Правовые основы деятельности государства в сфере обороны

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 16.07.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Управление обороной 5
1.1. Понятие обороны, правовые основы деятельности в сфере обороны 5
1.2. Основы обороны государства 9
1.3. Военно-экономический потенциал 13
Глава 2. Система органов государственной власти, осуществляющих управление обороной 16
2.1. Министерство обороны и его структурные подразделения 16
2.2. Вооруженные силы и их структура 20
2.3. Анализ текущих международных отношений и потенциальных угроз национальной безопасности. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Фрагмент для ознакомления

Данный закон основывается на Конституции РФ и ее формулировка учтена с Военной доктриной[5, c. 13]. Право принятия решения о привлечении Вооруженных Сил к проведению операций с применением оружия не по прямому назначению предоставлено Президенту Российской Федерации. Однако в то же время он не выполняет функции Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами и не отдаёт приказов о продолжении военной службы (см. п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 5 Федеральный закон «Об обороне»). Решение Президента Российской Федерации о привлечении Вооруженных Сил к проведению операций с применением оружия, не предназначенного для целевых целей, является указ, который подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [10, c. 23].Еще одним назначением Вооруженных Сил согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "Собрание законодательства РФ" является их привлечение по ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций в стране, которые возникли в результате аварии, катастрофы, природных катаклизмов, распространения заболеваний или стихийных и иных бедствий, повлекшие за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушившие условия жизни людей [9, c. 34].Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.Вооруженные Силы подразделяются на виды с учетом особенностей их вооружения, предназначения для выполнения стратегических и оперативных задач, возложенных на них в определенной среде (на суше, на море и в воздушном пространстве).Вооруженные Силы могут состоять из родов войск (сил флота), которая отличается вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, видом подготовки и способами боевого применения. Специальные войска обеспечивают деятельность родов войск и содействуют им в выполнении боевых задач.Следует отметить, что рода войск отличается тем, что некоторые из них входят в виды Вооруженных Сил, а некоторые нет. Например, в Сухопутных войсках находятся мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия. Не входящие в состав Вооруженных Сил войска являются самостоятельными войсками, к которым относятся инженерные, войска радиационной, химической и биологической защиты, связи, такие как, ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска и космические. Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что система Вооруженных Сил отвечает интересам обороноспособности государства и носит весьма комплексный характер.Анализ текущих международных отношений и потенциальных угроз национальной безопасности.Текущие международные отношения характеризуются сложностью и динамичностью. На мировой арене наблюдается ряд глобальных вызовов, влияющих на национальную безопасность различных государств. Развитие современных международных отношений неразрывно связано с динамикой глобальной политики, экономики и безопасности. Одним из ключевых факторов в современном мире является усиление конкуренции между великими державами, что может привести к напряженности и конфликтам. Геополитические интересы, энергетическая безопасность, торговые споры, а также влияние международных санкций – все это формирует сложный каркас международных отношений.Важность категории «угроза» в теории национальной безопасности сравнима с важностью категории «жизненно необходимые интересы». Получение информации о возможных угрозах и их немедленное пресечение системой национальной безопасности являются ключевыми аспектами обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные стратегии предотвращения и их обработки, а также методы и средства обеспечения национальной безопасности при рациональной оптимизации ограниченных ресурсов.При анализе потенциальных угроз национальной безопасности важно учитывать не только внешние факторы, но и внутренние уязвимости, такие как социально-экономические проблемы, этнические и религиозные конфликты, коррупция и прочие внутренние угрозы. Эффективное решение этих проблем требует комплексного подхода и совместных усилий различных государственных и общественных структур.Среди потенциальных угроз для национальной безопасности можно выделить следующие:1. Киберугрозы. С развитием цифровых технологий киберугрозы стали одной из основных угроз. Кибератаки могут привести к разрушительным последствиям для государства, включая нарушение критической инфраструктуры, кражу конфиденциальной информации и дезинформацию.2. Терроризм и экстремизм. Террористические группировки, такие как Исламское государство и Аль-Каида, продолжают представлять угрозу для мировой безопасности. Их деятельность может вызвать глобальные потрясения и нестабильность.3. Геополитические конфликты. Существуют различные геополитические конфликты, такие как между Россией и Западом, ситуация на Корейском полуострове, конфликт в Сирии и другие, которые могут привести к напряженности и вооруженным конфликтам.4. Климатические угрозы. Изменение климата представляет собой серьезную угрозу для национальной безопасности, включая учащающиеся природные бедствия, миграцию из-за климатических изменений, угрозу экологической безопасности и др.5. Пандемии и заболевания. Пандемии, такие как COVID-19, обнаруживают уязвимость мировых систем здравоохранения и экономических структур, что может оказать серьезное влияние на национальную безопасность.Анализ и понимание этих современных угроз позволяют странам разрабатывать оптимальные стратегии обеспечения национальной безопасности и сотрудничать на международном уровне для преодоления общих вызовов.6. Нарушение международного права: игнорирование принципов международного права и суверенитета государств может вызвать напряженность и конфликты на международной арене.