Уровень притязаний и самооценка у лиц, склонных к нервной анорексии
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии. 6
1.1.Исследования проблемы притязаний и самооценки в клинической психологии. 6
1.2.Клинико-психологический подход к исследованию нарушений пищевого поведения. 12
1.3.Клинико-психологическая характеристика лиц с нервной анорексией. 18
Выводы по теоретической части 23
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии. 25
2.1 Методика исследования. 25
2.2. Проведение и анализ результатов исследования. 25
2.3.Сравнение полученных данных с результатами предыдущих исследований. 29
Глава 3. Основные выводы и рекомендации по исследованию проблемы уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии. 33
3.1.Выводы по исследованию проблемы уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии. 33
3.2.Рекомендации по дальнейшему исследованию и практическим действиям в данной области. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В качестве вознаграждения и повышения мотивации к прохождению исследования участникам предоставлялся полный анализ их результатов.Тестовым материалом для данного исследования послужили опросники: EAT26 – опросник на выявление склонности к расстройствам пищевого поведения, тест-опросник «Определение уровня самооценки» Сергея Викторовича Ковалёва и шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg'sSelfEsteemScale), адаптированная А. А, Бодалевым, В. В. Столиным.После проведения опроса посредством методики ЕАТ-26 среди 80 девушек было отсеяно 18 участниц, так как они набрали низкие баллы (менее 20), что свидетельствовало об отсутствии склонности к расстройствам пищевого поведения. Среди оставшихся 62 участниц были проведены дальнейшие исследования, нацеленные на выявления уровня самооценки девушек, для этого проводились следующие методики: тест-опросник «Определение уровня самооценки» Сергея Викторовича Ковалёва и «шкала самоуважения» Розенберга. После выявления результатов опросов, был использован метод коореляционного анализа Спирмена, чтобы выяснить есть ли связь между склонностью к РПП и уровнем притязаний и самооценкой у испытуемых девушек и каков характер этой связи. Анализ был проведён путём поочередного вычисления корреляции между результатами опросника ЕАТ-26 и результатами тестаопросника Ковалёва, затем между ЕАТ-26 и результатами опросника «шкала Розенберга». Коэффицент корреляции Спирмена между опросниками EAT-26 и тестом-опросником Ковалёва составил 0.849, а шкалой самоуважения Розенберга -0.561 Эти данные свидетельствуют о наличии статистически значимой корреляции между шкалами, а именно между результатами опросника EAT-26 и тестом-опросником Ковалёва, и EAT-26 и шкалой самоуважения Розенберга.Коэффицент корреляции Спирмена между опросниками EAT-26 и тестом-опросником Ковалёва составил 0.849, а шкалой самоуважения Розенберга -0.561) говорят о наличии статистически значимой корреляции между результатами опросников, то есть автором обнаружена связь между уровнем предрасположенности к расстройствам пищевого поведения (опросник ЕАТ-26) и уровнем самооценки (тест Ковалёва и шкала Розенберга.) Цифры, полученные автором в ходе корреляционного анализа по критерию Спирмена говорят о следующем: между склонностью к расстройствам пищевого поведения и тестом опросником Ковалёва сильная положительная корреляция, а шкалой Розенберга средняя обратная корреляция. Что означает, что чем выше склонность к расстройствам пищевого поведения, тем выше показатели по тесту Ковалёва, (высокие показатели по которому соответствуют низкой самооценке), то есть тем ниже самооценка. А также чем выше склонность к расстройствам пищевого поведения, тем ниже результаты по опроснику шкала Розенберга (результаты которого интерпретируются так: чем ниже показатель, тем ниже самооценка), то есть тем ниже самооценка и уровень самоуважения.Выводы по эмпирическому исследованию.Исследование, проведенное с использованием различных методик и инструментов, позволило выявить низкий уровень притязаний и самооценки у девушек, склонных к расстройствам пищевого поведения. При этом большинство участниц с высоким уровнем неудовлетворенности своим телом также демонстрировали завышенную самооценку. Это может свидетельствовать о тесной взаимосвязи между отношением к собственному телу и уровнем самооценки.Удалось установить, что чем выше склонность к расстройствам пищевого поведения, тем выше показатели по тесту Ковалёва (высокие показатели соответствуют низкой самооценке), то есть тем ниже самооценка. Также чем выше склонность к расстройствам пищевого поведения, тем ниже результаты по опроснику шкале Розенберга (чем ниже показатель, тем ниже самооценка), что указывает на более низкий уровень самоуважения.Важно учитывать психологические аспекты самооценки при работе с девушками, предрасположенными к проблемам с питанием, чтобы своевременно выявить и предотвратить негативные последствия для здоровья и благополучия. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь углубить понимание взаимосвязи между самооценкой и пищевыми расстройствами, а также разработать эффективные стратегии работы с данными проблемами.