Роль свойств нервной системы при формировании волевых качеств спортсмена.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования волевых качеств в психологии 6
1.1 Определение воли и волевых качеств в психологии 6
1.2 Формирование волевых качеств у спортсменов 11
Глава 2. Определение роли свойств нервной системы при формировании волевых качеств спортсмена 18
2.1 Характеристика свойств нервной системы 18
2.2 Взаимосвязь свойств нервной системы и волевых качеств спортсмена 25
Заключение 29
Список использованных источников 30
Стремитесь к лидерству в процессе общения, любите командовать другими людьми. Однако из-за неуравновешенности и несдержанности собственных эмоций у него часто возникают конфликтные отношения с окружающими.Холерику свойственны резкость и быстрота движений, сила, импульсивность, яркое выражение эмоциональных переживаний, возможно возникновение аффективных состояний. О таком человеке говорят, что он слишком горячий, безудержный. При этом такой индивидуум быстро остывает и успокаивается, если уступает ему, идет ему навстречуФлегматик – это медлительный, уравновешенный и спокойный человек, которого непросто обидеть эмоционально и невозможно разозлить. Его чувства почти отсутствуют. У него сильная, уравновешенная и малоподвижная (инертная) нервная система.Для него характерна высокая активность, которая значительно преобладает над низкой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и языке. Упрямый и упрямый «труженик жизни», рассчитавшись с силами, доводит дело до конца. Экономьте энергию, не тратьте ее впустую. Однако он не проявляет инициативы в деятельности, испытывает недостаток ресурсов, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой среде, медленно перестраивает свои навыки и привычки, склонен к совершению некоторых привычных действий.В отношениях с другими людьми флегматик проявляет мало инициативы и активности. Обычно ему трудно знакомиться с новыми людьми. Однако флегматик не боится участвовать в коллективных мероприятиях, в меру общителен даже в отношениях, не любит попусту болтать и мало контактирует [3].Флегматик отличается однообразием, постоянством, глубиной чувств и настроений, редко теряет терпение, не склонен к привязанностям. Его сложно рассмешить и возбудить: если вокруг него громко смеются, он может остаться невозмутимым. Когда у него большие проблемы, он остается спокойным.Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он не на все откликается, но когда откликается, то многое переживает, хотя мало выражает своих чувств. имеют слабый тип нервной системы.В обычных и спокойных условиях деятельность меланхолика может быть весьма продуктивной. В нормальных условиях он глубокая и осмысленная личность, может быть хорошим работником, успешно справляться с жизненными задачами. При благоприятных условиях может проявить склонность к художественному творчеству, к научной работе. При неблагополучных условиях меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен, ему присущи легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Ему сложно долго концентрироваться на чем-то, малейшие трудности заставляют его опускать руки [9].Меланхолик не общительный человек, не любит шумных, веселых компаний, ищет уединения. Ему сложно познакомиться с новым человеком. Большое количество общения с другими людьми утомляет его, поэтому он часто замкнут. Однако в дружеской, знакомой обстановке, среди близких ему людей он часто может быть открытым и общительным.Повышенная эмоциональная чувствительность меланхолика приводит к тому, что незначительные поводы могут вызвать у него слезы, он слишком обидчив, болезненно чувствителен и глубоко проживает такие жизненные обстоятельства, которые совсем этого не заслуживают. Глубина и устойчивость чувств сочетаются со слабой их выраженностью, стремлением чувствовать все в себе. Характеризуется ограничением моторики и невнятностью речи, застенчивостью, застенчивостью, нерешительностью. При неблагополучных условиях может превратиться в человека, у которого может сформироваться отрицательное качество личности – мнительность.2.2 Взаимосвязь свойств нервной системы и волевых качеств спортсменаВ большинстве видов спорта подбирают людей с определенной доминирующей тенденцией в проявлении свойств нервной системы. В видах спорта, где комплекс быстродействия является одним из основных факторов, который определяет успех спортивной деятельности, спортсмены вомногих случаяхобладают слабой нервной системой, подвижностью нервных процессов, преобладанием возбуждения либо уравновешенностью по «внешнему» балансу. В видах спорта, которые требуют таких качеств как выносливость и устойчивость к однообразию тренировочных нагрузок, многие спортсменыобладают типологическими особенностями, способствующими проявлению данных качеств: слабойлибо средней силой нервной системы, инертностью нервных процессов, уравновешенностьюлибо преобладанием торможения по «внешнему» балансу и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. В технически сложных видах спорта доминируют спортсмены, имеющие уравновешенность по «внешнему» балансу и инертность нервных процессов, точнее сказать типологическими особенностями, которые обеспечивают точность движений и хорошую двигательную память. В конце концов, в видах спорта, которые требуют, чтобы проявляли скоростной выносливости, многие спортсменыобладают сильной нервной системой, средней подвижностью нервных процессов, преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу, точнее сказать типологией, способствующей проявлению терпеливости к утомлению и недостатку кислорода в крови [14].