Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 60 60 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 16.08.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Сущность проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников 9
1.2. Внеурочная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников 16
Выводы по первой главе 24
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности духовно-нравственного воспитания у младших школьников 25
2.2. Реализация программы по формированию духовно-нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности 35
2.3. Проверка эффективности программы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников 47
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Фрагмент для ознакомления

В каждой игре существуют определенные правила, позволяющие контролировать ход игры, порядок выполнения действий. Программа внеурочной деятельности клуба «Взаимодействие»Таблица 7.Содержание занятий клуба «Взаимодействие»№п/пТема занятияСодержание занятияБлок 1. – Я и мы: развитие умений самопознания1.Занятие 1. Я хочу общатьсяЭто первое занятие, поэтому перед учителем стоит задача познакомить поближе между собой участников группы.Всем участникам выдается по два листа бумаги. На одном листе каждый участник кратко рассказывает о себе, выделяя свои достоинства и недостатки. На втором листе участник описывает свои мечты и планы. Для заполнения данных листов можно использовать вырезки из газет и журналов, текстов, рисунков, фотографий, надписей и т.д. Затем первый лист крепится участнику на грудь, вперед, а второй листок сзади, на спине. После этого участники прогуливаются по комнате и знакомятся друг с другом, задают вопросы, обсуждают увиденное. Должна звучать негромкая расслабляющая музыка, как бы фоном для неторопливой беседы. После краткого знакомства между собой педагог проводит общую беседу с группой. Обсуждаются следующие вопросы:Удалось ли вам рассказать с помощью коллажа о себе?При составлении коллажа удалось ли вам понять, какой вы человек?Нашли ли вы среди участников группы человека, похожего на вас?Можно ли эффективно взаимодействовать с другими, не зная кто ты сам?Какой коллаж вам запомнился больше всех? Почему?Может ли данное занятие повлиять на развитие различных качеств человека? Как? В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия. Участники должны провести самооценку своего вклада в работу над собой и взаимооценку. Адекватно реагировать на критику, если такая будет наблюдаться, обладать и умением самокритично оценивать свои действия.Продолжение таблицы 7.2.Занятие 2. Личность как самоценность в процессе общения.Вся группа разбивается на пары. В течение 5 минут каждый участник рассказывает своему партнеру о себе, через пять минут они меняются ролями: один говорит, другой слушает. После этого, команда собирается вместе и каждый представляет своего партнера, пытается наиболее подробно рассказать о нем, можно использовать жесты, мимику и др., которые использует в своей речи партнер.Обсуждение: Группа переходит к обсуждению данного задания. При этом важно ответить на вопросы:1. Какие вы испытали чувства, посмотрев на себя со стороны?2. Сложно ли показать другого человека, вжиться в его образ?3. Понравился ли вам ваш образ, представленный партнером?4. Что бы вам хотелось изменить в этом образе?Игра «Школа благородных манер». Обсуждение темы «Культурный человек», «Культурное поведение», «Нравственные понятия». Конкурс рисунков «Общие дела с друзьями» Рефлексия.3.Занятие 3. Кто я?На данном занятии детям в игровой форме предлагались различные задания, которые помогали лучше узнать самого себя. На большом плакате написаны различные имена прилагательные, которые характеризуют качества характера, например, слабый, хвастливый, справедливый и др. Школьникам показывается данный плакат и предлагается каждому продолжить предложение: Я думаю, что я…. Другие думают, что я…Мне хочется быть…После этого происходит обсуждение данных предложение. Важно, чтобы во время обсуждения сам педагог или другие дети не обидели никого из детей, не нанесли ребенку психологической травмы.Беседа на тему: Привычки: хорошие и плохие». Рефлексия.Продолжение таблицы 7.4.Занятие 4. Мои драконыДанное занятие включало в себя различные арт-терапевтические технологии:Первым направлением является музыкотерапия - с помощью данной технологии у детей происходит развитие слухового внимания, коммуникативныхспособностей, фантазии, мышления; Следующее направление - изобразительная деятельность - с помощью данной технологии происходит развитие мелкой моторики, мышление, воображение,фантазия.Рефлексия.Блок 2. – Заведи сто друзей: развитие умений общения5.