Позиция автора-женщины в современной журналистике. И вот в этом разрезе проверить некое отношение читателей к текстам и их позиционированию.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТЕКСТОВ НА АУДИТОРИЮ 5
1.1 Гендерный стереотип как призма восприятия действительности 5
1.2 Публицистические тексты: структура и стиль 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВ ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ 17
2.1 Аналитические материалы авторов-женщин 17
2.2 Аналитические материалы авторов-мужчин 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
В качестве решающего аргумента там был один, а здесь — два комментария экспертов. При этом, мнение одного из них —Е. Яшенкова— звучит весьма неопределенно, на что и обратили внимание читатели (рис. 6):Рис. 6 Комментарий про неопределенное мнение экспертаОбщее заключение по анализу материала: комментарии касаются исключительно низкого качества материала, без оценки позиции того, кто этот материал написал (потому что ее нет).Таким образом, манипулятивный текст без выраженной авторской позиции, претендующий на аналитику, но на деле таковой не являющийся, может принадлежать как женщине, так и мужчине. Его тенденциозность и есть главная причина недовольства аудитории, а вовсе не слабая логика, которая могла быть присуща женщине согласно теории гендерных стереотипов.2.2.2 Онлайн-издание KP.ru, 28.02.2024:«Цены на квартиры в России упадут: Когда подешевеют вторичка и первичка», автор Е. Беляков[15]В лиде материала автор Е. Беляков указывает, что «Эксперт по недвижимости Вихлянцев спрогнозировал снижение цен на вторичном рынке». Снижение цен на «вторичку» является тезисом, который далее он пытается доказать.В хронологическом порядке автор описывает, как спрос взлетел и потом опустился. При этом, рост цен на жилье не прекратился, хотя и замедлился (приводятся статистические данные с 2016 года). Несмотря на поведение рынка — растущий тренд за последние 8 лет — снижение цен в 2024 году все равно прогнозируется, и главное обоснование заключается в том, что «Рост цен привел к тому, что доступность жилья сейчас даже ниже, чем в начале 2020 года. Так что пора маятнику качнуться немного в другую сторону» (комментарий заявленного в лиде эксперта Р. Вихлянцева).В данном материале, который представляет собой, по сути, комментарий и не претендует на развернутый анализ, суждение одного человека, не принадлежащего к какой-либо коммерческой компании (Р. Вихлянцев — член совета гильдии риэлторов Московской области), дает почву для размышлений читателям.Реакция аудитории в Telegramиздания [19]показывает, что данному контр-логическому заявлению Р. Вихлянцева никто не верит (рис. 7):Рис. 7 Комментарии под материалом в TelegramKP.ruТаким образом, журналист Е. Беляков создал заведомо дискуссионный материал, где привел инфографику со статистикой по растущим ценам с 2016 года и противоречащий ей прогноз эксперта Р. Вихлянцева. Однако, поскольку этот материал подается как комментарий (судя по структуре), здесь не хватает оценочной позиции со стороны журналиста. Для аналитической статьи слишком мало экспертных мнений (фактически, одно). Если бы автор добавил в заключение троп, которым показал бы свое отношение к прогнозу, — например, сравнил бы рынок с прибоем, который обязательно должен откатиться назад, то смог бы предотвратить негатив по отношению к материалу. Все зависит от цели автора: создать дискуссию или показать свою позицию по отношению к теме. Здесь, по-видимому, присутствует первое, однако авторская позиция очень ценится в Telegram, поэтому добавление ее в текст поста (не статьи на сайте, а именно публикации в Telegram) могло бы дать больший положительный эффект касательно количества и качества реакций под постом, нежели текущий дискуссионный задел.Таким образом, мы приходим к выводу, что Е. Беляков неумело руководит мнением аудитории (фактически, просто вызывает дискуссию безотносительно ее тональности по отношению к материалу), что не характеризует его как профессионального публициста.