Текущие содержание железнодорожного пути на Юдинской дистанции
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 14.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА ЮДИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ 10
1.1 Общая характеристика Юдинской дистанции 10
1.2 Административная структура Юдинской дистанции 12
1.3 Класс пути на Юдинской дистанции 17
1.4 Грузонапряженность на Юдинской дистанции 18
1.5 Изменение скоростей движения грузовых и пассажирских поездов на Юдинской дистанции 19
1.6 Балловая оценка состояния пути на дистанции 21
1.7 Состояние безопасности движения поездов Юдинской дистанции 29
2 АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ МОНТЁРОВ ПУТИ НА ЮДИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ 30
2.1 Общие сведения о расчетах численности обслуживающего персонала с оценкой организационной структуры 30
2.2 Расчет численности контингента монтеров 34
2.3 Анализ численности контингента монтеров в период с 2021-2023 годах 42
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПЕРАТУРНОГО ИНТЕРВАЛА НА ЮДИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ 44
3.1 Определение оптимального температурного интервала закрепления рельсовой плети 44
4 РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ВЫПРАВКЕ ПУТИ 47
4.1 Характеристика пути выправки 47
4.2 Условия производства работ 48
4.3 Подготовительные работы 51
4.4 Основные работы по выправке пути 56
4.5 Заключительные работы 60
5 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСА МАШИН ВПР-02 НА ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ЮДИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ 62
5.1 Определение затрат, связанных с обслуживанием машин ВПР-02 62
5.2 Определение затрат на обслуживание машины DUOMATIC 09-32 65
5.3 Расчет технико-экономической эффективности применения ВПР-02 66
6 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ПУТИ 68
6.1 Необходимость обеспечения электробезопасности при текущем содержании пути 68
6.2 Мероприятия по обеспечению электробезопасности при текущем содержании пути 75
6.3 Расчет заземления 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Но, если их нарушать, то могут создаваться ситуации, которые опасны для жизни и здоровья работников[3]. Исходя из анализа состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2020 год, за период с 2016 по 2020 год 65 работников ОАО «РЖД» получили электротравмы, из них 29 со смертельным исходом [1]. Динамика электротравматизмав 2016-2020 годы приведена на рисунке 6.1.Рисунок 6.1 - Динамика электротравматизмав ОАО «РЖД» в 2016-2020 годыВ 2020 году по сравнению с 2019 годом произошло снижение количества травмированных работников со смертельным исходом с 7 до 4 человек, а общий травматизм увеличился с 11 человек до 13 человек. Причиной несчастных случаев явились грубейшие нарушения требований электробезопасности и действия эксплуатационного персонала.В общем количестве доля электротравм с работниками, занимающимися текущим содержанием путей, незначительна (0,1-5%), но исход их, как правило, тяжелый. При содержании и ремонте пути и сооружений на работников может воздействовать повышенное значение напряжения электрической цепи, замыканиекоторой может произойти через тело человека [14].Источниками повышенного напряжения являются электроустановки напряжением до 1000 В, устройства электроосвещения путей и электрообогрева стрелок, электрифицированного инструмента для ремонта, электротехнического оборудования в помещениях. На электрифицированных дорогах опасно прикосновение к проводам и деталям контактной сети, которые находятся под напряжением, отключенным проводам и протяженным металлическим конструкциям, которые подвержены индуктивному влиянию контактной сети переменного тока, оборванным проводам контактной сети независимо от того, касаются они земли или заземленных конструкций, или нет.При электрической тяге рельсы и земля являются обратным проводом, поэтому прикосновение человека к токоведущим частям контактной сети, когда он стоит па земле или на заземленной конструкции, опасно по причине того, что он попадает под полное напряжение установки. В этом случае величина поражающего тока в десятки раз больше, чем смертельно опасная [3].Такжеопасно приближение к частям электрооборудования под напряжением, на расстояние, при которомчерез воздушный промежуток может происходить образование разряда, иприближение к оборвавшемуся и касающемуся земли проводу контактной сети на расстояние менее 10 м.Характер и степень поражения человека электрическим токов зависят от электрического сопротивления тела человека, напряжения тока, продолжительности воздействия электрического тока, от пути прохождения тока через тело человека, вида и частоты электрического тока, от условий внешней среды и индивидуальных особенностей человека [3].