В игровых видах спорта различение спортсменов по типологическим особенностям хуже выражена. Только можно заметить, что преобладают игроки, имеющие подвижность нервных процессов.Это способствует быстрому переключению с одной ситуации на иную. Однако в спортивной игреотличнопроявитьсебя могут спортсмены совсякой типологией.Все зависит от того, на какое амплуа они попадают. Так игроки, имеющие подвижность нервных процессов и слабость нервной системы успешнее действуют в начале тайма либо партии и хуже проводят концовки. Это объясняется тем, более быстрой врабатываемостью и меньшей возможностью сопротивляться усталости в конце тайма либо матча. Играющие, имеющие сильную нервную систему и инертность нервных процессов, напротив, лучше проводят концовки таймов и матчей и хуже - начало игры. Такие игроки медленнее врабатываются, однакоспособны лучше мобилизоваться в конце игры [8].Т. Градовская на основе своего исследования пришла к выводу, что волейболисты с чертами слабого типа нервной системы на тренировках проявляют недостаточную работоспособность, мало повышающаяся вовремя соревнования. Сильные либо длительные раздражители вызывают у таких спортсменов тормозные процессы, которые проявляются в снижении темпа, точности и успешности игры. В ходе соревнованийсамые большие дифференциации между «сильными» и «слабыми» игрокамиотмечаются в характере игры, т.е. в проявление степени таких качеств как активность, агрессивность, эффективность действий, настойчивость [3].Результаты обследования юных футболистов О.В. Дашкевича и И.А. Клесова, нацеленного на определение личностных особенностей игроков, которые обеспечиваютрезультативность и надежность выступлений в соревнованиях демонстрируют, что активным спортсменам присуща умеренно выраженная подвижность нервной системы, неуравновешенность нервных процессов с доминированием возбуждения. С иной стороны, очень выраженная подвижность нервной системы будет неблагоприятной для осуществления точностных параметров действий. Благоприятные предпосылки же состоят в уравновешенности нервных процессов и силе процессов торможения. Надежность точности с достовернуюимеет взаимосвязь со следующими свойствами нервной системы: силой торможения, подвижностью и уравновешенностью нервных процессов.Известно, что индивидам,у которыхдоминирует сила нервной системы по торможению,присущикачества собранности, хладнокровности, владения собой и пр., необходимые для надежности деятельности в экстремальных условиях. Скорее всего, сила процесса торможения - это один из базисных психофизиологических свойств нервной системы, которые тесно связаны с надежностью деятельности юных спортсменов.Результаты исследования успешности игровых действий в зависимости от экстремальности игровой ситуации на примере 60 волейболистов разной квалификации Ю.П. Парашина,показывают, что при низкой экстремальности («легкая» игра) лучшие результаты демонстрировали спортсмены, имеющие более слабую нервную систему, а в свою очередь с повышением сложности игры в большей степени имели волейболисты с сильным типом нервной системы. В связи с этим, можно констатировать, что с повышением экстремальности (увеличение темпа и интенсивности поступающей игровой информации, повышенная ответственность) высокая выносливость, работоспособность нервных структур помогает сохранить «рабочие параметры», главным из которых является мгновенное реагирование и быстрое принятие решений при жестко ограниченном лимите времени [8].Но темперамент представляет собой сложную систему закономерно связанных свойств с широкими возможностями взаимокомпенсаций одних свойств иными. Как раз соотношение свойств, а не их рядоположенные характеристики предопределяют реакцию игрока на экстремальную ситуацию. У тех у кого доминирует слабый тип нервной системы иногда низкую работоспособность может компенсировать, к примеру, возрастание чувствительности, что дает им возможность более четко улавливать изменения в окружающеммире. И не только компенсация «отрицательных» свойств «положительными» может оказывать влияние на ход спортивной деятельности. Темперамент непосредственнооказывает влияние на формирование индивидуального стиля деятельности играющего, и как раз благодаря индивидуальному стилю деятельности игроки, имеющие различные свойства темперамента способны достигать одинаково высокого результата [6].Б.