Занятие 5. Я чувствую, что ты…Данное занятие проводилось также с применением игровой технологии. Детям необходимо было распознать состояние другого ребенка без слов. Для этого использовалась игра «Мимические маски», где дети должны были без слов показать свое состояние, например, грусть, счастье или смущение. Также были использованы такие игры как «Вырази эмоцию» и «Передача эмоций».С помощью данного занятия младшие школьники старались разобраться в чувствах другого человека без слов, только по его мимике, жестам, с помощью средств невербальной коммуникации.При этом педагог заострял внимание на том, что нужно сделать другому человеку, если он увидел, что его друг, одноклассник чем-то расстроен, как ему помочь, как вежливо и не навязчиво помочь ему справиться с душевной травмой, предоставить возможность рассказать о своей проблеме.Рефлексия.6.Занятие 6. Слушаю и слышуУчитель сначала объясняет группе, что руководить собранием, дискуссией – это особое искусство, которое требует значительных умений. Далее каждый участник получает (вытаскивает как в лотерее) листок на котором написана его роль в сегодняшней дискуссии, но, что написано на листочке, он не показывает никому. Далее все участники обсуждают тему дискуссии, которая интересна всем присутствующим. Только после этого один из участников признается, что ему досталась роль ведущего дискуссии. Остальные участники не говорят о том, какие роли им достались.Педагог дает несколько минут для подготовки к проведению дискуссии, затем вся группа включается в беседу. После проведения дискуссии (она длится 15-20 мнут) все участники переходят к обсуждению своих ролей. Кто-то «работал» занудой, кто-то – спорщиком и т.д.Рефлексия. Обсуждение роди ведущего дискуссии. Ему досталась самая сложная роль. Справился ли он со своей задачей?Продолжение таблицы 7.7.Занятие 7. Смысл сказанного…Я понимаю тебя!В начале занятия все участники становятся в круг, потягивают руки в центр круга, а педагог соединяет руки участников, перепутывая их как можно сложнее между собой. Далее, когда путаница создана, то учитель дает команду распутаться при этом, не расцепляя рук. Педагог поддерживает школьников, стремиться сохранить азарт игры, напряжение. Задание выполняется за ограниченное время.Обсуждение: По завершении игры участники стараются ответить на следующие вопросы:1. Какие впечатления получили участники?2. Чем они хотят поделиться руг с другом?3. Как можно было эффективнее решить проблему?4. Кто был выдвинут группой в качестве лидера?5. Может лидер сам провозгласил себя?6. Как группа отнеслась к выполнению этого задания?Рефлексия.8.Занятие 8. Я вам хочу сказатьГруппе необходимо объединиться в команды по три человека. Группа должна будет рассказать любую известную сказку. Каждый из членов группы будет выполнять свою роль. Первый член группы будет сказочником. Он садится на стул, руки его заложены за спину. Он будет беззвучно открывать рот, имитируя роль рассказчика. Второй член команды садится на корточки позади сказочника и протягивает под мышками ему свои руки. Он будет в течение всей сказки жестикулировать. Третий участник этой команды и будет излагать саму сказку. В выполнение этого задания важна синхронность в жестикуляции и артикуляции, что показывает умения игроков работать в команде.Обсуждение: Когда все команды покажут свою версию сказки, то группа собирается вновь для обсуждения этого задания. Вопросы для обсуждения:1. Что было самым трудным в этом задание?2. Как это задание может научить вас навыкам, которые вы сможете применять при общении друг с другом?3. Какие качества лидера проявили участники в процессе игры?РефлексияОкончание таблицы 7.Блок 3 – Творчество и креатив: навыки самореализацииЗанятие 9. Творим своими рукамиДанное занятие было посвящено совместному творчеству. Школьникам было предложено самостоятельно придумать название газеты, которую они хотели бы издать и создать ее. Важно, чтобы ученики смогли в процессе деятельности договориться между собой и каждый из детей почувствовал себя членом коллектива.Рефлексия.Занятие 10. Успешный ученик: закрепление пройденного материалаНа этом занятие подводятся итоги работы клуба. Еще раз можно провести наиболее понравившиеся игры для группы или попробовать новые. В течение всего занятия группа отвечает на основные вопросы тренинга: как завести как можно больше друзей? Что нужно делать, чтобы другие люди слушали тебя? Как ты должен слушать других людей? Как научиться договариваться с другими людьми? Рефлексия.Таким образом, разработка программы внеурочной деятельности с обучающимися 3 класса общеобразовательной школы включала в себя различные блоки и занятий. Программа была реализована в экспериментальной группе в виде занятий по внеурочной деятельности в течении 3 месяцев. Программа реализовывалась на базе созданного клуба, основной целью данных занятий было повышение уровня сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников, повышение их уровня духовно-нравственной воспитанности. 