Основной фактор, который определяет степень поражения человека электрическим током, - сила тока, проходящего через его тело. Пороговые значения различных видов тока приведены в таблице 6.1 [3]. Считается, что электрический ток, равный 100 мА и выше, является смертельным.Таблица 6.1 - Пороговые значения различных видов токаВид токаПонятие токаСила тока, мАПеременный токПостоянный токПороговый ощутимый токэлектрический ток, который при прохождении через тело человека приводит к ощутимым раздражениям0,6-1,55-7Пороговый неотпускающий токэлектрический ток, который при прохождении через тело приводит к непреодолимым судорожным сокращениям мышц руки, в которой зажат проводник10-1550-80Фибрилляционный токэлектрический ток, который при прохождении через тело приводит к фибрилляции сердца, хаотическим и разновременным сокращениям волокон сердечной мышцы, что может привести к его остановке100мА до 5А300мА до 5АНапряжение, которое приложено к телу человека, определяет значение силы тока, проходящего через него. Поэтому оно также оказывает влияние на исход поражения. Увеличение напряжения вызывает пробой рогового слоя кожи, сопротивление кожи уменьшается в десятки раз и приближается к сопротивлению внутренних тканей, в результате сила тока увеличивается [3].Предельно допустимое значение постоянного тока в 3-4 раза выше допустимого значения переменного, но это справедливо только при напряжении не выше 260-300 В. При больших величинах напряжения постоянный ток более опасен для человека из-за электролитического действия. Важное значение при переменном токе имеет его частота. Полное сопротивление тела с увеличением частоты переменного тока уменьшается и при 10-20 кГц наружный слой кожи практически утрачивает сопротивление электрическому току [3].Наибольшую опасность имеет ток с частотой от 50 до 1000 Гц. Частота электрического тока (50 Гц)приводит к возникновению судорог и фибрилляции желудочков сердца. Опасность действия тока уменьшается с увеличением частоты, но это не означает, что ток частотой 500 Гц менее опасен, чем 50 Гц. Время действия электрического тока на человека оказывает решающее значение для определения степени поражения. Длительное воздействие его приводит к тяжелым, а в ряде случаев к летальному исходу.Человек выдерживает смертельно опасный переменный ток, равный 100 мА, если продолжительность действия тока будет не более 0,5 с [3].Допустимые значения силы тока с достаточно малой вероятностью поражения приведены в таблице 6.2 [3].Таблица 6.2 -Допустимые значения силы тока с достаточно малой вероятностью пораженияДлительность воздействия, сСила тока, мА1,0500,7700,51000,2250Важнейшее условие поражения человека электрическим током состоит в его пути. Если на пути тока оказываются жизненно важные органы (головной мозг, сердце, легкие), то опасность смертельного поражения является очень большой. Если электрический ток проходит другими путями, то его влияние на жизненно важные органы может быть только рефлекторным. Тело человека служит проводником электрического тока, по электрическому сопротивлению оно является неоднородным. Наличие на коже порезов, царапин и ссадин приводит к снижению сопротивления тела, что в свою очередь увеличивает опасность поражения током. Аналогичное воздействие оказывает увлажнение кожи водой или потом. Загрязнение кожи вредными веществами, которые хорошо проводят электрический ток также приводит к снижению ее сопротивления[3]. Состояние окружающей воздушной среды может оказывать существенное влияние на опасность поражения током. Наличие сырости, токопроводящей пыли, едких паров и газов, высокая температура окружающего воздуха приводит к снижению электрического сопротивления тела человека, что еще больше увеличивает опасность поражения током [3, 4].В случае, когда провода электролинии обрываются, то происходит электрическое замыкание тока на землю. Если человек в это время будет стоять на поверхности земли в зоне растекания электрического тока, то на длине шага возникнет напряжение, которое равно разнице потенциалов в местах расположения его ступней, а через его тело будет проходить электрический ток (рисунок 6.2). Это напряжение получило название напряжение шага. Его величина зависит от длины шага и места расположения человека. Если дистанция между стопами превышает 60-90 см по направлению к эпицентру, то разряд для человека может оказаться смертельным [3].Рисунок 6.2 - Схема возникновения напряжения шагаВеличина опасной зоны напряжения шага зависит от величин напряжения электролинии и удельного сопротивления грунта. Чем выше напряжение линии, тем опаснее зона. Считается, что на расстоянии 8 м от места замыкания на землю электрического провода опасная зона напряжения шага отсутствует. Напряжение шага может возникнуть и при пробое изоляции электрооборудования на землю [3].