"Использование комментария при школьном изучении повести В.И. Белова "Привычное дело"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 40 40 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ КОММЕНТАРИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ВИДЫ И ФУНКЦИИ 5
1. Функции комментария в образовательном процессе 5
2. Актуальность комментария на уроках литературы в школе 8
3. Виды и функции комментариев 11
ГЛАВА II. ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕСТИ В.И. БЕЛОВА 14
1. Трудности понимания деревенской прозы для современных школьников: ключевые аспекты 14
2. Сложности изучения повести «Привычное дело» в современной школьной программе 16
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО РАБОТЕ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ ПОВЕСТИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 40
Фрагмент для ознакомления

Затем учащиеся обсуждают, каккомментариипомогаютвпониманиисодержанияповести,какиеаспектыпроизведениясталиболеепонятными.Материалы:Текстпроизведения.Знакомствоскритическимиилитературоведческимикомментариями как образцами. Преподаватель знакомит учащихся спрофессиональнымикомментариями,учитанализироватьих.Онобъясняет, что критические и литературоведческие комментарии частосодержат более глубокий анализ текста и могут служить образцом длякомментариевшкольников.Затемучащимсяраздаютсяотрывкиизкритических и литературоведческих работ, проводится обсуждение, какавторыэтихкомментариеванализируютпроизведение.Материалы:Критическиестатьиилитературоведческиеисследования.Раздаточныематериалы(карточки)стекстамикомментариев(Приложение2).Комментирование фрагментов произведения под контролемпедагогаиинтерпретациятекстабезпомощиучителя.Цель–развитьнавыкикомментированиятекста.Преподавательвыбираетнесколько ключевых фрагментов из произведения и вместе с учащимисясоздает комментарии к ним. Обсуждается каждая часть комментария.Затем школьникам предлагается самостоятельное комментирование.Учащиесямогутсамостоятельновыбратьотрывокизповестиинаписатькнемукомментарий.Затемпроводитсяобсуждение,гдекаждыйученикпредставитсвойкомментарийиобсудитегосклассом.Материалы:Текстпроизведения.Рабочиететрадидлязаписикомментариев.Работа в классе с комментариями-пособиями к конкретнымпроизведениям.Задача педагога – научить школьников использоватькомментарии-пособия для глубокого анализа произведения. Учащимсяраздаютсякомментарии-пособиякизучаемомупроизведению.Затемнесколькоучениковчитаютопределенныефрагменты,авеськлассобсуждает,каккомментариипомогаютлучшепонятьтекст.Затемподводится итог, как использование комментариев-пособий повлияло наихвосприятиеипониманиепроизведения.Материалы:Комментарии-пособиякизучаемомупроизведению.Рабочиететрадидлязаписинаблюденийивыводов.Составление словаря (Приложение 3) для урока по повестиВ.И.Белова«Привычноедело»имеетследующуюцель:помочьучащимсяпонятьустаревшуюлексику,просторечныевыраженияиисторико-культурныереалии,упомянутыевповести.Проводитсяобсуждение содержания словаря с учениками. Словарь будет включатьустаревшуюлексику,просторечныевыраженияи/илиисторико-культурныереалии.Подготовкасловаряпроисходитвнесколькоэтапов:Совместнаяработа:Разделениенагруппы.Каждойгруппедаетсязаданиенайтииобъяснитьопределенныесловаивыраженияизтекста.Исследованиетекста.Ученикидолжныотметитьнезнакомыеили трудные для понимания слова и выражения при чтенииотрывковизповести.