Из проведенного исследования видно, что различия в уровне самооценки у двух групп испытуемых являются существенными. Девушки с склонностью к расстройствам пищевого поведения чаще имеют низкую самооценку и уровень притязаний, в то время как у девушек без такой склонности этот показатель намного ниже. Корреляционный анализ показал, что между склонностью к расстройствам пищевого поведения и уровнем притязаний и самооценки существует тесная связь, особенно в первой группе. Однако, во второй группе эта связь оказалась слабой. Подробное изучение данных позволило выявить, что у большинства испытуемых из обеих групп преобладает низкий уровень притязаний и самооценки, хотя доля высокой самооценки также наблюдается. Глава 3. Основные выводы и рекомендации по исследованию проблемы уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии.3.1.Выводы по исследованию проблемы уровня притязаний и самооценки у лиц, склонных к нервной анорексии.В результате исследования можно прийти к выводу, что изменения личности при нервной анорексии носят системный характер. В ходе исследования было установлено, что девушки, склонные к нервной анорексии, имеют высокие уровни притязаний и низкую самооценку. Они стремятся к идеалу красоты и стройности, но одновременно не удовлетворены своим внешним видом. Это приводит к постоянному стрессу и беспокойству по поводу своего веса и внешности.Одной из основных причин такого поведения является влияние внешней среды – социальных стандартов красоты и идеала тела. Девушки подвергаются давлению со стороны СМИ, рекламы, общества в целом, что заставляет их сравнивать себя с идеальными образами, что приводит к неудовлетворенности своим телом и желанием изменить его.Также важно отметить, что у девушек, склонных к нервной анорексии, часто наблюдаются проблемы в семье – отсутствие поддержки, конфликты, ограничения свободы самовыражения. Это может способствовать формированию негативного самопредставления и желанию изменить свою внешность для того, чтобы быть принятыми окружающими.Согласно исследованию, уровень притязаний у девушек, склонных к нервной анорексии, значительно выше, чем у других женщин. Они ставят перед собой высокие стандарты и стремятся к их достижению любой ценой. При этом низкая самооценка и неудовлетворенность собой могут приводить к развитию комплексов, депрессии, анорексии и другим психическим расстройствам.Результаты исследования подтверждают гипотезу о тесной связи между низким уровнем притязаний и самооценкой и склонностью к расстройствам пищевого поведения у девушек. Они указывают на необходимость раннего выявления и коррекции неудовлетворенности собственным телом для предотвращения возможных негативных последствий как для психологического, так и для физиологического здоровья. Важно учитывать психологические аспекты самооценки при работе с девушками, предрасположенными к проблемам с питанием, чтобы эффективно предотвращать возможные психологические и физиологические проблемы. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь углубить понимание взаимосвязи между самооценкой и расстройствами пищевого поведения, что в свою очередь может привести к разработке более эффективных стратегий профилактики и коррекции данных проблем.Таким образом, исследование открывает новые перспективы для работы с девушками, страдающими низким уровнем притязаний и самооценкой и склонных к нарушениям пищевого поведения. Понимание важности психологических аспектов влияния на самооценку и пищевые проблемы поможет специалистам разрабатывать более эффективные методики коррекции этих процессов в целях улучшения здоровья и благополучия девушек.Исследование позволяет сделать вывод о необходимости проведения профилактической работы среди девушек, склонных к нервной анорексии. Важно помочь им развить здоровое отношение к себе и своему телу, укрепить самооценку и принять себя такими, какие они есть. Следует работать над повышением уровня уверенности и позитивного самопредставления, а также повышать осведомленность об опасности нервной анорексии и других психических расстройствах.3.2.Рекомендации по дальнейшему исследованию и практическим действиям в данной области.Дальнейшее исследование в области уровня притязаний и самооценки у девушек, склонных к нервной анорексии, имеет решающее значение для понимания этого серьезного психологического расстройства и разработки эффективных методов лечения и профилактики. В данной области стоит обратить особое внимание на следующие рекомендации по дальнейшим исследованиям и практическим действиям:1. Исследование влияния социокультурных факторов на формирование уровня притязаний и самооценки у девушек, подверженных нервной анорексии. Особое внимание следует уделить роли изображения идеального тела в современных медиа, социальных сетях и рекламе. Необходимо изучить, какие стереотипы и идеалы красоты оказывают наибольшее воздействие на девушек, страдающих нервной анорексией.2. Создание программ психологической поддержки и консультирования для девушек с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Важно помочь им развивать