Причины,механизмы и структура основных форм дизартрии у детей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 19 19 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Психолого-педагогический поход к понятию, классификации, причинам и механизму дизартрии 6
2. Методы диагностики и коррекции дизартрии у детей 10
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Диагностика дыхательной и голосовой функции включает себя определение типа дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное), исследования особенностей голоса (силы, диапазона, выразительности, тембра), наличие саливации [10]. Обследование просодической стороны речи включает в себя исследование ритма, темпа речи, паузация, логическое ударение. По результатам определяется уровень сформированности просодических компонентов речи. Для обследования слоговой структуры слова подбирается иллюстрационный материал. Определяется произнесение слов сложного, а также различного слогового состава в словах и предложениях. Оцениваются особенности нарушений слоговой структуры слова, наличие парафазий, итераций, персевераций, контаминаций. При диагностике импрессивной речи уделяется внимание исследованию пассивного словаря, пониманию грамматических форм, пониманию предложно-падежных конструкций, дифференциации глаголов с различными приставками. По результатам определяется понимание ребенком обращенной речи, смысла слов, выделяет ли звуки из речевого потока, понимает ли значение целой фразы и развернутого высказывания. Обследование лексического строя речи помогает определить соответствие словаря возрастной норме, знает ли ребенок названия животных, профессий, инструментов, частей тела, способен ли подбирать антонимы, усвоены ли слова обобщенного значения. При диагностике грамматического строя речи определяется способность ребенка образовывать существительные в различных падежах, умение согласовывать существительное с числительным и прилагательным, а также умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы [15]. Последним определяется уровень развития связной речи с помощью заданий связанных с пересказом, составлением рассказа по сюжетным картинкам и сериям сюжетных картинок. По результатам обследования определяется владение ребенком связной речи, способность самостоятельно составить содержание текста, соблюдая связность и последовательность изложения, а также частота употребления разнообразных языковых средств. После обследования проводится подсчет баллов, набранных ребенком и, исходя из них, логопед делает заключение о состоянии речевого развития каждого ребенка. Логопедическое заключение помогает определить степень нарушения той или иной стороны речи, что способствует выбору соответствующей методики коррекции. Таким образом, коррекционно-логопедические методы диагностики при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста носит сложный комплексный характер. Более того, в специальной литературе достаточно описаны многочисленные недостатки произношения с дизартрическими дефектами, имеющие достаточно сложный и длительный процесс устранения, который можно сформировать только при правильно проведенном обследовании. До сих пор изучение диагностики и коррекция дизартрических расстройств является предметом исследования и медицинских, и психолого-педагогических, и конечно, логопедических дисциплин.ЗаключениеВ процессе написания данной работы удалось сформировать следующие выводы:1. Изучили психолого-педагогическую и логопедическую литературу в области изучаемого нарушения – дизартрии, на основании чего выяснили, что развитие правильной речи является одной из основных задач современного, в том числе дошкольного, образования. Процесс развития речи у детей дошкольного возраста охватывает обширную область задач и целей. Это не только освоение искусства общения, которое становится мостиком к пониманию культуры, но и обогащение их лексикона активными словами. Их учат формировать и выражать мысли ясно и грамматически корректно, как в открытом диалоге, так и в одностороннем монологе. Дополнительно, в этот период закладываются основы речевого искусства и критической оценки, где прививаются тонкости звуковой и интонационной отделки речи и поощряется развитие ушного внимания к фонемам. Помимо этого, вводятся основы литературной грамотности через знакомство с детской литературой и книжной культурой, включая понимание устных текстов разнообразных жанров. Важным аспектом также является поощрение навыков анализа и синтеза звуков, что служит подготовительным этапом к изучению чтения и письма.Нарушения речи у детей в современном мире действительно становятся все более распространенными. Дизартрия, как одно из таких нарушений, требует особого внимания и комплексного изучения. Она оказывает существенное влияние на процесс обучения и социализации ребенка, поэтому необходимо разработать эффективные методики коррекции и поддержки для маленьких пациентов.Также была изучена классификация дизартрии и представлена краткая характеристика каждой из них.2. Ознакомились с методами диагностики и коррекции дизартрии у детей, на основании чего можно сказать, что Детям с дизартрией действительно требуется длительная и комплексная индивидуальная логопедическая коррекция. Такие методики должны быть адаптированы к конкретным потребностям и особенностям каждого ребенка, учитывая их индивидуальные особенности.