Представление об успехе и карьерном развитии у людей с разным опытом профессиональной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Механизмы формирования карьерных ожиданий молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности ………………………………..5
1.1. Первичные институты социализации как источник карьерных ожиданий……………………………………………………………………………..5
1.2. Личностные особенности как фактор построения карьеры………………….11
1.3. Институциональные возможности карьерного развития молодого специалиста…………………………………………………………………………15
2. Практическое исследование карьерных ожиданий молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности и рекомендации по их управлению…………………………………………………………………………20
2.1. Подготовка и проведение опроса……………………………………………..20
2.2. Обработка результатов опроса и первичные выводы………………………..23
2.3. Рекомендации по управлению карьерными ожиданиями молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности для работодателей………………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………...41
На каждого молодого специалиста наставник заполняет карьерную карту, в которой указаны следующие параметры:- базовое и дополнительное профессиональное образование;- результаты психологической оценки молодого специалиста;- карьерные цели и ожидания в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе;- параметры оценки достижения карьерных целей;- особенности мотивационной структуры молодого специалиста;- результаты прохождения каждого этапа программы наставничества;- заключение наставника и непосредственного руководителя.Вторая часть рекомендаций по управлению карьерными ожиданиями молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности посвящена формированию программы карьерного коучинга.Карьерный коучинг относительно молодое направление стратегического развития сотрудников в системе управления персоналом. Целью данного направления является стратегическое управление карьерой специалиста.Задачами программы карьерного коучинга являются:- определение направлений профессионального развития молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности;- обучение и закрепление навыков карьерного планирования;- развитие адекватной профессиональной самооценки молодого специалиста;- формирование индивидуального плана профессионального развития молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности.Рассмотрим предлагаемые инструменты карьерного коучинга.«4 шага к себе»Цель – формирование карьерных ожиданий и целей.Ход выполнения: исходя из различных ситуаций (на выбор коуча) молодые специалисты определяют карьерные ожидания и цели, затем выбирают те виды деятельности, которые присутствуют во всех ситуациях.«Пирамида логических уровней Р. Дилтса»Цель – определение профессиональной мотивации, проверка карьерных ожиданий с помощью пирамиды Р. Дилтса.Ход выполнения: все уровни пирамиды раскладываются на отдельных листах на одинаковом расстоянии. Каждый лист представляет собой отдельный уровень. Затем молодые специалисты оценивают себя, свое окружение согласно каждому уровню пирамиды. Оценка карьерных ожиданий происходит на следующих уровнях:- контекстный уровень;- уровень действий;- уровень профессиональных способностей;- уровень профессиональных ценностей;- уровень личностной оценки как профессионала;- уровень профессионального видения.Особенность данного инструмента заключается в том, что в ходе его использования молодые специалисты могут возвращаться на прежние уровни и вносить дополнения или изменения.Таким образом, достигается целостное представление о карьерных ожиданиях, а также снижается дихотомия карьерных ожиданий молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности.«50 фактов о себе»Цель – повышение уровня профессиональной самооценки.Ход выполнения: молодые специалисты составляют список своих сильных сторон и качеств, характеризующих их как профессионалов. В этом упражнении важно писать конкретные примеры, а не общие описания личностных черт.«Личный SWOT-анализ»Цель – выявление возможностей профессионального развития с учетом сильных и слабых сторон молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности.Ход выполнения: упражнение выполняется аналогично традиционному SWOT-анализу только применительно к личности молодого специалиста.Важно отметить, что молодые специалисты должны не только увидеть отдельные компоненты, но и разработать стратегии профессионального развития с их учетом.«Мое сетевое Я»Цель: диагностика образа участника группы, формируемого в онлайн- среде, и его сопоставление с образом профессионала в данной сфере.Инструкция: участники делятся на равные группы по 5-6 человек. Последовательно анализируются профайлы каждого из участников группы по следующим пунктам: Кто этот человек по профессии? Какое у него образование? Какой у него опыт работы? Где он работает? Каковы его достижения, чем он может гордится? Чем он интересуется? Какой образ жизни он ведет? Насколько он эрудирован? Каков уровень его интеллекта? Какой у него характер? Можно ли ему доверять?