Дети с ТНР (что за категория детей, характеристика каждой категории)
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 08.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР 3
2. Клинико-педагогическая классификация ТНР 5
3. Психолого-педагогическая классификация с ТНР 11
Заключение 14
Список литературы 15
В таких случаях один и тот же звук может для ребенка служить заменителем двух или трех других звуков. В качестве примера, мягкий звук «т'» может произносится вместо звуков «с'», «ч», «ш» («тюмка», «тяпка», «тяска» вместо сумка, шапка,чашка).Замена одних звуков другими, обладающими более простой артикуляцией и представляющие собой меньшую произносительную сложность для ребенка. Обычно звуки, трудные для произнесения заменяются наиболее легкими, характерными для раннего периода речевого развития. В качестве примера, звук «л» употребляется вместо звука «р», звук «ф» вместо звука «ш».Смешение звуков. Данное явление отличается неустойчивым употреблением некоторых звуков в разных словах. Ребенок в одних словах может звуки употреблять правильно, а в других - заменять их похожими по акустическим признакам илиартикуляции. Так, ребенок, способный произносить звуки «л»,«р» или «с» изолированно, в речевых высказываниях произносит, в качестве примера, «Столялстлогаетдошку» вместо Столяр строгает доску.2. Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой различные речевые сложные расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне [4].Общее недоразвитие речи, как правило, наблюдается при сложных формах детской речевой патологии: афазии (всегда), алалии, а также дизартрии иринолалии.Несмотря на разную природу дефектов, у детей с ОНР выделяются следующие общие закономерности:позднее появление речи;ограниченный словарный запас;грубые нарушения в грамматическом строе;ярко выраженные недостатки звукопроизношения;речь детей с ОНР малопонятна.Левиной Р.Е. разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [1].Выделяют три уровня ОНР:Первый уровень речевого развития отличается отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Данные дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, «высказывания» сопровождают жестами имимикой.Ребёнок общеупотребительные слова воспроизводит в виде отдельных сочетаний и слогов [4].Второй уровень речевого развития. Помимо «лепетных» слов и жестов возникают хоть и искаженные, но в достаточной мере общеупотребительные постоянные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения, состоящие из 2-3-4 слов. У детей данной категории пассивный словарный запасограничен, отмечаются аграмматизмы (некорректное употребление грамматических конструкций), также отмечается пропуск предлогов, отсутствие согласования с именами существительнымиприлагательных. Произносительные возможности детей существенно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура.Третий уровень речевого развития отличается наличием развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Свободное общение при этом затруднено,несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, очень чётко определяютсяглавные пробелы лексико-грамматического ифонетического оформления связной речи.В последние годы Т. Б. Филичевой описан четвертый уровень речевого развития – остаточные явления речевого недоразвития. Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей не отмечаются яркие нарушения звукопроизношения, имеется только недостатки дифференциации звуков [Р – Р'], [Л – Л’], [Т’ – Ц – С – С'] и др. и характеризуется особым своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок в целом понимает основное значение слова, но фонематический образне удерживает в памяти, в результате чего возникают искажения звуконаполняемости в различных вариантах [9].Вторая группа — нарушения в применении средств общения.К данной группе относится заикание, рассматриваемое как нарушение коммуникативной функции речи при корректно сформировавшихся средствах общения. Кроме того, возможен и комбинированный дефект, при котором заикание может сочетаться с общим недоразвитием речи (ОНР).В целом нарушения речи у детей классифицируют в зависимости от того, может ли ребенок с нарушенной речевой деятельностью посещать обычную общеобразовательную школу, или ему требуется обучение в специализированном образовательном заведении.ЗаключениеТяжелые нарушения речи у детей представляют собой серьезную проблема, затрудняющую их обучение иобщение. Детям с данными нарушениями необходима в специальная психолого-педагогическая поддержка для того, чтобы достичь наиболее оптимальных результатов в речевом развитии и интеграции в общество.Характерные особенности детей с теми или иными тяжелыми нарушениями речи не преодолеваютсяспонтанно,они требуют от педагогов и специалистов коррекционной организованной работы. Знание и понимание анатомо-физиологических механизмов речи, в частности строения и функциональной организации речевой деятельности, способствует:в первую очередь, представлять достаточно сложный механизм речи в норме;во-вторых, подходить дифференцированно к анализу существующей речевой патологии;в-третьих, правильным образом определять основные пути коррекционного воздействия.Стоит отметить, что при общении с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи, педагогу необходимо обращать особе внимание на качество своей личной речи, так как от этого будет непосредственно зависеть качество восприятия предъявляемого учебного материала детьми. Ребенок с ТНР при этом, будет лучше понимать учителя и стремиться преодолевать имеющуюся проблему.Относительно оказания действенной коррекционно-педагогической поддержки, важным представляется комплексное решение вопроса, учитывая влияние первичного речевого недоразвития на психическое развитие ребенка. Успешность педагогической и логопедической работы во многом будет зависеть от своевременности выявления нарушений. Грамотно выстроенная и реализуемая коррекционная деятельность, будет способствовать устранению и минимизации имеющихся отклонений инарушений в развитии речи. Список литературыАрушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2019 -270 с.Бенилова, С.Ю. Логопедия. Нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 536 c.Большакова Э.Н. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М., Сфера, 2015. – 412с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011 – 472 с.Жукова Н.С. Логопедия. - М.: Академия, 2006. - 398 с.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Мим, 2017. - 220с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010 - 216с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 680 с.Соловьева Л. Г. Логопедия. - М.: Юрайт, 2020. - 392 с.Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 2012. - 312 с.
2.Бенилова, С.Ю. Логопедия. Нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. - 536 c.
3.Большакова Э.Н. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М., Сфера, 2015. – 412с.
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2011 – 472 с.
5.Жукова Н.С. Логопедия. - М.: Академия, 2006. - 398 с.
6.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Мим, 2017. - 220с.
7.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010 - 216с.
8.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 680 с.
9.Соловьева Л. Г. Логопедия. - М.: Юрайт, 2020. - 392 с.
10.Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 2012. - 312 с.