Исторический опыт отечественных полководцев и флотоводцев по формированию моральных и боевых качеств у воинов русской армии (XV – XIX вв.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Военное дело
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Развитие института формирования моральных и боевых качеств у воинов русской армии от княжеских дружин 3
1.1. Княжеские дружины 3
1.2. Стрелецкое войско 4
1.3. Петр I. Реформы военного образования 5
1.4. Екатерина II. Развитие военного образования 8
1.5. Реформы Павла I 8
Глава 2. Опыт отечественных полководцев 10
2.1. П. А. Румянцев-Задунайский (1725 – 1796) 10
2.2. Г.А. Потемкин (1739-1791) 11
2.3. А. В. Суворов (1730 - 1800) 11
2.4. М. И. Кутузов (1745 - 1813) 13
2.5. Сравнительный анализ Суворова и Кутузова 14
2.6. М.И. Драгомиров (1830-1905) 15
2.7. А.А. Брусилов (1853-1926) 16
Глава 3. Опыт отечественных флотоводцев 18
3.1. Особенности поддержания боевого духа и дисциплины на флоте 18
3.2. Ф.Ф. Ушаков (1745-1812) 19
3.3. П.С. Нахимов (1802-1855) 20
3.4. С.О. Макаров (1849-1905) 20
Заключение 22
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Особое внимание уделялось освоению тактических приёмов, маневров и взаимодействию между различными кораблями. Практические занятия, проводимые под руководством Ушакова, включали учебные маневры, тренировки в условиях, максимально приближенных к боевым, и моделирование различных боевых ситуаций. Ф.Ф. Ушаков также известен своими передовыми тактическими идеями, которые оказали влияние на развитие военно-морского искусства. Он стал основоположником новой "маневренной тактики", противопоставив её устоявшейся "линейной тактике" западных флотов. Ушаков предпочитал гибкие, динамичные маневры, которые позволяли оперативно реагировать на изменения в боевой обстановке и использовать сильные стороны своих кораблей.В целом, флотоводческое наследие адмирала Ф.Ф. Ушакова остаётся важной частью истории и теории военно-морского искусства. 3.3. П.С. Нахимов (1802-1855)Павел Степанович Нахимов сыграл значительную роль в Синопском сражении 1853 года, которое стало ключевым событием Крымской войны. Нахимов принимал смелые решения, показывая пример выдержанности и уверенности, что вдохновляло его подчиненных.Значительный вклад в воспитание моральных и боевых качеств моряковбыл обусловлен именно личным примером. Как выражаются исследователи, он “крейсировал в зимнем море вполне уверенно и даже несколько флегматически. Экипажи равнялись на невозмутимого Нахимова.”Нахимов утверждал, что близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу являются лучшей тактикой и уделял внимание формулировке своих приказов. Например, перед Синопским сражением он дал указания своим командирам о порядке атаки и подчеркнул, что каждый должен действовать независимо, но обязан выполнить свой долг. Также онобъявил им, что в случае встречи с заведомо более сильным противником он все равно намерен атаковать и выражал уверенность в том, что каждый из его подчиненных сделает свое дело.В этом подходе прослеживается значительная схожесть с Суворовым.3.4. С.О. Макаров (1849-1905)Степан Осипович Макаров жил в эпоху перехода от парусного флота к паровому и железному. С детства проявлял любовь к морскому делу и стремление к знаниям, был известен требовательностью к себе и самодисциплиной. В 1869 году Макаров был произведён в мичманы, а затем, благодаря своим работам по вопросам непотопляемости судов, в лейтенанты. Он участвовал в Русско-турецкой войне, где впервые применил минные катера против турецких кораблей, что стало началом новой эры в военно-морском деле. Его деятельность на Дальнем Востоке и командование корветом «Витязь» внесли значительный вклад в научные исследования и развитие океанографии.Макаров был автором многих трудов по морской тактике, кораблестроению и океанографии. Его книга «Рассуждения по вопросам морской тактики» заняла значимое место в развитии военно-морской науки. В рамках настоящей работы, однако, важно, что Макаров был известен своим вниманием к воспитанию экипажа. Он считал, что моральное состояние команды является ключевым фактором успешного выполнения боевых задач. В своих действиях он всегда руководствовался принципами справедливости и уважения к каждому моряку.