Гонения на христиан в период правления Н.С. Хрущева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Преследования со стороны властей и их последствия, повлиявшие на состояние Русской Православной Церкви в период 1953-1957 годов 6
1.1 Состояние Русской Православной Церкви в период политической борьбы за власть Н. С. Хрущева 1953-1957 гг 6
1.2. Состояние духовных образовательных учреждений в 1953-1957 годы …………………………………………………………………………………….12
2. Положение Русской Православной Церкви в период активной антицерковной политики Н.С. Хрущева 17
2.1. Активные преследования после окончательной победы Н.С. Хрущева над своими оппонентами в Политбюро 17
2.2. Результаты хрущевских гонений на Русскую православную церковь в период 1958-1964 годов 24
Заключение 27
Список использованной литературы 30

Фрагмент для ознакомления

В определенные дни эти места превращались в "дома бракосочетаний", где создавались новые семьи. В некоторых городах свадьбы проводились в помещениях городских советов. Также проводились "комсомольские свадьбы".А.А. Трушин в своем докладе отметил широкое распространение гражданских церемоний, заявив, что "внедрение гражданских церемоний на свадьбах уже получило широкое распространение". Значительное внимание уделяется рождению и смерти ребенка. Однако этим событиям уделяется очень мало внимания. Общественность должна быть осведомлена об этом вопросе, поскольку эти гражданские обряды могут более успешно заменить религиозные обряды, такие как крещение и отпевание.Антирелигиозная кампания продолжалась, и на пленуме Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза в июне 1963 года "главный идеолог" Л. Ильичев заявил, что религия является крайней формой буржуазной идеологии, конкурирующей с научным мировоззрением, и поручил всем партийным органам: достижение скорейшего освобождения советского народа от религии.31 июля 1963 года Совет Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики издал распоряжение о переоценке страховой стоимости церквей, что еще больше увеличило налоговую нагрузку на церкви.Наконец, 2 января 1964 года Центральный комитет опубликовал резолюцию, в которой был сформулирован "государственный план по преодолению религиозного сознания в массах". Этот документ касался озабоченности государства религиозными практиками и был направлен на создание более светского общества.Тотальная атака на церковь: Ильичев в статье “Коммунист” раскрыл смысл указа, который ставил задачу полностью освободить сознание людей от религиозных убеждений в течение 12-17 лет, в соответствии с программой Коммунистической партии. Антирелигиозная истерия затуманила умы многих членов партии и охватила страну. Однако некоторые правительственные организации были не согласны с такой политикой, в которой были отчетливо видны “перегибы”. Эта новая антицерковная кампания вызвала серьезный протест среди религиозных лидеров. Активизировались диссиденты, протестовавшие против преследований в различных организациях, и постепенно за рубежом росло осуждение антирелигиозной политики в СССР. В результате международная репутация СССР значительно пострадала.2.2. Результаты хрущевских гонений на Русскую православную церковь в период 1958-1964 годовСогласно отчету уполномоченного по делам Русской православной церкви А.А. Трушина, на 1964 год в Москве и Московской области насчитывалось 177 действующих церквей: 43 в Москве и 134 в области. На территории области действовали Московская духовная семинария и Московская духовная академия.Единственным действующим монастырем Московской епархии с монашеской общиной была Свято-Троице-Сергиева лавра, насчитывавшая 65 монашествующих и 63 инока-насельника. Всего во всех церквях и храмах Московской епархии было зарегистрировано 403 священнослужителя, из которых 192 находились в Москве. В епархии служили три епископа: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и епископ Подольский Леонтий, викарий Московской епархии.В период с конца 1957 по 1964 год, после победы Никиты Хрущева в Политбюро, произошел значительный сдвиг в политике, который трансформировался в откровенно антирелигиозную позицию.Идеологическая война против Русской православной церкви началась после проверки Совета по делам России и смены руководства. Новый председатель совета В.А. Куроедов возглавил проведение антицерковной политики. А.А. Трушин, ранее прошедший проверку совета, присоединился к рядам тех, кто работал против церкви. Властям удалось отстранить от должности видных церковных деятелей, которые работали над укреплением и поддержкой благосостояния храмов Московской епархии. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), активный защитник церкви, был одной из таких фигур. После того как митрополит Питирим (Свиридов) возглавил Московскую епархию и стал более сговорчивым с властями, церкви в регионе начали закрываться. К концу 1964 года действующих церквей стало на 34 меньше (17%).В Москве и ее окрестностях насчитывается 177 церквей, что значительно меньше, чем во всей стране, где за тот же период времени было закрыто примерно 38,5% всех действующих церквей. Число зарегистрированных членов духовенства также сократилось на 100 человек, что на 20% меньше максимального числа и составляло 403 человека на конец 1964 года. Это изменение также ниже, чем в целом по стране, где сокращение численности духовенства составило более 40%. Однако Свято-Троице-Сергиева лавра не была закрыта, хотя к концу 1964 года в монастыре оставалось всего 65 монахов.