Результаты, фиксируется участником для дальнейшей работы и сопоставляются с образом профессионала в выбранной сфере.Коучинговая техника постановки целей по критериям SMARTERЦель: Постановка достижимой карьерной цели на 1-3 года.Инструкция: Участники, отвечают на вопросы, приведенные ниже и формулируют цель, для саморазвития в выбранной ими профессиональной сфере на ближайшие 1 -3 года. При этом, каждый заполняет в рабочей тетради соответствующую таблицу. Список вопросов включает в себя следующие: Чего Вы хотите? Почему это важно для Вас? Как вы можете это получить? Какие ресурсы Вам необходимы для достижения цели? Как Вы поймете, что цель успешно достигнута? Что Вы почувствуете в момент достижения цели? Как Вы насладитесь результатом достигнутой цели?После ответов на перечисленные выше вопросы, участники проверяют, насколько сформулированная ими цель соответствует критериям «SMARTER» и заполняют в рабочей тетради соответствующую таблицу, отмечая (если это необходимо) как нужно скорректировать формулировку цели, чтобы она больше отвечала каждому критерию.Целью эмпирического исследования являлось получение практической информации от опрашиваемых относительно их представлении о будущей карьере и имеющегося реального опыта. Сформулированные объект, предмет и гипотеза эмпирического исследования обуславливают структуру разработанной анкеты.Выборка респондентов составила 86 чел., что позволит обеспечить репрезентативность опроса выборочною совокупностью.Во втором параграфе главы проведен анализ полученных эмпирических данных, а также сформулированы основные выводы.Было выявлено, что карьерные ожидания молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности формируются в процессе учебы. Некоторые респонденты рассматривают работу во время обучения как один из начальных этапов развития своей карьеры.Большинство участников эмпирического исследования стремятся использовать полученные знания в процессе работы, у них сформулированы конкретные карьерные цели и ожидания. Такие респонденты более четко формулируют требования к месту работы, а также умеют ставить долгосрочные карьерные цели.Проведенное эмпирическое исследование выявило дихотомию мотивации молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности. Несмотря на ориентацию на материальное стимулирование респонденты хотят быть причастными к общему делу.Разработанные рекомендации по управлению карьерными ожиданиями молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности состоят из двух компонентов:- внедрение системы стратегического наставничества;- формирование программы карьерного коучинга.Оба компонента нацелены не просто на введение молодого специалиста в текущую деятельности компании, но и на стратегическое развитие его карьеры.Использование предлагаемых коучинговых техник и упражнений позволит сформировать у молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности комплексный подход к профессиональной карьере, при котором каждый следующий этап будет способствовать достижению поставленных стратегических целей в области профессионального развития молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности.Кроме того, сочетание системы наставничества и коучинговых приемов позволит нивелировать выявленную дихотомию карьерных ожиданий молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности.ЗаключениеРынок труда молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности является особым социально-демографическим сегментом экономики любой страны, имеющим определенные тенденции и закономерности развития, обусловленные спецификой возраста и статусного положения в обществе. В настоящее время во всем мире существует тенденция к повышению уровня безработицы среди молодежи и перехода их в статус «neet» - не учащихся и не работающих, что служит индикатором работающей со сбоями экономики, в полной мере не использующей потенциальную рабочую силу. Именно поэтому определение факторов, обуславливающих положение молодых людей и стратегий их поведения на рынке труда, а также причин возникновения подобных явлений, служит ключевым моментом для более эффективного включения данной категории в трудовую деятельность. Таким образом, карьера представляет собой процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций. Необходимость в управлении карьерой обусловлена ее важной ролью в жизни человека, деятельности организации, а также в развитии общества в целом. Стремление человека управлять своей карьерой объясняется тем огромным значением, которое имеет карьера для его жизнедеятельности. Не стоит ограничивать роль организации в управлении карьерой работников.