Деятельность Минцифр по устранению цифрового неравенства в Чувашской Республике
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 23.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1.Цифровоенеравенство:понятиеиактуальностьпроблемы 5
1.1. Понятиецифровогонеравенства 5
1.2. Государственноерегулированиецифровизации 11
1.3.РольМинистерствацифровогоразвитияврешениипроблемыцифровогонеравенства 15
2.АнализдеятельностиМинистерствацифровогоразвитияпоустранениюцифровогонеравенствавЧувашскойРеспублике 23
2.1.ХарактеристикаМинистерствацифровогоразвитияЧувашии 23
2.2Влияниецифровыхтехнологийнасоциально-экономическиепоказателиразвитияЧувашскойРеспублики 29
2.3.ОценкаэффективностимерМинистерствацифровогоразвитияпоустранениюцифровогонеравенствавЧувашскойРеспублике 39
3.Перспективыинаправлениядальнейшегоразвития 60
Заключение 66
Списокиспользуемойлитературы 69
Приложение 73
Теперь все похозяйственные книги оцифрованы, что является основным источником информации о деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Это позволяет выдавать справки и документы, например, для получения господдержки и льготных кредитов. Также была проведена автоматизация работы в сфере ветеринарии - цифровая система обеспечивает точную синхронизацию информации о ЛПХ, автоматизированный учёт и регистрацию сельскохозяйственных животных, а также контроль эпизоотической ситуации.Самозанятые жители ЛПХ Чувашии теперь могут воспользоваться новым цифровым сервисом, запущенным на инвестиционном портале региона. Этот сервис предоставляет возможность загружать необходимые документы для получения государственных субсидий прямо из дома.В 2023 году был успешно реализован ещё один инновационный проект в области сельского хозяйства - сервис автоматизации отчётности для аграриев в Чувашской Республике. Этот проект был включён в индивидуальную программу социально-экономического развития (ИПСЭР) на период с 2020 по 2024 годы. Теперь аграрии могут получать информацию о состоянии полей и урожайных объемах через единую систему, вместо традиционных звонков, электронных и печатных писем от Минсельхоза Чувашии.Чувашская Республика является единственным регионом, в рамках ИПСЭР которого было запущено мероприятие по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Ожидается, что данная инициатива способствует ускоренному развитию цифровой экономики Чувашии, повышая уровень цифровой зрелости региона.НареализациюпроектовцифровойтрансформацииврамкахИПСЭРв2022-2024годахвыделено300миллионоврублей.Врезультатеожидаетсясоздание230высокопроизводительныхрабочихмест(сзаработнойплатойвышесреднейпоотрасли),в2023ужесозданы60мест,в2022году–80.В 2023 году в Чувашии помимо инициативы Минсельхоза по автоматизации региональной отчётности было успешно завершено ещё семь проектов цифровой трансформации:- модернизацияреспубликанскоймедицинскойинформационнойсистемысцельюпереводаработыамбулаторнойслужбымедицинскихорганизацийнаведениемедицинскойдокументации,сформированнойнаосновемеждународногостандартаHL7:FHIR;- модернизацияГИС«РеспубликанскаяинформационнаясистемамежведомственногоэлектронноговзаимодействиявЧувашскойРеспублике»вчастисозданияподсистемыактуализациивитринданных;- внедрениеединойбилетно-пропускнойсистемыдляорганизаций,подведомственныхМинкультурыЧувашии;- модернизацияГИСобеспеченияградостроительнойдеятельностиЧувашскойРеспублики;- модернизацияГИС«СистемаэлектронногодокументооборотаворганахисполнительнойвластиЧувашскойРеспублики»вчастисозданиямодуляуправленияпроектнойдеятельностью;- в рамках процесса модернизации ИС«Регионального реестра услуг организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства», осуществляемого Министерством экономического развития Чувашии, проводится работа по улучшению функционала электронных сервисов;- в 2022 году была проведена модернизация информационной системы единой диспетчерской службы управления электрическими сетями под названием «Цифровые электрические сети». Благодаря этой системе было автоматизировано управление электрическими сетями, а также создан цифровой двойник всех существующих сетей.ВЧувашскойРеспубликевыстроенасистемауправлениявобластицифровойтрансформации:функционируюткоординационныйсоветпоцифровойтрансформацииприглавереспублики,комиссияпоцифровомуразвитию,которуювозглавляетзаместительпредседателькабинетаминистровиглавныйРЦТрегиона,атакжепроектнаякоманда,кудавключенывсеруководителицифровойтрансформацииоргановвласти,сотрудникиАНО«ЦентрцифровойтрансформацииЧувашскойРеспублики»и«Центраинформационныхтехнологий»МинистерствацифровогоразвитияЧувашии.В2023годувведеноежеквартальноерейтингованиеработыруководителейцифровойтрансформацииисполнительныхоргановиоргановместногосамоуправления.Оценка включает в себя несколько аспектов - достижение заданных целей в области цифрового развития, соблюдение дисциплины при исполнении «цифровых» поручений, продвижение цифровизации в своей отрасли, уровень образования персонала по компетенциям в области цифровой экономики и другие аспекты.Висполнительныхорганахпоявилисьответственныезауправлениеданными.