Разработка стратегии развития спортивной федерации на примере «Федерации хоккея России»
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 19.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегии развития спортивной организации 4
1.1. Понятие, виды и характеристики стратегий развития организаций 4
1.2. Спортивная организация как объект стратегического управления 13
1.3. Место и роль Федерации Хоккея России в индустрии хоккея 23
Глава 2. Анализ стратегии развития ФХР 31
2.1 Анализ спортивной деятельности ФХР 31
2.2. Анализ коммерческой деятельности ФХР 36
2.3. Анализ текущей стратегии ФХР и ее проблем 42
Глава 3. Предложения по стратегии развития ФХР 50
3.1. Предложения по спортивной деятельности ФХР 50
3.2. Предложения по коммерческой деятельности ФХР 55
3.3. Предложения по общей стратегии развития ФХР 58
Заключение 64
Список использованной литературы 67
И здесь не следует бояться повышения уровня конкуренции для себя, поскольку появление новых сильных команд повышает интерес к самому хоккею, как к виду спорта и, кроме того, снижает возможности для международной изоляции хоккея России. Соответственно, возможности для развития хокке в странах Глобального Юга требуется использовать максимально.
На данный момент у ФХР уже есть определенный опыт в организации ежегодного международного турнира со страной Глобального Юга, а именно с КНР. Федерация хоккея России (ФХР) и Ассоциация хоккея Китая (АХК) с 2018 года создали новый турнир по хоккею с шайбой на базе существующего юридического лица - российской некоммерческой организации ВХЛ. Первоначально его совет директоров состоял из 51% членов АХК, 49% членов ФХР.
ФХР предложило проводить «Кубок Шелкового пути» по следующим принципам:
НП ВХЛ совместно с ФХР организует Турнир «Кубок Шелкового пути».
ФХР отвечает за подготовку судей, расписание и регламент, контракты с клубами, процесс подачи заявок на участие в клубах, статистику;
ФХР делегирует все права на телевидение и маркетинг в НП ВХЛ для компенсации расходов ФХР за свои услуги и командировочные расходы для российских клубов;
Оценка компенсации за услуги ФХР - управление спортом плюс судейство - 3,5 млн долл. США в год (без учета транспортных расходов);
Нет вступительных взносов клубов - эти деньги следует инвестировать в развитие инфраструктуры.
В настоящее время Кубок Шелкового пути однако, разыгрывается как внутрироссийский чемпионат ВХЛ, т. е. в качестве полностью удачного этот опыт рассматриваться не может.
Говоря о спортивной деятельности ФХР, ее лиг и клубов, в свете обеспечения интереса зрителей к спорту большое значение имеет проведение разнообразных хоккейных шоу (что подтверждается опытом НХЛ и других зарубежных профессиональных лиг и федераций). При этом важно помнить, что такие шоу имеют разного потребителя (т. е. зрителя), как за рубежом, так и внутри страны. Опыт хоккейных шоу, проводимых за рубежом, с участием отечественных профессиональных клубов, игроков и сборных описывался выше. Однако, такие действия, во многом театрализованные, важны и для поддержания интереса к хоккею внутри страны. И здесь большое развитие получил такой формат, как ретро-матчи, которые проводятся в основном клубами КХЛ. Ретро-матч КХЛ — это игра регулярного чемпионата лиги, посвященная какой-либо юбилейной дате. Она проходит в искусственно воссозданной атмосфере прошлых лет на стадионе, оформленном в ретро-стиле. Помимо ретро-матчей в рамках чемпионата КХЛ проводятся и игры Лиги в ретро-стиле. Последние, как правило, отличает простое использование клубами в матчах регулярного первенства ретро-форм. Именно поэтому понятия «ретро-матч» и «матч в ретро-стиле» необходимо разделять.
Первый ретро-матч КХЛ был проведен 22 декабря 2015 г. по инициативе ХК «Спартак» (Москва). Участниками этого мероприятия помимо игроков московской команды стали хоккеисты клуба «Йокерит» (Хельсинки, Финляндия). Данное событие было приурочено к 70-й годовщине первой официальной игры «красно-белых» (спартаковцев) в чемпионатах страны по хоккею. Организаторы матча постарались передать атмосферу 1960-х гг. На арене в «Сокольниках» была развернута полевая кухня, открыты буфеты по продаже мороженого и газировки. На площади перед дворцом спора поклонники хоккея могли увидеть выставку ретро-фотографий и ретро-автомобилей. Перед официальным открытием матча был исполнен гимн СССР (вместо нынешнего гимна России). На игре присутствовал специальный гость — «главный» болельщик ХК «Спартак» в Советском Союзе — генеральный секретарь ЦК КПСС (1964-1982 гг.) Л. И. Брежнев, роль которого исполнил один из московских актеров. В перерывах матча для болельщиков на льду был проведен розыгрыш призов, как это делалось раньше в СССР во время хоккейных игр, а непосредственно во время матча звучали мелодии 1960-х гг. Через год проводился ретро-матч между командами Спартак (Москва) и Локомотив (Ярославль), на котором уже воссоздавалась атмосфера 1946 года. Ретро-матчи пользуются значительным интересом у отечественных любителей хоккея, а также зрителей хоккейных телевизионных и интернет-трансляций, поэтому их проведение способствует поддержанию интереса к хоккею в целом и со стороны зрителей и со стороны спонсоров.