Макаров требовал от своих подчинённых не только профессионализма, но и высокой дисциплины. Он активно поддерживал стремление к знаниям и саморазвитию, способствуя формированию целеустремлённых и ответственных моряков. Кроме того, адмирал стремился лично участвовать в обучении подчинённых.Примером служит его работа на корвете «Витязь», где он обучал офицеров и моряков не только тактическим манёврам и навигации, но и занимался с ними изучением иностранных языков и культур. Этот подход позволял создавать чрезвычайно высококвалифицированные и мотивированные команды, способные решать сложные задачи в различных условиях.Макаров также придавал большое значение личному примеру. Он сам демонстрировал высокие моральные качества, такие как честность, справедливость и смелость.В целом, Степан Осипович Макаров оставил огромное наследие в области морской науки и флотоводства. Его работы продолжают оказывать влияние на современное военно-морское дело, а имя навсегда останется в истории как символ выдающегося профессионализма и преданности делу.ЗаключениеТаким образом в настоящей работе рассмотрен практический опыт многих выдающихся полководцев и флотоводцев российского государства на той или иной стадии его существовании. Все эти люди во многом демонстрировали общие подходы по формированию нравственных и боевых качеств личного состава, но выделялись своими собственными уникальными чертами. Помимо этого, была проанализирована эволюция института формирования моральных качеств вооруженных сил, необходимость возникновения которого обусловилась появлением регулярной армии. Так же был выявлена проблема соответствия реальной личности полководца его историческому образу. Проблема частично решается обращением к воспоминаниям современников, которые являются наиболее надежным источником информации. В целом эффективные практики по формированию моральных и, как следствие, боевых качеств свелись к следующим пунктам:Полноценное и качественное обеспечение личного состава всем необходимым. Хотя отечественные солдаты не раз демонстрировали свои лучшие качества не имея еды, обуви на ногах или даже оружия, однако, в долгосрочной перспективе именно данное правило целесообразно рассматривать как основополагающее.Солдаты должны понимать, за что они воюют и ради чего рискуют своей жизнью. Этот пункт является ключевым в контексте изучения военно-политической работы.Взаимное уважение солдат и командного состава, не выходящее за рамки дисциплины и субординации. Повторно цитируя Суворова, “солдат должен не только бояться своего начальника, но и любить его.”Тщательное обучение, приближенное к реальным полевым условиям. Хотя опытные кадры и командный состав, по практически единогласному мнению, должны быть способны пользоваться значительной независимостью, рядовым, особенно не имеющим должного боевого опыта, целесообразнее опираться в первую очередь на муштру. Солдаты перенимают черты своих командиров. Не только добродетели, но и пороки, поэтому командный состав должен помнить, что является примером и объектом для подражания. Это налагает жесткие моральные аспекты на процесс отбора офицерского состава. Щедрость на похвалы и награды. Поощрения служат мощным стимулом, а ордена и медали существуют для того, чтобы их вручали. Каждый солдат должен чувствовать себя в силах быть награжденным за подвиг. Близость высшего командного состава к рядовому. Генерал не должен быть мифической фигурой. Солдаты должны знать его в лицо, знать его голос и видеть, как он ест ту же самую пищу, что и они.В то же время необходимо отметить, что ни один из рассмотренных исторических деятелей не продемонстрировал возможности эффективного поддержания боевого духа путем террора. Все вышеперечисленные аспекты являются значимыми и ни один из них не компенсирует отсутствие какого-либо другого. В сочетании все они продемонстрировали свою эффективность в различных исторических контекстах и помогли российским военнослужащимвыдержать тяжелые испытания и добиться выдающихся побед.Список литературыАнтонов, Ю. С. Формирование нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века. Автореферат диссертации.URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennykh-tsennostei-u-voennosluzhashchikh-russkoi-armii-xviii-nachala-xxБелоусов, И. И. Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров Российской армии и флота в XVIII веке.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-aspekty-vospitaniya-voennyh-kadrov-rossiyskoy-armii-i-flota-v-xviii-veke/viewerВ.