Утвержденарегиональнаяконцепцияуправленияданными:документотражаетосновныеположения,связанныесосбором,хранением,анализомииспользованиемданныхдляпринятиярешений.ЗапрошедшийгодначатовыстраиваниецелостнойэкосистемыуправленияданныминабазеситуационногоцентраглавыЧувашии.Благодаряработецентраможнособиратьданныеизразныхисточников,формироватькачественнуюаналитику,взаимодействоватьсфедеральнымцентромиоперативноразрешатьинциденты.Ещёодинключевойпроектвэтойобласти–запусккоординационногоцентраглавыЧувашскойРеспублики,которыйбудетобеспечиватьподдержкупринятияэффективныхуправленческихрешенийианализироватьданныедляоптимизациирабочихпроцессов.Всёэтообострилонеобходимостьосвоениягосударственнымиимуниципальнымислужащиминовыхнавыков.В2023годуАНО«ЦентрцифровойтрансформацииЧувашскойРеспублики»запустилаонлайн-курс«Управлениенаосноведанныхиприменениетехнологийискусственногоинтеллектавгосударственномсекторе»длясотрудниковведомствреспублики.ИспользованиежителямиЧувашии,бизнес-сообществомгосударственныхсервисовиуслугневозможнобезразвитияинфраструктурысвязи.В 2023 году в республике было установлено 36 базовых станций в рамках второго этапа федерального проекта по борьбе с цифровым неравенством (УЦН 2.0). Этот проект направлен на внедрение современных технологий мобильной связи, включая высокоскоростной доступ в Интернет по стандарту LTE, в населённых пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек.Базовыестанции,подключённыепооптоволокнуииспользующиедиапазонрадиочастот2300-2400МГц,обеспечиваютвысокуюскоростьпередачиданныхизначительноувеличиваютохватнаселённыхпунктовцифровойинфраструктурой.ОбеспечениедоступакИнтернету,развитиесервисовиуслуг,просвещениенаселенияовозможностяхиспользованияинформационныхтехнологий,втомчислеосвязанныхснимирисках,позволилиЧувашскойРеспубликепоитогам2023годазанятьшестоеместовстранепоуровнюцифровойграмотностинаселения.Информационнымитехнологиямистараютсязаинтересоватьребятещёвшколе.Создано13IT-классовнабазеобщеобразовательныхорганизацийЧувашскойРеспублики,дваизнихоткрытыв2023году.ШкольникиизучаютязыкипрограммированияPython,С#иJavaScript,учатсясоздаватьсайтыиигры,общаютсясIT-специалистами.Развитасистемадополнительногообразованиядляшкольниковистудентов:работаютплощадки«Яндекс.Лицея»,детскиетехнопарки«Кванториум»,центрыцифровогообразованиядетей«IT-куб».ВедущиеIT-компанииипредприятиятакжевзаимодействуютсвузами,техникумамииорганизациямидопобразования,реализуютсовместныепроекты.ВсеэтимерыпомогаютпривлечьвITвсёбольшемолодыхлюдей.ВыпускникишколЧувашиивыбираютдлясдачиЕГЭпоинформатике.Еслив2019годутакихбылочутьболее10%,топоитогам2023года–23,8%.Приёмнаякампаниявтехникумыивузыв2023годупоказала,чтоIT-специальностипопулярныуабитуриентов.Бизнестакжевноситсвойвкладвподготовкукадров.Вместесорганизациямипрофессиональногообразованиякомпанииреализуютсовместныепроекты.Так,в2023годунабазеЧувашскогогосударственногоуниверситетаоткрыласьпартнёрскаялабораториятехнологий«Кейсистемс».Здесьнафакультетеинформатикиивычислительнойтехникиготовятразработчиковпрограммногообеспеченияиспециалистоввобластиинформационнойбезопасности.IT-колледж «Singularity Hub» был открыт в 2022 году и стал уникальным образовательным проектом, направленным на подготовку школьников к будущим профессиям в области информационных технологий. Этот колледж стал результатом успешного пилотного проекта, запущенного на базе Чебоксарского электромеханического колледжа и поддержанного компанией Skyeng. В рамках этого проекта 25 выдающихся выпускников девятых классов со всей страны бесплатно учились программированию и воплощали свои собственные проекты с 2022 по 2023 годы.ЕщёодноважноенаправлениеработыМинцифпы Чувашии–обеспечениеинформационнойбезопасностиинфраструктурыоргановвласти.Ввидуобострениягеополитическойобстановкинафонепроведенияспециальнойвоеннойоперациинашастранастолкнуласьсмногократнымувеличениемчислакибератакнаинформационнуюинфраструктуру,появиласьнеобходимостьфорсированногопереходанаотечественноепрограммноеобеспечение.НесталаисключениемиЧувашскаяРеспублика.Сегодняоколо80%автоматизированныхрабочихместсотрудниковисполнительныхоргановреспубликиоснащеныоперационнымисистемамииофиснымипрограммамироссийскогопроизводства.ДлямониторингаиуправлениясобытиямиинформационнойбезопасноститакжеиспользуетсясистеманабазеотечественногосертифицированногоПО.Тольковпрошломгодусеёпомощьюотражено2,8миллионаатакнаинформационнуюинфраструктуруЧувашии.Средизначимыхрезультатов2023годаможнотакжевыделить:- модернизацияофициальногопорталаоргановвластиЧувашии:созданмодульприёмагражданвисполнительныхорганах,втомчиследистанционноврежимевидеоконференцсвязи;- созданиеИС«СоциальныйадвокатЧувашскойРеспублики»дляпредоставлениягражданамбесплатнойюридическойпомощиввидеонлайн-консультаций,составленияправовыхдокументов;- вводвопытнуюэксплуатациюИСдлявзаимодействияпсихолого-медико-педагогическихкомиссийЧувашскойРеспублики,системапозволяетродителямдетейсограниченнымивозможностямиздоровьязаписыватьсянапсихолого-медико-педагогическуюкомиссиюиполучатьзаключениявэлектронномвидечерезличныйкабинет.