"Управление культурным наследием в городе"
Заказать уникальную курсовую работу- 46 46 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Специфика управления культурным наследием города 5
1.1. Понятие и особенности оценки объектов культурного наследия 5
1.2. Цели и задачи управления культурным наследием в городе 8
Глава 2. Управление культурным наследием на примере г. Москва 20
2.1. Особенности управления московским культурным наследием 20
2.2. Реализация программ по сохранению культурного наследия Москвы 24
2.3. Анализ осведомленности населения о локальном городском культурном наследии 34
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Преимуществаиспользования данной технологии – точность позволяет создаватьдетализированныечертежиимоделидажедлясложныхархитектурныхформ; сохранность, то естьбесконтактныйметод,ненаносящийвредапамятнику; планирование-помогаетвпланированииреставрационныхработ,оценкеобъемовистоимости,моделированииразныхвариантовреставрации. 3D-моделибылисозданыдлямногихзнаковыхобъектовМосквы,включаяхрамХристаСпасителя,Большойтеатр,зданиеГУМа.3D-печать. Трехмернаяпечатьпозволяетсоздаватьфизическиекопииэлементовдекора,скульптур,дажекирпичейпоцифровыммоделям. К преимуществам использования данной технологии в реставрации культурного наследия относится: точноевоспроизведение позволяетвоссоздаватьутраченныефрагментысвысокойточностью, использованиесовместимыхматериалов - можнопечататьэлементыизматериалов,идентичныхисходным,илимаксимальноблизкихпосвоимсвойствам.3D-печатьиспользуетсядлявоссозданиялепнины,барельефов,элементовоконныхрамнаисторическихзданияхМосквы. Новые материалы. Вреставрацииактивноприменяютсясовременныематериалы,обладающиеулучшеннымисвойствами:прочностью,долговечностью,устойчивостьюквоздействиюокружающейсреды.Примеры композитныематериалы дляукрепленияконструкций; специальныесоставыдляочисткифасадов отзагрязненийивысолов; гидрофобныепропитки длязащитыкирпичнойкладкиотвлаги. Цифровыетехнологииворганизации работ. В данном случае речь идет о внедрении онлайн-платформыдлямониторинга состояния объектов культурного наследия. Созданиецифровыхпаспортовобъектовнаследия,ведениеэлектронныхжурналовработ,онлайн-трансляциисобъектовреставрации—всеэтоповышаетпрозрачностьиэффективностьработ.Еще одно направление развития - BIM-технологии.BuildingInformationModelingпозволяетсоздаватьинформационныемоделиобъектов,которыеобъединяютвсебевседанныеоздании - от3D-моделидоинформацииоматериалахикоммуникациях.Этоупрощаетпланирование,координациюиконтрользареставрационнымиработами.Использованиесовременныхтехнологийвреставрации - этонеданьмоде,анеобходимость,котораяпозволяетсохранятьуникальноекультурноенаследиеМосквыдлябудущихпоколений.Открытость и вовлеченность. В контексте повышения открытости и вовлеченности населения в судьбу объектов культурного наследия столицы, речь, в первую очередь, идет о проекте "Московская реставрация". Это комплексная инициатива Правительства Москвы, запущенная в 2011 году, направленная на сохранение объектов культурного наследия столицы и повышение прозрачности реставрационных работ. Основные задачи проекта:Комплексный подход к реставрации - восстановление не только внешнего облика, но и функционального назначения памятников, их адаптация к современному использованию.Привлечение лучших специалистов - создание условий для участия в реставрационных работах высококвалифицированных архитекторов, реставраторов, историков.Повышение качества реставрации - внедрение современных технологий иматериалов,жесткийконтрользасоблюдениемреставрационныхнормиправил. Открытость и прозрачность: информированиеобщественностиоходеработ,организациядоступанаобъектыреставрации,взаимодействиесгражданскимобществом.Ключевые мероприятиямипроекта стали:Созданиесайта"Московскаяреставрация".Насайтепредставленаинформацияовсехобъектах,находящихсянареставрацииврамкахпроекта:историческиесправки,фотографии,видеоматериалы,новости,информацияоподрядчиках. Организацияэкскурсийнаобъектыреставрации.