Структура речевого дефекта при дизартрии
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией 4
2. Психолингвистические аспекты дизартрии 6
3. Структура речевых нарушений при дизартрии 8
Заключение 13
Список литературы: 14
В настоящее время проблема дизартрии у детей активно изучается в клиническом, нейролингвистическом и психолого-педагогическом контекстах [18]. Она особенно подробно изучена у детей с церебральным параличом, как это описано в работахЕ.Ф.Архиповой, Е. Н. Винарской,А.Г.Максимовой,О.С. Орловой и других.ЗаключениеИзучение структуры речевого дефекта при дизартрии представляет собой важную и актуальную задачу, которая требует внимательного и комплексного подхода. Понимание основных причин и механизмов развития этого нарушения позволит разработать эффективные методы диагностики и реабилитации, которые будут направлены на улучшение качества жизни пациентов с дизартрией.Одним из ключевых аспектов изучения структуры речевого дефекта при дизартрии является идентификация и классификация различных типов этого нарушения. Существует несколько классификаций дизартрии, которые основываются на этиологических факторах, таких как локализация поражения в центральной или периферической нервной системе, а также на клинических проявлениях.При диагностике дизартрии, специалисты опираются на множество методов, включая акустический и перцептивный анализ речи, а также современные инструментальные методы, такие как МРТ и КТ сканирование мозга, электромиография и др. Эти методы позволяют определить степень функциональности мышц, участвующих в речи, оценить координацию их работы и выявить возможные поражения центральной нервной системы. Важным элементом диагностики также является оценка артикуляционных, фонаторных и просодических характеристик речи пациента. Комплексный подход к диагностике не только помогает выявить конкретные нарушения, но и закладывает основу для разработки индивидуализированных реабилитационных программ.Таким образом, дальнейшие исследования в этой области имеют большое значение для развития логопедии и медицины в целом. Познание особенностей структуры речевого дефекта при дизартрии открывает новые перспективы для создания индивидуализированных методик работы с пациентами, что позволит им вернуться к нормальной жизни и общению в обществе. Важно продолжать исследования и работу в этом направлении, чтобы помочь людям с речевыми нарушениями достичь оптимального уровня речевой функции и улучшить их качество жизни.Разработка индивидуализированных методик обучения и коррекционной работы позволит пациентам больше социализироваться, эффективно взаимодействовать в профессиональной и личной жизни, а также приобрести уверенность в собственных возможностях. Каждое новое открытие в этой области приближает нас к созданию более эффективных и доступных технологий реабилитации, помогающих интегрировать людей с речевыми дефектами в полноценную и активную жизнь в обществе.Список литературы:Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей : [учеб. пособие] / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 255 с. : ил., табл. - (Высшая школа). - Прил.: с. 197-253. - Библиогр.: с. 254-255. - ISBN 978-5-17-052722-9. - ISBN 978-5-271-20780-8. Борисова, Н.Б. Формирование правильного дыхания у детей с дизартрией / Н.Б. Борисова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 4 (69). - С. 28-30.Визель, Т.Г.Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2013. - 263 с., [3] л. ил. : ил., табл. - Библиогр.: с. 250-263. - ISBN 978-5-88923-353-4.Винарская , Е.Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. - 143 с. : ил. - (Библиотека логопеда). - Библиогр.: с. 143. - ISBN 5-17-028185-4. - ISBN 5-271-10288-2. - ISBN 5-9762-0841-х. Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1. - С. 4-6.Козырева, О.А. Методические рекомендации по преодолению нарушений развития связной речи у детей 4-5 лет с дизартрией и общим недоразвитием (III уровня) / О.А. Козырева, Т.А. Майснер // Логопед в детском саду. - 2018. - № 4 (85). - С. 8-15.Криницына, Г.М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников :практ. пособие / Г. М. Криницына ; Тюмен. гос. ун-т ТЮМГУ. - 2-е изд., стер. - Москва :Юрайт, 2022. - 147 с. : ил. - (Профессиональная практика). - Библиогр. в конце гл. - Библиогр.: с. 146-147. - ISBN 978-5-534-11291-7.Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва :Владос, 2013. - 462 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - Слов.: с. 453-462. - 16+. - ISBN 978-5-691-01726-1.Лопатина , Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 191 с. : ил. - Библиогр.: с. 187-190. - ISBN 5-8064-351-З. - ISBN 5-94033-041-Х. Лопатина, Л.В.Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена . - Санкт-Петербург : Образование, 1994. - 92 с. : ил. - Рек. лит.: с. 90-91. - ISBN 5-233-00142-х. Лубовский, В.И. Что такое "структура дефекта"? / В. И. Лубовский// Специальное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 145-157. Максимова, А. Г. Исследование праксиса у дошкольников с дизартрией: методика и результаты / А. Г. Максимова// Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1. - С. 78-92.Маслова, Е.М. К вопросу изучения просодических нарушений речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / Е.М. Маслова // Современные тенденции развития специального (дефектологического) образования : материалы научно-исслед. работы молодых ученых-дефектологов / М-во образования и науки РФ, Моск. соц.-пед. ин-т (МОСПИ) ; [отв. ред. : В.И. Селиверстов, М.И. Лынская, Ю.А. Покровская]. - М., 2011. - С. 46-55.Наточий, А.Ф. Особенности звуковой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией / А. Ф. Наточий// "Мир специальной педагогики и психологии" : науч.-практ. альманах : [в ... вып.] / [гл. ред. С. Н. Шаховская]. - Москва, 2015. - Вып. 3. - С. 110-121.Орлова ,О.С. Дизартрия / О.С. Орлова // Основы дошкольной логопедии : [учеб. пособие] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - М., 2015. - Разд. 2, гл. 3. - С. 85-109. Преснякова, О.В. Исследование фонематических процессов у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / О.В. Преснякова // Школьный логопед. - 2014. - № 4. - С. 23-24.Приходько, О.Г. Дизартрия / О.Г. Приходько // Логопедия. Теория и практика : [учеб.-метод. пособие] / [под ред. Т.Б. Филичевой ; среди авт. О.Г. Приходько]. - М., 2017. - Гл. 6. - С. 96-133.Сергеева, Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией / Г. Ф. Сергеева // Дефектология. - 1973. - № 3. - С. 21-25.Филатова, О.Ю. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалия / О.Ю. Филатова // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 27-35.Чиркина,Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизатрией / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 45-50.
