Психологические основы воспитательной работы в старшей школе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы психологии воспитательной работы в старшей школе. 5
1.1.Воспитательная работа в школе: понятие, цель, задачи, направления. 5
1.2.Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшей школы. 10
1.3.Психологические и педагогические основы воспитательной работы в старшей школе. 15
2. Исследование психологических основ воспитательной работы на примере муниципальной образовательной организации. 20
2.1. Характеристика модели управления в МБОУ "Ивановская СОШ". 20
2.2. Первичная диагностика старшеклассников в общеобразовательной организации МБОУ "Ивановская СОШ". 22
2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

источником знаний о профессиях, которых оказалось 9 человек; 14,2% источником знаний о профессиях назвали средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть работа образовательной организации в этом направлении и беседы с родителями являются основными источниками знаний учащихся о профессиях. Из 100% опрошенных старшеклассников 83,6% учащихся, то есть 41 человек, связывают профиль обучения со своей будущей профессией. Данное обучение ориентировано на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию студентов с учетом реальных потребностей рынка труда.Проведенное исследование показало, что те старшеклассники, которые определились с профессией, четко понимают, какие требования она предъявляет, более серьезно и ответственно относятся к профильным учебным предметам, посещают курсы в вузах города Екатеринбурга. Те, кто еще не определился с профессиональным выбором по разным причинам (в том числе и из-за недостаточной осведомленности о профессии), не всегда с максимальной эффективностью работают на уроках, недостаточно серьезно относятся к тем предметам, которые предположительно связаны с их будущей профессиональной деятельностью. Реализуемый вид профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если старшеклассник общительный, то больше подходят профессии, связанные с многочисленными контактами. Кроме того, сложно понять, что вам понравится - психология или экономика, ведь ничего подобного в школе не изучается. Чтобы не совершать ошибок, необходимо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий.Чтобы определить, какие формы воспитательной работы используют учителя старших классов (11 человек), было проведено анкетирование. На вопрос: "На ваш взгляд, какие формы профориентационной работы со старшеклассниками являются более эффективными?", были получены следующие результаты, представленные в таблице 5. Таблица 5. Формы профориентации старшеклассников.№п/п Варианты ответовКоличество человекПоказатели в %1Просвещение5452 Изучение школьников4363Консультирование (школьный психолог) 2184Работа с родителями218Согласно полученным данным, 45% классных руководителей считают наиболее эффективной формой профориентационной работы со старшеклассниками: профессиональное обучение, которое составило 6 человек - 36%; обучение школьников - 4 человека, 18%; профессиональное консультирование (школьный психолог) и работа с родителями - 2 человека, 18%. Таким образом, основной формой профориентации старшеклассников является профессиональное образование - предоставление старшеклассникам информации о различных профессиях, их значимости для рынка труда, потребностях в кадрах, условиях и требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам человека, путях и средствах их получения. На вопрос "Какие методы вы используете для воспитательной работы со старшеклассниками" были получены следующие данные, представленные в таблице 6:Таблица 6. Методы воспитательной работы со старшеклассниками.№ п/п Варианты ответовКоличество человекПоказатели в %1 Профориентационные экскурсии111002Диагностика учащихся5453 Индивидуальные беседы8724 Групповые беседы7635Игры654Как показали результаты исследования, профориентационные экскурсии являются основным методом профориентации старшеклассников — их проводят все классные руководители без исключения (100%).Диагностика учащихся проводится только пятью классными руководителями, что составляет 45% от общего числа опрошенных. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам профориентации практикуют 8 классных руководителей (72% опрошенных). Игры в работе используют 6 классных руководителей (54% опрошенных).Таким образом, профориентационные экскурсии занимают важное место в работе классных руководителей, в то время как диагностике старшеклассников уделяется меньше внимания. Классные руководители считают, что проведение диагностики — это задача школьного психолога.Исследование показало, что в школе проводится профориентационная работа со старшеклассниками. Более половины старшеклассников уже определились с выбором профессии, многие из них планируют связать свой профиль обучения с будущей профессией.В ходе исследования были определены основные формы и методы профориентационной работы в школе.Таким образом, результаты исследования показывают, что стереотипы по выбору профессии по половому признаку все еще существуют, но важно учитывать и индивидуальные предпочтения, и склонности каждого ученика. Профориентационная работа должна быть адаптирована под разные типы личности и учитывать, как гуманитарные, так и технические аспекты при выборе будущей профессии.2.3. Комплекс мероприятий по организации воспитательной работы со старшеклассниками в общеобразовательной организации.Организация профориентационной работы со старшеклассниками – это комплекс мероприятий, направленных на помощь выпускникам школ в выборе профессии.Работа ведётся по трём основным направлениям:1. Профессиональное образование. Учителя и родители проходят обучение в рамках академических и внеклассных занятий.2. Диагностика и консультирование. Подросткам помогают осознанно выбрать профессию.3. Взаимодействие с предприятиями. Заинтересованные ведомства объединяют усилия для создания эффективной системы профориентационной работы в школе.Цель комплекса мероприятий – создать условия для профессионального самоопределения старшеклассников и помочь им выбрать сферу деятельности и профессию.Задачи комплекса:1. Ознакомить старшеклассников с миром профессий и содержанием профессиональной деятельности.2. Сформировать у них устойчивый интерес к профессиональной деятельности.3. Получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях старшеклассников, чтобы помочь им выбрать профиль обучения.4. Оказать дополнительную поддержку тем, кто испытывает трудности с выбором профессии.