здоровое отношение к своему телу, принимать себя такими, какие они есть, и обрести уверенность в себе независимо от внешних стандартов красоты.3. Исследование воздействия семейной и социальной поддержки на уровень самооценки и уровень притязаний у девушек, склонных к нервной анорексии. Необходимо изучить, как поддержка близких и общественная поддержка может положительно влиять на психологическое состояние и здоровье девушек с данной проблемой.4. Разработка и внедрение эффективных методов психотерапии, направленных на коррекцию уровня притязаний и самооценки у девушек, страдающих нервной анорексией. Важно помочь им научиться видеть свою красоту и ценность не только во внешности, но и в других аспектах их личности.5. Организация образовательных программ и кампаний, направленных на повышение осведомленности о проблеме нервной анорексии, ее последствиях и методах лечения. Важно создать условия для открытого обсуждения этой проблемы и для поощрения девушек обращаться за помощью и поддержкой.6. Исследование эффективности различных методов лечения нервной анорексии, включая медикаментозное лечение, психотерапию, арт-терапию, групповую терапию и другие подходы. Оценка результатов их применения поможет определить наиболее эффективные стратегии лечения и профилактики данного расстройства.7. Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися проблемами психического здоровья, для создания интегрированных подходов к лечению и поддержке девушек с нервной анорексией. Важно объединить усилия специалистов различных областей для разработки комплексных программ помощи и реабилитации.8. Проведение долгосрочных исследований, направленных на изучение долгосрочных последствий нервной анорексии и ее влияния на психическое и физическое здоровье девушек. Важно изучить, как длительное страдание от данного расстройства может повлиять на качество жизни и общее благополучие пациенток.9. Организация обучающих семинаров и тренингов для специалистов в области психологии, психиатрии и медицины по проблеме нервной анорексии. Важно помочь специалистам расширить свои знания и навыки для более эффективного взаимодействия с девушками, страдающими данной проблемой.10. Создание сети поддержки и самопомощи для девушек с нервной анорексией, где они могли бы обмениваться опытом, получать поддержку и советы от людей, столкнувшихся с той же проблемой. Важно помочь им почувствовать себя не одинокими и найти поддержку в своей борьбе с данной болезнью.Исследования в области уровня притязаний и самооценки у девушек, склонных к нервной анорексии, имеют стратегическое значение для преодоления данного распространенного психологического расстройства. Реализация рекомендаций по дальнейшим исследованиям и практическим действиям позволит разработать эффективные методы профилактики, диагностики и лечения нервной анорексии, а также помочь девушкам, страдающим от данного расстройства, обрести здоровое отношение к своему телу и уверенность в себе.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций позволяет понять, как эти аспекты взаимодействуют и как они формируют личность. Это комплексное исследование помогает определить ключевые характеристики личности, влияет на развитие человека и его мотивацию. Понимание значимости и взаимосвязи этих аспектов открывает новые перспективы для изучения человеческой природы и поведения в различных сферах жизни.Изучение пищевого поведения человека позволяет понять, какие факторы могут способствовать его гармоничному или отклоняющемуся характеру. Важно отметить, что это поведение является комплексным и включает в себя как физиологические, так и психологические аспекты. Различные функции питания, такие как поддержание гомеостаза, расслабление, получение удовольствия и общение, играют ключевую роль в удовлетворении потребностей человека.Отклонения в пищевом поведении могут быть вызваны различными факторами, от негативных эмоций до нереализованных потребностей. Понимание этих причин позволяет разрабатывать эффективные стратегии для улучшения отклоняющегося поведения и снижения его негативных последствий. Для раскрытия всех аспектов пищевого поведения необходимо учитывать и анализировать индивидуальные особенности личности каждого человека.Лечение нервной анорексии должно быть многосторонним и включать в себя не только коррекцию питания, но и работу с психотерапевтом, эндокринологом, гастроэнтерологом и другими специалистами. главной целью лечения является улучшение психического и физического состояния пациента, восстановление нормального питания, веса и менструального цикла.Важно помнить, что нервная анорексия - это серьезное заболевание, требующее своевременной диагностики и лечения. раннее обращение за помощью специалистов поможет избежать осложнений и смертельных исходов.Исследование показало, что для большинства девушек со склонностью к нарушению пищевого поведения свойственны низкий уровень притязаний и самооценки. В отличие от первой группы испытуемых, большей части девушек второй группы (с низким процентом выявленной склонности к нарушению пищевого поведения) характерна нормальная самооценка.