Составление словарных статей. Каждая группа составляетсловарныестатьи,включаяслово,егоопределение,контекстизтекста и пояснения (например, «Поленница – сооружение избольшогоколичествауложенныхвопределенномпорядкедров(поленьев)»).Обсуждениеидополнение:Представлениегрупп.Каждаягруппапредставляетсвоисловаи объяснения. Обсуждается, насколько понятны определения,добавляютсянеобходимыепоясненияилиисправления.Обсуждениеисторико-культурныхреалий.Преподавательобъясняетшкольникамисторико-культурныеконтексты слов,связанных с бытом и жизнью деревни (например, «самовар» каксимволтрадиционногорусскогочаепития).Закреплениеиприменение:Практическоеприменение.Причтенииианализетекстаповестиучащиесяиспользуютсоставленныйсловарь.Индивидуальнаяработа.Школьникамзадаетсядомашнеезадание–написатьнебольшойрассказилиэссе,используясловаизсловаря.Этопоможетимзакрепитьновыезнания.Развитиеиуглубление:Если предыдущие этапы проведены успешно и вызвали живойинтересшкольников,можноуглубитьнавыкикомментированияисоздать иллюстрированный словарь. Учащиеся могут нарисовать илисоздать иллюстрации к некоторым словам из словаря, чтобы визуальноподкрепитьихпонимание.Не менее полезна и проектная работа. Преподаватель можеторганизоватьпроект,врамкахкоторогоучащиесяисследуютдополнительные историко-культурные реалии, упомянутые в повести, исоздаютрасширенныйсловарь.Раздаточныйматериалдляуроковскомментариямиможетпредставлятьсобойразличныекарточкиизадания:КарточкидлязапоминаниясловСоздаетсянаборкарточексизображениямииобъяснениемзначения слова (например, поленница – с одной стороны, а объяснениезначения слова –с другой стороны карточки) и раздается учащимся.Учащихсясначалапытаютсясамиобъяснитьэтипредметы,ипотомпроверяютверностьответа,перевернувкарточку(Приложение4).Карточки:творческоезаданиеСоздаютсякарточкисназваниямиобъектовилипонятийизпроизведения.Учащиесядолжныобъяснитьсловоскарточкисвоейкоманде, используя иносказательные описания, мимику или рисование(Приложение5).МедленноечтениеУчащиесямедленночитаютотрывокизпроизведения,уделяявниманиекаждойдетали.Затемобсуждается,какиеновыеаспектытекста они заметили благодаря такому внимательному чтению. В случаеналичия непонятных слов или фраз используется составленный ранеесловарь.Эти методические рекомендации помогут учителям эффективноиспользоватькомментариинаурокахпоизучениюповестиВ.Белова«Привычноедело»,способствуяразвитиюаналитическихиинтерпретационныхнавыковучащихся,углубляяихпониманиелитературныхпроизведенийирасширяяихпознавательныевозможности. Составление специального словаря будет способствоватьуглубленномупониманиютекста,поможетучащимсяосвоитьустаревшую лексику и понять историко-культурные реалии той эпохи.Изучение различных видов комментариев помогут школьникам развитьнавыкиисследованияианализа.ЗАКЛЮЧЕНИЕВкурсовойработеисследовалисьособенностииспользованиякомментария при школьном изучении повести В.И. Белова «Привычноедело». Анализ понятия «комментарий» помог уяснить его суть: в узкомсмыслеэтоаннотацияилитолкованиетекставвидепримечаний,объясняющихзначениенаписанного.Вболееширокомконтекстекомментарийвключаетрассуждения,выражениемненияикритикупроизведения.Комментарийпризванобъяснятьтекст,онвзаимодействуетсразличнымиегоаспектами,помогаячитателюустанавливатьсвязимеждуегофрагментамииреальныммиром.Следовательно,комментарийявляетсяключевымэлементомвпониманиихудожественныхтекстовииграетважнуюрольвобразовательномпроцессе.Адресатомкомментариямогутбытьлюдисменьшимизнаниямивопределеннойобласти,ученики,атакжепредставителидругихкультур(например,комментарийдляиностранцев).