Д. Карандашов. Исторические традиции воинского воспитания в России.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-traditsii-voinskogo-vospitaniya-v-rossii/viewerКерсновский, А. А. История русской армии. [Электронная книга]. URL: http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.htmlТажиев А.К. Морально-психологическая подготовка военнослужащих русской армии в первой половине XIX века. Автореферат диссертации.URL:https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004321639.pdfАлехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века. Автореферат диссертации.URL:https://www.dissercat.com/content/razvitie-teorii-i-praktiki-voennogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-nachala-xx-vekaМ.О. Акишин. "Правила службы на судах" 1698 г. - первый военно-морской устав России эпохи Петра Великого. https://cyberleninka.ru/article/n/pravila-sluzhby-na-sudah-1698-g-pervyy-voenno-morskoy-ustav-rossii-epohi-petra-velikogo/viewerА.В. Шишов. Военные реформы Петра Великого в ходе Северной войны 1700-1721 года. https://cyberleninka.ru/article/n/voennye-reformy-petra-velikogo-v-hode-severnoy-voyny-1700-1721-gg/viewerЭ.Р. Исхаков, С.Г. Аксенов. Законодательство Петра Первого по обеспечению и защите прав по охране здоровья и лечения заболевших и раненых моряков военного флота России согласно Морскому уставу 1720 года. https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-petra-pervogo-po-obespecheniyu-i-zaschite-prav-po-ohrane-zdorovya-i-lecheniya-zabolevshih-i-ranenyhmoryakov-voennogo/viewerБрусилов А.А. Воспоминания. Воениздат, 1963. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/brusilov/index.html(Дата обращения: 01.06.2024)В.Н. Глазьев. "Стрельцы и их начальники в XVI веке". Из сборника "Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455-летию начала Ливонской войны". 2013г.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/streltsy-i-ih-nachalniki-v-xvi-v/viewerН. Р. Славнитский. «Петр I и его "птенцы" в осадных операциях Северной войны». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pyotr-i-i-ego-ptentsy-v-osadnyh-operatsiyah-severnoy-voyny/viewerДанила Сергеевич Смыслов, Евгений Григорьевич Стрельченко. "Александр Васильевич Суворов как личность".URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-vasilievich-suvorov-kak-lichnost/viewerМ.Ю. Гутман, П.Д. Николаенко. "Важнейшее сражение Северной войны 1700–1721 гг." URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vazhneyshee-srazhenie-severnoy-voyny-1700-1721-gg-k-300-letiyu-poltavskoy-bitvy/viewerЕ.В. Тарле. "Михаил Илларионович Кутузов — полководец и дипломат" URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-illarionovich-kutuzov-polkovodets-i-diplomat/viewerК.Б. Жучков. "М.И. Кутузов по характеристике его окружения в Отечественную войну 1812 года". https://cyberleninka.ru/article/n/m-i-kutuzov-po-harakteristike-ego-okruzheniya-v-otechestvennuyu-voynu-1812-goda/viewer Феофанов А.М. “Российский генералитет XVIII века: социальная динамика поколений”. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-generalitet-xviii-veka-sotsialnaya-dinamika-pokoleniyПрокоп Т.И. “Администратор и военачальник Пётр Александрович Румянцев-Задунайский”. https://cyberleninka.ru/article/n/administrator-i-voenachalnik-pyotr-aleksandrovich-rumyantsev-zadunayskiy/viewerА.Н. Дахин, «Мифы истории, или Драгомиров как отец военной психологии». https://cyberleninka.ru/article/n/mify-istorii-ili-dragomirov-kak-otets-voennoy-psihologii/viewerС.С. Юдин, «Донос и жалобы на генерала М.И. Драгомирова (1850–1890-е гг.)» https://cyberleninka.ru/article/n/donosy-i-zhaloby-na-generala-m-i-dragomirova/viewerВ.И. Шеремет, "Синоп — 1853. Новое прочтение". https://cyberleninka.ru/article/n/sinop-1853-novoe-prochtenieА.Н. Грищенко, "Флотоводческое наследие адмирала Ф.Ф. Ушакова".https://cyberleninka.ru/article/n/flotovodcheskoe-nasledie-admirala-f-f-ushakova/viewerТ.Н. Ясько «Адмирал С. О. Макаров». https://cyberleninka.ru/article/n/admiral-s-o-makarov/viewer

Список литературы
1. Антонов, Ю. С. Формирование нравственных ценностей у военнослужащих русской армии XVIII - начала XX века. Автореферат диссертации. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennykh-tsennostei-u-voennosluzhashchikh-russkoi-armii-xviii-nachala-xx