Однако, интерес к хоккею, как к виду спорта и к хоккейным клубам, как профессиональным спортивным структурам, действующим в соответствующем виде спорта во многом поддерживается и неспортивной, а также околоспортивной деятельностью, в том числе, работой с болельщиками, проведением благотворительных мероприятий, активностью в социальных сетях и пр. Не следует забывать и о том, что социальная значимость конкретного хоккейного клуба может выходить далеко за пределы его спортивной жизни и достигнутых в ней результатов. Например, хоккейный клуб «Торпедо» создает имидж нижегородскому региону, являясь его спортивным брендом, который необходимо развивать в будущем. Аналогичная ситуация складывается и с другими клубами КХЛ, такими, например, как Ак-Барс (Казань), Локомотив (Ярославль), Нефтехимик (Нижнекамск) и др. Высокая значимость современных хоккейных клубов, как элементов территориального бренда, а, подчас, и как важнейших самостоятельных брендов конкретной территории (региона, города), обеспечивающих ее узнаваемость, внимание к ней в отечественном медийном пространстве и ментальном пространстве жителей страны, накладывает на клубы и их игроков большую ответственность, как в спортивном, так и в общесоциальном плане. С другой стороны, эта значимость дает им и возможности, в том числе материального характера, связанные с поддержкой со стороны местных органов власти и бизнеса. Для ФХР в целом такая социальная значимость хоккейных клубов для регионов и городов их базирования — это еще и дополнительный стимул в вопросах деятельности по развитию хоккея в регионах.
3.2. Предложения по коммерческой деятельности ФХР
Характерной особенностью коммерческой составляющей деятельности ФХР в последние годы является постоянное влияние на нее тех или иных вызовов высокого уровня. Так, например, в 2020 — 2021 годах и сама федерация и входящие в нее профессиональные лиги и клубы испытывали сильнейший прессинг ограничительных мер, введенных в связи с пандемией COVID – 19. Падение рынка в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) в этих условиях составило не менее 40%, большее падение наблюдалось только в гостиничном бизнесе, на предприятиях общественного питания, которое составило почти 60%. С 2022 года ФХР и ее лиги действуют в условиях санкций, наложенных на Российскую Федерацию из-за проведения СВО на Украине. Из-за них лиги и клубы, входящие в состав ФХР и сама федерация лишились финансовой поддержки зарубежных спонсоров, сборов от выступлений за рубежом, гонораров от выигранных международных турниров и т. д. Более того, из профессиональных лиг ФХР ушел ряд зарубежных клубов, которые обеспечивали значительную часть зарубежного зрительского интереса к соревнованиям в них. Как следствие и лигам и федерации в целом пришлось достаточно быстро перестраивать стратегию коммерческой деятельности таким образом, чтобы обеспечить прибыльность своей деятельности, исходя преимущественно из возможностей внутреннего рынка хоккейных зрелищ, а также из возможностей и предпочтений аналогичных рынков государств, не поддержавших санкции против российского спорта.
На сегодняшний день ФХР и ее профессиональные лиги являются прибыльными организациями. Ярким примером этому является Континентальная хоккейная лига, преодолевшая как спад периода эпидемии коронавируса, так и результат введения международных санкций. Как сама КХЛ, так и ее клубы являются прибыльными предприятиями. Так, в 2023 году лига полностью оправилась от шока санкций и вышла на чистую прибыль в 1,27 млрд. руб. Выручка лиги выросла на 39% и составила 3,39 млрд рублей. Большую часть дохода КХЛ принесли спонсорские соглашения – 2,4 млрд. руб. За год эта статья дохода выросла на 38%. Выручка от продажи прав на трансляцию увеличилась на 56% – до 866 млн. руб. Штрафы, которая лига накладывала на игроков и тренеров, составили 31,6 млн. руб. За отчетный период сумма возросла более чем в 1,5 раза. Сумма целевых отчислений от букмекеров увеличилась на 17,2% и составила 655,9 млн руб. Таким образом, в текущей экономической и политической ситуации в стране хоккей, как спортивное зрелище можно считать оставшимся востребованным, а его продажу потребителю — коммерчески выгодной.
Однако, прибыльность ФХР и входящих в нее профессиональных лиг и клубов, как коммерческих предприятий, существенным образом зависят от внешних факторов. Поэтому одним из важнейших вопросов развития ФХР с точки зрения коммерческой успешности представляется создание эффективной системы мониторинга внешнего окружения федерации и лиг и формирования комплексов действий по реагированию на возможные резкие изменения внешних обстоятельств. Эта система должна разрабатываться и эксплуатироваться совместно федерацией, профессиональными лигами и клубами, доступ к ней должен обеспечиваться для всех участников на равных условиях. Собственно, доступ к такой системе может служить одним из факторов, скрепляющих ФХР, как организацию.