В целом, как показывает анализ, мнения аудитории зависят от качества журналистского текста (насколько он логичен-непредвзят или, наоборот, тенденциозен), а также от того, выражена или нет в нем позиция автора. Если позиция оценки изложенных аргументов не звучит, то аудитория теряется, поскольку самостоятельно сделать вывод на основе прочитанного мало кто из не-специалистов в состоянии. Среди проанализированных материалов мы не встретили ни одного текста, в котором эта позиция считывалась бы явно и, тем более, работала бы на повышение доверия и лояльности к автору или его изданию. Следовательно, комментарии справедливо полны иронии и негатива, поскольку данные авторы отняли у людей время на чтение малопонятного или, что хуже, — манипулятивного текста, а никакой пользы не дали. Речи о гендерно-стереотипном восприятии здесь идти не может, поскольку у читателей в эпоху информационной перегрузки хорошо бы хватило сил самостоятельно выявить смыслы и эмоционально оценить суть того, что написали журналисты, с точки зрения истинности положения вещей и внутреннего согласия или несогласия с этим, не говоря уже о какой-либо иной оценке. ЗАКЛЮЧЕНИЕМы провели исследование с целью выявить женскую авторскую позицию в современной журналистике-публицистике и сравнить отношение к публикациям авторов-женщин и авторов-мужчин со стороны читателей. Для достижения цели мы последовательно решили ряд задач исследования, а именно, мы:1.Рассмотрели гендерные стереотипы как призму восприятия действительности. Оказалось, что гендерные стереотипы как социальные выражения понятий маскулинности и феминности являются средством социализации, самоидентификации людей и помогают им ориентироваться в жизни. Они также являются барьерами для женского самовыражения (в большинстве случаев), как и мужского. Основываясь на том, как поступать правильно, насколько они маскулинны или феминны, люди перестают адекватно выражать себя, что приводит к внутреннему дисбалансу, который мешает им быть счастливыми. Социальные предубеждения, вопросы об их работе, семье и, в конечном счете, гендерное неравенство и гендерные стереотипы — это прежде всего следствие нашего бессознательного мышления.Гендерные стереотипы отличаются жизнестойкостью, они закрепились в сознании большей части населения, что способствует передаче стереотипов из поколения в поколение при социализации. Исходя из этого, необходимо проводить работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества.Мы выяснили, что смысловое содержание гендерных стереотипов зависит от экономических, социальных и культурных особенностей конкретного социума. В России, несмотря на высокий процент занятости женского населения в социальном и профессиональном производстве, по-прежнему актуальна идея патриархального образа жизни, что проявляется в неравенстве между мужчинами и женщинами. 2.Изучили структуру и стиль публицистических текстов. Так, публицистика делится на рациональную и эмоциональную. Тексты рациональной публицистики сфокусированы на проблемах (среди жанров рациональной публицистики рассмотренные в работе аналитическая, трендовая статья, комментарий), а эмоциональной — на людях. Каждый из упомянутых жанров имеет свою структуру, что предполагает более быстрое усвоение информации аудиторией.Что касается стиля публицистики, то, поскольку основные функции публицистического текста заключаются не просто в информировании аудитории, но в формировании у нее определенного отношения к этой информации и получении обратной связи, то и стилю присуща некая оценочность, эмоциональная заряженность. Поскольку основным стилеобразующим принципом публицистики является оценочность, которая реализуется прежде всего через тропы —метафору, метонимию и сравнение, то можно заключить, что изобразительные средства языка являются одним из наиболее ярких и действенных средств реализации воздействующей функции с элементами манипуляции в публицистических текстах. 3.Проанализировали аналитические тексты авторов-женщин и авторов-мужчин. Мы провели исследование на базе четырех текстов, посвященных актуальной теме, связанной с ситуацией на рынке недвижимости в РФ. Два текста принадлежат женщинам и два — мужчинам: - Онлайн-издание «Коммерсант», аналитическая статья: «В квартиры подселяются дисконты», автор А. Мерцалова,- Онлайн-издание «Циан.Журнал Pro», трендовая статья: «Вторичка»–2024: что будет с ценами, ипотекой и предложением?», автор Ю. Судакова,- Онлайн-издание NGS1.ru, аналитическая статья: «Ставки просто запредельные». Риелторы объяснили, почему в России рухнул спрос на вторичку и стоит ли ждать снижения цен, автор А. Мартыгин - Онлайн-издание KP.ru, комментарий: «Цены на квартиры в России упадут: Когда подешевеют вторичка и первичка», автор Е. Беляков 4.