А. Вяткин разработал методику определения типа темперамента спортсменов, которая основана на наблюдении за проявлениями свойств нервной системы в различных условиях их деятельности (учебно-тренировочные занятиях, соревнованиях и пр.). В методикувходитсписок высказываний из 3-ех групп, которые соответствуют показателям силы нервной системы со стороны возбуждения, силы нервной системы со стороны торможения, подвижности нервных процессов [2]. Преимущество данной методики заключается в том, что не всегда имеется возможность провести тестирование спортсменов посредством опросника, а в этом тесте как эксперт может выступить тренер, врач, сотрудник КНГ - человек, у которого есть возможность непрерывно наблюдать за деятельностью и поведением спортсменов.ЗаключениеВоля является сознательным регулированием личностью собственного поведения и своей деятельности, которое выражается в умении преодолевать, как внутренние, так и внешние затруднения при осуществлении целенаправленных поступков и действии. В общей психологии несколько подходов к пониманию воли: воля как волюнтаризм; воля как свободный выбор; воля как произвольная мотивация; воля как долженствование; воля как психическая регуляция и контроль за действием.К волевым качествам, чаще всего, относят силу воли, выдержку, самообладание, целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, самоконтроль, самооценка и сознательная дисциплина. В целях развития силы воли родители должны научить своего ребенка сознательно себя дисциплинировать. Важное место в развитии волевых качеств занимает школа. В процессе обучения педагог может оказывать большое влияние на детей, если, конечно же, у него самого хорошо развиты волевые качества.Волевая регуляция – это способность мобилизации само себя, фокусировании своего внимании в избранном направлении. В общей психологии существует несколько взглядов на волевую регуляцию: волевая регуляция зависит от силы мотива; волевая регуляция как борьба мотивов; изменение смысла действия; эмоционально-волевая регуляция; волевая регуляция - это самостоятельное волевой свойство. Главной функцией волевой регуляции является усиление эффективности процесса деятельности.Список использованных источниковАлешина А. С. Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом / А. С. Алешина, О. Б. Аношкина. // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 500-504.Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии.— СПб.: Алетейя, 2007. –544 с.Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. – 256 с. Захарова И. Н. Волевые качества личности // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86.Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. — 368 с.Ильин Е.П. Психология спорта. – Спб.: Питер, 2008. – 352 с. Каменская В.Г., Алексеева Е.Е. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. - № 10- С. 1-8.Макунина О.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11791 (дата обращения: 10.06.2024).Михалькова Е. И. Воля личности в современной психологии // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 95-104. Мосина Н.В. ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 6. – С. 16-21.Петухов И.В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 159-161.Подрезов И.Н. ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Наука-2020. – 2020. № 3 (39). – С. 117-120.Психология спорта. Хрестоматия. // сост. А.А. Тарас. – М.: АСТ, 2005.Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. ‒ Ленинград: Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, Кафедра психологии, 1977. — 48 с.Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – Спб.: Питер, 2002. – 384 с.
1. Алешина А. С. Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом / А. С. Алешина, О. Б. Аношкина. // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 500-504.
2. Басов М. Я. Воля как предмет функциональной психологии.— СПб.: Алетейя, 2007. –544 с.
3. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2009. – 256 с.
4. Захарова И. Н. Волевые качества личности // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 84-86.
5. Ильин Е. П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
6. Ильин Е.П. Психология спорта. – Спб.: Питер, 2008. – 352 с.
7. Каменская В.Г., Алексеева Е.Е. Свойства нервной системы и темперамента в структуре индивидуально-типологических особенностей человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. - № 10- С. 1-8.
8. Макунина О.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11791 (дата обращения: 10.06.2024).
9. Михалькова Е. И. Воля личности в современной психологии // Молодой ученый. — 2023. — № 33 (480). — С. 95-104.
10. Мосина Н.В. ХАРАКТЕРИСТИКА И УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 6. – С. 16-21.
11. Петухов И.В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-3. – С. 159-161.
12. Подрезов И.Н. ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Наука-2020. – 2020. № 3 (39). – С. 117-120.
13. Психология спорта. Хрестоматия. // сост. А.А. Тарас. – М.: АСТ, 2005.
14. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Учебное пособие. ‒ Ленинград: Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, Кафедра психологии, 1977. — 48 с.
15. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. – Спб.: Питер, 2002. – 384 с.