Для последующих исследований в Чувашской Республике и анализа уровней цифрового неравенства мы предложим пять потенциальных индикаторов для их измерения. Хотя эти показатели, представленные в таблице, не охватывают всего многообразия индикаторов уровней цифрового неравенства, они являются наиболее релевантными для нашего исследования.Таблица11 – ИндикаторыуровнейцифровогонеравенствавконтекстефинансовогорынкаУровницифровогонеравенстваВозможныеиндикаторы1ДоступностьИКТвфинансовойсфере- процент населения в возрасте от 15 до 74 лет, который применяет интернет для оформления финансовых услуг;- количество домохозяйств с доступом к широкополосному интернету;- доля активных пользователей сети Интернет;- индекс цифровизации финансового сектора, отражающий степень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, технологий RFID и ERP-систем;- процент организаций в финансовом секторе, использующих широкополосный доступ в интернет.2Цифровыекомпетенциипотребителейфинансовыхуслуг- уровень цифровой грамотности у граждан;- показатель цифровых навыков среди населения.3Социальныепреимущества,которыепотребителиполучаютприиспользованиицифровыхтехнологийнафинансовомрынке- финансовоеблагосостояниенаселенияЦифровое неравенство на первом уровне часто связано с доступностью интернета для населения. Первоначально были проанализированы общие данные о том, как многие люди пользуются интернетом (показатель 1), сколько домохозяйств имеют широкополосный доступ к сети (показатель 2), и какая часть населения использует интернет для финансовых операций, включая банковские услуги, денежные переводы, страхование, инвестирование в акции и другие ценные бумаги (показатель 3) за период с 2014 по 2023 год(табл.12).Таблица12 – ДинамиканекоторыхиндикаторовпервогоуровняцифровогонеравенствавЧувашскойреспублике,%1.ДоляактивныхпользователейинтернетаТемпроста2.Числодомохозяйств,имеющихширокополосныйдоступвинтернетТемпроста3.Долянаселенияввозрасте15–74лет,использующегоинтернетдлязаказовфинансовыхуслугТемпроста201463,260,424,1201562,598,9%59,999,2%34,6143,6%201666,3106,1%67,3112,4%32,794,5%201765,799,1%60,790,2%30,292,4%201871,3108,5%62,3102,6%43,8145,0%201974,1103,9%64,8104,0%35,581,1%202076102,6%68,2105,2%32,391,0%202179,5104,6%79,6116,7%44,8138,7%202281,6102,6%7493,0%44,599,3%202386,5106,0%81109,5%52,2117,3%Количество активных пользователей сети Интернет, подсчитываемое Федеральной службой государственной статистики, определяется как доля населения, которая регулярно пользуется Интернетом хотя бы один раз в неделю, от общего числа исследованных. С 2014 по 2023 год данный показатель вырос на 36,9%. Аналогичный рост (34,1%) за тот же период наблюдается в числе домовладений с доступом к высокоскоростному Интернету. Из таблицы 6 видно, что процент людей, осуществляющих финансовые транзакции через Интернет, увеличивается значительно быстрее и за девять лет увеличился более чем вдвое.Вопреки постоянному и непрерывному росту показателей 2 и 3 ежегодно, скорость их увеличения заметно уменьшилась, начиная с 2014 года (на правой шкале) (рисунок 4). Снижение темпов роста может свидетельствовать о том, что данные начали стабилизироваться. Например, к 2023 году уже 81% домохозяйств в Чувашской Республике имели доступ к широкополосному интернету, что означает, что стремление к увеличению этого показателя приближается к пределу физических возможностей. Такая динамика соответствует общепринятой модели распространения новых технологий[4].Рисунок4 – дНекоторыеиндикаторыпервогоуровняцифровогонеравенстваиихтемпыростас2014по2023гг.Исследуя значение показателя 3, можно прийти к другим выводам. Например, достижение в 2023 году уровня в 52,2% населения Чувашской Республики в возрасте от 15 до 74 лет, которые используют интернет для заказов финансовых услуг, может свидетельствовать о том, что потенциал для роста может быть исчерпан за счет увеличения использования имеющихся ресурсов. Дальнейшая динамика этого показателя может зависеть от факторов роста, таких как улучшение качества ресурсов.Рост доли финансовых учреждений, использующих широкополосный интернет с 2010 года, может указывать на сокращение цифрового разрыва. Например, в России доля финансовых организаций, имеющих доступ к сети, увеличилась до 93,8% к 2019 году, и этот показатель продолжает стабильно расти. Когда речь идет о цифровизации финансового сектора, следует обращать внимание на индексы цифровизации различных отраслей экономики и социальной сферы, которые рассчитывает Институт статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». В 2021 году финансовый сектор продемонстрировал улучшение в своих показателях по сравнению с предыдущим годом — его индекс вырос на 0,6 пункта и достиг 23,7 пункта (рисунок5).Рисунок5 – Индексыцифровизацииотраслейэкономикиисоциальнойсферыза2020и2021гг.