Философия Античности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 08.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Факторы формирования античной философии и ее периодизация 4
2. Философские программы античности 6
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Впервые целостную картину мира, созданную в рамках объективного идеализма, создал Платон, которую изложил в ряде своих сочинений, которые он выстраивал обычно в форме диалогов. Платон предложил путь решения противоположности картин мира, полученных с помощью мышления и органов чувств, выдвинув идею о существовании двух миров – мира идей и мира вещей, причем мир вещей вторичен по отношению к миру идей и является только его отражением. Платон традиционно трактует бытие как вечное и неизменное, однако отказывается от идеи его единства и целостности в пользу множественности. Это множество бытий Платон и называет идеями. Существующие же конкретные предметы являются только воплощениями идей и существуют только благодаря идее, более того, каждое такое явление стремится вернуться к своей идее. Определенной вехой в философии Платона, стал символ пещеры, использованный философом для изложения его воззрений на сущность процесса познания и понятия «истины», который в античной традиции неоднократно использовался как символ сокрытого. Пространство пещеры, в котором находятся прикованные люди, может быть истолковано как образ мифологического мышления и чувственного познания, когда человеку доступны только видимость предметов, тогда как их сущность остается для него непознанной. В противовес пещерному пространству – миру теней вещей, если пользоваться терминологией самого Платона, существует и мир истинных идей, достижение которого возможно через процесс восхождения. Этот процесс Платон сравнивает с освобождением человека от оков. Таким образом, процесс познания предстает как переход человека от «темного», чувственного мира к открытому миру истины. Этот процесс имеет несколько этапов – путь от созерцания теней к созерцанию вещей, освещаемых огнем, затем созерцание вещей в свете Солнца и достижение уровня свободы, когда открывается истинное знание. Последний этап Платон описывает, как возвращение человека, получившего доступ к истине, обратно в «пещерный» мир чувственного познания, где перед ним стоит задача открыть это знание тем, кто к истине ещё не приобщен. Мысль Платона о существовании множества бытий, в отличие от единого Абсолюта, являлась достаточно революционным шагом в рамках утвердившегося русла античной философии. Это множество бытий философ и называет идеями, которые представляют собой идеальные формы вещей в их совершеннейшей потенции. Соответственно, каждый материальный предмет, оторванный от своей идеи является ее подобием, однако, лишенным идеального совершенства. Платону принадлежит утопический проект идеального государства. Согласно представлению Платона, идеальное государство должно основываться на отрицании семьи и частной собственности и предполагать общее владение имуществом. Понятие «семья» получает философский статус в трудах Платона, которого данный концепт интересовал, в первую очередь, с точки зрения его отношения к общему государственному и социальному порядку.В своем проекте идеального государственного устройства, Платон вводит институт брака и жесткий государственный контроль над репродуктивным поведением, задача которого заключается в поддержании демографической стабильности. Идея справедливости всегда занимала особое место в системе человеческих ценностей. Так, в период античности категория «справедливость» определялась, исходя из рациональных обоснований и описывалась через понятия равенства (неравенства), должного, пропорциональности, соразмерности, необходимой меры, общего блага. Истоки справедливости виделись либо в природе человека, либо явлениях «высшего» порядка. Платон в труде «Государство» подводит свою базу для понимания целей государства как синтеза интересов каждого: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»; при этом государственные интересы, согласно Платону, обладают приоритетом, и именно они понимаются как интересы общего блага. Согласно представлению Платона, идеальное государство должно основываться на отрицании семьи и частной собственности и предполагать общее владение имуществом. Понятие «семья» получает философский статус в трудах Платона, которого данный концепт интересовал, в первую очередь, с точки зрения его отношения к общему государственному и социальному порядку. Можно отметить, что дуалистичность философии Платона впоследствии будет преломлена в воззрениях европейских мыслителях в контексте двойственности бытия человека и бытия природы, а также бытия и небытия.Завершающим этапом развития античной науки можно считать формирование континуальной научной программы, связанной с именем Аристотеля. Учение Аристотеля стало основой для эллинистической культуры, объединив в себе достижения античной полисной культуры. Аристотель выделял рост населения как ключевой фактор общественного развития, предсказывая, что перенаселение приведет к войнам, голоду и тирании. Он не принимал идеалистическую трактовку бытия, предложенную его учителем, так как считал, что она не способствует формированию научного знания о движении и изменении чувственного мира. Аристотель оставил важные положения, которые нашли отклик в современной социологии.Философия, согласно Аристотелю, раскрывает свои глубины в изучении первоначал и всего сущего, что отличает ее от конкретно-научного познания. Первая философия, известная как метафизика, не исследует природу, а скорее то, что лежит за ее пределами. Для Аристотеля первая философия является истинным философским знанием, она фокусируется на вопросах бытия. Учение о четырех первопричинах, сформулированное им, стало основой для понимания всего сущего.