Обследование играет ключевую роль в определении характера и степени нарушения речи у ребенка с дизартрией. Только имея полные данные об особенностях речевого нарушения, логопед сможет разработать эффективные методики коррекции, которые наиболее точно соответствуют потребностям ребенка.Важно также помнить о необходимости постоянного и систематического контроля за прогрессом ребенка во время коррекционно-логопедической работы. Регулярные оценки и корректировки программы помогут добиться лучших результатов и обеспечат успешное преодоление детьми трудностей, связанных с дизартрией.Список литературы1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77 с. 2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с. 3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 450 с. 4. Винарская Е.Н. Дизартрия. // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 400 с. 5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384. (16) с. – (Высшая школа)6. Гарева Т.А. Современные проблемы исследования моторно-двигательных и речеязыковых расстройств у детей с дизартрией // Современные вопросы биомедицины. – 2019. – Т. 3. – № 4(9). – С. 89-96.7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. длялогопеда. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. – С. 17 – 21. 8. Жулина Е.В. К вопросу о диагностическом инструментарии дизартрии, значении логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет / Е.В. Жулина, Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-4. – С. 139-142.9. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. – СПб: КАРО, 2007. – С. 78-80. 10. Кольчугина, А.Ю. Особенности звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 209-214.11. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.12. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. №2. 13. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. 14. Механизмы и симптоматика детской дизартрии. Скорик-Сет Н.О. Аллея науки. 2018. Т. 3. № 11 (27). С. 480-485.15. Петина Л.Н. Анализ исследования просодической стороны голоса дошкольников и методические рекомендации по воспитанию просодии у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Общество. – 2022. – № 1-2(24). – С. 46-51.16. Павлова С.Ю. Исследование темпо-ритмической организации речи у старших дошкольников с дизартрией // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 7-1(9). – С. 131-136. 17. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральным параличом, и особенности логопедической работы II Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. М., 1975. 18. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1973.19. Понятие о дизартрии Мельникова А.С. Матрица научного познания. 2022. № 5-1. С. 315-319.20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

Список литературы

1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 77 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 450 с.
4. Винарская Е.Н. Дизартрия. // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 400 с.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384. (16) с. – (Высшая школа)
6. Гарева Т.А. Современные проблемы исследования моторно-двигательных и речеязыковых расстройств у детей с дизартрией // Современные вопросы биомедицины. – 2019. – Т. 3. – № 4(9). – С. 89-96.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. длялогопеда. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. – С. 17 – 21.
8. Жулина Е.В. К вопросу о диагностическом инструментарии дизартрии, значении логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет / Е.В. Жулина, Я.О. Ладина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-4. – С. 139-142.
9. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. – СПб: КАРО, 2007. – С. 78-80.
10. Кольчугина, А.Ю. Особенности звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-1. – С. 209-214.
11. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
12. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. №2.
13. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
14. Механизмы и симптоматика детской дизартрии. Скорик-Сет Н.О. Аллея науки. 2018. Т. 3. № 11 (27). С. 480-485.
15. Петина Л.Н. Анализ исследования просодической стороны голоса дошкольников и методические рекомендации по воспитанию просодии у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией // Общество. – 2022. – № 1-2(24). – С. 46-51.
16. Павлова С.Ю. Исследование темпо-ритмической организации речи у старших дошкольников с дизартрией // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 7-1(9). – С. 131-136.
17. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогическая характеристика детей с дизартрическими расстройствами и анартрией, страдающих церебральным параличом, и особенности логопедической работы II Нарушение речи и голоса у детей и взрослых. М., 1975.
18. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1973.
19. Понятие о дизартрии Мельникова А.С. Матрица научного познания. 2022. № 5-1. С. 315-319.
20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. – 223 с.