Отметим, что высокий уровень индекса был достигнут благодаря выдающимся результатам в области кибербезопасности, эффективному использованию цифровых технологий и развитию цифровых навыков сотрудников. В 2021 году наивысший уровень индекса продемонстрировали информационные технологии (ИТ) - 33,9, сфера связи - 28,6 и высшее образование - 23,9. Финансовый сектор занимает последнее место среди лидеров по индексу цифровизации, однако обеспечивает высокую доступность и качество услуг на российском финансовом рынке.Из проведенного анализа видно, что цифровое неравенство в сфере финансов в Чувашской Республике постепенно уменьшается на первом уровне, что подтверждается стабильным ростом показателей год от года.3.ПерспективыинаправлениядальнейшегоразвитияАдаптацияпередовыхцифровыхтехнологийвпроизводственнойсференепосредственновлияетнасоциальнуюобласть,являющуюсянеотъемлемойчастьюцифровойэкономики.Одной из ключевых характеристик в развитии социально-экономических отношений является способность эффективно обрабатывать и анализировать большие объемы данных для изучения и удовлетворения потребностей конечных пользователей. Быстрая адаптация к изменениям на рынке является главным фактором успеха в условиях жесткой конкуренции в современной экономической среде.Всвязисэтим,разработкаиприменениеинновационныхбизнес-моделей,восновекоторыхлежатпередовыецифровыетехнологии,становитсяпредметомособоговнимания.Исследователивыделяюттриосновныхэтапавпроцессецифровизациисоциально-экономическогоконтекста:- Наначальномэтапеважнуюрольиграетограниченноеприменениецифровыхрешенийдляоптимизациииуменьшенияиздержек.Например,всырьевыхсекторахпромышленности;- Следующийэтапотличаетсяширокимвнедрениемцифровыхинноваций.Напримереавиационнойпромышленности;- Завершающийэтапведеткрадикальнымизменениямвбизнес-моделях.Примеромявляетсяпреобразованиевпредоставленииуслугнаселению,реализованноечерезпортал«Госуслуги».Общаятенденцияцифровойтрансформациитакова,чтовближайшеевремябудетактивноформироватьсяэкономика,базирующаясянасетевыхсервисах,благодарякоторымбудетоптимизированотовародвижение,оказаниемногообразныхуслугипроизводствавцеломнабазеиспользованиясовременныхинформационныхтехнологийвформатеэлектронногоправительства,интернетавещейимногихдругихэлементов.Отмечается, что развитие цифровой экономики будет способствовать укреплению своего положения путем увеличения объема транзакционного сектора. Важными элементами этого сектора станут государственное управление, консалтинг, информационное обслуживание, финансы, оптовая и розничная торговля, а также предоставление разнообразных индивидуальных, жилищных и социальных услуг.С каждым увеличением степени разнообразия и активности экономики, становится ясным, что количество данных, которые циркулируют как внутри страны, так и за ее пределами, будет возрастать. В результате увеличится объем информационного потока, накопленного в рамках национальных экономических систем.Таким образом, рынки с большим числом участников и развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой станут оптимальным местом для расцвета цифровой экономики в отраслях, таких как транспорт, торговля, логистика и другие, тесно связанные с Интернетом.В сфере цифровой экономики, особенно в технологическом аспекте, акцент делается на четыре основных тренда: мобильные технологии, бизнес-аналитика, облачные вычисления и социальные медиа. Глобально рассматривая эту тему, можно отметить растущую популярность социальных сетей, которые проникают во все слои населения.Для эффективного развития национальной цифровой экономики необходимо активное развитие не только информационно-коммуникационной инфраструктуры, но и делового сектора, способного адаптироваться к новым требованиям человеческого капитала и современным технологиям в области управления.Этот процесс приводит к росту спроса на информацию, необходимую для принятия управленческих решений, особенно с учетом изменений в структуре управления производством и взаимодействия между населением, бизнесом и государством. Цифровая экономика способствует повышению скорости и разнообразия в современном производстве, особенно в области предоставления услуг с высокой скоростью и масштабом операций.Новыйформатосуществлениясделокблагодарявнедрениюцифровыхтехнологийзначительноповыситоперативность,удобствоипозволитотказатьсяотпосредническихсхем.Примером здесь служит заказ такси через приложение Uber и другие аналогичные сервисы; онлайн-шопинг; интернет-банкинг и т.д. В частности, отказ от посредников становится возможным благодаря использованию автоматизированных онлайн-сервисов (эффективного веб-сайта или мобильного приложения).Цифроваяэкономикаобеспечитсебенеоспоримыеконкурентныепреимуществаблагодарясозданиюпринципиальноновыхрабочихмест,появлениюновыхвидовуслугдлянаселенияибизнеса,сокращениюиздержекнагосударственноеуправлениеврамкахпроектовэлектронногоправительства.Быстрое и массовое внедрение новых способов коммуникации в сферу бизнеса, создание сетевых моделей взаимодействия между бизнес-структурами с использованием интернет-ресурсов приводит к необходимости внедрения нового поколения систем электронного программного обеспечения практически во всех областях деятельности. Это требует новых знаний и компетенций у участников этих процессов.