Особенности ведения налогового учета при применении общей системы налогообложения предприятиями малого бизнеса и среднего бизнеса сферы услуг.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 43 43 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 17.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
ООО «ЮЗТЕХ РТК» 4
1.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
1.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.3. АНАЛИЗ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ 16
БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА 16
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 22
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 22
2.1 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ООО «ЮЗТЕХ РТК» 22
2.2 АНАЛИЗ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И СОСТАВЛЕНИЯ 25
НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 25
2.3 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ 29
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 32
3.1 НЕДОСТАТКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 32
3.2 МЕРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 34
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ТАБЛИЦА БАЛАНСОВ ООО «ЮЗТЕХ РТК» ЗА ТРИ ГОДА 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 42
ТАБЛИЦА ОТЧЕТОВ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ 42

Фрагмент для ознакомления

Согласно приказаММВ-7-2/461@), формула расчета налоговой нагрузки следующая.Налоговая нагрузка (НН) = (Все налоговые обязательства (в том числе НДФЛ)/ Выручка+ Прочие доходы) *100%При этом страховые взносы не являются налогами, и значит в расчет не включаются. Выручка учитывается без НДС.Относительная НН ООО «ЮЗТЕХ РТК» за 2022 год = ((88 740703+84 191 502 +188 315 +0+ 0+ 0) / 1 176 212 000)*100% = 14,7%НДФЛ НДС Н/ Прибыль Н/Имущ Н/Трансп Н/ЗемельЗа 2023 год сведений по налогам в открытые источники не поступало.Рекомендуемая налоговая нагрузка по отрасли «Деятельность IT» в 2022 году составляет 14,8%, значит у ООО «ЮЗТЕХ РТК» по итогам 2022 года налоговая нагрузка в пределах нормы и,следовательно, отсутствует риск выездной проверки после окончания моратория.Проверим НН по другому официальному источнику:калькулятор налоговой нагрузки https://pb.nalog.ru/calculator.html на ресурсе ФНС России «Прозрачный бизнес».Рисунок 5 - Введение данных в калькулятор налоговой нагрузки и результатКак видно из сравнения двух расчетов, основная налоговая нагрузка в ООО «ЮЗТЕХ РТК» за 2022 год приходилась на НДФЛ, и при его исключении показатель налоговой нагрузки снизился вдвое. Если в расчете налоговой нагрузки, сформированном на основании Приказа ФНС от 22.09.2010 н. № ММВ-7-2/461@), включаются все налоги, то в калькулятор налоговой нагрузки, расположенный на государственном ресурсе «Прозрачный бизнес», из расчета исключается налог на доходы физических лиц. Для современных видов нематериального и нефондоемкого производства способ проверочного расчета «Без НДФЛ» видится не самым верным.Данные по налогам за 2023 год в открытом доступе появятся не раньше ноября 2024 года.Налоговая нагрузка по НДС также мониторится органами ИФНС во время камеральной проверки квартальных отчетов. Критерий налоговой нагрузки по НДС называется «Безопасная доля вычетов». То есть вычеты согласно эмпирическим расчетам по НДС должны находиться в пределах не более определенного процента от величины НДС в выручке (раздел 8 и 9 декларации по НДС). По регионам и отраслям эта величина разная, но как правило она не выше 90%. Данные о средней величине вычетов по НДС налоговики выкладывают ежегодно. Если у предприятия нет льгот, но при этом сумма вычетов выше среднего опубликованного, то такой показатель является основанием для включения в списки проверок: расширенная камеральная либо выездная.Итак, выводы при исследовании налогового учета ООО «ЮЗТЕХ РТК»: - имеется льгота по налогу на прибыль по всем видам доходов 0%; - имеется льгота по НДС «без НДС» по аккредитованным оборотам; - НДФЛ исчисляется и уплачивается в полном объеме;- страховые взносы в 2023 году составляли 7,6% от ФОТ вместо 30% как аккредитованное IT предприятие; - за 2022 год налоговая нагрузка была в пределах отраслевой нормы.ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙИ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ3.1 Недостатки налогообложения малых предприятийВ настоящее время государство трудно упрекнуть в недостатках налогообложения: имеется большое количество вариантов для оптимизации налоговой нагрузки при налоговом планировании, рекомендованных и разрешенных.Вообще ожидается, что система налогообложения малого и среднегопредпринимательства будет опираться на оптимальность между соблюдением интересов государства и предприятий малого бизнеса. Иначе будет страдать малый бизнес, а это более 22% трудоспособного населения России.Среди общих недостатков можно отметить следующие:- сложность и запутанность современной системы налогообложения;- высокий уровень налогового бремени;- нестабильность налогового законодательства; - высокие ставки по кредитам на развитие и обновление оборудования.Разбирая конкретные примеры по поводу налоговых ставок, сразу напрашивается величина НДС - 20%. В соседнем Казахстане она 12%, в Киргизии 12%, в Китае 13%. Это косвенный налог, и итоговую сумму к уплате за квартал даже не разрешается взять в качестве вычета по налогу на прибыль.Но при этом предлагается выход: перейти на упрощенную систему налогообложения, по которой нет уплаты НДС (кроме таможенного ввозного).Для уменьшения расходов по страховым взносам (30% от ФОТ) можно зарегистрироваться по льготному коду деятельности, фактически осуществляемому, но не являющемуся основным.Государство старается решать и социальные проблемы: например, привлечение труда инвалидов дает существенные льготы предприятию.Одним из третьестепенных недостатков можно считать неинформативную декларацию по налогу на прибыль: в ней показываются обороты и доходы с расходами за год, но нет временной связи с прошлыми декларациями через остатки запасов и незавершенного производства. Это затрудняет камеральный контроль и делает его приблизительным.Какие недостатки в бизнесе МСП видит д.э.н., профессор Ткаченко Е.А.[‎17]:«1. Не эффективно работающие институты развития — прежде всего в силу формализации подходов к организации поддержки высокотехнологичного бизнеса, отсутствия методов и инструментов оценки реальной эффективности принимаемых управленческих мер. 2. Низкая степень доверия бизнеса государству — за период наблюдений были отмечены негативные реакции бизнеса на предлагаемые нововведения, направленные на стимулирование и поддержку предпринимателей.3. Финансовые проблемы — возникают у большинства МСП на всех стадиях развития компании, от предпосевной фазы, до устойчивых продаж. Связаны эти проблемы со спецификой участия МСП в кооперации, когда финансирование заказов носит неравномерный характер, с неспособностью руководства грамотно осуществлять функции финансового планирования, недоступностью кредитных ресурсов вследствие низкой залоговой массы, неудовлетворительной структурой баланса и низкими значениями коэффициентов рентабельности, ликвидности и платежеспособности, что автоматически понижает кредитный рейтинг субъекта МСП.  4. Проблема доступа к выполнению заказов — как результат неумения участвовать в тендерахи конкурсах. Большинство опрошенных из референтной группы уверены, что если их интересы никто не лоббирует, участвовать в тендере бесполезно. Также на востребованность услуг малого высокотехнологичного и инжинирингового предпринимательства влияет низкая инновационная восприимчивость крупного бизнеса, даже тогда, когда речь идет о критически значимых решениях в условиях санкционных ограничений».Выходом со стороны предприятий видится использование многочисленных информационных ресурсов по налогообложению и планирование своей деятельности с моделированием налогового учета при различных системах налогообложения. Государство разрешает дробление бизнеса с различными налоговыми нагрузками при условии, что каждый отделившийся контрагент имеет своих независимых клиентов.3.2 Меры совершенствования системы налогообложениядля предприятий малого бизнесаС 2023 года введено перечисление налогов не на каждый бюджетный код, а на единый налоговый счет. Разбивку по кодам контролируют местные ИФНС, а бюджет видит общие суммы всех денег на едином налоговом счете. Государству так проще, хотя для предприятий переход был проблемным.