Еще одним важным предложением по увеличению коммерческой эффективности работы ФХР является формирование ее продвижения на информационные рынки нехоккейных государств в качестве готового (пусть даже экзотического и специфического) информационного и шоу-продукта. Примером успешного решения в спорте данного вопроса можно считать интродукцию на постсоветском медиа-рынке информации о деятельности Национальной Баскетбольной Ассоциации США, которая была выполнена в 1990-х — 2000-х годах. Она позволила повысить интерес к баскетболу в целом, а, кроме того, сформировала зрительскую аудиторию матчей данной лиги в нашей стране, что существенно расширило рекламный рынок ее спонсоров. Проведение внедрения информационной продукции, создаваемой в лигах ФХР на рынки спортивных зрелищ других государств вполне можно рассматривать как важное направление коммерческой деятельности федерации, которое и поднимает популярность хоккея, как такового и расширяет целевую аудиторию для рекламодателей, связанных с отечественными профессиональными хоккейными лигами. Еще одним важным фактором привлекательности внешних рынков нехоккейных государств для информационной продукции лиг ФХР является малая известность команд и игроков для них, что может рассматриваться в качестве условия, благоприятствующего развитию спортивного тотализатора, поскольку на принятие решения о ставке не влияют представления о прошлых заслугах конкретной команды или симпатии, связанные с ее болельщицкой поддержкой. Для этого опыт работы ФХР с отечественным спортивным тотализатором — Лигой ставок может быть транслирован и на иностранные государства.
3.3. Предложения по общей стратегии развития ФХР
Говоря об общей стратегии развития ФХР и ее реализации следует иметь ввиду, что это стратегия деятельности и развития спортивной организации высшего уровня в рамках страны. Соответственно, это предполагает не только разработку стратегических целей и планов их реализации для федерации в целом, но и большую организационную работу по согласованию деятельности ее подразделений различных уровней (лиг, клубов) по их достижению. А, ввиду того, что эти структуры обладают довольно значительной финансовой и управленческой автономией, обеспечение необходимой согласованности их действий представляет собой весьма сложный управленческий вопрос. В его рамках требуется обеспечивать работу уже существующих структур и подразделений таким образом, чтобы она оставалась эффективной при решении задач, являющихся для федерации основополагающими, так и интеграцию в существующую систему новых структур и механизмов, призванных сбалансировать негативное действие на нее неблагоприятных внешних факторов, сложившихся за последние годы, а также существенно уменьшить и воздействие дестабилизирующих внутренних процессов.
Важнейшим вопросом общей стратегии развития ФХР на данном этапе представляется обеспечение сглаживания противоречий между федерацией и входящими в нее лигами и клубами, недопущение административного и экономического сепаратизма и распада сформировавшейся к настоящему ремени структуры. Более тесное сплочение организаций возможно на основе решения общих задач. А наиболее важной из таковых на сегодняшний день представляется преодоление негативных последствий международной изоляции отечественного хоккея. Поэтому важнейшим вопросом стратегии развития ФХР в данном случае является разработка комплекса мероприятий по преодолению международной изоляции лигами и клубами, а также сборными, в том числе и через организацию международных турниров с хоккейными структурами стран, не поддерживающих международную изоляцию России.
Другим важным вопросом является преодоление кризиса с оттоком молодежи в НХЛ и в другие лиги. Решение данного вопроса видится как комплексное, содержащее наборы поощрительных и ограничительных мер, применяемых к игрокам определенного возраста, делающим выбор места продолжения карьеры. Это может быть, например, система дополнительных гарантий в области профилактического медицинского обслуживания, которые действуют для игроков российских лиг — граждан России и прекращают свое действие в том случае, если игрок до достижения 25-летнего возраста переходит в лигу, не связанную с ФХР. Возможны и другие варианты мер, сдерживающих отток из лиги начинающих спортсменов, потенциал которых не раскрылся. Разумеется, эти меры не должны носить жесткого запретительного характера, чтобы не провоцировать такие ситуации, как например, бегство из расположения национальной сборной во время международных турниров (в конце 1980-х — начале 1990-х годов несколько таких случаев было). Однако, они должны ставить спортсмена, собирающегося перейти в лигу, не связанную со страной перед четким выбором: карьера в стране с другой хоккейной культурой с неизвестным результатом или определенные социальные гарантии на месте, где прошла подготовка и появилась игровая практика. Вместе с тем, подобные ограничения не должны ни в коей мере затрагивать хоккеистов, достигших своей спортивной зрелости (возраста 25 — 27 лет), профессиональный рост которых протекает уже в рамках определенного спортивного амплуа и задач, которые себе в нем данный игрок может и хочет поставить, которые практически раскрылись в той форме развития спортивной карьеры, которая ими выбрана. Эти спортсмены понимают поставленные ими для себя цели и задачи занятия профессиональным спортом, а также возможности их достижения/решения в той или иной лиге ФХР. Отъезд таких игроков за рубеж (в другие хоккейные лиги) не приведет к существенному подрыву потенциала национального хоккея, более того, так они могут получить новый опыт, не известный в нашей стране или нетипичный для нее и, вернувшись, реализовать его здесь на практике в играх клубов или сборных.