2.3. Проверка эффективности программы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьниковКонтрольный этап эксперимента является важным этапом работы по формированию духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, так как этот этап позволяет определить степень эффективности разработанной и реализованной программы, а также выявить ошибки и недостатки в работе, определить направления, на которые педагогу следует обратить особое внимание.В рамках контрольного этапа была проведена повторная диагностика полученных результатов с целью определения эффективности реализованной программы. В контрольной группе результаты диагностики не изменились. В экспериментальной группе результаты несколько повысились, но не значительно, что мы связываем с непродолжительностью проведенной программы. Результаты повторной диагностики были представлены в виде таблиц и диаграмм. Первым было проведено анкетирование «Нравственные понятия» Н.И.Курносовой, Н.Н.Александровой. Данные этого теста представлены в следующей таблице (табл. 8). Таблица 8.Уровни сформированности нравственных понятийуровниЭГдо реализации программыЭГпосле реализации программывысокий01средний66низкий43Для лучшей наглядности данные таблицы представлены в виде диаграммы (рис. 6.).Рис. 6. - Уровни сформированности нравственных понятийДалее представляем результаты диагностики нравственной мотивации. Данные этого теста представлены в следующей таблице (табл. 9.).Таблица 9.Уровни сформированности нравственной мотивацииуровниЭГдо реализации программыЭГпосле реализации программывысокий12средний66низкий32Для лучшей наглядности данные таблицы представлены в виде диаграммы (рис. 7.).Рис. 7. - Уровни сформированности нравственной мотивацииДалее приведем результаты диагностики уровня нравственной самооценки. Данные этого теста представлены в следующей таблице (табл. 10). Таблица 10. Уровни сформированности нравственной самооценкиуровниЭГдо реализации программыЭГпосле реализации программывысокий13средний55ниже среднего22низкий20Для лучшей наглядности данные таблицы представлены в виде диаграммы (рис. 8.).Рис. 8. - Уровни сформированности нравственной самооценкиПоследним представляем результаты диагностики отношения к жизненным ценностям. Данные этого теста представлены в следующей таблице (табл. 11). Таблица 11.Уровни сформированности отношения к жизненным ценностямуровниЭГдо реализации программыЭГпосле реализации программывысокий02средний55ниже среднего22низкий31Для лучшей наглядности данные таблицы представлены в виде диаграммы (рис. 9.).Рис. 9. - Уровни сформированности отношения к жизненным ценностямТакже, как и на констатирующем этапе эксперимента все полученные данные на контрольном этапе были объединены и обобщены. Сравнительные результаты уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников представлены в таблице 12.Таблица 12.Сравнительные результаты духовно-нравственной воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапе экспериментауровниЭГдо реализации программыЭГпосле реализации программывысокий02средний66низкий42Для лучшей наглядности данные таблицы представлены в виде диаграммы (рис. 10.).Рис. 10. - Сравнительные результаты духовно-нравственной воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапе экспериментаТаким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что занятия по внеурочной деятельности, направленные на духовно-нравственное воспитание младших школьников достаточно эффективны. Однако, такие занятия необходимо проводить регулярно и систематически с целью повышения уровня воспитанности детей начальных классов и формирования у них стойкой мотивации к самосовершенствованию, самообразованию, самовоспитанию, формирования высоких моральных и нравственных принципов, мировоззрения, основанного на этих высоких категориях.Выводы по второй главеРезультаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство младших школьников обладают низким уровнем духовно-нравственного воспитания. Для формирования значимых ценностных ориентаций у детей начальных классов необходима грамотно организованная воспитательная работа во внеурочной деятельности.Эффективная воспитательная работа в общеобразовательной школе должна учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка и дифференцированно, избирательно предоставлять каждому отдельному ученику возможности для участия в социальной жизни. Воспитательная работа во внеурочной деятельности построена на формировании у каждого школьника значимых личностных качеств, способствует его интеллектуальному и культурному развитию.