А вот с 2025 года налоговые условия ужесточаются, льготы постепенно будут уменьшаются: аккредитованные в МинЦифры предприятия будут платить 3% налога на прибыль вместо нынешних 0%. В части остальных налоговых льгот пока нет подтвержденных новостей об изменениях.Имеется большая вероятность уплаты налогов через цифровые ресурсы.Вообще в рамках совершенствования системы налогообложения прогнозируются ужесточения по многим налогам согласно проекту, однако скорее всего малых и средних предприятий они не сильно коснутся.Проектные изменения с 2025 года [‎16] по НДФЛ будет напрямую зависеть от годового дохода физического лица: - для доходов до 2,4 млн рублей сохраняется ставка 13%; - для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей — 15%; - для доходов от 5 млн до 20 млн рублей — 18%; - для доходов от 20 млн до 50 млн рублей — 20%; - для доходов свыше 50 млн рублей — 22%.Деньги с превышения пойдут на развитие социальной сферы и экономики, а именно: - на достижение национальных целей и реализацию нацпроектов «Семья», «Молодежь и дети», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры»; - поддержку семей с детьми, материнства и детства; - ремонт и оснащение объектов здравоохранения, строительство и ремонт детских садов, школ, общежитий колледжей и вузов, объектов культуры и спорта; - проекты по борьбе со смертностью от заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкозаболеваний; - увеличение вложений в инфраструктуру, в строительство жилья, дорог; - увеличение финансирования мер поддержки бизнеса; - развитие наукоемких отраслей и сферы высоких технологий; - социально-экономическое развитие регионов.Налог на прибыль предлагается увеличить с 20 до 25%.Это позволит отказаться от использования оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые увеличивают потребность бизнеса в оборотном капитале и не учитывают его финансовый результат.По налогу на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время упрощенная система налогообложения (УСН) предполагает ведение учета без НДС. В будущем планируется ввести обязанность по уплате НДС для доходов выше 60 млн рублей с одновременным отказом от повышенных ставок в размере 8% для варианта «доходы» и 20% — для варианта «доходы минус расходы». При этом разработчики проекта уверены, что для большинства предприятий на упрощенной системе налогообложения ничего не изменится.Как платить НДС, бизнес сможет решить сам:либо общий режим — 20% НДС (10% — для продуктов питания, детских товаров и лекарств) со всеми вычетами, либо 5% НДС без права на вычеты (для доходов от 60 млн до 250 млн рублей) и 7% НДС без права на вычеты (для доходов от 250 млн до 450 млн рублей).Вместе с обязанностью уплаты НДС компании получат возможность масштабировать бизнес и заключать госконтракты.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтоговые выводы по проведенному исследованию «Особенности ведения налогового учета при применении общей системы налогообложения предприятиями малого бизнеса и среднего бизнеса сферы услуг».Успешность учета на предприятиях МСП зависит от продуманной бухгалтерской и налоговой учетной политики.Бухгалтерская учетная политика предполагает использование новых федеральных стандартов, выбор методов калькулирования производственных расходов, принятие рабочего плана счетов с типовыми рабочими проводками, выбор методов для формирования цены запасов и отпускной цены в производство, периодичность инвентаризации, использование современных методов инвентаризации, взаимоотношения между сотрудниками в части первичного документооборота.Налоговая учетная политика разъясняет какие налоги начисляются на предприятии, последовательный расчет налогов через регистры налогового учета. В НДС расписывается раздельный учет по облагаемым и необлагаемым оборотам, в налоге на прибыль - порядок учета прямых и косвенных расходов, их состав, в НДФЛ и страховых взносах документооборот по льготам и содержание расчетных регистров.