Кроме того, значимым вопросом сохранения хоккейной молодежи в командах профессиональных лиг ФХР представляется существенное улучшение информационного освещения их деятельности и достижений, выравнивание освещенности достигнутых важных спортивных результатов взрослыми и юниорскими командами. Это необходимо, как с точки зрения стимулирования спортсмена играть в лигах ФХР (через повышение его известности национальной аудитории), так и повышения интереса к юношескому хоккею, как таковом и важности его результатов для страны в целом. Собственная важность - прекрасный стимул развиваться, причем, именно в том направлении, которое представляет наибольший интерес для общества в той или иной сфере деятельности (в данном случае — для национального хоккея). Наряду с этим отечественные хоккейные лиги имеют и значительное количество специализированных внутренних проблем, которые кажутся со стороны не очень значительными, но, по мнению хоккейных тренеров способствуют оттоку молодых хоккеистов за рубеж. Согласно опросам тренеров основная проблема отечественного хоккея состоит в недостатке хоккейной формы и амуниции (81,4% тренеров), наряду с этим ощущается недостаток льда (68,5%). Также проблемой является недостаток узкоспециализированных тренажеров для хоккеистов (63,9%), а 50,9% тренеров указывают на недостаток клюшек и шайб. По мнению тренеров, для 80,3% молодых хоккеистов недостаточно мест в российских клубах. И только 18,3% респондентов отмечают, что мест для молодых хоккеистов в отечественных клубах достаточно. Таким образом, тренеры отмечают две важные проблемы отечественного хоккея для спортивной молодежи — некомфортные условия развития и ограниченность применения для получивших подготовку, т. е. спортивную среду с искусственно высокой внутренней конкуренцией, прежде всего, неспортивной.
Собственно, уже более десяти лет ФХР ведет активную деятельность, направленную на преодоление этого несоответствия между желанием молодых хоккеистов совершенствоваться и получать игровую практику и ограниченными возможностями для этого. В качестве способа преодоления указанного противоречия федерация видит создание профессиональной детско-юношеской хоккейной лиги с регулярным чемпионатом, обеспечивающим игрокам хорошую соревновательную практику, стимулы профессионального роста, а в идеале - и средства на спортивную форму и инвентарь, а также и собственные заработки, пусть и не сопоставимые с гонорарами профессиональных хоккеистов взрослых лиг. Такая детско-юношеская лига не только бы позволила преодолеть тенденцию оттока молодых игроков за рубеж, но и дала бы возможность сформировать дополнительный мощный кадровый резерв основных клубов профессиональных лиг отечественного хоккея. Однако, несмотря на все попытки организовать такую лигу, в настоящее время ее постоянно действующей структуры еще не создано.
Еще одним значимым вопросом стратегического развития ФХР на ближайшие годы (а, возможно - и десятилетия) является тема женского хоккея. С одной стороны данный вопрос связан с общемировой тенденцией поддержания повышения роли женщин в различных сферах деятельности, в том числе в тех или иных видах спорта, а отказ от такой поддержки воспринимается как косность, не соответствующая текущим социальным ценностям. Отказ от поддержки на национальном уровне развития для женщин видов спорта, традиционно женскими не являющихся, может служить поводом для обвинения страны в дискриминации по гендерному принципу и введения на основе этого санкций в области спорта. С другой стороны, женский хоккей для нашей страны является видом спорта экзотическим, не вполне соответствующим традиционным национальным культурным ценностям и, поэтому, не имеющим большой аудитории ни зрителей, ни спортсменов, ни спонсоров. Соответственно, на значительное расширение и выраженный коммерческий успех ЖХЛ сейчас претендовать не может и в ближайшие несколько лет такая возможность в целом вряд ли появится. Соответственно, данная лига не может действовать на принципах самоокупаемости. Однако, в современных условиях она нужна стране и национальному спорту, причем, не столько своими достижениями, сколько самим фактом своего существования. Соответственно, перед ФХР стоит задача определения социальной, а, по возможности, также и коммерческой ниши ее деятельности, в том числе и поддержки женских любительских команд, появление которых также вполне возможно. Борьба за целенаправленное расширение зрительской аудитории женского хоккейного турнира представляется ненужной, поскольку она идет вразрез с традиционными гендерными ценностями страны в спорте, однако, и препятствовать росту зрительского интереса к данному направлению хоккея ни в коем случае нельзя. В информационном плане повышение интереса к женскому хоккею в стране может быть связано не столько с пропагандой данного вида спорта, как такового, сколько с рассказами о жизни спортсменок, привлекательности и пользе для них занятий именно этим видом спорта, с созданием благоприятного социального портрета хоккеисток. При правильно построенной информационной политике в данном вопросе не исключено и заметное возрастание интереса к женскому хоккею )через интерес к личностям спортсменок) и, соответственно, заинтересованности рекламодателей в спонсировании как самого турнира, так и событий вокруг него (например, проведения выставочных матчей и хоккейных шоу, открытых тренировочных выездов, мастер-классов и пр.).
