находится только военный билет и расческа.Одним из наиболее важных неформальных ритуалов, так называемым барьером между военнослужащими разных призывов предстает ритуал перехода (или перевода) военнослужащего из одной неформальной группы (по сроку службы) в другую. Данные инициации представляют собой испытания, которые должны перевести солдата в новый социальный статус, изменить характер его службы, приобщить к другим корпоративным ценностям. Такие военные «обряды» выполняют социальную и культурную функции.Формальная и неформальная стороны социальной жизни военнослужащих распространяются на многие виды деятельности военнослужащих. В системе официальных отношений она находит выражение в торжественных построениях, поверках, прохождениях, парадах, а в системе неформальных отношений ритуализация имеет ярко выраженный крен в сторону карнавализации и языковой игры. С противоположной стороны от уставных воинских ритуалов стоят ритуалы неуставные; официальной военной речевой культуре противостоит сленговая система; эстетике официоза противостоят стихи в солдатском блокноте, отдельные элементы формы старослужащих, «дембельский» альбом.Неформальные структуры обычно очень неоднородны по своему составу: в каждой социальной группе существуют своя «элита», «средний класс», «парии», а также и другие «касты». Понятия иерархии, от низшей номинации к высшей, образно воспроизводят тенденцию социального «осуществления» во времени. Критерий социальной сущности - «соотношение прав и обязанностей, автоматически изменяемое во времени, прошедшем от момента начала службы до ее конца, при условии соблюдения всех норм и предписаний "дедовщины"», - пишет К. Л. Банников.Исследователь подчеркивает, что большинство неофициальных традиций армейской субкультуры практически перестали быть негласными. В настоящее время они воспринимаются значительной частью общества как норма благодаря распространенности их через средства массовой информации, литературу, телевидение и кинематограф в последние несколько десятков лет.Заключение Подводя итоги всему вышесказанному можем констатировать следующее. В ходе данной работы мы рассмотрели и определили сущность таких понятий как «военная служба»,«военнослужащий»,«субкультура» и «субкультура военнослужащих». Вариация определения данных терминов очень многогранна и велика, но вот наиболее распространенные из них:Военная служба - особая разновидность государственной службы в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляемая в соответствии с военным законодательством.Военнослужащий - это лицо, исполняющее должностные обязанности, непосредственно относящиеся к прохождению военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом.Субкультура военнослужащих — это субкультура организационной, формальной, маскулинной, преимущественно молодежной группы людей, включающая в себя представления, ценности, нормы доминирующей в обществе культуры и групповые представления, ценности, нормы, особенности образа жизни, стереотипы поведения, язык, культурные символы и коды в их специфическом сочетании, обусловленном целями и характером воинской деятельности, относительно устойчивые на протяжении времени жизнедеятельности группы.Военная служба берёт свои корни, исторические предпосылки возникновения, обусловленные самой жизнью и развитием общества в разные периоды его существования. Зарождению службы в армии как особой разновидности государственной службы во многом способствовала активная государственная политика, проводившаяся правителями в различные исторические эпохи. Необходимость в постоянной защите государства повлияла на достаточно быстрое становление и развитие российской армии. В России некоторые ученые видят корни военных формирований ещё до принятия государством христианства, а именно - в общине, строй жизни которой был продиктован условиями выживания в виде объединения для взаимной помощи друг другу в борьбе с захватчиками.Также определяющим аспектом, на который непременно стоит обратить внимание, в настоящее время является максимально быстрое возрастание тенденции уклонения современной молодежи от прохождения срочной военной службы, что во многом способствует постепенному снижению обороноспособности страны. Данная закономерность зависит от целого ряда причин, среди которых можно назвать страх молодых людей стать участником реальных военных действий, желание использовать время, предоставленное для прохождения службы, на учебу или работу и другие, а также неготовность отказаться от повседневной комфортной жизни.Реализация конструктивного потенциала военной субкультуры в воспитании личного состава подразделений и частей различных войск объясняется тем, что, являясь существующей объективной реальностью, военная культура занимает особое место в системе человеческих ценностей, а изучение военной субкультуры помогает увидеть особенности, связанные с неформальной жизнедеятельностью людей связавших свою жизнь с армией.При планировании и организации воспитательных мероприятий необходимо это учитывать и направлять вектор воспитательного воздействия на создание обстановки и условий возможности реализации конструктивного потенциала военной субкультуры военнослужащими, стимулирования и поощрения со стороны командования воинских частей военнослужащих внедряющих положительные стороны военной субкультуры в повседневную жизнедеятельность и пресечение и профилактика развития деструктивных тенденций военной субкультуры.