Были рассмотрены различные виды комментариев, их функции иметодика применения на уроках литературы. Проведенное исследованиеподтвердило,чтосистематическоеиспользованиекомментариевсущественнообогащаетвосприятиеипониманиелитературногопроизведенияучащимися,развиваетих аналитические способности иформируетустойчивыйинтерескчтениюклассическойлитературы.Исследованиеподтвердилонеобходимостьвведенияразличныхвидовкомментариевприизучениившколе повести В.Белова. Былиопределеныособенностиисторико-литературного,реально-бытового,лексико-стилистического и литературоведческого комментариев в егопроизведении.Поитогамисследованияучителямрекомендованосистематическииспользоватькомментариинаразныхэтапахизученияповести,сочетатьихсдругимиметодамианализатекстаиактивизировать самостоятельную работу учащихся. Кроме того, важноучитыватьвозрастныеиинтеллектуальныеособенностиучащихся,адаптироватькомментариикихуровнюзнанийиспособностям,стимулироватьинтересклитературечерезразличныетворческиезадания.Цельисследовательскойработыдостигнута:обоснованыиразработаныметодическиерекомендациипоиспользованиюкомментариев при изучении в школе повести В.И. Белова «Привычноедело».Задачиисследованияпоследовательнорешены.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАфанасьев А.С., Зиннатуллина З.Р., Попп И. С., Устинова О. А.Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старшихклассах:традиционныйприемвсовременныхреалиях.//ПедагогическоеобразованиевРоссии,2017.−С.51-55.БарановС.Ю., Воронина Т.Н., Головкина С.Х., Ильина Е.Н.,ПатапенкоС.Н.,РозановЮ.В.,ФедороваА.В.,ФишерH.JI.ПовестьВ.И.Белова«Привычноедело»каквологодскийтекст:монография/С.Ю.Баранов,Т.Н.Воронина,С.Х.Головкина,Е.Н.Ильина,С.Н.Патапенко,Ю.В.Розанов,А.В.Федорова,H.J1.Фишер.//Вологда:ИПКиселевА.В.,2016.−С.191.БеловВ.И.Собраниесочинений.В7томах.//Москва:Классика.−2012.−С.622.БитенскаяГ.В.,БогуславскаяН.Е.,ГиниатуллинИ.А.идр.Человек - текст - культура: Коллективная монография / Г. В. Битенская,Н.Е.Богуславская,И.А.Гиниатуллинидр.//Екатеринбург:АО«Полиграфпласт»,1994.−С.235.Волкова,А.А.Историческоекомментированиенаурокахрусскогоязыкакакспособпознавательнойдеятельности// Молодойученый,2020.−№21(311).−С.648-650.Гаспаров М. Л. Ю. М. Лотман и проблема комментирования.[Электронныйтекст].URL:https://magazines.gorky.media/nlo/2004/2/yu-m-lotman-i-problemy-kommentirovaniya.html(Доступ06.06.2024).ГрассГ.Луковицапамяти.//М.:Иностранка,2008.−С.592.Залыгин С. Послесловие. // В кн.: Белов В. Сельские повести.М.:Молодаягвардия,1971.−С.331-332.КамяновВ.Довериексложности.Статьи/В.Камянов.//М.:Советскийписатель,1984.−С.384.КвятковскийЕ.В.Изучениеобзорныхтем.//Литературавшколе,1999.-№5.КлименкоИ.Г.Методикаиспользованиякомментарияприизучениирусскойлитературывстаршихклассах.//М.,1991.−С.16.Князева Т.В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В. И.Белова: Повесть «Привычное дело», романы-хроники «Кануны» и «Годвеликогоперелома»,очерк«Лад».[Электронныйтекст].URL:https://www.dissercat.com/content/epos-krestyanskoi-zhizni-v-tvorchestve-v-i-belova-povest-privychnoe-delo-romany-khroniki-kan(Доступ06.06.2024).КозьминаЕ.В.Комментированиехудожественныхтекстов.//Екатеринбург,ИздательствоУральскогоуниверситета,2015.-С.153.КоменскийЯ.А.Великаядидактика.Санкт-Петербург,Симашко,1875.-С.282.Лебедев,Ю.В.Проблемырегиональногосодержаниялитературного образования на примере Центральной России [Текст] /Ю.В.