Таким образом, перед ФХР в настоящее время стоят достаточно сложные комплексные задачи, от успеха решения которых зависит будущее не только самой федерации, как организационной структуры, но и отечественного хоккея в целом. Однако, эти задачи решаемы, что наглядно демонстрирует как история организации, так и ее теперешнее состояние. Но характер и качество их решения во многом обусловливаются внутренним единством федерации, слаженностью действий структур, входящих в нее, уровнем их взаимопонимания по основным вопросам развития отечественного хоккея.
Заключение
Федерация хоккея России в настоящее время является важнейшей организационной структурой, занятой направляющей и координирующей деятельностью в отечественном хоккее. Она является правопреемницей Федерации хоккея СССР и Межнациональной федерации хоккея и представляет собой по сути конечный продукт редукции организационной структуры данного вида спорта после распада союзного государства. При этом она функционирует на совершенно иных принципах, нежели являвшаяся основой для ее создания Федерация хоккея СССР, причем переход к новым принципам функционирования произошел «снизу» - в результате действия клубов и лиг, перешедших официально на основу деятельности в качестве структур профессионального спорта.
Будучи по своему юридическому статусу общественной организацией, ФХР, в отличие от клубов и формируемых ими профессиональных лиг, являющихся коммерческими спортивными организациями. не может ставить перед собой задачу извлечения прибыли в качестве первоочередной для своей деятельности. В то же время она не может и игнорировать возможность получения доходов, средства от которых важны для развития отечественного хоккея и его достойного представления на международном уровне. Поэтому стратегия развития ФХР должна предполагать и извлечение доходов из деятельности организации и пути их максимизации. А важнейшим фактором максимизации доходов самой ФХР является создание условий для наиболее выгодной с экономической точки зрения деятельности профессиональных клубов и лиг, которые действуют под ее эгидой. Вместе с тем сиюминутная выгода нередко может оборачиваться длительными потерями в будущем, что в ФХР вполне понимают и не допускают принятия решений, которые бы к этому привели. Это является одной из причин противоречий между ФХР и входящими в нее лигами, прежде всего, КХЛ, которые периодически вспыхивают, грозя, порой, развалить федерацию. Собственно, эти проблемы характерны не только для ФХР, как спортивной федерации. Они в той или иной степени присущи любой крупной организации национального масштаба, которая содержит в своем составе структуры и отделения, пользующиеся значительной финансовой и управленческой автономией. Управление этими подразделениями, ориентирование их деятельности в определенном направлении, соответствующем видению топ-менеждментом организации основных целей ее развития и путей их достижения — одна из наиболее сложных задач стратегического менеджмента крупной организации. В условиях деятельности спортивной федерации, такой, как ФХР, она приобретает еще и выраженную специфику, связанную с ее общественным характером, социальной и политической значимостью и связана с необходимостью ориентирования коммерческих структур (профессиональных спортивных клубов и лиг) на решение общественно значимых задач, в том числе и за свой счет или с уменьшением доходов, получаемых в краткосрочной перспективе.
Стратегия развития ФХР в последние годы претерпевает революционные трансформации, обусловленные беспрецедентными внешними вызовами, с которыми столкнулся отечественный спорт (прежде всего — профессиональный) и хоккей в частности. В настоящее время ФХР и находящиеся под ее эгидой российские лиги и клубы вынуждены действовать в условиях международных санкций, в том числе недопуска к соревнованиям высшего уровня. Это делает для федерации необходимым поиск новых международных партнеров и решений по взаимодействию с ними, в том числе и экспансию на рынки спортивных зрелищ и услуг государств, для которых хоккей является нетрадиционным или даже экзотическим видом спорта. Требуется на долгосрочную перспективу пересматривать и внутреннюю спортивную политику, прежде всего, в таких вопросах, как поддержка любительского хоккея, юношеского профессионального хоккея и работы с хоккейной молодежью, женского хоккея. Его задачей-максимум можно назвать формирование структуры отечественного хоккея, являющейся полностью экономически и профессионально самодостаточной, не зависящей от краткосрочных внешних тенденций развития данного вида спорта, способной самостоятельно генерировать спортивные, организационные и экономические инновации и распространять хоккей в его отечественном понимании туда, где с ним хотят познакомиться. Важную роль в таком пересмотре должно играть изменение информационной политики федерации в данных направлениях, поддержка интереса к ним (и, соответственно, информационных структур, которые данной работой занимаются).
Список использованной литературы
Алтухов С.В., Агеев В.И. Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель // Вестник спортивной науки. 2018. №6. - с. 71 — 76
Гудиев Д. Б. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОККЕЯ // Скиф. 2023. №3 (79). - с. 262 — 265
Гуськов, С. И. Спорт и маркетинг. Moscow, Вагриус Publ., 1995, 303 с.