Длятого,чтобывсеэтиизменениясталивозможными,необходиморазработатьсоответствующиезаконыиправиланауровнегосударстваисоздатьусловиядляэкономическогоразвития.Цифровизациявразныхотрасляхтребуетинновационныхподходов,которыемогутоптимизироватьпроцессы,сократитьиздержкииоткрытьновыеисточникидохода.Например,вфинансовомсектореикоммунальныхслужбахважнымресурсомявляетсяинформация,которуюможноэффективноиспользоватьспомощьюкомплексногоанализабольшихданных.Следующийлогичныйшагвразвитиицифровизации–этостремлениексозданиюновыхобщественныхблаг,доступныхвсемгражданам,чтоприведеткформированию«цифровогообщества»,гдецифроваятрансформацияоказываетвлияниенасоциальнуюсреду,делаятехнологиидоступныминавсехуровняхжизниобщества.В настоящее время в стране активно работают над разработкой и обсуждением важных направлений государственной политики, которые направлены на улучшение качества жизни граждан и цифровую трансформацию ключевых экономических и социальных сфер. Основной целью национальной стратегии до 2035 года является сделать цифровую трансформацию двигателем развития страны. Программа «Цифровая экономика РФ» охватывает важные аспекты, такие как правовое регулирование цифровой среды, подготовка специалистов для цифровой экономики, укрепление информационной инфраструктуры, повышение уровня информационной безопасности, стимулирование развития цифровых технологий, внедрение цифрового государственного управления, разработку систем искусственного интеллекта, а также обеспечение доступа к сети Интернет.Оценкауспехаэтойпрограммыпроизводитсяпотакимпоказателям,как«цифроваязрелость»различныхсекторов,доляуслуг,предоставляемыхвэлектронномвиде,доступностьширокополосногоинтернетадлядомохозяйствиувеличениеинвестицийвотечественныеIT-решения.Этикритериипомогаютоценить,насколькоуспешностранадвижетсяксвоимцифровымамбициям.Список проблем, которые возникают в сфере образования и могут быть решены цифровизацией:1. Недостаточная доступность и низкое качество образовательных услуг в сельской местности;2. Наличие разрозненного цифрового образовательного контента и отсутствие единой платформы для его сбора с установленными стандартами;3. Проблемы с обработкой больших данных и объективностью данных, используемых для принятия управленческих решений из-за отсутствия интегрированных информационных систем;4. Недостаточное использование цифровых технологий в документообороте и цифровой экономике из-за нехватки навыков работы с цифровыми продуктами, инертности работников и низкого уровня цифровой грамотности управленческих и педагогических кадров;5. Устаревшая или отсутствующая техническая база образовательных учреждений, включая медленный доступ в Интернет и устаревшее оборудование;6. Недостаточное количество квалифицированных специалистов с цифровыми навыками в образовательных учреждениях;7. Устаревание образовательных программ высшего образования;8. Неравенство между спросом и предложением на специальности и направления подготовки в регионе;9. Недостаточное удовлетворение индивидуальных потребностей студентов образовательными программами;10. Консервативное отношение преподавателей к цифровым инструментам в образовании;11. Оценка онлайн-образования и его влияние на успеваемость студентов;12. Различный доступ к цифровым сервисам у различных образовательных учреждений;13. Неравенство и цифровой разрыв в образовании;14. Отсутствие единых стандартов для предоставления образовательных услуг на цифровых платформах.Вызовы развития образования:1. Обеспечение доступа учеников к образовательным программам независимо от непредвиденных обстоятельств;2. Создание цифрового образовательного пространства с персонализированным контентом;3. Разработка индивидуальных образовательных траекторий на основе данных и алгоритмов;4. Переход к электронному документообороту сокращением бумажных процессов;5. Создание цифровых портфолио для учеников;6. Недостаточное качество данных в науке и образовании;7. Недостаток систем управления данными;8. Отсутствие инструментов для принятия управленческих решений на основе данных;9. Недостаточная прозрачность результатов в науке и образовании;10. Низкое использование доступных исследовательских ресурсов;11. Недостаточная инфраструктура для науки;12. Неопределенные сроки внедрения результатов исследований в производство;13. Малая активность научного сообщества в исследованиях;14. Отсутствие стимулов для развития цифровых навыков;15. Низкий уровень цифровых компетенций у преподавателей и студентов;16. Необходимость общей среды для повышения цифровых навыков;17. Недостаточная цифровая квалификация административного персонала для цифровой трансформации образовательных организаций;18. Нет методики оценки уровня цифровой зрелости образовательных организаций;19. Отсутствие открытой информации о цифровых инструментах в университетах при выборе вуза.Следующие рекомендации даны по данному вопросу. Несмотря на усилия органов власти в развитии цифровой экономики региона, взаимодействие с населением требует улучшения: информация о цифровых инновациях не распространяется должным образом. Поэтому становится все более важной необходимость обновления инвест-портала республики, веб-сайтов и социальных медиа Минцифры Чувашии.