Власти пытались экономически задушить церковь, повысив налоги на свечи и переведя заработную плату духовенства на фиксированные ежемесячные выплаты. Это оказало значительное влияние на финансовую стабильность отдельных приходов. Кроме того, власти сосредоточили свое внимание на работе с молодежью, пытаясь отговорить молодое поколение и детей от участия в церковных мероприятиях, запретив им участвовать в них. Несмотря на предпринятые усилия, все эти меры не принесли ожидаемых результатов.Препятствия не повлияли на существование и постоянную высокую конкуренцию в московских духовных школах. Статистические данные, предоставленные уполномоченным А.А. Трушиным, показали, что после активных антирелигиозных реформ количество совершаемых религиозных обрядов стало сокращаться. В таблице, представленной в отчете Уполномоченного, показано соотношение религиозных обрядов и гражданских в Москве и Московской области. Уполномоченный А.А. Трушин охарактеризовал статистические данные и отметил, что наиболее распространенным религиозным обрядом среди православных является крещение детей, о чем свидетельствует тот факт, что примерно 40% детей, родившихся в Москве и области в 1961 году, были крещены. Есть все основания полагать, что процент крещений детей в Москве и области остается высоким. 40%, но немного больше, поскольку данные о количестве крещений из зарплатных ведомостей священнослужителей, скорее всего, занижены. Таким образом, очевидное снижение религиозности не обязательно свидетельствует о реальном снижении уровня религиозной приверженности населения, а скорее об изменении способа исповедания своей веры многими гражданами, что переводит ее в нелегальное и подпольное положение, что значительно опаснее открытой религиозной деятельности.ЗаключениеРассматриваемый период, с 1953 по 1964 год, можно разделить на два различных этапа:На первом этапе, во время которого Н.С. Хрущев вел борьбу за власть со своими оппонентами в Политбюро, Совет по делам религий продолжал свою политику мягкого ограничения деятельности Церкви, потенциально используя ее для продвижения политических интересов правительства. В результате этой стратегии, при содействии таких выдающихся церковных деятелей, как митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и архиепископ Макарий, церковь в Москве набрала силу, хотя ей и не было разрешено значительно расширяться. За это время Совет по делам религий не закрыл в принудительном порядке ни одну церковь в Москве или Московской области. Число официально зарегистрированных священнослужителей выросло на 80 человек и приблизилось к 500, а финансовое положение церквей, духовенства и религиозных учреждений стабильно улучшалось с каждым годом.Монастырь, о котором идет речь, - это Свято-Троице-Сергиева лавра в Загорске, в которой проживало 90 монахов. Прием в духовные учебные заведения всегда был высококонкурентным, поэтому патриарх Алексий обратился в Совет по делам церкви с ходатайством об учреждении параллельного курса.Второй период начался с решительной победы Хрущева над своими политическими противниками в Политбюро в конце 1957 года. Однако основные изменения в отношении к Церкви произошли после проверки и реформ в Совете по делам Церкви, смены председателя совета, а затем и устранения влиятельных фигур в Церкви, которые выступали против агрессивных реформ.Уполномоченный Совета по делам церкви А.А. Трушин зарекомендовал себя как значимая фигура в Русской православной церкви в этот период. Он смог превратиться из наблюдателя, толерантно относящегося к Церкви, в активного исполнителя антицерковной политики посредством декретов.- Церковные декреты. В результате активных усилий уполномоченного к концу 1964 года количество действующих церквей в Москве и Московской области сократилось на 34 и составило 177. Подавляющее большинство закрытых церквей находилось в Московской области, 33 из них были закрыты. Был также закрыт один храм в городе Москве - Преображенская церковь, в которой до своей смерти служили митрополит Крутицкий и Николай Коломенский (Ярушевич). Причины закрытия церквей были разными, но одной из них была "оптимизация сети" – когда власти решили, что в данном районе достаточно церквей, и принудительно закрыли действующие церкви. Таким образом, в конце 1964 года только в трех городах оставалось по две церкви (Егорьевск, Дмитров и Солнечногорск), и только в семи из двенадцати городов областного подчинения была одна церковь (Коломна, Звенигород, Подольск, Ивантеевка).Калининград, Орехово-Зуево и Серпухов. В результате "упорядочения сетей" в 26 городах районного и областного подчинения в период с 1957 по 1964 год осталось всего 11 действующих церквей. Церкви были закрыты в следующих городах: Верея, Волоколамск, Зарайск, Кашира, Можайск, Озеры, Чехов, Лосино-Петровск, Клин, пригороды Люберцы, Павловский Посад, Ступино и Загорск. В Серпухове также была закрыта вторая городская церковь - Троицкая. Число священников, зарегистрированных во всех церквях Москвы и Московской области, сократилось и к 1965 году сократилось на 100 человек. Общее число закрытых церквей и сокращенного духовенства в Московской епархии во время хрущевских гонений было в два раза ниже, чем в среднем по стране: 17% в Московской епархии против 38,5% по всей стране, и 20% сокращенного духовенства против 40% по всей стране.Во всех приходах на территории СССР - 40% населения. Стоит также отметить, что благодаря усилиям правящих архиереев духовенство обновилось, и все больше молодых людей в возрасте до 40 лет становятся священниками.