Документы // Официальный сайт Национальной Молодежной хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nmhl.fhr.ru/about/?ELEMENT_ID=1967
Жигарева О.Г. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТА) // Вестник РМАТ. 2021. №2. - с. 3-8
История выступлений сборной России (СССР) на чемпионатах мира по хоккею // Сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160506/1423318654.html
Классификация базовых стратегий/ Блог Молодого аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humeur.ru/page/klassifikacija-bazovyh-strategij
Клементьев М. Годовая прибыль КХЛ превысила 1 млрд. рублей // Сайт «Рейтинг букмекеров» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookmaker-ratings.ru/news/godovaya-priby-l-khl-prevy-sila-1-mlrd-rublej/
Коляда Н.Я. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Инновационная наука. 2021. №4. - с. 107 - 112
Критина, Е.Д. Будущее профессионального спорта в России на примере хоккея /, Е.Д. Критина, А.В. Платонов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2022. - № 2. - С. 114-123.
Крутских В.В., Руссу А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ХОККЕЕ // ФК: ВОТ. 2023. №4. - с. 28 — 30.
Крылова Т. В., Лебедева Т. Е., Богомолов С. В., Буланова Е. В. Применение PR-технологий в формировании имиджа хоккейного клуба «Торпедо» // Московский экономический журнал. 2020. №3. - с. 532 - 542
Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 236 с.
Литвиненко А.Н., Чумутина М.А. Проблемы выбора стратегии развития предприятия (организации) в долгосрочной перспективе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. №2 (66).- с. 63 - 67
Мельников И.В. Хоккей. Самый полный самоучитель. Лучшая книга для начинающих / И.В. Мельников, А.А. Ханников. - Москва: АСТ, 2014. - 208 с.
Новоселов А.В. Стратегии развития предприятия // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. - с. 143 - 150
О Лиге // Официальный сайт Женской хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whl.khl.ru/about/main/
Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Москва : Спорт, 2017. 384 с.
Программа развития хоккея в Российской Федерации на 2023 — 2026 годы. Утверждена Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 декабря 2022 года №1360 // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/upload/iblock/420/Programma-razvitiya-khokkeya-v-Rossii_skoi_-Federatsii-na-2023_2026-gody.pdf
Соколова Л. А., Алтухов С. В., Щурова Н. В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ // Вестник спортивной науки. 2022. №4. URL: - с. 51 - 58
Столяр К. Э., Витько С. Ю., Столяр Л. М., Бабенов И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №12 (214). - с. 535 — 542
Столяр К.Э., Аксенов М.О., Андрющенко Л.Б., Глазкова Г.Б. Проблемы, влияющие на трудовую миграцию хоккеистов в зарубежные лиги (по результатам опроса) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2023. - № 1. - С 88-98.
Структура// Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/structure/departments/
Терентьев И. А. СПОРТ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ // Science Time. 2021. №10 (94). - с. 5 - 8
Третьяк рассказал о бюджете ФХР // Сайт газеты «Советский спорт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/hockey/articles/286908-tretjak-rasskazal-o-bjudzhete-fhr
Фахретдинова А. Б., Насибуллина Д. Р. СПОРТИВНЫЙ БЕТТИНГ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. №6 (57). - с. 86 - 91
Финансовое состояние «Общественная организация «Федерация хоккея России»». Сравнительный анализ по даным ФНС // Сайт «Test Firm»[ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.testfirm.ru/result/7704031008_fkhr
Фролов В. В. EVENT-МЕРОПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОККЕЕ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. №6. - с. 147 — 153
Федерация хоккея России. Детско-юношеские соревнования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://junior.fhr.ru/games/
ФХР запустила ресурс о детско-юношеских соревнованиях в России// Портал «Sport24» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sport24.ru/news/hockey/2022-11-18-fkhr-zapustila-resurs-o-detsko-yunosheskikh-sorevnovaniyakh-v-rossii
ФХР ответила на санкции против российского хоккея // Сайт телеканал «ТВ-Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tvc.ru/news/show/id/234275
Цели и задачи Федерации хоккея России // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/goals-and-objectives/
Cunningham, G. Interdependence, mutuality, and collective action in sport. - Journal of Sport Management, 2014. - 28. - Pp. 1-7.
Marr, L. Amateur hockey is slick business, The Hamilton Spectator, 2014. - Retrieved on December 1, 2016 from http://www.hamiltonbusiness.com/dir/2014/11/amateur-hockey-is-a-slick-business/
Sports Market Definition And Segments // Сайт The Business research company [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thebusinessresearchcompany.com/report/sports-global-market-report
Литвиненко А.Н., Чумутина М.А. Проблемы выбора стратегии развития предприятия (организации) в долгосрочной перспективе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. №2 (66).- с. 63 - 67
Новоселов А.В. Стратегии развития предприятия // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. - с. 143 - 150
Классификация базовых стратегий/ Блог Молодого аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humeur.ru/page/klassifikacija-bazovyh-strategij
Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 236 с.