Длявсехжелающихрегулярнопроводятсябесплатныеэкскурсии,накоторыхможноувидетьходработ,узнатьотехнологияхреставрации,задатьвопросыспециалистам. Онлайн-трансляциисобъектов.Насайтеивсоциальныхсетяхпроектаведутсяонлайн-трансляциисобъектовреставрации,чтопозволяетвсемжелающимследитьзаходомработврежимереальноговремени.ВзаимодействиесоСМИ. Проектактивноосвещаетсявсредствахмассовойинформации,чтоспособствуетповышениюинтересактемесохранениякультурногонаследия. Проведениеконкурсов. Регулярнопроводятсяконкурсыналучшийпроектреставрации,лучшуюорганизациюработ,лучшееинформационноесопровождениепроекта.Результатам реализациипроекта"Московскаяреставрация" тысячи отреставрированных объектов. За этот период были отреставрированыболее 7 тысяч объектов культурного наследия, включая памятники архитектуры, монументального искусства,археологии. Объемы финансирования реставрационных работ значительно выросли,чтопозволилореализоватьмногиепроекты,которыеранееказалисьневозможными.Еще одним положительным моментом программы "Московскаяреставрация" стало повышениепрофессионализма специалистов, связанных с управлением культурным наследием - вреставрационнойотраслипоявилосьбольшеквалифицированныхспециалистов,выросуровеньтребованийккачествуработ,усилилсяконтрользасоблюдениемреставрационныхнорм. Активновнедряютсясовременныеметодыисследования,3D-моделирования,реставрациисиспользованиеминновационныхматериалов,чтопозволяетпроводитьработыболееточно,бережноиэффективно. Реставрацияпересталабытьузкоспециализированнойзадачей,всечащеонарассматриваетсявконтекстеразвитиягородскойсреды,адаптациипамятниковксовременномуиспользованию.Проект"Московскаяреставрация" также способствовалповышениюинтересамосквичейккультурномунаследию,сделалреставрациюболееоткрытойидоступной.Отреставрированныепамятникистановятсяточкамипритяжениядлятуристов,чтоспособствуетразвитиютуристическойотраслигорода. Реставрацияобъектовкультурногонаследия–этоважныйвкладвсохранениеисторическойпамяти,формированиеуважительногоотношениякпрошлому.Кнаиболеезначимымотреставрированнымпо данной программе объектам можно отнести:Кинотеатр"Художественный" - одинизстарейшихкинотеатровМосквы,восстановленныйвсвоемисторическомоблике.Северныйречнойвокзал - шедеврсоветскойархитектуры,которыйпослереставрациисталнетолькотранспортнымузлом,ноикультурнымцентром. ПавильоныВДНХ. МасштабнаяреставрацияпавильоновВДНХвернулаимисторическийобликипозволиласоздатьтамсовременныевыставочныеимузейныепространства."Московскаяреставрация"-этонепростопрограммареставрациизданий,этопроект,направленныйнасохранениеисторическойпамятиикультурнойидентичностиМосквы.2.3.Анализ осведомленности населения о локальном городском культурном наследииВ рамках выявления уровня осведомленности населению Москвы о культурном наследии столицы России, на центральных улицах города был среди 98 человек проведен опрос, в список вопросов которого вошли вопросы:- «Каков Ваш пол?»;Рисунок 1 – результаты по полуопрошенныхИсходя из статистики ответов, можно сделать вывод о практически равном гендерном балансе среди опрошенных.- «Ваш возраст» с вариантами ответов:Старше 65,55-64,45-54,35-44,25-34,18-24.Рисунок 2 – Результаты по возрастуКак можно видеть, большая часть опрошенных – молодые люди в возрасте от 18 до 24,- «Ваше образование»,Высшее,Неоконченное высшее,Среднее специальное, \Среднее.Рисунок 3 – Результаты по образованию опрошенныхТаким образом, большая часть опрошенных имеет высшее или неоконченное высшее образование.- «Ваш род деятельности»;Согласно собранным данным, большинство опрошенных работают по найму.- «Ваш район проживания»;- «Знаете ли вы ОКН в своем городе/районе?»;Рисунок 4 – Результаты по осведомленности об ОКН в районе проживанияЗдесь наиболее популярными ответами стали ответы «Да», а это значит, что жители Москвы, и в том числе молодое поколение, хорошо осведомлено о наличии объектов культурного наследия Москвы.