Лебедев//Литературавшколе.–1999.–№5.–С.34-38.Лихачев Д.С. Текстология. [Электронный текст]. URL:https://opentextnn.ru/old/history/textology/index.html@id=5443(Доступ06.06.2024)МильчинА.Э.Издательскийсловарь-справочник.//М.:ОЛМА-Пресс,2003.−С.558.ОвчаренкоА.И.ХудожественныймирВасилияБелова.[Электронный текст]. URL:https://www.booksite.ru/belov/creature/1.htm(Доступ06.06.2024).ПанфиловаС.С.Авторскийкомментарийкхудожественномутекстукакявлениелингвистическогогипертекста.//ИзвестияРоссийского государственного педагогического университета им. А. И.Герцена,2008.−С.256-262.ПрудниковаЮ.И.Комментарийкаквспомогательныйтекст.//Альманахсовременнойнаукииобразования.Тамбов:Грамота,2009.№2.Ч.2.−С.124-125.РоманичеваЕ.С.Комментарийкхудожественномупроизведениюкакчитательскаяпрактика:оттекстакдеятельности(статьявторая).//ПедагогическийИМИДЖ,2019.−С.333-347.РоманичеваЕ.С.Окомментарии,центробежномицентростремительном(статьяпервая).//ПедагогическийИМИДЖ,2018.−С.57-65.Сальникова Я.В. Художественная картина мира в прозе В.Белова: пространственно-временные координаты. [Электронный текст].URL:https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kartina-mira-v-proze-v-belova(Доступ06.06.2024)ТомашевскийБ.В.Писательикнига.Очеркитекстологии//Прибой.1928.−С.198.Урюпин И.С. Типы и виды комментария на уроках русскойлитературыХХвека:теоретико-методологическоеобоснование.//Теоретическиеиметодологическиеаспектыизучениялитературывситуации кризиса гуманитарного образования в России: сборник статей.Елец:ЕГУим.И.А.Бунина,2013.−С.43-53.ШироковаЛ.В.ПрозаВ.И.Беловавконтекстерусскойлитературы 80-х – 90-х годов XX века. [Электронный текст]. URL:https://www.booksite.ru/belov/diss/13.htm(Доступ06.06.2024)ПРИЛОЖЕНИЕ1КАРТОЧКИСКРАТКИМОПИСАНИЕМВИДОВКОММЕНТАРИЕВПРИЛОЖЕНИЕ2КАРТОЧКИ С ОБРАЗЦАМИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХКОММЕНТАРИЕВПРИЛОЖЕНИЕ3СЛОВАРЬУСТАРЕВШИХИДИАЛЕКТНЫХСЛОВВПОВЕСТИВ.БЕЛОВА«ПРИВЫЧНОЕДЕЛО»(Глава1,2и3)Заве́ртка—частьупряжи,скрипящаядеталь(диалектное).Кисе́т—мешочекдлятабака.Коню́шная–диалектнаяформаслова«конюшня».Лю́ лька — происходит от слова «лелеять» – качать, укачивать,убаюкивать. Чаще всего люльки выполняли из дерева и подвешивали кпотолку.Нале́лькались—устаревшееидиалектноеслово,означающее«напились».Нихто́—диалектнаяформаслова«никто».Оболоклись—оделись,нарядились.Отряхо́вка—устаревшееслово,означающеетрепкуилипобои.О́чеп—1.диал.длинныйшест,служащийрычагомдляподъемаводыизколодца;журавль;2.диал.прикрепляемыйкпотолкудеревянныйшест,накоторомвиситикачаетсядетскаяколыбельПоле́нница—сооружениеизбольшогоколичествауложенныхвопределённомпорядкедров(поленьев).Возводитсяподоткрытымнебомилиподкаким-либоукрытием(навес,сарай,дровяник),защищающимотнамокания.Приступок—порог,небольшаяступенькаувхода.Сурье́з—серьезно(устаревшеепроизношениеиформа).Тю́ря—старинноеблюдо,представляющеесобойхлеб,размоченныйвводеиливине.Ухва́т,рога́ч—ручнойинструментдляперемещенияглиняныхичугунныхгоршковдляеды,установкиихвтопкурусскойпечи.Шесто́к(мужскойрод)—площадкапередустьемрусскойпечи.ПРИЛОЖЕНИЕ4КАРТОЧКИСИЗОБРАЖЕНИЯМИИОБЪЯСНЕНИЕМЗНАЧЕНИЯСЛОВА1карточка,1сторонакарточка,сторона2карточка,сторонакарточка,сторонакарточка,1сторона3карточка,2сторонаПРИЛОЖЕНИЕ5КАРТОЧКИСНАЗВАНИЯМИОБЪЕКТОВИЛИПОНЯТИЙ

1. Афанасьев А.С., Зиннатуллина З.Р., Попп И. С., Устинова О. А. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный прием в современных реалиях. // Педагогическое образование в России, 2017. − С.51-55.