Научно-методическое обеспечение школы включает разработку комплекса мероприятий по организации профориентационной работы для поддержки профессионального самоопределения и личностного и профессионального развития старшеклассников.В школе была проведена работа по профориентации старшеклассников с использованием интернета и разработкой учебных планов для профильных классов.Создано единое информационное образовательное пространство по профориентационным предметам. Для этой работы было приобретено специальное программное обеспечение.Директор, как организатор профориентационной работы в школе, поддерживает контакты с социальными партнёрами, которые влияют на самоопределение старшеклассников. Планируется организовать профориентационную работу профессорско-преподавательского состава для формирования готовности старшеклассников к профильному и профессиональному самоопределению.Директор анализирует и корректирует деятельность педагогического коллектива в этой области. Проводятся консультации учителей и классных руководителей по вопросам организации системы воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся. Также проводятся педагогические советы по проблеме профессионального самоопределения выпускников.Директор проводит индивидуальные беседы с учащимися 8 и 9 классов по вопросу выбора дальнейшего образовательного маршрута.Заместитель директора по воспитательной работе организует участие старшеклассников в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня.Завуч участвует в организации летней трудовой компании в школе: строительных отрядов и экологических дружин. Он также проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и проводит информационно-просветительские мероприятия.Учителя-предметники развивают познавательный интерес и творческую направленность старшеклассников ежедневно на своих уроках, используя различные формы и методы: проектную деятельность, деловые игры, круглые столы, конкурсы, выполнение домашних заданий и так далее. Учителя способствуют формированию адекватной самооценки у старшеклассников, проводят наблюдения за их склонностями и способностями. В зависимости от профиля класса и особенностей, учащихся они адаптируют учебные планы.Классный руководитель составляет план профориентационной работы с учащимися, включающий различные формы и методы: профориентационные беседы, посещение старшеклассниками дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях города, комплексные экскурсии на предприятия города. Он сотрудничает со специалистами Центра занятости по профориентации.В школе работает педагог-психолог, который оказывает психолого-педагогическую поддержку старшеклассникам в проектировании и реализации образовательного и профессионального маршрута. Особое внимание уделяется тем старшеклассникам, которые ещё не определились с профессией, или тем, кто уже определился, но испытывает трудности с выбором учебного заведения.Педагог-психолог проводит психолого-педагогические наблюдения за склонностями старшеклассников, тренинги по профориентации для учащихся, беседы и психологическое просвещение родителей и учителей. Он проводит профессиональную психодиагностику и психологические консультации с учётом возрастных особенностей, способствует формированию адекватной самооценки.Профессиональное образование можно разделить на две формы: профессиональное информирование и профессиональную пропаганду. Профессиональное информирование предоставляет старшеклассникам информацию об их будущей профессии, формах и сроках обучения, возможностях профессионального и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к здоровью человека, личностным качествам, уровню общего образования и социальной подготовке.Учителя старших классов используют такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием старшеклассников, изучение результатов их учебной и внеклассной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся. Профессиональная консультация психолога и социального педагога чаще всего носит индивидуальный характер. В начале учебного года планируется индивидуальная работа со старшеклассниками по воспитанию жизненного самоопределения.Профориентационная работа в школе как часть воспитательной работы– это не просто процесс выбора профессии, но и целая система деятельности, направленная на развитие личности учащегося. Комплексный подход, активное взаимодействие всех участников образовательного процесса и постоянное совершенствование методов работы позволяют добиться наилучших результатов в профессиональном самоопределении старшеклассников.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновные задачи воспитательной работы включают формирование ведущих интегративных качеств личности, социального закаливания и создание условий для нравственного, интеллектуального и культурного развития. Важным аспектом является организация образовательной системы, которая подразумевает интеграцию всех компонентов в единую целостность и соответствие целям и задачам обучения. Использование разнообразных форм и методов учебной деятельности позволяет эффективно решать поставленные задачи воспитания. Все это подчеркивает важность воспитательной работы в школе как ключевого инструмента формирования личности учащихся и создания благоприятной образовательной среды для их развития.Старшеклассники находятся в периоде жизни, который характеризуется особым отношением к будущему и самоопределением. В этом возрасте они уже не такие импульсивные, как раньше, и способны на более серьезные чувства, но при этом их нервная система остается неустойчивой.Физическое развитие старшеклассников протекает спокойно, и им обязательно нужна поддержка в поддержание правильного питания, здорового образа жизни и психологической стабильности. Важно помогать им развивать собственные ценности и самостоятельность, что способствует формированию личности и профессиональному самоопределению.Итак, исследование методики определения типа будущей профессии по методике Е.А. Климова показало, что старшеклассники в большинстве своём склоняются к выбору гуманитарной сферы деятельности. Результаты показали, что у мальчиков преобладают типы личности, связанные с реалистичными видами деятельности, такими как технологии и знаковая система, в то время как у девочек более выражен социальный тип личности, ориентированный на общение и социальные контакты.