2. Борисова, Н.Б. Формирование правильного дыхания у детей с дизартрией / Н.Б. Борисова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 4 (69). - С. 28-30.
3. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - Москва : В. Секачев, 2013. - 263 с., [3] л. ил. : ил., табл. - Библиогр.: с. 250-263. - ISBN 978-5-88923-353-4.
4. Винарская , Е.Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006. - 143 с. : ил. - (Библиотека логопеда). - Библиогр.: с. 143. - ISBN 5-17-028185-4. - ISBN 5-271-10288-2. - ISBN 5-9762-0841-х.
5. Карелина, И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста / И. Б. Карелина // Дошкольная педагогика. - 2020. - № 1. - С. 4-6.
6. Козырева, О.А. Методические рекомендации по преодолению нарушений развития связной речи у детей 4-5 лет с дизартрией и общим недоразвитием (III уровня) / О.А. Козырева, Т.А. Майснер // Логопед в детском саду. - 2018. - № 4 (85). - С. 8-15.
7. Криницына, Г.М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников : практ. пособие / Г. М. Криницына ; Тюмен. гос. ун-т ТЮМГУ. - 2-е изд., стер. - Москва : Юрайт, 2022. - 147 с. : ил. - (Профессиональная практика). - Библиогр. в конце гл. - Библиогр.: с. 146-147. - ISBN 978-5-534-11291-7.
8. Логопатопсихология : учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - Москва : Владос, 2013. - 462 с. : ил. - (Коррекционная педагогика). - Слов.: с. 453-462. - 16+. - ISBN 978-5-691-01726-1.
9. Лопатина , Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : (коррекция стертой дизартрии) : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2001. - 191 с. : ил. - Библиогр.: с. 187-190. - ISBN 5-8064-351-З. - ISBN 5-94033-041-Х.
10. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учеб. пособие к спецкурсу / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена . - Санкт-Петербург : Образование, 1994. - 92 с. : ил. - Рек. лит.: с. 90-91. - ISBN 5-233-00142-х.
11. Лубовский, В.И. Что такое "структура дефекта"? / В. И. Лубовский
// Специальное образование. - 2018. - № 4 (52). - С. 145-157.
12. Максимова, А. Г. Исследование праксиса у дошкольников с дизартрией: методика и результаты / А. Г. Максимова
// Детский сад от А до Я. - 2024. - № 1. - С. 78-92.
13. Маслова, Е.М. К вопросу изучения просодических нарушений речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией / Е.М. Маслова // Современные тенденции развития специального (дефектологического) образования : материалы научно-исслед. работы молодых ученых-дефектологов / М-во образования и науки РФ, Моск. соц.-пед. ин-т (МОСПИ) ; [отв. ред. : В.И. Селиверстов, М.И. Лынская, Ю.А. Покровская]. - М., 2011. - С. 46-55.
14. Наточий , А.Ф. Особенности звуковой структуры слова у дошкольников со стертой псевдобульбарной дизартрией / А. Ф. Наточий
// "Мир специальной педагогики и психологии" : науч.-практ. альманах : [в ... вып.] / [гл. ред. С. Н. Шаховская]. - Москва, 2015. - Вып. 3. - С. 110-121.
15. Орлова ,О.С. Дизартрия / О.С. Орлова // Основы дошкольной логопедии : [учеб. пособие] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - М., 2015. - Разд. 2, гл. 3. - С. 85-109.
16. Преснякова, О.В. Исследование фонематических процессов у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами / О.В. Преснякова // Школьный логопед. - 2014. - № 4. - С. 23-24.
17. Приходько, О.Г. Дизартрия / О.Г. Приходько // Логопедия. Теория и практика : [учеб.-метод. пособие] / [под ред. Т.Б. Филичевой ; среди авт. О.Г. Приходько]. - М., 2017. - Гл. 6. - С. 96-133.
18. Сергеева, Г. Ф. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией / Г. Ф. Сергеева // Дефектология. - 1973. - № 3. - С. 21-25.
19. Филатова, О.Ю. Характеристика неречевого ритма у детей с дизартрией и моторной алалия / О.Ю. Филатова // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 27-35.
20. Чиркина,Г.В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизатрией / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 45-50.