- «Насколько вы осведомлены о наличии и степени сохранности ОКН в непосредственной близости от вашего места жительства?»;Рисунок 5 – Статистика по ответам на вопрос «Насколько вы осведомлены о наличии и степени сохранности ОКН в непосредственной близости от вашего места жительства?»Здесь самым популярным ответом стал «Хорошо знаю историю объекта и его состояния».- «Кто должен отвечать за сохранение ОКН?»;Рисунок 6 – Статистика по ответам на вопрос «Кто должен отвечать за сохранение ОКН?»В данном случае, большинство опрошенных склоняется к тому, что о сохранении объектов должно заботиться государство.- «Выберите формы участия жителей города в сохранении ОКН?»;Рисунок 7 - Статистика по ответам на вопрос «Выберите формы участия жителей города в сохранении ОКН?Как можно видеть, по данному вопросу мнения разделились, но многие опрошенные считает, что жители Москвы должны участвовать в сохранении ОКН в виде налогов и добровольных отчислений- «В чем по вашему мнению ценность этих объектов?»;По мнению опрошенных жителей Москвы, ОКН должны показывать историю города, а также сохранять память об исторических событиях.- «Чем, с вашей точки зрения, должен обладать ОКН, чтобы он был интересен для жителей города? Возможны несколько ответов. Проранжируйте ваши ответы, где 1 – наиболее важные, 5 – наименее важные». К показателям «интересности» объекта культурного наследия предлагается отнести:Связь с национальными традициями,Транспортная доступность,Красивый окружающий ландшафт,Связь с известными событиями/личностями,Отражение определенного архетипа культуры,Известный автор/владелец/создатель,Показывает историю города,Является красивым элементом, украшением городской среды,Является образцом искусства/архитектуры,Важен для образования и обучения жителей города,Помогает привлечь туристов,Используются в современной жизни города и его жителей,Приносят доход городу/владельцам.На этот вопрос, самым популярным ответом стал ответ «связь с историей страны/города».- «Какие ОКН следует сохранять в первую очередь? (возможны несколько ответов, расставьте их в приоритетном порядке, где 1 – самое важное, 5 – наименее важное)».К данному вопросу были озвучены следующие варианты:Связанные с историей города/страны,Имеющие ценность как образец искусства (архитектуры),Украшающие городское пространство,Популярные среди туристов,Популярные среди горожан (жителей столицы),Наиболее древние.Здесь самым популярным ответом стал ответ №1.- Следующий вопрос: «Как вы относитесь к адаптации/приспособлению ОКН под современные нужны и виды использования?».Варианты ответов на данный вопрос:Приветствую, если при этом сохраняется исходный вид ОКН,Приветствую, так ОКН используются в жизни города,Нейтрально, полагаюсь на мнения и решения экспертов,Отрицательно, ОКН должны сохраняться в изначальном виде или превращаться в музеи.Большинство опрошенных приветствует процесс адаптации ОКН под современные нужды при условии, что при этом сохраняется его исходный вид.- «Как бы вы оценили работы по сохранению ОКН в непосредственной близости от вашего места жительства?»;На данный вопрос большая часть жителей столицы ответила «Хорошо».- «Кто должен финансировать сохранение/реставрацию ОКН?»;- «Готовы ли лично вы участвовать в финансировании работ по сохранению ОКН?»;- «Как вы готовы участвовать в сохранении ОКН?»;Здесь опрошенные также сошлись на мнение, что наибольшее участие должно проявлять государство.- «Что нужно, чтобы вы приняли лично участие в сохранении ОКН?»;Здесь опрошенные отдали предпочтение организации волонтерских акций и мероприятий, связанных с данной деятельностью.- «Есть ли у вас (был) опыт участия в сохранении ОКН?».Согласно опросу, у большинства его участников отсутствует опыт участия в сохранении ОКН.