В данном исследовании, был проведен опрос двух респондентов (студента и молодого специалиста) результаты, которого показали значимость опыта работы для структурированного формирования цели специалиста. И его дальнейшей вовлеченности в работу. Не мало известно, что отсутствие опыта становится главным ограничением, при прохождение собеседования на работу. Есть вероятность не пройти отбор на желаемую позицию в работе. Для решения данной проблемы, предлагается участить проведение стажировок в компаниях. Для ознакомления с деятельностью компании и должностными обязанностями на практическом примере.В условиях цифровой экономики, появления многочисленных современных технологий и сервисов работодатели столкнулись с проблемой идентификации карьерных ожиданий молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности. Появилась необходимость в планировании карьеры для этого необходимо было проводить ряд опросов, оценивать ситуацию, делать выводы.Для этого исследовано многообразие статей, монографий, интернет-источников и другие информационные материалы, посвященные теме карьеры и профессионального пути.Сделаны выводы о важности управлением карьерными ожиданиями молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности в контексте стратегического развития, на основе современных трендов в России и мировых практик.Особенно важно содействовать в разработке карьерных планов работников в таких случаях, когда компания нацелена на долгосрочное сотрудничество и является постоянно развивающимся, наблюдается тенденция оттока сотрудников, а показатели компании находятся в стадии стагнации, требуются новые современные виды мотивации, как например, карьерные ожидания.Выявлены особенности карьерных ожиданий современных молодых специалистов с разным опытом профессиональной деятельности, которые выражаются как в достижении наиболее высокого должностного положения, профессионального совершенствования, увеличении заработной платы, формировании способности стремительно приспосабливаться к меняющимся требованиям должности, работы, так и в снижении временных, трудовых и остальных связанных с этим издержек. В реальной жизни сам человек и компания зачастую оценивают карьеру идеальную для молодого специалиста.Список использованных источников1. Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2020. 662 с.2. Дорофеева Л.И. Проблемы социализации личности в новой модели организационного поведения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. Т.16, вып. 4. С. 413 - 419. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-164-413-419.3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2021. - 464 с. 4.Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2020.5. Кеннет Фи / Технологии обучения менеджеров // Где, когда и как их использовать. - М. - 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.labirint.ru.6. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом. Учебно-практическое пособие . Под ред. А.Я. Кибанова. – М. - 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.studentlibrary.ru.7. Корнелиус Н. HR-Менеджмент // Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. – Днепропетровск. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.livelib.ru.8. Краснова Н.В. Развитие персонала компании // Практическое пособие. - М. - 2021. 9. Ларри У. Стаут. Управление персоналом // Настольная книга менеджера. - М. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.labirint.ru.10. Национальный проект «Цифровая экономика России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.council.gov.ru.11. Пьянкова Л.А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. – 2021. – с. 48 – 53.12. Пьянкова Л.А. Проблема профессионального самоопределения обучающейся молодежи как процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических условиях. Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – с. 46 – 50.13. Смирнова И. Модели обучения / И. Смирнова // Высшее образование в России. - 2021. - № 3. – С. 96-99.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cyberleninka.ru.14. Шибанова Е. Ю., Малиновский С. С., Тойлуг-оол М. М., Дудина А. И. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 2. Вып. 36. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования., 2021.15. Шаповалов В.К., Минкина О.В. / Консультирование по карьере // Учебное пособие. - М. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.search.rsl.ru.16. Щербин, В.К., Симченко, Н.А. (2020). Сущностные характеристики социальных институтов экономического развития государства. Russian Journal of Management, 3(1), 42-47. doi: 10.12737/11794.Приложение 1Бланк анкеты1. В каком университете Вы получили степень бакалавра/специалиста?МГУ им. М. В. Ломоносова, другой факультетНИУ-ВШЭФинансовая академияМГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультетДругое.2. В каком университете Вы получили степень магистра? Если Вы закончили не одну магистратуру, укажите первую из них.МГУ им. М. В. Ломоносова, другой факультетНИУ-ВШЭФинансовая академияМГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультетЕще не закончил(а) магистратуруДругое.3. Специальность, которую Вы получили при обучении, связана с экономикой?