Политическая смена государственного строя в России. Принятие Конституции 1993 г.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 06.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Предпосылки политической смены государственного строя России 4
1.1. Конституционные реформы в СССР 1988 – 1992 гг. и их значение 4
1.2. Попытки внесения поправок в Конституцию РСФСР 5
Глава 2. Формирование конституционного строя Российской Федерации на современном этапе 8
2.1. Проекты новой российской конституции 8
2.2. Краткий анализ положений и история принятия Конституции 1993 г. 14
Заключение 18
Список использованных источников и литературы 19
На заключительном этапе разработки проекта Основного Закона роль официальные дискуссий была сведена к минимуму. С 11 октября до 8 ноября проект Конституции прошел существенную доработку в Администрации Президента при участии рабочих органов Конституционного совещания, под личным контролем Президента, который непосредственно вносил в него частичные правки. Ряд изменений был внесен им перед опубликованием проекта для голосования. Таком образом, в этот период были внесены последние замечания в проект Конституции молодого государства. Атмосфера внесения завершающих право носила весьма специфичный характер, сформированный «победителями» Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного Суда России. Вплоть до 8 ноября текст Основного Закона претерпевал изменения, инициированных Администрацией Президента по предложению президента и органов Конституционного совещания. 2.2. Краткий анализ положений и история принятия Конституции 1993 г.По завершению работы над текстом Конституции началась подготовительная кампания к всенародному голосования. Оно состоялось 12 декабря 1993 г. Результаты голосования по референдуму стали наглядным отражением кризиса внутриполитической ситуации: 24 субъекта Федерации проголосовали против Конституции; В 17 регионах РФ референдум признали несостоявшимся.Практически половина субъектов РФ не проголосовала за принятие Основного закона, т.е. в случае, если бы Центризбирком руководствовался Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», согласно которому выносятся решения о референдумах на современном этапе, то Конституция набрала бы «за» только 32 % списочного состава избирателей.Причины такого положения крылись в целой совокупности проблем, некоторые из них были по сути своей наследием расправила СССР, следствием которого стало стремление к независимости ряда субъектов РФ; в то врем как другим из них выступали совершенно новыми вопросами, обусловленными экономическими изменениями, к последствиям которых не был готов никто, не правительство, не рядовые граждане. В целом, усиливающиеся кризисные тенденции в экономики провоцировались рост сепаратистских настроений в субъектах, которые раннее являлись автономными республиками и автономными областями в составе РСФСР, наибольшей интенсивностью отличались дезинтеграционные процессы в Северо-Кавказском регионе. 25 декабря 1993 г. текст нового Основного Закона был опубликован, одновременно с этим Конституция официально вступила в силу. Последняя неделя 1993 г. Ознаменовалось принятием обществом, в том числа и оппозиционными силами, новой Конституции как единственной возможной основной для восстановления работы органов государственной власти и преодоления политического кризиса, который определял жизнь государства и общества. Принятие Конституции 1993 г. обусловило большое количество нововведений, которые соответствовала бы новым политические реалиями. В первую очередь, положения нового Основного Закона упраздняли власти советов и создавали новые политические институты, обладающие государственной властью. Кроме того, Конституция провозгласила и новые ценности, отличные от тех, что действовали на протяжении существования СССР. Стоит понимать, что изменения, провозглашённые Конституцией 1993 г., не стали выполняться на практике незамедлительно, большинство различных институтов и рядовых граждан не повернулись к новым правилам, а продолжали жить в соотвествии с той логикой, которая возникла на основании социокультурных и экономических практик, сложившихся в стране за длительный период.Ключевой проблемой того времени стало противотечение положении Конституции о сохранении и укреплении внутренней территориальной целостности и реальных сепаратистских настроений на местах. Ко времени вступления в силу общегосударственной Конституции, в большем числе регионов уже действовали собственные нормативно- правовые документы: конституции, уставы, которые противоречили федеральному законодательству и способствовали возникновению и развитию дезинтеграционных настроений. В 1994-1995 гг. федеральное правительство было вынуждено подписать ряд двусторонних договоров с субъектами Федерации для сохранения внутреннего единства, главной угрозой сохранению российской государственности оставалась Чечня. Разрешение кровопролитного конфликта в Чечне, ставшего трагическим символом эпохи, затянулось до конца 2000-х гг.