Одна из причин существования вещей – это их формальная природа. В отличие от платонизма, форма или идея вещи не существует в небесной реальности, а является внутренней сущностью конкретной вещи. Вторая причина заключается в материальной природе вещей, которую философ рассматривал с двух точек зрения. Во-первых, как неопределенную и бесформенную первоматерию, способную принять любую форму и стать чем угодно. Во-вторых, как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал. Для Аристотеля материя представляла собой чистую потенцию обрести бытие в качестве чего-либо. Для того чтобы потенциальное стало реальным, материя должна быть ограничена формой, то есть оформлена.Причина, которая движет формой и определяет ее способность воплотиться в материи, является третьей причиной. Аристотель полагал, что познание состоит из рационального и перцептивного аспектов. Первый вид знания занимается универсальными понятиями и отвечает на вопрос "почему?", второй вид знания занимается конкретными вещами и отвечает на вопрос "что?". Оба вида познания взаимосвязаны и взаимообусловлены, но первый вид является критерием, который отличает человека от всех других живых существ.ЗаключениеВ данной работе былирассмотрена античная философия.Исследование позволяет сформулировать следующие заключения. Античное представление о мире, основанное на представлении макро- и микрокосмоса как целостного явления, совмещающего в себе и хаос, и гармонию, определяло стремление к разработке категориальных понятий, которые в последствии стали основой для развития математической научной программы.Два аспекта являлись важным контекстом научной программы атомизма. Во-первых, познание и бытие требуют конструктивных основ, во-вторых, существуют идеальные объекты, внешне отличные от человеческого существования, познания и практической деятельности.В связи с этим, проблемы оснований бытия, находящихся за пределами опытного пространства, и вопросы познания рассматривались Демокритом как аспекты идеальных сущностей, представленные как абстрактные модели генезиса, устройства и эволюции вселенной в иерархическом порядке. Философская программа Аристотеля нацелена на понимание двойственности сущности и бытия через познание сущности. Он выделял первую философию как науку о первичных принципах (ее объект - метафизика: все, что выходит за пределы естественных явлений), которая является истинной философией, и вторую философию, изучающую природу.Согласно Аристотелю, сущность представляет собой основу существования объекта. Сущность и форма представляют собой активность, источником которой является высшая сущность и форма, а следовательно, реальность. Античные принципы мышления базируются на двойственном восприятии объекта, как сущего, но неполного бытия, и эйдоса, как потенциального совершенства. Дуализм мира будет пересмотрен в концепциях европейских мыслителей в контексте двойственности человеческого существования и природы, а также существования и отсутствия.Список использованной литературыБогомолов А. С. Античная философия: учеб. пособие / А.С. Богомолов. – Москва : Высшая школа, 2006. – 390 с.Волошинов А. В., Рязанова Н. В. Пифагорейское учение о числе: генезис числа как объекта культуры / А.В. Волошинов, Н.В. Рязанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 1. – С. 336-343.Вольф М. Н., Горан В. П. От рациональности раннегреческой философии к стоическому рационализму / М.Н. Вольф, В.П. Горан // Вопросы философии. – 2013. - № 8. – С. 34-41.Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский– Москва: Мысль, 1979. – 629 с.Колтунов Н. Ю., Лысенко И. С. Совершенство числа в философии Пифагора / Н.Ю. Колтунов, И.С. Лысенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 376-377.Лазутина Л.С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина// Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.Лурье С. Т. Демокрит/ С.Т. Лурье // Cерия «Жизнь замечательных людей». – Москва : Журнально-газетное объединение, 1937. – 145 с.Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010. – 288 с.Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.Платон. Государство / Платон. – Москва : Академический проект, 2015. – 398 с.Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.

1. Богомолов А. С. Античная философия: учеб. пособие / А.С. Богомолов. – Москва : Высшая школа, 2006. – 390 с.
2. Волошинов А. В., Рязанова Н. В. Пифагорейское учение о числе: генезис числа как объекта культуры / А.В. Волошинов, Н.В. Рязанова // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2011. - № 1. – С. 336-343.
3. Вольф М. Н., Горан В. П. От рациональности раннегреческой философии к стоическому рационализму / М.Н. Вольф, В.П. Горан // Вопросы философии. – 2013. - № 8. – С. 34-41.
4. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко – Москва: ПЕР СЕ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000. – 319 с.
5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский– Москва: Мысль, 1979. – 629 с.
6. Колтунов Н. Ю., Лысенко И. С. Совершенство числа в философии Пифагора / Н.Ю. Колтунов, И.С. Лысенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. - № 9. – С. 376-377.
7. Лазутина Л.С. Философия античности как полифункциональный феномен / Л.С. Лазутина// Вестник Томского государственного университета. – 2014. - № 383. – С. 62-69.
8. Лурье С. Т. Демокрит/ С.Т. Лурье // Cерия «Жизнь замечательных людей». – Москва : Журнально-газетное объединение, 1937. – 145 с.
9. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности / М.К. Мамардашвили – Санкт-Петербург : Азбука, 2010. – 288 с.
10. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии / М.К. Мамардашвили – Москва : Аграф, 1999. – 320 с.
11. Платон. Государство / Платон. – Москва : Академический проект, 2015. – 398 с.
12. Развитие науки и техники в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим) / под рук. В.В. Запария // Научно-аналитический отчет о результатах исследований в рамках Государственного контракта № П320 «История и философия науки и техники». – Екатеринбург, 2011. – С. 59-69.