После смещения Хрущева многие верующие надеялись на смягчение государственной политики в отношении религии. Действительно, антирелигиозная политика немедленно смягчилась. Давление на религиозные институты ослабло, и властям пришлось признать свое поражение. Вместо того чтобы привлекать всех к атеизму своей антирелигиозной политикой, правительство загнало религиозную деятельность в подполье, что представляло гораздо большую опасность, чем открытая религиозность людей. Кампания преследования церкви Хрущевым провалилась. Более подробное и углубленное изучение материалов Московской епархии позволит выявить дальнейшее развитие темы хрущевских репрессий и их влияние на епархию.Государственный архив Российской Федерации, Центральный государственный архив Московской области и Российский государственный архив новейшей истории заинтересованы в ознакомлении с отчетами уполномоченных представителей соответствующих секторов, с которыми вел переписку уполномоченный Совета по делам Русской Православной церкви Александр А. Трушин. Кроме того, доступен доступ к материалам Совета и его центрального офиса.Кроме того, в будущем необходимо будет собирать и интегрировать информацию из московской и региональных печатных источников, а также из Журнала Московской патриархии и уделять повышенное внимание материалам реальных свидетелей изучаемых событий. Материалы, полученные в будущем, дадут возможность глубже разобраться в теме.Список использованной литературы1. Голубцов Сергий, протодиакон. Церковная Московия в 1935-1965 годах. // Церковно-исторический вестник: Издание Общества любителей церковной истории 2004 №11 c.39, с.632. Грюнберг П. Н. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006.3. Гусакова О. В. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время.: Никея; Москва; 20144. Журнал Московской Патриархии. Русская Православная Церковь. 1954г №2, №3, №5, №6, №8, №9, №11, №125. Киреев А.И., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, 2002.6. Копылова О.Н. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви как источник по изучению истории Русской Церкви во 2-й половине XX столетия. // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4 (23-24). С. 64-92.7. Марченко Алексий протоиерей, Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР, издательство Крутицкого подворья, Москва, 2010. сс. 92-948. Никитин В.А. Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу. Эксмо. М. 20119. Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич); Епископат РПЦ; Деятели Русской Православной Церкви; Русская Православная Церковь; Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1585349.html (дата обращения 10.05.2024)10. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович). Епископат РПЦ; Деятели Русской Православной Церкви; Русская Православная Церковь; Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1093769.html (дата обращения 10.05.2024)11. Пономаренко Д. диакон. Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания. Серия "Материалы по новейшей истории РПЦ". Изд-во ПСТГУ 2010. С. 23612. Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич), Издание Общества любителей церковной истории, Москва, 2012. с. 50313. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских Духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 2005. С.14414. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917-1990.15. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. АИРО-ХХ. М. 199916. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке.-М.: Вече, Лепта, 2010. с. 350-352.

Список использованной литературы

1. Голубцов Сергий, протодиакон. Церковная Московия в 1935-1965 годах. // Церковно-исторический вестник: Издание Общества любителей церковной истории 2004 №11 c.39, с.63
2. Грюнберг П. Н. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006.
3. Гусакова О. В. Хранители веры. О жизни Церкви в советское время.: Никея; Москва; 2014
4. Журнал Московской Патриархии. Русская Православная Церковь. 1954г №2, №3, №5, №6, №8, №9, №11, №12
5. Киреев А.И., протодиакон. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, 2002.
6. Копылова О.Н. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви как источник по изучению истории Русской Церкви во 2-й половине XX столетия. // Вестник церковной истории. 2011. № 3-4 (23-24). С. 64-92.
7. Марченко Алексий протоиерей, Религиозная политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева и ее влияние на церковную жизнь в СССР, издательство Крутицкого подворья, Москва, 2010. сс. 92-94
8. Никитин В.А. Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу. Эксмо. М. 2011
9. Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич); Епископат РПЦ; Деятели Русской Православной Церкви; Русская Православная Церковь; Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1585349.html (дата обращения 10.05.2024)
10. Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович). Епископат РПЦ; Деятели Русской Православной Церкви; Русская Православная Церковь; Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1093769.html (дата обращения 10.05.2024)
11. Пономаренко Д. диакон. Епископ Стефан (Никитин): Жизнеописание, документы, воспоминания. Серия "Материалы по новейшей истории РПЦ". Изд-во ПСТГУ 2010. С. 236
12. Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич), Издание Общества любителей церковной истории, Москва, 2012. с. 503
13. Трофимчук М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских Духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра., 2005. С.144
14. Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви 1917-1990.
15. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941-1961 гг. АИРО-ХХ. М. 1999
16. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке.-М.: Вече, Лепта, 2010. с. 350-352.