Sports Market Definition And Segments // Сайт The Business research company [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.thebusinessresearchcompany.com/report/sports-global-market-report
Гуськов, С. И. Спорт и маркетинг. Moscow, Вагриус Publ., 1995, 303 с.
Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Москва : Спорт, 2017. 384 с.
Цели и задачи Федерации хоккея России // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/goals-and-objectives/
Структура// Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/structure/departments/
Программа развития хоккея в Российской Федерации на 2023 — 2026 годы. Утверждена Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 декабря 2022 года №1360 // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/upload/iblock/420/Programma-razvitiya-khokkeya-v-Rossii_skoi_-Federatsii-na-2023_2026-gody.pdf
Терентьев И. А. СПОРТ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ // Science Time. 2021. №10 (94). - с. 5 - 8
Cunningham, G. Interdependence, mutuality, and collective action in sport. - Journal of Sport Management, 2014. - 28. - Pp. 1-7.
Marr, L. Amateur hockey is slick business, The Hamilton Spectator, 2014. - Retrieved on December 1, 2016 from http://www.hamiltonbusiness.com/dir/2014/11/amateur-hockey-is-a-slick-business/
Мельников И.В. Хоккей. Самый полный самоучитель. Лучшая книга для начинающих / И.В. Мельников, А.А. Ханников. - Москва: АСТ, 2014. - 208 с.
Гудиев Д. Б. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОККЕЯ // Скиф. 2023. №3 (79). - с. 262 - 265
Коляда Н.Я. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Инновационная наука. 2021. №4. - с. 107 - 112
Документы // Официальный сайт Национальной Молодежной хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nmhl.fhr.ru/about/?ELEMENT_ID=1967
О Лиге // Официальный сайт Женской хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whl.khl.ru/about/main/
Крутских В.В., Руссу А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ХОККЕЕ // ФК: ВОТ. 2023. №4. - с. 28 - 30.
ФХР запустила ресурс о детско-юношеских соревнованиях в России// Портал «Sport24» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sport24.ru/news/hockey/2022-11-18-fkhr-zapustila-resurs-o-detsko-yunosheskikh-sorevnovaniyakh-v-rossii
Федерация хоккея России. Детско-юношеские соревнования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://junior.fhr.ru/games/
Третьяк рассказал о бюджете ФХР // Сайт газеты «Советский спорт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/hockey/articles/286908-tretjak-rasskazal-o-bjudzhete-fhr
Финансовое состояние «Общественная организация «Федерация хоккея России»». Сравнительный анализ по даным ФНС // Сайт «Test Firm»[ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.testfirm.ru/result/7704031008_fkhr
Жигарева О.Г. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТА) // Вестник РМАТ. 2021. №2. - с. 3-8
Фахретдинова А. Б., Насибуллина Д. Р. СПОРТИВНЫЙ БЕТТИНГ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. №6 (57). - с. 86 - 91
История выступлений сборной России (СССР) на чемпионатах мира по хоккею // Сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160506/1423318654.html
Критина, Е.Д. Будущее профессионального спорта в России на примере хоккея /, Е.Д. Критина, А.В. Платонов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2022. - № 2. - С. 114-123.
Столяр К. Э., Витько С. Ю., Столяр Л. М., Бабенов И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №12 (214). - с. 535 - 542
ФХР ответила на санкции против российского хоккея // Сайт телеканал «ТВ-Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tvc.ru/news/show/id/234275
Алтухов С.В., Агеев В.И. Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель // Вестник спортивной науки. 2018. №6. - с. 71 - 76
Фролов В. В. EVENT-МЕРОПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОККЕЕ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. №6. - с. 147 - 153
Крылова Т. В., Лебедева Т. Е., Богомолов С. В., Буланова Е. В. Применение PR-технологий в формировании имиджа хоккейного клуба «Торпедо» // Московский экономический журнал. 2020. №3. - с. 532 - 542
Соколова Л. А., Алтухов С. В., Щурова Н. В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ // Вестник спортивной науки. 2022. №4. URL: - с. 51 - 58
Клементьев М. Годовая прибыль КХЛ превысила 1 млрд. рублей // Сайт «Рейтинг букмекеров» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookmaker-ratings.ru/news/godovaya-priby-l-khl-prevy-sila-1-mlrd-rublej/
Столяр К.Э., Аксенов М.О., Андрющенко Л.Б., Глазкова Г.Б. Проблемы, влияющие на трудовую миграцию хоккеистов в зарубежные лиги (по результатам опроса) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2023. - № 1. - С 88-98.
71
1. Алтухов С.В., Агеев В.И. Роль России в создании хоккейного рынка в Китае: спортивная дипломатия, опыт управления и бизнес-модель // Вестник спортивной науки. 2018. №6. - с. 71 — 76
2. Гудиев Д. Б. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ХОККЕЯ // Скиф. 2023. №3 (79). - с. 262 — 265
3. Гуськов, С. И. Спорт и маркетинг. Moscow, Вагриус Publ., 1995, 303 с.