Под напряжением прикосновения понимается напряжение между двумя точками цепи тока, которых одновременно касается человек. Опасность такого прикосновения определяется значением тока, который проходит через тело человека, или напряжением прикосновения и зависит от схемы замыкания цепи тока через тело человека, напряжения сети и ее схемы, режима ее нейтрали (заземлена или изолирована), степени изоляции токоведущих частей от земли и значения емкости токоведущих частей относительно земли.Электрический ток оказывает на человека термическое, электролитическое, биологическое и механическое воздействие. При термическом воздействии возможно появление ожогов на отдельных участках тела, нагрев до высокой температуры органов, что приводит к значительным функциональным расстройствам. Электролитическое воздействие проявляется в разложении различных жидкостей организма (воды, крови, лимфы) на ионы, в результате наблюдается нарушение их физико-химического состава и свойств. При биологическом действии наблюдается раздражение и возбуждение тканей организма, судорожное сокращение мышц, нарушения внутренних биологических процессов. Механическое действие тока может приводить к расслоению тканей [3].Многообразие действия электрического тока на организм приводит к различным электротравмам. Условно они делятся на местные и общие. Под местными электротравмами понимаются местные повреждения организма или ярко выраженные местные нарушения целостности тканей тела, в том числе костных тканей.Общие электротравмы возникают в случае возбуждении живых тканей организма электрическим током, протекающим через него. Они проявляются в непроизвольном судорожном сокращении мышц тела. Из-за нарушения нормальной работы различных его органов и систем под угрозой поражения оказывается весь организм. Основные виды поражений электрическим током включают в себя электрические травмы и удары. Электрические травмы представлены электрическим ожогом, электрическим знаком (затвердевание и омертвение верхнего слоя кожи), металлизацией кожи, электроофтальпией и механическими повреждениями, которые вызываются непроизвольными сокращениями мышц под действием тока. Перечисленные электотравмы относятся к местным [3].Электрический ожог относится к наиболее распространенной электротравме. Различают токовый и дуговой ожог. Причиной токового ожога является прохождение тока через тело человека при его контакте с токоведущей частью, это следствие преобразования электрической энергии в тепловую. Ожоги бывают четырех степеней: I- покраснение кожи; II-образование пузырей; III-омертвение всей толщи кожи и IV-обугливание тканей. Тяжесть поражения определяется не степенью ожога, а площадью обожженной поверхности тела. Токовые ожоги возникают при напряжении не выше 1-2 кВ и в большинстве случаев им присваивается I и II степень [3].Дуговой ожог возникает в результате образования электрической дуги, которая образуется между токоведущей частью и телом человека. Температура дуги - выше 3500 0С. Дуговые ожоги, как правило, относятся к тяжелым, III и IV степеней тяжести.Механические повреждения возникают в результате резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, который проходит через тело человека. К ним относятся разрывы кожи, кровеносных сосудов и нервной ткани. Также могут наблюдаться вывихи суставов и переломы костей.Наибольшую опасность представляют электрические удары. Они зависимости от возникающих последствий делятся на следующие степени [3]:- I степень, наблюдается судорожное сокращение мышц, потери сознания нет;- II степень, происходит судорожное сокращение мышц, при этом есть потеря сознания, но сохраняется дыхание и работа сердца;- III степень, наблюдается потеря сознания и нарушение сердечной деятельности или дыхания;- IV степень, состояние клинической смерти.6.2 Мероприятия по обеспечению электробезопасности при текущем содержании путиПод электробезопасностью понимаетсясистема организационных и технических мероприятий и средств, которая обеспечивает защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества[17].