Воспитательный процесс должен предоставлять возможность для каждого ученика к участию в различных кружках, секциях, клубах и др. Воспитательная работа, организованная в общеобразовательной школе, должна позволить каждому школьнику проявить свои творческие способности, предоставить возможности для самореализации. Разработанная и реализованная программа по духовно-нравственному воспитанию учеников 3 класса, организованная в рамках данного исследования, доказала свою эффективность, которая была подтверждена в ходе контрольного этапа эксперимента. Хотя уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников в экспериментальной группе изменился не значительно, при систематических, целенаправленных занятиях в данном направлении можно добиться более высоких результатов в данном направлении. ЗАКЛЮЧЕНИЕКаждый человек хочет быть успешным. Задача педагога общеобразовательной школы – создать ситуацию успеха в обучении для каждого ребенка. Успешность обучения в школе является фундаментом для успешности в дальнейшей жизни, профессии, карьере. Почувствовав себя успешными при получении образования, школьники смогут и затем, в самостоятельной жизни сами создавать ситуации успеха для себя и окружающих. Для учителя важно создание таких психолого-педагогических условий для школьника, при которых он сможет проявить свою активность, самостоятельность, творчество.Создание комфортной психолого-педагогической атмосферы при обучении в общеобразовательной школе довольно сложная задача, так как связана с многими факторами. Это и общая организация образовательного процесса, и желание педагога использовать на своих занятиях разнообразные формы организации учебной деятельности и личность самого школьника, от которого зависит его нацеленность на результат, мотив, с которым он пришел учиться. И, здесь опять важна роль педагога, который в процессе личного общения может расположить к себе ученика, заинтересовать его своим предметом, увлечь различными видами деятельности. Учеба – главный вид деятельности для обучающихся начальных классов и от успешности обучения зависит его дальнейшее становление как профессионала и как личности. Становление личности каждого человека зависит от его сформированных духовно-нравственных качеств, его ценностных установок, ориентации на конструктивное взаимодействие с другими людьми. Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе является важнейшим компонентом в формировании духовно-нравственных ценностей ребенка. Именно, во внеурочной деятельности ребенок может более полно раскрыть свои способности, научиться общению и коммуникации, освоить навык безконфликтного взаимодействия, укрепить ценности семьи, дружбы, любви, сформировать основу своего мировоззрения, основанного на любви к семье, Родине, помощи ближним.Входе данного исследования была изучена теоретическая литература по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников, а также рассмотрены особенности внеурочной деятельности, как одного из средств духовно-нравственного воспитания детей начальных классов.В опытно-экспериментальной части работы была проведена первичная и повторная диагностика уровня сформированности духовно-нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Была разработана и апробирована программа по повышению уровня сформированности духовно-нравственного воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:- духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в начальной школе как целенаправленный и систематический процесс;- внеурочная деятельность является эффективным средством в духовно-нравственном воспитании младших школьников;- благодаря активному участию младших школьников в занятиях по внеурочной деятельности уровень сформированности духовно-нравственных ценностей может повыситься.Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования была подтверждена.БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПриказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 29.05.2024).Абдулатипова, Э. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через формирование личностно-ориентированной компетентности / Э. А. Абдулатипова // Психология и педагогика детства : Материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов, Махачкала, 18 октября 2023 года. – Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. – С. 83-88. Адыг-Тюлюш, А. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами классного часа / А. Б. Адыг-Тюлюш // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 77-81. Богомолова, Н. И. Семья и школа в духовно - нравственном воспитании младших школьников / Н. И. Богомолова // Роль науки и образования в модернизации современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 19 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 31-33. Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС / И. В. Верховых // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7(25). – С. 27-29. Воронкова, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание школьника через урочную и внеурочную деятельность / Е. Ю. Воронкова // Краеведческое образование - основа становления духовно-нравственных ценностей личности : Материалы Третьей научно-практической конференции, Армавир, 08 февраля 2023 года. – Краснодар: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, 2023. – С. 75-78. Воронова О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронова Ольга Алексеевна. – Иркутск, 2006. – 21 с. Говоркова, Н. В. Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Говоркова // Начальное образование сегодня и завтра : Сборник статей по итогам VI Международной научно-практической конференции педагогов и студентов, Челябинск, 25 ноября – 02 2019 года. – Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2020. – С. 63-68. Гончарова, Е. Е. Духовно - нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность / Е. Е. Гончарова // Наука: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 01 августа 2016 года / Ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 120-121. Дмитриева Ю. А. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности на уроках окружающего мира у младших школьников / Ю. А. Дмитриева // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года : материалы научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2019 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. – С. 100-103. Дормидонтова, Л. П. Организация инновационной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Дормидонтова // Инновационная деятельность в образовательных организациях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 29 марта 2018 года / Ответственный редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2018. – С. 213-216. Дьячкова, М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 12. – С. 142-150.Журкова, А. С. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников / А. С. Журкова // Дети и детство в современном провинциальном социуме : Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20–21 апреля 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 182-185. Зинченко Т. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Т. Г. Зинченко, Л. Н. Рудь // Вестник научных конференций. – 2022. – № 8-2(84). – С. 52-53. Козяр, Д. А. Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Д. А. Козяр // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее : сборник статей, Оренбург, 20–21 апреля 2022 года / ФГБОУ ВО «Оренбургский государственый педагогический университет», Институт дошкольного и начального образования; Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина; Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка; Баишев университет. – Оренбург: Издательство «ТЦ Сфера», 2022. – С. 72-75.Куприна, М. В. Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности / М. В. Куприна, А. Ю. Скворцова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 1-2(65). – С. 92-96. Левашова О. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / О. П. Левашова // Альманах мировой науки. – 2016. – № 5-2(8). – С. 73-74.Лявина, В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / В. А. Лявина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 208-212. Мантрова М. С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников / М.С. Мантрова // Карельский научный журнал. – 2020. – Том 9. – № 3 (32) – с. 51-54. Маркушевич М. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование свободного программного обеспечения в учебно-воспитательном процессе начальной школы / М. В. Маркушевич, О.В.Погосова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 17 сентября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 42-48. Ольхова, А. В. Методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления / А. В. Ольхова, Б. В. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3. – С. 69-81.Певцова Л. И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Л. И. Певцова // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности : Межвузовский сборник научных работ IХ Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 11–13 декабря 2014 года / Редактор-составитель А.Е. Новиков. Том Выпуск 8. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. – С. 32-34. Романов, В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во взаимодействии школы и семьи / В. А. Романов // Приднепровский научный вестник. – 2024. – Т. 3, № 2. – С. 27-33. Сапожникова А. Г. Диалоговое взаимодействие как один из механизмов духовно-нравственного воспитания младших школьников / А.Г.Сапожникова // Цели и ценности современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 28–30 марта 2018 года / Отв. ред. В.Э. Черник. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. – С. 171-176. Сергеева, М. В. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника / М. В. Сергеева, Ю. А. Петрова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 5-7(61). – С. 221-224. Сорокина С. Е. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / С. Е. Сорокина // Наука и молодежь – 2020: взгляд в будущее : международный научно-практический форум, Оренбург, 22–23 апреля 2020 года. – Оренбург: ТЦ Сфера, 2020. – С. 182-183. Тургунбаева Ж. Ж. Теоретические особенности методики духовно-нравственного воспитания младших школьников / Ж. Ж. Тургунбаева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 2. – С. 137-144. Тыщук, Д. С. Анализ понятия «духовно-нравственные ценности»: педагогический контекст / Д. С. Тыщук // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2022. – Т. 77, № 1. – С. 12-19. Ушенкина, Е. Г. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников / Е. Г. Ушенкина, Т. Н. Галич // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 16 февраля 2024 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. – С. 634-636. Феталиева, Л. П. Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Феталиева // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: : материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 45-летию образования факультета начальных классов, Махачкала, 29 января 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 399-403.Цветкова О. А. Основные направления духовно-нравственного воспитания младших школьников / О. А. Цветкова, О. С. Джафарова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ, Симферополь, 21 марта 2018 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 297-300.Широких, В. Н. Развитие личности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности / В. Н. Широких, Л. А. Савина // Вестник научных конференций. – 2020. – № 4-2(56). – С. 116-117.

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 29.05.2024).
2. Абдулатипова, Э. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через формирование личностно-ориентированной компетентности / Э. А. Абдулатипова // Психология и педагогика детства : Материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов, Махачкала, 18 октября 2023 года. – Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. – С. 83-88.
3. Адыг-Тюлюш, А. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами классного часа / А. Б. Адыг-Тюлюш // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 77-81.
4. Богомолова, Н. И. Семья и школа в духовно - нравственном воспитании младших школьников / Н. И. Богомолова // Роль науки и образования в модернизации современного общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, Оренбург, 19 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Оренбург: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2019. – С. 31-33.
5. Верховых И. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС / И. В. Верховых // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7(25). – С. 27-29.
6. Воронкова, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание школьника через урочную и внеурочную деятельность / Е. Ю. Воронкова // Краеведческое образование - основа становления духовно-нравственных ценностей личности : Материалы Третьей научно-практической конференции, Армавир, 08 февраля 2023 года. – Краснодар: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, 2023. – С. 75-78.
7. Воронова О. А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронова Ольга Алексеевна. – Иркутск, 2006. – 21 с.
8. Говоркова, Н. В. Деятельность педагога по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Говоркова // Начальное образование сегодня и завтра : Сборник статей по итогам VI Международной научно-практической конференции педагогов и студентов, Челябинск, 25 ноября – 02 2019 года. – Челябинск: Южно-Уральский центр РАО, 2020. – С. 63-68.
9. Гончарова, Е. Е. Духовно - нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность / Е. Е. Гончарова // Наука: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 01 августа 2016 года / Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 120-121.
10. Дмитриева Ю. А. Формирование коммуникативных УУД в проектной деятельности на уроках окружающего мира у младших школьников / Ю. А. Дмитриева // Стратегия развития российского образования на период до 2025 года : материалы научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2019 года. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2019. – С. 100-103.
11. Дормидонтова, Л. П. Организация инновационной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Дормидонтова // Инновационная деятельность в образовательных организациях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 29 марта 2018 года / Ответственный редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2018. – С. 213-216.
12. Дьячкова, М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 12. – С. 142-150.
13. Журкова, А. С. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников / А. С. Журкова // Дети и детство в современном провинциальном социуме : Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, Саранск, 20–21 апреля 2023 года. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2023. – С. 182-185.