2. Белоусов, И. И. Духовно-нравственные аспекты воспитания военных кадров Российской армии и флота в XVIII веке. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-aspekty-vospitaniya-voennyh-kadrov-rossiyskoy-armii-i-flota-v-xviii-veke/viewer
3. В.Д. Карандашов. Исторические традиции воинского воспитания в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-traditsii-voinskogo-vospitaniya-v-rossii/viewer
4. Керсновский, А. А. История русской армии. [Электронная книга]. URL: http://militera.lib.ru/h/kersnovsky1/index.html
5. Тажиев А.К. Морально-психологическая подготовка военнослужащих русской армии в первой половине XIX века. Автореферат диссертации. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004321639.pdf
6. Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII - начала XX века. Автореферат диссертации. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-teorii-i-praktiki-voennogo-obrazovaniya-v-rossii-xviii-nachala-xx-veka
7. М.О. Акишин. "Правила службы на судах" 1698 г. - первый военно-морской устав России эпохи Петра Великого. https://cyberleninka.ru/article/n/pravila-sluzhby-na-sudah-1698-g-pervyy-voenno-morskoy-ustav-rossii-epohi-petra-velikogo/viewer
8. А.В. Шишов. Военные реформы Петра Великого в ходе Северной войны 1700-1721 года. https://cyberleninka.ru/article/n/voennye-reformy-petra-velikogo-v-hode-severnoy-voyny-1700-1721-gg/viewer
9. Э.Р. Исхаков, С.Г. Аксенов. Законодательство Петра Первого по обеспечению и защите прав по охране здоровья и лечения заболевших и раненых моряков военного флота России согласно Морскому уставу 1720 года. https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelstvo-petra-pervogo-po-obespecheniyu-i-zaschite-prav-po-ohrane-zdorovya-i-lecheniya-zabolevshih-i-ranenyhmoryakov-voennogo/viewer
10. Брусилов А.А. Воспоминания. Воениздат, 1963. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/brusilov/index.html(Дата обращения: 01.06.2024)
11. В.Н. Глазьев. "Стрельцы и их начальники в XVI веке". Из сборника "Русская армия в эпоху царя Ивана IV Грозного: материалы научной дискуссии к 455-летию начала Ливонской войны". 2013г. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/streltsy-i-ih-nachalniki-v-xvi-v/viewer
12. Н. Р. Славнитский. «Петр I и его "птенцы" в осадных операциях Северной войны». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pyotr-i-i-ego-ptentsy-v-osadnyh-operatsiyah-severnoy-voyny/viewer
13. Данила Сергеевич Смыслов, Евгений Григорьевич Стрельченко. "Александр Васильевич Суворов как личность". URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-vasilievich-suvorov-kak-lichnost/viewer
14. М.Ю. Гутман, П.Д. Николаенко. "Важнейшее сражение Северной войны 1700–1721 гг." URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhneyshee-srazhenie-severnoy-voyny-1700-1721-gg-k-300-letiyu-poltavskoy-bitvy/viewer
15. Е.В. Тарле. "Михаил Илларионович Кутузов — полководец и дипломат" URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-illarionovich-kutuzov-polkovodets-i-diplomat/viewer
16. К.Б. Жучков. "М.И. Кутузов по характеристике его окружения в Отечественную войну 1812 года". https://cyberleninka.ru/article/n/m-i-kutuzov-po-harakteristike-ego-okruzheniya-v-otechestvennuyu-voynu-1812-goda/viewer
17. Феофанов А.М. “Российский генералитет XVIII века: социальная динамика поколений”. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-generalitet-xviii-veka-sotsialnaya-dinamika-pokoleniy
18. Прокоп Т.И. “Администратор и военачальник Пётр Александрович Румянцев-Задунайский”. https://cyberleninka.ru/article/n/administrator-i-voenachalnik-pyotr-aleksandrovich-rumyantsev-zadunayskiy/viewer
19. А.Н. Дахин, «Мифы истории, или Драгомиров как отец военной психологии». https://cyberleninka.ru/article/n/mify-istorii-ili-dragomirov-kak-otets-voennoy-psihologii/viewer
20. С.С. Юдин, «Донос и жалобы на генерала М.И. Драгомирова (1850–1890-е гг.)» https://cyberleninka.ru/article/n/donosy-i-zhaloby-na-generala-m-i-dragomirova/viewer
21. В.И. Шеремет, "Синоп — 1853. Новое прочтение". https://cyberleninka.ru/article/n/sinop-1853-novoe-prochtenie
22. А.Н. Грищенко, "Флотоводческое наследие адмирала Ф.Ф. Ушакова". https://cyberleninka.ru/article/n/flotovodcheskoe-nasledie-admirala-f-f-ushakova/viewer
23. Т.Н. Ясько «Адмирал С. О. Макаров». https://cyberleninka.ru/article/n/admiral-s-o-makarov/viewer