Можно сделать вывод, что москвичи очень серьезно относятся к ОКН, находящихся в их городе. В первую очередь, ОКН для москвичей – это историческая ценность. Памятники культуры – это свидетельства прошлого, которые рассказывают о жизни, культуре и ценностях предыдущих поколений. Москвичи гордятся своей историей и стремятся сохранить ее для потомков. Можно также отметить, что объекты культурного наследия формируют облик города, его уникальность и неповторимость. Они вдохновляют, воспитывают вкус и расширяют кругозор жителей Москвы. Многие культурные памятники столицы России являются настоящими произведениями искусства, радующими глаз и создающими особую атмосферу главного города страны.Одной из причин высокой осведомленности москвичей об ОКН, возможно, является тот факт, что в школах и университетах Москвы уделяется большое внимание изучению истории и культуры города, знакомству с памятниками архитектуры и пр. В городе также регулярно проводятся экскурсии, лекции, выставки и другие мероприятия, посвященные объектам культурного наследия.Конечно,не все жители Москвы одинаково бережно относятся к культурному наследию. Всегда найдутся те, кто ставит личные интересы выше общественных.Однаков целом можно говорить о том, чтов Москвесложилосьособое отношение кисторическому наследию, которое является частьюидентичности города иего жителей.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, чтоэффективное управление культурным наследием в городе является важным условием для:сохранения исторической памяти и культурной идентичности.обеспечения устойчивого развития и экономического роста.повышения качества жизни горожан и привлекательности города для туристов. Изучение особенностей управления культурным наследием позволяет разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии, которые учитывают специфику конкретного города и потребности его жителей.При планировании любой деятельности, связанной с управлением городским культурным наследием, необходимо учитывать, что в городе присутствует множество заинтересованных сторон с разными потребностями и целями: жители, бизнес, туристы, эксперты, органы власти различных уровней. Важно учитывать интересы всех сторон и находить баланс между сохранением наследия и развитием города.Стоит также помнить, что город постоянно меняется - растут новые районы, появляются новые технологии и вызовы. Управление культурным наследием должно быть гибким и адаптивным, чтобы соответствовать этим изменениям и находить решения, актуальные для современного города.Одной из главных проблем управления культурным наследием современного города является ограниченность ресурсов.Бюджеты на сохранение наследия часто ограничены, особенно в сравнении с другими городскими потребностями.Необходимо искать эффективные способы финансирования, привлекать инвестиции и внедрять инновационные подходы.Жители города должны быть не просто пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса управления культурным наследием.Важно информировать население о ценности наследия,проводить образовательные программы и привлекать к участию в проектах по его сохранению.Цифровизация, большие данные, виртуальная реальность и другие технологии открывают новые возможности для изучения, сохранения,продвижения и интерпретациикультурного наследия.Управлениекультурнымнаследиемвтакоммногогранномидинамичноразвивающемсямегаполисе,какМосква,—этобесконечныйпроцесспоискаоптимальныхрешений. Необходимоучитыватьвсефакторы:отисторическойценностиобъектовдоинтересовжителейиэкономическойэффективности.Список использованной литературыКонвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 годаФедеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023 N 507-ФЗ)Агишева С.Т. Система управления культурным наследием в контексте быстрых изменений городской среды. / С.Т. Агишева. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, №4, 2014, С. 11-16Беккер П.Р. Активизация привлечения инвестиций в реконструкцию и эксплуатацию объектов культурного наследия городов. / П.