Таким образом можно сделать вывод о том, что военная субкультура, как и любое социальное явление является многогранным и несет в себе, как конструктивную, так и деструктивную стороны, которые необходимо учитывать в целях правильного планирования и организации воспитательной работы с военнослужащими.В заключении, хотелось бы отметить, что военнослужащие – это одна из самых важнейших и сложных, но перспективных и всегда актуальных профессий, без которой невозможно представить функционирование современного государства. И чтобы эта система беспрерывно функционировала, необходимо продолжать активно модернизировать и развивать систему набора граждан на срочную и контрактную военную службу, а также в ряды курсантов военных профессиональных образовательных учреждений. На наш взгляд структура военной службы и образования в дальнейшем будет переживать подъем и развитие. Список литературыАлексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооружённых Силах Российской Федерации: диссертация кандидата философских наук // Алексеенко О.М. - Москва. - 2015. - 45 с.Беловодский В.Л. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление: автореферат диссертации кандидата психологических наук // Российская академия гос. службы при Президенте Российской Федерации. – Москва. – 1997.Венков А.В. О военных традициях славян // Славянский альманах. – 2007. - №2006. Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург: Типография Штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа. – 1882. — 793 с.Добровольский В.С. О системе многоуровневой военной подготовки // Высшее образование в России. 2015. №6. – С. 112-118. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // Транспортное дело России. – 2015. - №1. – С. 109-114. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа: Учебное пособие // Москва: КНОРУС. – 2021. — 416 с. Заруднев В.Б. Военная наука: новые горизонты познания//Военная мысль. – 2022. - №7. – С. 6-15. Зиамбетов В. Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи // Вестник ОГУ. – 2013. - №2. – С. 90-95. Иванов С.Б. Военная энциклопедия. // Воениздат. Москва: в 8 томах - 2004. Кабакович Г.А., Спицын Ю.Г. Военное образование и национальная безопасность // Санкт-Петербург: Нестор. – 1998. – 267 с. Каракаев С.В. Перспективы развития системы военного образования в РВСН // Вестник военного образования. – 2020. - №2. – С. 4-6. Карлова Е.Н., Григоров А.Ю. Система военного профессионального образования Вооруженных Сил: этапы постсоветской трансформации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. - №4. – С. 242-248.Лайшев Р.А. Социальные основы формирования у молодежи ориентация на военную службу // Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. - №12. – С. 86-88. Макаревич О.Л. К вопросу о всеобщей воинской обязанности и военной службе в России (ретроспективный анализ) // Военно-исторический журнал. – 2021. - № 1. – С. 76-79. Македонский В. А. Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях // Вестник ТГУ. – 2007. - №3. – С. 263-266.

1. Алексеенко О.М. Ценности военной службы и проблемы повышения её престижности в Вооружённых Силах Российской Федерации: диссертация кандидата философских наук // Алексеенко О.М. - Москва. - 2015. - 45 с.
2. Беловодский В.Л. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление: автореферат диссертации кандидата психологических наук // Российская академия гос. службы при Президенте Российской Федерации. – Москва. – 1997.
3. Венков А.В. О военных традициях славян // Славянский альманах. – 2007. - №2006.
4. Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург: Типография Штаба войск Гвардии и Петербургского военного округа. – 1882. — 793 с.
5. Добровольский В.С. О системе многоуровневой военной подготовки // Высшее образование в России. 2015. №6. – С. 112-118.
6. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // Транспортное дело России. – 2015. - №1. – С. 109-114.
7. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа: Учебное пособие // Москва: КНОРУС. – 2021. — 416 с.
8. Заруднев В.Б. Военная наука: новые горизонты познания//Военная мысль. – 2022. - №7. – С. 6-15.
9. Зиамбетов В. Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи // Вестник ОГУ. – 2013. - №2. – С. 90-95.
10. Иванов С.Б. Военная энциклопедия. // Воениздат. Москва: в 8 томах - 2004.
11. Кабакович Г.А., Спицын Ю.Г. Военное образование и национальная безопасность // Санкт-Петербург: Нестор. – 1998. – 267 с.
12. Каракаев С.В. Перспективы развития системы военного образования в РВСН // Вестник военного образования. – 2020. - №2. – С. 4-6.
13. Карлова Е.Н., Григоров А.Ю. Система военного профессионального образования Вооруженных Сил: этапы постсоветской трансформации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. - №4. – С. 242-248.
14. Лайшев Р.А. Социальные основы формирования у молодежи ориентация на военную службу // Ученые записки университета Лесгафта. – 2012. - №12. – С. 86-88.
15. Макаревич О.Л. К вопросу о всеобщей воинской обязанности и военной службе в России (ретроспективный анализ) // Военно-исторический журнал. – 2021. - № 1. – С. 76-79.
16. Македонский В. А. Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях // Вестник ТГУ. – 2007. - №3. – С. 263-266.