14. Зинченко Т. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Т. Г. Зинченко, Л. Н. Рудь // Вестник научных конференций. – 2022. – № 8-2(84). – С. 52-53.
15. Козяр, Д. А. Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Д. А. Козяр // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее : сборник статей, Оренбург, 20–21 апреля 2022 года / ФГБОУ ВО «Оренбургский государственый педагогический университет», Институт дошкольного и начального образования; Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина; Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка; Баишев университет. – Оренбург: Издательство «ТЦ Сфера», 2022. – С. 72-75.
16. Куприна, М. В. Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности / М. В. Куприна, А. Ю. Скворцова // Вестник научных конференций. – 2021. – № 1-2(65). – С. 92-96.
17. Левашова О. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / О. П. Левашова // Альманах мировой науки. – 2016. – № 5-2(8). – С. 73-74.
18. Лявина, В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / В. А. Лявина // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12-2. – С. 208-212.
19. Мантрова М. С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников / М.С. Мантрова // Карельский научный журнал. – 2020. – Том 9. – № 3 (32) – с. 51-54.
20. Маркушевич М. В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование свободного программного обеспечения в учебно-воспитательном процессе начальной школы / М. В. Маркушевич, О.В.Погосова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 17 сентября 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – С. 42-48.
21. Ольхова, А. В. Методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления / А. В. Ольхова, Б. В. Сергеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 3. – С. 69-81.
22. Певцова Л. И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Л. И. Певцова // Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности : Межвузовский сборник научных работ IХ Всероссийской научно-практической конференции, Череповец, 11–13 декабря 2014 года / Редактор-составитель А.Е. Новиков. Том Выпуск 8. – Череповец: Череповецкий государственный университет, 2018. – С. 32-34.
23. Романов, В. А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во взаимодействии школы и семьи / В. А. Романов // Приднепровский научный вестник. – 2024. – Т. 3, № 2. – С. 27-33.
24. Сапожникова А. Г. Диалоговое взаимодействие как один из механизмов духовно-нравственного воспитания младших школьников / А.Г.Сапожникова // Цели и ценности современного образования : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 28–30 марта 2018 года / Отв. ред. В.Э. Черник. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. – С. 171-176.
25. Сергеева, М. В. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника / М. В. Сергеева, Ю. А. Петрова // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 5-7(61). – С. 221-224.
26. Сорокина С. Е. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников / С. Е. Сорокина // Наука и молодежь – 2020: взгляд в будущее : международный научно-практический форум, Оренбург, 22–23 апреля 2020 года. – Оренбург: ТЦ Сфера, 2020. – С. 182-183.
27. Тургунбаева Ж. Ж. Теоретические особенности методики духовно-нравственного воспитания младших школьников / Ж. Ж. Тургунбаева // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 2. – С. 137-144.
28. Тыщук, Д. С. Анализ понятия «духовно-нравственные ценности»: педагогический контекст / Д. С. Тыщук // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2022. – Т. 77, № 1. – С. 12-19.
29. Ушенкина, Е. Г. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников / Е. Г. Ушенкина, Т. Н. Галич // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 16 февраля 2024 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2024. – С. 634-636.
30. Феталиева, Л. П. Возможности проектной деятельности как формы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности / Л. П. Феталиева // Совершенствование профессиональных умений и навыков в условиях педагогической практики: : материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 45-летию образования факультета начальных классов, Махачкала, 29 января 2019 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019. – С. 399-403.
31. Цветкова О. А. Основные направления духовно-нравственного воспитания младших школьников / О. А. Цветкова, О. С. Джафарова // Традиции и инновации в педагогике начальной школы : Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ, Симферополь, 21 марта 2018 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2018. – С. 297-300.
32. Широких, В. Н. Развитие личности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности / В. Н. Широких, Л. А. Савина // Вестник научных конференций. – 2020. – № 4-2(56). – С. 116-117.