На основании данных бухгалтерского учета формируется финансовая отчетность предприятия, состоящая из баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денег, отчета об изменениях капитала, отчета о целевом использовании средств и пояснительной записки. Правильность составления финансовой отчетности проверяет независимый аудитор. Если предприятие непубличное и имеет небольшой доход (не более 800 млн. рублей при количестве сотрудников не более 100), то разрешается формировать только баланс и отчет о финансовых результатах, без аудиторской проверки.На основании регистров налогового учета формируются налоговые декларации и расчеты, которые отправляются в систему ФНС согласно прописанной в Налоговом кодексе периодичностью и в требуемые сроки. Уплата налогов происходит перечислением денег на единый налоговый счет (ЕНС), в когда происходят налоговые события, пока что не подтвержденные декларациями или расчетами, то отправляются информационные уведомления: на какой код бюджетной классификации должны учесться поступающие деньги и в какой сумме.Финансовая отчетность предприятия выкладывается на официальном государственном ресурсе для изучения и анализа. Также параллельно с ресурсом финансовой отчетности существует ресурс ЕГРЮЛ, где в открытом доступе сведения о видах деятельности, дате регистрации, о собственниках, присвоенные ИНН/КПП и ОРГН, выданные лицензии и сведения о регистрационных изменениях. Существует Федресурс, где имеются сведения о зарегистрированном лизинге, о заявлениях на банкротство, о прочих значимых событиях, которые предприятие обязано регистрировать как значимые. Малые и средние предприятия автоматически включаются в реестр МСП, который дает льготы по страховым взносам, по льготным кредитам. Условие для включения в реестр: соответствие статусу малого и среднего предприятия, доля уставного капитала принадлежащего другому предприятию, не более 25%.Государство предоставляет значительные льготы перспективным отраслям в малом и среднем бизнесе. Это относится и к отдельным видам деятельности (IT, пищевая промышленность, образование, медицина), и к конкретным районам (статус территорий опережающего развития), и группы связанных предприятий, называемые особыми экономическими зонами. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГражданский КодексФедеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 12.12.2023г.)ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Приказ МинФинаРоссии от 06.10.2008 № 106н (в ред.07.02.2020г.)ФСБУ 6/2020 «Основные средства» Приказ МинФина России от 17.09.2020 № 204н (в ред. от 30.05.2022г.)ФСБУ 25/18 «Бухгалтерский учет аренды»Приказ МинФина России от 16.10.2018 № 208н (в ред. от 29.06.2022г.)Налоговый Кодекс РФРеестр Малого и Среднего Предпринимательства (Реестр МСП) https://ofd.nalog.ru/about.html?section=conditionsГосударственный ресурс бухгалтерской и финансовой отчетности https://bo.nalog.ru/organizations-card/11643873#capitalChangeСведения ЕГРЮЛ. https://egrul.nalog.ru/index.htmlПроверка контрагентов ЧЕККО https://www.checko.ru/company/yuztekh-rtk-1217700357544Калькулятор налоговой нагрузки https://pb.nalog.ru/calculator.htmlРесурс финансового анализа AnFin-Ruhttp://anfin.ru/Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@ «Правила заполнения формы 6-НДФЛ».Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Правила заполнения расчета по страховым взносам».Правила расчета налоговой нагрузки Приказ ФНС от 22.09.2010 н. № ММВ-7-2/461@)«Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»Журнал «Объяснем.РФ» Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в Россииhttps://объясняем.рф/Институт развития РОССКОНГРЕСС Статья д.э.н., профессор Ткаченко Елена Анатольевна https://roscongress.org/materials/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-v-kontekste-dostizheniya-tekhnologich/Приложение АТаблица балансов ООО «ЮЗТЕХ РТК»за три годаПоказательКод2021 2022 2023 АКТИВЫ    I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ    Нематериальные активы1110    Результаты исследований и разработок1120    Нематериальные поисковые активы1130    Материальные поисковые активы1140    Основные средства1150  902 815 Доходные вложения в материальные ценности1160    Финансовые вложения1170    Отложенные налоговые активы1180 124   Прочие внеоборотные активы1190  2 67 ИТОГО по разделу I1100 124 904 882 II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ    Запасы1210 24 385 260 747Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям1220  4 404234 Дебиторская задолженность1230 80 355349 50071 312Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)1240    Денежные средства и денежные эквиваленты1250 444 329 299117 573Прочие оборотные активы1260  10 269 ИТОГО по разделу II1200 105 184683 213450 135БАЛАНС1600 105 308684 117451 017ПАССИВЫ    III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ    Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей1310 100 100 100 Собственные акции, выкупленные у акционеров1320    Переоценка внеоборотных активов1340    Добавочный капитал (без переоценки)1350    Резервный капитал1360    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)1370 2 076108 248-104 193ИТОГО по разделу III1300 2 176108 348-104 093IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средства1410 66 244Отложенные налоговые обязательства1420 Оценочные обязательства1430 Прочие обязательства1450 ИТОГО по разделу IV1400 66 24400V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаемные средства1510 626 322 379469 291Кредиторская задолженность1520 32 125225 93957 299Доходы будущих периодов1530   991 Оценочные обязательства1540 4 13727 45127 529Прочие обязательства1550    ИТОГО по разделу V1500 36 888575 769555 110БАЛАНС1700 105 308684 117451 017Приложение БТаблица отчетов о финансовых результатахПоказательКод2021 2022 2023 Выручка211067 0161 173 284635 330Себестоимость продаж212043 221807 785458 932Валовая прибыль (убыток)210023 795365 499176 398Коммерческие расходы2210   Управленческие расходы222021 024210 642251 483Прибыль (убыток) от продаж22002 771154 857-75 085Доходы от участия в других организациях2310   Проценты к получению232018 1 5981 865Проценты к уплате2330627 26 48041 980Прочие доходы2340 1 33021 390Прочие расходы235022 22 93310 383Прибыль (убыток) до налогообложения23002 140108 372-104 193Налог на прибыль, в т.ч.:241064 124 0 текущий налог на прибыль2411188 124 0 постоянные налоговые обязательства (активы)2421   отложенный налог на прибыль2412-124  0 Изменение отложенных налоговых обязательств2430   Изменение отложенных налоговых активов2450   Прочее2460   Чистая прибыль (убыток)24002 076108 248-104 193чистую прибыль (убыток) периодаРезультат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в2510   (убыток) периодаРезультат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль2520   в чистую прибыль (убыток) периодаНалог на прибыль от операций, результат которых не включается2530   Совокупный финансовый результат периода25002 076108 248-104 193

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 12.12.2023г.)
3. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Приказ МинФина России от 06.10.2008 № 106н (в ред.07.02.2020г.)
4. ФСБУ 6/2020 «Основные средства» Приказ МинФина России от 17.09.2020 № 204н (в ред. от 30.05.2022г.)
5. ФСБУ 25/18 «Бухгалтерский учет аренды» Приказ МинФина России от 16.10.2018 № 208н (в ред. от 29.06.2022г.)
6. Налоговый Кодекс РФ
7. Реестр Малого и Среднего Предпринимательства (Реестр МСП) https://ofd.nalog.ru/about.html?section=conditions
8. Государственный ресурс бухгалтерской и финансовой отчетности https://bo.nalog.ru/organizations-card/11643873#capitalChange
9. Сведения ЕГРЮЛ. https://egrul.nalog.ru/index.html
10. Проверка контрагентов ЧЕККО https://www.checko.ru/company/yuztekh-rtk-1217700357544
11. Калькулятор налоговой нагрузки https://pb.nalog.ru/calculator.html
12. Ресурс финансового анализа AnFin-Ru http://anfin.ru/
13. Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@ «Правила заполнения формы 6-НДФЛ».
14. Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Правила заполнения расчета по страховым взносам».
15. Правила расчета налоговой нагрузки Приказ ФНС от 22.09.2010 н. № ММВ-7-2/461@) «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
16. Журнал «Объяснем.РФ» Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России
https://объясняем.рф/
17. Институт развития РОССКОНГРЕСС Статья д.э.н., профессор Ткаченко Елена Анатольевна https://roscongress.org/materials/problemy-i-perspektivy-razvitiya-malykh-i-srednikh-predpriyatiy-v-kontekste-dostizheniya-tekhnologich/