ЗаключениеУсилениеразвитияцифровыхтехнологийиихвсеобщаяинтеграцияоказываютглубокоевлияниенаключевыеаспектыобщественнойдеятельности,способствуяповышениюпроизводительностиэкономикиикачестважизнинаселения.Эпохацифровизации,сменяющаяэрукомпьютеризации,опираетсянацифровоепредставлениеданныхиинформации,образуюновыйвекторглобальногоразвитиявсоциально-экономическойформации.Высокийуровеньнеравенстванегативновлияетнаобществовцелом,анетольконаменееобеспеченныхслоевнаселения.Вболеенеравныхобществахболеевысокийуровеньпреступности,болееслабыеправасобственности,искаженныйдоступксоциальнымуслугам,меньшеевлияниеналиц,принимающихрешения,иболеемедленныйпереходкдемократии.Индивидымогутпроцветатьтольковтомслучае,есливсеостальныеиндивидуумыпоступаюттакже.Такимобразом,поискспособоврешенияпроблемыисмягчениярезкогоипостояннорастущегоцифровогонеравенства,являетсяактуальнойпроблемой.ПроведенныйанализдеятельностиМинцифры ЧувашиипоустранениюцифровогонеравенствавЧувашскойРеспубликепозволяетсделатьследующиевыводы.В Чувашской Республике Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций прилагает усилия для повышения уровня доступности и стандарта цифровых сервисов для местных жителей.Главными приоритетами в этой сфере являются расширение доступа к интернету высокой скорости, обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг онлайн, а также поддержка процесса цифровизации социальной сферы. Эти меры направлены на повышение уровня комфорта и удобства для жителей Чувашии в сфере цифровых технологий.Реализацияфедеральныхпроектов«Информационнаяинфраструктура»и«Цифровоегосударственноеуправление»позволиласущественнорасширитьохватнаселенияЧувашиивысокоскоростнымИнтернетом,атакжеобеспечитьдоступностьэлектронныхгосуслугврегионе.РезультатыпроведенногоанализасвидетельствуютоположительнойдинамикевпреодолениицифровогонеравенствавЧувашскойРеспублике.Так,долядомохозяйств,имеющихширокополосныйдоступксетиИнтернет,увеличиласьс76,5%в2019годудо84,3%в2021году.Крометого,доляграждан,использующихмеханизмполучениягосударственныхимуниципальныхуслугвэлектроннойформе,возрослас60,2%в2019годудо72,4%в2021году.Вместестем,вЧувашскойРеспубликесохраняютсяпроблемы,связанныеснеравномернымразвитиемцифровойинфраструктурывгородскихисельскихрайонах,атакженедостаточнымуровнемцифровойграмотностинаселения.ДальнейшаядеятельностьМинцифры Чувашиидолжнабытьнаправленанарешениеданныхвопросов.ДляповышенияэффективностиработыпоустранениюцифровогонеравенствавЧувашскойРеспубликенеобходимоусилитьмежведомственноевзаимодействие,активизироватьмерыпостимулированиюспросанацифровыеуслуги,атакжереализоватькомплексмероприятийпоповышениюцифровойкомпетентностиграждан.Этирезультатыподчёркиваютнеобходимостьдальнейшегоразвитияобразовательныхинициативдляулучшенияцифровойграмотностисредивсехслоёвнаселенияивовсехрегионахстраны,сособымакцентомнауязвимыегруппы.ДоступностьцифровыхсервисовсрединаселенияРоссииотличаетсянетольковразрезеразличныхрегионов.Рядфакторовоказываютвлияниенаконечныйуровенькачествапотребительскогоопыта,включаядоступкширокополосномуинтернету,постоянноеиспользованиеинтернетанаселением,уровеньцифровыхуменийпользователей,возрастныекатегории,атакжеуровенькоммуникативнойграмотности.НаблюдаемаятенденцияуказываетнавысокийуровеньобразованностииразвитуюинфраструктурувкрупныхгородахРФ.Натекущемэтапеинтеграциииадаптациибольшинствасервисовифункцийдлямобильныхустройствненаблюдаетсяпрямогостимулакразвитиюспециализированныхцифровыхнавыковсрединаселения.Втожевремя,доступностьосновных,дополнительныхинеобязательныхсервисовстановитсяширедлявсехкатегорийграждан.РезультатыпроведенногоисследованиямогутбытьиспользованыМинцифры Чувашии,органамигосударственнойвластиЧувашскойРеспублики,атакжедругимизаинтересованнымисторонамиприразработкеиреализациимер,направленныхнапреодолениецифровогонеравенстваврегионе.СписокиспользуемойлитературыПостановлениеКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот10октября2018года№402«ОгосударственнойпрограммеЧувашскойРеспублики«ЦифровоеобществоЧувашии».—URL:https://docs.cntd.ru/document/550203155АртеменкоД.А.,ЗенченкоС.В.Цифровыетехнологиивфинансовойсфере:эволюцияиосновныетрендыразвитиявРоссииизарубежом//Финансы:теорияипрактика.-2021.-Т.25.№3.-С.90–101.БаскаковаМ.Е.,СоболеваИ.В.Новыегранифункциональнойнеграмотностивусловияхцифровойэкономики//Вопросыобразования.-2019.-№1.-С.244–263.ВарламоваЮ.А.,ПодкорытоваО.А.МежстрановаяконвергенцияширокополосногодоступавИнтернет//ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета.Экономика.-2023.-Т.39.№2.-С.159–178.ВартановаЕ.Л.,ГладковаА.А.Цифровоенеравенство,цифровойкапитал,цифроваявключенность:динамикатеоретическихподходовиполитическихрешений//ВестникМосковскогоуниверситета.Серия10.Журналистика.-2021.-№1.ВРоссиив2021годупоявитсярейтингцифровойтрансформациифедеральныхведомств.URL:https://iz.ru/1098931/2020-12-11/v-rossii-v-2021-godupoiavitsia-reiting-tcifrovoi-transformatcii-federalnykhvedomstvВлияниепокрытияИнтернетанаВВПстраны.