ДаНет4. Где хотите работать по окончании ВУЗа?В российской коммерческой компанииВ международной коммерческой компании в РоссииВ международная компании не в РоссииОткрою свою компаниюБуду самозанятымДругое.5. Работали ли Вы по своей специальности (направлению) во время учебы?Да, и это помогло мне лучше понимать содержание дисциплинНет, был очень загружен учебойРаботал, но не по специальностиДругое.6. Как собираетесь искать работу? Выберите от 1-го до 4-ех вариантов.Уже нашел место работыЧерез службу занятости населенияЧерез ярмарки вакансий, проходящие на базе нашего ВУЗаС помощью родственников, друзей и знакомыхЧерез интернетНе собираюсь работатьДругое:7. Если Вы уже работаете, укажите, где?В российской компании, частью которой владеет государствоВ частной российской компанииВ частной международной компанииВ структуре, которая только частично финансируется бюджетом (например, университет)Другое:8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили положительно, скажите, Вам нравится Ваша работа? Если Вы не работаете, пропустите этот вопросНетДругоеПропустить вопросДа9. Чем Вам нравится Ваша работа? Расставьте по значимости факторы (1-ое место – очень нравится, последнее – не нравится, либо этого фактора нет):ЗарплатаУдобство расположенияРабочие задачиСоциальный пакетКоллективПолезность обществуТехнологичность организации работы у насВдохновляющий руководительЗарплатаУдобство расположенияРабочие задачиСоциальный пакетКоллективПолезность обществуТехнологичность организации работы у насВдохновляющий руководитель10. Если Вы ещё не работаете либо хотите поменять работу, как Вы представляете себе ту работу, которая Вас привлечет минимум на несколько лет. Расставьте по привлекательности факторы (1-ое место – самый привлекательный фактор):Высокая зарплатаУдобство расположенияИнтересные трудные задачиХороший социальный пакетПрофессиональный дружный коллективВдохновляющий руководительВозможность помогать и быть полезным обществуТехнологически современная компанияВысокая зарплатаУдобство расположенияИнтересные трудные задачиХороший социальный пакетПрофессиональный дружный коллективВдохновляющий руководительВозможность помогать и быть полезным обществуТехнологически современная компания 11. Какие карьерные цели наиболее важны для Вас? Выберите не менее одного и не более трех вариантов.Быть лидером или управлять людьмиИметь безопасное и стабильное трудоустройство со стабильным доходомМного зарабатыватьИметь баланс между работой̆ и личной̆ жизньюПостроить международную карьеруБыть приверженным общему делу или ощущать, что служишь на благо обществаРешать сложные и интересные задачиРеализовать свой предпринимательский̆, творческий̆ (инновационный̆) потенциалБыть самостоятельным или независимымСтать техническим или функциональным экспертомДругое.12. Что в работе кажется Вам самым важным? Выберите не менее одного и не более 4-х вариантов. Баланс работы и личной жизниВозможность расти профессиональноАвтономность и творческое самовыражениеСамореализацияДеньги, доходСлужение общему важному делу, идееСтатусДругое13. Работали ли/работаете ли Вы во время учебы? В счет идут стажировки, репетиторство, работа по найму и любая деятельность, которая требовала времени и приносила деньги.а) нетb) да, менее 2 летс) да, в общей сложности более 2 летПриложение 2Бланк для ответов№УтвержденияСтепень согласия123451У вас есть ясная карьерная цель2У меня есть конкретный план, как достичь моей карьерной цели3Я знаю свои сильные стороны4Я осознаю свои слабые стороны5У меня есть реалистичная, достижимая для меня карьерная цель6Я менял или пересматривал свои карьерные цели в связи с изменениями моей жизненной ситуации7У меня есть работа, которая позволит достичь моей карьерной цели8Я получал предложения о повышении в должности9Я очень вовлечен в свою работу10В свое свободное время я занимаюсь тем, что может помочь мне в моей работе11Я повышаю свою профессиональную квалификацию12Я стараюсь постоянно быть в курсе новых достижений в моей профессиональной отрасли13Я стараюсь выбирать сложные задания на работе, чтобы развивать способности, которые важны для профессионального роста и повышения в должности14Я считаю себя профессионалом и/или техническим экспертом15Я могу приспособиться к изменяющимся обстоятельствам16Я могу справляться с возникающими обстоятельствами17Я могу справляться с неожиданностями в работе18Я предлагаю усовершенствования в соей работе19Я положительно отношусь к изменениям в работе и организационным изменениям20Другие люди говорят мне. Что я хорошо работаю21Я могу найти способ выполнить работу в отсутствие моего непосредственного руководителяОпрос респондента №1№УтвержденияСтепень согласия123451У вас есть ясная карьерная цель+2У меня есть конкретный план, как достичь моей карьерной цели+3Я знаю свои сильные стороны+4Я осознаю свои слабые стороны+5У