2. Баранов С.Ю., Воронина Т.Н., Головкина С.Х., Ильина Е.Н., Патапенко С.Н., Розанов Ю.В., Федорова А.В., Фишер H.JI. Повесть В.И. Белова «Привычное дело» как вологодский текст: монография / С.Ю.Баранов, Т.Н.Воронина, С.Х.Головкина, Е.Н.Ильина, С.Н.Патапенко, Ю.В.Розанов, А.В.Федорова, H.J1.Фишер. // Вологда: ИП Киселев А.В., 2016. − С.191.
3. Белов В.И. Собрание сочинений. В 7 томах. // Москва: Классика. − 2012. − С. 622.
4. Битенская Г.В., Богуславская Н.Е., Гиниатуллин И.А. и др. Человек - текст - культура: Коллективная монография / Г. В. Битенская, Н. Е. Богуславская, И. А. Гиниатуллин и др. // Екатеринбург: АО
«Полиграфпласт», 1994. − С. 235.
5. Волкова, А. А. Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности // Молодой ученый, 2020. − № 21 (311). − С. 648-650.
6. Гаспаров М. Л. Ю. М. Лотман и проблема комментирования. [Электронный текст]. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2004/2/yu-m-lotman-i-problemy-komment irovaniya.html (Доступ 06.06.2024).
7. Грасс Г. Луковица памяти. // М.: Иностранка, 2008. − С.592.
8. Залыгин С. Послесловие. // В кн.: Белов В. Сельские повести. М.: Молодая гвардия, 1971. − С. 331-332.

9. Камянов В. Доверие к сложности. Статьи / В. Камянов. // М. : Советский писатель, 1984. − С. 384.
10. Квятковский Е.В. Изучение обзорных тем. // Литература в школе, 1999. - №5.
11. Клименко И.Г. Методика использования комментария при изучении русской литературы в старших классах. // М., 1991. − С.16.
12. Князева Т.В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В. И. Белова: Повесть «Привычное дело», романы-хроники «Кануны» и «Год великого перелома», очерк «Лад». [Электронный текст]. URL: https://www.dissercat.com/content/epos-krestyanskoi-zhizni-v-tvorchestve-v-i
-belova-povest-privychnoe-delo-romany-khroniki-kan (Доступ 06.06.2024).
13. Козьмина Е.В. Комментирование художественных текстов. // Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2015. - С.153.
14. Коменский Я.А. Великая дидактика. Санкт-Петербург, Симашко, 1875. - С.282.
15. Лебедев, Ю.В. Проблемы регионального содержания литературного образования на примере Центральной России [Текст] / Ю.В. Лебедев // Литература в школе. – 1999. – № 5. – С. 34-38.
16. Лихачев Д.С. Текстология. [Электронный текст]. URL: https://opentextnn.ru/old/history/textology/index.html@id=5443 (Доступ 06.06.2024)
17. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. // М.: ОЛМА-Пресс, 2003. − С. 558.
18. Овчаренко А.И. Художественный мир Василия Белова. [Электронный текст]. URL: https://www.booksite.ru/belov/creature/1.htm (Доступ 06.06.2024).
19. Панфилова С.С. Авторский комментарий к художественному тексту как явление лингвистического гипертекста. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008. − С.256-262.

20. Прудникова Ю. И. Комментарий как вспомогательный текст.
// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009.
№ 2. Ч. 2. − С. 124-125.
21. Романичева Е.С. Комментарий к художественному произведению как читательская практика: от текста к деятельности (статья вторая). // Педагогический ИМИДЖ, 2019. − С. 333-347.
22. Романичева Е.С. О комментарии, центробежном и центростремительном (статья первая). // Педагогический ИМИДЖ, 2018.
− С.57-65.
23. Сальникова Я.В. Художественная картина мира в прозе В. Белова: пространственно-временные координаты. [Электронный текст]. URL:
https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kartina-mira-v-proze- v-belova (Доступ 06.06.2024)
24. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерки текстологии // Прибой. 1928. − С. 198.
25. Урюпин И.С. Типы и виды комментария на уроках русской литературы ХХ века: теоретико-методологическое обоснование. // Теоретические и методологические аспекты изучения литературы в ситуации кризиса гуманитарного образования в России: сборник статей. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. − С. 43-53.
26. Широкова Л.В. Проза В. И. Белова в контексте русской литературы 80-х – 90-х годов XX века. [Электронный текст]. URL: https://www.booksite.ru/belov/diss/13.htm (Доступ 06.06.2024)