—URL:https://www.imena.ua/blog/vvp-netГладковаА.А.,ГарифуллинВ.З.,РагнеддаМассимо.Модельтрехуровнейцифровогонеравенства:современныевозможностииограничения(напримереРеспубликиТатарстан)//ВестникМосковскогоуниверситета.Серия10.Журналистика.-2019.-№4.-С.41.Глухов,А.П.Проблемацифровогонеравенстваицифроваяграмотностьобучающихся/А.П.Глухов,А.С.Ли,И.Г.Соломина//Азимутнаучныхисследований:педагогикаипсихология.–2023.–Т.12,№3(44).–С.21-25.ДедюлинаМаринаАнатольевнаЦифровоенеравенство:философскоеосмысление//StudiaHumanitatis.2017.№2.[Электронныйресурс]//Режимдоступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoeneravenstvo-filosofskoe-osmyslenieИзвестныитогицифровойтрансформацииЧувашиив2022году//https://digital.cap.ru/news/2023/02/22/izvestni-itogi-cifrovoj-transformacii-chuvashii-vКозырьН.С.Актуальныевопросыцифровизациисоциально-экономическихсистем//Вестникуниверситета.-2022.-№7.-С.54–59.ЛипчанскаяМ.А.,ЗаметинаТ.В.Социальныеправагражданвусловияхиспользованияискусственногоинтеллекта:правовыеосновыипробелызаконодательногорегулированиявРоссии//Журналроссийскогоправа.-2020.-№11.-С.78.Национальнаяпрограмма«ЦифроваяэкономикаРоссийскойФедерации».URL:https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ПаньшинБ.Цифроваяэкономика:понятияинаправленияразвития//Наукаиинновации.—2019.—№193.ПишнякА.,ХалинаН.Восприятиеновыхтехнологийнаселениемкакпоказательоткрытостиинновациям//Форсайт.-2021.-Т.15.№1.-С.39–54.Подготовленрейтингцифровойтрансформациифедеральныхминистерств.URL:https://rg.ru/2021/01/26/podgotovlen-rejting-cifrovoj-transformacii-federalnyhministerstv.htmlПрохоровП.Э.СтатистическаяоценкаразвитияцифровыхнавыковзанятогонаселениявРоссийскойФедерации//Статистикаиэкономика.-2022.-Т.19.№3.-С.25–38.Рейтингруководителейцифровойтрансформациифедеральныхведомств.URL:https://digital.gov.ru/ru/events/41694/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2fСеменоваТ.В.Проблемацифровогонеравенствакаксдерживающийфакторустойчивостимировойэкономическойсистемы//Стратегияустойчивогоразвитиявантикризисномуправленииэкономическимисистемами:МатериалыIVМеждународнойнаучно-практическойконференции.Донецк:Донецкийнациональныйтехническийуниверситет,2018.-С.435–442.СмирноваО.В.ЦифровоенеравенствовнациональномконтекстестранСНГ//Векинформации.2017.-№2.-С.237–238.СокиркоА.Ю.Влияниетехнологическихинновацийнаразвитиемировогофинансовогорынка:дисc.…канд.наук:08.00.14.Москва:Мироваяэкономика.2022.-102c.СталаизвестнаметодикаоценкидеятельностиРЦТсубъектовРФв2023году.URL:https://d-russia.ru/stala-izvestna-metodika-ocenki-dejatelnosti-rctsubektov-rf-v-2023-godu.htmlТрансформацияправовогорегулированияотношений,связанныхсприменениемцифровыхтехнологийвсудебнойсистемеивсистемеисполнениясудебныхактов.Ч.1/подред.С.Ф.Афанасьева,В.Ф.Борисовой.М.:Русайнс,2022.-198с.ТроянИ.А.,ТроянЛ.А.,ГиндесЕ.Г.КравченкоЦифровоенеравенствоинаправленияегопреодолениявконтекстеразвитиячеловеческогокапитала//Народонаселение.-2023.-Т.26.№2.-С.114–126.УсмановГ.Р.Факторыцифровогонеравенстваиеговлияниенадоступностьонлайн-покупок//Казанскийсоциально-гуманитарныйвестник.-2023.-№3(60).-С.44–52.Цифроваяжизньроссийскихрегионов.URL:https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russiancities/Цифроваяэкономика:2024:краткийстатистическийсборник/В.Л.Абашкин,Г.И.Абдрахманова,Ц75К.О.Вишневский,Л.М.Гохбергидр.;Нац.исслед.ун-т«Высшаяшколаэкономики».–М.:ИСИЭЗВШЭ,2024.–124с.ШелудяковИ.С.,Лебедева(Красса)Е.Н.ЦифровоенеравенствоврегионахРоссии:проблемыипутиихпреодоления//Прогрессивнаяэкономика.-2023.-№2.-С.23–43.RaulKatz-Socialandeconomicimpactofdigitaltransformationontheeconomy.ITU,GSR-17Discussionpaper.2017https://www.itu.int/Statista.URL:https://www.statista.com/statistics/236963/penetration-rate-of-internet-users-inchina/#:~:text=As%20of%20June%202023%2C%20about,to%20a%20certain%20communication%20mediumTheSecondDigitalDivide//WorldBank.URL:https://blogs.worldbank.org/edutech/the-second-digital-divideПриложениеСТРУКТУРАМинистерствацифровогоразвития,информационнойполитикиимассовыхкоммуникацийЧувашскойРеспубликис1января2021г.(30чел.)
1. ПостановлениеКабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот10октября2018года№402«ОгосударственнойпрограммеЧувашскойРеспублики«ЦифровоеобществоЧувашии».—URL:https://docs.cntd.ru/document/550203155
2. АртеменкоД.А.,ЗенченкоС.В.Цифровыетехнологиивфинансовойсфере:эволюцияиосновныетрендыразвитиявРоссииизарубежом//Финансы:теорияипрактика.-2021.-Т.25.№3.-С.90–101.
3. БаскаковаМ.Е.,СоболеваИ.В.Новыегранифункциональнойнеграмотностивусловияхцифровойэкономики//Вопросыобразования.-2019.-№1.-С.244–263.
4. ВарламоваЮ.А.,ПодкорытоваО.А.МежстрановаяконвергенцияширокополосногодоступавИнтернет//ВестникСанкт-Петербургскогоуниверситета.Экономика.-2023.-Т.39.№2.-С.159–178.
5. ВартановаЕ.Л.,ГладковаА.А.Цифровоенеравенство,цифровойкапитал,цифроваявключенность:динамикатеоретическихподходовиполитическихрешений//ВестникМосковскогоуниверситета.Серия10.Журналистика.-2021.-№1.