Мы можем утверждать, что Конституция 1993 г. несколько опередила своё время, заложив при этом основу для строительства нового демократического общества. Новый свод законов заколебал верховенство прав и свобод граждан, определив задачу государства как службу и защиту интересов общества. Статьи 41-44 Конституции закрепляли социальные гарантии, право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии... Интеллектуальная собственность охраняется государством». Тем не менее, очевидно, что объективная реальности России 90-х гг. ХХ в. не позволяла обеспечивать реализацию большинство прав граждан, гарантированных Конституцией. Тяжело строился и диалог государства с бизнесом. Статья 57 Конституции 1993 г. гласит: «Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы». Однако, одновременно с этим процветал теневой сектор экономики, а процесс легализации существующего бизнеса и появления социального ответственного предпринимательства растянулся на длительный период времени. Аналогичный порядок встречался практически повсеместно, его можно было обнаружить применительно к любой из статей Основного Закона. Например, статья 58 Конституции РФ постановляет: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Однако, на практике для людей проблема охраны окружающей среды стояла едва ли не на последнем месте в списке приоритетов, поскольку перел ними стояли вопросы не просто личного благосостояния, а скорее выживания. В целом, Конституция 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценности. Впервые русской истории основу государственности составили гуманистические идеи, которые происходили из незыблемости прав человека, что закономерно требует для своей реализации развития новых моделей взаимоотношения человека, общества и государства. Несмотря на большой прорыв в области строительства правового государства: не стоит отрицать и тот факт, что правовое государство — не то государство, в котором есть Конституция, а то, в котором она соблюдается всеми как закон законов, делая государство конституциональным и реально правовым. ЗаключениеВ нашей работе был проанализирован процесс развития российского конституционализма, рассмотрены условия проведения и итоги референдума по вопросу принятия Конституции 1993 г. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Эпоха перестройки, а затем и распад СССР принес значительные изменения в политическую жизнь страны. На территории молодого государства РФ действовала Конституция, декларировшая противоположные реальности принципы. Требовалась разработка нового проекта, стоит понимать, что она происходила в условиях тяжелейшего кризиса: экономические потрясения, борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти, сепаратистские тенденции в большом числе бывших автономных советских областей и республик. Конституция вступила в силу 12 декабря 1993 г., определив государственное устройство страны. Важнейшей чертой этого Основного Закона является признание верховенства прав и свобод человека, государство при этом должно нести функцию защиты и охраны этих прав и свобод.Список использованных источников и литературыИсточники: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/.Исследовательская литература:Короткевич В.И. История современной России. 1991—2003: учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. 296 с.Либанова С. Э. Конституционализм и правовое государство // Развитие конституционализма в России: 1918—1993-... : монография по материалам региональной конференции, приуроченной к юбилеям первой и действующей Конституций России / под ред. С. Э. Несмеяновой, И. В. Выдрина. Екатеринбург, 2018. С. 34-43.Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М.: Новый хронограф, 2011. 312 с.Румянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов). Изд. 3-е. М. : Изд-во РГ, 2018. 400 с.Шульженко Ю.Л. У истоков современного российского конституционализма // Труды Института государства и права РАН. 2010. №3. С.41-71.
Источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Сайт Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/.
Исследовательская литература:
2. Короткевич В.И. История современной России. 1991—2003: учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2004. 296 с.
3. Либанова С. Э. Конституционализм и правовое государство // Развитие конституционализма в России: 1918—1993-... : монография по материалам региональной конференции, приуроченной к юбилеям первой и действующей Конституций России / под ред. С. Э. Несмеяновой, И. В. Выдрина. Екатеринбург, 2018. С. 34-43.
4. Пихоя Р. Г., Журавлев С. В., Соколов А. К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999 гг. М.: Новый хронограф, 2011. 312 с.
5. Румянцев О. Г. Конституция Девяносто третьего. История явления (Документальная поэма в семи частях от Ответственного секретаря Конституционной комиссии 1990-1993 годов). Изд. 3-е. М. : Изд-во РГ, 2018. 400 с.
6. Шульженко Ю.Л. У истоков современного российского конституционализма // Труды Института государства и права РАН. 2010. №3. С.41-71.