Дополнительное исследование с применением методики Дж. Холланда показало, что у учащихся 10-х классов преобладают интеллектуальный и социальный типы личности. Это свидетельствует о том, что старшеклассники имеют склонности к профессиям, требующим работу с информацией и межличностными отношениями.Таким образом, результаты исследования показывают, что стереотипы по выбору профессии по половому признаку все еще существуют, но важно учитывать и индивидуальные предпочтения, и склонности каждого ученика. Профориентационная работа должна быть адаптирована под разные типы личности и учитывать, как гуманитарные, так и технические аспекты при выборе будущей профессии.Профориентационная работа со старшеклассниками играет важную роль в их профессиональном самоопределении. Систематический подход к этому вопросу позволяет создать условия для развития интереса к различным профессиям, помогает подросткам осознанно выбрать свой путь обучения и дальнейшей карьеры. Работа в школе по профориентации включает в себя много аспектов: от учебных планов и информационного образовательного пространства до психологической поддержки и взаимодействия с предприятиями.Профессиональное образование, диагностика и консультирование, а также взаимодействие с социальными партнерами – все это неотъемлемая часть комплекса мероприятий, направленных на помощь старшеклассникам в выборе профессии. Каждый участник образовательного процесса от директора и педагогов до классных руководителей и психологов играет свою роль в этом важном процессе.Систематическая работа по профориентации в школе способствует формированию не только профессиональных качеств, но и личностных черт учащихся. Она помогает им узнать себя лучше, понять свои склонности и потребности, чтобы принять обоснованное решение о своем будущем. Каждый школьник заслуживает возможности получить необходимую информацию и поддержку для успешного профессионального становления.В целом, профориентационная работа в школе – это не просто процесс выбора профессии, но и целая система деятельности, направленная на развитие личности учащегося. Комплексный подход, активное взаимодействие всех участников образовательного процесса и постоянное совершенствование методов работы позволяют добиться наилучших результатов в профессиональном самоопределении старшеклассников.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлиматулова А. М. Психологические особенности учащихся старших классов. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-strashih-klassov. (дата обращения 03.06.2024).Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? / Л. Г. Борисова // Социологические исследования. – М., 2001– №9 – С. 2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.Гикис С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologiy-v-organizatsii-vneklassnoy-vospitatelnoy-raboty-so-starsheklassnikami. (дата обращения 02.06.2024).Ерофеева, О. Г. Организация воспитательной работы в современной школе: педагогические ресурсы : учеб. пособие / О. Г. Ерофеева ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. – 104 с.Карбанович О. В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации. https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-starshego-podrostka-v-kontekste-problemy-shkolnoy-dezadaptatsii. (дата обращения 03.06.2024).Караковский, В А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М., 1996. – 160 с. – ISBN 5-7301-0248-8.Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.Мартынцова И.В. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-shkole. (дата обращения 03.06.2024).Мартынцова И.В.Воспитательная работа в школе. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-shkole. (дата обращения 03.06.2024).Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М. : Педагогика, 2016. 198 с.Митичева, Т. И. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования / Т. И. Митичева, Е. В. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13875/ (дата обращения: 03.06.2024).Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.Шукурова М. А. Формы и методы организации воспитательной работы в классе. https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-organizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-klasse. (дата обращения 03.06.2024).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиматулова А. М. Психологические особенности учащихся старших классов. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-strashih-klassov. (дата обращения 03.06.2024).
2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. – М., 1972. – С.7–44.
3. Борисова Л. Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? / Л. Г. Борисова // Социологические исследования. – М., 2001– №9 – С. 2.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – С. 247–256.
5. Гикис С. Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pedagogicheskih-tehnologiy-v-organizatsii-vneklassnoy-vospitatelnoy-raboty-so-starsheklassnikami. (дата обращения 02.06.2024).
6. Ерофеева, О. Г. Организация воспитательной работы в современной школе: педагогические ресурсы : учеб. пособие / О. Г. Ерофеева ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. – 104 с.
7. Карбанович О. В. Характеристика старшего подростка в контексте проблемы школьной дезадаптации. https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-starshego-podrostka-v-kontekste-problemy-shkolnoy-dezadaptatsii. (дата обращения 03.06.2024).
8. Караковский, В А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – М., 1996. – 160 с. – ISBN 5-7301-0248-8.
9. Кон И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С Кон – М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
10. Мартынцова И.В. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-shkole. (дата обращения 03.06.2024).
11. Мартынцова И.В.Воспитательная работа в школе. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-shkole. (дата обращения 03.06.2024).
12. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М. : Педагогика, 2016. 198 с.
13. Митичева, Т. И. Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования / Т. И. Митичева, Е. В. Митичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13875/ (дата обращения: 03.06.2024).
14. Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб.з аведений / М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
15. Шукурова М. А. Формы и методы организации воспитательной работы в классе. https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-organizatsii-vospitatelnoy-raboty-v-klasse. (дата обращения 03.06.2024).