Р. Беккер. Москва, 2021. - 186 с.Бирюкова А.П. Методы привлечения инвестиций для сохранения объектов культурного наследия города Москвы. / А.П. Бирюкова. // E-Scio, №9, 2022, С. 56-61Житенёв С.Ю. Системы управления объектами культурного наследия. / С.Ю. Житенёв. // Журнал Института Наследия, №11-2, 2016, С. 83-86Карпова Е.С. «Ценностный» подход в развитии историко-градостроительной среды. / Е.С. Карпова. // ArchitectureandModernInformationTechnologies. – 2023. – № 1(62). – c. 89-106Курашов Ю.Ю. Критерии оценки объектов культурного наследия: культурно-исторический аспект и правовое решение. / Ю.Ю. Курашов. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 4(35). – c. 40-44Куренной В.А. Креативные пространства и культурное наследие: Басманный район города Москвы. / В.А. Куренной. Москва: Ин-т исслед. культуры, 2022. - 63 с.Соколова Е.А. Экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия. / Е.А. Соколова. // Наука, образование и экспериментальное проектирование. – 2021, № 1. – C. 263-266Тропинина Е.А. 50 самых красивых и знаменитых городов России. / Е.А. Тропинина. - Москва : АСТ, ОГИЗ, 2023. - 95 с.Чернявская Е.Н. Способы историзации усадебных ландшафтов Москвы. / Е.Н. Чернявская. // Культура и искусство, №7, 2020, С. 39-45Департамент культурного наследия города Москвы. Официальный сайт. [URL]: https://www.mos.ru/dkn/ (дата обращения: 07.06.2024)Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. [URL]: https://culture.gov.ru/ (дата обращения: 07.06.2024)Программа города Москвы по аренде объектов культурного наследия "1 руб. за 1 кв. м". Отчет за ноябрь 2023 года. [URL]: https://www.mos.ru/dkn/documents/view/295725220/ (дата обращения: 07.06.2024)
2. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 19.10.2023 N 507-ФЗ)
3. Агишева С.Т. Система управления культурным наследием в контексте быстрых изменений городской среды. / С.Т. Агишева. // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета, №4, 2014, С. 11-16
4. Беккер П.Р. Активизация привлечения инвестиций в реконструкцию и эксплуатацию объектов культурного наследия городов. / П.Р. Беккер. Москва, 2021. - 186 с.
5. Бирюкова А.П. Методы привлечения инвестиций для сохранения объектов культурного наследия города Москвы. / А.П. Бирюкова. // E-Scio, №9, 2022, С. 56-61
6. Житенёв С.Ю. Системы управления объектами культурного наследия. / С.Ю. Житенёв. // Журнал Института Наследия, №11-2, 2016, С. 83-86
7. Карпова Е.С. «Ценностный» подход в развитии историко-градостроительной среды. / Е.С. Карпова. // Architecture and Modern Information Technologies. – 2023. – № 1(62). – c. 89-106
8. Курашов Ю.Ю. Критерии оценки объектов культурного наследия: культурно-исторический аспект и правовое решение. / Ю.Ю. Курашов. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 4(35). – c. 40-44
9. Куренной В.А. Креативные пространства и культурное наследие: Басманный район города Москвы. / В.А. Куренной. Москва: Ин-т исслед. культуры, 2022. - 63 с.
10. Соколова Е.А. Экономические аспекты сохранения историко-культурного наследия. / Е.А. Соколова. // Наука, образование и экспериментальное проектирование. – 2021, № 1. – C. 263-266
11. Тропинина Е.А. 50 самых красивых и знаменитых городов России. / Е.А. Тропинина. - Москва : АСТ, ОГИЗ, 2023. - 95 с.
12. Чернявская Е.Н. Способы историзации усадебных ландшафтов Москвы. / Е.Н. Чернявская. // Культура и искусство, №7, 2020, С. 39-45
13. Департамент культурного наследия города Москвы. Официальный сайт. [URL]: https://www.mos.ru/dkn/ (дата обращения: 07.06.2024)
14. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. [URL]: https://culture.gov.ru/ (дата обращения: 07.06.2024)
15. Программа города Москвы по аренде объектов культурного наследия "1 руб. за 1 кв. м". Отчет за ноябрь 2023 года. [URL]: https://www.mos.ru/dkn/documents/view/295725220/ (дата обращения: 07.06.2024)