При эксплуатации электроустановок необходимо [17, 20]:- содержать электроустановки в исправном состоянии и обеспечивать их безопасную эксплуатацию;- проводить техническое обслуживание и ремонт электроустановок для поддержания их исправного состояния и безопасной эксплуатации;-обеспечивать параметры электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений;-осуществлять подготовку и подтверждение готовности работников к эксплуатации электроустановок;- обеспечивать оперативно-технологическое управление электроустановками;- контролировать техническое состояние электроустановок и эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, в том числе работающих автономно от электроэнергетических систем;- содержать в исправном состоянии устройства релейной защиты и автоматики, которые предназначены для защиты линий электропередачи и оборудования, входящего в состав электроустановок;- контролировать соблюдение режимов работы электроустановок;- обеспечивать учет, расследование и анализ причин аварий в электроустановках и принятие мер по устранению причин их возникновения;- обеспечивать наличие, использование и поддержание в актуальном состоянии технической, включая инструктивную и оперативную, документации, необходимой для эксплуатации электроустановок и выполнения персоналом трудовых функций;- укомплектовывать электроустановки средствами защиты;- проводить испытания электрооборудования;- обеспечивать эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии.Работники подразделений ОАО «РЖД» должны периодически один раз в год проходить теоретическое и практическое обучение приемам освобождения от действия электрического тока и оказания первой помощи пострадавшим от электрического тока [14, 17]Работы вблизи неотключенных и незаземленных контактной сети и воздушных линий должны быть организованы так, чтобы исключалось приближение работающих, имеющихся у них предметов, приспособлений и инструмента на расстояние менее 2 м к проводам этих линий.Во избежание попадания работающих в опасную зону токоведущих частей контактной сети и ВЛ, т.е. ближе 2 м при наличии на них напряжения, запрещается подниматься [17]:- на верхние площадки и крыши подвижного состава;- на фермы и стрелы путевых машин и дрезин, мотовозов, автомотрис, стрелы и крыши кабин кранов, экскаваторов, других машин и на грузы, установленные на открытом подвижном составе;- на крыши зданий и сооружений, расположенных под проводами;- на другие объекты, с которых возможно приближение к токоведущим частям ближе 2 м.Напряжение с контактной сети и ВЛ должно быть снято и контактная сеть, ВЛ и связанные с ними устройства заземлены на весь период работы в следующих случаях [17]:- при возможности приближения персонала по условиям производства работ (строительные,путевые работы, осмотр, ремонт или покраска искусственных сооружений, коммерческий осмотр крыш вагонов, верха перевозимых контейнеров, тушение пожаров на подвижном составе, проведение восстановительных работ, проверка габарита приближения строений (без применения и с применением габаритной рамы) к находящимся под напряжением и не огражденным частям контактной сети и ВЛ на расстояние менее 2 м;- при одновременном разрыве обеих рельсовых нитей пути (сплошная смена рельсов, капитальный ремонт пути и другие работы), когда временная продольная перемычка не установлена и нарушается цепь протекания по рельсам обратного тягового тока;- при необходимости отключения от рельсов заземлений опор контактной сети и других устройств (релейных шкафов, светофоров и т.п.) на длине фронта работ более 200 м при подъемке пути, очистке балластного слоя, срезке обочины и других подобных работ, выполняемых путевыми машинами.При работах со сплошной сменой рельсов в зоне изолирующих сопряжений (стык контактной сети железнодорожной станции и перегона, место установки поста секционирования, отсасывающего трансформатора, железнодорожной станции стыкования) или нейтральной вставки (стык железнодорожной станции с тяговой подстанцией переменного тока и перегона) должны быть включены секционные разъединители, шунтирующие изолирующее сопряжение или нейтральную вставку [17].При работах со сплошной сменой рельсов на стыке железнодорожной станции и перегона должно быть предусмотрено снятие напряжения с того станционного пути, контактная подвеска которого анкеруется на опоре ремонтируемого пути.Для обеспечения электробезопасности при текущем содержании пути предлагаются следующие мероприятия:1. Проводить анализ состояния электрической безопасности в структурных подразделениях дистанции.2. Один раз в месяц рассматривать итоги работы по электробезопасности.3. Проводить плановые проверки структурных подразделений дистанции по электробезопасности по выполнению намеченных мероприятий, направленных на устранение ранее выявленных нарушений и предотвращение электротравматизма, при проведении контроля по охране труда по утвержденным графикам с учётом ежегодного охвата всех структурных подразделений.4. Проводить оперативные проверки бригад на рабочих местах при производстве работ, в том числе и в ночные смены.5. Установить контроль по выполнению мероприятий, разработанных по итогам проверок службой НБТ, с предоставлением отчета в службу охраны труда и промышленной безопасности.6. Откорректировать программы подготовки (стажировки) электротехнического и электротехнологического персонала.7. Обеспечить контроль за качеством обучения и проверкой знаний правил работы в электроустановках электротехнического и электротехнологического персонала в структурных подразделениях.8. Обеспечить электротехнический, электротехнологический, неэлектротехнический персонал обучением практическим приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых (эксплуатируемых) электроустановок.9. При изучении вопросов электробезопасности обеспечить применение наглядной агитации (плакатов, буклетов и др.) обучающих программ, видеофильмов, макетов тренажеров и др.10. Применять пропаганду безопасных условий труда при эксплуатации электроустановок путем проведения семинаров, распространения опыта работы коллективов, не имеющих нарушений по электробезопасности и электротравматизма.11. В период развертывания летних путевых работ организовать на постоянной основе проведение внеплановых инструктажей с причастным персоналом по электробезопасности, в том числе и с работающим на не электрифицированных участках дороги по Правилам электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи.12. Систематически контролировать наличие и состояние нейтральных (изолирующих) вставок на контактной сети подъездных путей к ремонтным корпусам, цехам и другим подразделениям ремонтных локомотивных депо.13. Обеспечить подготовку перечней путевых работ вблизи контактной сети и ВЛ, находящихся под напряжением в соответствии с требованиями п. 7.9 Стандарта ОАО РЖД:- путевые работы, выполняемые со снятием напряжения и заземлением контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств;- путевые работы, производство которых необходимо согласовывать с дистанцией электроснабжения;- путевые работы, производство которых требует участия (присутствия) работников дистанции сигнализации и связи;- рабочих заземлений опор контактной сети и других устройств обслуживаемого участка с привязкой к пикету.6.3 Расчет заземленияВ работе произведем расчет заземляющее устройство понижающей трансформаторной подстанции (ТП). На ней установлено два трансформатора с заземленными нейтралями на стороне 0,4 кВ. Трансформаторы имеют первичное напряжение 6. Протяженность кабельных линий lкл – 35 км. Удельное сопротивление грунта в месте расположения ТП ρгр– 70 Ом*м. Сезонный коэффициент Кс– 1,4. Длина вертикального электрода l - 5 м, его диаметр d– 12 мм. Глубина заложения горизонтального электрода t – 0,8 м. Ширина горизонтального электрода bп–20 мм.Определяем расчетный ток замыкания на землю в сети 6кВ[3]Для сети 6кВ (без компенсации емкостных токов) это будет емкостный ток однофазного замыкания на землю Iс.Для кабельных сетей приближенно ток Iсрассчитаем по формуле 1:Iс = (U*lкаб)/10, А,(6.1)где U - междуфазное напряжение, кВ;lкаб - длина кабельных линий, км.Iс = (6*35)/10 = 21 А.Определяем сопротивление заземляющего устройства Rз, Ом.При прохождении расчетного тока замыкания на землю Iз = Iс[3]. Если используется заземляющее устройство одновременно для электроустановок до 1000 В и выше 1000 В, то его сопротивление заземления согласно ПУЭ равно[13]:Rз= 125/Iз, Ом.(6.2) При этом оно не должно превышать 4 Ом.Rз = 125/21 = 5,95 Ом.Определяем расчетное удельное сопротивление грунта[3]:ρ = ρгр Кс, Ом*м.(6.3)ρ = 70*1,4 = 98 Ом*м.В качестве вертикальных электродов выбраны стержни из круглой стали длиной l. Стержни размещаем в ряд, при этом расстояние между ними равно [3]:а =l.(6.4)Определяем сопротивление отдельного вертикального электрода[3]:Rо.в. = (0,366*ρ/l)lg(4l/d), Ом,(6.5)где l-длина вертикального стержня, м;d-диаметр вертикального стержня, м;ρ- расчетное удельное сопротивление грунта, Ом*м.Rо.в. = (0,366*98/5)lg(4*5/0,012) = 23,11 ОмОпределяем число вертикальных электродов[4, 5, 6]:N = Rо.в./(n* Rз), шт.(6.6)N = 23,11/(0,68*5,95) = 5,71 шт.где n - коэффициент экранирования (использования), зависящий от числа и взаимного расположения заземлителей. Принимаем n= 0,68.Значение N округляем до целого числа N’. Принимаем N’ = 6 шт.Определяем сопротивление вертикальных заземлителей (без учета протяженных заземлителей) [3]:Rв=Rов/(nN'), Ом.(6.7)Rв = 34,11/(0,66*6) = 9,61 Ом.Значение n уточняем по таблице [3].В качестве горизонтального электрода принимаем сталь полосовая с шириной полки bп. В случае, если Rвбудет больше значения Rз, определенного согласно ПУЭ, то определяется сопротивление протяженного (горизонтального) заземлителя Rг[13]:Rг = (0,366ρ/nпlп )lg(2*lп /bпt)2(6.8)где lп - длина полосы, м; (в расчете принимается lп = (N'-1)l, где l - длина вертикального стержня;N' - число вертикальных стержней);bп - ширина полосы, м;nп - коэффициент экранирования (использования) полосы; принимается в таблице [3];t - глубина заложения полосы, м.lп = (6-1)*5 = 25 м.Rг = (0,366*98/0,45*25)lg(2*25/0,02*0,8)2 = 13,16 Ом.Определяем общее сопротивление заземляющего устройства[3]R=RвRг/(Rв+Rг), Ом.(6.9)R= (9,61 *13,16)/(9,61 +13,16) = 5,55 Ом.В случае, если значение R мало отличается от Rз, (в меньшую сторону) или равно Rз, то заземляющее устройство рассчитано правильно, т.е. должно выполниться условие: R≤Rз.Так как выполняется условие 5,55 < 5,85, то заземляющее устройство рассчитано верно.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время особое внимание в железных дорогах России уделяется надежности и безопасности движения поездов. Это может быть достигнуто в том числе текущим содержанием железнодорожных путей, которое является одной из основных задач дистанции пути.Юдинская дистанция пути является одной из важнейших дистанций пути Горьковской железной дороги, структурным подразделением Горьковской дирекции инфраструктуры, которое обслуживает крупнейшую сортировочную станцию Юдино и располагается в г. Казань, Республика Татарстан.Задачами текущего содержания в Юдинской дистанции являются систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств, содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимально допускаемыми скоростями.Текущим содержанием железнодорожных путей занимается штат, в который входят начальник дистанции пути, начальники участков, дорожные мастера участков, дорожные мастера бригад, монтеры пути, сигналисты и дежурные по переезду.С целью повышения технического уровня железнодорожного пути, обеспечения рациональных сфер применения конструкций верхнего строения звеньевого и бесстыкового пути и ресурсосбережения в путевом хозяйстве ведется классификация путей. Класс путей зависит от сочетания двух основных эксплуатационных параметров – скоростей движения поездов и грузонапряженности, определяющих силовое воздействие на путь и интенсивность его работы.На Юдинской дистанции пути преобладают пути 1-го и 2-го класса. Процент путей 1-го класса составляет 49%, 2-го класса – 40, 3-го класса – 9%, 4-го класса – 2 %.Одним из показателей, характеризующих интенсивности использования железнодорожной линии, является грузонапряженность. За период 2019-2020 годы на Юдинской дистанции произошло снижение средней грузонапряженности. Причиной снижения является уменьшение объемов перевозок по основным направлениям.Элементы конструкции пути должны обеспечивать безопасное, бесперебойное движение грузовых и пассажирских поездов с установленными на дороге скоростями движения. В зависимости от участков пути Юдинской дистанции в 2022-2023 годах средняя скорость движения пассажирских поездов составляла от 60 км/ч до 110 км/ч, грузовых поездов – от 40 км/ч до 80 км/ч.Отступления геометрии рельсовой колеи от номинальных значений характеризуются балловой оценкой. Как показал анализ данных, в целом состояние пути Юдинской дистанции хорошее. По данным проведенных проверок что основным видом отступлений является уширение. При этом большая часть из них относится к отступлениям I степени. Эта группа отступлений не требуют работ по их устранению, являясь нормой содержания пути. При проверках отступлений IV степени не обнаружено.Анализ данных также показал, что административные подразделения Юдинской дистанции пути на должном уровне выполняют работу по текущему содержанию пути. Также анализ показал, что на Юдинской дистанции пути наибольшее количество отказов приходится на содержание рельсовой колеи и обнаружение дефектных или остродефектных рельсов в пути.В процессе работы был выполнен анализ численности монтеров на Юдинской дистанции. При расчете контингента монтеров применялся корректировочный метод, который основан на технологической зависимости численности работников от определенных факторов.Анализ показывает, что в период с 2021 года по 2023 год численность монтеров, занятых текущим содержанием путей Юдинской дистанции уменьшилась с 290 чел. до 276 чел. Причиной снижения явилось уменьшение объема перевозок.Выполненный расчет оптимального температурного интервала закрепления рельсовой плети на Юдинской дистанции для участка показал, что укладка бесстыкового пути на нем возможна. Плети должны быть закреплены в интервале от +4 до +46°С, что соответствует оптимальной температуре закрепления плети для рассматриваемых условий.Для участка Зеленый дол – Свияжск протяженностью 2,00 км был разработан технологический процесс по выправке пути. Для каждого этапа определены виды работ, затраты труда, организация работ и перечень необходимых путевых машин, механизмов и путевого инструмента. В качестве выправочно-подбивочно-рихтовочной машины взята машина ВПР-02. Она является машиной циклического действия за один проход выполняет комплекс работ и включают в себя выправку в продольном профиле по уровню и в плане, уплотнение балласта под шпалами и у торцов шпал, которые являются частью комплексного технологического процесса ремонта железнодорожного пути.Расчет технико-экономической эффективности применения комплекса машин ВПР-02 на текущем содержании Юдинской дистанции пути показал ее эффективность.Применение путевых машин позволяет уменьшать трудовые затраты на выполнение работ по текущему содержанию и ремонту пути и повышать качество содержания пути.Выполненные расчеты показали, что затраты на обслуживание машины DUOMATIC 09-32 превышают затраты на обслуживание машины ВПР-02 в 1,9 раза.Необходимость обеспечения электробезопасности при текущем содержании пути вызвана вероятностью поражения работников электрическим током.При содержании и ремонте пути и сооружений на работников может воздействовать повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.Исходя из анализа состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2020 год, за период с 2016 по 2020 год 65 работников ОАО «РЖД» получили электротравмы, из них 29 со смертельным исходом.Электрический ток оказывает на человека термическое, электролитическое, биологическое и механическое воздействие, вызывая при этом ожоги, местные нарушения целостности тканей тела, функциональные расстройства и нарушение нормальной работы различных его органов и систем.Для работников, занятых текущим содержанием железнодорожных путей, необходимо обеспечить электробезопасность. С этой целью были разработаны мероприятия по ее обеспечению.Таким образом, поставленные задачи были полностью выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2020 год. – М. : Департамент экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД», 2021. - 72 с.Баранова Л.А. Механизированные и машинизированные комплексы для ремонта и содержания железнодорожного пути : учебное пособие / Л.А. Баранова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – 159 с. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учебное пособие для вузов/ А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева; под. общ. ред. А.В. Фролова. Изд. 2-ое, доп. и перераб. - Ростов н/Дону : Феникс, 2008. - 750 с.Воробьев Э.В., Абрашитов А.А., Гирш Н.В. Технологии капитальных ремонтов пути : Методические указания / под редакцией Э.В. Воробьева – М. : МИИТ, 2012. - 108 с.Железнодорожный путь : учебник/ Е.С. Ашпиз, А.И. Гасанов, Б.Э. Глюзберг и др. Под ред. Е.С. Ашпиза. - М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 544 c.Инструкция о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД»», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2014 г. № 3154рИнструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2540/рИнструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. – М. : ОАО «РЖД», 2016. – 286 с.Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 г. № 2544/рКрейнис З.Л. Организация, планирование и управление путевым хозяйством : учеб. пособие. – М. : РГОТУПС, 2005. – 163 с.Новакович В.И. Проектирование и расчет элементов верхнего строения железнодорожного пути: учебно-методическое пособие для практических работ, расчетно-графической и курсовой работы / В.И. Новакович, Е.В. Корниенко, В.В. Карпачевский. - Ростов-на-Дону : ФГБОУ ВО РГУПС, 2015. - 40 с.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286.Правила устройства электроустановок (седьмое издание)ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999). – М. :Моркнига, 2019. -100 с.Приказ ОАО «РЖД» от 2 февраля 2015 г. N 5 «О внесении изменений в приказ ОАО «РЖД» от 9 июля 2009 г. N 136Распоряжение ОАО «РЖД» от 15 июня 2011 г. N 1307р «Об утверждении порядка применения коэффициента перевода явочной численности в списочную»Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.04.2016 N 699р «Об утверждении Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи» (Вместе с Правилами)Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.12.2016 N 2667р (с изм. от 12.02.2020) «Об утверждении нормативов численности работников, занятых на текущем содержании железнодорожного пути»Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 декабря 2021 г. № 2888/р «Об утверждении правил назначения ремонтов железнодорожного пути»СТО РЖД 15.013 – 2015 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие требованияТелегин С.А. Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути : метод. пособие для курсового проектирования. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. – 78 с.Технико-нормировочная карта работа машины ВПР-02 при выправке путиТранспортный комплекс России [Электронный ресурс]. – URL: https://transport.gov.ru/node/389#:~:text/Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути / МПС России. - М. : Транспорт, 2000. - 96 с.Экономика железнодорожного транспорта : учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др., Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса – М. : УМЦ ЖДТ, 20011. – 996 с.
1. Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД» за 2020 год. – М. : Департамент экологии, охраны труда и промышленной безопасности ОАО «РЖД», 2021. - 72 с.
2. Баранова Л.А. Механизированные и машинизированные комплексы для ремонта и содержания железнодорожного пути : учебное пособие / Л.А. Баранова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. – 159 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда : учебное пособие для вузов/ А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева; под. общ. ред. А.В. Фролова. Изд. 2-ое, доп. и перераб. - Ростов н/Дону : Феникс, 2008. - 750 с.
4. Воробьев Э.В., Абрашитов А.А., Гирш Н.В. Технологии капитальных ремонтов пути : Методические указания / под редакцией Э.В. Воробьева – М. : МИИТ, 2012. - 108 с.
5. Железнодорожный путь : учебник/ Е.С. Ашпиз, А.И. Гасанов, Б.Э. Глюзберг и др. Под ред. Е.С. Ашпиза. - М. : ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2013. – 544 c.
6. Инструкция о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД»», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2014 г. № 3154р
7. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 № 2540/р
8. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути. – М. : ОАО «РЖД», 2016. – 286 с.
9. Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 14.12.2016 г. № 2544/р
10. Крейнис З.Л. Организация, планирование и управление путевым хозяйством : учеб. пособие. – М. : РГОТУПС, 2005. – 163 с.
11. Новакович В.И. Проектирование и расчет элементов верхнего строения железнодорожного пути: учебно-методическое пособие для практических работ, расчетно-графической и курсовой работы / В.И. Новакович, Е.В. Корниенко, В.В. Карпачевский. - Ростов-на-Дону : ФГБОУ ВО РГУПС, 2015. - 40 с.
12. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286.
13. Правила устройства электроустановок (седьмое издание)
14. ПОТ РО-32-ЦП-652-99. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999). – М. :Моркнига, 2019. -100 с.
15. Приказ ОАО «РЖД» от 2 февраля 2015 г. N 5 «О внесении изменений в приказ ОАО «РЖД» от 9 июля 2009 г. N 136
16. Распоряжение ОАО «РЖД» от 15 июня 2011 г. N 1307р «Об утверждении порядка применения коэффициента перевода явочной численности в списочную»
17. Распоряжение ОАО «РЖД» от 19.04.2016 N 699р «Об утверждении Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании устройств и сооружений контактной сети и линий электропередачи» (Вместе с Правилами)
18. Распоряжение ОАО «РЖД» от 26.12.2016 N 2667р (с изм. от 12.02.2020) «Об утверждении нормативов численности работников, занятых на текущем содержании железнодорожного пути»
19. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 декабря 2021 г. № 2888/р «Об утверждении правил назначения ремонтов железнодорожного пути»
20. СТО РЖД 15.013 – 2015 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие требования
21. Телегин С.А. Организация, планирование и управление техническим обслуживанием железнодорожного пути : метод. пособие для курсового проектирования. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2015. – 78 с.
22. Технико-нормировочная карта работа машины ВПР-02 при выправке пути
23. Транспортный комплекс России [Электронный ресурс]. – URL: https://transport.gov.ru/node/389#:~:text/
24. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути / МПС России. - М. : Транспорт, 2000. - 96 с.
25. Экономика железнодорожного транспорта : учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др., Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса – М. : УМЦ ЖДТ, 20011. – 996 с.