6. ВРоссиив2021годупоявитсярейтингцифровойтрансформациифедеральныхведомств.URL:https://iz.ru/1098931/2020-12-11/v-rossii-v-2021-godupoiavitsia-reiting-tcifrovoi-transformatcii-federalnykhvedomstv
7. ВлияниепокрытияИнтернетанаВВПстраны.—URL:https://www.imena.ua/blog/vvp-net
8. ГладковаА.А.,ГарифуллинВ.З.,РагнеддаМассимо.Модельтрехуровнейцифровогонеравенства:современныевозможностииограничения(напримереРеспубликиТатарстан)//ВестникМосковскогоуниверситета.Серия10.Журналистика.-2019.-№4.-С.41.
9. Глухов,А.П.Проблемацифровогонеравенстваицифроваяграмотностьобучающихся/А.П.Глухов,А.С.Ли,И.Г.Соломина//Азимутнаучныхисследований:педагогикаипсихология.–2023.–Т.12,№3(44).–С.21-25.
10. ДедюлинаМаринаАнатольевнаЦифровоенеравенство:философскоеосмысление//StudiaHumanitatis.2017.№2.[Электронныйресурс]//Режимдоступа:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoeneravenstvo-filosofskoe-osmyslenie
11. ИзвестныитогицифровойтрансформацииЧувашиив2022году//https://digital.cap.ru/news/2023/02/22/izvestni-itogi-cifrovoj-transformacii-chuvashii-v
12. КозырьН.С.Актуальныевопросыцифровизациисоциально-экономическихсистем//Вестникуниверситета.-2022.-№7.-С.54–59.
13. ЛипчанскаяМ.А.,ЗаметинаТ.В.Социальныеправагражданвусловияхиспользованияискусственногоинтеллекта:правовыеосновыипробелызаконодательногорегулированиявРоссии//Журналроссийскогоправа.-2020.-№11.-С.78.
14. Национальнаяпрограмма«ЦифроваяэкономикаРоссийскойФедерации».URL:https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
15. ПаньшинБ.Цифроваяэкономика:понятияинаправленияразвития//Наукаиинновации.—2019.—№193.
16. ПишнякА.,ХалинаН.Восприятиеновыхтехнологийнаселениемкакпоказательоткрытостиинновациям//Форсайт.-2021.-Т.15.№1.-С.39–54.
17. Подготовленрейтингцифровойтрансформациифедеральныхминистерств.URL:https://rg.ru/2021/01/26/podgotovlen-rejting-cifrovoj-transformacii-federalnyhministerstv.html
18. ПрохоровП.Э.СтатистическаяоценкаразвитияцифровыхнавыковзанятогонаселениявРоссийскойФедерации//Статистикаиэкономика.-2022.-Т.19.№3.-С.25–38.
19. Рейтингруководителейцифровойтрансформациифедеральныхведомств.URL:https://digital.gov.ru/ru/events/41694/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
20. СеменоваТ.В.Проблемацифровогонеравенствакаксдерживающийфакторустойчивостимировойэкономическойсистемы//Стратегияустойчивогоразвитиявантикризисномуправленииэкономическимисистемами:МатериалыIVМеждународнойнаучно-практическойконференции.Донецк:Донецкийнациональныйтехническийуниверситет,2018.-С.435–442.
21. СмирноваО.В.ЦифровоенеравенствовнациональномконтекстестранСНГ//Векинформации.2017.-№2.-С.237–238.
22. СокиркоА.Ю.Влияниетехнологическихинновацийнаразвитиемировогофинансовогорынка:дисc.…канд.наук:08.00.14.Москва:Мироваяэкономика.2022.-102c.
23. СталаизвестнаметодикаоценкидеятельностиРЦТсубъектовРФв2023году.URL:https://d-russia.ru/stala-izvestna-metodika-ocenki-dejatelnosti-rctsubektov-rf-v-2023-godu.html
24. Трансформацияправовогорегулированияотношений,связанныхсприменениемцифровыхтехнологийвсудебнойсистемеивсистемеисполнениясудебныхактов.Ч.1/подред.С.Ф.Афанасьева,В.Ф.Борисовой.М.:Русайнс,2022.-198с.
25. ТроянИ.А.,ТроянЛ.А.,ГиндесЕ.Г.КравченкоЦифровоенеравенствоинаправленияегопреодолениявконтекстеразвитиячеловеческогокапитала//Народонаселение.-2023.-Т.26.№2.-С.114–126.
26. УсмановГ.Р.Факторыцифровогонеравенстваиеговлияниенадоступностьонлайн-покупок//Казанскийсоциально-гуманитарныйвестник.-2023.-№3(60).-С.44–52.
27. Цифроваяжизньроссийскихрегионов.URL:https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russiancities/
28. Цифроваяэкономика:2024:краткийстатистическийсборник/В.Л.Абашкин,Г.И.Абдрахманова,Ц75К.О.Вишневский,Л.М.Гохбергидр.;Нац.исслед.ун-т«Высшаяшколаэкономики».–М.:ИСИЭЗВШЭ,2024.–124с.
29. ШелудяковИ.С.,Лебедева(Красса)Е.Н.ЦифровоенеравенствоврегионахРоссии:проблемыипутиихпреодоления//Прогрессивнаяэкономика.-2023.-№2.-С.23–43.
30. RaulKatz-Socialandeconomicimpactofdigitaltransformationontheeconomy.ITU,GSR-17Discussionpaper.2017https://www.itu.int/
31. Statista.URL:https://www.statista.com/statistics/236963/penetration-rate-of-internet-users-inchina/#:~:text=As%20of%20June%202023%2C%20about,to%20a%20certain%20communication%20medium
32. TheSecondDigitalDivide//WorldBank.URL:https://blogs.worldbank.org/edutech/the-second-digital-divide