меня есть реалистичная, достижимая для меня карьерная цель+6Я менял или пересматривал свои карьерные цели в связи с изменениями моей жизненной ситуации+7У меня есть работа, которая позволит достичь моей карьерной цели+8Я получал предложения о повышении в должности+9Я очень вовлечен в свою работу+10В свое свободное время я занимаюсь тем, что может помочь мне в моей работе+11Я повышаю свою профессиональную квалификацию+12Я стараюсь постоянно быть в курсе новых достижений в моей профессиональной отрасли+13Я стараюсь выбирать сложные задания на работе, чтобы развивать способности, которые важны для профессионального роста и повышения в должности+14Я считаю себя профессионалом и/или техническим экспертом+15Я могу приспособиться к изменяющимся обстоятельствам+16Я могу справляться с возникающими обстоятельствами+17Я могу справляться с неожиданностями в работе+18Я предлагаю усовершенствования в соей работе+19Я положительно отношусь к изменениям в работе и организационным изменениям+20Другие люди говорят мне. Что я хорошо работаю+21Я могу найти способ выполнить работу в отсутствие моего непосредственного руководителя+Опрос респондента №2№УтвержденияСтепень согласия123451У вас есть ясная карьерная цель+2У меня есть конкретный план, как достичь моей карьерной цели+3Я знаю свои сильные стороны+4Я осознаю свои слабые стороны+5У меня есть реалистичная, достижимая для меня карьерная цель+6Я менял или пересматривал свои карьерные цели в связи с изменениями моей жизненной ситуации+7У меня есть работа, которая позволит достичь моей карьерной цели+8Я получал предложения о повышении в должности+9Я очень вовлечен в свою работу+10В свое свободное время я занимаюсь тем, что может помочь мне в моей работе+11Я повышаю свою профессиональную квалификацию+12Я стараюсь постоянно быть в курсе новых достижений в моей профессиональной отрасли+13Я стараюсь выбирать сложные задания на работе, чтобы развивать способности, которые важны для профессионального роста и повышения в должности+14Я считаю себя профессионалом и/или техническим экспертом+15Я могу приспособиться к изменяющимся обстоятельствам+16Я могу справляться с возникающими обстоятельствами+17Я могу справляться с неожиданностями в работе+18Я предлагаю усовершенствования в соей работе+19Я положительно отношусь к изменениям в работе и организационным изменениям+20Другие люди говорят мне. Что я хорошо работаю+21Я могу найти способ выполнить работу в отсутствие моего непосредственного руководителя+
2. Дорофеева Л.И. Проблемы социализации личности в новой модели организационного поведения // Изв. Сарат. ун-та. Нов. Сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2022. Т.16, вып. 4. С. 413 - 419. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-164-413-419.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2021. - 464 с.
4. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2020.
5. Кеннет Фи / Технологии обучения менеджеров // Где, когда и как их использовать. - М. - 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.labirint.ru.
6. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом. Учебно-практическое пособие . Под ред. А.Я. Кибанова. – М. - 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.studentlibrary.ru.
7. Корнелиус Н. HR-Менеджмент // Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. – Днепропетровск. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.livelib.ru.
8. Краснова Н.В. Развитие персонала компании // Практическое пособие. - М. - 2021.
9. Ларри У. Стаут. Управление персоналом // Настольная книга менеджера. - М. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.labirint.ru.
10. Национальный проект «Цифровая экономика России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.council.gov.ru.
11. Пьянкова Л.А. Анализ современных зарубежных концепций профессионального самоопределения. Вестник Сибирского государственного индустриального университета. – 2021. – с. 48 – 53.
12. Пьянкова Л.А. Проблема профессионального самоопределения обучающейся молодежи как процесс планирования ею карьеры в современных социально-экономических условиях. Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – с. 46 – 50.
13. Смирнова И. Модели обучения / И. Смирнова // Высшее образование в России. - 2021. - № 3. – С. 96-99. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cyberleninka.ru.
14. Шибанова Е. Ю., Малиновский С. С., Тойлуг-оол М. М., Дудина А. И. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов, И. Д. Фрумин. Т. 2. Вып. 36. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования., 2021.
15. Шаповалов В.К., Минкина О.В. / Консультирование по карьере // Учебное пособие. - М. - 2022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.search.rsl.ru.
16. Щербин, В.К., Симченко, Н.А. (2020). Сущностные характеристики социальных институтов экономического развития государства. Russian Journal of Management, 3(1), 42-47. doi: 10.12737/11794.