Исследования в области уровня притязаний и самооценки у девушек, склонных к нервной анорексии, играют важную роль в понимании и борьбе с этим серьезным психологическим расстройством. Рекомендации по дальнейшим исследованиям и практическим действиям, представленные выше, являются ключевыми для разработки эффективных методов профилактики, диагностики и лечения нервной анорексии. Изучение влияния социокультурных факторов, создание программ поддержки, организация образовательных кампаний и сетей самопомощи - все это способы помочь девушкам развивать здоровое отношение к себе, своему телу и окружающему миру. Сотрудничество специалистов различных областей, проведение долгосрочных исследований и обучение специалистов - это шаги к тому, чтобы лучше понимать и помогать тем, кто страдает от нервной анорексии. Все вышеперечисленные меры помогут создать более здоровое общество, где каждый человек сможет принимать себя таким, какой он есть, и стремиться к лучшим целям и самооценке, не вредя своему здоровью и психическому благополучию.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫБобров А.Е. Психопатологические аспекты нервной анорексии. Альманах клинической медицины. 2015 Февраль; Спецвыпуск 1: 13–23.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001.Вознесенская Т.Г., Сафонова В.А., Платонова Н.М. Нарушение пищевого поведения и окморбидные синдромы при ожирении и методы их коррекции // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2000. – № 12. – С. 49–52.Добрынин Н. Ф. Об активности сознания // Психология сознания / сост., общ. ред. Л. В. Куликов. СПб., 2001. С. 63–72.История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) // Клиническая и специальная психология — 2012. Том 1. № 1.Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.:Питер, 2003.Кузьмина Е. И., Холмогоров В. А. Референтностьгруппы : учеб. пособие. М., 2011. 194 с.Кузьмина Е. И. Рефлексивно-деятельностный анализ свободы личности :дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 459 с.Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В., Холмогоров В. А. Ядро коллектива и методы его изучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 326–330.Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи :дис. … канд. психол. наук. М., 1973. 157 сКарвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 1999. — 743 с.Коркина М. В. Нервная анорексия / М. В. Коркина, М. А. Цивилько, В. В. Марилов. – Москва : Медицина, 1986. – 171 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. ; Т. 2. 328 с.Шабанова, Т.Л. Исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста [Электронный ресурс] / Т.Л. Шабанова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 9. – С. 91-95. – Режим доступа. – URL: http://www.appliedresearch.ru/ru/article/view?id=11833 (дата обращения 08.06.2024).Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. Пер. на рус. яз. СПб.: АДИС; 1994. 300 сEmler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.Markus H.R., Nurius P. Possible Selves // American Psychologist. 1986. No. 41.
2) Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
3) Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001.
4) Вознесенская Т.Г., Сафонова В.А., Платонова Н.М. Нарушение пищевого поведения и окморбидные синдромы при ожирении и методы их коррекции // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2000. – № 12. – С. 49–52.
5) Добрынин Н. Ф. Об активности сознания // Психология сознания / сост., общ. ред. Л. В. Куликов. СПб., 2001. С. 63–72.
6) История и современное состояние исследований нарушений пищевого поведения (культурные и психологические аспекты) // Клиническая и специальная психология — 2012. Том 1. № 1.
7) Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
8) Кузьмина Е. И., Холмогоров В. А. Референтность группы : учеб. пособие. М., 2011. 194 с.
9) Кузьмина Е. И. Рефлексивно-деятельностный анализ свободы личности : дис. … д-ра психол. наук. М., 1999. 459 с.
10) Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В., Холмогоров В. А. Ядро коллектива и методы его изучения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 4 (12). С. 326–330.
11) Кузьмина З. В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи : дис. … канд. психол. наук. М., 1973. 157 с
12) Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. СПб.: Питер, 1999. — 743 с.
13) Коркина М. В. Нервная анорексия / М. В. Коркина, М. А. Цивилько, В. В. Марилов. – Москва : Медицина, 1986. – 171 с.
14) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. 1. 488 с. ; Т. 2. 328 с.
15) Шабанова, Т.Л. Исследование нарушений пищевого поведения у лиц юношеско-студенческого возраста [Электронный ресурс] / Т.Л. Шабанова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 9. – С. 91-95. – Режим доступа. – URL: http://www.appliedresearch.ru/ru/article/view?id=11833 (дата обращения 08.06.2024).
16) Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике. Пер. на рус. яз. СПб.: АДИС; 1994. 300 с
17) Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.
18) Markus H.R., Nurius P. Possible Selves // American Psychologist. 1986. No. 41.