Сделали выводы относительно цели исследования. Анализ показал, что мнение аудитории определяется качеством журналистского текста (его логичностью и непредвзятостью или тенденциозностью) и наличием позиции автора, которая могла бы быть выражена стилистически (через эмоционально окрашенные средства языка). Среди проанализированных материалов не было текстов с четко выраженной позицией автора, которая способствовала бы повышению доверия и лояльности к автору или изданию. В результате комментарии читателей содержат иронию и негатив, так как авторы потратили их время на малопонятный (если позиция автора не выражена, аудитория испытывает затруднения с самостоятельными выводами по сложной теме рынка недвижимости, так как не все могут разобраться в аргументации экспертов без помощи специалиста) или манипулятивный текст без предоставления реально полезной информации. Гендерно-стереотипное восприятие здесь не выявлено, потому что читатели в условиях информационной перегрузки способны лишь самостоятельно нащупать смысл подобных материалов и оценить его с точки зрения истинности положения вещей и своего отношения к ней. В таких условиях им не хватает ресурсов на то, чтобы обращать внимание на подачу или делать выводы о том, что аргументы женских авторов нерелевантны.Таким образом, феминность авторской позиции или построения текстов авторов-женщин никак себя не проявляет, а на первый план выходят именно качественные характеристики материала. Аудитория справедливо критикует материалы за их низкое качество и отсутствие выраженной позиции авторов, не принимая во внимание их гендер.В заключение отметим, что гипотеза исследования подтвердилась, все поставленные задачи решены, а цель достигнута.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАгеев В.С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. – № 2, 1989.Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс - медиа // Женщины: свобода слова и творчества. / Н.И. Ажгихина. - Москва: Эслан, 2001. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М: МГУ, 2004. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика / Отв. ред. З. А. Хоткина. – М.: Институт социально– экономических проблем народонаселения РАН, 1992. Геодакян В. А. Два пола. Зачем и почему? – СПб: Омега, 1992.Кирилина А. В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика. // Имидж женщины-лидера. - 2008. - №12т.Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. Поленина С. В. Гендерное равенство: о проблеме равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: учебное пособие/ С. В. Поленина. – Москва: Аспект-Пресс, 2015. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание/ Н. Л. Пушкарева. - СПб: Алетейя, 2007. Пушкарева Н.А., Хоткина З.А., Трофимова Е.И. Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999.Рябова Т. Б. «Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований» / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. T.V. Вып. 1/2 (15/16). —2003.Basow S. A. Gender stereotypes and roles. – Pacific Grove, 1992.Электронные ресурсы:Анонс статьи А. Мерцаловой в Telegram «Коммерсанта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.telegram.org/a/#-1001419310838_1769297 (дата обращения: 10.06.2024)Беляков Е. Цены на квартиры в России упадут: Когда подешевеют вторичка и первичка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27573/4897338/(дата обращения: 10.06.2024)Ким М. Н. Технологии создания журналистского произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/81.htm#з_02 (дата обращения: 09.06.2024)Ковалевская Е.В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-sravnenie-v-publitsisticheskom-tekste (дата обращения: 09.06.2024)Колесниченко А. В. Практическая журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text28/0036.htm (дата обращения: 09.06.2024)Краткое содержание статьи Е. Белякова в Telegram «Комсомольской правды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.telegram.org/a/#-1001922942487_527227 (дата обращения: 10.06.2024)Мартыгин А. «Ставки просто запредельные». Риелторы объяснили, почему в России рухнул спрос на вторичку и стоит ли ждать снижения цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ngs.ru/text/realty/2024/02/26/73261640/(дата обращения: 10.06.2024)Мерцалова А. В квартиры подселяются дисконты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6748049 (дата обращения: 10.06.2024)Солодовникова Н.В. Роль метафоры в публицистическом дискурсе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-metafory-v-publitsisticheskom-diskurse (дата обращения: 09.06.Судакова Ю. «Вторичка»–2024: что будет с ценами, ипотекой и предложением? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cpb.cian.ru/stati-vtorichka-2024-chto-budet-s-tsenami-ipotekoj-i-predlozheniem-333268/ (дата обращения: 10.06.2024)Ушахина Е. Эмоции помогают запоминать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/09/emocii-pomogayut-zapominat/ (дата обращения: 09.06.2024)
2. Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в современных масс - медиа // Женщины: свобода слова и творчества. / Н.И. Ажгихина. - Москва: Эслан, 2001.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М: МГУ, 2004.
5. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика / Отв. ред. З. А. Хоткина. – М.: Институт социально– экономических проблем народонаселения РАН, 1992.
6. Геодакян В. А. Два пола. Зачем и почему? – СПб: Омега, 1992.
7. Кирилина А. В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика. // Имидж женщины-лидера. - 2008. - №12т.
8. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004.
9. Поленина С. В. Гендерное равенство: о проблеме равных прав и равных возможностей мужчин и женщин: учебное пособие/ С. В. Поленина. – Москва: Аспект-Пресс, 2015.
10. Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание/ Н. Л. Пушкарева. - СПб: Алетейя, 2007.
11. Пушкарева Н.А., Хоткина З.А., Трофимова Е.И. Женщина. Гендер. Культура. – М., 1999.
12. Рябова Т. Б. «Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований» / Т. Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. T.V. Вып. 1/2 (15/16). —2003.
13. Basow S. A. Gender stereotypes and roles. – Pacific Grove, 1992.
Электронные ресурсы:
14. Анонс статьи А. Мерцаловой в Telegram «Коммерсанта» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.telegram.org/a/#-1001419310838_1769297 (дата обращения: 10.06.2024)
15. Беляков Е. Цены на квартиры в России упадут: Когда подешевеют вторичка и первичка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/27573/4897338/(дата обращения: 10.06.2024)
16. Ким М. Н. Технологии создания журналистского произведения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/81.htm#з_02 (дата обращения: 09.06.2024)
17. Ковалевская Е.В. Метафора и сравнение в публицистическом тексте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-i-sravnenie-v-publitsisticheskom-tekste (дата обращения: 09.06.2024)
18. Колесниченко А. В. Практическая журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.evartist.narod.ru/text28/0036.htm (дата обращения: 09.06.2024)
19. Краткое содержание статьи Е. Белякова в Telegram «Комсомольской правды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://web.telegram.org/a/#-1001922942487_527227 (дата обращения: 10.06.2024)
20. Мартыгин А. «Ставки просто запредельные». Риелторы объяснили, почему в России рухнул спрос на вторичку и стоит ли ждать снижения цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ngs.ru/text/realty/2024/02/26/73261640/(дата обращения: 10.06.2024)
21. Мерцалова А. В квартиры подселяются дисконты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6748049 (дата обращения: 10.06.2024)
22. Солодовникова Н.В. Роль метафоры в публицистическом дискурсе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-metafory-v-publitsisticheskom-diskurse (дата обращения: 09.06.
23. Судакова Ю. «Вторичка»–2024: что будет с ценами, ипотекой и предложением? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cpb.cian.ru/stati-vtorichka-2024-chto-budet-s-tsenami-ipotekoj-i-predlozheniem-333268/ (дата обращения: 10.06.2024)
24. Ушахина Е. Эмоции помогают запоминать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2014/07/09/emocii-pomogayut-zapominat/ (дата обращения: 09.06.2024)