4. Документы // Официальный сайт Национальной Молодежной хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nmhl.fhr.ru/about/?ELEMENT_ID=1967
5. Жигарева О.Г. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТА) // Вестник РМАТ. 2021. №2. - с. 3-8
6. История выступлений сборной России (СССР) на чемпионатах мира по хоккею // Сайт РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160506/1423318654.html
7. Классификация базовых стратегий/ Блог Молодого аналитика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humeur.ru/page/klassifikacija-bazovyh-strategij
8. Клементьев М. Годовая прибыль КХЛ превысила 1 млрд. рублей // Сайт «Рейтинг букмекеров» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bookmaker-ratings.ru/news/godovaya-priby-l-khl-prevy-sila-1-mlrd-rublej/
9. Коляда Н.Я. СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ХОККЕЙНОЙ ЛИГИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Инновационная наука. 2021. №4. - с. 107 - 112
10. Критина, Е.Д. Будущее профессионального спорта в России на примере хоккея /, Е.Д. Критина, А.В. Платонов // Вестник Университета Российской академии образования. - 2022. - № 2. - С. 114-123.
11. Крутских В.В., Руссу А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ХОККЕЕ // ФК: ВОТ. 2023. №4. - с. 28 — 30.
12. Крылова Т. В., Лебедева Т. Е., Богомолов С. В., Буланова Е. В. Применение PR-технологий в формировании имиджа хоккейного клуба «Торпедо» // Московский экономический журнал. 2020. №3. - с. 532 - 542
13. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 236 с.
14. Литвиненко А.Н., Чумутина М.А. Проблемы выбора стратегии развития предприятия (организации) в долгосрочной перспективе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. №2 (66).- с. 63 - 67
15. Мельников И.В. Хоккей. Самый полный самоучитель. Лучшая книга для начинающих / И.В. Мельников, А.А. Ханников. - Москва: АСТ, 2014. - 208 с.
16. Новоселов А.В. Стратегии развития предприятия // Вестник ГУУ. 2012. №13-1. - с. 143 - 150
17. О Лиге // Официальный сайт Женской хоккейной лиги [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://whl.khl.ru/about/main/
18. Починкин А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Москва : Спорт, 2017. 384 с.
19. Программа развития хоккея в Российской Федерации на 2023 — 2026 годы. Утверждена Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 22 декабря 2022 года №1360 // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/upload/iblock/420/Programma-razvitiya-khokkeya-v-Rossii_skoi_-Federatsii-na-2023_2026-gody.pdf
20. Соколова Л. А., Алтухов С. В., Щурова Н. В. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ТРАМПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ ОТРАСЛИ // Вестник спортивной науки. 2022. №4. URL: - с. 51 - 58
21. Столяр К. Э., Витько С. Ю., Столяр Л. М., Бабенов И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №12 (214). - с. 535 — 542
22. Столяр К.Э., Аксенов М.О., Андрющенко Л.Б., Глазкова Г.Б. Проблемы, влияющие на трудовую миграцию хоккеистов в зарубежные лиги (по результатам опроса) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2023. - № 1. - С 88-98.
23. Структура// Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/structure/departments/
24. Терентьев И. А. СПОРТ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ // Science Time. 2021. №10 (94). - с. 5 - 8
25. Третьяк рассказал о бюджете ФХР // Сайт газеты «Советский спорт» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/hockey/articles/286908-tretjak-rasskazal-o-bjudzhete-fhr
26. Фахретдинова А. Б., Насибуллина Д. Р. СПОРТИВНЫЙ БЕТТИНГ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. №6 (57). - с. 86 - 91
27. Финансовое состояние «Общественная организация «Федерация хоккея России»». Сравнительный анализ по даным ФНС // Сайт «Test Firm»[ Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.testfirm.ru/result/7704031008_fkhr
28. Фролов В. В. EVENT-МЕРОПРИЯТИЯ В РОССИЙСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОККЕЕ // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. №6. - с. 147 — 153
29. Федерация хоккея России. Детско-юношеские соревнования [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://junior.fhr.ru/games/
30. ФХР запустила ресурс о детско-юношеских соревнованиях в России// Портал «Sport24» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sport24.ru/news/hockey/2022-11-18-fkhr-zapustila-resurs-o-detsko-yunosheskikh-sorevnovaniyakh-v-rossii
31. ФХР ответила на санкции против российского хоккея // Сайт телеканал «ТВ-Центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tvc.ru/news/show/id/234275
32. Цели и задачи Федерации хоккея России // Официальный сайт Федерации хоккея России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fhr.ru/hockey-of-russia/goals-and-objectives/
33. Cunningham, G. Interdependence, mutuality, and collective action in sport. - Journal of Sport Management, 2014. - 28. - Pp. 1-7.
34. Marr, L. Amateur hockey is slick business, The Hamilton Spectator, 2014. - Retrieved on December 1, 2016 from http://www.hamiltonbusiness.com/dir/2014/11/amateur-hockey-is-a-slick-business/
35. Sports Market Definition And Segments // Сайт The Business research company [Электронный ресурс]. Режим доступа: