Особенности самооценки в подростковом возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
1. Теоретические аспекты исследования самооценки в подростковом возрасте 6
1.1 Особенности подросткового возраста как периода развития 6
1.2 Место самоотношения в структуре самосознания 12
1.3 Понятие самооценки и ее значение в развитии личности подростка 21
Выводы по главе 1 29
2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
Выводы по главе 2 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение……………………………………………………………….48
Завышенная самооценка может привести к проблемам во всех сферах жизни: учебе (невозможность адекватно оценивать свои знания, умения), межличностных отношениях (непринятие претензий к себе, неспособность понять партнера) и т.д. Заниженная самооценка (низкий уровень) проявляется у 19% испытуемых, такой уровень самооценки также является травмирующим для личности, недооценивание своих способностей, знаний, умений, своих личностных качеств может привести к огромным психологическим проблемам, невозможности хорошо учиться, выстраивать отношения.Большинство респондентов - 66,5% % продемонстрировали адекватный (средний и высокий) уровень самооценки, что свидетельствует о нормальном восприятии себя, свои личностных особенностей и способностей.Говоря об уровне притязаний, отметим, что, по большей части он совпадет с уровнем самооценки подростков. Согласно описанию диагностики, наиболее оптимальным считается сравнительно высокий уровень, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. К данному уровню относятся 47,5% респондентов.Реалистический уровень притязаний выявлен у 28,5% подростков.Низкий результат свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности, данный уровень выявлен у 19% респондентов-подростков.Таблица 2 - Результаты описательной статистикиСреднее арифметическоеСтандартное отклонениеМедианаАсимметрияЭксцессМинимумМаксимум60,90513,29260-0,391-1,137378068,71415,44167-1,2682,1312090Среднее значение по шкале «Самооценка» составляет 60.905, что соответствует среднему, адекватному уровню самооценки. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=13.292). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по выборке. Значение медианы по данной шкале равно 60. Выявлена правосторонняя асимметрия (A=-0.391) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Выявлен отрицательный эксцесс (Е=-1.137). В выборке много значений находятся около крайних значений минимума и максимума. Минимум составляет 37, максимум составляет 80.По шкале «Уровень притязаний»средний показатель равен 68.714, что соответствует реалистичному уровню притязаний. По данной шкале имеется слабый разброс значений относительного среднего (сигма=15.441). Это говорит о том, что признак очень мало варьируется по данной выборке. Медианное значение составляет 67. Выявлена правосторонняя асимметрия (A=-1.268) - в выборке чаще встречаются значения выше среднего. Выявлен положительный эксцесс (Е=2.131). В выборке значения находятся преимущественного около среднего арифметического. Минимум составляет 20, значение максимума равно 90.Таким образом, мы можем сделать вывод, что в исследуемой выборке подростков превалирует адекватный уровень самооценки и реалистичный уровень притязаний.Обратимся к результатам исследования самоотношения в выборке по методике С.Р. Пантелеева (табл. 3, рис. 2)Таблица 3 - Результаты исследования самоотношения в выборке по методике С.Р. Пантелеева (в стенах)ЗакрытостьСамоуверенностьСаморуководствоОтраженное самоотношениеСамоценностьСамопринятиеСамопривязанностьВнутренняя конфликтностьСамообвинениеИспытуемый 1388988934Испытуемый 2154878356Испытуемый 3388888726Испытуемый 4498997982Испытуемый 5254778355Испытуемый 6498997922Испытуемый 7288888784Испытуемый 8498997921Испытуемый 9822121881Испытуемый 10288888826Испытуемый 11388888826Испытуемый 12288888855Испытуемый 13364778255Испытуемый 14264678845Испытуемый 15288888826Испытуемый 16821121281Испытуемый 17264668846Испытуемый 18254768855Испытуемый 19278888822Испытуемый 20812122281Испытуемый 21821121281Рисунок 2 - Результаты исследования самоотношения в выборке по методике С.Р. Пантелеева(n=21)Рассмотрим результаты по шкале «закрытость». 19% респондентов показали высокий уровень закрытости,такие результаты отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Подросток склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.Средний уровень определен у 67% подростков в выборке, он означает избирательное отношение подростка к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.Низкий уровень выявлен у 14% подростков, он указывает на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и понимание себя. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.По шкале «самоуверенность» высокий уровень выявлен у 48% респондентов, такой уровень характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Подросток уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.Средний уровень выявлен у 33% респондентов, он свойственен ребятам, которые в привычных для себя ситуациях сохраняют работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.Низкий уровень самоуверенности выявлен у 19% подростков, этим респондентам свойственно неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Подросток не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.По шкале «Саморуководство» высокий уровень определили у 52% респондентов, эти ребята основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя. Такие дети ощущают себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Средний уровень выявлен у 28% респондентов, данный уровеньраскрывает особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.Низкий уровень саморуководства определили у 20% респондентов, данные подростки ощущают подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. По шкале «Отраженное самоотношение» высокий уровень выявлен у 57% респондентов,он соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Средний уровень определили у 24% опрошенных, он означает избирательное восприятие подростком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.Низкий уровень определен у 19% опрошенных иуказывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.По шкале «Самоценность» высокие значения выявлены у 52% подростков, для них характерны высокая оценка своего духовного потенциала, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Средний уровень присущ 28% респондентов, он отражает избирательное отношение к себе. Подросток склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.Низкий уровень выявлен у 20% подростков. Он свидетельствует о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я». Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.По шкале «самопринятие» высокий уровень определен у 67% респондентов, он характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности.Средние значения (14%) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.Низкий уровень самопринятия выявлен у 19% опрошенных, он указывает на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. По шкале «самопривязанность» высокие значения получили 62% школьников, данный уровеньотражают высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Средние значения определены у 19% подростков, они указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.Низкие значения также получили 19% подростков, такие значения свидетельствуют о высокой готовности к изменению «Я» - концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». По шкале «внутренняя конфликтность» высокий уровень выявлен у 28% подростков, у них преобладает негативный фон отношения к себе. Такой подросток находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств.Средние значения получили 33% школьников, отношение к себе, установка видеть себя у этих подростков зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Низкий уровень определен у 39% школьников, наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.По последней шкале «самообвинение» высокие значения не получены, средний уровень определен у 62% подростков, он указывает на указывает на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.Низкий уровень определен у 38% школьников, такой показатель означает тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство подростков в выборке обладают адекватным уровнем самооценки, реальным уровнем притязаний и самоотношения. Выводы по главе 2Выборка исследования была представлена 21 подростком в возрасте от 15 до 16 лет (обучающиеся 9 класса), из них 10 девочек и 11 мальчиков – подростков. Цель исследования: определить особенности самооценки, уровня притязаний и самоотношения в подростковом возрасте.Для проведения исследования были выбраны следующие методики: методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС).Большинство респондентов - 66,5% % продемонстрировали адекватный (средний и высокий) уровень самооценки, что свидетельствует о нормальном восприятии себя, свои личностных особенностей и способностей.Исследование самоотношения данных подростков также показало, что большинство из них обладают адекватным уровнем самооценки, реальным уровнем притязаний и самоотношения. ЗаключениеВ процессе исследования самоотношения следует исходить из того, что:- во-первых, оно опирается на отношения других людей;- во-вторых, неразрывно связано с самопознанием личности;- в-третьих, отражается в самооценочных суждениях;- в-четвертых, на основе оценочных суждений определяет характер «поведенческих реакций» личности как внешних, так и внутренних (в адрес своего «Я» - самообвинение, самопринятие и т.д.); - в-пятых, выступает, в целом, в качестве одного из признаков, определяющих уровень развития самосознания личности и ее жизненную активность.Существуют разные подходы к структуре самоотношения. Например, согласно учению В. Н. Мясищева, в структуре самоотношения выделяются познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для подходов ряда других исследователей, характерно выделение двух подсистем: оценочной и эмоциональной. Если давать более полную характеристику самоотношения в плане его структурной организации, то следует обратить внимание на положения, разработанные С. Р. Пантилеевым и В. В. Столиным. Данными исследователями была предложена трехуровневая организация самоотношения:• уровень глобального (интегрального) самоотношения;• уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями: самоуважением, аутосимпатией, самоинтересом и ожиданием положительного отношения других людей или макроуровень;• уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовность к таким действиям (самопринятие, самообвинение, самоуверенность и другие) – микроуровень.На формирование самооценки личности также влияют социальные и психологические факторы. К социальным факторам относятся: семья, образование, религия, культура и социум. К психологическим факторам: самосознание, опыт личности, рефлексия. Факторы формирования самооценки могут отличаться по индивидуальным характеристикам личности. Например, в детском возрасте семья является главным авторитетом и фактором формирования самооценки личности, а начиная с подросткового возраста, возникает тенденция к преобладанию авторитетности сверстников.Исследования поведенческих проявлений тревожности показывают, что она по-разному влияет на устойчивость поведения и навыки самоконтроля. При адекватном уровне тревожности отмечается сохранение уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, а в случае ошибок в деятельности – адекватное отношение и стремление исправить их. Существует две основные категории тревожности по А. Прихожан:1) открытая – сознательно переживаемая и проявляющаяся в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2) скрытая – в разной степени неосознанная, проявляющаяся или в чрезмерном покое, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его или опосредованным путем через специфические способы поведения.Подростковая тревожность связана, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием и его задержкой. Школьную тревожность называют сравнительно мягкой формой проявления неблагополучного состояния детских и подростковых эмоций. Проявляется это волнением, повышенным беспокойством в процессе обучения во время нахождения в классе, ожиданием отрицательного отношения к собственной персоне или негативной оценке (учителя или одноклассников). Тревожность является одним из предвестников невротического состояния. Эмпирическое исследование показало, что у подростков в выборке, преимущественно развит адекватный уровень самооценки и самоотношения. Список использованной литературыАнаньев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук. СПб., 2017.— 127 с. Апетян М.К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 622-624.Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. – 129 с. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 324 с. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПБ: Питер, 2010. – 368с. Бондаренко Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я. Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2017. - №3. – С. 101-105.Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. - 2018. - № 1. - С. 54-65.Валявко С.М. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.М. Валявко // Системная психология и социология. - 2016. - № 4. - С. 13-21.Волкова С.А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся / С.А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 3. – С. 63-64.Глушко Л.А. Факторы формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста / Л.А. Глушко // Системная психология и социология. - 2018. - №1. - С. 8-12.Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – СПб: Питер, 2017. – 352 с.Дмитриева С.М. Развитие самооценки и уровня притязаний старшеклассников как условие повышения их конкурентоспособности / С.М. Дмитриева, Т.С. Гуменюк // Психологические измерения культуры, экономики, управления. – 2018. - №5. – С. 8-12.Замещак М.И. Психологические условия становления нравственной самооценки младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - М.,2014. - 268 с.Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2017. – 99 с.Зозуляк-Случик Р. Психологические особенности формирования самооценки подростков / Р. Зозуляк-Случик // Горизонты. - 2015. - № 1. - С. 23-26.Изард К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард - СПб.: Питер, 2016. – 464 с.Козерук Ю.В. Самооценка как фактор становления личности студента / Ю.В. Козерчук, Я.О. Евсейчик //Подготовка специалистов в системе профессионального образования. – 2015. – №3. – С. 163-165.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 335 с. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии: монография / И.С. Кон -. С.: «БАХРАХ-М»,2017. - 450 с.Кондратьева О.А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков / О.А. Кондратьева, Е.С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 57–64.Криворучко Т.И. Особенности понимания самооценки в современной науке / Т.И. Криворучко // Система ценностей современного общества. – 2-12. - № 5. – С. 80-85.Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова// Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2016. – № 13. – С. 91-96.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н. Леонтьев. – М.: Юрайт, 2018. – 229 с.Липковская Ю. Формирование адекватной самооценки у школьников. / Ю. Липовская // Психологические измерения культуры, экономики, управления. - 2016. - №9. - С. 61-69.Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2012. – 656 с. Онуфриева Л.А. Самооценка как составляющая Я-концепции будущих специалистов социономических профессий / Л.А. Онуфриева // Психологический журнал. - 2019. - № 8. - С. 33-39.Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Наука, 1991. — 261 с. Поликарпов В. А. Психология личности: учебное пособие. 2-е изд. Минск: Изд-во БГУ, 2018. 105 с.Реан А.А. Психология детства: учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак,2013. - 368 сРубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. 2009. – 620 с. Рыжова С. В. Идентичность подростков и способы ее поиска // Социологические исследования, 2018. № 8. С. 4049. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 187 с.Столин В. В. Самосознание личности. М. Изд-во Мос. Ун-та, 1983. 288 с.Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис. ... канд. псих. наук, Л., 1973. – 129 с. Терскова М.К. Особенности самооценки в подростковом возрасте / М. К. Терскова. // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании, 2019. — С. 748-750.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Прагма, 1997. – 260 с.Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб, 2000. – 420с.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c.
2. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук. СПб., 2017.— 127 с.
3. Апетян М.К. Взаимосвязь самооценки и уровня развития мышления подростков / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. - № 1. - С. 622-624.
4. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. – 129 с.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 324 с.
6. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПБ: Питер, 2010. – 368с.
7. Бондаренко Н.Я. Роль самооценки в формировании личности подростка / Н.Я. Бондаренко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2017. - №3. – С. 101-105.
8. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. - 2018. - № 1. - С. 54-65.
9. Валявко С.М. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.М. Валявко // Системная психология и социология. - 2016. - № 4. - С. 13-21.
10. Волкова С.А. Анализ эмоционального и когнитивного компонентов самооценки качеств личности учащихся / С.А. Волкова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2019. – № 3. – С. 63-64.
11. Глушко Л.А. Факторы формирования уверенности в себе у школьников подросткового возраста / Л.А. Глушко // Системная психология и социология. - 2018. - №1. - С. 8-12.
12. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – СПб: Питер, 2017. – 352 с.
13. Дмитриева С.М. Развитие самооценки и уровня притязаний старшеклассников как условие повышения их конкурентоспособности / С.М. Дмитриева, Т.С. Гуменюк // Психологические измерения культуры, экономики, управления. – 2018. - №5. – С. 8-12.
14. Замещак М.И. Психологические условия становления нравственной самооценки младших школьников: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - М.,2014. - 268 с.
15. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2017. – 99 с.
16. Зозуляк-Случик Р. Психологические особенности формирования самооценки подростков / Р. Зозуляк-Случик // Горизонты. - 2015. - № 1. - С. 23-26.
17. Изард К.Э. Психология эмоций / К. Э. Изард - СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
18. Козерук Ю.В. Самооценка как фактор становления личности студента / Ю.В. Козерчук, Я.О. Евсейчик //Подготовка специалистов в системе профессионального образования. – 2015. – №3. – С. 163-165.
19. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 335 с.
20. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии: монография / И.С. Кон -. С.: «БАХРАХ-М»,2017. - 450 с.
21. Кондратьева О.А. Изучение взаимосвязи ситуативной тревожности и самооценки подростков / О.А. Кондратьева, Е.С. Нижегородцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 44. – С. 57–64.
22. Криворучко Т.И. Особенности понимания самооценки в современной науке / Т.И. Криворучко // Система ценностей современного общества. – 2-12. - № 5. – С. 80-85.
23. Курбанова З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова// Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2016. – № 13. – С. 91-96.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: монография / А.Н. Леонтьев. – М.: Юрайт, 2018. – 229 с.
25. Липковская Ю. Формирование адекватной самооценки у школьников. / Ю. Липовская // Психологические измерения культуры, экономики, управления. - 2016. - №9. - С. 61-69.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
27. Онуфриева Л.А. Самооценка как составляющая Я-концепции будущих специалистов социономических профессий / Л.А. Онуфриева // Психологический журнал. - 2019. - № 8. - С. 33-39.
28. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Наука, 1991. — 261 с.
29. Поликарпов В. А. Психология личности: учебное пособие. 2-е изд. Минск: Изд-во БГУ, 2018. 105 с.
30. Реан А.А. Психология детства: учеб. пособ. / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак,2013. - 368 с
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. 2009. – 620 с.
32. Рыжова С. В. Идентичность подростков и способы ее поиска // Социологические исследования, 2018. № 8. С. 4049.
33. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 187 с.
34. Столин В. В. Самосознание личности. М. Изд-во Мос. Ун-та, 1983. 288 с.
35. Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис. ... канд. псих. наук, Л., 1973. – 129 с.
36. Терскова М.К. Особенности самооценки в подростковом возрасте / М. К. Терскова. // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании, 2019. — С. 748-750.
37. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Прагма, 1997. – 260 с.
38. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб, 2000. – 420с.