Главной задачей любого государства является обеспечение национальной безопасности своих граждан и территории [8, c.18]. Для достижения этой цели необходимо применять комплексный подход, который включает в себя такие меры, как: - Укрепление вооруженных сил и правоохранительных органов: обеспечение армии, флота, авиации и спецслужб современным вооружением, оборудованием, а также проведение регулярных учений и тренировок позволяет укрепить обороноспособность государства. - Развитие системы раннего обнаружения и предотвращения угроз: мониторинг ситуации в мире, анализ информации об угрозах, а также принятие оперативных мер по предотвращению потенциальных угроз позволяет своевременно реагировать на опасные ситуации. - Укрепление международного сотрудничества: участие в международных организациях, заключение международных договоров о безопасности, а также сотрудничество с другими государствами по борьбе с терроризмом, киберугрозами и другими видами угроз способствует укреплению общей безопасности. - Развитие социальной сферы и укрепление национального единства: борьба с экстремизмом, расколами в обществе, а также обеспечение стабильности и процветания граждан способствуют укреплению национальной безопасности.Таким образом, обеспечение национальной безопасности требует комплексного подхода, который включает в себя взаимодействие различных сил и структур общества, а также учет всех возможных угроз, как внешних, так и внутренних. Только таким образом государство сможет обеспечить стабильность и безопасность для своих граждан.Для обеспечения национальной безопасности важно развивать сотрудничество с другими государствами, укреплять международные институты, совершенствовать системы раннего предупреждения и принимать эффективные меры по борьбе с угрозами. Только взаимодействуя и действуя согласованно, можно эффективно противостоять вызовам современного мира и обеспечить национальную безопасность [11, c. 26].С учетом всего вышеизложенного, для обеспечения национальной безопасности необходимо активно участвовать в международном сотрудничестве, поддерживать диалог и дипломатические отношения, совершенствовать системы противодействия угрозам и усиливать контроль за ключевыми секторами общества. Безопасность государства зависит от его способности адаптироваться к новым вызовам и эффективно реагировать на угрозы, как внешние, так и внутренние.Экономическим потенциалом является производство максимально возможного объема военной продукции, который может достигаться для обеспечения подготовки и ведения войны, прежде всего, вооруженных сил. При сравнении экономических потенциалов отдельных стран применяется набор показателей как общего, так и специфического характера.Именно благодаря экономическому потенциалусоздаются материальные возможности для укрепления военной мощи, для реализации которой необходимо наладить производство вооружения, военной техники и иных предметов военного назначения, обеспечить их доставку.Наряду с этим необходимо выбирать оптимальное соотношение между экономическим потенциалом и военной мощью,соответствующее исторически возникающим потребностям и возможностям данного государства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении отметим, что в данной исследовательской работе были изучены основные юридические аспекты деятельности государства в сфере защиты. Проанализированы ключевые нормативно-правовые документы, которые регулируют данную область, такие как Конституция РФ, федеральные законы "Об обороне", указ «Собрание законодательства РФ».Изучены полномочия различных органов государственной власти в вопросах обеспечения безопасности страны. Особое внимание уделено правовому статусу Вооруженных Сил РФ, их структуре и задачам. Рассмотрены основные направления военно-технической политики государства, правовые механизмы финансирования и материально-технического обеспечения сферы обороны.Мероприятия в области обороны страны должны проводиться в соответствии с законами и иными юридическими актами, а не импульсивно или хаотично.Проведенный анализ показывает, что правовая база деятельности государства в области обороны достаточно развита и охватывает важные аспекты данной сферы. Однако, динамичное развитие военно-политической обстановки в мире требует постоянного усовершенствования нормативно-правового регулирования оборонной политики Российской Федерации.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Конституция РФ с изм., прин. на Общерос. голос. 1 июля 2020 года. - Москва: Эксмо, 2020. - 96с.2. Федеральный Конституционный Закон "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года. Опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 06.06.2005, в "Российской газете" - 07.06.2005.3.Федеральный Конституционный Закон "О военном положении" от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Российская газета", N 21, 02.02.20024. Федеральный Закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.12.2005, с изм. от 03.07.2006) // "Российская газета", N 106, 06.06.1996.5. Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706 "Об утверждении военной доктрины РФ" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2000, N 17, ст.1852.6. Указ Президента РФ "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16.08.2004 г. № 1082 // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст.3538.7. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.8.Гражданская защита: понятийно–терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: Одлайст, 2001.9. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.10. Герасимов А.В., Корнишин С.В. Комментарий к ФЗ "Об обороне". Изд. "За права военнослужащих". - М., 2002 г. - 540 с.11. Кокошин А.А. Вопросы стратегического руководства обороной России: Краткий очерк.М., 2001.50 с.12. Писарев А.Н. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны (системно - правовое исследование): Дисс. докт. юрид. наук.М., 2001. - 320 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ с изм., прин. на Общерос. голос. 1 июля 2020 года. - Москва: Эксмо, 2020. - 96с.
2. Федеральный Конституционный Закон "О правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года. Опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 06.06.2005, в "Российской газете" - 07.06.2005.
3. Федеральный Конституционный Закон "О военном положении" от 30.01.2002 N 1-ФКЗ // "Российская газета", N 21, 02.02.2002
4. Федеральный Закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.12.2005, с изм. от 03.07.2006) // "Российская газета", N 106, 06.06.1996.
5. Указ Президента РФ от 21.04.2000 N 706 "Об утверждении военной доктрины РФ" // "Собрание законодательства РФ", 24.04.2000, N 17, ст.1852.
6. Указ Президента РФ "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16.08.2004 г. № 1082 // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст.3538.
7. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.
8. Гражданская защита: понятийно–терминологический словарь / Под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: Одлайст, 2001.
9. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Под ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Институт безопасности и риска, 2002.
10. Герасимов А.В., Корнишин С.В. Комментарий к ФЗ "Об обороне". Изд. "За права военнослужащих". - М., 2002 г. - 540 с.
11. Кокошин А.А. Вопросы стратегического руководства обороной России: Краткий очерк.М., 2001.50 с.
12. Писарев А.Н. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обороны (системно - правовое исследование): Дисс. докт. юрид. наук.М., 2001. - 320 с.